В чем заключается общий геополитический вектор развития государств нашей планеты обж
Геополитические векторы
Смотреть что такое «Геополитические векторы» в других словарях:
Большая восьмёрка — это группа восьми промышленно развитых стран, проводящая регулярные встречи на высшем уровне. Саммит большой восьмёрки в который входят страны: Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония, США, Канада, а также Россия. Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Геополитика академическая — выявляет общие геополитические закономерности, избегает крайностей политического фундаментализма, географического и экономического детерминизма. Изучает мировые геополитические циклы, трансформацию мирового порядка (геополитической структуры… … Геоэкономический словарь-справочник
Международные отношения — (international relations) Научная дисциплина, изучающая взаимодействия между государствами, а в более широком смысле – деятельность международной системы как единого целого. Может рассматриваться либо как многодисциплинарное исследовательское… … Политология. Словарь.
Украина. Геополитический код — Государство в Юго Восточной Европе, утратившее за годы независимости статус ядерной державы. Из среднеразвитой страны Украина превратилась в маргинала мировой политики и экономики. В геополитическом коде Украины выделяются внешние и внутренние… … Геоэкономический словарь-справочник
ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВЕННАЯ — линия, фиксирующая пределы государственной территории. В политологическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет, В геополитике, согласно определению американского… … Политология: словарь-справочник
Геополитика и геостратегия
Геостратегия – дисциплина, являющаяся производной по отношению к геополитике и потому обусловленной ее особенностями. Предмет и объект геополитики – динамические величины, взаимодействующие с пространственным и временным измерениями. Динамическую сущность геополитических процессов отмечали ряд исследователей, в частности, Челлен, Ратцель, Хаусхофер, Вандам (Едрихин), Дугин, Макиндер и другие. Пространство как объект исследования геополитики имеет социологическое измерение и не равно физическому пространству, которое является объектом исследовании географии. Геополитическое пространство не абстрактно, оно приобретает определенную конкретику в зависимости от общества, которое с ним активно взаимодействует, «интерпретируя» его в присущих ему культурных категориях». Народ, взаимодействующий с «вмещающим ландшафтом», является действующим лицом исторического процесса.
Геополитика является органической сущьностью. Термин «органический» понимается как интегральный, не сводимый к механистическим категориям и заключающий в себе большое количество плохо поддающихся или вообще не поддающихся учету факторов. Об органичности государства писал автор термина «геополитика» шведский теоретик Рудольф Челлен, в работе «Государство как форма жизни» сравнивший государство с человеческим существом: «Мы только констатируем тот факт, что государства, насколько мы обнаруживаем их в истории и в действительности и проникаем в них, представляют собой разумную, нравственную сущность, точно такую же, как люди».
Геополитический вектор – заданное геополитическим кодом направление движения государства в качественно воспринимаемом (то есть, получившем общественное, культурное, цивилизационное осмысление) пространстве. Это движение всегда исходит из определенной внешнеполитической цели и потому предполагает тот или иной вид воздействия государства (военно-политическое, экономическое, культурное и др.) на окружающий мир.
Геополитическая стратегия является комплексным феноменом и включает в себя следующие составляющие: политическую, военную, экономическую, религиозную, культурную, демографическую.
Политическая составляющая геостратегии является одной из важнейших. Она определяет взаимодействие государства с зонами экспансии, которые могут быть включенными, рубежными (или фронтирными) и внешними. Включенная зона – собственно территория данного государства, недавно присоединенная к основной части. Она должна быть организована в соответствии с культурным кодом государства и общества. Рубежная (или фронтирная) – подвижная зона расширения государства, не имеющая четких границ и жесткого административного статуса. И, наконец, внешняя зона – это территория других государств, с которыми осуществляющее экспансию государство взаимодействует, вступая в дипломатические отношения или соперничая с ними в той или иной сфере.
Военная составляющая отвечает за активный этап геополитической экспансии, а также за поддержание безопасности включенной зоны и государственных границ. Как правило, является продолжением политической составляющей, хотя можно представить и их конфликт (в случае если военные круги не согласны с политическим руководством).
Экономическая составляющая отвечает за различные виды экономической экспансии – хозяйственной, торговой, промышленной, технологической (модернизационной). Включает в себя компоненты государственной и частной инициативы.
Религиозная составляющая заключается в распространении религии и религиозных ценностей метрополии на осваиваемых территориях. Осуществляет ценностную унификацию территории государства. Также религия может служить и в интересах внешней экспансии, помогая освоению территории объекта экспансии.
Культурная составляющая также способствует интеграции различных элементов внутри государства. Если определить культуру как весь накопленный данным обществом опыт, то культурная составляющая геостратегии – распространение своего цивилизационного опыта на осваиваемые территории.
Если речь идет о внешней экспансии, то культурная составляющая располагает друг к другу население соседних стран, способствует их взаимопониманию (в идеале ее результат – последующая культурная самоидентификация с цивилизацией или государством, распространяющим экспансию). Культурная экспансия может принимать и агрессивный характер, приводя или к разрушению культурного кода объекта экспансии, или к ее последующему отторжению обществом, являющимся объектом экспансии.
Демографическая составляющая предполагает расселение жителей государства, осуществляющего экспансию, на осваиваемой территории. Можно выделить первичную демографическую составляющую – переселение части жителей метрополии на осваиваемую территорию, и вторичную – первое и последующее поколения, рожденные на данной территории.
Геостратегия подразделяется на общую и частную (или локальную). Общая геостратегия описывает поведение страны как геополитической единицы в целом, частная же раскрывает содержание конкретных геополитических векторов, например, тихоокеанского вектора российской геополитики.
Геостратегия в совокупности своих составляющих является способом реализации геополитических интересов. Геополитические интересы – это те цели и задачи в различной временной перспективе, которые государство ставит перед собой исходя из геополитического кода. По мере реализации поставленных задач сама геостратегия трансформируется, ориентируясь на постоянно меняющуюся обстановку, а изменения могут носить подчас противоречивый характер – слишком много разнонаправленных факторов сосуществует в один момент в одной плоскости. Геополитический же код является гораздо менее подверженной трансформациям единицей, хотя с течением времени также может изменяться.
Поэтому геостратегия должна рассматриваться как в современном состоянии, так и в историческом контексте. Только с подключением исторического контекста можно вывести общие закономерности для геостратегии как комплексного явления, тем более что многие возникающие тенденция из-за отмеченной выше многофакторности могут видеться противоречивыми и поддаются относительно объективной оценке лишь с течением времени.
Итак, геостратегия является производной служебной дисциплиной, позволяющей рассмотреть сферу геополитики в динамическом ракурсе, детализировать и описать ее базовые составляющие.
Тема 2
Объекты и основные направления политической географии
Объекты:
— политико-географическое положение;
— государственные границы;
— государственная территория;
— население территории;
— политическая сфера общественной жизни.
Направления:
— геополитика;
— электоральная география;
— геополитические и религиозные конфликты;
— политико-географическое и государственное страноведение.
Формы изменения государственных границ
Примеры изменения государственных границ:
— продажа Аляски США Россией;
— Тувинская Народная Республика в 1944 г. вошла в состав СССР;
— естественное приращение сухопутной территории Нидерландов;
— выход Сингапура из состава Малайзии в 1965 г.;
— объединение ФРГ и ГДР в 1990 г.
В чем заключаются положительные и отрицательные последствия изменения государственных границ?
К отрицательным относится существование пограничных конфликтов и территориальных споров; к положительным — разделение ареалов проживания различных наций.
Какую форму изменения претерпели границы Беларуси в 40-50-е гг. XX в.?
Передача всех суверенных прав над 3 районами Бресткой и 17 районами Белостокской областей Польше.
Геополитика выступает в качестве раздела политической географии; геополитика и политическая география используют для изучения одного объекта разные парадигмы.
Основные субъекты геополитики
Субъект геополитики | Примеры (2-3) |
Государство | Республика Беларусь, США, Япония |
Межгосударственное объединение | Британское содружество наций, СНГ |
Интеграционное объединение | НАФТА, АСЕАН, ЕС |
Нация | Американец, великобританец |
Этническая группа | Каталонцы, татары, курды |
Основные понятия в геополитике:
+ баланс сил;
демографический переход;
+ интересы;
мегалополис;
+ пространство;
транспортная система мира;
+ экспансия.
Основные виды пространств в геополитике
Геополитическое поле | Примеры |
Эндемичное | Во Франции — ареалы расселения галлов |
Пограничное | Отдалённые районы России — Восточная Сибирь, Дальний Восток |
Перекрестное | Территория бывшего СССР для СНГ |
Метаполе | Европа (осваиваемая ЕС и НАТО) и Юго-Восточная Азия |
В чем заключается значение геополитического контроля над пространством?
Для современной геополитической теории большое значение имеет изучение форм контроля над пространством с учётом технологических возможностей, которыми обладают государства.
Такие географические факторы, как выход к морю и океану, наличие природных ресурсов и в целом географическое положение страны, надо учитывать для оценки возможности установления геополитического контроля над территориями стран.
1. Геополитический процесс: завершение формирования Евросоюза, играющего всё более серьёзную геополитическую и экономическую роль в мире.
Причины: создание общего рынка, гарантирующего свободное передвижение людей, товара, капитала и услуг.
Последствия: чрезмерное расширение состава, в результате которого в ЕС сейчас входит слишком много стран, различающихся по экономическим характеристикам; эволюция системы в сторону межправительственного сотрудничества при усиливающимся доминирвоании крупных стран в целом и Германии в особенности.
2. Геополитический процесс: экономический и военно-политический прорыв Китая в сферу глобальной экономики и геополитики.
Причины: экспортно-ориентированная промышленная политика; устойчивость политической системы; заниженный курс юаня.
Последствия: успехи в военно-политической и валютно-финансовой сферах; вторая экономика мира по номинальному ВВП, первая по ВВП по ППС; снижение доли сельскохозяйственной продукции в ВВП страны; первая индустриальная мировая держава по объёмам промышленного производства.
Новое в блогах
Как мы знаем, в геополитику входит раздел описания возможных угроз на перспективу, поиска обеспечения безопасности своей страны, к внешнему миру, используя свои сильные стороны и укрепляя слабые. Поиску союзников и партнёров, в том числе, для создания общего экономического пространства, с возможной перспективой к ещё более близким отношениям, с частью из них.
Первую, предлагаю рассматривать с точки зрения чисто военных угроз, и способов ограничения её роста, через создание военных союзов, не допуская на свою территорию, не контролируемую экономическую экспансию и чуждую идеологию других стран. Вторую – рассматриваю с точки зрения потенциальной угрозы, за счёт экономического роста на перспективу и способов поставить преграды с помощью политико-экономических приёмов. Путём введения пошлин, стандартов, запрета строительства торговых коридоров и других не военных способов, не угрожая напрямую военной силой. Страна, которая в полной мере достигла обоих этих признаков, в геополитическом понимании, может называться страной суверенного МОРЯ или страной суверенной СУШИ.
Следовательно в определении военно-политической геополитике – МОРЯ, нужно учитывать способность раздвигать военные эскадры для свободного прохождения торговых караванов, имея для этого дипломатическое прикрытие и военную составляющую. В случае определения суверенной СУШИ, иметь свободные или контролируемые сухопутные коридоры для внешней торговли. К слову, контролируемость торгового пути внутри другой страны может быть прямой или косвенной. Косвенный контроль осуществляется собственностью на торговый путь (трубопровод) в другой стране или его цикличный контроль, например через повстанцев.
В определении количества населения в геополитике нужно вносить поправки на его образованность, мобильность, расселённость, однородность и общность ценностей. В понятие уровень жизни, должны входить продолжительность жизни, медицинское обслуживание, уровень потребления и перспективный запрос на него. И некоторые другие характеристики. Способность государства самостоятельно производить основной набор необходимых и стратегически нужных потребительских и промышленных товаров, включая военные. Его способность самостоятельно добывать и перерабатывать природные ресурсы. Прокладывать дороги и строить порты. Основу определения общего ВВП в геополитике, определять не только по его количеству, но и качеству. Пример СССР очень контрастно это показал. Как говорят военные – какого поколения военная техника?
Имея способ защитить себя от внешних угроз, территория для нас имеет стратегическое значение, в плане увеличения количества населения, для дальнейшего роста внутренней экономики. Для увеличения внешней торговли, необходимо современное образование, для подготовки научных и инженерных кадров, так как именно с их помощью создаётся востребованная и конкурентоспособная продукция и создаётся и поддерживается военный баланс между странами.
Мы находимся на стадии формирования много полярного мира, где много векторная политика, уменьшает затраты на оборону и увеличивает экономическое благосостояние граждан. На это же направлены созданные и создаваемые общие экономические пространства, защищаемые военными блоками. Это и есть геополитические центры силы или геополитические полюса. Поэтому понятия МОРЕ или СУША не совсем подходят для стран входящих в геополитические зоны, и эффективны к применению при рассмотрения отдельных стран.
Между тем появившиеся совсем недавно, новые возможности, такие как морские трубопроводы, и строительство заводов по сжиженному газу, могут поменять и наш торговый баланс в сторону морских перевозок и изменения статуса нашей страны на страну МОРЯ. Учитывая попытки блокирования нам сухопутных коридоров для торговли, для нас выходы к морям на Дальнем Востоке и Европейской части страны, жизненно необходимы. Военная составляющая триединства ядерного щита, говорит о том же. Следовательно, вектор развития для России, учитывая размер территории, это сбалансированность перевозок, основанных на экономической целесообразности и нашей национальной безопасности. С возможным уклоном в сторону перевозок по морю, но для этого, нужен соответствующий торговый баланс с теми странами, которые заинтересованы в нашем товаре, а мы в их.
Поэтому, более перспективными, в настоящий момент и на перспективу, являются страны МОРЯ, хотя при свободной торговле без преград, это определяет экономическая целесообразность. И именно и из-за этого, стоит создавать геополитические полюсы, за счёт чего, страны, не имеющие выхода к морю имели бы выход к ним, а страны имеющие выход к морю, но не обладающие экономическими возможностями для этого, стали полноценными странами МОРЯ.
Для сбалансированного и безопасного развития глобализирующегося мира, необходимы общие долгосрочные интересы для взаимного развития и безопасности. Если мы хотим, чтоб наши потомки не исчезли, вместе с гибелью нашей Солнечной системы, пусть и через миллиарды лет, мы должны подумать об этом уже сейчас, на том уровне, которого достигли на данный момент. Потому, что космос, притом дальний, не поднять ни одной крупной стране, или самому могучему геополитическому центру, в одиночку. Мало того, добыча природных ресурсов ощутимо сдвинулась в сторону разработок на морском шельфе. Учитывая количество населения на планете и ощутимые нехватки продовольствия и воды, которые можно получить только за счёт моря, требуются колоссальные вложения в эти разработки.
Которые позволят создать, в необходимых объёмах, промышленность по разведению рыб и морского сельского хозяйства. Превратиться из «морских кочевников» на море, в «морских земледельцев». В перспективе, строительства городов на мелководье в безопасных и благоприятных районах океана. Но для этого нужны усилия всех стран, для поиска взаимоприемлемого общего решения, в том числе, в области экологии. Это могут быть, только общие усилия всех народов мира, будут ли они к тому времени одним народом или останутся сами по себе, по принципу самоиндификации и исключительности.
На данный момент интернационализм и мультикультуризм проходят свои кризисные моменты, где продолжается поиск преодоления накопившихся противоречий и просто нахлебничества, с завышенными требованиями внимания по отношению к себе, своим способностям и возможностям. Чтобы продолжить говорить о геополитике, я хотел бы предложить свою интерпретацию уточнений для части этих разделов.
Сложность определения статуса заключалась в том, что иногда страна имея выход в море, по факту не может им пользоваться в полной мере. Для удобства определения предлагаю упрощённо классифицировать страны по геополитическим характеристикам.
Данная квалификация перекликается и стыкуется с вопросом о полном статусе суверенитета страны в вопросе принятия самостоятельного военно-политического и политико-экономического решения, невзирая на всевозможные давления разного рода.
Военно-политическую геополитику применяют при прямых военных угрозах со стороны конкретной страны или блока стран наращивающих своё военное присутствие и свою военную мощь непосредственно возле наших границ, и исходя из этого, нами принимаются меры по ограничению роста угроз, своим военным потенциалом или вхождением, созданием, военных блоков противостоящих угрозам.
Одновременно не допуская на свою территорию, не контролируемую экономико- миграционную экспансию с чуждой и вредной идеологией и последствиями. То есть в области внутренней геополитики экономико-миграционная составляющая входит в понятие военно-политическая геополитика, так как она является опасней внешних экономических угроз в мирное время, за счёт каждодневного ослабления государства. И стоит в опасном ряду угроз в случае мобилизации экономики и населения для отражения внешних угроз. Мягкие угрозы не ведут к открытой военной угрозе, но ведут к затруднениям применения военной силы нами, в случае необходимости защиты нашего внутреннего суверенитета или помощи другой стране по достигнутым ранее договорённостям.
В этом же ключе, я предлагаю к основным терминам, МОРЕ или СУША, добавить термин, неполного МОРЯ, обозначающий переходной промежуточный или не определившейся период, для государств имеющих выход к морю, но не пользующихся им в полной мере. И только тогда, когда государство, используя свой доступ выхода к морю, достигает полного его преобладания над сухопутными поставками по основным характеристикам импортно- экспортной внешней торговле, его можно назвать государством –МОРЯ, в области политико-экономической геополитики.
Что касается внутреннего содержания геополитики в военно-политической области. то с точки зрения военно-морских сил, я разделяю страны прибрежного МОРЯ (ограниченных задач) и страны открытого МОРЯ (океана, глобальных задач).
Основу определения общего ВВП в геополитике, определять не только по его количеству, но и качеству. Качество зависит от связанности ВВП, завязанное на минимальном содержании своего населения, следовательно, о способности иметь свободные средства для развития страны. В ином случае, территория служит только источником обогащения для отдельных лиц внутри государства за счёт поставки сырья, для которых население является лишней обузой. Для увеличения экономики страны за счёт внешней торговли, необходимо образование, так как именно оно ведёт подготовку научных и инженерных кадров, с помощью которых создаётся востребованная и конкурентоспособная продукция, с возможностью поддерживать военный баланс.
§ 24. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ XXI В., ИХ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | География. 11 класс |
Книга: | § 24. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ XXI В., ИХ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Вторник, 30 Ноябрь 2021, 11:11 |
Оглавление
Причины и последствия геополитических проблем XXI в. Начало ХХI в. ознаменовалось вступлением человечества в качественно новый этап своего развития. Он характеризуется продолжающимися геополитическими трансформациями: глобализацией, цифровизацией, информатизацией и интеграцией мирового хозяйства, религиозными и национальными конфликтами. Эти процессы затрагивают все области государственной деятельности, международных отношений, экономическую и социальную сферы, проблемы безопасности, культуру и экологию.
В качестве наиболее важных геополитических тенденций мирового хозяйства в ХХI в. выделяют следующие:
Новая информационная парадигма геополитики означает, что в XXI в. перспективы отношений между государствами определяются прежде всего информационным превосходством в виртуальном пространстве.
Наиболее влиятельными субъектами формирования геополитических процессов в мире выступают четыре региона: а) Европейский; б) Азиатско-Тихоокеанский; в) Латиноамериканский; г) Соединённые Штаты Америки.
Наиболее авторитетной международной организацией для обсуждения глобальных проблем современности, в том числе и геополитических, считается Всемирный экономический форум (ВЭФ). Он был создан в 1971 г. Членами Форума являются около 1000 крупных компаний и организаций из разных стран. Штаб-квартира находится в Швейцарии (г. Колоньи). Основатель и бессменный руководитель ВЭФ — профессор Клаус Шваб. Всемирные экономические форумы проводятся ежегодно в г. Давос (Швейцария).
По мнению экспертов ВЭФ, в 2019 г. одной из глобальных проблем в краткосрочной перспективе являлось экономическое противостояние крупнейших государств (рис. 176). На втором месте находилось разрушение многосторонних торговых соглашений, на третьем — политическая конфронтация между крупнейшими государствами. В перечень наиболее значительных угроз также вошли кибератаки.
Наряду с новыми геополитическими проблемами ХХI в. по-прежнему актуальными для человечества остаются проблемы мира и сохранения безопасности, терроризма, торговли людьми. Обостряются в связи с ростом экономического противостояния региональные и локальные конфликты.
2020 г. внёс в историю человечества свои коррективы из-за пандемии COVID-19 и её глобального влияния на развитие мира.
Динамика политической карты мира в конце ХХ – начале ХХІ в.
Движущие силы изменений на политической карте мира в конце ХХ — начале ХХІ в. За период с конца ХХ в. политическая карта мира стала более дробной, а количество государственных границ увеличилось.
На ход изменений на политической карте мира в конце ХХ в. повлияли ряд важных политических событий. Первым из них следует назвать объединение Федеративной Республики Германии (ФРГ) и Германской Демократической Республики (ГДР) в 1990 г. На присоединённых территориях ГДР была введена в действие конституция ФРГ 1949 г. 14 октября 1990 г. в состав ФРГ вошли пять вновь воссозданных земель бывшей ГДР: Бранденбург, Мекленбург — Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия и территория Берлина.
Следующим важным геополитическим шагом стало прекращение в 1991 г. деятельности Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Это стало свидетельством распада социалистической системы хозяйствования. Распаду предшествовали революции, политические и экономические реформы в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии и Албании в 1989–1990 гг.
Одним из ключевых геополитических событий, повлиявших на изменения на политической карте мира, стал распад СССР в 1991 г. Это событие считается важнейшим политическим событием ХХ в., который привёл к глобальным изменениям в мире.
1993 г. вошёл в историю как год преобразования Европейского экономического сообщества в Европейский союз. Это событие повлекло за собой снятие государственных границ в рамках единого европейского экономического пространства.
Смена политических режимов, изменение политического статуса территорий в результате освобождения от колониальной зависимости, изменения границ, столиц государств были также теми движущими силами, которые привели к изменениям на политической карте мира.
Количественные и качественные изменения на политической карте мира в ХХІ в. Последнее десятилетие ХХ в. было ознаменовано чрезвычайной динамичностью политической карты мира. В нём практически каждый год происходили важные геополитические процессы.
В 1990 г. получила независимость самая большая по площади и численности населения несамоуправляющаяся территория — Намибия. В результате объединения Народной Демократической Республики Йемен и Йеменской Арабской Республики была провозглашена Йеменская Республика. В этом же году объединились разделённые с 1949 г. ГДР и ФРГ (рис. 177-3). Была также предоставлена независимость Федеративным Штатам Микронезии и Республике Маршалловы Острова.
1991 и 1992 г. связаны с распадами государств и их количественным увеличением на политической карте мира. В 1991 г. произошёл распад СССР, в результате чего образовалось 15 независимых государств. В 1992 г. распалась Социалистическая Федеративная Республика Югославия и образовалась Союзная Республика Югославия (в неё входили Сербия и Черногория), Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина.
В 1993 г. образовались самостоятельные государства: Чешская Республика и Словацкая Республика, ранее входившие в федерацию Чехословакия. Появилось новое государство Эритрея (отделившаяся провинция Эфиопии на берегу Красного моря). Камбоджа сменила форму государственного устройства, став конституционной монархией.
В 1994 г. была прекращена опека США над Палау и образовалось независимое государство Республика Палау. В 1997 г. Республика Заир сменила название и стала называться Демократическая Республика Конго (ДР Конго), а государство Западное Самоа стало называться Самоа. В этом же году Гонконг, бывший в течение 99 лет колонией Великобритании, перешёл под контроль Китая. В 1998 г. Суверенная Демократическая Республика Фиджи стала называться Республикой Островов Фиджи, а Эфиопия стала федеративной республикой.
Последний год ХХ в. — 1999 — был связан с переходом под контроль Китая португальской колонии Макао (Аомынь).
ХХI в. принял эстафету по созданию молодых стран. Начало новой эпохи ознаменовалось образованием новых государств.
1 января 2001 г. на планете насчитывалось 227 самостоятельных политико-территориальных единиц (независимые государства и колониальные владения), тогда как ровно сто лет назад — 199.
В конце ХХ в. независимых государств было в три раза больше, чем в его начале (соответственно 193 и 61). В 2002 г. была провозглашена независимость Восточного Тимора — бывшей португальской колонии, оккупированной войсками Индонезии. Союзная Республика Югославия стала именоваться Сербия и Черногория. В 2006 г. по результатам референдума была провозглашена независимость Черногории. В 2007 г. Временный парламент провозгласил Непал федеративной демократической республикой.
До 2010 г. Кюрасао и Синт-Мартен принадлежали к группе Нидерландских Антильских островов. Но в результате соглашения стали самоуправляемыми государствами со значительной автономией в составе Королевства Нидерландов. Это значит, что за внешнюю политику и оборону островов ответственность будут нести Нидерланды.
В 2011 г. на политической карте мира появилось государство Республика Южный Судан в результате длительной гражданской войны и отделения части территории от Судана.
В начале ХХI в. на политической карте мира были образованы также государства со статусом частично признанных или непризнанных международным сообществом и ООН.
Так, в 1990 г. в результате отделения от Грузии было образовано государство Республика Южная Осетия, которое является частично признанным. Вопрос о международно-правовом статусе Южной Осетии является спорным. В 1994 г. в результате выхода из Грузии было образовано государство Республика Абхазия, которое также является частично признанным. В 2008 г. Косово в одностороннем порядке провозгласило о независимости от Сербии. Признано государство не всеми странами.
Проблема региональных конфликтов. В течение 500 лет истории человечества центр силы мирового хозяйства был в Европе и Америке. XX в. стал веком стран Атлантического океана, XXI в. — веком стран Тихого океана. Мировая геополитическая ось передвигается с Запада на Восток.
Эпоха мирового хозяйства с существованием двух основных центров его развития и противостояния завершилась с распадом социалистической системы хозяйствования. Поэтому и глобальные конфликты потеряли свою силу. Однако в условиях многополярного устройства мира особую значимость начинают приобретать региональные конфликты.
Все эти конфликты стали результатом сложных процессов в мировой политике, произошедших после окончания Второй мировой войны и начала холодной войны: образование новых государств (Израиля, Индии и Пакистана), внутриполитическая борьба (в Китае и Корее), соперничество СССР и США.
Среди региональных конфликтов ХХI в. выделяются две группы:
Постсоциалистические конфликты были порождены политической борьбой. В них одни политические силы стремились к сохранению территориальной целостности возглавляемых ими государств, а другие — к образованию новых независимых государств. К таким конфликтам относятся Нагорно-Карабахский, абхазский, южноосетинский, приднестровский.
Результатом неурегулированности этих конфликтов является существование самопровозглашённых, непризнанных постсоветских республик: Нагорно-Карабахской, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровско-Молдавской, Донецкой и Луганской Народных Республик (рис. 179).
Кроме этого, новейшие региональные конфликты порождены, с одной стороны, террористической деятельностью, а с другой — стремлением США обеспечить свои национальные интересы, а также интересы и безопасность своих союзников. Это проявилось в вооружённом вторжении в Афганистан и Ирак и свержении правивших там режимов. Международный конфликт в Ливии стал результатом вооружённого вмешательства стран НАТО во внутренний конфликт с целью защиты гражданского населения.
Особую группу региональных конфликтов составляют многочисленные конфликты в странах Африки, Азии, Латинской Америки (Сирии, Судане, Сомали, Конго, Руанде, Западной Сахаре, Шри-Ланке, Колумбии, Эритрее и др.), которые хотя и имеют внутренний характер, но оказывают воздействие и на международные отношения.
В отдельных случаях результатом таких конфликтов может быть появление новых государств, как, например, Южный Судан (рис. 180), который после проведения референдума в 2011 г. отделился от Судана. К внутренним относятся и конфликты в арабских странах, начавшиеся в 2011 г.
Пути решения региональных конфликтов. По отношению к международным конфликтам действует принцип неприменения силы, запрещающий её использование в отношениях между государствами. В случае же применения силы жертва агрессии имеет право на оборону и на помощь, в том числе военную, международного сообщества на основе решения Совета Безопасности ООН. По отношению к внутренним конфликтам действует принцип невмешательства во внутренние дела.
Урегулирование современных региональных конфликтов включает ряд аспектов — экономических, военных, политических и гуманитарных. Это касается прежде всего источников наращивания военной мощи. Нередко на вооружение тратятся ресурсы, жизненно необходимые для общества, а средства на вооружение добываются путём преступной экономической деятельности — наркоторговли, незаконной торговли алмазами и др. Другая серьёзная проблема — возможность приобретения современных видов вооружения.
Важный аспект проблемы региональных конфликтов, относящийся прежде всего к Африке и ряду стран Азии, — участие в них детей.
Особая роль в урегулировании региональных конфликтов принадлежит Организации Объединённых Наций, которая осуществляет миротворческую деятельность во всех странах мира.
Миротворческая деятельность ООН представляет собой уникальное глобальное партнёрство. Оно объединяет Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Секретариат, страны, предоставляющие воинские и полицейские контингенты, и правительства принимающих стран, которые прилагают совместные усилия для поддержания международного мира и безопасности. В настоящее время на четырёх континентах развёрнуто 14 операций ООН (рис. 181).