В чем заключается ограниченность предпринимательских способностей
2.2 Факторы производства и факторные доходы.
Содержание:
↑ Факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация)
Говоря о факторах производства, необходимо сначала ответить на вопрос, что такое производство.
Производство – превращение экономических ресурсов (факторов производства) в товары и услуги.
Факторы производства – это экономические ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.
Факторы производства делятся на
1) Труд
2) Земля
3) Капитал
4) Предпринимательские способности
5) Информация
1. Труд – деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта
Трудовые ресурсы – это трудоспособное население, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для осуществления производственной деятельности. Трудовые ресурсы в РФ представлены населением в трудоспособном возрасте (с 16 лет до пенсионного возраста).
Производительность труда – это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, которая измеряется количеством продукции, произведенной работником в единицу времени.
Интенсивность труда – это степень напряженности живого труда, определяемая затратами (физической, умственной и нервной энергии в единицу времени).
Человеческие ресурсы обладают стоимостью, если они способны приносить в будущем доход.
Ещё в XVII в. английский экономист У. Петти отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Он считал, что цена человека равна двадцатикратному доходу, который он приносит. Ценность каждого жителя Англии в среднем составила по его подсчетам 80 фунтов стерлингов. Цена работника зависела от возраста и от характера деятельности. Взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а моряка приравнивал к трем крестьянам.
Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас способностей, знаний и навыков. Формирование человеческого капитала начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Для развития производства важны разделение труда или специализация работников.
Разделение труда – обособление отдельных видов деятельности, т.е. разделение функций, задач или деятельности.
Специализация – сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции.
Разделение труда возникает и развивается под воздействием научно-технического прогресса. Разделение труда способствует росту производительности труда. Работник, сосредоточивая свои усилия на производстве отдельной детали или на отдельной операции, повышает свое мастерство, изобретает более совершенную технологию, ориентированную на сокращение времени производства детали. В масштабах общества это дает огромный эффект. Разделение труда в условиях современного производства требует узкой специализации работников.
Ограниченность труда как фактора производства обусловена численностью трудоспособного населения; его территориальным размещением, профессиональной структурой, религиозно-культурными традициями и др.
2. Земля – все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ. К ним относятся: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные и климатические ресурсы.
Ограниченность земли как фактора производства обусловлена природным рельефом, имеющейся площадью земель определённого назначения, разведанным объёмом полезных ископаемых, водных и других ресурсов
3. Капитал – здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др. (физический капитал), а также объём денежной массы, которой располагают субъекты экономики (денежный капитал). Капитал – это фактор производства, созданный человеком.
Понятие «капитал» – одно из самых основных в экономике.
Капитал – ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Следует различать физический капитал, который является фактором производства, и финансовый капитал, который таковым не является, но служит средством для покупки факторов производства.
Ограниченность капитала как фактора производства обусловлена уровнем экономического и научно-технического развития страны, фирмы, физическим и моральным износом зданий, станков, коммуникаций, объёмом денежной массы в обращении, уровнем инфляции и др.
3. Предпринимательские способности – особые способности человека правильно оценить спрос, скоординировать использование ресурсов и принять на себя риск потери вложенных в дело средств.
Предприниматель – центральная фигура в рыночной экономике. Предпринимательская способность состоит в умении организовать производство и управлять им.
Особенности предпринимательства как фактора производства:
1) предприниматель объединяет все прочие экономические ресурсы (труд, земля, капитал);
2) предприниматель занимается разработкой и внедрением инноваций;
3) все решения предприниматель принимает самостоятельно;
4) предпринимательская деятельность связана с риском;
5) деятельность направлена на получение прибыли.
Риск – неизбежная составляющая предпринимательской деятельности. Он заключается в том, что предпринимательство предполагает освоение новых рынков, заключение сделок с новыми поставщиками и покупателями, производство новых товаров и услуг, использование новых технологий, в эффективности которых никто не уверен.
Ограниченность предпринимательских способностей как фактора производства обусловлена индивидуальными особенностями людей, редкостью таланта
5. Информация как фактор производства крайне необходима в современных условиях. Она способствует повышению эффективности производственного процесса. Важную роль в современном обществе имеет экономическая информация. К ней относятся сведения, сообщения, документы об экономическом состоянии общества, уровне и структуре производства, о движении труда, товаров, капитала, о доходах населения, бюджетных и налоговых отношениях и т. д.
Обладание достоверной экономической информацией является необходимым условием для решения стоящих перед производителем проблем. Помимо этого предпринимателю необходимо обладать информацией о способах производства своего товара или услуги, о разновидностях товара или услуги.
Информация необходима не только производителю, но и потребителю. Владение информацией позволяет потребителю выбрать наиболее качественный товар, а заодно и сэкономить деньги. Одним из источников информации для потребителя является реклама.
Реклама – информация о потребительских свойствах товаров и видов услуг с целью создания спроса на них.
Всем факторам производства свойственна ограниченность, т. е. недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить.
Ограниченность факторов производства породила проблему собственности.
↑ Собственность как следствие ограниченности факторов производства.
Собственность – принадлежность вещей, факторов и продуктов производства какому-либо человеку, группе лиц, фирме, иной организации.
Права собственности реализуются во владении, пользовании и распоряжении имуществом (правомочия собственника). Владение предполагает нахождение вещи в хозяйстве собственника. Пользование даёт право извлекать потребительские качества вещи, использовать её полезные свойства. Распоряжение выражается в праве собственника поступать с вещью по своему усмотрению, в том числе дарить, обменивать на другие вещи, передавать во временное пользование или продавать её другим лицам.
Различают индивидуальную частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. В нашей стране государство в равной мере защищает все формы собственности.
↑ Факторный доход. Соответствие факторного дохода фактору производства.
Собственник фактора производства от его использования/применения получает факторный доход.
↑ Соответствие фактора производства факторному доходу
1. Труд (фактор производства) – Заработная плата(факторный доход)
Денежное вознаграждение за труд, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с условиями договора между ними и действующими законами, называется заработной платой.
Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Номинальная заработная плата – это то количество денег, которое получает владелец способности к труду за использование своего ресурса.
Реальная заработная плата – это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести за номинальную заработную плату.
Существуют две различные формы заработной платы: повременная и сдельная.
Повременная заработная плата – форма оплаты труда, при которой заработок прямо пропорционально зависит от количества часов, отработанного наёмным работником, и его квалификации.
Сдельная заработная плата – форма заработной платы, при которой её размер зависит от количества произведённой продукции или оказанных услуг.
В странах со смешанной экономикой заработная плата устанавливается работодателем, но регулирует её минимальный уровень государство. Так, во многих странах, в том числе в России, законодательно установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ), ниже которого работодатель не имеет права оплачивать труд наёмного работника.
2. Земля (фактор производства) – Рента (факторный доход)
Цена, выплачиваемая за пользование природными ресурсами, называется рентой.
3. Капитал (фактор производства) – Процент или прибыль (факторный доход)
Если владелец предоставляет право временно пользоваться этим капиталом другим лицам и фирмам, то получает за это плату в виде процента
Доход, который получает владелец капитала (зданий, сооружений, оборудования),
использующий его для обеспечения деятельности своей фирмы, называется прибылью.
4. Предпринимательские способности (фактор производства) – Прибыль (факторный доход)
Вознаграждение предпринимателя за риск, новые идеи и усилия, которые он вкладывает в бизнес, называется прибылью.
Прибыль является целью предпринимателя и главным итогом его деятельности. Величина прибыли определяется как разность между выручкой от реализации продукции и общими затратами на производство.
5. Информация (фактор производства) – нет четко установленного дохода.
Информация как фактор производства не имеет четко установленного факторного дохода, так как в зависимости от использования он может изменяться.
Информация – все знания и сведения, необходимые для квалифицированной экономической деятельности.
Ограниченность информации как фактора производства обусловлена достигнутым уровнем развития науки и образования, развитием общественного сознания, правовых механизмов охраны интеллектуальной собственности и др.
В чем заключается ограниченность предпринимательских способностей
Как в тексте раскрыта сущность предпринимательского потенциала? В чём, по мнению автора, состоит уникальность предпринимательства как вида деятельности? Какие качества (умения), по мнению автора, необходимы для эффективной реализации предпринимательских способностей? (Укажите любые три таких качества (умения).)
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и предпринимательскую культуру.
Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как возможности по реализации предпринимательских способностей людей.
Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, капитал, земля, знание. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.
Можно утверждать, что предпринимательские способности как ресурс более эффективно реализуются в экономической системе, которая не обременена чрезмерным государственным регулированием, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели: их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также чувство социальной ответственности.
Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию прибыль. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение позиций на рынке, прежде всего за счёт максимизации прибыли.
Характер целевых установок фирмы определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия (определённый период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке).
Предпринимательство
Предпринимательство имеет следующие отличительные особенности, позволяющие выделять его из состава трудового фактора в самостоятельный фактор производства:
Данный фактор характеризуется численностью лиц, занимающихся предпринимательством, и объемом вложений в эту сферу.
Предпринимательский доход — это прибыль, величина которой может быть разной в зависимости от результатов производства. То, что создается в экономике с использованием факторов производства, можно назвать экономическим продуктом. Принято различать следующие виды экономических продуктов:
Все факторы производства обладают одним общим свойством: так же как и производимые ими экономические блага, они ограничены.
Ограниченность трудового фактора связана с тем, что число трудоспособных жителей любой страны, обладающих определенными умственными и физическими способностями в данный момент времени, фиксировано и не может быть изменено в короткое время.
Ограниченность земли определяется географическим положением страны, наличием в ее недрах полезных ископаемых и пригодностью ее почвы к сельскохозяйственному использованию.
Ограниченность капитала зависит от производственно-технического потенциала страны, возможностей его поддержания, возобновления и увеличения.
Ограниченность предпринимательства определяется как ограниченностью трудовых ресурсов, так и ограниченностью в их рамках людей, обладающих предпринимательскими способностями.
Можно сделать вывод о наличии противоречия между ограниченными факторами производства, с помощью которых производятся экономические блага, и неограниченными потребностями людей в этих благах. Разрешение такого противоречия состоит в поиске ответов на вопросы, стоящие перед любым обществом, а именно: что производить, сколько производить, каким способом и для кого, по какому принципу распределять? Ответить на эти вопросы — значит, сделать выбор в пользу какого-либо варианта развития общественного производства, отдав ему предпочтение перед остальными. Такая задача называется проблемой выбора.
В чем заключается ограниченность предпринимательских способностей
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономический рост». Как в тексте охарактеризована коммерческая деятельность? Какие условия, по мнению автора, определяют характер целевых установок фирмы? (Укажите любые три условия.)
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и предпринимательскую культуру.
Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как возможности по реализации предпринимательских способностей людей.
Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, капитал, земля, знание. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.
Можно утверждать, что предпринимательские способности как ресурс более эффективно реализуются в экономической системе, которая не обременена чрезмерным государственным регулированием, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели: их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также чувство социальной ответственности.
Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию прибыль. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение позиций на рынке, прежде всего за счёт максимизации прибыли.
Характер целевых установок фирмы определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия (определённый период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке).
Как в тексте раскрыта сущность предпринимательского потенциала? В чём, по мнению автора, состоит уникальность предпринимательства как вида деятельности? Какие качества (умения), по мнению автора, необходимы для эффективной реализации предпринимательских способностей? (Укажите любые три таких качества (умения).)
1. Сущность предпринимательского потенциала можно охарактеризовать как возможности по реализации предпринимательских способностей людей.
2. Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, знание.
3. Качества (умения), которые по мнению автора, необходимы для эффективной реализации предпринимательских способностей:
— квалификация и уровень образования;
— способность брать на себя ответственность и инициативу;
— умение ориентироваться в высококонкурентной среде;
— чувство социальной ответственности.
Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании не менее чем трех правильных качеств (умений).
В чем заключается ограниченность предпринимательских способностей
Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.
Предпринимательские способности — набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.
В свою очередь, к предпринимателям относятся, прежде всего, владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.
Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей людей.
Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, знание. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиции, нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов и государственного регламентирования, позволил США и ряду других стран Запада эффективно преодолеть многие трудности 80—90-х гг.
Можно утверждать, что предпринимательские способности как ресурс более эффективно реализуются в условиях максимально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются, прежде всего, сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.
Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении :
· организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
· принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
· рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;
· быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.