В чем заключается основа христианского вероучения
Основы христианского вероучения
Догматика христианства.Основной смысл проповеди Иисуса Христа – благая весть о Царстве Божьем, которое уже близко и которое уже осуществляется среди людей через деятельность мессии. Обретение Царства Божьего есть спасение, ставшее возможным с приходом на землю Христа. Путь к спасению открыт всем, кто отвергнет земные блага ради духовных и кто возлюбит Бога больше самого себя. Христос отвергает буквальное понимание нравственных и религиозных предписаний Ветхого завета и призывает постичь их истинный дух. Но вместе с тем, христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека.
Основные черты христианского вероучения.Учение христианства основывается на следующих принципах:
— единобожие, углубленное учением о Троице, то есть троичности лиц единого существа Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух);
— представление о Боге как абсолютно совершенном духе, не только абсолютном разуме и всемогуществе, но и абсолютной благости и любви (Бог есть любовь);
— учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношении к Богу;
— учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном духовном усовершенствовании каждого;
— учение о том, что у человека есть тело и бессмертная душа;
— учение о жизни после смерти, о вечном рае для праведников и вечном аде для грешных, о воскресении тела и о Страшном суде; католики верят также в чистилище, в котором перед попаданием в рай проходят очищение души, которые в течение земной жизни старались жить праведной жизнью, но не всегда были последовательны в этом стремлении;
— учение о созданных Богом ангелах – чистых духов, некоторые из которых согрешили против Бога, вследствие чего превратились в бесов, главный из которых именуется сатаной;
— учение о Богочеловеке. Учение об Иисусе Христе – важнейшее для христианства. Христианские теологи утверждают, что Иисус Христос – это Богочеловек, существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу. Вочеловечившийся Сын Божий, единосущный своему Отцу;
— учение о первородном грехе. В Библии сказано, что Бог создал Адама и Еву по своему образу и подобию, но они, поддавшись искушению сатаны, совершили первый в истории человечества грех, именуемый первородным. Этот грех наследует каждый человек, вследствие чего все люди склонны к греху и подвластны смерти. В католицизме признается догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, то есть католики верят, что от первородного греха была свободна лишь дева Мария. Но сам Бог обещал Адаму и Еве спасителя, которым и является Иисус.
Культовая практика христианства.Самое главное отличие христианской религии от других заключается в наличии таинств. Таинства – культовые действия, во время которых сообщается верующим невидимая благодать Божья.
Протестанты признают всего два таинства – крещение и причащение. В отличие от протестантизма, православие, католицизм и иные древние церкви признают семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), миропомазание (конфирмация), брак, елеосвящение (соборование), священство.
Вслед за крещением в православной церкви совершается миропомазание. Тело человека смазывают ароматическим маслом (миро), с помощью которого передается благодать Божья. Считается, что через это таинство христианин укрепляется силой Святого Духа, обретая его благодатные дары и тем самым еще теснее соединяясь с церковью. В отличие от православной церкви, в которых миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), у католиков конфирмацию обычно откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно. Конфирмация, как и крещение, совершается только однажды и не может быть повторена.
Причащение, или евхаристия (в переводе с греческого «благодарение»), занимает важное место в христианском культе. Считается, что это таинство было установлено самим Христом на Тайной вечере. В память об этом событии верующие вкушают причастие – хлеб и вино, веря, что вкусили тела и крови Христовой.
В православной церкви детей начинают причащать с младенческого возраста, сразу после крещения, а у католиков ребенок принимает причастие, когда имеет некоторое представление об основах веры и понимает различие между обычным хлебом и телом Христовым (как правило, с семи лет или даже позже).
Покаяние вменяется православным и католикам в качестве обязательного регулярного действия. В результате исповеди и покаяния следует прощение грехов. Отпущение грехов – прерогатива священника, который накладывает наказание или предлагает средство исправления грехов (чаще всего это одна из молитв). При этом гарантируется тайна исповеди. Процедура исповеди у православных и католиков различна. Католики исповедуются в закрытых кабинках, при этом они не видят священника, а священник – исповедующегося. Таким образом, священник как бы говорит с душой человека, не обращая внимания на его внешний облик. Православный верующий исповедуется в притворе церкви. Священник покрывает его голову покрывалом и возлагает на нее свои руки.
Елеосвящение, или соборование, совершается над больным человеком и состоит в помазании его елеем – специальным маслом, которое считается священным. Елеосвящение совершается для того, чтобы больной получил благодать, которая по воле Божией либо способствует его выздоровлению, либо освящает его переход в иную жизнь.
Таинство священства совершается при вступлении человека в духовный сан. Епископ передает «благодать» новому священнику, возложив на его голову свои руки. Торжественность церемонии призвана подчеркнуть роль священников в выполнении миссии церкви. Посвящаемый дает клятву беззаветного служения и получает соответствующие облачения.
Христианство, предпосылки его возникновения, особенности вероучения
Религия играет огромную роль в жизни общества и государства. Она компенсирует страх смерти верой в вечную жизнь, помогает найти моральную, а подчас и материальную опору страждущему. Христианство, если говорить кратко о религии, одна из мировых религиозных учений, которое актуально вот уже более двух тысяч лет. В этой ознакомительной статье я не претендую на полноту изложения, но ключевые моменты безусловно назову.
Происхождение Христианства
Как это ни странно, христианство, как и ислам, уходит корнями в иудаизм, вернее в священную его книгу — Ветхий завет. Однако непосредственный толчок его развитию дала всего одна личность — Иисуса из Назарета. Отсюда и название (от Иисуса Христа). Первоначально эта религия была еще одной монотеистической ересью в Римской империи. Христиан гоняли только так. Эти гонения сыграли не последнюю роль в сакрализации христианских мучеников, и самого Иисуса.
Если же говорить, абстрагировавшись от веры и чудес, то первые христиане обитали в форме религиозных общин на территории Римской империи. Изначальная символика была крайне проста: кресты, рыбы и пр. Почему именно эта религия стала мировой? Скорее всего дело как сакрализации мучеников, в самом учении, ну, конечно, в политике Римских властей. Так государственное признание она получила только спустя 300 лет со смерти Иисуса — в 325 году на Никейском соборе. Римский император Константин Великий (сам язычник) призвал к миру все христианские течения, коих тогда было немало. Чего стоит только Арианская ересь, согласно которой Бог отец выше Бога сына.
Как бы там ни было, Константин понял объединительный потенциал христианства и сделал эту религию государственной. Ходят также упорые слухи, что сам, перед смертью, изъявил желание креститься…. Все таки умные были правители: натворят чего нипопадя пока язычники — а потом бац — и перед смертью в христианство обратиться. Почему нет?!
С тех пор Христианство стало религией всей Европы, а затем и большой доли этого мира. Кстати, рекомендую пост про то, что такое религия.
Этапы развития христианства
Христианство в своем развитии прошло несколько стадий:
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
В процессе развития христианство были сформулированы основные положения и собственные традиции, отличающие эту религию от многих других. Основой христианства являются такие положения, как устная традиция, религиозные тексты и основы богослужения, в которых отражена суть веры, источник веры – Откровение. Источник вероучения в Христианстве – Священное Писание, главное – Библия и «Символ веры».
Основные положения Христианского учения
Ну как? Страшновато? Доля истины в этом конечно есть. Нужно вести нормальную жизнь, уважать ближних и не совершать злых поступков. Но, как видим, множество людей называют себя христианами, а ведут себя прямо противоположно. К примеру, согласно опросам Левады-центра, в России 80 % населения считает себя православным.
Но как я не выхожу на улицу: все едят шаурму в пост, и творят всякое греховное. Что тут скажешь? Двойные стандарты? Возможно, люди, считающие себя христианами, немного лицемерят. Лучше бы сказали, что верующие, а не христиане. Потому как если ты называешь себя таковым, предполагается, что ты и ведешь себя соответственно. Как Вы считаете? Напишите в комментариях!
Поделитесь статьей с друзьями, подписывайтесь на новости сайта!
С уважением, Андрей Пучков
Поделиться в соц. сетях
Николаев А. И. Десять лекций о религии
Христианское вероучение строится вокруг текстов Ветхого и Нового Заветов и их канонизированных толкований, сложившихся в основном в первые века нашей эры. Иудейский Ветхий Завет дополнен принципиальным для этой религии Новым Заветом и переосмыслен с точки зрения миссии Христовой.
В ряде положений христианство пересекается с иудаизмом и зороастризмом. Общими являются идеи первородного греха (в иудаизме и христианстве это связано с поеданием запретного плода, в зороастризме – с поеданием мяса быка), мотив потери рая, искупительного пути человечества.
Жизнь и деяния Иисуса, изложенные в четырех канонических Евангелиях (от Марка, от Матфея, от Луки и от Иоанна), деяния учеников Христа – Апостолов, а также знаменитый Апокалипсис (Откровение) Иоанна составляют Новый Завет – важнейшую книгу христианства.
Христианство является религией, в которой не только отражена мифология создания мира и сущности миропорядка, но и осмыслена телеология (то есть представление о цели) мироздания. Путь человечества в христианстве не случаен, но осмыслен, подчинен высшей логике. Христианское мировоззрение относится к разряду финалистских, то есть история человека и мира имеет свой предел, за которым время в обычном смысле слова заканчивается и начинается пространство вечности. Этим рубежом в христианстве считается Второе Пришествие и Страшный Суд [1], когда дьявол будет побежден, в мире установится вечное Царство Божие, а все люди (живые и мертвые) предстанут на Суд Божий, дабы обрести вечное блаженство или вечные муки.
Кроме собственно библейских текстов, прежде всего новозаветных, составивших корпус Священного Писания, важнейшую роль в христианстве играет и так называемое Священное Предание – толкования Отцов Церкви, принятое и канонизированное в качестве закона. Формирование Предания шло несколько веков, сейчас обратим внимание лишь на некоторые его каноны.
(II век, казнен в 202 году) утвердил догмат о примате веры над разумом, о непостижимой божественной сущности Христа.
(II–III века) сформулировал догмат о Троице и прояснил сущность трех ликов Божьих (Отец, Сын, Святой Дух). Кроме того, он первым определил, что такое семь смертных грехов. Этот перечень (
гордыня, жадность, блуд, зависть, гнев, чревоугодие, лень
) сегодня вошел в начальное христианское обучение закону Божьему.
(II–III века) осуществил грандиозную работу по переводу и систематизации библейских текстов. Кроме того, он ввел в оборот термин
богочеловек.
Так он характеризовал природу Христа.
(IV–V века) разработал онтологическое доказательство бытия Бога. Создал уникальную теорию происхождения вселенной и смоделировал парадоксы времени. Кроме того, им осмыслены отношения человека к Богу, взаимоотношения церкви и государства. При этом отличался фанатизмом и нетерпимостью к инакомыслию и иноверию.
Папа Григорий Великий
(VI–VII века) сформулировал догмат о чистилище. Это важный пункт расхождения католицизма и православия.
Святой Иоанн Дамаскин
(VII–VIII века) впервые составил систематическое и полное богословие под заглавием «Источник знания». Дамаскина обычно называют завершителем патристики (то есть учения Отцов Церкви).
В результате этой многовековой работы сложился христианский канон, включающий в себя и трактовку текстов Писания, и морально-правовые выводы из него.
В православии авторитетны и Писание, и Предание. Они существуют вместе и доступны для прихожан. Библия и Закон Божий представляют собой неразрывное единство.
Протестантизм, напротив, признает приоритет Писания. Важна сама Библия, а выводы из нее человек делает сам. Канон Предания минимизирован, а роль Церкви как носителя подлинного знания поставлена под сомнение.
Таковы в самых общих чертах основы христианского вероучения. Теперь остановимся подробнее на трех его основных ветвях.
[1] Заметим,что столь привычное русскому сознанию выражение «Страшный суд» не совсем точно. В других языках, кроме белорусского и украинского, он называется «Последний суд», что заметно меняет акценты. Это не имеет отношения к конфессиям, просто языковая и культурная традиция.
Аномалия — электронная библиотека
Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
Христианство как новая религия возникло в восточной части Римской империи и впоследствии широко распространилось по всему миру. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Эта религия первоначально была выражением протеста рабов и беднейших слоев населения против рабовладельческого строи, но затем христианское учение привлекало и другие, более зажиточные слои населения, разочаровавшиеся в римском общественном устройстве. Б основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который, сваей мученической смертью искупил грехи человечества. Христианство предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности; грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность. В зависимости от образа жизни, следования всем религиозным канонам, веры во второе пришествие Христа каждому должно воздаться по заслугам: кому страшный суд, кому небесное воздаяние, кому царство божье.
В первых христианских общинах уже отмечалось то единство, которое прослеживается в более поздний период. Члены, христианских общин старались думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем благе, но и об общем спасении. Членами общий становились люди разных национальностей, что предопределили дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей ни национальных, ни языковых границ.
Главной особенностью христианской морали является то, что догматы христианского вероучения считаются неизменными, а основные нормы морали сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Христианская мораль включает в себя совокупность правил, регулирующих взаимоотношения между людьми.
Следующим шагом в развитии понятия «церковь* стала идем ее непогрешимости-, ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис тем, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.
Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 г., принял христианский Символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианство развивает созревшую D иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и о боговоплощении. Согласно первому внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей»; Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), в святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца, При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лада христианской Троицы существовали всегда — «предвечные — и равны по достоинству — «равночестны».
Уже в V—VII вв. в Византии, и ходе так называемых христологических споров, обособилось монофизитское направление христианства. В отличие огдиофизигов (составляющих бблыпую часть христиан), признающих в Иисусе Христе две природы — божественную и человеческую, монофизи-ты считали Христа не богочеловеком, а бегом. На Халкидон-ском Вселенском соборе монофизигы потерпели поражение, а ИХ учение было осуждено как ересь.
В V в. возникло и другое направление — несторианство (по имени константинопольского патриарха Нес тория), которое учило, что Иисус не бог и но богочеловек, а гйяовек, ставший обителью божества. Как и монофизитское направление, яееторианство осудили как ересь на Эфесском ссборе.
После гибели Византия с 1453 г. под натиском турок-османов главным оплотом православия становится Россия.
На Руси первым шагом навстречу к христианству стало крещение Киева князем Владимиром и Новгород;! Добрыней. Широкому принятию этой веры способствовало освоение северных территорий в конце XVIII в. На волне переселения христианство постепенно распространилось и утвердилось по всей территории Руси.
Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. В этот период культ Троицы стал одной ид главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на нозых нравственных началах.
После победы на Куликовом поле Русь быстр э крепла экономически и политически, В 1448 г. Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и веся Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено Начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.
Патриаршество в Росси было установлено яри Борисе Годунове. В 1589 г. митрополит Иов стал первым патриархом на Руси.
В XVII в. споры о нормах обрядовой практики привели к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.
На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как ее стороны светских верхов (особенно германских императоров), так И среди низов общества (движение лоллардов л Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI в. этот протест в различных слоях населения оформился в движение Реформации — анти-католяческое движение. Продуктом Реформации стал протестантизм.
Христианство: основы и сущность религии
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Религия христианство… Невместимое умом, потому странное богословие Воплощения Творца мира на грешной земле. Собрание нравственных заповедей, согласно которым надо «всех прощать». Красивые обычаи Пасхи, Рождества, других традиционных праздников. Вот что, пожалуй, знает о христианстве средний «современный человек», не слишком часто задумывающийся о духовных вопросах. Что же это за учение?
Что означает термин «христианство» — объяснение названия
Само название, как говорит св. Лука (Деян. 11:26), появилось в Антиохии, где была грекоязычная еврейская община. Отсюда именование новой религии от «Χριστός», что значит Мессия, Помазанник.
Слово это неизменно соединяют с именем «Иисуса из Назарета». Это означает, что Он – Тот, пришествие Которого было обещано еще Адаму и Еве, когда по грехопадении они были изгнаны из Рая. Уже тогда Господь открыл им будущее – без указания времен и сроков: однажды придет Помазанник, «семя жены», согрешившей в Раю, восстановит нарушенное грехом единство Бога и человека – Его создания.
Кто такие приверженцы христианства?
В I в. они называли себя также «учениками» Иисуса. Это те, кто следует учению Иисуса Христа, соединяется с Ним через Таинства, молитву.
Три направления
Ереси
С I в. начинаются попытки рационально осмыслить истины христианства, познаваемые верой. Как правило – безуспешные, ибо понять учение можно лишь опытом подвига, молитвы. Поэтому «умствования» порождают ереси, о которых упоминает еще «Откровение» св. Иоанна Богослова, где говорится о «николаитах». Церковные историки, однако, не имеют единого мнения, о чем они учили. Позже появились ереси:
Ответом на еретические движения стало ясно выраженное учение, которое создано соборным разумом Церкви за первые столетия ее существования.
Имя Бога и какой Он
Имя, которым человек называет Создателя, «Яхве», значит «Сущий», то есть Тот, кто имеет действительное предвечное существование без начала и конца. Около III в. до Рождества Христова у иудеев возникла традиция не произносить Имя Бога даже во время богослужения. Оно заменялось словом, звучащем как «Адонаи», что означало «мой Господь».
Дословный его перевод – «Яхве спасает», что отражает саму сущность христианства. Изображения Бога были запрещены у иудеев, а вот христиане – те, кто знают Его «по человечеству», как Воплотившегося. Именно на этом основана возможность писать Христа на иконах.
В чем суть и основная идея христианства
Христианство часто именуют «религией спасения». По его учению, Сам Бог спасает человека от греха, смерти, помогает ему осуществить то, что оказалось непосильным первым людям, Адаму и Еве, согрешившим в Раю.
Вокруг нее столетиями «ломали копья» философы, «от своего ума» пытающиеся понять суть учения. Многие не понимают ее до наших дней.
Иисус Христос
Основателя ведущей на сегодняшний день мировой религии (2,4 млрд. последователей – чуть меньше половины населения Земли), современники знали как «Иисуса из Назарета». От года Его Пришествия ведется христианское летоисчисление «от Рождества Христова», время начала совершенно новой эпохи истории людей – или, может быть, последних времен их истории.
Ведь Иисусом сказано уже практически все о человеке, его жизни, о Боге, вере, а значит история человечества, можно сказать, закончена. Ему явлена Истина, принять которую или остаться вне – личный выбор каждого.
Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в
Ангелы и пророки о христианстве
Пришествие Мессии предсказано:
Земная жизнь
Ее большую часть Он провел в Галилее, которую правоверные иудеи именовали «языческой» из-за действительно во множестве проживавших здесь представителей народов, не знавших Бога Израиля.
Евангелисты пишут о множестве чудесных обстоятельств, сопровождавших Рождение Спасителя:
«Слава в вышних Богу, на земли мир…».
Но политических потрясений не случилось. Постепенно все успокоилось. Так прошли десятилетия вполне «обычной» жизни Иисуса, наполненной трудами добывания хлеба насущного. Тем неожиданнее стал Его уход из дома по исполнении 30 лет – сначала на Иордан, к пророку Иоанну, возвещавшему Пришествие Спасителя, потом – в пустыню, наконец – на странствование по Иудее. Недаром Евангелисты вскользь, но упоминают человечески понятное недоумение Его родных, соседей.
Три года прошли как бесконечная дорога по городам и весям Иудеи. Проповедь «простого плотника» потрясала сердца глубиной – ибо Он вел своих слушателей от внешних предписаний Закона Моисеева к изменению внутренней жизни. Но не меньше было тех, кто ненавидел Мессию. Его «странные слова», когда Он, не обинуясь, именовал Себя Богом, требуя веры в Себя – не в учение, именно в Себя! – восстанавливали против Него иудеев.
Распятие, Воскресение
Так проповедь Сына Божия вела Его на Крест. Его врагам казалось, что они покарали «обманщика». Но по Его смерти в храме разодралась завеса, скрывавшая Святое Святых, место присутствия Яхве – разодралась от верха до низа, не рукой человеческой. Это стало видимым знаком: преграды между Богом и человеком больше нет. А значит, это не конец – а начало. На третий день ученики впервые увидят Его Воскресшего. На пятидесятый – уже по Вознесении Учителя – получат дар Святого Духа. Так совершится рождение Церкви.
Жертвоприношение
Долгие тысячелетия по изгнании из Рая люди искали пути к Богу – большей частью собственными слабыми силами. Так появилась практика жертв, когда ради Богообщения отдавалось дорогое, ценное. Увы, такие жертвоприношения тысячелетия привлекали падших духов, которых люди и принимали за богов.
Истинному же Богу приносили жертвы лишь иудеи, народ избранный. Вот как описывает жертвенник Иерусалимского храма священник Павел Флоренский:
«Вечный огонь горел на нем: это был не очаг, а целый пожар, в который непрестанно подкидывался материал горючий. Представьте себе треск, свист, шипение огня на таком жертвеннике. Представьте себе почти циклон, образующийся над храмом. По преданию, он никогда не гас от дождя. Но это было необходимо: что же тут удивляться, – ведь тут сжигали целых быков, не говоря о множестве козлов, баранов и т. д.
Вообразите, какой стоял запах гари, сала, – если от одного шашлыка на Востоке несется чад на несколько улиц!
Недаром на образном языке иудейского богословия жертвенник назывался Ариэл, Лев Божий. Действительно, он пожирал и жертвы, и дрова. Количество жертв: по Иосифу Флавию, было на Пасху заклано 265500 агнцев; по Талмуду, Ирод Агриппа, чтобы подсчитать число поклонников, велел отделять почку – их оказалось 600000.
При освящении Соломонова храма было заклано 22000 быков и 120000 овец. Порою священники ходили по щиколотку в крови – весь огромный двор был залит кровью».
Для непосвященного такое богослужение казалось откровенно страшным. Еще и поэтому был строжайший запрет для иноплеменников даже приближаться к храму.
Совершившееся на Кресте прекратило жертвы. Отчаянные усилия человека «прорваться» к Богу завершились тем, что Бог Сам пришел к людям – принес Себя в жертву, навсегда разрушив преграду между Собой и людьми. И ныне Он, по слову богослужения, «Приносящий и Приносимый» ежедневно соединяет с Собой верующих через Причастие.
Зачем нужны священники
Но в христианских храмах, где более не льется кровь жертвенных животных, прикровенно совершается то, что потрясло когда-то евреев у горы Синай, даже более того: Сам Бог приближается к людям, соединяется с ними. Благочестивые иудеи не дерзнули тогда даже подойти к горе, как бы пылавшей огнем, смиренно прося Моисея – быть посредником.
Священник молится о том, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино.
А некоторые современные христиане дерзко заявляют о якобы ненужности священника – носителя благодати, даруемой Богом. Характерно, что христианские конфессии, отказавшиеся от священства, не имеют, собственно, и Таинств. Ведь совершать их просто некому.
Последователи (проповедники)
Первыми проповедниками учения стали Апостолы. Они несли Слово Божие во все концы Римской империи. Посеянное семя дало плоды: к концу «Апостольского века» существовали сотни христианских общин. За последующие столетия многие христиане мужественно пострадали за веру – теперь проповедью стал сам их подвиг. Множество святых засвидетельствовали о Господе самой жизнью, подвигами. Доныне эта миссия фактически лежит на каждом христианине.
Блаж. Августин писал:
История христианства от зарождения до наших дней — даты и факты:
Основные положения
Современная иконопись «Адам и Ева»
Душа до и после смерти
Смерть считается противоестественным отделением души от тела, причина которого – отпадение человека от Источника жизни, Бога. Но после прихода Христа каждый, кто доверит свою жизнь Ему, получит спасение: здесь, на земле, сугубую помощь в борьбе с грехами, страстями, а по конце земного пути – радость соединения со Христом.
Не случайны слова Акафиста о упокоении усопших:
Завершится же история человечества всеобщим воскресением, полной победой над смертью, бесконечной жизнью со Христом.
Ад и Рай
Церковное предание избегает подробного их описания, как невместимого человеческим умом. В общем виде можно сказать, что ад – состояние души, которая удалена от Бога грехами, Рай – иное состояние человека, душа которого сродна Господу, достойна общения с Ним.
Смерть, загробная жизнь и судный день
Традиционно считается, что рубежными по отделении от тела для души являются:
Все 40 дней о усопшем требуется сугубая молитва, так как он предстоит суду Бога и своей совести, давая ответ, как провел земную жизнь. На 40 день совершается так называемый частный суд – душе определяется место до последнего, Страшного Суда, который произойдет при конце мира. До этого времени судьба человека может быть изменена благодаря молитвам родных, близких людей.
Почему христианство не принимает теорию реинкарнации
Прежде всего, потому, что человек признается ценнейшим, любимейшим творением Божиим – причем неповторимым.
Что же до множества описанных случаев «воспоминаний о прошлой жизни», христианство однозначно признает их следствием воздействия на человека падших духов – бесов.
Личность в христианстве
Христианские богословы понимают ее не как замкнутую на себя, самодостаточную. Христианин имеет задачу стать подобным Самому Богу, Который по любви, не терпящей одиночества, творит мир, человека. Когда же верующий может, подобно Апостолу, сказать о себе «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20), он не может жить своими узкими интересами, но изливает любовь на окружающих – будь то добрые поступки, или пронизанное Божией любовью творчество – проповедь, как у Апостолов, или стихи, картины, иные произведения человеческого духа.
Судьба и свобода
Христианству чужд фатализм языческих религий, говоривших о предопределенности «богами» человеческой жизни. Учение Иисуса говорит, что каждый из людей имеет данные Богом дары, большие или меньшие, следовательно, о каждом из людей имеется свой «план», каждый – необходим Господу на том или ином жизненном поприще. А вот распорядиться дарами или, по Евангельской притче, талантами (Мф. 25:14-30) – уже дело его свободы.
Женщина и семья в христианстве
Уже первые христианские общины высоко ценили сестер, горячих проповедниц Господа, жертвовавших ради Него всем. Даже Воскресшего первыми увидели Мироносицы, шедшие отдать последний долг Учителю, не боясь репрессий от иудеев.
Жизнь семейная должна быть построена на началах любви. Известно, что в понятие «домашней церкви» первых веков христианства входили не только супруги, дети, но также слуги, забота о материальной, духовной жизни которых лежала на обязанности господина-христианина.
Что содержит Священная Книга
Так называемый христианский канон – список признаваемых священными книг, складывался на протяжении нескольких первых веков жизни Церкви.
Ветхий Завет
Это так называемый Танах: Тора (первые пять книг прор. Моисея), писания пророков, и учительные, молитвенные тексты.
Новый Завет
Его составляют 27 книг. Все они относятся к I в. от Рождества Христова.
Другая литература
Это – часть сокровища Церкви, именуемого Священным Преданием, текстами, которые несут традицию и вероучение, опыт. К их числу принадлежат:
Богословие образа
К области Предания относится также так называемое «церковное искусство». Термин общепринятый, но неточный, так как чисто «эстетического», характерного для искусства содержания не несет ни иконопись, ни архитектура. Это всегда не просто приятная глазу красота, но – богословие в красках или камне.
Главный свод религиозных догматов христианства
Их кратчайшее изложение содержит Символ Веры. Большие, бесконечно глубокие тексты – Евангелия, Деяния Апостолов, их Послания. Не случайно отрывки из них постоянно читаются за богослужениями. Всякий читающий, слушающий находит ответы на жизненные вопросы, но главное – вступает в духовное общение с Самим Христом, Его святыми.
Символ веры
Это не молитва, а исповедание – точное изложение того, во что христиане верят, чему последуют. Текст, ныне принятый Православной Церковью, называют Никео-Царьградским, так как он окончательно сложился на Первом (в г. Никея, 325 г.) и Втором (в Константинополе, или Царьграде, 381 г.) Вселенских Соборах.
В Символе – 12 частей, или «членов».
Они содержат краткие установления, выражающие истины веры – догматы:
10 заповедей (заветов) христианства
Понятие «Декалога», или Десяти заповедей, относится ко временам Ветхого Завета. 10 постулатов, составивших основу иудаизма, были переданы Самим Богом пророку Моисею на горе Синай, а написаны на каменных плитах – скрижалях.
Моисей получает Скрижали Завета
По слову Иисуса, Который пришел «не нарушить Закон, но исполнить» (Мф.5:17), христианство признает эти заповеди. Вот они (Исх. 20:1-17):
Наряду с этими заповедями, которые удерживают человека от зла, Господь также предлагает новые, не отменяющие, а углубляющие прежние, например:
Господь не раз говорит о том, что необходимо:
Это – условие принятия Богом молитвы христианина. Данная Самим Господом молитва, по первым словам именуемая «Отче наш…» содержит такое прошение: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Следовательно, имеющим злобу на ближних не будут прощены и их грехи.
Какие нравственные принципы христианства определяют моральные ориентиры поведения человека
Основной из них – видение ближнего как образа Божия. Так же, конечно, необходимо видеть себя самого. Не случайно основанием для любви, терпения, прощения является, по словам Христа, то, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5: 45-48).
Запреты
Основная цель ограничений – не дать христианину «утонуть» в пучине мирской суеты, подготовить его к Царству Небесному. Действующие запреты можно условно разделить на:
Самый большой грех
По учению святых отцов, нет греха, который Господь не мог бы простить, изгладить, «яко не бывший».
Поэтому самым большим грехом можно назвать, пожалуй, нераскаянность – основана ли она на беспечности или на том, что человек отчаялся в милосердии Божием.
Убийство и самоубийство
Христианину запрещено отнятие как чужой жизни, которую дает Бог, Он же – забирает, так и собственной. Церковь не молится за самоубийц, так как они, не будучи больше в этом мире, не могут и покаяться, грех остается непрощенным.
Другие смертные грехи и добродетели
Своего рода список грехов, именуемых «смертными», то есть особо тяжелыми, предложил Папа Римский Григорий Великий около 590 г. Впоследствии понятие «семи смертных грехов» распространилось на склонном к некоторой рационализации христианском Западе.
«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» картина нидерландского художника Иеронима Босха
На Востоке же считали ведущим к умиранию души, то есть смертным, любой грех, как удаляющий от Бога, так что «списки грехов» такого рода не очень приветствовали.
Сейчас обычно принято считать, что к таковым относятся:
Свт. Игнатий (Брянчанинов) также называет добродетели, противоположные смертным грехам: например,
Творя дела, противоположные грехам, соответствующие добродетелям, христианин достигает спасения. Легко сказать, да трудно сделать. Фактически на этом пути совершенно неизбежны падения, поэтому необходима помощь Божия, подаваемая через Таинства.
Таинства и обряды
Сейчас насчитывается 7 главных таинств.
Крещение
Таинство – первое условие вхождения в Церковь. Христианин приобщается Богу, становится Его чадом, доверяет Ему свою жизнь.
Миропомазание
Совершаемое сразу по Крещении, оно – отдельное Таинство. Через помазание благодатным миром новый христианин получает дары Святого Духа. Таинство совершается единожды. Исключение долгое время составляли цари, получавшие второе помазание при коронации.
Евхаристия
Сейчас существует практика Причащения новокрещенных или сразу по Крещении, или на другой день. Ведь это Таинство соединяет с Богом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина. Оно установлено Самим Христом во время Тайной Вечери, трапезы с Апостолами, накануне Его взятия на Распятие.
Покаяние (исповедь)
Исповедь (покаяние) — это таинство восходит к Апостолам, в нем, под условием искреннего раскаяния грешника, он освобождается от грехов, получает силу для исправления своей жизни.
Таинство создает христианскую семью, благословляет любовь мужчины и женщины.
Соборование (елеосвящение)
Также возникшее в Апостольский век, оно представляет собой семикратную молитву над больным с помазанием его освященным маслом – елеем. Проходить Елеосвящение ежегодностараются также физически здоровые христиане – ведь Таинство врачует не только физические, но духовные недуги, от которых не свободен никто.
Священство
Это древнее Таинство, когда через возложение рук архиерея подается благодать Духа тому, кто получает право сам совершать Таинства.
Святыни
Святость, прежде всего, означает неотмирность, приобщение к Богу. Христиане твердо верят – мир, сотворенный Им, благ, прекрасен, достоин спасения, пусть даже поврежден грехом. Верующие почитают особые проявления Благодати в этом мире. Среди таковых:
Мощи преподобного Александра Свирского
Символы – Рыба, Крест и другие атрибуты христианства
Они сложились за первые века Церкви, когда гонимые христиане должны зачастую были узнавать друг друга по особым знакам. Это были:
Молитва
Ее можно разделить на соборную (богослужение) и келейную, совершаемую дома. Богослужебная традиция, складывание которой началось еще во времена Апостолов, а завершилось к V-VI вв. содержит соборный опыт множества святых – создателей песнопений, даже целых служб (как, например, литургии свтт. Иоанна Богослова, Василия Великого, Григория Двоеслова). Его глубина поистине «неудобозрима». Поэтому даже дома христиане предпочитают приобщаться к этому опыту, молясь словами, составленными угодниками Божиими.
Религиозные праздники и традиции
Посты
К настоящему времени их существует 4:
Животные
Согласно христианскому учению это – существа низшего порядка по отношению к человеку, не имеющие бессмертной души. Однако, христиане полностью признают правоту мудрого Соломона, сказавшего: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12:4). Пример доброго отношения ко всему живому, сотворенному Богом, показывали многие угодники Божии, например:
А вот прп. Нектарий Оптинский, с которым в келье жил кот, необыкновенно любивший хозяина, с улыбкой говорил: «Преподобный Герасим Иорданский был великий старец, и потому у него был лев. А мы малы, и у нас – кот». Кот ли, лев, змей – животные всегда чувствуют человека как своего хозяина, поставленного на то Создателем. Чем христианин ближе к Богу, тем это чувство у «братьев меньших» сильнее.
С. Ефошкин. Преподобный Сергий. Весна.
В чем заключается вера и какое значение имеет для человечества
Влияние христианства на культуру
Сформировав европейскую цивилизацию, христианство, прежде всего, дало ей новые смыслы.
Духовные ценности
К их числу можно отнести:
Чем отличается философия от религии христианство?
Философы изучают наиболее общие закономерности развития человека, его разума, становления общества, развития науки.
Впрочем, занятие философией очень часто приводит пытливого мыслителя к вере.
Проблемы христианства (история и современность)
К их числу можно отнести:
Словом, к современному миру вполне применимы слова естествоиспытателя, философа Блеза Паскаля:
«Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет».