В чем заключается нравственный выбор человека сочинение гридин
ОГЭ тема «нравственный выбор» по тексту Гридина Алексея Владимировича (ЕГЭ по русскому)
Нравственный выбор-это принятие решения как поступить в определенной ситуации, как поступить на благо себе или на благо окружающим, сделать добро или зло. Нравственный выбор определяет характер человека, его личность, ведь выбор показывает всю истинную сущность человека.
Отрывок текса Гридина Андрея Владимировича показывает нам ситуацию, произошедшую с молодым человеком в транспорте: найдя телефон, который выпал у девушки сидевшей рядом, Женя не захотел отдать его ей. В предложении 3 при помощи фразы «почему это вдруг он должен о ней заботиться, нет уж, пусть таких жизнь учит» автор показывает почему у молодого человека было такое решение. А в предложении 29 А. Гридин показывает, что Женю начинает мучать совесть о содеянном. Но не услышав ответа, Женя пытается забыть об этом случае.
Из этой сцены видно истинный портер человека.
Мой знакомый Ваня рассказывал мне, что однажды стал свидетелем сцены, в которой его одноклассник унижал мальчика. Ваня заступился на мальчика, не смотря на то, что тот когда-то обидел его. Несмотря на свои старые обиды, мой знакомый остался верен своему нравственному выбору-помогать.
Таким образом, нравственный выбор определяет характер человека и показывает истинную сущность человека. (140 слов)
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинение «Нравственный выбор» по тексту Гридина А.В. (Студент Женя Лесневский)
Автор: admin · Опубликовано 19.11.2020 · Обновлено 13.04.2021
В чём заключается нравственный выбор человека?
Начало текста
(1)Студент третьего курса Женя Лесневский не собирался красть мобильный телефон. (2) Он ехал в маршрутном такси, и, когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы, он, пересаживаясь на её место, увидел мобильный телефон на сиденье.
Пример-аргумент подтверждающий ваши рассуждения на основании прочитанного текста
Гридин А. В. в своем тексте рассказывает нам о том, как главный герой не смог сделать правильный нравственный выбор и поэтому испытывал угрызения совести. Молодой парень Женя Лесневский был студентом третьего курса. Он ехал в маршрутке и случайно нашел телефон. Почему-то он решил не отдавать телефон той девушке, которая его обронила, сделав вывод, что жизнь должна научить таких растяп. Автор показывает нам решение этого парня в предложении 3. Однако, по прошествии некоторого промежутка времени, после получения пары звонков на этот мобильный, Женю начинает мучать совесть. Однако, он уже не в силах ничего изменить, так как на телефоне стоит пин-код и найти ту самую девушку в розовой куртке ему не удастся.
Образец готового сочинения
Что такое выбор? По моему мнению, это способность человека принять осмысленное решение, найти правильный выход из сложившейся ситуации. Выбор также определяется свободой человека формировать свою жизнь самостоятельно. Чтобы доказать свою точку зрения, обратимся к прочитанному тексту.
А.В. Гридин повествует об обычном студенте Жене, который вместо того, чтобы откликнуть рассеянную хозяйку телефона, забрал его себе, при этом руководствовался он лишь эгоистичными побуждениями и не подумал о последствиях, совесть всё же напомнила о себе. Об этом говорится в предложении 12 («Разбуженная совесть запоздало заворчала, что не нужно брать чужого…»). А ведь он мог поступить добросовестно и помочь, но выбор был уже сделан! Из этого следует, что выбор может показать настоящую сущность человека, поскольку выбор между добром и злом является самым главным. О данном понятии создано немало произведений в художественной литературе.
В повести А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выбор встает перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или нет. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой – Ленский, смерти которого Евгений не хотел. И на мой взгляд главный герой сделал неправильный выбор, потому что жизнь человека дороже общественного мнения. В данной ситуации выбор раскрывается как умение личности решать свою судьбу и нести ответственность за это решение.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что выбор – осознанно принятое человеческое решение в той или иной ситуации, которое зависит от него самого. Делая выбор, человек руководствуется собственными представлениями о жизни.
В чем заключается нравственный выбор человека сочинение гридин
Выбор – это сознательное решение человека, которое напрямую зависит от его нравственных ценностей. Поэт Ю.Левитанский писал:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Каждый выбирает для себя.
Но я считаю, что этот выбор каждого для себя однозначно связан с тем, что чувствует человек, что подсказывают ему его душа и совесть.
Так, в тексте А.В.Гридина повествуется о «полусонной совести» героя, который не окликнул рассеянную хозяйку телефона и не отдал его ей. Разбуженная совесть парня запоздало заворчала, что не нужно брать чужого, когда раздался звонок мобильного и женщина в трубку прокричала о той беде, которая случилась в семье девушки. Но ехать в больницу искать растеряшу Таню, ради возвращения дешевого телефона, у него желания не было. Не было потому, что Евгений уже сделал свой выбор!
Стоят перед проблемой выбора и герои романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Гринев и Швабрин. Пугачевский бунт покажет, кто из персонажей дорожит честью, а кто нет. Несмотря на попытки Емельяна Пугачева переманить Петра на свою сторону, Гринев не поддался уговорам предводителя восстания, проявив храбрость, стойкость и верность дворянской чести: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Так герой ответил самозванцу, сделав свой выбор. А вот Швабрин, нарушив присягу с первых минут штурма крепости, ради спасения собственной жизни, перешел на сторону бунтовщиков.
Таким образом, прав был поэт Ю.Левитанский, утверждавший что «каждый выбирает для себя» свою дорогу, свою судьбу.
Текст 2.4 (рассказ А. В. Гридина «Чужой телефон»)
(1)Студент третьего курса Женя Лесневский не собирался красть мобильный телефон. (2)Он ехал в маршрутном такси, и, когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы, он, пересаживаясь на её место, увидел мобильный телефон на сиденье. (3)Конечно, можно было крикнуть, остановить эту растяпу, но почему это вдруг он должен о ней заботиться, нет уж, пусть таких жизнь учит. (4)Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще. (5)Он равнодушно повертел телефон в руках: монохромный дисплей, дешёвенькая модель. (6)Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром. (7)Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится. (8)Что ж, не выбрасывать же его просто так.
(9)Лениво беседуя со своей полусонной совестью, он и сам было задремал и даже забыл, что у него в кармане лежит чужой телефон. (10)Очнуться его заставил звонок – тоненький писк, который издавали тщедушные динамики. (11)Лесневский посмотрел на телефон и дождался, когда он смолкнет. (12)Разбуженная совесть запоздало заворчала, что не нужно брать чужого, но в эту минуту послышался новый звонок. (13)Писк ещё тоньше, ещё жалобнее. (14)Лесневский, повинуясь не то безотчетному любопытству, не то благородному порыву, решил ответить звонившему. (15)Едва он нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши.
– (16)Танечка, Танечка, скорее приезжай в областную больницу. (17)С Валей беда. (18)Танечка, ты слышишь, дочка?
(19)Лесневский торопливо нажал на красную клавишу – звук пропал. (20)Он хмыкнул и со страхом посмотрел на телефон. (21)А что он может сделать? (22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. (23)Не ехать же самому в больницу, чтобы искать там какую-то Валю.
(24)Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить. (25)Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться. (26)Он вспомнил, как в детстве ловили в пруду лягушек, клали их на берег и переворачивали на спину. (27)Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. (28)Где-то не работал светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела сирена скорой помощи – и все эти людские беды, которые плотно окружили его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон.
(29)Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи. (30)Он включил телефон, но на дисплее высветилось окошечко для ввода пин-кода, который ему был, понятное дело, неизвестен. (31)Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин. (По А.В. Гридину)*
* Гридин Алексей Владимирович (род. в 1975 г.) – современный российский писатель.
Поделись с другом в социальной сети
В чем заключается нравственный выбор человека сочинение гридин
Выбор – это сознательное решение человека, которое напрямую зависит от его нравственных ценностей. Поэт Ю.Левитанский писал:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Каждый выбирает для себя.
Но я считаю, что этот выбор каждого для себя однозначно связан с тем, что чувствует человек, что подсказывают ему его душа и совесть.
Так, в тексте А.В.Гридина повествуется о «полусонной совести» героя, который не окликнул рассеянную хозяйку телефона и не отдал его ей. Разбуженная совесть парня запоздало заворчала, что не нужно брать чужого, когда раздался звонок мобильного и женщина в трубку прокричала о той беде, которая случилась в семье девушки. Но ехать в больницу искать растеряшу Таню, ради возвращения дешевого телефона, у него желания не было. Не было потому, что Евгений уже сделал свой выбор!
Стоят перед проблемой выбора и герои романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Гринев и Швабрин. Пугачевский бунт покажет, кто из персонажей дорожит честью, а кто нет. Несмотря на попытки Емельяна Пугачева переманить Петра на свою сторону, Гринев не поддался уговорам предводителя восстания, проявив храбрость, стойкость и верность дворянской чести: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Так герой ответил самозванцу, сделав свой выбор. А вот Швабрин, нарушив присягу с первых минут штурма крепости, ради спасения собственной жизни, перешел на сторону бунтовщиков.
Таким образом, прав был поэт Ю.Левитанский, утверждавший что «каждый выбирает для себя» свою дорогу, свою судьбу.
Текст 2.4 (рассказ А. В. Гридина «Чужой телефон»)
(1)Студент третьего курса Женя Лесневский не собирался красть мобильный телефон. (2)Он ехал в маршрутном такси, и, когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы, он, пересаживаясь на её место, увидел мобильный телефон на сиденье. (3)Конечно, можно было крикнуть, остановить эту растяпу, но почему это вдруг он должен о ней заботиться, нет уж, пусть таких жизнь учит. (4)Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще. (5)Он равнодушно повертел телефон в руках: монохромный дисплей, дешёвенькая модель. (6)Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром. (7)Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится. (8)Что ж, не выбрасывать же его просто так.
(9)Лениво беседуя со своей полусонной совестью, он и сам было задремал и даже забыл, что у него в кармане лежит чужой телефон. (10)Очнуться его заставил звонок – тоненький писк, который издавали тщедушные динамики. (11)Лесневский посмотрел на телефон и дождался, когда он смолкнет. (12)Разбуженная совесть запоздало заворчала, что не нужно брать чужого, но в эту минуту послышался новый звонок. (13)Писк ещё тоньше, ещё жалобнее. (14)Лесневский, повинуясь не то безотчетному любопытству, не то благородному порыву, решил ответить звонившему. (15)Едва он нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши.
– (16)Танечка, Танечка, скорее приезжай в областную больницу. (17)С Валей беда. (18)Танечка, ты слышишь, дочка?
(19)Лесневский торопливо нажал на красную клавишу – звук пропал. (20)Он хмыкнул и со страхом посмотрел на телефон. (21)А что он может сделать? (22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. (23)Не ехать же самому в больницу, чтобы искать там какую-то Валю.
(24)Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить. (25)Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться. (26)Он вспомнил, как в детстве ловили в пруду лягушек, клали их на берег и переворачивали на спину. (27)Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. (28)Где-то не работал светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела сирена скорой помощи – и все эти людские беды, которые плотно окружили его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон.
(29)Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи. (30)Он включил телефон, но на дисплее высветилось окошечко для ввода пин-кода, который ему был, понятное дело, неизвестен. (31)Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин. (По А.В. Гридину)*
* Гридин Алексей Владимирович (род. в 1975 г.) – современный российский писатель.
Поделись с другом в социальной сети
Сочинения к варианту №5 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Наконец настал первый экзамен по математике, а я всё был в каком-то странном тумане и не отдавал себе ясного отчёта в том, что меня ожидало. По вечерам на меня находила мысль о том, что надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и нехорошо, но утром, с солнечным светом, я снова был очень доволен собой и не желал никаких изменений.
В таком расположении духа я приехал на первый экзамен.
(1)Наконец настал первый экзамен по математике, а я всё был в каком-то странном тумане и не отдавал себе ясного отчёта в том, что меня ожидало. (2)По вечерам на меня находила мысль о том, что надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и нехорошо, но утром, с солнечным светом, я снова был очень доволен собой и не желал никаких изменений.
(3)В таком расположении духа я приехал на первый экзамен. (4)Я хладнокровно смотрел на тех, кто подходил экзаменоваться, и даже позволял себе подтрунивать над некоторыми.
— (5)Ну что, Грап, — сказал я Иленьке, когда он возвращался от стола экзаменатора, — набрались страха?
— (б)Посмотрим, как вы, — сказал Иленька.
(7)Я презрительно улыбнулся на ответ Иленьки, несмотря на то, что сомнение, которое он выразил, на минуту заставило меня испугаться. (8)Но туман снова застлал это чувство, и я продолжал быть рассеян и равнодушен, так что даже обещался друзьям пойти перекусить в трактир тотчас после того, как меня проэкзаменуют. (9)Когда меня вызвали вместе с Икониным, я оправил фалды мундира и весьма хладнокровно подошёл к столу экзаменатора.
(10)Лёгкий мороз испуга пробежал у меня по спине только тогда, когда молодой профессор посмотрел мне прямо в лицо и я дотронулся до почтовой бумаги, на которой были написаны билеты. (И)Иконин, хотя взял билет с тем же раскачиваньем всем телом, с каким он это делал на предыдущих экзаменах, отвечал кое-что, хотя и очень плохо; я же взял другой билет и на другой ничего не ответил. (12)Профессор с сожалением посмотрел мне в лицо и тихим, но твёрдым голосом сказал:
— Вы не перейдёте на второй курс, господин Иртеньев. (13)Лучше не ходите экзаменоваться. (14)И вы тоже, господин Иконин, — добавил он.
(15)Иконин просил позволения переэкзаменоваться, как будто милостыни,
но профессор отвечал ему, что он в два дня не успеет сделать того, чего не сделал в продолжение года. (16)Иконин снова жалобно, униженно умолял; но профессор снова отказал.
— (17)Можете идти, господа, — сказал он тем же негромким, но твёрдым голосом.
(18)Только тогда я решился отойти от стола, и мне стало стыдно за то, что я своим молчаливым присутствием как будто принимал участие в унизительных мольбах Иконина. (19)Не помню, как я прошёл залу мимо студентов, что отвечал на их вопросы, как вышел в сени и как добрался до дому. (20)Я был оскорблён, унижен, я был истинно несчастлив.
(21)Три дня я не выходил из комнаты, никого не видел, находил, как в детстве, наслаждение в слезах и плакал много. (22)Все тяжёлые, мучительные для самолюбия минуты в жизни одна за другой приходили мне в голову; я старался обвинить кого-нибудь в своём несчастий: думал, что кто-нибудь всё это сделал нарочно, роптал на профессоров, на товарищей, на отца; роптал на провидение, за то, что оно допустило меня дожить до такого позора.
(23)Папа был недоволен мною, но, видя моё страшное огорчение, утешал меня, говоря, что, как это ни скверно, ещё всё дело можно поправить, ежели я перейду на другой факультет. (24)В этом внимании близких людей я видел гордое, оскорбительное для меня снисхождение к человеку, упавшему уже слишком низко. (25)Дня через три я немного успокоился; но никуда не выходил из дома и, всё думая о своём горе, слонялся из комнаты в комнату, стараясь избегать всех домашних.
(26)Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл её, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва.
(27)Я заплакал, но уже не слезами отчаяния. (28)Оправившись, я решился снова писать правила жизни и твёрдо был убеждён, что я уже никогда не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г.Я. Солганика: «Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность».
По мнению Г.Я. Солганика, повествование от первого лица придаёт истории «искренность, исповедальность». Я согласна с этим высказыванием, так как такой способ позволяет создать эффект доверительного разговора с читателем. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Например, в 4 предложении рассказчик говорит о своём эмоциональном состоянии в день экзамена по математике. Он «хладнокровно смотрел» на других учеников и даже посмеивался над ними. Благодаря подобной характеристике, мы понимаем, что герой ведёт себя достаточно самоуверенно и немного вызывающе.
В 26 предложении рассказчик отмечает, что после случившегося он почувствовал раскаяние и «в моральном порыве» решил следовать своим правилам жизни. Теперь молодой человек не хочет никому причинять боль и не собирается вести праздный образ жизни.
Таким образом, Л.Н. Толстой показывает, как меняется мировосприятие человека за небольшой промежуток времени. Благодаря перволичному повествованию читатель верит в искренность рассказчика. Действительно, форма изложения от первого лица напоминает исповедь и помогает автору более открыто говорить о переживаниях своего героя.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 26: «Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл её, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва».
Смысл данного фрагмента я понимаю так: в жизни каждого человека случаются переломные моменты, когда он переоценивает свои ценности и начинает по-другому смотреть на мир. То же самое произошло и с героем Л.Н. Толстого, которому предстоит сделать нравственный выбор.
Так, в 18-20 предложениях говорится о том, что рассказчик чувствует себя униженным после несданного экзамена по математике. Но дело даже не в этой неудаче, а в том, что другой ученик на глазах Иртеньева жалобно умолял профессора о возможности переэкзаменоваться. Рассказчик ощущает стыд за то, что он «своим молчаливым присутствием как будто принимал участие в унизительных мольбах Иконина». Это подталкивает его к переоценке ценностей.
В 28 предложении рассказчик принимает важное решение: не делать ничего дурного и не бездельничать. Это значит, что он многое переосмыслил и больше не хочет совершать подобные ошибки. Разочарование в себе становится своеобразным источником вдохновения для героя.
Таким образом, каждый из нас совершает определённый нравственный выбор. Очень важно учиться на своих ошибках и делать всё возможное, чтобы избежать их в похожей жизненной ситуации.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Достаточно часто нам приходится принимать очень важные решения, которые могут оказать значительное влияние на наше будущее. Это и значит сделать нравственный выбор. А как он помогает понять характер человека?
Так, например, в приведённом фрагменте произведения Л.Н. Толстого рассказчик решает следовать чётким правилам и изменить свою жизнь в лучшую сторону. В 26-28 предложениях говорится о том, что герой чувствует раскаяние после экзамена по математике и пытается извлечь из случившегося жизненный урок. Рассказчик понимает, что больше не должен совершать безнравственные поступки, предаваться развлечениям и изменять своим принципам. Это характеризует героя как целеустремлённого и волевого человека.
Напротив, безнравственное решение принимает герой повести «Тарас Бульба» Андрий. С одной стороны, он следует зову сердца, потому что влюблён в полячку. С другой стороны, герой переходит на сторону врага и тем самым предаёт не только свой народ, но и семью – самых родных и близких людей. Андрий – тонкая, ранимая натура, но в данном случае он поступает легкомысленно.
Таким образом, нравственный выбор, который делает человек в той или иной ситуации, действительно помогает понять его характер. Борьба добра и зла, безусловно, всегда происходит в душах людей.