В чем заключается основная задача министерства здравоохранения
Зачем нужно министерство здравоохранения, что входит в его задачи
Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 9 июля 2019. Время чтения 5 мин.
Минздрав России – это динамично развивающаяся структура, подчиненная Правительству РФ, выполняющая функции охраны здоровья и профилактики заболеваний населения, медицинской помощи и реабилитации, управления фармацевтикой и медицинской экспертизой, владеет рядом полномочий и обязанностей. В 2012 года Министром назначена Скворцова Вероника Игоревна.
Общая информация
Федеральный орган исполнительной власти – Министерство здравоохранения Российской Федерации – подчиняется Правительству РФ.
Таблица 1. Основные сведения о ведомстве
Название | Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) |
Основная задача | Нормативно-правовое регулирование в сфере медицинского страхования, здравоохранения, организации профилактики заболеваний, обращения лекарственных препаратов и пр. |
Глава службы | Министр здравоохранения РФ, Скворцова Вероника Игоревна |
Кому подчиняется | Правительство Российской Федерации |
Сайт | https://www.rosminzdrav.ru |
Задачи ведомства
Это госструктура, выполняющая функции осуществления госполитики в сфере:
В сферу влияния Минздрава входит также:
Министерство следит за организацией учебного процесса во всех видах медицинского, фармацевтического образования.
История образования
Структура Минздрава преобразовывалась несколько раз за последнее десятилетие. Современная система построена по принципу разделения полномочий по департаментам.
Рис. 1. Структура Министерства Здравоохранения РФ. Составлено автором по данным официального сайта Минздрава
Историческая справка. После распада СССР Союзное Министерство перестало существовать, а республиканское было преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации вплоть до объединения с отделами труда и социального развития – Минздравсоцразвитие (Указ Президента России № 314 от 9 марта 2004 года), в 2012 году ведомство снова разделилось на две разные структуры.
Полномочия
Минздрав осуществляет такие полномочия, как разработка и внесение (Правительству РФ) законов и нормативно-правовых актов, стандартов. Большая часть нормативной базы принимается Министерством самостоятельно. К таким документам относятся положения, акты и законы, относящиеся непосредственно к медицинской сфере влияния, например:
В рамках проекта «Новые кадры современного здравоохранения» заложена основа для успешного внедрения механизмов обеспечения отрасли квалифицированными кадрами — системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования и процедуры аккредитации специалистов.
Таблица 1. Статистика зарегистрированных и обучающихся на портале непрерывного медицинского образования, данные за 2018 год
Показатель | Врачи | Средний медперсонал |
Всего зарегистрировано | 591 507 | |
из них подтверждено в ФРМР | 333 496 | 97 304 |
Всего обучаются на интернет-портале | 271 236 | |
из них подтверждено в ФРМР | 237 617 | 3 349 |
Динамика обучающихся на портале непрерывного медобразования постоянно растет.
Рис. 2. Портал непрерывного медицинского образования, данные на 01.07.2019г.
За эффективностью выполнения полномочий Министерства и подконтрольных организаций следит Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), которая была образованна в 2004 году Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения»
Рис. 3. Схема правового обеспечения организации государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения
Полномочия в сфере оказания медицинских услуг
Деятельность по оказанию медуслуг основана на предоставлении населению специализированной, в том числе высокотехнологичной, медпомощи, а также возможности пройти реабилитацию в санаторно-курортных учреждениях.
В последние годы особое внимание Министерства уделяется мерам профилактики в сфере охраны здоровья в рамках национального проекта «Здравоохранение».
Например. Федеральный закон от 03.10.2018 N 353-ФЗ “О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации” предоставляет возможность работникам не только пройти диспансеризацию, но и освобождает от работы на один оплачиваемый рабочий день (как правило, раз в три года). Тогда как работникам, не достигшим пяти лет (и меньше) до пенсионного возраста, дается право на двухдневную оплачиваемую диспансеризацию.
В течение 2019 года предполагается принять все необходимые законодательные акты, по которым медосмотр должен стать важным элементом жизни населения, что позволит выявлять заболевания на ранних стадиях. Реализация этой стратегии возможна только при наличии высокотехнологичного медицинского оборудования, научных исследований, высокой квалификации медперсонала.
В интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты» Вероника Скворцова рассказала, что современная система здравоохранения базируется на принципах внедрения самых современных технологий с учетом региональных особенностей страны. Повышение квалификации врачей – это приоритетная задача Министерства и региональных властей.
Министр здравоохранения России
Начиная с 2012 года руководящую должность в Министерстве занимает Скворцова Вероника Игоревна.
Рис. 4. Министр здравоохранения России
Примечательно. Это первый Министр Минздрава за последние 15 лет, который имеет медицинское образование, являясь потомственным врачом (в пятом поколении), корреспондентом РАН, доктором медицинских наук.
До Вероники Скворцовой министерское кресло занимали:
Вероника Игоревна свою деятельность на посту Министра начала с социальных преобразований, в частности нашумевшего антитабачного закона. Здоровый образ жизни лег в основу ее законотворческой деятельности. Стало уделяться много внимания профилактике заболеваний, появилась пропаганда спортивного образа жизни. Много вопросов решается по проблеме борьбы с онкологическими заболеваниями. Впервые за многие годы был рассмотрен вопрос переаттестации педагогического состава в медицинских образовательных учреждениях.
Диалог с Министром можно посмотреть по ссылке:
В чем заключается основная задача министерства здравоохранения
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 июня 1997 года N 659
Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения
Российской Федерации
(с изменениями на 1 июня 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 14 мая 2002 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 29 апреля 2002 года N 284
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4081) Правительство Российской Федерации постановляет:
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации в 3-месячный срок внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об изменении или признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 июня 1997 года
N 659
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве здравоохранения Российской Федерации
(с изменениями на 1 июня 2000 года)
Министерство здравоохранения Российской Федерации уполномочено осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации (абзац дополнительно включен постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1999 года N 1246).
2. В своей деятельности Министерство здравоохранения Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, профессиональными медицинскими ассоциациями, общественными объединениями, а также другими организациями.
4. В систему Министерства здравоохранения Российской Федерации входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, районах и городах, учреждения, предприятия и другие организации государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, службы материально-технического обеспечения, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные этому Министерству.
5. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет в установленном порядке руководство деятельностью Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
6. Основными задачами Министерства здравоохранения Российской Федерации являются:
1) разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработка и реализация федеральных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;
2) организация оказания медицинской помощи населению;
3) осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
4) санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности;
5) обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения;
6) координация, обеспечение методического руководства и осуществление взаимодействия государственной, в том числе находящейся в ведении федеральных органов исполнительной власти, муниципальной и частной систем здравоохранения;
7) организация проведения научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;
8) разработка в пределах своей компетенции нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая медицинскую помощь, фармацевтическую деятельность, контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, производством, качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, их регистрация, а также контроль за соблюдением нормативов и стандартов;
9) охрана здоровья матери, отца и ребенка;
10) профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;
7. Для решения возложенных на него задач Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет следующие функции:
в области комплексных проблем здравоохранения
1) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Российской академией медицинских наук участвует в подготовке ежегодного доклада Правительству Российской Федерации о реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан, состоянии здоровья населения и санитарно-эпидемиологической обстановке в стране;
2) разрабатывает совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии Российской академии медицинских наук и общественных объединений проекты федеральных целевых программ в области здравоохранения, в том числе по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполняет функции государственного заказчика указанных федеральных целевых программ;
3) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в области здравоохранения;
4) обеспечивает взаимодействие санитарно-эпидемиологических служб федеральных органов исполнительной власти;
5) координирует деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению радиационной безопасности и ликвидации медицинских последствий радиационных аварий и катастроф;
6) осуществляет лицензирование деятельности по производству, хранению и оптовой реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, по производству, реализации и техническому обслуживанию медицинской техники, работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека, деятельности органов по сертификации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
7) проводит в установленном порядке экспертизу проектов федеральных целевых и иных программ, затрагивающих вопросы охраны здоровья, входящие в компетенцию Министерства;
8) принимает совместно с Министерством обороны Российской Федерации меры по повышению уровня медицинского обеспечения и качества медицинского обслуживания населения в рамках федеральных целевых программ по защите населения Российской Федерации от воздействия радиационных аварий и испытаний ядерного оружия;
9) содействует созданию и организации деятельности негосударственных учреждений и организаций здравоохранения;
10) разрабатывает предложения и участвует в формировании государственной политики в области производства лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также обеспечивает реализацию единой технической политики в области разработки и производства иммунобиологических препаратов;
11) определяет потребности в лекарственных, диагностических и дезинфекционных средствах, иммунобиологических препаратах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и участвует в определении объемов поставок этой продукции для федеральных государственных нужд;
12) участвует в разработке балансов спроса и предложения лекарственных, диагностических и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
13) осуществляет государственную политику в области стандартизации, контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники (пункт в редакции постановления Правительства РФ от 12 ноября 1999 года N 1246);
14) координирует деятельность наркологической службы в Российской Федерации, определяет порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях и осуществляет в пределах своей компетенции контроль за их оборотом (пункт в редакции постановления Правительства РФ от 12 ноября 1999 года N 1246);
15) утверждает единую номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения;
16) разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации квалификационные требования, устанавливаемые в соответствии с должностями медицинских и фармацевтических работников;
17) осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных Министерству учреждений, предприятий и других организаций;
18) рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и принимает по ним необходимые меры, организует прием граждан по вопросам, отнесенным к его компетенции;
в области профилактики заболеваний, медицинской помощи, инвалидности, медицинской экспертизы
19) обеспечивает совершенствование профилактической, лечебно-диагностической и лечебно-оздоровительной работы;
20) развивает сеть санаторно-курортных учреждений системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляет руководство и контроль за их деятельностью;
21) организует диспансеризацию и медицинскую реабилитацию лиц, подвергшихся техногенному и радиационному воздействию;
22) организует в учреждениях здравоохранения диспансеризацию и медицинскую реабилитацию больных, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и другими социально значимыми заболеваниями;
23) в пределах своей компетенции осуществляет методическое руководство медицинской реабилитацией инвалидов;
24) в пределах своей компетенции осуществляет мероприятия по профилактике инфекционных, паразитарных заболеваний, особо опасных инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний и отравлений, а также неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания;
25) определяет целесообразность и организует лечение граждан Российской Федерации за границей;
26) разрабатывает предложения по оказанию медицинской помощи нуждающимся в социальной защите группам населения (детям, пенсионерам, лицам, больным определенными заболеваниями, и др.);
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
27) определяет порядок, организует и осуществляет санитарно-эпидемиологическую экспертизу технической документации, продукции и деятельности, потенциально опасной для здоровья населения, а также гигиеническую сертификацию;
28) организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов и утверждает их;
29) вносит в установленном порядке предложения по введению и отмене на территории Российской Федерации особых условий и режимов проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;
30) создает государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиенический мониторинг) и обеспечивает ее функционирование и развитие, осуществляет формирование базы данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, координирует деятельность по ведению социально-гигиенического мониторинга, осуществляемую органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и соответствующими федеральными органами исполнительной власти (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 июня 2000 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 426);
31) управляет учреждениями и другими организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
32) проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, государственную регистрацию и сертификацию дезинфекционных средств, а также государственный контроль в пределах своей компетенции за качеством медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств;
33) обеспечивает функционирование и развитие производства иммунобиологических препаратов;
34) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор на основе единых требований к его организации и проведению на территории Российской Федерации;
35) определяет единые требования к организации и обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации от заноса и распространения инфекционных заболеваний человека, а также к контролю за экспортом и импортом потенциально опасных для здоровья человека химических и биологических веществ;
36) подготавливает совместно с Российской академией медицинских наук и вносит в установленном порядке предложения, направленные на предотвращение и ликвидацию опасного и вредного воздействия на здоровье человека факторов окружающей природной среды, условий труда и быта;
37) организует государственную регистрацию лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
38) координирует деятельность межведомственных специализированных экспертных советов по установлению причинной связи возникновения заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации;
39) осуществляет контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, организациями независимо от их организационно-правовой формы законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
40) определяет приоритетные направления деятельности и организует научно-исследовательские работы, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства
В чем заключается основная задача министерства здравоохранения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
План деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации размещен на официальном интернет-сайте Минздрава России rosminzdrav.ru
Дата размещения плана деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на период с 2019 по 2024 годов в федеральной информационной системе стратегического планирования “___”________ 2019 г.
Приоритеты государственной политики в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации
Базовые приоритеты социально-экономического развития
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одними из основных целей являются обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.
Протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Здравоохранение» от 14 декабря 2018 г. № 3 утверждены паспорта федеральных проектов:
«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»;
«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;
«Борьба с онкологическими заболеваниями»;
«Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»;
«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»;
«Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»;
«Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий»;
«Развитие экспорта медицинских услуг».
Функции Министерства здравоохранения Российской Федерации в области государственного управления, а также отдельные полномочия подведомственных ему структур закреплены в Положении о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608.
Развитие человеческого потенциала
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством жизни, включая состояние здоровья населения. Для снижения смертности населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни планируется реализация мероприятий, в том числе направленных на повышение доступности медицинской помощи, развитие ее профилактического направления, выявляемости заболеваний, рост доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также доли граждан, состоящих под диспансерным наблюдением.
Создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики
Предусматривается создание условий для развития государственно-частного партнерства, постепенной демонополизации государственной системы оказания медицинской помощи населению в условиях реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг.
Цели и задачи деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации
обеспечение достижения показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
развитие первичной медико-санитарной помощи;
формирование здорового образа жизни у населения;
снижение смертности от новообразований, в том числе злокачественных;
снижение смертности от болезней системы кровообращения;
снижение младенческой смертности;
развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям;
обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами;
развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий;
увеличение объема экспорта медицинских услуг;
совершенствование лекарственного обеспечения населения;
развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
контроль за обеспечением прав граждан на оказание доступной и качественной медицинской помощи;
медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан;
совершенствование системы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации;
предупреждение и борьба с социально значимыми инфекционными заболеваниями.
Формирование здорового образа жизни у населения
Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью и изменение моделей поведения направлено на профилактику заболеваний. Так, отказ от табакокурения и наркотиков, злоупотребления алкоголем, обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, коррекция и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска неинфекционных заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях должны стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья.
Развитие первичной медико-санитарной помощи
Приоритетными задачами развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи являются обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год; оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу: формирование системы защиты прав пациентов.
Требуется дальнейшее повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи населению, разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на раннее выявление заболеваний, предотвращение осложнений, модернизация существующих медицинских организаций и их подразделений, формирование единых принципов маршрутизации потоков пациентов, расширение стационарозамещающих и выездных методов работы, развитие неотложной помощи на базе поликлинических подразделений, совершенствование принципов взаимодействия поликлинических подразделений со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.
Повышение эффективности мер, направленных на борьбу с онкологическими заболеваниями
Борьба с онкологическими заболеваниями предусматривает реализацию комплекса мер, направленных в том числе на совершенствование профилактики и раннего выявления злокачественных новообразований на повышение эффективности диагностики и лечения, в том числе с применением эффективных методов диагностики злокачественных новообразований и использованием телемедицинских технологий, внедрение высокоэффективных радиологических, химиотерапевтических и комбинированных хирургических методов лечения с использованием клинических рекомендаций, обеспечение полного цикла при применении химиотерапевтического лечения у больных со злокачественными новообразованиями, повышение доступности высокотехнологичных методов лечения для пациентов с онкологическими заболеваниями, повышение профессиональной квалификации медицинского персонала первичного звена здравоохранения, врачей-онкологов, врачей-радиологов и других специалистов, участвующих в оказании онкологической помощи населению, внедрение современных программ реабилитации онкологических больных и программ психосоциальной поддержки онкологических больных.
Повышение эффективности мер, направленных на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями
Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями предусматривает реализацию комплекса мер, направленных в том числе на совершенствование первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, своевременное выявление факторов риска, включая артериальную гипертонию, и снижение риска ее развития, вторичную профилактику осложнений сердечно-сосудистых заболеваний, повышение эффективности оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в том числе совершенствование организации службы скорой медицинской помощи, предусматривающее создание единой центральной диспетчерской в каждом из регионов, информирование населения о симптомах острого нарушения мозгового кровообращения и острого коронарного синдрома, правилах действий больных и их окружающих при развитии неотложных состояний, совершенствование схем маршрутизации, внедрение и увеличение объемов применения высокоэффективных методов лечения, совершенствование медицинской реабилитации, кадровое обеспечение первичных сосудистых отделений и региональных сосудистых центров и повышение профессиональной квалификации, участвующих в оказании медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям
Программы развития детского здравоохранения, включают мероприятия по созданию современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям, развитию материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих детям, развитию профилактического направления медицинской помощи детям, улучшению репродуктивного здоровья подростков, актуализации схем маршрутизации беременных женщин с преждевременными родами для улучшения помощи недоношенным новорожденным, а также по повышению квалификации врачей, оказывающих помощь детям.
Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами
Для удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи необходимо: устранение кадрового дисбаланса и дефицита по отдельным специальностям и категориям медицинских работников, особенно в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, увеличение объемов целевого обучения медицинских специалистов, непрерывное повышение уровня квалификации медицинских работников, а также обеспечение целевой подготовки кадров и прохождение аккредитации выпускников образовательного учреждения или научной организации по федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения
(ЕГИСЗ)
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения будет реализовано за счет внедрения и развития медицинских информационных систем в медицинских организациях (их структурных подразделениях) государственной и муниципальной систем здравоохранения и создание государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, обеспечивающих централизованное сопровождение процессов регионального здравоохранения и межведомственное взаимодействие в целях оказания гражданам медицинской помощи и электронных услуг.
Центр компетенций цифровой трансформации сферы здравоохранения обеспечивает методическую поддержку и координацию реализации мероприятий федерального проекта в субъектах Российской Федерации, разработку и актуализацию нормативно-справочной информации для функционирования единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ.
Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий
Сеть национальных медицинских исследовательских центров формируется в целях повышения качества медицинской помощи путем развития инноваций в сфере здравоохранения, укрепления кадрового, в том числе научного, потенциала, создания условий для устойчивого спроса на инновационную продукцию и ее внедрения в практическое здравоохранение, включая систему ранней диагностики заболеваний и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, развитие трансляционной медицины.
В рамках функционирования механизма направленного инновационного развития здравоохранения будет продолжена реализация мероприятий по развитию персонализированной медицины, созданию условий, способствующих разработке инновационных методов и средств профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
Развитие экспорта медицинских услуг
Развитие экспорта медицинских услуг предполагает разработку программы коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, разработку системы мониторинга статистических данных медицинских организаций по объему оказания медицинских услуг иностранным гражданам, в том числе в финансовом выражении, включая методику расчета показателей, а также создание координирующего центра по вопросам экспорта медицинских услуг.
Совершенствование организационных процессов, связанных с лекарственным обеспечением граждан
Совершенствование механизмов лекарственного обеспечения граждан в соответствии с планом реализации Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, включая оптимизацию подходов к ценообразованию на лекарственные препараты, в том числе на основе использования информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также проведения пилотных проектов по модернизации лекарственного обеспечения.
Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей
Система медицинской реабилитации в Российской Федерации требует дальнейшего развития.
Низкая доступность медицинской реабилитации связана с дефицитом реабилитационных коек, недостаточной численностью профессионально подготовленных медицинских кадров, слабой материально-технической базой реабилитационных учреждений.
Будет реализована Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.
Проблема повышения доступности и качества медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения актуальна и в педиатрии, что обусловлено увеличением численности детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, и детей-инвалидов.
Предупреждение и борьба с социально значимыми инфекционными заболеваниями
Предупреждение и борьба с социально значимыми инфекционными заболеваниями предусматривает реализацию комплекса мер, направленных, в том числе на совершенствование профилактики и раннего выявления туберкулеза и ВИЧ-инфекции, повышение информированности населения по вопросам туберкулеза и ВИЧ-инфекции, повышение эффективности диагностики и лечения таких заболеваний, в том числе за счет обеспечения качественной диагностики и мониторинга лечения больных туберкулезом и лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, на современном методологическом уровне, обеспечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами, и обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, антиретровирусными лекарственными препаратами.
Повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья
Основной задачей государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения является обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, соблюдения законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств, безопасного применения медицинских изделий.
Эффективность осуществления федерального государственного контроля и надзора за повышением качества и безопасности оказания медицинских услуг населению достигается совокупной деятельностью территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, непосредственно осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, а также федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства, обеспечивающих контроль и надзор посредством проведения широкого спектра лабораторных исследований, осуществления научно-исследовательских и научно-методических разработок.
Медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения
Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан осуществляется медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству. Особенности обслуживаемого контингента (работающие в стратегических отраслях промышленности, население, проживающее вблизи предприятий стратегических отраслей промышленности, контингент, попадающий в экстремальные ситуации в результате аварий и инцидентов, происшествий, терактов и др., спортсмены сборных спортивных команд Российской Федерации и их резерва) определяют направление основных задач по медико-санитарному обеспечению указанного контингента, в том числе в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых предприятиях.
Требуется дальнейшая разработка инновационных технологий в сфере защиты отдельных категорий граждан от воздействия особо опасных факторов физической, химической и биологической природы, развитие инфраструктуры лечебно-профилактического назначения, территориально интегрированной с базами подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации.
Совершенствование организации управления обязательным медицинским страхованием
Дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав застрахованных лиц на основе развития института «страховых представителей», включает в себя такие мероприятия как открытие офисов страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных лиц в целях разъяснения прав граждан при оказании медицинской помощи и урегулирования конфликтов, а также информирование населения о прохождении профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.
Перечень документов стратегического планирования Министерства здравоохранения Российской Федерации
Основными стратегическими документами по основной деятельности Минздрава России являются:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утверждённые Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г.;
госудapственная программа Российской Федерации “Развитие здравоохранения”, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640;
паспорт национального проекта “Здравоохранение”, утверждённый президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24 декабря 2018 г. № 16.
Краткая характеристика сил и средств, с помощью которых реализуются документы стратегического планирования
Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение поставленных целей и задач, предусмотрено за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации
Сфера здравоохранения относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Достижение показателей зависит от объемов финансового обеспечения за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Обзор документа
Минздрав России утвердил план своей деятельности на 2019-2024 гг.
— снижение смертности, повышение ожидаемой продолжительности жизни;
— развитие первичной медико-санитарной помощи;
— борьба против рака и ССЗ, а также ВИЧ;
— повышение квалификации медработников (через НМО и аккредитацию);
— развитие института «страховых представителей» для разъяснения застрахованным их прав.
План содержит целевые показатели деятельности Министерства.