В чем заключается организационно методическая работа медсестры

Должностная инструкция медицинской сестры организационно-методического отдела

Должностная инструкция медицинской сестры организационно-методического отдела

Общие положения

1.1. Медицинская сестра организационно-методического отдела (кабинета) относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется заведующему организационно-методичеким отделом (кабинетом).

1.2. На должность медицинской сестры организационно-методического отдела (кабинета) назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и [вписать нужное] квалификационную категорию, имеющее стаж работы не менее [вписать нужное] лет.

1.3. На должность медицинская сестра организационно-методического отдела (кабинета) назначается и освобождается от должности приказом [наименование должности руководителя учреждения].

1.4. Медицинская сестра организационно-методического отдела (кабинета) должна знать:

— законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения;

— основы работы на компьютере;

— правила ведения делопроизводства;

— организационную структуру учреждения;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

Должностные обязанности

На медицинскую сестру организационно-методического отдела (кабинета) возлагаются следующие должностные обязанности :

2.1. Обеспечение взаимодействия учреждения с другими лечебно-профилактическими учреждениями, страховыми компаниями, органами управления здравоохранения региона.

2.2. Мониторинг заболеваемости, соответствующей профилю учреждения.

2.3. Внесение всей необходимой информации в компьютерную базу данных.

2.4. Оформление необходимых статистических форм.

2.5. Ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор необходимых данных.

2.6. Анализ распространенности заболеваний, соответствующих профилю учреждения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

2.7. Внедрение в деятельность учреждения современных информационных технологий.

2.8. Осуществление учета заболеваний, соответствующих профилю учреждения, и ведение отчетной документации с использованием современных информационных технологий.

2.9. Участие в профилактической работе среди обслуживаемого и прикрепленного населения.

2.10. Систематическое повышение квалификации.

Права работника

Медицинская сестра организационно-методического отдела (кабинета) имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам ее деятельности.

3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.3. Принимать участие в совещаниях, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся работы организационно-методического отдела (кабинета).

3.4. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

Ответственность работника

Медицинская сестра организационно-методического отдела (кабинета) несет ответственность:

Скачать должностную инструкцию: Должностная инструкция медицинской сестры организационно-методического отдела

Общий каталог всех должностных инструкций тут: Список разделов Должностных Инструкций!

Общий каталог описания должностей тут: Список типовых должностей!

Источник

Медсестра оргметод кабинета Медсестра оргметод кабинета. Должностная инструкция.

1.1. Медицинская сестра организационно-методического отдела (кабинета) относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется заведующему организационно-методичеким отделом (кабинетом).
1.2. На должность медицинской сестры организационно-методического отдела (кабинета) назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и [вписать нужное] квалификационную категорию, имеющее стаж работы не менее [вписать нужное] лет.
1.3. На должность медицинская сестра организационно-методического отдела (кабинета) назначается и освобождается от должности приказом [наименование должности руководителя учреждения].
1.4. Медицинская сестра организационно-методического отдела (кабинета) должна знать:
— законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения;
— основы работы на компьютере;
— правила ведения делопроизводства;
— организационную структуру учреждения;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

2. Должностные обязанности

На медицинскую сестру организационно-методического отдела (кабинета) возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Обеспечение взаимодействия учреждения с другими лечебно-профилактическими учреждениями, страховыми компаниями, органами управления здравоохранения региона.
2.2. Мониторинг заболеваемости, соответствующей профилю учреждения.
2.3. Внесение всей необходимой информации в компьютерную базу данных.
2.4. Оформление необходимых статистических форм.
2.5. Ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор необходимых данных.
2.6. Анализ распространенности заболеваний, соответствующих профилю учреждения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
2.7. Внедрение в деятельность учреждения современных информационных технологий.
2.8. Осуществление учета заболеваний, соответствующих профилю учреждения, и ведение отчетной документации с использованием современных информационных технологий.
2.9. Участие в профилактической работе среди обслуживаемого и прикрепленного населения.
2.10. Систематическое повышение квалификации.

Медицинская сестра организационно-методического отдела (кабинета) имеет право:
3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам ее деятельности.
3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.3. Принимать участие в совещаниях, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся работы организационно-методического отдела (кабинета).
3.4. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.6. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

Программный комплекс «Отдел кадров. Штатное расписание», «Тарификация» (тарификационные списки) от МедСофт Курчатов для медучреждений эффективно выполнит задачи по кадровому учёту, формированию штатного расписания, тарикационным спискам, весь документооборот, подробный анализ данных. Это Ваш персональный помощник.
Подробнее о программе ‘Отдел кадров.Штатное расписание’

Источник

13. ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОТДЕЛАПО СОЦИАЛЬНОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЕ

1. На должность медицинской сестры организационно-методического отдела по социальной и медицинской работе (далее – медсестра) назначается лицо с высшим медицинским образованием по специальности «Сестринское дело» или со средним медицинским образованием, имеющее значительный (не менее трёх лет) опыт практической работы в хосписе.

3. Медсестра находится в непосредственном подчинении заведующего отделом, а в отсутствии заведующего– врачу отдела.

4. Медсестра организует свою работу в соответствии с Положением об организационно-методическом отделе по социальной и медицинской работе; руководствуется действующими официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих должностных лиц и настоящим Положением.

5. Распоряжения заведующего и врача отдела являются обязательными для медсестры.

6. Медсестра выполнение своих обязанностей и реализацию своих прав осуществляет на основе постоянного соблюдения заповедей и основных положений концепции хосписа; осуществляет целостный подход к личности пациента и его семьи, облегчает не только их физическое и психическое состояние, но и поддерживает социальный и духовный потенциал.

Медицинская сестра организационно-методического отдела по социальной и медицинской работе обязана:

1. Участвовать в составлении планов работы в пределах вопросов, находящихся в её компетенции. В планах работы предусматривать, прежде всего, проведение мероприятий по совершенствованию социальной и медицинской помощи больным и членам их семей.

2. Осуществлять подготовку, обучение и контроль над соблюдением средним и младшим медицинским и обслуживающим персоналом основных морально-этических норм и принципов хосписа.

4. Оказывать практическую помощь среднему и младшему медицинскому и обслуживающему персоналу по вопросам социальной и медицинской помощи больным и членам их семей.

— внедрение в практику работы хосписа новых методов социальной и медицинской помощи больным и членам их семей;

— работу с предложениями, письмами и заявлениями граждан, представителей учреждений и организаций по вопросам качества социальной и медицинской помощи больным и членам их семей;

— формирование и постоянное пополнение электронного банка данных о всех действующих благотворительных фондах, законах, инструкциях и т.д., направленных на льготное обеспечение больных, их родственников в случае потери кормильца, а также, при необходимости, на материальную поддержку семьи умершего.

6. Участвовать в формировании медицинского архива, архива нормативно-методических документов и иных материалов, требующих систематизации.

7. Выполнять в пределах своей компетенции различные поручения заведующего и врача отдела.

8. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Медсестра организационно-методического отдела по социальной и медицинской работе имеет право:

1. Принимать решения в пределах своей компетенции.

2. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

3. Вносить предложения заведующему отделом по улучшению организации и условий своего труда.

4. Повышать свою профессиональную квалификацию (аттестация, переаттестация, курсы усовершенствования, чтение медицинской литературы, участие в работе семинаров, совещаний, научно-практических конференций и др.).

5. Принимать участие в работе совещаний, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к сфере его деятельности.

6. Состоять членом различных общественных, благотворительных и профессиональных организаций, деятельность которых отвечает целям и задачам хосписного движения.

Медсестра организационно-методического отдела по социальной и медицинской работе несет ответственность за невыполнение своих обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка и настоящим Положением.

Источник

Комплексный план работы старшей медицинской сестры на предстоящий год

В деятельности медицинской сестры — руководителя важное значение имеет планирование. Планы позволяют четко и структурировано организовать работу, делегировать некоторые задачи, наглядно распределить силы и время для выполнения своих должностных функций. Комплексный план старшей медсестры на год помогает:

В чем заключается организационно методическая работа медсестры. plan raboty starshey medsestry. В чем заключается организационно методическая работа медсестры фото. В чем заключается организационно методическая работа медсестры-plan raboty starshey medsestry. картинка В чем заключается организационно методическая работа медсестры. картинка plan raboty starshey medsestry

Оглавление

Составление годового плана: с чего начинать?

Прежде всего, следует изучить план работы на заканчивающийся год и проанализировать выполнение задач по нему в течение прошедших месяцев. Особое внимание уделяется невыполненным и не полностью выполненным пунктам. Здесь важен и нужен анализ причин с последующим переформулированием задач либо их разбивки на подзадачи в предстоящем году.

Затем стоит вспомнить недоработки, ошибки и нарушения как в своей работе, так и в деятельности подчиненного персонала. Проанализировать их, подумать над методами преодоления последствий и путями предупреждения повторений в дальнейшем. В план также включаются мероприятия по оптимизации работы среднего и младшего персонала, методы улучшения условий труда, повышения социальной защиты сотрудников.

Если вы впервые составляете комплексный план старшей медсестры на год, изучите документы ваших предшественников или ознакомьтесь с рекомендациями для его составления.

Основные разделы работы старшей медсестры

Важнейшие разделы плана старших медицинских сестер базируются на комплексном плане работы лечебного учреждения, составляемого и утверждаемого главным врачом. Планируемые мероприятия напрямую зависят от специфики медицинской организации, в целом, и конкретного подразделения, в частности. В основном, старшим медицинским сестрам рекомендуется брать за основу следующие большие разделы работы:

В процессе составления плана конкретных мероприятий эти разделы могут варьироваться, видоизменяться, конкретизироваться, уточняться. Рассмотрим каждый раздел подробнее.

Организационная работа в годовом плане старшей сестры

Административные мероприятия в работе старшей медицинской сестры — это обмен информации с руководством, коллегами из других подразделений, смежными службами, главной медицинской сестрой, участие в административных и комплексных обходах. Сюда же относится работа с документами, составление отчетов, планов, графиков, требований.

В чем заключается организационно методическая работа медсестры. plan starshey medsestry na god. В чем заключается организационно методическая работа медсестры фото. В чем заключается организационно методическая работа медсестры-plan starshey medsestry na god. картинка В чем заключается организационно методическая работа медсестры. картинка plan starshey medsestry na god

Мероприятия по улучшению качества сестринской помощи

Раздел работы включает в себя контроль за исполнением сестринским и младшим персоналом должностных обязанностей, соблюдением санэпидрежима, этики и деонтологии, проведение тематических занятий, прием зачетов. Контролировать необходимо и качество эксплуатации (обеспечение сохранности) медицинского оборудования и инструментария. Кроме контроля, раздел включает организационные мероприятия по улучшению условий труда подчиненных старшей медсестре сотрудников.

Работа с кадрами

Методическая и педагогическая работа

В чем заключается организационно методическая работа медсестры. plan starshey medsestry. В чем заключается организационно методическая работа медсестры фото. В чем заключается организационно методическая работа медсестры-plan starshey medsestry. картинка В чем заключается организационно методическая работа медсестры. картинка plan starshey medsestry

Примерный план старшей медсестры на год

Когда начинается практическое составление плана, становится понятно, что некоторые мероприятия в равной степени могут относиться к двум, а то и к трем разделам. Поэтому не следует зацикливаться на этом. Составляем план с учетом своей работы, специализации медицинской организации и подразделения. Приводим план старшей медицинской сестры на год частной организации в качестве примера

План работы на предстоящий год старшей медицинской сестры многопрофильной клиники

№ п/пНаименование мероприятияСрок исполнения
I. Организационные мероприятия
1.Составление плана работы старшей медицинской сестры на годЯнварь
2.Составление плана занятий со средним и младшим медицинским персоналомЯнварь
3.Составление графиков дежурств медицинских сестер на предстоящий месяцЕжемесячно, до 25 числа
4.Проведение административных обходов совместно с главным врачом и заместителем главного врача1 раз в квартал (25.03, 24.0620.09, 20.12)
5.Составление табеля на заработную плату сотрудниковЕжемесячно до 10 числа
6.Составление графика отпусков сотрудников на предстоящий годНоябрь
7.Контроль за наличием сертификатов имеющегося оборудования, расходных материалов и медикаментовВ течение года
8.Участие в общих планерных совещаниях сотрудниковЕженедельно, по вторникам
9.Совместно с сестрой-хозяйкой подготовка медицинского центра к работе в зимних условияхОктябрь
10.Составление списка детей сотрудников для новогодних подарковОктябрь
II. Мероприятия по улучшению качества оказания сестринской помощи
1.Контроль соблюдения дисциплины средним и младшим медицинским персоналомВ течение года
2.Контроль соблюдения графиков дежурствВ течение года
3.Контроль качества обслуживания пациентовВ течение года
4.Контроль качества ведения документацииВ течение года
5.Контроль учета, хранения, использования медикаментовВ течение года
6.Контроль качества предстерилизационной обработкиЕжемесячно, 28-31 числа
7.Контроль выполнения нормативных предписаний по санэпидрежимуВ течение года
8.Обход кабинетов с целью контроля соблюдения санэпидрежима, формы одежды и дисциплины средним и младшим медперсоналомКаждый понедельник
9.Разработка инструкций по приготовлению рабочих растворов дез.средствВ течение года
III. Мероприятия по повышению качества профессиональных знаний
1.Проведение планерных совещаний и конференций с младшим и средним медицинским персоналом1 раз в месяц по плану и по необходимости
2.Проведение обучающих занятий с младшим и средним медицинским персоналом по правилам обращения с отходами2 раза за год

(28.03; 27.09)IV. Обеспечение МЦ необходимыми медикаментами и расходными материалами1.Сбор заявок на медикаменты и расходные материалы по кабинетамВ течение года2.Получение денежных средств для приобретения медикаментов.В течение года3.Закупка лекарственных средств в аптеках городаВ течение года4.Составление заявок для поставщиков, обеспечивающих медицинский центр медицинскими расходными материалами.В течение годаV. Работа с бумажной и электронной документацией1.Регулярное ведение имеющихся журналов в кабинете старшей медицинской сестрыВ течение года2.Работа в электронной программе по учету медикаментов и расходных медицинских материаловВ течение года3.Составление отчета по результатам работы за годДекабрьVI. Работа с материальными ценностями1.Предоставление в бухгалтерию отчетов по использованию медикаментов и расходных материалов.Ежемесячно, до 10 числа2.Списание использованных материалов и медикаментовЕжемесячно3.Предоставление в бухгалтерию авансовых отчетов об использовании полученных денежных средств.Ежемесячно4.Проведение сверки материальных ценностей по оборотной ведомостиПо плану бухгалтерии

Удачно вам составить комплексный план старшей медсестры на год! Помните, что планирование существует для решения задач. Если у вас есть план — это не для комиссии и не для «галочки», а для облегчения работы и большей продуктивности.

Источник

Методическая разработка: Сестринские технологии в профилактической медицине

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ставропольского края

«Кисловодский медицинский колледж»

на заседании методического совета

протокол №__________ от

«Сестринские технологии в профилактической медицине»

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Методист на заседании _______________ЦМК

М.Б. Григорьян протокол №____ от __________2016 г

_______________подпись председатель ЦМК Байрамукова З.А. «__»___________2016 г _______________________подпись

Выполнила преподаватель ПМ

«___» ____________2016 г.

город-курорт Кисловодск, 2016 г

2. План теоретического занятия

3. Структура теоретического занятия

4. Ход теоретического занятия

5. Тестовые задания

6. Ситуационные задачи

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», профилактическая работа — значимая составляющая деятельности медицинской сестры. Объем и содержание профилактической работы определяются местом работы медицинской сестры, специальностью, должностью. Деятельность медицинской сестры амбулаторно-поликлинической службы по организации и проведению профилактической работы включает различные взаимосвязанные направления.

Формирование информационного банка данных предполагает выделение обслуживаемого контингента в группы здоровья, диспансерные группы, декретированные группы населения на основе результатов скрининга — целенаправленного обследования для выявления лиц с определенной патологией.

Медицинский работник должен уметь оценить состояние здоровья человека и дать квалифицированные рекомендации по его укреплению и сохранению. Материал является необходимым для использования в профилактической работе среднего медицинского персонала при проведении профилактических мероприятий.

Методическая разработка на тему: «Сестринские технологии в профилактической медицине» ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.02 «Основы профилактики» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения и соответствует минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 34.02.01 Сестринское дело. Методическая разработка рассчитана на 2 часа аудиторного занятия.

2. План теоретического занятия

Тема занятия: «Сестринские технологии в профилактической медицине»

Дисциплина: ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.02 «Основы профилактики»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

-дать определение медицинской профилактики,

-знать определение и сущность диспансеризации населения;

— знать факторы риска социально-значимых хронических неинфекционных заболеваний;

-знать методы диагностики (скрининг методики) заболеваний;

-знать направления сестринской деятельности по профилактике заболеваний;

– принципы рационального и диетического питания;

– роль сестринского персонала при работе «школ здоровья».

-развивать навыки клинического мышления, способности к обобщению полученных данных;

-воспитывать добросовестное отношение к выбранной профессии, чуткость и внимание к пациентам;

-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

1. С дисциплинами, раннее изученными:

анатомия и физиология человека, гигиена и микробиология, сестринское дело.

2. С МДК данного модуля:

МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение- тема: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста», «Физиология беременности».

Место проведения: 31каб.

Тип занятия — комбинированное (лекция с применением активных методов обучения)

Количество часов: 2 часа.

— презентация к открытому занятию,

— карточки с тестовым контролем, задачами.

2. Лычев В. Г., Карманова Т.Т. — «Сестринское дело в терапии: с курсом первичной медицинской помощи». – М.: Форум, 2010г;

3. Солодовников Ю.Л. «Основы профилактики». Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений СПО. Москва, 2013.

4. Харитонов А.Н. Профилактика — лучший способ сохранения здоровья! [Электронный ресурс: http://profilaktica.ru/ ] (дата обращения 09/2016).

Студент должен уметь:

— осуществлять сестринский уход за пациентом при ХНИЗ,

— осуществлять фармакотерапию по назначению врача при ХНИЗ;

— проводить медицинские профилактические мероприятия.

Студент должен знать:

— причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при ХНИЗ,

— пути введения лекарственных препаратов, применяемых для лечения ХНИЗ,

— методы исследования пульса, АД, ЧДД.

Студент должен обладать:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний).

3. СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы и содержание

сообщение темы занятия и мотивации

Мотивация (цели) занятия

Основная часть теоретического занятия

Изучение нового материала

Обобщение нового материала

Самостоятельная аудиторная работа

Заключительная часть занятия:

контроль усвоения материала

4. Ход теоретического занятия

1. Организационный момент. Отметить отсутствующих, проверить санитарное состояние аудитории, наличие сменной обуви, формы, дневников. С целью формирования у студентов стремлению к аккуратности, необходимости ведения документации.

2. Сообщение темы, постановка цели и задач мотивация обучения.

Тема нашей лекции: «Сестринские технологии в профилактической медицине».

Деятельность медицинской сестры по организации и проведению профилактической работы включает различные взаимосвязанные направления.

3. Теоретический материал по теме занятия

Какова же роль среднего медицинского звена в профилактике?

Технологии медицинской профилактики:

1. Организационные технологии (кто и как организует, осуществляет, координирует профилактическую работу, включая профилактические, диспансерные обследования, динамическое наблюдение, профилактические услуги, преемственность и др.).

2. Технологии выявления заболеваний, факторов риска и их коррекции (скрининговые тесты, динамическое наблюдение групп риска, снижение риска развития заболеваний и осложнений, коррекция факторов риска).

3. Информационные и информационно-мотивационные технологии профилактического консультирования (беседы с отдельными пациентами, группами пациентов, «Школы пациентов»).

Основными исполнителями профилактических программ являются медицинские работники первичного звена.

Формирование информационного банка данных предполагает выделение обслуживаемого контингента в группы здоровья, диспансерные группы, декретированные группы населения на основе результатов скрининга — целенаправленного обследования для выявления лиц с определенной патологией.

1) проведение диспансерных медицинских осмотров различных целевых групп населения, распределение осмотренных по группам здоровья и определение индивидуальных уровней здоровья;

2) динамическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья, кратность и объемы которого напрямую зависят от результатов диспансерных медицинских осмотров;

3) оздоровление (лечение, реабилитацию).

Цели проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда приведены ниже.

В зависимости от состояния здоровья определяются частота и уровень медицинских наблюдений за динамикой развития процесса, назначаются и контролируются на предмет эффективности проведения все меры оздоровительного и лечебного характера.

Диспансеризация – это активное, динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, взятие групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, периодического наблюдения и комплексного лечения заболевших, оздоровления труда и быта, для предупреждения развития болезни, восстановления трудоспособности и продления периода активной жизнедеятельности. Диспансеризация является основным средством профилактики в системе здравоохранения РФ.

Диспансеризация включает в себя проведение медицинских и немедицинских мероприятий по предупреждению заболеваний и укреплению здоровья населения. Диспансеризация как ведущий метод медицинской профилактики не может не сочетаться с иными современными профилактическими методами, игнорировать современные концепции и стратегии профилактики, которые учитывают влияние факторов риска.

Большинство факторов риска поддается коррекции и представляет наибольший интерес для профилактики.

Проведение профилактических мер, направленных на предупреждение развития и прогрессирования заболеваний, предполагает высокую степень информированности населения о факторах риска и об их влиянии на развитие заболеваний, а также информированность каждого конкретного человека о параметрах своего здоровья. Необходимо изменить отношение каждого человека, государства и всего общества к ответственности за здоровье.

Вакцинация — это стратегическое направление в борьбе с ГВ (гепатитом вирусным), дифтерией и столбняком. Прививая против ГВ (гепатит вирусный), одновременно защищает медиков от гепатита D и первичной гепатоцеллюлярной карциномы. Раз в 10 лет необходимо проводить ревакцинацию медицинского персонала против дифтерии и столбняка. Для многих инфекционных болезней вакцинация является основной и ведущей мерой профилактики. К их числу вполне обоснованно относилась натуральная оспа. Иммунизация является также первейшей мерой для профилактики дифтерии, полиомиелита, столбняка. Близко к ним примыкает корь, коклюш (при наличии эффективной малореактогенной вакцины).
Известно, что для того, чтобы достаточное количество населения согласилось на проведение прививок, необходима большая разъяснительная работа со стороны среднего медицинского звена.

Участие медсестры в организации и проведении конференций, семинаров, как в самой медицинской организации, так и участие в этих мероприятиях в других учреждениях.

Повышение квалификации медицинских работников, то есть планирование усовершенствования.

Медсёстры могут и должны разъяснять пагубные последствия абортов на возможность иметь детей, курения и приёма алкоголя на здоровье детей, обучать беременных женщин целесообразному образу жизни во время беременности, поведению в родах, уходу за новорожденным и грудным ребёнком, созданию безопасной окружающей среды для детей разного возраста, проводить санитарно-гигиеническое обучение в детских садах и школах, проводить дородовые патронажи беременных женщин, знакомясь с

будущей матерью, оценивая состояния здоровья матери и отца, выявление факторов риска, условий работы беременной, наличия профессиональных вредностей, особенностей социально-психологического климата в семье, вредных привычек у супругов. Она участвует в сборе акушерского анамнеза. На основании всех данных медсёстры дают советы по питанию, режиму дня, сна, советуют исключить профессиональные вредности, если таковые имеются, избегать конфликтных ситуаций.

Во время второго дородового патронажа медсестра проводит контроль за выполнением беременной женщины назначение врача женской консультации и рекомендаций, данных на первом патронаже. Прогнозируется состояние здоровья будущего ребенка, возможное развитие гипогалактии. Во время патронажа медсестра рассказывает о подготовке уголка новорожденного, течении послеродового периода, рекомендует перечень предметов, необходимых в уходе за новорожденным, при необходимости оказывает помощь в организации уголка будущего ребенка.
Так как некоторые женщины не встают на учет в женскую консультацию или не проживают по месту регистрации, они выявляются активно, и к ним для проведения патронажа приходит медсестра.

Медсестра проводит патронажи, обучая родителей новорожденных детей, родственников тяжелобольных уходу, а также самих больных самоуходу. новорожденного проводится в первый день после выписки из роддома.

Медсестра осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, факторов риска социально значимых болезней. Медсёстры могут принимать активное участие в первичной профилактике заболевания, а также во вторичной профилактике, принимая участие в организации и работе школ.

Методы и средства гигиенического воспитания и обучения:

1. Устный – лекция, беседа, совет, дискуссия, информационное выступление по радио, вечер вопросов и ответов и др.

3. Наглядный – плакаты, слайды, натуральные объекты, муляжи, фотографии и др.

4. Смешанный – телевидение, кинофильмы, выставки, уголки здоровья, театрализованные постановки.

5. Современные формы работы включают комплекс средств: конференции, праздники здоровья, телефон доверия, горячий телефон, школы здоровья, тренинги.

4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Каким образом медсестра участвует в выявлении факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний?

Диспансерный метод. Что он включает.

Понятие о диспансерном медицинском осмотре.

Назовите цели проведения предварительных медицинских осмотров.

Назовите цели проведения периодических медицинских осмотров.

Что такое динамическое медицинское наблюдение?

Что включает диспансеризация?

Определение фактора риска.

В чем заключается прививочная работа медсестры?

В чем заключается организационно-методическая работа медсестры?

Роль медсестры в осуществлении патронажей.

Мероприятия по охране материнства и детства и охране здоровья детей и подростков.

5. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Студентам предлагаются карточки с тестовыми заданиями.

1. Дайте определение понятия «здоровье»

2. Дайте определение понятия «медицинская помощь»

1) комплекс мероприятий, направленных на поддержание здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг

3. Дайте определение понятия «медицинская услуга»

1) медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение

2) медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, и имеющих самостоятельное законченное значение

4. Дайте определение понятия «медицинское вмешательство»

1) выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности

2) выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности

5. Дайте определение понятия «профилактика»

1) комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания

2) комплекс мероприятий, включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания

6. Дайте определение понятия «качество медицинской помощи»

1) совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата

2) совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, степень достижения запланированного результата

7. Перечислите виды медицинской помощи

1) первичная медико-санитарная помощь

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь

4) паллиативная медицинская помощь

5) все вышеперечисленные

8. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях

1) вне медицинской организации

3) в дневном стационаре

5) все перечисленное верно

9. Формами оказания медицинской помощи являются

4) все перечисленное верно

10. Дайте определение понятия «качество медицинской помощи»

1) совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата

2) совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, степень достижения запланированного результата

Эталоны ответов на тестовые задания:

«Сестринские технологии в профилактической медицине»

6. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Ситуационные задачи демонстрируются на экране

Ситуационная задача №1

Светлана Никифоровна, женщина 44 года, замужем, детей нет, работает продавцом в небольшом магазине. Любит покушать, особенно ей нравится жирная и соленая пища, очень часто покупает выпечку. В выходные обязательно обедает в сети «МакДоналдс». При росте 175 см весит 110 кг.

Вредные привычек не имеет. По вечерам и в выходные дни смотрит телевизор, очень любит телесериалы. Спорт считает бесполезной тратой времени. На работу ездит на общественном транспорте, хотя до места работы всего 300 м. Живет на 3 этаже многоэтажного дома, поднимается к себе на этаж только на лифте. Наследственность отягощена сахарным диабетом 2 типа.

Задание: Укажите на самые основные факторы риска развития ХНИЗ у Светланы Никифоровны и предложите способы их устранения.

Ответ к ситуационной задаче №1

Основные факторы риска развития ХНИЗ и способы их устранения:

Уважаемая Светлана Никифоровна! Контролируйте свой вес. Постарайтесь сбросить лишние килограммы, придерживаясь здорового образа жизни: питание в соответствии с энергетическими потребностями и достаточный уровень физической активности. Снижение рисков ХНИЗ наступает сразу же после избавления от избыточного веса; так, сбросив 7% вашего веса, вы снижаете риск заболевания многих ХНИЗ более чем в два раза. Если у Вас уже развились заболевания, после похудения может наступить значительное улучшение, прогнозы на будущее будут более оптимистичными.

Питайтесь правильно: старайтесь есть большое овощей, фруктов, сложных углеводов (каши, зерновой хлеб), нежирных белков (обезжиренные молочные продукты, нежирная рыба, белое мясо птицы).

Готовьте пищу в пароварке!

Нормализуйте свой рацион: питайтесь в соответствии с энергетическими тратами, употребляйте не более 170 г мяса в день, ограничьте потребление сахара (не больше 6 чайных ложек в день) и соли (не больше 5 г – примерно чайная ложка).

Наиболее вредный в плане влияния на риски развития ХНИЗ рацион питания включает в себя обилие жирных блюд и легкоусвояемых углеводов с высоким содержанием сахара, а также жареного, копченого, соленого, продуктов, повышающих уровень холестерина в вашей крови.

Избегайте слишком соленых блюд, откажитесь от жарки на масле.

Больше двигайтесь. Минимальный уровень физической активности составляет 150 минут любых физических упражнений в неделю, включая прогулки и работу по дому. Ходите на работу пешком. Поднимайтесь на этаж по лестнице.

Если вы не имеете возможности или недостаточно здоровы для того, чтобы заниматься спортом или фитнесом, включите в свое ежедневное расписание пешие прогулки и другие несложные дела, которые повысят ваш уровень физической активности.

Контролируйте артериальное давление. Пройдите обследование, назначенное врачом, в том числе биохимические анализы крови. Если у вас повышенное артериальное давление, тщательно выполняйте все рекомендации своего лечащего врача и регулярно контролируйте уровень давления. Следите за своим самочувствием; при значительном повышении артериального давления принимайте меры, рекомендованные врачом.

Ситуационная задача № 2

Ильясу 18 лет. Он живет в г. Махачкала в Республике Дагестан. С девяти лет у него приступы удушья. Врачи поставили диагноз: бронхиальная астма.

Фактором, провоцирующим приступы удушья, лечащий врач считает частые простудные заболевания у Ильяса и его приверженность к чипсам, газированным сладким напиткам. Приступы у Ильяса на фоне лечения стали реже, но полностью не прошли. Ильяс прошел обучение в астма – школе в поликлинике по месту жительства.

Когда Ильяс был в гостях у бабушки в селе Куруш – самом высокогорном селе Дагестана, он чувствовал себя очень хорошо, приступов удушья не было, он питался продуктами только собственного хозяйства бабушки, часто гулял.

Задание: Как избежать воздействия на организм пациента лекарственных аллергенов? Почему Ильяс чувствовал себя лучше у бабушки?

Ответ к ситуационной задаче № 2

Тщательный сбор аллергологического анамнеза у пациентов и их родителей, обращать внимание на малейшие проявления лекарственной аллергии.

Информировать медработников о наличии лекарственной аллергии при обращении в лечебные учреждения.

В амбулаторной карте и в истории болезни пациента должна быть подробная информация о наличии аллергических реакций у пациента.

При отягощенном аллергологическом анамнезе вводить, вновь назначенные пациенту, препараты только в присутствии врача.

Проводить пробы на переносимость лекарственных средств (если это предусмотрено инструкцией) в присутствии врача и при укомплектованной противошоковой укладкой (адреналин, преднизолон и т.д.).

Обо всех аллергических реакциях пациент и медсестра должны немедленно информировать лечащего врача.

Если медсестра сомневается в том, можно ли ввести тот или иной препарат пациенту, лучше отложить процедуру, до консультации с врачом.

Помните, что повторное введение лекарственных аллергенов всегда опаснее и может привести к тяжелым аллергическим реакциям, вплоть до анафилактического шока.

Ильяс у бабушки питался только натуральными продуктами, без добавок и консервантов, красителей. Дышал свежим разряженным высокогорным воздухом, богатым фитонцидами, отдыхал психологически – все это повлияло на устранение воздействия аллергенов искусственного происхождения на организм юноши.

Критерии оценок различных видов работ на занятии

Критерии оценки решения ситуационной задачи по специальности:

5 «отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.

Критерии оценивания тестового задания:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *