В чем заключается основные правила законы классицизма литература

Классицизм: не только «три единства»

В чем заключается основные правила законы классицизма литература. 3463463463463463464. В чем заключается основные правила законы классицизма литература фото. В чем заключается основные правила законы классицизма литература-3463463463463463464. картинка В чем заключается основные правила законы классицизма литература. картинка 3463463463463463464

Для литературы классицистами тоже был создан свод правил, определяющий законы красоты и регламентирующий творчество. Автор его Никола Буало, называется он «Поэтическое искусство» (1674) и написан стихами.

Обычно отмечают, что «Поэтическое искусство» внутренне полемично по отношению к эстетике барокко: это не столько изложение системы взглядов, сколько спор. Некоторые замечания Буало звучат очень разумно и изящно:

Иной в стихах так затемнит идею,

Что тусклой пеленой туман лежит над нею

Обдумать надо мысль и лишь потом писать!

Пока неясно вам, что вы сказать хотите,

Простых и точных слов напрасно не ищите;

Но если замысел у вас в уме готов,

Все нужные слова придут на первый зов.

Законам языка покорствуйте, смиренны,

И твердо помните: для вас они священны.

Гармония стиха меня не привлечет,

Когда для уха чужд и странен оборот.

Иноязычных слов бегите, как заразы,

И стройте ясные и правильные фразы.

Язык должны вы знать: смешон тот рифмоплет,

Что по наитию строчить стихи начнет.

К тому же подход к жанрам (как и ко всему на свете) у классицистов строго иерархический. Есть жанры высокие: трагедия, героическая поэма, ода (большое стихотворение, воспевающие нечто великое и героическое); есть средние: дружеское послание или научный трактат; есть низкие: комедия, басня.

Драматургия признана в классицизме высшим из литературных родов (всего их три: эпос, лирика, драма). Из драматических жанров к высоким относится трагедия. Следовательно, трагедию принято стало считать высшим из всех литературных жанров. И если писатель хотел, чтобы его считали «самым-самым», он должен был писать трагедии. И правила для трагедии «прописаны» наиболее подробно и тщательно. Как и для всей драматургии в целом.

Соответственно, и сюжеты для трагедий разрешалось брать либо из античных мифов, либо из героического прошлого. Обращаем внимание: мифы и легенды признаются только античные (греческие и римские). Весь прочий европейский арсенал сказаний объявлен дикими, низкими сказками, пригодными лишь для простолюдинов. Ни Беовульфа вам, ни Одина, ни Тора… Ни даже короля Артура. Только романтики по-настоящему сумели оценить поэзию и глубину сказаний «младших» народов Европы.

Единство места предполагает, что все действия должны происходить в какой-то одной роковой точке пространства: то ли на площади, где все без конца сталкиваются и разговаривают, то ли в приемной дворца, то ли в прихожей главного героя… Это настолько неудобно и неправдоподобно, что на деле всегда бывали послабления: ну пусть хоть в одном городе все происходит, не переносится из Африки в Китай…

Единство времени – это необходимость уложить все события в двадцать четыре часа. Зачем? Чтобы зритель поверил в правдоподобие происходящего.

За Пиренеями рифмач, не зная лени,

Вгоняет тридцать лет в короткий день на сцене.

Вначале юношей выходит к нам герой,

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет.

На самом деле двадцать четыре часа – такая же условность, как и тридцать лет, проходящие перед глазами зрителей: в реальном-то времени представление длится часа три, не больше. И соблюдение этого единства тоже крайне осложняет драматургу работу: оно заставляет его вмещать в короткий срок как раз неправдоподобно большое количество событий.

А вот единство действия – это серьезное и плодотворное требование. Суть его такова: все сюжетные линии драмы должны быть связаны между собой и с главной мыслью (темой, проблемой) данного произведения. И это правильно: драма не роман, в ней всё должно быть сконцентрировано, чтобы зритель мог сразу охватить целое. В романе, впрочем, «лишнего» тоже допускать не следует. А в представлениях XVI – XVII вв. зачастую серьезная пьеса для удовольствия публики прерывалась откровенным фарсом, вообще никак не связанным с основным действием. Просто чтоб зритель отдохнул, развеялся… К примеру, даже действо, изображающее события Страстной недели (с таких «инсценировок» началось второе рождение европейского театра, поскольку античная традиция прервалась), разбавляли сценками о приключениях незадачливого студента, который не сумел перевести на латынь простенькую фразу, а вместо этого с умным видом произнес нечто вроде: «Лошадинус упала с мостинус» и был крепко выдран своим отцом-крестьянином за нерадение (см. Г. Бояджиев «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров». Вечер третий. Польская мистерия ХVI века). А могли вставить интермедию с Петрушкой (Панчем, Пульчинеллой и т.п.). Так что требование изгнать все эти клоунады, разрушающие целостность спектакля (и стилистическую, и смысловую) подвело классицистов к одному из действительно краеугольных законов драматургии – закону предельной концентрации действия.

Надо сказать, что и «единство действия» классицисты понимали несколько упрощенно. Так, они считали Шекспира варваром, ничего не понимающим в законных красоты, и не могли понять, почему англичане упрямо продолжали называть его великим. В частности, им не нравилась в «Гамлете» сцена с могильщиками: во-первых, это вопиющее стилистическое нарушение (могильщики – простые люди и говорят соответственным языком), а во-вторых, это же так похоже на легкомысленные интермедии с «дурацкими персонами».

– давали героям говорящие фамилии (если, конечно, это не персонаж из мифа и не известное историческое лицо): хороший герой – Правдин, плохой – Скотинин;

– назначали одного из действующих лиц этаким главным разъяснителем и выставителем оценок. Это устойчивое амплуа в театре классицизма называется герой-резонёр (ср. наше «урезонивать»). Задача его – быть рупором авторских оценок и идей.

Как часто бывает, «низкие» жанры оказались в целом живее и жизнеспособнее «высоких», и мы будем всерьез изучать именно комедии классицизма (Мольера, Фонвизина), а не трагедии. Но и среди трагедий есть как минимум одна, которая не умирает и не теряет обаяния в течение веков. Это «Сид» Пьера Корнеля (1636). Французы до сих пор говорят: «Прекрасно, как «Сид».

Вопрос и задания для закрепления материала

Источник

КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

Исторические корни классицизма.

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

В чем заключается основные правила законы классицизма литература. 1011216 PH03410. В чем заключается основные правила законы классицизма литература фото. В чем заключается основные правила законы классицизма литература-1011216 PH03410. картинка В чем заключается основные правила законы классицизма литература. картинка 1011216 PH03410

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

Герой в трагедиях классицизма.

Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство, утверждает:

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда собой.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,

У вас пусть будет он отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил…

Он плачет от обид – нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность…

Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,

Нас должен волновать и трогать ваш герой.

От недостойных чувств пусть будет он свободен

И даже в слабостях могуч и благороден.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей.

Основные правила классицизма.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом).

Волнует зримое сильнее, чем рассказ,

Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз.

Авторы.

Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид, Гораций, Никомед), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха, Ифигения, Федра, Гофолия). Своим творчеством эти авторы при жизни вызвали горячие споры по поводу неполного соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления сделали произведения Корнеля и Расина бессмертными. О французском классицизме в его лучших образцах А.И.Герцен писал: «…мир, имеющий свои пределы, свою ограниченность, но и имеющий свою силу, свою энергию и высокое изящество…».

Трагедия, как демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности, и комедия, как изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни, – вот два полюса художественного осмысления мира в театре классицизма.

О другом полюсе классицизма, комедии, Н.Буало писал:

Коль вы прославиться в комедии хотите,

Себе в наставницы природу изберите…

Узнайте горожан, придворных изучите;

Меж них сознательно характеры ищите.

В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма.

Если домольеровская комедия стремилась главным образом забавлять зрителя, приобщая его к изящному салонному стилю, то мольеровская комедия, вбирая в себя карнавальное и смеховое начало, в то же самое время содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц. Однако теоретик классицизма Н.Буало, воздавая должное великому французскому комедиографу как создателю «высокой комедии», одновременно порицал его за обращение к фарсово-карнавальным традициям. Практика бессмертных классицистов вновь оказалась шире и богаче теории. В остальном Мольер верен законам классицизма – характер героя, как правило, заострен на одной страсти. Энциклопедист Дени Дидро ставил в заслугу Мольеру то, что в Скупом и Тартюфе драматург «воссоздал всех скупых и тартюфов мира. Тут выражены наиболее общие, наиболее характерные черты, но это не портрет кого-нибудь из них, поэтому никто из них не узнает себя». С точки зрения же реалистов такой характер является односторонним, лишенным объема. Сравнивая произведения Мольера и Шекспира А.С.Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».

Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в отимистической вере в торжество человеческого разума (Тартюф, Скупой, Мизантроп, Жорж Данден).

Классицизм в России.

За время своего существования классицизм проходит эволюцию от придворно-аристократического этапа, представленного творчеством Корнеля и Расина, до просветительского периода, уже обогащенного практикой сентиментализма (Вольтер). Новый взлет классицизма, революционный классицизм, произошел в период Французской революции. Ярче всего выразилось это направление в творчестве Ф.М.Тальма, а также великой французской актрисы Э.Рашели.

Создателем канона русской классической трагедии и комедии по праву считается А.П.Сумароков. Частое посещение спектаклей европейских трупп, гастролировавших в столице в 1730-е, способствовало формированию эстетического вкуса Сумарокова, его интереса к театру. Драматургический опыт Сумарокова не являлся прямым подражанием французским образцам. Восприятие Сумароковым опыта европейской драматургии произошло в тот момент, когда во Франции классицизм вступил в последний, просветительский этап своего развития. Сумароков следовал, в основном, Вольтеру. Бесконечно преданный театру, Сумароков заложил основы репертуара русской сцены 18 в., создав первые образцы ведущих жанров драматургии русского классицизма. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без разума – дар подлой души», – говорил Сумароков. Он стал основоположником социальной комедии нравов со свойственным ей морализирующим дидактизмом.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Театральная школа классицизма.

Одной из причин популярности жанра комедии является более тесная, чем в трагедии связь с жизнью. «Себе в наставницы природу изберите», – наставляет Н.Буало автора комедии. Поэтому канон сценического воплощения трагедии и комедии в рамках художественной системы классицизма столь же различен, как сами эти жанры

В трагедии, изображавшей возвышенные чувства и страсти и утверждающей идеального героя, предполагались соответствующие выразительные средства. Это красивая торжественная поза, как на картине или в скульптуре; укрупненные, идеально законченные жесты, изображающие обобщенно-высокие чувства: любовную Страсть, Ненависть, Страдание, Торжество и т.д. Возвышенной пластике соответствовала напевная декламация, ударные акценты. Но внешние стороны не должны были заслонять, по убеждению теоретиков и практиков классицизма, содержательную сторону, показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы, то оказалось, что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности. И на сцене утвердился некий штамп, побуждающий актера к застывшим жестам, позам, холодной декламации.

В России, где классицизм появился значительно позже, чем в Европе, намного быстрее изживались внешне-формальные штампы. Наряду с процветанием театра «жестов», декламации и «пения», активно заявляет о себе направление, призывающее словами актера-реалиста Щепкина – «брать образцы из жизни».

Последний всплеск интереса к трагедии классицизма на русской сцене произошел в период Отечественной войны 1812. Драматург В.Озеров создал ряд трагедий на эту тему, использовав мифологические сюжеты. Они имели успех благодаря своему созвучию современности, отразив колоссальный патриотический подъем общества, а также благодаря блестящей игре трагических актеров Петербурга Е.А.Семеновой и А.С.Яковлева.

В дальнейшем русский театр ориентировался, в основном, на комедию, обогащая ее элементами реализма, углубляя характеры, расширяя рамки нормативной эстетики классицизма. Из недр классицизма родилась великая реалистическая комедия А.С.Грибоедова Горе от ума (1824).

Источник

Разрабоотки уроков по теме «Классицизм. Законы классицизма»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Рождественская средняя общеобразовательная школа Купинского района

Методическая разработка уроков литературы в 8-9 классах

на тему «Классицизм. Законы классицизма. Традиции и новаторство в драматургических произведениях

Д.И. Фонвизина и Ж.Б. Мольера»

Автор — Пауль Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рождественской СОШ

Тема: Традиции и новаторство в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Проблематика пьесы.

Дать учащимся представление о своеобразии классицистической драмы; показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности; охарактеризовать тематику, проблематику и художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; активизировать самостоятельную деятельность учащихся; закреплять навыки литературоведческого анализа текста.

Развивать умение анализировать драматические произведения, работать с художественным текстом и учебником.

интерес к предмету в ходе освоения темы уроков, анализа драматического произведения;

языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности ( языковой, речевой);

гордость за лучшие страницы русской классической литературы.

вспомнить содержание комедии, ее тему, проблемы, основные образы;

дать характеристику классицистической комедии ;

показать, в чем проявилось новаторство Фонвизина;

увидеть актуальность содержания комедии «Недоросль»;

Выставка книг, доска, тесты, портрет Д. И.Фонвизина, иллюстрации к комедии Д. И.Фонвизина “Недоросль” Е. Суматохина.

Методы: эвристический метод; репродуктивный метод; исследовательский метод; метод творческого чтения.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока.

3. Проверка домашнего задания:

« Положительные и отрицательные персонажи комедии».

Что такое традиция?

а) в переводе с латинского «передача»;

б) исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения;

в) передача исторически установившегося порядка, сложившегося опыта, знаний представлений;

г) то, что передается из поколения в поколение.

Что такое новаторство?

а) творческое развитие традиции и ее обогащение чем-то новым;

б) введение чего-то нового.

в)Что такое канон? (образец)

а) Слово учителя. Традиции в комедии « Недоросль» рассмотрим в двух планах: на уровне содержания и на уровне формы.

б) Работа с учебником ( Составляем таблицу « Традиции классицизма и новаторские черты в комедии»).

1. Характеры героев сложны, неоднозначны.

в) Работа в парах с текстом. Учитель совместно с детьми составляет полуслепую таблицу « Основные проблемы комедии « Недоросль» и противоположные точки зрения на них положительных и отрицательных персонажей». (название строк и граф). Учащиеся в парах заполняют эту её.

Отношение положительных героев

Отношение отрицательных героев

« Чтоб в достойных людях не было недостатка, прилагается нынче особливое старание о воспитании». (Правдин,. явл.1).

« Без науки люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был 15 лет, и с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить». (Простакова, явл.8).

2. Проблема крепостного права.

« Каждый должен искать своего счастья и выгод в том, что законно и что угнетать рабством себе подобных беззаконно» (Стародум,. явл.1).

« Не волен! Дворянин, кого захочет, и слуги высечь не волен, да на что нам указ от о вольности дворянства». (Простакова, явл. 4).

3. Проблема служения Отечеству.

4. Проблема брака и семьи.

« Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу бы походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее быть может? Надобно, мой друг, чтоб муж твого повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны». (Стародум, явл.2).

« я и своих поросят завести хочу. Меня не проведешь. Для нее одной отдам угольную с лежанкой». (Скотинин, явл.3).

IV. Делаем выводы по таблице, оформляем записи в тетрадях.

Чем можно объяснить такие противоположные взгляды на очень важные вещи в жизни каждого человека? ( В «Недоросле» были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян. Люди, имеющие полную власть над людьми, боятся её потерять. Из-за жажды наживы Простаковы и Скотинины стали плохими гражданами, плохими супругами, родителями. Но для них это норма!)

Что говорит Стародум о воспитании и просвещении? Что, по его мнению, важнее? (см. эпиграф).

Какие « способы сделать людей добрыми» видит Стародум?

5. Выводы по уроку.Рефлексия.

Кто является носителем добродетели, а кто носителем злонравия в комедии?

Как обернулось злонравие Простаковой против нее самой в последнем действии?

Почему комедия « Недоросль» не сходит со сцены театров? Актуальна ли она сейчас? В чем ее актуальность?

Что новаторское подарил миру Фонвизин? Что сделало его образы именами нарицательными?

Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику «развращённого века», бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.

6. Домашнее задание. 1. Написать характеристику героя (по вариантам).

2. Перечитать комедию Мольера «Тартюф». 3. Индивидуальные задания: сообщения по биографии Мольера, ообщение об обществе святых даров; выучить наизусть и инсценировать монолог Тартюфа; подготовить инсценировку эпизода «Разговор тартюфа с Клеантом» и «Вторая встреча тартюфа и Эльмиры».

Уроки 3-4. Классицизм. Законы классицизма. Жан Батист Мольер. Вечно живые образы. 9-й класс

Урок изучения нового

Урок закрепления знаний (информационно-исследовательский).

Методы: эвристический метод; репродуктивный метод; исследовательский метод; метод творческого чтения.

Технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, личностно-ориентированная технология .

Приёмы: работа с текстом, элементы театрализации, выразительное чтение, эвристическая беседа, составление синквейна,

дать понятие классицизма, идейную направленность произведений этого художественного метода;

провести параллель между произведениями искусства и эпохой классицизма;

познакомить с сюжетом комедии “Тартюф”;

продолжить работу над формированием навыков анализа драматического произведения;

отрабатывать навыков выразительного чтения, инсценировки эпизодов сценического произведения;

пробудить интерес к творчеству мастера “высокой комедии”.

Мольер всенародный и потому
прекрасный художник нового искусства.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

II. Изучение нового.

Живое разнообразие искусства Возрождения уступило месть строгой упорядоченности нового направления, которое получило название классицизм и наиболее ярко осуществилось во Франции.

исключение всего лишнего, необязательного;

нормой и образцом его становилось античное искусство;

обязательны нормы, каноны в искусстве.

Самым большим достоинством человека становится исполнение долга, служение высокой государственной идее, а значит, говоря словами Буало, “разум и воля, способность подавить и упорядочить хаос чувств”.

Проследим черты классицизма на примере картины Жака Луи Давида “Клятва Горациев”, написанной в 1784 году в Риме. (Слайд 3)

Основными жанрами классицизма были признаны

Арена битв любви и чести, поединки страсти и долга

(Расин «Федра»,«Андромаха»; Корнель “Сид”)

“ Низкий жанр”, в котором допускалось изображение обыденной жизни и использование живой разговорной речи

2. Беседа с учащимися.

– Вспомните законы классицизма. / Триединство: единство времени – 1 сутки; места; действия – 1 интрига; говорящие имена и фамилии/.

– Хорошо ли это: каноны, нормы, правила? / Не всегда, т.к. это сдерживает писателя в определённых рамках. Но если художник велик, то он своеобразен и, сливаясь с литературным направлением, о постоянно нарушает его правила/.

– Ни один период в развитии искусства не проходит бесследно. Художественные открытия классицизма живы до сих пор. Примером этому служит творчество Мольера, пьесы которого идут и на сценах современного театра.

3. Вспомним работу русского классициста М.В. Ломоносова “О 3-х штилях”, где жанр комедии отнесён к низкому стилю. Почему же Мольера называют мастером комедии, но комедии особого типа – “высокой”? – это вопрос наших уроков по Мольеру.

III. Работа над комедией “Тартюф”.

1.Сообщение учащегося по биографии Мольера.

2.Сообщение учащегося об обществе святых даров.

3.Пересказ сюжета комедии.

4.Первичное восприятие прочитанного.

5.Анализ пьесы вслед за автором.

В 1 и 2 действии – приём Мольера – автор не вводит главного героя,

но именно в этих действиях мы узнаём предысторию Тартюфа. Давайте нарисуем внешний портрет этого героя. Что видим? / Это пышущий здоровьем человек средних лет, с румяными щёками, с губами “словно вишни”, с глазами, то “кротко потупленными долу, то молитвенно устремлёнными горе”/.

Похожа ли эта внешность на внешность святого? / Нет, между его

внешностью и положением святого, в которое он себя ставит, резкое несоответствие/.

Как называется приём, когда в одном герое соединяется

Тартюф впервые появляется во 2-ой сцене III действия. Хотя

читатель вполне подготовлен к встрече с героем, она всё же ошеломляет его своей неожиданностью. Почему? Обратите внимание на авторские ремарки. / Заметив Дорину, громко обращается к слуге за сценой/. Почему громко? / Чтобы слышали не столько слуги, сколько Дорина и все домашние, находящиеся поблизости/, Дорина это поняла, но Тартюф на это и рассчитывал.

Все в доме Оргона хорошо знают, что Тартюф – большой гурман и

сибарит, любящий сладко есть и мягко спать, тем не менее он как ни в чём не бывало продолжает бравировать аскетизмом и выставлять напоказ плеть и власяницу. А вспомните взгляд его на декольтированную шею Дорины… Маска лицемерия намертво приросла к его лицу. Он её приоткрывает или срывает иногда. Когда? (работа с текстом). / “Любовная” сцена с Эльмирой.

“ Тартюф” – по-старофранцузски “подлец”, он тартюфствует, т.е. подличает, пробует качество обработки бархата, кружева на её шее/.

А как ведёт себя Эльмира? / Ставит его на место, отшучиваясь,

иронизирует над Тартюфом, посмеивается над его обманчивой святостью, чем уязвляет самолюбие лицемера. Ему даже хочется закричать, что он не

“ бестелесый ангел”, а человек, как все. Между “тайными страстями” и “гласными действиями” установилось временное соответствие/.

Но попытка склонить Эльмиру к измене и обещание сохранить всё в тайне

– это ничто иное как тартюфство.

Дамис уличает Тартюфа. Казалось бы, что все пути для него отрезаны, но

что предпринимает лицемер? / Он себя бичует – не опровергает Дамиса. Он кается в несовершённых грехах. Этим он убеждает Оргона в своей святости, ведь не оправдывается, как обычно делают виноватые/. Чтение заранее подготовленным учащимся наизусть монолога Тартюфа:

Верь, брат мой! Я злодей, бесстыдный и лукавый
Виновник всяких зол, источник всяких бед.
Такого грешника еще не видел свет.
С мерзейшим из существ не смею стать я рядом,
Вся жизнь моя полна позором, грязью, смрадом,
В ней скопище грехов и свалка нечистот,
И небо поделом мне казнь такую шлет.
Пускай припишут мне любое злодеянье—
Смирюсь, не проронив ни слова в оправданье.
Так верьте же всему! Услышав и узрев
Все низости мои, обрушьте ярый гнев,
Гоните прочь меня. Какие бы удары
От вас ни претерпел – я стою большей кары.

Тартюф – хозяин дома, имущества, положения. Недаром Клеант именно у него просит помощи, чтобы вернуть Дамиса домой. Что делает Тартюф? / Он цинично издевается над Клеантом, лжёт, прикидываясь кротким исполнителем воли неба, которое не желает возвращения Дамиса/.

Второе, специально подстроенное свидание Тартюфа с Эльмирой, очевидцем которого был Оргон. Такой приём игры в драматическом произведении называется “мышеловкой”. Какова цель этой сцены? (Оргон до того подчинён влиянию Тартюфа, что готов ради него фанатично забыть мать, детей, всех близких. Прозреть Оргону может помочь лишь увиденное своими глазами)

Почему Тартюф пошёл на встречу? (Главное правило – ни перед чем не отступать. Ещё – уверенность в себе).

Инсценировка эпизода второй встречи Тартюфа и Эльмиры заранее подготовленными учащимися (основой для исполнения ролей учащимися взята книга Бояджиева “От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров” (статья о том, как исполнял роль Тартюфа Жан Ионель).[2]

Тартюф уличён. Но что он делает на сей раз? (Опускает маску и пытается опять загипнотизировать Оргона фразами, но Оргон прозрел и не верит “праведнику”. Тогда лицемер меняет тактику, он срывает маску и начинает угрожать Оргону.

Перечислите моменты наступления Тартюфа. ( “Как! Вы поверили. ”,

Хотел я. ”,

“ Смотрите, как бы вас не выгнали из дому!
Нельзя по-доброму, так будет по-худому:
Дом-мой, и на него я заявлю права.
Вы мне ответите за бранные слова,
Вы пожалеете об этих мерзких кознях,
Замучите себя вы в сокрушеньях поздних
О том, что нанесли обиду небесам,
Мне указав на дверь. Я вам за все воздам!”

“ Только в первую секунду попробовал что-то сказать в своё оправдание святоша, но как только Оргон повысил голос, в ответ послышался такой окрик, что честный буржуа так и остался на своём месте с открытым ртом. Ведь теперь Тартюф хозяин всего дома, судьба Оргона в его руках. Громко стуча башмаками, плут уходит – как победитель. Потому что он действительно победил, да ещё с позволения неба” / [ 2].

Что происходит? ( Оргон испугался Тартюфа, потому что в “любовной сцене” он показался Оргону подлым и низким, а теперь страшным.) Тартюф открыт, но всё равно притворщик.

Оргон в недоумении, как можно было быть таким доверчивым, ведь он отдал Тартюфу ларец с бумагами Аргаса.

V действие. Чем заканчивается? (справедливость восторжествовала: вместо мечты Тартюфа соблазнить жену Оргона, жениться на его дочери, овладеть имуществом Оргона и самого запрятать в тюрьму, офицер арестовывает Тартюфа, а в семье Оргона воцарилось спокойствие).

Почему Мольер так закончил пьесу? На что рассчитывал? А так ли счастливо заканчивались подобные истории на самом деле? (В жизни так, конечно, эти истории не заканчивались. Трагичность в том, что в жизни тартюфы побеждают, и только случайность может изменить закономерность. Грибоедов сказал: “Тартюфы страшны, они в жизни торжествуют”).

Кто представляет в комедии авторскую точку зрения на порок – религиозное ханжество? (Да, это Клеант. Зачитать его слова действие 4, явление 1).

Есть ли в произведении герой, который изначально увидел в тартюфе лицемера и активно боролся с ним на протяжении всего произведения? Кто это? (Служанка Дорина). ( “Для Дорины Тартюф с самого начала проходимец и трус, каким он обнаруживает себя к концу комедии. Умение разглядеть подлинную физиономию Тартюфа – результат народного взгляда на жизнь и людей, и эта народность ярко выявлена в образе Дорины. Борьба Дорины – это защита семьи, в которой если не по положению, то по моральному праву она является матерью. Дорина как мать своих детей защищает Марианну и Дамиса от подлейших посягательств Тартюфа. Да, Дорина – настоящая мать, любящая, умная, и в то же время она служанка. У этой простой женщины ненависть к Тартюфу и тревога за судьбу семьи сливаются воедино. Для Дорины Тартюф – отравитель душ. Оргон перестал быть нормальным человеком, он заражён Тартюфом – и в этом драма всего семейства, ибо его глава стал фанатиком и маньяком. Защитить детей и призвана Дорина”. / [2].

Для чего Мольеру нужен был этот образ? (Единство гневной обличительной сатиры и весёлого жизнеутверждающего смеха. Основа этого единства – оптимизм Мольера, вера в нравственное здоровье народа.)

IV. Рефлексия.

Почему мы свой урок назвали “Вечно живые образы Ж. Б. Мольера”? (“Мольер очень высоко ценил правду в человеческих отношениях и испытывал ненависть к лицемерию. Он энергично подчёркивал, что это “один из самых распространённых, самых несносных и самых опасных пороков” [ 3]. Мольер решил показать лицемерие, рядящееся в религиозные одежды, использующее в своих гнусных целях принципы христианской морали. Конечно, это всё Мольер говорил о современной ему Франции. Но как это актуально для нашего времени, для нашего мира).

Мольер определил жанр своего произведения как комедия. А каков жанр этого произведения, по-вашему? (трагикомедия.)

Самым большим достоинством человека в эпоху классицизма становится исполнение долга, служение высокой государственной идее. В ком воплощена эта идея?

V. Жизнь “Тартюфа” на театральной сцене. (сообщения заранее подготовленных учащихся).

1. “Тартюф” на сцене французских театров.
2. “Тартюф” на русской сцене. (Слайды 8-15)

VI. Викторина по комедии «Тартюф» « КТО И О КОМ ЭТО ГОВОРИТ?»

«Чтоб муж любил, нет смысла наряжаться!» ( ответ: г-жа Пернель Эльмире)

«Он праведник, душа его чиста…» ( ответ : г-жа Пернель о Тартюфе)

Что от него придёшь ты в восхищенье :

Вот человек!…Ах, что за человек…

Во всём он свят…» ( ответ : Оргон о Тартюфе)

КТО И КОМУ ЭТО ГОВОРИТ?

Уж это я решил – и точно станешь!

Без слёз, меня не тронешь, не обманешь…»

( Ответ : Оргон Марианне. )

«По воле господина теперь вы отартюфиться должны…»

( Ответ : Дорина Марианне. )

«Прикрой скорее грудь, чтоб не видал я тела!

Стыдилась бы – и мерзко, и грешно…»

«Едва увидел вас – и в тот же миг,

Видением прелестным восхищённый

И трепетом неведомым смущённый,

Земной любви блаженства я постиг!

Решив сперва, что это – искушенье,

Что сатана глумится надо мной…»

«За всем следит и всё-то не по нём:

То срам, то грех. Ну право, одуреешь!»

( Ответ: о Тартюфе. )

Все у него рабы, а он – владыка…»

( Ответ: о Тартюфе. )

«Нет, это не служанка, а чума!

Последних сил могу я с ней лишиться…»

( Ответ: о Дорине. )

«Не выношу всех этих лицемеров –

Проныр, святош, холодных изуверов

И кротость показную торгашей.

В них ничего на деле нет святого –

«На мне бы кто-нибудь жениться без согласия затеял –

Уж я своё сумела бы вернуть!

Обжёгся бы! Пожал бы, что посеял!»

«Перед тобой всю душу я раскрыла!

Как сильно я Валера полюбила

«Вознеслись ли к Небесам

Мои мольбы – мне, право, неизвестно,

Но день и ночь о вас молился я,

Себя бичуя…В ранах плоть моя…»

VII. Составление синквейна по теме урока.
Например:

подлый хитрый
занимался разводил обманывал
человек нравственно и морально деградировавший
(человек подлый втирался в доверие добрых людей)

честный проницательный
служил работал высмеивал
высмеивал пороки общества, служа государству

VIII. Домашнее задание.

В виде таблицы записать традиции классицизма и новаторство Мольера в комедии “Тартюф”.

Бояджие в Г.П. Мольер: исторические пути формирования жанра высокой комедии.

Бояджиев Г.П. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров.– М., 1981. – с. 164-179.

Гликман И.Д. Мольер: критико-биографический очерк, – М.– Л. – 1966.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *