В чем заключается обучение волонтеров
Путь волонтера: чему могут научить в школах волонтерства
Многие благотворительные организации не просто набирают команду волонтеров и бросают их на поле добровольческой деятельности, они еще и обучают тех, кто хочет бескорыстно помогать другим, необходимым навыкам и умениям. О том, чему, как и зачем учат волонтеров, корреспонденту проекта «Год волонтера» рассказали в ресурсном центре «Мосволонтер» и благотворительном фонде «Арифметика добра».
Со знанием дела
Безусловно, для того чтобы волонтерские практики были эффективны, к их организации нужно подходить со знанием дела, профессионально. Поэтому мы уделяем огромное внимание обучению как организаторов добровольчества, представителей некоммерческого сектора, так и волонтеров», — говорит директор ресурсного центра «Мосволонтер» Ирина Швец.
«Мосоволонтер» реализует программы общего и функционального обучения волонтеров. На них можно научиться, например, коммуникации с людьми с ограниченными возможностями здоровья, узнать, как правильно управлять большими потоками людей, отработать другие важные и полезные навыки.
В ресурсном центре готовят менеджеров и тренеров волонтерской деятельности: программа «Волонтерский менеджмент» направлена на формирование управленческих компетенций и личных лидерских качеств волонтерских тим-лидеров, а программы «Школа презентаторов» и «Тренинг тренеров» учат не только разрабатывать и проводить тренинги волонтерской тематики, но и вдохновлять аудиторию, заряжать ее энергией добрых дел, добавляет Швец.
«Все обучающие программы ресурсного центра «Мосволонтер» позволяют повысить самомотивацию и сформировать столь необходимые и востребованные сегодня soft skills: коммуникацию, работу в команде, управление временем», — говорит Швец.
Она отмечает, что обучение волонтеров — неотъемлемая часть их участия в мероприятиях в столице. Они проходят как простой инструктаж, так и многоступенчатые программы обучения.
К чемпионату готовы
Масштабную подготовку городские волонтеры прошли в преддверии чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
В рамках общего обучения волонтеры прошли тренинги и мастер-классы, научились быстро ориентироваться в большом городе, узнали, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, общаться со СМИ и помогать людям с инвалидностью.
Помимо общей была реализована и функциональная подготовка — волонтеры изучали особенности тех или иных функций. Добровольцы прошли обучение на объекте и отработали полученные знания на практике.
По ее словам, все эти знания пригодятся волонтерам не только на конкретном мероприятии, но и в повседневной жизни.
«Наши программы помогают не только раскрыть личностный потенциал, но и, что самое немаловажное, дают возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути», — заключает Швец.
Из волонтеров в наставники
Благотворительный фонд «Арифметика добра» помогает детям-сиротам найти семью, а также социализироваться и адаптироваться — для этого организация занимается развитием образования, культуры и спорта в детских домах.
Несколько лет назад в фонде начали готовить социальных волонтеров. Им рассказывали об особенностях детей-сирот, как с ними взаимодействовать, беречь себя в сложных ситуациях и другом.
«Сейчас программа подготовки социальных волонтеров переросла в более глубокое направление — наставничество. Это тоже волонтерская деятельность. Мы обучаем наставников, готовим к встрече с подростками. В отличие от волонтера, наставник вступает в отношения с подростком надолго, минимум на один год. Его задача — помочь молодому человеку освоиться в окружающем мире, подготовиться к самостоятельной жизни, быть проводником и другом в жизненных перипетиях», — рассказывает руководитель программы «Наставники» Анастасия Сорокина.
Она добавляет, что подготовка в школе наставников позволяет волонтерам многое узнать о себе, своем взаимодействии с родными и детьми.
«Зная причины поведения детей, лишившихся заботы родителей и проживших в детском доме, мы становимся терпимее и внимательнее. Эти знания с успехом используются в обычной жизни. Мы считаем, наша программа в том числе решает просветительскую задачу», — утверждает Сорокина.
Как устроено волонтёрство на международных мероприятиях
Что такое международные форумы, можно ли поехать в командировку, будучи волонтёром, и для чего нужно сдавать специальный экзамен
Моя работа в компании началась с мероприятий председательства России в форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012-м году. До этого я участвовала в выставках и форумах в качестве волонтёра. Сейчас я занимаюсь организацией работы временного персонала и волонтёров на крупных международных мероприятиях по всей России.
Волонтёры участвуют в социальных, экологических, культурных и спортивных проектах — в каждой сфере своя специфика. В одних делах работа волонтёров требуется постоянно, например, помощь бездомным животным. Чтобы заниматься социальными проектами достаточно иметь свободное время и большое желание. Другие проекты реализуются краткосрочно — это событийное волонтёрство, которым мы занимаемся.
Событийная отрасль включает спортивные и деловые мероприятия. На олимпиаду или чемпионат мира по футболу берут добровольцев, которые готовы петь, танцевать и дарить положительные эмоции окружающим. Атмосфера на экономическом форуме отличается строгостью, в команде волонтёров царят дисциплина и дружелюбие. Чтобы стать событийным волонтёром, необходимо пройти обучение и отбор.
В чём особенность деловых мероприятий
Одно из главных правил в нашей работе — ответов «нет» и «не знаю» не существует. При этом ресурсы отдельного волонтёра ограничены, и порой хочется дать отрицательный ответ. Решать такие коммуникативные задачи безумно интересно: задействовать свою сообразительность, знание языка и, если нужно, других членов команды.
Мы сотрудничаем с университетами, приглашаем студентов гуманитарных направлений. Для ребят это практика, возможность увидеть, как организуют мероприятия международного уровня. На художественные выставки и концерты набирают студентов профильных вузов, у юристов тоже своя система набора и подготовки добровольцев.
Чем интересна работа на международных форумах
Что делают волонтёры
Волонтёры обеспечивают все сервисы, запланированные организаторами для участников: от встреч в аэропорту до рассадки в залах проведения деловой программы. Ребята следят, чтобы в зале были расставлены таблички, и помогают участникам попасть на мероприятия в соответствии с уровнем доступа по бейджам. На информационной стойке ребята отвечают на абсолютно любые вопросы о мероприятии: где можно перекусить, как доехать до центра города, когда выступает докладчик, где распечатать документы.
Что даёт такая работа
Работа в команде волонтёров — это возможность попасть на крупное международное мероприятие. Для студентов — это целая жизнь, в которую ребята полностью погружаются на несколько дней. В каждом направлении волонтёр может раскрыть свой потенциал, попрактиковать иностранный язык, развить деловые качества, научиться работать в команде.
Кто-то любит встречать спикеров, сопровождать их в гостиницу или к месту проведения форума. За это время волонтёру удаётся установить контакт с высокопоставленными гостями, рассказать о городе, о программе мероприятия. Кто-то испытывает драйв от работы на стойке информации — это самое горячее место. Любой другой волонтёр может перенаправить участника сюда, а сотрудники информационного блока должны решить любой вопрос.
Наша компания организует мероприятия по всей стране от Калининграда до Владивостока. В каждом городе мы привлекаем студентов местных вузов, но иногда привозим целый штат волонтёров из других регионов. Например, в рамках Саммита «Россия-Африка» в Сочи в 2019-м году мы обеспечили проживание, дорогу, питание и весь стандартный пакет для более 400 волонтёров. Это были ребята из Краснодара, Армавира, Ростова-на-Дону, Волгограда, Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска и Архангельска. Конечно, на мероприятии работали и волонтёры из самого Сочи.
Ребята действуют сообща, помогают участникам и искренне радуются, когда удаётся удовлетворить запрос гостя. Именно это привлекает студентов в работе волонтёров. За несколько дней волонтёрам удаётся крепко сдружиться, а некоторые даже находят свою вторую половину.
Волонтёры получают всё необходимое для работы, например, форму, которую они оставляют себе. Так несколько лет подряд девушкам выдавали платье, жакет, ремень, шейный платок и плащ. Всем добровольцам предоставляют горячее питание и воду, а также сувениры на память.
Организаторы обычно стараются завершить работу команды небольшим торжеством. Однажды наши добровольцы получили билеты на концерт группы «Би-2», в другой раз для волонтёров организовали закрытую вечеринку с группой «Маша и медведи». Также мы вручаем ребятам благодарственные письма, на основании которых им делают записи в волонтёрские книжки — документ учёта добровольческой практики.
В некоторых вузах добровольцы получают повышенную стипендию, причём прибавка получается существенная. Опыт участия в международных деловых мероприятиях солидно выглядит в резюме и будет полезен будущим ивент-менеджерам или госслужащим.
Я училась на факультете международных отношений и мне были интересны статусные мероприятия. Поначалу я работала рядовым волонтёром, проявила себя как ответственный и исполнительный сотрудник. Затем меня стали привлекать к организационной работе. Так часто бывает: сначала ты доброволец, потом тимлидер, а затем тебя приглашают на работу. Половина сотрудников в компаниях, которые организуют саммиты, конгрессы — бывшие волонтёры.
Кто-то из волонтёров налаживает связи с представителями крупных российских и международных компаний, их приглашают на стажировки. Задача волонтёра — помочь участнику мероприятия. В ответ делегаты тоже стараются сделать что-то приятное для ребят: оставляют визитки, пишут благодарственные письма, приглашают на работу.
К чему нужно быть готовым
Работа волонтёров на международных деловых мероприятиях строго регламентируется, и это не всем подходит. Наш доброволец не может есть или болтать на рабочем месте, он должен быть полностью посвящён мероприятию. Поза, улыбка, лицо — всё должно говорить о готовности помочь. Если кто-то собирает брендированные подарочные блокноты пакетами и делает селфи с Ксенией Собчак, мы с ним расстаёмся.
Если вы планируете получить максимум от общения с участниками и выбираете «горячие» зоны, важно быть готовым к активной работе. В зале заседаний вам придётся весь день провести на ногах, потому что сидеть в присутствии участников запрещено. На стойке информации необходимо целый день слушать и говорить, делать звонки и передавать информацию — это серьёзная эмоциональная и шумовая нагрузка.
Новичкам мы предлагаем работу в блоках и на местах, где нагрузка меньше. Мы стараемся распределить ребят туда, где им будет интересно, опыт работы важен, но главное — заинтересованность человека в проекте. В случае затруднения всегда можно обратиться за помощью к членам команды или руководителю. Эта работа предполагает не только высокую степень личной ответственности, но и взаимную поддержку.
Как попасть в команду волонтёров
Мои друзья начали помогать на международных мероприятиях в Санкт-Петербурге уже на 2–3 курсе. Я уезжала учиться по программе студенческого обмена и смогла присоединиться гораздо позже, о чём жалею. Вы можете узнать, кто курирует волонтёров в вашем университете и оставить им свои контакты, а можете подать заявку на сайте организатора. Помимо экономического форума наша компания набирала волонтёров на Международный банковский конгресс, Восточный экономический форум во Владивостоке, Российский инвестиционный форум в Сочи, Саммиты АТЭС, G20, ШОС-БРИКС, Глобальный саммит по производству и индустриализации в Екатеринбурге и многие другие.
Набор волонтёров на крупные мероприятия начинается примерно за полгода. Например, на Петербургский международный экономический форум, который проходит в конце мая — июне, мы начинаем набирать добровольцев в декабре. Весной проходят лекции и экзамен: будущие волонтёры должны знать историю мероприятия и понимать, какие сервисы мы предоставляем участникам. Кандидаты в волонтёры высказывают свои пожелания, в каком блоке, на каком объекте им бы хотелось работать. В зависимости от результатов экзамена мы предлагаем волонтёру функционал, который готовы ему доверить.
Поскольку студенты работают на добровольных началах, мы стараемся найти для каждого максимально интересное направление. В каждом блоке своя специфика работы и требования. Например на стойке информации нужно легко и свободно говорить на иностранных языках. Здесь волонтёр должен держать в голове большой объём информации и уверенно отвечать на любые вопросы участников. В такой работе требуются самые смышлёные и общительные добровольцы.
На аккредитации волонтёры выдают бейджи и работают с базами данных. Здесь требуется информационная компетентность и внимательность. В транспортном блоке работают те, кому интересна логистика: они координируют работу водителей, взаимодействуют с диспетчерами и участниками. Волонтёры блока «Навигация» должны ориентироваться в пространстве мероприятия и уметь показать на карте, где выставочная зона, где залы проведения мероприятий.
Главное в нашей сфере добровольчества — это желание и готовность помогать. Если вы способны учиться и хотите стать частью большого дела, всё получится. На деловых мероприятиях важны ответственность, исполнительность и умение работать в команде. Все эти качества заметны уже в процессе обучения, поэтому на саммиты и форумы попадают действительно надёжные и мотивированные ребята.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Миссионерский отдел московской митрополии
Руководство по работе с волонтерами (Методическое пособие). Мария Ефремова
Куратор по социальному служению в Совете молодежных организаций Московской Епархии, председатель Центра святой мученицы Татианы (Гримблит)
Введение
Важно понимать:
1. Планирование работы волонтеров
Почему/зачем?
В начале планирования крайне важно иметь четкое представление, почему/зачем организация хочет привлечь или привлекает волонтеров? Чтобы ответить на него, все вовлеченные в планирование работы волонтеров должны иметь общую точку зрения на волонтерскую деятельность, то есть на роль волонтеров и ценность их вклада. Волонтеры не могут привлекаться в организацию «на всякий случай».
Отсутствие заработной платы у волонтеров совершенно не мешает им занимать ту или иную должность в организации.
Задачи планирования состоят в том, чтобы:
При планировании крайне важно быть реалистичным, ставить приоритеты и не проводить планирование в одиночку, но вовлекать в него всех, кого касается деятельность волонтеров.
Координатор по работе с волонтерами осуществляет:
Как правило, непосредственным руководителем волонтера является священник или социальный работник, но также это может быть и опытный волонтер — лидер волонтерской группы, который координирует свою деятельность с ответственным за работу с волонтерами в организации в целом.
2. Привлечение волонтеров
Мотивацию волонтеров можно разделить на несколько подгрупп:
Религиозная.
Социальная мотивация (обретение круга общения).
Социальная ответственность (желание улучшить жизнь людей).
Знание мотивации поможет правильно составить обращение к потенциальным волонтерам. Такое обращение, помимо того, что оно должно быть привлекательно для людей, которые хотят заниматься волонтерской деятельностью, должно еще и представлять интересы организации и ее клиентов.
Сравните два примера.
Первый: «Требуются волонтеры для обучения русскому языку детей из семей беженцев».
Второй: «Райди, 11 лет, недавно прибыл из Афганистана, ему нужно помочь учить русский язык. Могли бы вы послушать, как он читает, каждую среду с 14.00 до 15.00 в школе №1?».
Второй вариант, кроме того, что содержит историю конкретного человека, дает информацию волонтеру о том, что ему следует ожидать и что именно требуется. Человек прочтет это объявление и поймет, может ли он выполнять эту работу, свободен ли он в этот период времени и является ли место работы для него удобным. Так же преимущество второго объявления в том, что предлагается оказывать помощь не в общем, а конкретному человеку, что является более привлекательным.
Текст объявления должен отвечать психологическим особенностям восприятия информации людьми, которых приглашают поработать волонтерами:
Потребность | В чем заключается проблема? |
Решение проблемы | Каким образом вовлечение волонтера будет способствовать решению этой проблемы? |
Выгоды (особенно важно для невоцерковленных) | Что даст волонтеру такое вовлечение? |
Контактные данные | Как можно приобщиться к деятельности? |
Объявление должно быть написано кратко, ясно, без использования жаргонных выражений и содержать информацию об организации, о цели набора волонтеров и о том, что организация предлагает взамен на их труд. Текст должен отвечать на вопросы «Кто? Что? Где? Когда? Для чего?»
Кто осуществляет набор волонтеров
Помимо духовенства и руководителя организации и координатора по волонтерам, осуществлять привлечение могут сами волонтеры. «Активный опытный волонтер – лучший ловец новых волонтеров».
Методы привлечения волонтеров
3. Собеседование и определение на должность
Цель собеседования — определить, подходит ли вашей организации потенциальный волонтер, а также подобрать ему такое занятие, которое удовлетворит как нужды волонтера, так и организации.
Проведение собеседования важно, поскольку именно от правильного подбора подходящего человека на соответствующее место зависит успех его работы. Более того, принимая волонтера, организация разделяет с ним ответственность за его действия. Следовательно, каждый человек, который хочет быть волонтером в вашей организации, должен проходить собеседование, независимо от того, как хорошо вы его знаете и кто его рекомендовал. Кроме того, это наилучший и самый быстрый способ познакомиться с волонтером (узнать о его навыках и интересах, лучше понять, какая деятельность будет ему наиболее интересна). Кандидату в волонтеры собеседование дает возможность больше узнать о цели и задачах организации и о том, что от него ожидают. Волонтер должен быть уверен в том, что он будет заниматься полезным делом и что те навыки, которыми он владеет, найдут достойное применение.
Кто может проводить собеседование
Собеседование следует проводить не позже, чем в течение первых двух недель, после того как потенциальный волонтер обратился. Более длительное ожидание может привести к формированию у кандидата негативного впечатления об организации, которая даже не может найти время, чтобы встретится с человеком, который предлагает ей свои услуги.
Перед собеседованием имейте под рукой:
— информацию обо всех незанятых на данный момент волонтерских должностях;
— печатную информацию о вашей организации;
— информацию о других волонтерских организациях на тот случай, если потенциальный волонтер не подойдет вашей конкретной программе.
Алгоритм проведения собеседования
Начало собеседования
В случае, если волонтер застенчивый и малоразговорчивый — используйте метод активного слушателя (задавайте наводящие и уточняющие вопросы).
Основная часть собеседования
Завершение собеседования
После собеседования
Составьте краткий письменный отчет для руководителя организации, отразив в нем:
— ответы на поставленные вопросы,
— впечатления о коммуникабельности, опыте, доброжелательности волонтера,
— дайте ваши рекомендации по работе волонтера в организации.
Дополнительно, во время проведения собеседования может возникнуть необходимость в проведении тестов на владение навыками (например, владение техникой при приеме кандидата в качества административного помощника). Если работа связана с материальными ценностями или наличными деньгами, то разумно записать паспортные данные человека. При этом проверка документов является естественной процедурой, а не признаком недоверия.
Если в требованиях к волонтеру существуют какие-либо ограничения, например, по состоянию здоровья, то необходимо попросить документы, подтверждающие, что волонтер не имеет противопоказаний к данной работе.
Если ожидания кандидата не соответствует тому, что вы можете предложить.
В этом случае необходимо рассказать о том, что вы можете предложить, и если это не заинтересует кандидата, то поблагодарите его за проявленный им интерес к вашей организации и предложите контакты других программ и организаций, где он, возможно, найдет ту деятельность, которая будет ему интересна.
Кандидат не подходит по положительным причинам
В любом из этих случаев важно, чтобы вы не оставили кандидата в волонтеры без альтернативного варианта действий, а также объяснили причину отказа, при этом подчеркнув, что вы цените его желание помочь. Кроме того, будьте готовы столкнуться с проблемами, которые вы не сможете решить в одиночку. В таких случаях нужно не стесняться обращаться за помощью к другим.
4. Ориентирование волонтеров
Этапы ориентирования
Первый этап – более детальное знакомство с организацией.
Лучше всего проводить на вводном тренинге с помощью презентации на следующие темы:
Второй этап включает:
Третий этап. Введение волонтера в коллектив.
Волонтер начинает свою деятельность и приходит момент первого знакомства с коллективом организации. Сталкиваясь с чем-либо новым, каждый человек чувствует себя несколько неуверенным и взволнованным. Первое впечатление является важным как для волонтера, так и для сотрудника. Поэтому крайне важно хорошее представление/введение волонтера в коллектив. Это позволит ему почувствовать свою необходимость, важность, значимость.
При введении в коллектив необходимо помочь волонтеру чувствовать себя:
Права и ответственность волонтера
Права волонтера
5. Обучение волонтеров
Предпочтение должно отдается тем методам, которые стимулируют активное участие волонтера в обучении (тренинг), обеспечивают обратную связь и основаны на примерах из практики.
Идеальная программа подготовки обеспечивает: постоянное совершенствование уже имеющихся знаний и навыков, приобретение новых и развитие личности волонтера.
Этапы обучения
Заключается в передаче волонтерам знаний и навыков, необходимых для начала практической деятельности (например, вводный тренинг).
Работая в течение длительного времени в одной и той же программе, волонтер может потерять интерес к своей деятельности. Как правило, у каждого человека есть потребность в профессиональном и карьерном росте. Перепрофилирование поддерживает мотивацию к продолжению волонтерской деятельности.
Заключается в расширении возможностей (круга задач и ответственности) в рамках уже выполняемой работы.
Свидетельство о прохождении обучения
Выдача волонтеру сертификата/свидетельства о прохождении обучения крайне желательна, так как поднимает престиж обучения, а также служит документальным свидетельством, которое волонтер сможет использовать в дальнейшем для подтверждения своей квалификации, например, при приеме на работу. Такое свидетельство может быть напечатано на принтере, но должно содержать эмблему и название организации, название курса и основные темы курса, имя и фамилию участника, подпись тренеров/руководителя организации и печать.
6. Поддержка и супервизия волонтеров
Формы поддержки
Супервизия
Заключается в проведении беседы/обмена мнениями между руководителем и волонтером. При этом руководитель помогает волонтеру сформулировать самостоятельные выводы, оценить свою деятельность и поставить себе новые задачи на ближайший период. Одновременно выявляются проблемы, появление которых волонтер не всегда может осознать или сформулировать самостоятельно. Ценность такой беседы в том, что идентификация и поиск решения проблем происходит совместно.
На супервизии обсуждаются:
Проблемы, которые могут возникнуть
Волонтер не всегда может самостоятельно проговорить все темы и сформулировать вопросы и проблемы, или может считать это недостойным внимания, или просто стесняться поднять интересующие его темы. Для этого руководителю следует задавать волонтеру наводящие вопросы, например:
— Соответствует ли работа волонтером его ожиданиям?
— Получает ли он удовлетворение от своей работы?
— Что идет хорошо в его работе, что не очень?
— Что ему больше всего нравится в его работе?
— Что ему меньше всего нравится, вызывает тревогу?
— Есть ли какой-нибудь вопрос или тема, о которой он хотел бы поговорить?
— Как складываются отношениями с другими волонтерами, сотрудниками, подопечными?
— Испытывает ли он нехватку чего-либо (например, знаний)?
Если волонтер все же уходит…
Какой бы ни была причина ухода волонтера, обязательно найдите время для встречи (в крайнем случае, используйте телефон). Во время встречи:
Возмещение расходов волонтеров
Для части волонтеров расходы, связанные с телефонными переговорами, покупкой расходных материалов и др. являются незначительными, или же волонтеры считают это своим дополнительным вкладом в организацию и, следовательно, не ожидают возмещения. Но для многих суммы таких расходов могут оказаться слишком ощутимыми, что ограничит возможность их работы в организации в качестве волонтеров. Следует помнить, что, возмещая расходы волонтеров, мы обеспечиваем равную возможность участия в деятельности организации для всех, вне зависимости от уровня их доходов. Особенно это важно для привлечения к волонтерской деятельности людей из числа студентов.
7. Признание деятельности волонтеров
Важно помнить что признание — это плата волонтеру за его труд.
Золотым правилом признания является тот факт, что признание должно быть своевременным, индивидуальным и искренним.
Неформальное признание
Формальное признание — со стороны руководства организации, подопечных и других организаций (там, где волонтер непосредственно оказывает помощь).
Сложно сказать какая из форм является более значимой. Во многом это определяется личностью самого волонтера, которому выражается признательность за его деятельность. Так, для кого-то крайне важным будет получить благодарственное письмо на имя ректора института, где он учится, в то время как для другого более важным будет проявление уважения и признание его равным со стороны сотрудников и других волонтеров.
Признание может выражаться в материальных и нематер альных стимулах.
Стимулы волонтеров
В целом, говоря о стимулах, следует отметить, что важна не стоимость, а регулярность и искренность выражения признания.
8. Оценка
Оценка проводится с целью разработки планов по улучшению работы.
Этапы:
Примеры критериев оценки
9. Документация в волонтерском менеджменте
Прежде всего следует отметить, что ведение документации — это не «лишняя, пустая формальность, отнимающая много времени впустую», а составная и обязательная часть успешной волонтерской программы (организации работы волонтеров).
На основе документально зафиксированных данных можно предоставить достоверный отчет о своей деятельности не только в синодальный или епархиальный отдел, но благотворителям и общественности, например, о том, сколько человек получили помощь или сколько часов затратили волонтеры на работу в программе. Что, в свою очередь, окажет положительное влияние, как на демонстрации профессионализма организации, так и на привлечение дополнительных средств и новых волонтеров.
Описание работы волонтера обычно включает:
Описания работы волонтера следует регулярно пересматриваться (не реже одного раза в полгода), ведь характер работы и выполняемых функций может меняться, что потребует внесения изменений. При этом обсуждение и пересмотр описания работы должен осуществляться с участием самого волонтера.
Памятка добровольцу, помогающему на дому
(ДЛЯ РАБОТЫ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ПАМЯТКИ, СОДЕРЖАЩИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ)
Общие правила:
Отношения с родственниками подопечных:
Личная безопасность:
Не стоит давать свой номер телефона во время первого визита к подопечному. Договоритесь, что вы сами будете ему звонить, а если есть какая-то необходимость, советуйте звонить на общий номер (495) 979-50-96
Не берите на себя большую ответственность, чем та, которую можете вынести. Если подопечному требуется больше времени, чем то, которым вы располагаете, сообщите координатору, чтобы он нашел второго помощника (если нужно — и больше).
Взаимодействие с госструктурами:
Экстренные и трудные случаи:
Помощь священников и специалистов:
Важно!
Относитесь к своей деятельности творчески! Любая инициатива приветствуется. Если вы со временем захотите поучаствовать в других наших направлениях — пожалуйста. Можно совмещать разную деятельность и пробовать себя везде.
Анкета
Оценка эффективности вашей волонтерской деятельности
(Источник: Н. Слабжанин «Как эффективно работать с добровольцами»)
Для определения эффективности работы организации с волонтерами следует выбрать по одному показателю, которые являются наиболее характерными для вашей организации. Затем суммируйте их порядковые номера. Полученную сумму разделите на общее число показателей — 9. Эта цифра и есть численная оценка эффективности работы с волонтерами по 5-балльной системе.
Наличие волонтеров
Внутриорганизационные ценности
Привлечение волонтеров
Отбор волонтеров
Обеспечение волонтеров работой
Уровень профессионализма в работе
Организационное обеспечение
Взаимоотношения между оплачиваемыми сотрудниками и волонтерами
Долговременность пребывания волонтеров в организации
Использованная литература