В чем заключается нормативная проектная деятельность
Нормативная проектная деятельность
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.
Нормативные ситуации сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.
Общая стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдение правила, выработанного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.
Приведем пример. Дети на прогулке уходили играть на территорию другой группы, что приводило к конфликтам с воспитателем. Педагог предложил дошкольникам обсудить ситуацию и ее возможные последствия и выработать правило поведения. В результате дети вместе с воспитателем сформулировали правило: «Если хочешь поиграть с детьми на другом участке, подойди к воспитателю и скажи об этом».
Основным принципом поведения в подобных ситуациях становится обязательное предварительное обращение ребенка к взрослому, согласование правила и контроль за его соблюдением как со стороны воспитателя, так и со стороны ребенка.
В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы.
На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей. Бессмысленно придумывать правила для ситуаций, которые в жизни группы могут встретиться всего несколько раз – такие правила будет невозможно удержать в сознании детей.
На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.
На третьем этапепедагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.
На четвертом этапепедагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоциональное окрашенное представление о данной ситуации.
На пятом этапепедагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
На шестом этапепедагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.
На седьмом этапедети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
Восьмой этапсвязан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.
Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. Как показывает опыт, в детском саду таких правил не так уж много (10-12), но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога. Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников.
Практическое занятие
Разработка содержания проектной деятельности дошкольников разных типов (исследовательский, творческий, нормативный). (см. Приложение: технологическая карта проекта)
Моделирование ситуаций организации проектной деятельности.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. В чем заключается отличие проектной деятельности от других видов деятельности дошкольника?
2. Какую роль выполняют в проектной деятельности дети? Воспитатель?
3. Какой продукт получают дети в результате исследовательской проектной деятельности? в результате творческой деятельности? нормативной деятельности?
Нормативный проект «Мы по правилам живем»
Светлана Кобзева
Нормативный проект «Мы по правилам живем»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сланцевский детский сад № 1 компенсирующего вида»
в рамках работы районного методического объединения
для воспитателей ДОУ по теме
«Развитие навыков проблемно-диалогового общения посредством реализации нормативного проекта «Мы по правилам живем»
Подготовила и провела:
воспитатель С. Б. Кобзева
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап,когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы. Еще труднее ребенку представить, что чувствует другой и чем мотивированы поступки других детей.Ребенок видит только внешнее поведение другого ребенка: толкает, отбирает, мешает, кричит. Определенной проблемой для детей является также и умение рассказать о своих чувствах, желаниях.
Столкновение детских инициатив, когда каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения, приводит к конфликтам. Педагоги для поддержания порядка и дисциплины в группе склоняются к авторитарным ноткам при взаимодействии с детьми и устанавливают, в основном, запрещающие правила «Нельзя бегать в группе», «Нельзя бросать песок в лицо другим детям».
Однако существует более эффективные способы введения в жизнь детей социально одобряемых правил взаимодействия.
По мнению ученых на сегодняшний день проблемно – диалогическое обучение это технология,обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.
Для создания проблемной ситуации можно использовать множество методических приемов:
• Подведение детей к противоречию и предложению самостоятельно найти способ его разрешения;
• Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
• Предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;
• Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
• Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;
• Постановка проблемных задач.
Вашему вниманию мы хотим представить нормативный проект «Мы по правилам живем» как способ развития навыков проблемно-диалогового общения. Ценность этого способа в том, что все правила обсуждаются и принимаются детьми совместно.
Характеристика проекта.
Тип проекта: нормативный.
Направление: коррекция поведения.
Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели.
Внутренние связи: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Проблема: Дети испытывают трудности позитивного разрешения конфликтной ситуации самостоятельно.
Цель: Обучение детей способам позитивной социализации.
o Развивать навыки социального поведения;
o Дать детям знания о принятых в обществе нормах и правилах поведения;
o Обучать детей умению высказываться о своих потребностях;
o Расширять эмоциональный словарь детей;
o Развивать диалогическую речь;
o Развивать коммуникативную культуру.
Результативность: Снижение напряжения во взаимоотношениях между детьми.
Продукт проектной деятельности: создание «свода» правил поведения в ДОУ.
Сейчас я расскажу вам путь создания правила.
Организация работы по нормативному проекту содержит 8 этапов:
1. Выявление педагогом ситуаций, которые, достаточно часто повторяются и характеризуются нежелательными формами поведения детей.
Пример конфликтной ситуации между детьми: «Даня опять пойдет первым, а я тоже хочу!»
2. Инициирование педагогом обсуждения вариантов поведения в данной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.
Предложить различные варианты поведения в данной конфликтной ситуации
3. Педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.
Предлагается изобразить в рисунке нежелательные последствия данной конфликтной ситуации.
4. Педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.
Рассказать о том, что изображено на их рисунках.
5. Детям предлагают подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того, как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
Предполагает совместное обсуждение и выбор наиболее адекватной формы поведения в данной конфликтной ситуации.
6. Педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.
Все рисуют схематическое изображение выбранной формы поведения.
7. Дети объясняют, что нарисовали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на существенных деталях и предлагает на их основе создать окончательный «знак» правила.Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
Выбор окончательного «знака» данного правила.
8. Включение «знака» правила в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.
Количество таких знаков будет зависеть от количества конфликтных ситуаций, для разрешения которых необходимо создание и, естественно, соблюдение правила. Обычно таких знаков накапливается около 10.
При наличии правил более чем одно, возникает необходимость разместить их в одном месте. Это может быть «Сводов правил»: Книга правил, Хоровод правил (схематические изображения правил находятся в карманчиках у матрешек). Паровозик правил и т. д.
Что такое управление проектами
Конкуренция на рынке постоянно растет: чтобы компания могла привлекать и удерживать клиентов, нужно подстраиваться под растущие требования аудитории, оперативно выполнять задачи и решать проблемы. Один из способов эффективно организовать работу внутри компании – проектный менеджмент. В статье расскажем, что такое управление проектами и как система помогает улучшить показатели бизнеса.
Что такое проект и его управление
Проект – комплекс мероприятий, ограниченных по времени, с общей целью: создание нового продукта или услуги, достижение определенных результатов.
Управление проектами – это способ организовать работу таким образом, чтобы выполнить все требования к проекту. Например, закрыть задачи, выдержать сроки и уложиться в бюджет. Чтобы достичь успехов, менеджеру понадобятся технические знания по проекту, качества управленца, умение решать проблемы и организовать работу в коллективе.
Чем отличается проектное управление от традиционного менеджмента
Рассмотрим отличия разных систем управления наглядно.
Традиционный менеджмент: | Управление проектами: |
ориентирован на ход событий | ориентировано на достижение цели |
важен процесс работы | важен результат |
нет дедлайнов | работа связана с соблюдением сроков |
распределяются позиции | распределяются ресурсы |
монотонная регулярная работа | разнообразные задачи |
постоянный персонал, занимающий определенные позиции | проектные команды разных специалистов |
Зачем нужно управление проектами
Проектный менеджмент – это инструмент для достижения стратегических целей. Этот способ управления помогает выявить задачи, важные для развития компании, распределить и направить силы на их достижение.
Управление проектами делит рабочий процесс на части и контролирует бюджет, дедлайны и прогресс на каждом этапе. После завершения работ можно оценить результаты по каждому процессу отдельно и в ракурсе конкретного проекта.
Управление некоторыми рутинными процессами отнимает много времени и приносит неочевидные результаты, поэтому проще их автоматизировать. Например, чтобы понять, что интересует клиентов и улучшать скрипты продаж, приходилось вручную собирать и систематизировать информацию о звонках. Это долго, дорого и, в силу человеческого фактора, неточно.
Теперь эти задачи можно решить с помощью сервиса Предикт от Calltouch. Система позволяет проанализировать разговор без участия менеджера, промаркировать и упорядочить обращения, чтобы найти сильные и слабые стороны скрипта и определить эффективность рекламных кампаний.
Предикт
Стандарты управления проектами
Это рекомендации и советы, на которые нужно ориентироваться при организации работы. Какие стандарты бывают:
Есть международные стандарты управления проектами – правила организации работы в разных странах. Один из самых известных стандартов – PMBOK (A Guide to the Project Management Body of Knowledge). Это руководство по управлению проектами, где есть вся терминология и базовые принципы. Его применяют в более 160 странах мира.
Роли в проекте
Роль в проекте – это набор функций и полномочий для разделения обязанностей между членами команды. Стандарт PMBOK выделяет следующие роли:
Важный вопрос – организация работы внутри коллектива исполнителей. Чтобы создать эффективную команду, руководитель учитывает навыки, опыт, личные качества сотрудников и распределяет роли внутри команды. Какие виды ролей бывают:
Состав идеальной команды зависит от специфики и целей проекта: можно привлекать дополнительных специалистов или наоборот, исключать лишних.
Кто такой руководитель проекта
Руководитель проекта или проект-менеджер – это человек, который несет ответственность за достижение поставленных целей. Он полностью отвечает за построение рабочего процесса: составляет план, формирует команду и распределяет обязанности, контролирует ресурсы и бюджет, а также корректирует ход работы и следит за соблюдением сроков.
Требования к проект-менеджеру
Какие компетенции понадобятся руководителю проектов в работе:
Преимущества проектного метода управления и его недостатки
Плюсы проектного управления:
Основные этапы управления проектом
Управление проектом – это комплекс действий. Количество и сложность задач, их последовательность зависят от вида проекта: например, строительство дома сильно отличается от работы над разработкой мобильного приложения. Но все проекты, вне зависимости от специфики, проходят примерно одинаковые этапы развития. Их называют жизненным циклом. Рассмотрим основные этапы управления проектом.
Инициирование проекта
На этой стадии определяют суть и цели проекта, выбирают руководителя, рассчитывают предварительный бюджет и ресурсы. Инициация – первичное содержание проекта, которое уточняют и дополняют в процессе. Чем крупнее проект, тем тщательнее прорабатывается этот этап.
Планирование проекта
Теперь нужно определить, как именно будет выполняться проект:
Планирование – это не только создание плана на старте, но и способность подготовиться к будущим проблемам, правкам и изменениям требований.
Исполнение проекта
Следующий шаг – запуск операций по плану. Здесь важно качественно выстроить работу внутри коллектива: всех познакомить, четко объяснить функции и задачи, продумать мотивацию для сотрудников.
Мониторинг и контроль проекта
Нужно контролировать каждый этап работы, а не только итоговые результаты. Аналитика позволяет выявить ошибки и проблемные места, быстро их исправлять и повышать эффективность.
Контролировать работу легче с помощью автоматизированных систем: CRM и других сервисов. Например, сквозная аналитика от Calltouch поможет проанализировать эффективность интернет-рекламы. Система объединяет данные со всех площадок в одном окне. С помощью наглядных отчетов можно сделать выводы об эффективности, оптимизировать затраты и выстроить полноценную воронку продаж.
Сквозная аналитика
Закрытие проекта
На этом этапе оформляют документы и передают результаты заказчику, либо инициируют фазу нового проекта. Важно получить обратную связь от заказчика: это поможет глобально оценить итоги работы и сделать выводы, чтобы не допускать ошибок в будущем.
Подходы к управлению жизненным циклом проекта
Жизненным циклом можно управлять: от этого зависит результативность проекта. По подходам к управлению жизненные циклы делят на:
Какую выбрать методологию
Для реализации задач проектного менеджмента используют различные методы. Методология, в отличие от стандартов – это не просто набор терминов и рекомендаций, а конкретный план действий, задающий направление. К числу основных методов можно отнести следующие варианты.
Waterfall
Эту модель еще называют каскадной или водопадной. Главный принцип метода – последовательное и четкое соблюдение всех этапов по заранее продуманному плану. Например, этапы разработки IT-продукта по методологии Waterfall:
В рамках подхода влияние непредвиденных факторов сводится к минимуму: каждый шаг предварительно продумывают и фиксируют. Подходит для проектов, где все требования заранее известны, без необходимости вносить изменения и риска ошибиться.
Agile
В отличие от Waterfall, Agile – целый набор гибких методик. Его главная ценность – это качество продукта, поэтому agile-команды постоянно поддерживают контакт с заказчиком и готовы к любым изменениям и доработкам. Обычно методология используется в IT-сфере при работе небольших групп сотрудников, занятых творческой работой.
Scrum
Scrum – это часть методологии Agile. Здесь тоже в приоритете результат и удовлетворение запросов заказчика, поэтому его максимально вовлекают в процесс. Работа состоит из коротких периодов – спринтов. В рамках спринта создается часть продукта, которую тестируют демонстрируют клиенту. По обратной связи от клиента команда улучшает эффективность.
Kanban
« Kanban » переводится как «доска объявлений». Это тоже часть Agile-философии, включающая ее базовые принципы. Методологию используют для равномерного распределения обязанностей между сотрудниками, чтобы не перегрузить команду.
Инструменты для управления проектами
Чтобы руководителю было проще выстраивать и контролировать процессы, разработчики создают специальные сервисы и ПО, которые автоматизируют часть работы. Самые популярные:
Заключение
Проектный менеджмент – это один из самых прогрессивных методов управления в компании. Его применяют для решения задач в любой сфере: бизнесе, общественной деятельности или госуправлении. Проектный подход позволяет заранее обозначить важные цели и максимально эффективно использовать бюджет и другие ресурсы. Однако сама по себе система не решит проблем. Чтобы выстроить управление в соответствии со спецификой и задачами конкретного бизнеса нужен грамотный менеджер.
Как повысить эффективность проектной деятельности?
Этапы проекта
Как в действительности школьники занимаются проектной деятельностью? Возьмем для примера реальные темы школьных проектов (их легко можно найти в интернете):
Некоторым из этих тем посвящены докторские диссертации и научные труды! А что делает школьник, когда получает тему? Конечно — отправляется искать информацию в интернете. И результат такого проекта нулевой. Необходимые навыки не сформированы, информация в голове не отложилась.
Проблема исследования
Чтобы предупредить негативный исход работы, начинать нужно с проблемы исследования. А заодно и ответить на вопрос: «Что необходимо изучить из того, что не было изучено ранее?»
Требования к учебно-научной проблеме:
Примеры учебно-научных проблем:
Важно отличать проблему от собственно темы. Тема формируется после определения проблемы.
Объект и предмет исследования
Когда есть проблема, нужно разобраться с объектом и предметом исследования — это позволит ученику яснее понимать, над чем он работает. Часто даже первокурсники не понимают, что является объектом, и что — предметом исследования. Например, в теме «В чем заключаются представления молодежи нашего города о жизненном успехе?» Объектом исследования является молодежь нашего города, а предметом — понимание молодежью нашего города жизненного успеха человека.
Цели и задачи проекта
Цель проекта — это то, что достигается посредством реализации проекта. Цель отвечает на вопрос «Что нужно сделать?», однако такая цель как «Я хочу купить еды» не позволяет сформулировать задачу.
Задача отвечает на вопрос «Как?». Необходимо сначала уточнить цель — какой еды? Только после этого узнать, где магазин, а потом пойти и купить.
Для формулировки цели исследования следует использовать глаголы или существительные, передающие смысл не процесса, а совершенного действия и получения каких-то содержательных результатов, например: не проведение анализа (это, кстати, инструмент, а не цель), а выявление роли, интерпретация смысла, формирование типологии и т.д. — то есть как раз то, что вы хотите получить как результат.
То же относится и к формулировке задачи:
Часто дети совершают ошибки при формулировке задачи, и в результате:
Гипотеза исследования
Очень часто школьники (да и научные руководители) забывают, что перед началом работы уже должна быть сформулирована гипотеза, доказательству которой и посвящена работа. А поэтому, кстати, литературу надо искать именно ту, которая подтверждает гипотезу исследования.
Гипотеза исследования — это тот результат, который вы хотите получить в конце. Это обязательно нужно объяснить ребенку. Понимание, чего от него ожидает учитель и каковы будут плоды его деятельности — важный аспект. В гипотезе всегда предполагается некая возможность. С оттенком возможности и нужно формулировать гипотезу:
«Введение такой меры, как „материнский капитал“ может привести к изменению рождаемости».
Это позволяет детям развивать критическое мышление, они учатся анализировать оттенки смысла.
Чем завершить отчет о работе:
Для того чтобы ученик (да и каждый человек) что-то понял, он должен пересказать в своей голове услышанное или прочитанное, как бы перевести на свой собственный понятный язык. Поэтому если ребенок три раза повторит одну и ту же мысль по-разному, это будет означать, что он хорошо понял идею. Попросите детей сформулировать собственное мнение по проблеме. Обычно это становится настоящим испытанием для школьников. В зарубежных вузах даже есть специальный вид задания: Position Paper — эссе, выражающее личное мнение студента. Кроме того, когда ребенок проникся работой и думает о том, что еще можно было бы сделать, ему можно предложить путь дальнейших исследований.
О пособиях для проектной деятельности
Пример из реального пособия по организации проектной деятельности для школьников:
Поисковый этап.
На данном этапе необходимо:
1. Найти информацию по теме.
2. Отобрать необходимые источники информации: словари, энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы.
3. Сопоставить и отобрать информацию, полученную из разных источников, структурировать ее и выделить главное.
4. Сформулировать ключевые слова.
Во-первых, непонятно, где искать источники. Во-вторых, перед началом работы необходимо понимать, каким типом источников пользоваться — первичным, вторичным или третичным.
Обратите внимание — пункт с формулировкой ключевых слов самый последний. Но ведь искать информацию без предварительного определения ключевых слов — нонсенс! А пункт 3 — сопоставить и отобрать информацию — это самый высокий уровень, 6-й в таксономии учебных целей Блума:
В пособии предлагается перескочить все уровни и сразу приступить к оценке суждений. Это тоже невозможно осуществить!
И еще один неудачный пример пособия из интернета:
I этап: выбор темы проекта
II этап: сбор информации
III этап: обдумывание плана работы над проектом
IV этап: реализация проекта
Нас просят сначала собрать информацию, а потом обдумать план работы. Но позвольте, как можно собирать информацию, если нет плана? Несомненно, план работы — это то, с чего начинается любая деятельность!
Как оценивать проект
Мы знаем, что многие из тех проектов, которые делают дети, носят описательный характер. Ребенок едва познакомился с темой и вникнуть во все детали не успел. Как оценивать такой проект? Давайте разберемся. ЮНЕСКО утверждает, что учителя должны формировать у детей два основных навыка:
Если проект носит описательный характер, но в процессе работы ребенок освоил поиск информации в интернете — он уже молодец. Понятно: скопировал — вставил, но ведь это не банальный «копипаст» — ребенок перед этим отобрал нужную информацию. Оба навыка, рекомендованные ЮНЕСКО, освоены. Что ж, работу стоит засчитать! Как говорил Эдуард Бернштейн, «Движение — все, цель — ничто!» Истинно так.
«Намного важнее те знания, которые ребенок усвоил в процессе подготовки к проекту. Именно методика в значительной степени определяет результат».
Если нужно, чтобы ребенок освоил ту информацию, которую вы хотите ему преподнести, дайте задание написать парафраз, то есть подготовить пересказ информации.
Как это осуществить? Прочитать материал, из которого нужно сделать парафраз, и постараться понять его. Найти значения сложных слов и оборотов в словарях и подобрать синонимы, перестроить структуру фраз или абзацев. Отложить текст в сторону и написать своими словами понятый смысл. Еще раз убедиться, что переписанный текст не нарушает смысла и не утратил первичную информацию. Парафраз должен получиться осмысленным. Нужно отредактировать его. Оформить ссылку на оригинальный текст.
Библиографическое описание
Соблюдение авторских прав предполагает наличие ссылки на оригинал материала. Скачайте документ с общими требованиями и правилами составления библиографических записей и описаний. Он подготовлен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Не обязательно изучать его целиком, но основные положения нужно знать, потому что дети должны научиться делать правильные ссылки. Если ссылка оформлена не так, то система антиплагиата выдаст плохой результат.
Пример библиографического описания:
Ю. В. Янушкина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. — Волгоград: ВолГАСУ, 2014. — ISBN 978-5-982766-693-9. — Раздел 1. — С. 8–61. — URL: http://vgasu.ru/attachments/oi_yanushkina_01.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
Поиск информации
90% пользователей просматривают только первые 6 адресов в выдаче поисковой системы. Значит, очень важно, какие сайты будут выведены в топ. Поисковик выдает адреса сайтов, ориентируясь на ключевые слова в тексте. Ключевые слова синонимами не заменяются, а значит, выдача будет различной для пар близких по значению слов. Конечно же, в связи с этим очень важно научить детей грамотно формулировать ключевые слова.
Получив ответ, следует оценить информацию с точки зрения достоверности, точности и обоснованности. Общепринятым является использование методики CARS — Credibility, Accuracy, Reasonableness, Support — Доверие, Точность, Обоснованность, Источники информации (буквальный перевод — «поддержка»). Именно на этапе оценки информации в полной мере проявляется необходимость такого лингвистического умения, которое можно условно назвать лингвистическим анализом формы представления информации.
Траст — степень доверия к сайтам
Оценка соответствия текста возрасту и названию
К сожалению, дети часто не осознают, насколько важно название письменной работы. Порой после получения темы ученик использует формулировку темы в качестве названия. Более того, практически всегда название работы используется в качестве поискового запроса при поиске информации в интернете.
Несовпадение ключевых слов (и, как следствие, смысла) в названии и в тексте работы является признаком того, что тема не раскрыта или недостаточно сужена — в этом случае ключевые слова в названии и в тексте будут принадлежать к разным семантическим кластерам.
В системах поисковой оптимизации существуют интернет-сервисы для оценки качества поисковых запросов. По сути, решается задача оценки релевантности двух текстов. И первый пример — contenthelper.ru — сервис, который оценивает, насколько название релевантно тексту. Сайт ru.readability.io позволяет оценить сложность текста. Его могут использовать и дети, и учителя. Кстати, проверьте, соответствует ли то, что вы написали, возрасту детей. Часто одиннадцатиклассник может написать текст, который по уровню соответствует ребенку 11-12 лет. Владение словарным запасом, лексика, стиль языка — все это можно проверить в системе.
Проверка на плагиат
«Заимствование из одного источника — плагиат, из двух — компиляция, из многих — эрудиция. Поэтому студентам я всегда рекомендую использовать как минимум пять источников для написания любой работы».
Сервис « Адвего » позволяет провести семантический анализ текста. Если у ребенка маленький активный словарный запас, он не может использовать синонимы, и в этом случае классическая и академическая тошнота будут завышены.
При оформлении списка источников важно помнить, что, помимо самого издания, нужно упомянуть и страницу. Если использовать электронную версию бумажного сборника, то нумерация, конечно же, будет соответствовать оригиналу. А если ссылка будет на текст, размещенный на странице сайта, то номер не ставится.
Визуализация работы: облако тегов и семантическое ядро
Облако тегов позволяет увидеть наиболее часто используемые слова, вся работа укладывается в небольшую словарную картинку, где самые распространенные слова из текста начертаны крупнее, а более редкие — мельче. Важно, чтобы главным словом, которое расположено в середине и написано крупным шрифтом, было какое-то понятие, относящееся к теме, или утвердительное слово.
Популярные сервисы для создания облака тегов:
Если же и словарное облако не помогло разобраться в проблеме, можно изучить семантическое ядро текста — там будет показано точное количество наиболее популярных слов в тексте. Так легко можно увидеть, сужена ли тема в работе. Если не сужена, значит, ученик исследует несколько явлений, а это считается отклонением от тематики проекта.
Презентация проекта
Статистика говорит, что преподаватели более старшего возраста рекомендуют детям создавать презентацию в Power Point. Но сейчас есть много сервисов, которые позволяют быстро и красиво сделать слайды:
А вот Google Сайты — отличный конструктор, в котором любой легко сможет создать страницу без навыков html-верстки и web-дизайна. Этот инструмент очень хорош для учителей, которые практикуют проектную деятельность. Можно осуществить совместную работу над сайтом — тогда ученики смогут делиться с вами своими презентациями онлайн.