В чем заключается организационная целостность педагогического процесса
Целостность педагогического процесса
Начиная с середины XIX в. прогрессивные педагоги все чаще отмечают единство обучения и воспитания. Так, И.Ф. Гербарт, писал: «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств». Понимание целостности педагогического процесса в отечественной педагогике формировалось под влиянием идеи К.Д. Ушинского о единстве «административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности». Важный вклад в исследование педагогического процесса внёс П.Ф. Каптерев, по замыслу которого общеобразовательный курс школы должен обеспечивать правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. В период становления советской педагогики представления о целостности педагогического процесса в новых социально-экономических и политических условиях расширили Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.С. Макаренко. Однако с начала 1930-х до середины 1970-х хх гг. советская педагогика отошла от идеи целостности педагогического процесса, в этот период основные усилия были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов.
Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вновь возникший в 1970-е гг., отразился в работах Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, В.С. Ильина, В.М. Коротова, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачева и др. Следует особо отметить роль Ю.К. Бабанского в пропаганде целостного восприятия педагогического процесса. В 1980-е гг., являясь автором и научным редактором вузовских учебников педагогики, он включил включил в них вопросы теории целостного целостного педагогического процесса.
Развитие теории целостного педагогического процесса в постсоветский период связано преимущественно с научной школой В.А. Сластенина.
Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов.
Целостность является синтетической характеристикой педагогического процесса. Так, целостность проявляется в неразрывности воспитания и обучения. Однако целостность нельзя свести к единству процессов воспитания и обучения или к единству процессов умственного, нравственного, трудового, физического и других видов воспитания. В действительности целостность многопланова и многоаспектна, она проявляется как в содержании, так и в и организации педагогического процесса.
В содержательном плане целостность педагогического процесса реализуется посредством отражения в цели и содержании образования взаимосвязи четырех элементов:
· умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовых алгоритмам;
· опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.
Во взаимосвязи этих элементов реализуется единство основных функций педагогического процесса: образовательной, развивающей и воспитательной. Основные функции, в свою очередь, трансформируются в единство образовательных, развивающих и воспитательных задач, комплексное решение которых обеспечивает достижение цели педагогического процесса: формирования гармонично развитой личности, полезной и успешной в обществе (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Содержательная целостность педагогического процесса
Для решения любой из задач требуется освоение воспитанником знаний, опыта действий по алгоритмам (умений и навыков) и творчества, а также опыта отношений к окружающему миру. Приведём пример. Освоение воспитанником некоторых культурных норм и правил поведения относится к задачам воспитания. Для этого воспитанник должен освоить.
· знания о сущности данных культурных норм и способах их реализации в своей деятельности и поведении;
· опыт следования данным нормам в повседневной жизни (навыки, привычки, соответствующие культурным нормам);
· опыт соблюдения культурных норм в новых для воспитанника условиях (для этого ему потребуется творчески интерпретировать усвоенные правила культурного поведения);
· опыт уважительного отношения к окружающим людям, заложенного в осваиваемых нормах и правилах поведения.
В организации педагогического процесса свойство целостности приобретается им при обеспечении единства процессов четырёх основных видов (рис. 3.4):
· процессов освоения и конструирования педагогом содержания образования, а также комплекса способов и средств его передачи воспитанникам; эти процессы имеют характер предметных отношений, поскольку педагог взаимодействует с предметами, а не с живыми участниками педагогического процесса, однако процессы педагогического освоения и конструирования необходимы для педагогической адаптации содержания образования и подготовки к эффективной реализации следующих процессов;
· процессов делового взаимодействия (формального общения) педагогов и воспитанников; данный вид процессов отражает собственно педагогическое взаимодействие;
· процессов личностного взаимодействия (неформального общения) педагогов и воспитанников; посредством этих процессов между педагогами и воспитанниками устанавливаются доверительные отношения, что является необходимым условием полноценного педагогического взаимодействия
· процессов самостоятельного освоения воспитанниками содержания образования (самообразования и самовоспитания), в которых отношения также имеют предметных характер, однако их особенность состоит в том, что воспитанник осваивает педагогически адаптированное содержание образования, пользуясь теми способами и средствами познания, которые подобраны и оптимизированы педагогом.
Рис. 3.4. Организационная целостность педагогического процесса
Любой из перечисленных процессов не ограничивается рамками, например, только обучения или только воспитания, их взаимосвязь охватывает весь педагогический процесс в целом.
Теория целостного педагогического процесса
«Теория целостного педагогического процесса»
Как проявляется многоаспектность образования?
Рис. 1 . Про цессуальный, ценно ст ный и резул ьта т ивный аспект ы об разова ния
образование как ценность и общественное благо;
образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека;
образование как результат воспитания, обучения, развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Назовите компоненты педагогического процесса.
Компоненты педагогического процесса: цель, содержание, деятельность и результат
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу,
Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, указывает на достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Приведите примеры взаимодействий, происходящих в педагогическом процессе.
Пр и меры пр о ти воречий:
· между ц ело стностью лично сти и фун кциональн ым подход ом (р азграничени ем по о тдельным фун кциям) к ее формированию;
· между и нд и ви д уальн ым х ар актеро м стан о влен ия личн о сти и массо вым х арактер ом орган и зации п ед агогическо го п роцесса;
· между о пр ед еляющим значени ем деятельно сти в разви тии личности и пр еи мущественно словесны м возд ей стви ем на лично сть в воспитании ;
· между возр астающей ролью гуман и тарны х предмето в в со циально м с тано влении чело века и возр астающей тех но ло ги зацией п ед агогическо го про цесса и др.
Как соотносятся понятия педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие?
Понятие «педагогическое взаимодействие» предполагает взаимную активность обучающего и обучаемого. Педагогическое взаимодействие полно и цельно отражается в педагогическом процессе и состоит из педагогического влияния и собственного активного восприятия обучаемого.
Рис. 2 . Педагогическое взаимо действие
Педагогическое воздействие предполагает активные действия педагога в отношении воспитанника и готовность воспитанника принять их и измениться под их влиянием.
Педагогическое взаимодействие – это согласованная деятельность педагога и воспитанника по достижению совместных целей и результатов. При взаимодействии педагога и воспитанника оба они являются субъектами, их взаимоотношения приобретают субъект-субъектный характер. Таким образом, понятие педагогического взаимодействия гораздо шире понятия педагогического воздействия. Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире по значению, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние», «педагогическое отношение», так как оно предполагает активность двух сторон: педагогов и воспитуемых.
5. В чём заключается содержательная целостность педагогического процесса?
Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов.
Целостность является синтетической характеристикой педагогического процесса. Так, целостность проявляется в неразрывности воспитания и обучения. Однако целостность нельзя свести к единству процессов воспитания и обучения или к единству процессов умственного, нравственного, трудового, физического и других видов воспитания. В действительности целостность многопланова и многоаспектна, она проявляется как в содержании, так и в и организации педагогического процесса.
В содержательном плане целостность педагогического процесса реализуется посредством отражения в цели и содержании образования взаимосвязи четырех элементов:
умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовых алгоритмам;
опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.
В чём заключается организационная целостность педагогического процесса?
В организации педагогического процесса свойство целостности приобретается им при обеспечении единства процессов четырёх основных видов :
процессов освоения и конструирования педагогом содержания образования, а также комплекса способов и средств его передачи воспитанникам; эти процессы имеют характер предметных отношений, поскольку педагог взаимодействует с предметами, а не с живыми участниками педагогического процесса, однако процессы педагогического освоения и конструирования необходимы для педагогической адаптации содержания образования и подготовки к эффективной реализации следующих процессов;
процессов делового взаимодействия (формального общения) педагогов и воспитанников; данный вид процессов отражает собственно педагогическое взаимодействие;
процессов личностного взаимодействия (неформального общения) педагогов и воспитанников; посредством этих процессов между педагогами и воспитанниками устанавливаются доверительные отношения, что является необходимым условием полноценного педагогического взаимодействия
процессов самостоятельного освоения воспитанниками содержания образования (самообразования и самовоспитания), в которых отношения также имеют предметных характер, однако их особенность состоит в том, что воспитанник осваивает педагогически адаптированное содержание образования, пользуясь теми способами и средствами познания, которые подобраны и оптимизированы педагогом.
В чём состоит возрастообразность педагогического процесса?
Возрастосообразность – свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание наиболее эффективно, если осуществлять его в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка.
В истории педагогической мысли давно сформировалось понимание необходимости учёта возрастных особенностей учащихся, воспитанников. Так, Я.А. Коменский обосновал принцип природосообразности – следования природе человека, его возрастным особенностям. Учитывать возрастные особенности детей призывали Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт и другие выдающиеся педагоги прошлого. Возрастные особенности – это комплекс физических и психологических свойств, характерных для большинства людей одного возраста. Особенности возраста проявляются в совокупности многих условий, среди которых выделяются:
— характер знаний и деятельности, которые он усваивает;
— преобладающие способы усвоения знаний и опыта действий;
— особенности различных сторон физического развития ребенка (например, особые условия, обусловленные перестройкой организма в подростковом возрасте). Каждый период возрастного развития – это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью многих изменений, определяющих своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.
Какие возрастные периоды развития личности выделяются в общей педагогике?
В чет состоит отличие знаниевого и компетентностного подходов к построению педагогического процесса?
Овладение знаниями являлось базовым показателем результата обучения и воспитания, а формирование практической деятельности рассматривалось как усвоение опыта применения знаний на практике. Такой подход к построению педагогического процесса получил название знаниевого.
Знаниевый и компетентностный подходы близки друг к другу, но первый ограничивается рамками предметных знаний, тогда как второй делает акцент на готовность обучаемых использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в реальной жизни для успешного решения практических и теоретических задач. Именно поэтому сегодня в образовании происходит переход от знаниевого подхода к компетентностному
Объясните отличие понятий компетентность и компетенция.
Соотношение понятий компетентность и компетенция большинством авторов определяется следующим образом:
· чем сложней («многозадачней») деятельность, подготовка к которой осуществляется в педагогическом процессе, тем сложней структура компетентности и тем многочисленней и разнообразней компетенции, которыми требуется овладеть.
Аспекты и особенности целостного педагогического процесса
Исторические особенности появления понятия целостности педагогического процесса
Целостный педагогический процесс – это основополагающее определение в педагогике.
Начало появления педагогики показывают, что дифференциация и интеграция, протекавшие стихийно, привели к разграничению функций воспитателя и учителя. К середине 19 века в обществе появлялись аргументы за единство обучения и воспитания. Это мнение четко выразил в своих трудах И.Ф.Гербарта. Ученый говорил, что обучение, лишенное нравственного образования – это средство без цели, а нравственное образование без обучения – цель, лишенная средства.
Позднее к этому аргументу присоединился и К.Д.Ушинский. под целостностью педагогического процесса он подразумевал единство административной, учебной, воспитательной составляющих учебной деятельности. После него свои мысли выдвигали еще Н.Ф.Бунаков, П.Ф.Вахтеров, П,Ф.Лесгафт и т.д. Важное место в педагогической науке занят П.Ф.Каптерев. Его теория заключалась в сбалансированном соотношении между образованием и воспитанием для всестороннего развития личности.
Теорию целостности педагогической работы в новых социально-экономических и политических условиях рассматривали Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.П. Пинкевич, А.С. Макаренко.
Целостность педагогического процесса
Педагогический процесс – это целенаправленное, насыщено смыслами и организованное взаимодействие учителей с ребенком. В результате деятельности ученики начинают активную жизнедеятельность и самоизменение.
Чтобы понять, в чем заключается целостность педагогического процесса, нужно разобраться со всеми составляющими. Это научная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество учителей и особенность возрастных изменений учащихся. В основе системы появляются и работают определенные закономерные принципы.
Педагогическая работа тесно связана с другими общественными процессами, в том числе с экономическими, политическими, нравственными и культурными. Она зависит от состояния общественных работ, взаимодействия производительных сил и отношений.
Особенность учебно-воспитательного процесса – целостность и сохранение всех важных частей. Важно, чтобы обучение, воспитание и развитие основного были связаны между собой. Сложные процессы внутри педагогической работы выражаются в:
Особенность педагогического процесса, как динамической системы, – это способность выполнять социальные задачи. Любое общество заинтересовано в качественном выполнении функционала, что и достигается за счет целостности работы. Единство процесса формирует гармоничную и полную личность с желанием развиваться.
Целостность в рамках педагогического процесса понимается как качество, характеризующее высшую степень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и работы субъектов, функционирующих в нем. Эффективная работа отличается внутренним единством всех компонентов и взаимодействий. В нем регулярно все движется, преодолеваются внутренние противоречия и перегруппировываются взаимодействующие силы и появляются новые качества.
Благодаря реализации процесса начинается организация жизнедеятельности учеников. Она отвечает на потребности воспитанников, оказывает сбалансированное влияние на сознание, чувства и волю личности. Деятельность наполняется нравственно-эстетическими элементами и провоцирует положительные переживания. Стимулирует мотивационно-ценностное отношение к окружающему миру.
Целостный педагогического процесса – это в педагогике не только обучение и воспитание. Не стоит представлять себе эту работу как несколько действий, сложенный в одну систему. Это неделимая работа, функционирующая на основе решения противоречий между учеником и влиянием на него жизнедеятельности.
Целостно педагогический процесс – это взаимосвязь и взаимообусловленность действий и явлений, появляющихся в нем. Они реализуются в моменты воспитания и обучения, при взаимоотношении субъектов всей работы и в связях деятельности с внешней средой.
Аспекты целостности педагогического процесса
На целостность влияет накопленные людьми знания по отражению цели и содержанию образовательного опыта. Реализация элементов обучения – это и выступает воплощением единства образовательных, развивающих и воспитательных работ.
Если рассматривать деятельность по организации, то выделяют несколько самостоятельных компонентов:
В первом и последнем процессах отражаются предметные отношения. Процесс взаимодействия – это педагогические отношения, а третий компонент охватывает процесс едино.
Тема: Целостный педагогический процесс
Тема: Целостный педагогический процесс
1. Структура целостного педагогического процесса.
2. Закономерности и принципы ЦПП.
Кузнецов И. Настольная книга практикующего педагога.
1.Структура целостного педагогического процесса.
Особое место в ряду исследователей ЦПП занимает П.Ф. Каптерев (1879 – 1922). Именно он впервые ввел в педагогику понятие « педагогический процесс ». В «Дидактических очерках» он писал, что «обучение и образование, приучение, воспитание, развитие, уговоры и т.д. являются разными особенностями, сторонами и моментами единого педагогического процесса».
В педагогической литературе прошлого столетия использовался термин «учебно-воспитательный процесс», но это понятие слишком узкое, неполное, оно не отражает всей сложности процесса и прежде всего его главных черт – целостности и общности.
Сущность ЦПП заключается в обеспечении единства обучения, воспитания, формирования и развития на основе целостности и общности.
Это объясняется тем, что целостную личность ребенка можно сформировать только включением ее в целостный педагогический процесс, где одновременно происходит воспитание, обучение, формирование и развитие.
Субъектами ЦПП является педагог и ребенок, при этом педагог получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку нового поколения. Ребенок является личностью, которая развивается и имеет постоянную потребность в творческом саморазвитии, самовыражении и самосовершенствовании.
Рассмотрим ЦПП как систему, для которой характерно наличие множества подсистем, объединенных между собой различными типами связей.
Итак, ЦПП – система, объединяющая 4 подсистемы (формирование, развитие, воспитание и обучение вместе со всеми условиями, формами и методами). Подсистемы ЦПП различаются не столько своими сущностными характеристиками (во многих случаях они одинаковы), а исключительно их назначением, особенностями организации и функционирования. Наиболее крупными, выраженными системами является именно воспитание и обучение.
Основой для каждой подсистемы ЦПП является педагогическая деятельность и ее структура.
• Вспомнить структуру пед. деятельности
2. Основные закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
В закономерностях любого процесса (в том числе и ЦПП) отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. Среди общих закономерностей ЦПП можно выделить:
4) закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности ;
Принцип (с лат. «основа») – руководящая идея, основное правило, требование к деятельности, которое обуславливается установленными наукой закономерностями.
Принципами ЦПП называют систему требований к обучению, воспитанию, выполнение которых обеспечивает эффективность общей деятельности педагога и воспитанника по созданию условий для саморазвития и формирования его личности.
В современной пед. теории и практике выделяют такие принципы ЦПП:
Принцип общественно-ценностной целевой направленности ЦПП – соответствие требованиям современного общества, единство с другими природными и общественными процессами;
Принцип комплексности разных видов деятельности – поскольку в систему ЦПП включено несколько подсистем, в каждой из которых используются разные виды деятельности (а не только познавательная), то возникает органическая связь, комплекс всех возможных видов деятельности ребенка на уроке и вне его: учебно-познавательной, общественно-политической, трудовой, спортивной, свободного общения, художественной, бытовой деятельности. Только такой подход обеспечит единство организации и результатов процессов воспитания и обучения.
Принцип воспитания и обучения детей в коллективе предусматривает использование всего позитивного потенциала детского коллектива в интересах личности, которая развивается. Последовательное соединение массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
Принцип единства требовательности и уважения к детям; гуманизм, доверие;
Принцип объединения педагогического руководства с организацией общей деятельности, а также с проявлением самодеятельности, творчества и инициативы школьников в обучении и воспитании;
Принцип эстетизации всей жизни ребенка, создание позитивной, эмоционально комфортной среды, развитие художественно-эстетического вкуса, познание красоты окружающего мира;
Принцип учета возрастных, индивидуальных особенностей ребенка во все ЦПП и его подсистемах.
Теоретическое исследование «Целостный педагогический процесс»
II . Педагогический процесс как целостное явление.
1. Целостность педагогического процесса.
2. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления.
3. Логика и условия построения педагогического процесса
III . Общая характеристика целостного педагогического процесса.
1. Сущность педагогического процесса.
2. Характеристика принципов целостного педагогического процесса.
3. Этапы целостного педагогического процесса.
IV .Единство обучения, развития и воспитания.
1. Целостный педагогический процесс – основной фактор всестороннего развития личности.
2. Обучение как часть целостного педагогического процесса.
3. Воспитание как часть целостного педагогического процесса.
Синонимом термина педагогический процесс является учебно-воспитательный процесс – совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогом и ученическим коллективом.
Актуальность рассмотрения целостного педагогического процесса возросла в условиях реформы школы, так как современное развитие требует более полной реализации принципа единства обучения.
Целостный подход к организации педагогического процесса в практике работы передовых учителей проявляется в том, что они стремятся обеспечить комплексное решение задач образования и воспитания на каждом и в системе уроков, сочетают учебную работу и воспитание.
Любая деятельность имеет, по Марксу: цель, средства и результат. Средством же в широком смысле в педагогической деятельности является ее содержание, формы и методы. Отсюда вполне закономерно следует выделить также компоненты педагогической деятельности и самого педагогического процесса, как его цель, содержание, формы и методы обучения и воспитания, а также результаты.
В педагогическом процессе объективное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека, которое обеспечивает развитие его личности.
Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования и развития.
В связи с выше сказанным мы, в нашем исследовании, имеем целью отразить взаимосвязь процессов, на первый взгляд разных по назначению, но близких по цели: воспитание, обучение и развитие. Эта цель: всестороннее и гармоничное развитие личности.
Темой исследования является «Единство воспитания, обучения и развития».
Объектом является – целостный педагогический процесс.
Предмет работы – единство обучения, развития и воспитания.
В данной работе ставятся следующие цели:
1. Рассмотрение педагогического процесса как целостного явления развитой личности.
2. Описание сущность педагогического процесса.
3. Описание факта, что обучение, воспитание и развитие являются частью единого педагогического процесса.
Задачей исследования является доказательства утверждения о единстве обучения, развития и воспитания.
II . Педагогический процесс как
1. Целостность педагогического процесса.
Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. ( М.А. Данилов). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, подчиняющееся своим особым закономерностям.
Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процесса единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:
1. в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
2. в целостности и соподчиненности, входящих в него обособленных систем;
3. в наличии общего и сохранении специфического.
В чем же специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс? Она обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие характеристики. Так, например, в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, мотивов и т.д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, этой цели присущими ему средствами.
2. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления.
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX века в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И.Ф.
Герберта, описывающего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средства.
Учитель немецких учителей А.Дистерверг, рассматривая обучение как часть, сторону воспитания, писал, что «время искусственных разделений прошло», особо при этом, подчеркивая, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания и наоборот.
Более глубоко идея целостности педагогического процесса выражена К.Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, писал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании. Прогрессивные идеи К.Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Лесгафта, К.В. Ельницкого, В.П. Вахтерова и т.д.
Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П.Ф. Каптерев. Он всесторонне проанализировал проявления педагогического процесса с внешней стороны внутренней стороны и пришел к выводу: «Обучение», «Образование», «Приучение», «Воспитание», «Наставление», «Увещевание», «Взыскания» и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса¹ (Каптерев П.Ф. Педагогический процесс – СПБ., 19085- стр.1).
Общеобразовательный курс школы по его замыслу был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.
Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н.К. Крупская, А.Г. Пиневич, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.С. Макаренко. Однако, начиная с 1930-х гг. основные усилия педагогов были направлены на углубленное обучение и воспитание как относительно самостоятельных процессов. Наметилась тенденция к обособлению этих связанных как часть и целое процессов, а в воспитательной работе закрепился ярко выраженный функциональный подход, вопреки утверждению, что личность не формируется по частям (А.С.Макаренко).
Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 1970-х гг. но ее решение было сведено к частной проблеме воспитывающего обучения. Вместе с тем наметились и различные подходы к пониманию целостного
1. См. Ушинский К.Д. Три элемента школы //Пед. Соч.: в 6 т. – М., 1989-1980-Т.1 с. 171
педагогического процесса (Ю.К. Батонский, В.С., В.С.Ильин, В.М. Коротов, В.В. Красвекий, Б.Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников им др.).
Изучение истории развития взглядов на сущность педагогического процесса свидетельствует о том, что поиск адекватных представлений о нем как о целостности, т.е. максимальной ориентированности на всестороннее развитие личности, волновал умы многих педагогов (ученых, практиков), но не получил однозначного решения. Это положение объясняется сложностью такого явления, как педагогический процесс. В то же время авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения на основе методологии системного подхода. Он требует рассматривать педагогические объекты как системы, а именно: определить состав, структуру и организацию основных компонентов, установить ведущие взаимосвязи между ними, выявить внешние связи системы, выделить из них главную; определить функции системы и ее роль среды других закономерности у тенденции развития системы в направлении ее целостности. Целостность имеет смысл только применительно к системным объектам. (1 стр. 120-131).
3. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.
Педагогический процесс, привычный для восприятия с его внешней стороны, допускает массу ситуаций, опосредованных взаимовлияний педагогов и воспитанников, подготовка учителя к уроку или воспитательному мероприятию, самостоятельные работы учащихся на уроке, выполнение учениками поручений педагога за пределами школы, работа по домашнему заданию и т.п. Как педагог конструирует педагогический процесс с ориентацией на воспитанника и коллектива в целом, так и школьник постоянно «видит» перед собой педагога, родителей или сверстников. Следовательно, признание исходным отношением педагогического процесса взаимодействия педагог-воспитанник позволяет по-новому видеть сам педагогический процесс, т.е. с его внутренней стороны, и приблизиться к пониманию характеристик его целостности.
Педагоги и воспитанники, понимаемые как две группы субъектов педагогического процесса, в ходе взаимодействия решают ту или иную педагогическую задачу. Педагог при этом осуществляет единую и неделимую педагогическую деятельность, в которой диалектически слиты преподавание и воспитательная работа. Смысл преподавания заключается в организации учебно-познавательной деятельности группы школьников и каждого в отдельности. Смысл воспитательной работы – в организации других, не исключая урочной и внеурочной познавательной деятельности детей (трудовой, физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической и др.)
Во взаимодействии педагогов и воспитанников с наибольшей полнотой проявляются организаторский и коммуникативный компоненты педагогической деятельности. При этом недооценка роли коммуникативного обеспечения предметного эмоционального фона обучения и всего учебно-воспитательного процесса, в результате чего оказываются объединенными и личные контакты педагога с детьми. А без этого невозможна ни одна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельности.
Целостность процесса конструирования педагогического процесса педагогом обеспечивается при условии комплектного планирования задач на основе анализа педагогической ситуации, прогнозирования развития коллектива и отдельных воспитанников, что в конечном итоге материализуется в планах работы. Возможность внесения возможных корректив в первоначальные планы в ходе их реализации говорит о том, что конструирование педагогического процесса не завершается в момент начала взаимодействия педагогов и воспитанников, а как бы пронизывает основное отношение в форме регулирования и корригирования точно также, как и исходное отношение пронизывает структуру основного.
Наиболее общим условием становления педагогического процесса до уровня целостности является направленность деятельности педагогов на организацию содержательной деятельности в социальном и нравственном отношении школьниках на принципах коллективизма создание в этом жизни ситуаций для усмотрения ребенком в организуемых видах деятельности личностного смысла и его соотношения с общественными интересами.
Обеспечение гармонического соотношения учения общественно-полученного труда и всех видов творческой деятельности детей, организуемых как жизнь учебно-воспитательного коллектива и направленных на решение в комплексе задач обучения воспитания и развития, приводит к формированию гармонической целостности и личности, ее интеллектуального, нравственно-эстетического и физического развития (1 стр. 143-145).
Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.
Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельность субъектов, функционирующих в нем.
Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
В педагогическом процессе специально создаются функциональные подсистемы, направленные преимущественно на решение образовательно-развивающих и воспитательных задач. При функциональном подходе они действую автономно, разрывая формирующуюся личность на части, придавая педагогическому процессу односторонность. В целостном педагогическом процессе в каждом акте педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи развития всех сторон личности. Это достигается всесторонним охватом основных видов деятельности, их сочетанием и обогащением.
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности – сознание, чувство и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов к уровню целостности через разрешение личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Основные аспекты целостного педагогического процесса.
Учитывая многообразие взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, было бы слишком упрощенным сводить целостность педагогического процесса к какой-либо одном его характеристике. связи с этим необходимо рассматривать разные аспекты целостности: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический.
В содержательности плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знания, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыка; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.
В организационном плане педагогической процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:
освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);
делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;
взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений, т.е. не по поводу содержания образования (неформальное обучение);
освоение воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитания).
Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй – собственно педагогические, а третий – взаимные, а следовательно, и охватывает педагогический процесс в его целостности.
Операционально-технологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельности процессов. В поисках условий становления педагогического процесса до уровня целостности в этом аспекте, прежде всего, необходимо обращение к основному отношению, т.е. к собственному педагогическому отношению учебно-воспитательного процесса с позиции преобладания субъект-субъектных отношений (1 стр. 141-143).
III . Общая характеристика целостного педагогического процесса.
1. Сущность педагогического процесса.
Педагогический процесс как динамическая педагогическая система.
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанникам опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей мемориальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства – еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и, учитывая, что его динамика движения обусловлена взаимодействием или обменом деятельности главных участков, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое, можно только определившись о его основной единицей. Только при этом условии можно понять педагогический процесс как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение образовательно-воспитательных задач.
Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса.
Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна, по мнению Б.Битинаса удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.
В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. При внесении в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.
Педагогическое взаимодействие и его виды.
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое воздействие», сводящий педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые в свою очередь, являются следствием механического переноса в педагогическую действительность основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. Субъект – это педагог, а объект – воспитуемый.
Между тем даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик-ученик», «ученик-коллектив», «ученик-учитель», «учащиеся – объект усвоения» и т.д. основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь «педагогическая деятельность – деятельность воспитанника». Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение «воспитанник – объект усвоения».
В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности.
Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат –в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.
Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников), взаимные (отношение со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два компонента: педагогическое воздействие и ответственную реакцию воспитанника (1 стр. 138-141).
Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны.
Обучение и образование, приучение, воспитание, развитие и наставление, увещевание, взыскание и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого – педагогического процесса. Что такое педагогический процесс?
Изложенное понимание педагогического процесса правильно передает его внешний характер: в воспитании постоянно заботятся о наущении, сообщении, внушении, запоминании, убеждают, исправляют, все свое лучшее, хотят передать воспитываемому. Многим все воспитание представляется просто весьма продолжительным обучением разным разностям. Но остановиться на таком понимании педагогического процесса невозможно, так внутренняя сторона его остается при этом совершенно незатронутой, все дело представляется лишь с внешней стороны, поверхностно, а потому и неправильно.
Педагогический процесс не есть лишь передача чего-то от одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения другому, неудобно. (П.Ф. Каптерев 2. стр. 59-60).
2. Характеристика принципов педагогического процесса.
Принцип целенаправленности педагогического процесса.
Педагогический процесс должен быть целенаправленным. К. Маркс подчеркивал, что цель как закон определяет характер и способ действий человека. Передовые учителя и воспитатели всегда начинают подготовку к урокам или воспитательным мероприятиям с четкого продумывания их целей и задач. Хорошо продуманная цель придает педагогическому процессу целеустремленность, идейную направленность, сознательный и творческий характер, предупреждает стихийность и самотек в действиях учителя и коллектива.
Принцип научности содержания воспитания и обучения.
Этот принцип требует, чтобы обучение и воспитание раскрывали учащимся объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.
Реализуется принцип научности, прежде всего при разработке программ воспитания, учебных программ и учебников.
Принцип научности требует развития у учащихся умений и навыков, научного поиска, освоения ими способов научной организации труда. Этому поможет умственное воспитание, внедрение в учебно-воспитательный процесс элементов проблемности, обучение школьников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор и др.
Требует, чтобы обучение и воспитание строились на уровне возможностей учеников, интеллектуальных, физических и моральных нагрузок. При слишком усложненном содержании понижается мотивационный настрой, быстро ослабевают волевые усилия детей, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.
Вместе с тем, принцип доступности ни в коей мере не означает, что содержание обучения и воспитания должно быть упрощенным, элементарным. Исследования, например, показывают, что в процессе обучения при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. Говоря обобщенно, упрощенное содержание обучения снижает его развивающее влияние.
Нарушение принципа отрицательно сказывается и при организации воспитания. В воспитательной работе и поныне встречаются факты, когда содержание бесед, лекций насыщается недоступным для учеников материалом, а это снижает эффективность воспитания.
Принцип системности и последовательности.
Этот принцип применим как к процессу воспитания, так и к процессам обучения и развития. В практике обучения принцип систематичности и последовательности реализуется в различных формах планирования. Учитель помечает порядок изучения вопросов, последовательность теоретических и лабораторных работ. Системность и последовательность должны осуществляться не только в деятельности педагогов, но и в работе самих учеников. Вот почему весьма важно формировать в них навыки рационального планирования учебной деятельности, навыки составления логически стройных планов устных ответов, написания сочинений.
Процесс воспитания всегда обращен к целостной личности. Но в каждый отдельно взятый момент учитель решает конкретную воспитательную задачу. Связь и преемственность этих задач обеспечивает переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности.
Очень важный принцип, так как эффективность обучения и воспитания зависит от степени привлечения к воспитанию всех органов чувств человека.
Обратим внимание на то, что наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статистические, и динамические учебные пособия.
Наглядность обучения обеспечивается применением в учебном процессе разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ. Также хорошо известна большая роль средств наглядной агитации и пропаганды, применяющихся в воспитании: фотоиллюстрации, плакатов, выставок, кинофильмов. Однако наглядность в воспитании нельзя сводить лишь к показу иллюстраций. Здесь необходимы и обоснованный комментарий, и анализ жизненных ситуаций, в которых ученики вовлекаются во время общественно полезного труда и т.д.
Кроме этих основных принципов для того, чтобы в полной мере охарактеризовать целостность педагогического процесса, можно включить и следующие принципы : принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников, принцип сознательности и активности, принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития, принцип комплексного подхода к воспитанию.
Завершая рассмотрение принципов педагогического процесса, надо особо подчеркнуть, что только их совокупность обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания. Только целостное применение принципов позволяет успешно решить задачи современной школы.
Единство принципов обучения и воспитания в современных условиях требует развития нового педагогического мышления, умения применить их в диалектической системе, комплексно, конкретно, с учетом реальных возможностей и условий. (4 стр. 43-64)
3. Этапы целостного педагогического процесса.
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса: подготовительный, основной, заключительный.
На этапе подготовки педагогического процесса – (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснения целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьника, объяснение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Ответ очевиден – чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства. (6 стр. 173-176)