В чем заключается особенность письменной речи
Особенности письменной речи
Письменная речь — это речь, зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.
Письменное высказывание имеет свои особые средства. Прежде всего:
Их можно сравнить с нотными знаками: как тоны помогают нам прочитать музыкальное произведение так, как этого хотел автор, так и пунктуационные знаки наравне со словами помогают понять написанное
(Вспомните знаменитое «Казнить нельзя помиловать»).
Как правило, каждая новая тема, новая мысль начинается с нового абзаца. Пробел — увеличенное расстояние между строками — позволяет отделить одну часть текста от другой и используется, если абзацного отступа, с точки зрения автора, недостаточно.
Особенности письменной речи для автора
При создании письменного текста автор, продумывая план, содержание, композицию, используемые языковые средства будущего произведения, может неоднократно возвращаться к написанному.
Считается, что при его создании, автор не ориентируется на конкретного читателя. Однако это не совсем так. Автор, действительно, не знает его, но обобщенный образ читателя непременно учитывается (Сравните, одинаков ли по стилю и содержанию текст учебника по риторике для младших школьников и для старшеклассников. Разница очевидна.).
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в статье «Как писать» утверждал:
» Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним».
Несомненное достоинство письменного текста для автора — возможность совершенствовать текст, редактировать его, возвращаться к написанному, вносить правку, изменять композицию и многое другое. Автор может спрогнозировать зрительное восприятие текста, подчеркивая свою, авторскую, концепцию при создании текста: разбить его на абзацы, выделить какие-то слова, использовать при написании различный шрифт, создать нумерацию и многое другое.
Создавая текст, автор в какой-то степени творит для вечности, так как письменная информация, в отличие от устной, хранится дольше.
Особенности письменной речи для адресата
Письменный текст всегда воспринимается первоначально зрительно, а зрительное восприятие текста регулируется автором.
Написанное высказывание не рассчитано на немедленную реакцию адресата. Оно отделено от читателя временем. Иногда автор даже не может с уверенностью сказать, когда его текст дойдет до читателя. Например, нередки случаи, когда писатели или поэты пишут «в стол»: они знают, что в данный период издание их произведения невозможно (Вспомните историю изданий «Мастера и Маргариты » Булгакова, «Доктора Живаго «Пастернака. Думается, вы можете привести и свои примеры.
Письменная речь для читателя — это возможность стать непосредственным собеседником людей других эпох. Читая Ломоносова или Державина, мы постигаем мысли и чувства живущих в ХVIII веке, читая Пушкина или Достоевского, становимся собеседниками людей ХIХ века.
Такой текст дает нам, как и автору, уникальную возможность возвращаться к написанному. Такое свойство текста называется ретроспекцией. Мы возвращается к ранее прочитанному по разным причинам: не понятен смысл и можно вернуться к тексту, чтобы лучше в нем разобраться; иногда необходимо многократно перечитать текст, так как этого требует наша работа; а иногда просто хочется еще раз получить эстетическое наслаждение от уже известного текста (так мы перечитываем Пушкина и Тургенева, Булгакова и Цветаеву). Зачастую текст или его части (например, заглавие) по-иному осмысливаются нами после повторного прочтения.
Каковы особенности письменной формы речи?
Письменная форма речи характеризуется подготовленностью, сознательным выбором средств выражения мысли. Пишущий, в отличие от говорящего, имеет больше возможностей выбирать и организовывать языковые средства. Он часто пользуется долгосрочным планированием своей речи, отчего она более логична.
Говорящий чаще всего находится в условиях острого дефицита времени, — пишущий во времени практически не ограничен. Поэтому он может направить свое внимание не только на содержание, но и на форму высказывания.
Очень важной особенностью письменной речи является возможность коррекции, редактирования созданного текста. Перечитывая написанное, мы всегда проверяем, насколько адекватно использованная форма передает замысел. Возможность многократного обращения к уже написанному обеспечивает сознательный контроль над протеканием речемыслительных операций. Устная речь может редактироваться, корректироваться во время произнесения, но вто же время заранее во всех деталях она не может быть отшлифована. Идеальная письменная речь — это максимальная понятность при минимуме слов, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно».
Вся информация, выражаемая в письменной речи, опирается лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, так как она почти не имеет внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не располагает средствами мимики, жестов, интонации.
Однако невербальные компоненты коммуникации (в очень специфическом виде) содержатся и в письменных текстах. К ним относятся авторская экспрессивная пунктуация и шрифтовые выделения в тексте.
Авторская пунктуация — это осознанный стилистический прием.
Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряженным, теряющим терпение Это — наступило время обеда.
К шрифтовым приемам относятся: гарнитура и размер шрифта, цвет, курсив, разрядка, подчеркивание.
Письменная речь более абстрактна, чем устная. Устная речь рождается, как правило, из непосредственного переживания. Письменная речь передает более отвлеченное содержание. Именно поэтому ребенку сложнее дается овладение письменной речью. Ребенку трудно написать письмо бабушке или рассказать о цирке, в котором он был вчера, когда ни бабушки, ни цирка рядом нет. Если устная речь формируется у ребенка в процессе естественного общения со взрослыми, то письменная появляется в результате специального обучения. Письменная речь, в отличие от устной, изначально является сознательным произвольным действием, в котором средства выражения выступают основным предметом деятельности.
Слушание как вид речевой деятельности
Что значит уметь слушать?
Уметь слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: примерно 25% всей информации об окружающем мире человек получает в устной форме. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10% людей.
Люди слушают что-либо с разной целью: для получения новой информации (слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению и т. д.); для получения эмоциональной, эстетической информации (слушание стихов, художественных прозаических отрывков и т. д.).
Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений. Что же здесь особенного — уметь слушать? Ведь все люди, обладающие нормальным слухом, слышат друг друга, разговаривают, общаются. Однако слышать и слушать не совсем одно и то же. Слышать — значит физически воспринимать звук, а слушать — это значит сосредоточиться на том, что говорится, понимать говорящего. Слушание — это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.
Слушание сопутствует человеку с самых первых лет его становления. Именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, усваивает и механизмы порождения речи. Умение слушать необходимо, чтобы состоялось общение, поскольку, как сказал некий философ: «Правду могут высказать двое — один говорит, другой — слушает». Поданным психологии, на все виды речевой коммуникации средний человек тратит 70% времени своего бодрствования. Это время в свою очередь распределяется следующим образом: 30% — говорение, 45% — слушание, 16% — чтение, 9% — письмо. Хорошее слушание обеспечивает результативность, эффективность других видов деятельности — говорения, чтения вслух. Как показали исследования, специальное обучение слушанию благотворно влияет на развитие речевого слуха, речевой памяти, усвоение норм произношения и правописания.
Особенности письменной речи
3.1. Языковые особенности письменной речи. Письменная речь — речь зафиксированная, поэтому пишущий, в отличие от говорящего, имеет больше возможностей выбирать и организовывать языковые средства. Из этого следует, что к данной форме речи предъявляются особые требования: в письменном тексте и выбор слов, и построение предложений отличаются большей тщательностью, продуманностью. Письменная речь существует в четырех основных разновидностях, называемых к н и ж н ы м и с т и л я м и,а именно: научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили.
С лингвистической точки зрения можно выделить некоторые языковые особенности, характерные для книжной (письменной) и разговорной (преимущественно устной) речи.
Особенности книжной речи в сопоставлении с разговорной формой
Книжнаяречь | Разговорная речь |
конструкции с предлогом без: без такого журнала, без такого понимания | такие конструкции используются в три раза реже; заменяются конструкциями: если не будет такого журнала, если нет такого понимания |
конструкции при соответствующих условиях | практически отсутствуют |
деепричастные обороты с условным значением: борясь в одиночку, невозможно добиться цели | практически отсутствуют |
сложноподчиненные предложения с союзом если | в 1,5 раза больше |
сложноподчиненные предложения с союзами оттого что, поскольку, ибо | не используются |
конструкции по требованию, по предложению, в связи с… | в 2,5 раза меньше |
согласованные определения и приложения с союзом как: как редактор он ответил на вопросы корреспондентов | не используются |
конструкции со словами вследствие, в результате, по причине… | используются намного реже; заменяются придаточными |
конструкции не только…, но и. ; как…, так и …; в то время как; если…, то… | не используются |
причастные обороты | заменяются придаточными |
используются реже | риторические вопросы |
используются реже | лексические, синтаксические повторы |
3.2. Проблемы и принципы орфографии. Человека, знающего орфографию, не допускающего ошибок на письме, называют грамотным. Однако грамотным считается не тот, кто знает, как писать все существующие в языке слова, а тот, кто умеет пользоваться правилами, словарями и справочниками, способен объяснить написание слова.
Всеобщее распространение письменности требует, чтобы законами орфографии овладел каждый. На вопрос, зачем нужно грамотно писать, каждый находит приемлемый для себя ответ. Для одного грамотное письмо – это залог успешной карьеры; для другого – это дело престижа, если он привык не допускать ошибок во всем, что делает; третий овладевает правописанием, потому что этому учат в школе. Орфография — это, кроме всего, еще и часть русской культуры. Обладающий языковым чутьем более восприимчив и ко всей культуре. За безграмотным письмом скрывается неуважение к своему народу, его традициям и культуре в целом.
В основе орфографической системы лежат условные договоренности о том, как правильно писать слова. Законы орфографии называются о р ф о г р а ф и ч е с к и м и принципами. Принципы орфографии— это идеи, которые лежат в основе правил правописания конкретного языка.
Ведущим в русском письме является м о р ф о л о г и ч е с к и й принцип.Он заключается в единообразном написании слов и частей слов (морфем). Единообразие в написании значимых частей слова достигается тем, что в одной и той же части слова пишутся преимущественно одни и те же буквы, независимо от произношения: куб [п] — куба [б]; сапог [к] — в сапоге [г]; вынос [а] — занос [о]; сбежать [з] — сделать [з] — столкнуть [с]. Морфологический принцип позволяет опознавать родственные по значению и одинаковые по структуре слова.
Т р а д и ц и о н н ы й принциппредполагает большой разрыв, несоответствие между написанием и произношением слова. Написания слов и морфем, подчиняющиеся этому принципу, следует запомнить. В русском языке традиционный принцип присутствует в написании окончаний прилагательных и слов, изменяющихся, как прилагательные (красивого, третьего, которого), в наличии/отсутствии буквы ь на конце глаголов во 2-м лице (поймешь) и в неопределенной форме (беречь), на конце наречий и частиц (вскачь, замуж, лишь, уж).
Орфографическую систему русского языка определяет с о в о к у п н о с т ь нескольких принципов при доминировании одного — морфологического.
Написание слов определяется о р ф о г р а ф и ч е с к о й н о р м о й.Орфографическая норма — разновидность языковой (речевой) нормы, исторически сложившееся и теоретически осмысленное оформление слова на письме. Основной единицей орфографии как прикладного раздела языкознания является о р ф о г р а м м а — такой элемент графического оформления слова, при написании которого пишущий должен сделать выбор на основании существующего правила. С другой стороны, орфограмма — это совокупность, группировка написаний, подчиняющихся одному правилу. По традиционной программе школьного курса русского языка изучается 70 орфограмм.
Орфографические правила невозможно применять, если не владеешь теоретическими знаниями по грамматике русского языка. При выборе буквы или способа графического оформления слова (слитно, раздельно или через дефис; с прописной или строчной буквы) важно учитывать следующие моменты:
— в какой части слова встретилась орфограмма;
— к какой части речи относится слово;
— в какой форме стоит слово, каково лексическое значение этого слова;
— как образовано данное слово.
Эти сведения заключены в таких разделах языкознания, как морфемика, морфология, лексикология, словообразование. Почти все правила русской орфографии имеют исключения: некоторые слова пишутся вразрез с предписанием, выражающим основную закономерность. Чем больше слов-исключений (написание которых не соответствует правилу) существует в рамках орфограммы, тем сложнее усваивается и само правило.
Изучение орфографии взрослыми имеет свои психологические основы и специфику. Прежде всего, взрослые люди могут иметь более сильную и осознанную мотивацию, чем дети. Четко сформулированная цель, например такая, как овладение грамотным письмом, достигается более успешно и быстро, чем это происходит у школьников. При изучении орфографии для взрослого очень важно преодолеть страх перед письменной речью. Для усовершенствования усвоенных в школьном курсе русского языка навыков письма повторяющий орфографию должен осмыслить многие знакомые написания и приобрести уверенность в собственных силах.
Современное состояние русского правописания таково, что пишущий должен обладать хорошей памятью. Нужно знать (и, конечно, уметь применять) больше ста орфографических правил, а также помнить большое количество исключений и слов, написание которых не подлежит регламентации правилами, — это так называемые с л о в а р н ы е с л о в а.
Умение пользоваться орфографическим словарем — одно из преимуществ грамотного человека. Не нужно стесняться, если вы не знаете, как пишется то или иное слово, — обратитесь к словарям.
Обращаясь к словарю, следует представить все возможные варианты графического оформления слова, имея в виду, что в орфографическом словаре слова расположены в алфавитном порядке. Если нужного слова в словаре не оказалось, значит, требуется словарь с большим объемом слов. Следует иметь в виду, что существуют орфографические словари, содержащие слова на одну орфограмму. Это словари «Прописная или строчная», «Слитно или раздельно», «Одна и две буквы», «Слова с удвоенными согласными» и другие.
3.3. Пунктуация как показатель речевой культуры. Под п у н к т у а ц и е йпринято понимать, с одной стороны, с и с т е м у графических неалфавитных з н а к о в(знаков препинания), а с другой стороны, с и с т е м у п р а в и л,в которых описываются современные нормы пунктуационного оформления письменного текста.
Некоторые ученые полагают, что система пунктуационных знаков возникла в глубокой древности и в некотором роде стихийно. Первые следы пунктуации относятся к III — II векам до н. э. Изучение древнейших рукописей потребовало определенной культуры общения с текстами. Впервые знаки препинания были использованы Аристофаном Византийским, который употребил их в гомеровских текстах. Теорию пунктуации предложил один из представителей александрийской школы — Дионисий Фракийский, выделивший три основных знака препинания: точку как знак законченной мысли, среднюю точку «для отдыха», малую точку как знак мысли, еще не законченной, нуждающейся в продолжении.
Исследования берестяных грамот Великого Новгорода показали, что в текстах использовались различные комбинации точек или другие знаки в виде креста или «змейки». Любопытно, что указанные знаки обнаруживались лишь в текстах, которые были рассчитаны в большей степени на чтение вслух (перечни повинностей, долгов или церковные записи). Первыми были знаки не письменной, а устной речи, так как ораторское искусство относится к области говорения, а не писания. Решающим в развитии пунктуации явилось изобретение книгопечатания. Первым знаком препинания в русских текстах был, вероятно, пробел между словами (XVI век).
В современных печатных текстах наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств (курсив, разрядка, шрифти др.), которые составляют единую пунктуационно-графическую систему русского языка. Современную пунктуацию можно рассматривать как систему с центром и периферией. Центр составляют знаки препинания, которые организованы на основе функций о т д е л е н и я (одиночные знаки) и в ы д е л е н и я (парные знаки).Например, точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой обладают общей функцией отделения, а двойные запятые, скобки, кавычки выделяютв предложении какой-либо компонент. В тексте мы можем выделить и другие функции пунктуационно-графических средств. Например, выделение слова или части текста особым шрифтом или подчеркиванием свидетельствует о важности выделенных компонентов.
Таким образом, основной функцией пунктуации является с м ы с л о в о е членение речи. Пунктуационная норма регулирует и контролирует речевое поведение носителя языка. По отношению к пунктуационной норме такой параметр оценки, как «правильно — неправильно», имеет во многом субъективный характер: неправильно то, что непонятно, или то, что вызывает разное толкование. Это обстоятельство должно учитываться пишущим: он должен определенным образом защитить свой текст от непонимания, т. е. должен представлять те трудности, которые могут возникнуть при восприятии.
Н е п р е д н а м е р е н н ы е отступления от нормы, как правило, квалифицируются как о ш и б к и. Они появляются обычно по причине недостаточной языковой компетенции пишущего и могут быть определены как неосвоенная норма. П р е д н а м е р е н н ы е отступления различаются не только сферой, но и задачами использования. К преднамеренным отступлениям относится так называемая н е р е г л а м е н т и р о в а н н а я и а в т о р с к а я пунктуация.
В современном русском языке значительно возросло количество знаков в тексте. Но то, что в предложении строго нормировано, в тексте получает определенную свободу выбора и интерпретации. Пишущий выбирает наиболее выразительный по функциональному назначению знак (так, например, тире представляется в общепринятом понимании более сильным знаком по сравнению с запятой или двоеточием).
К н е р е г л а м е н т и р о в а н н о й пунктуации (не закрепленной действующими правилами, представляющей собой разнообразные отклонения от общих норм и существующей наряду с регламентируемой) относят, прежде всего, пунктуационно-графические средства, употребление которых обусловлено внутренними свойствами текста и коммуникативными задачами автора.
В заключение отметим, что нетрадиционное употребление знаков препинания, как это ни парадоксально, опирается именно на традицию, исходную норму, так как любое отступление от правила — с целью создания дополнительной экспрессии или особой интонации речи — предполагает знание самого правила.
Справочник по орфографии и пунктуации нужно иметь дома. В продаже всегда можно найти справочники Д. Э. Розенталя или И. Б. Голуб, в частности, можно порекомендовать «Справочник по правописанию и литературной правке» (М., 2003).
Список использованной литературы
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д., 2001.
Дунев А.И., М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/Под ред. В. Д. Черняк. СПб., 2002.
Культура русской речи. Учебник для вузов/Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М., 2000.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные формы существования речи.
2. По каким критериям различаются устная и письменная формы речи?
3. Перечислите разновидности устной речи по характеру смены позиции и по степени подготовленности.
4. Перечислите примеры отличий письменной (книжной) речи от устной с точки зрения употребления языковых средств.
5. Какой принцип орфографии является ведущим в русском языке?
6. Что подразумевается под «нерегламентированной» пунктуацией?
7. В каких справочниках следует искать правила орфографии и пунктуации?
Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав
Лекция 3 Особенности устной и письменной речи. Речевой этикет
Особенности устной и письменной речи. Речевой этикет
1. Особенности устной речи. Построение устной речи.
2. Особенности письменной речи.
3. Этикет и его функции. Этика устной и письменной речи. Особенности русского речевого этикета.
4. Формулы речевого этикета.
Общение между людьми происходит в разных сферах деятельности и в разных формах. В зависимости от формы обмена информацией выделяют две формы речи: устную и письменную. Устная речь осуществляется с помощью звуков, письменная – с помощью письменных знаков.
Обе формы находятся в единстве и одинаково важны в жизнедеятельности человека. В условиях коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, а устный записан.
Устная речь – это звучащая речь. Исторически она первична и возникла раньше письма. Устная речь создается с помощью звуковых волн, связана со сложной деятельностью органов произношения человека и потому обладает большими интонационными возможностями. В устной речи особое место отводится логическому ударению, произношению, паузе. Устная речь может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений. Это использовали многие поэты и писатели, создавая звукопись, словесную живопись, музыку слова, например Фет, Блок, Пушкин, Есенин, Верлен. Не случайно многие поэтические вещи носят название «песни». Поэт Артюр Рембо, например, экспериментировал с цветом: у него буква а – носитель черного цвета, е означает белый, о – синий, и – красный, у – зеленый цвет. Устную речь сопровождает и усиливает невербальная связь, она способствует повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности устной речи.
Одно из главных свойств устной речи – необратимость, поступательность, линейный характер развертывания во времени. Нельзя вернуться к какому-то моменту еще раз (Слово не воробей…). Говорящий одновременно думает и произносит. Поэтому устной речи свойственна фрагментарность. «Здравствуйте. Проходите. Сюда. Пожалуйста». Говорящий выделяет нужные слова, повторяет важные моменты речи.
Устная речь может быть подготовленной и неподготовленной. Подготовленная устная речь отличается продуманностью, четкой структурной организацией, при этом она не похожа на книжную. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью, поэтому в речи часто много пауз, слов-заменителей типа «так, значит, гм», в речи встречаются разного рода ошибки.
Устная разговорная речь оказывает влияние на все стили речи, поэтому в них присутствуют фразеологизмы, пословицы, эмоционально окрашенные слова.
Формы устной речи – это монолог, диалог, полилог. Монологическая речь – это целенаправленное сообщение с целью воздействия на других людей. Выделяют три вида монологических речей – информационные, убеждающие и побуждающие. Информационная речь – это доклад, выступление, сообщение. Убеждающая – напутствия, поздравления. Побуждающая – это, например, речь на митинге.
Устная монологическая речь состоит из трех частей: вступления, основной части, заключения. Перед выступлением, перед беседой определяется тема, предмет речи. Они соотносятся с конкретной речевой ситуацией. Вступление необходимо, чтобы установить связь между с говорящим и слушателем. Заключение – итог речи, где содержатся выводы и пожелания. В основной части раскрывается тема сообщения. Для этого важны логические формы изложения – анализ, синтез, сравнение, обобщение; приемы структурирования, например последовательное изложение одного вопроса за другим, расположение материала вокруг главной проблемы. Основное требование к композиции речи – логичность.
Так, в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова на открытии линии трамвая все выступающие начинали свою речь с освещения международного положения и забывали о цели и предмете речи – трамвае. И когда вышел главный инженер Треухов, он хотел сказать многое. Но, открыв рот, произнес: «Товарищи! Международное положение нашего государства…». Так что толпа, слушавшая это в шестой раз, похолодела. Треухов тоже ни слова не сказал о трамвае.
Диалог – это процесс взаимного общения со сменой ролей и обменом репликами. Выделяют информационный и интерпретационный диалоги. Информационный возникает тогда, когда у собеседников к началу общения есть разрыв в знаниях. В интерпретационном диалоге знания примерно равны, но получают разную интерпретацию.
Когда собеседники обмениваются уже известной информацией, как то: «Волга впадает в Каспийское море», диалог не возникает и общение может не состояться. Для диалога важно соблюдение причинно-следственных связей, так как отсутствие их ведет к бессмысленности (в огороде бузина, а в Киеве дядька); поиск общей темы, настроенность на разговор, примерно одинаковый уровень речевой культуры.
«Книга лучше расписного надгробья / И прочней стены. / На-писанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех, / Кто повторяет имена писцов, / Чтобы на устах была истина» – из «Прославления писцов» (2 тыс. до н. э.)
«Произнесенные слова – это символы умственного опыта, написанные слова – это символы произнесенных слов», – сказал древнегреческий философ Аристотель.
В отличие от устной речи письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка. Письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, фиксируя устную речь, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу деятельности и общения. Не будь древних папирусов или глиняных табличек, были бы невозможны многие знания о мире, осталась бы неизвестной история развития человечества.
История письма охватывает промежуток около 5 тыс. лет. За это время было создано огромное количество систем, многие из которых утеряны, многие до сих пор не расшифрованы. Письмо прошло длительный путь развития от зарубок на деревьях, наскальных рисунков до письма звуко-буквенного типа. Так, вначале у славян была узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки. Клубки хранили в коробах. Отсюда поговорки и пословицы – «Наврать с три короба», «узелок на память»; клубки-путеводители в русских сказках.
Финикийское – греческое – византийское – славяно-кирилловское – русское – вот путь русского письма.
Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, чтобы сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации тогда, когда непосредственное общение невозможно.
Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему обдумать текст, возвратиться к нему еще раз, перестроить текст или часть его, осуществить поиск нужной формы. Письменной речи свойственны, как правило, сложные синтаксические конструкции, употребление причастных оборотов, предлогов, вводных слов. Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе речевых средств.
Письменная речь – в основном книжная речь. Как книжная речь она обслуживает политическую, научную и другие сферы общения, в то время как разговорная используется на официальных и полуофициальных встречах и совещаниях, торжествах, в семейно-бытовой обстановке. Письменная речь строится по нормам литературного языка, и их нарушение недопустимо. Кроме того, на письме не допускаются быстрые неоправданные переходы от одной мысли к другой, отсутствие логических связей.
И в устной, и в письменной формах речи обязательным условием является использование определенных речевых формул, устойчивых выражений и оборотов согласно речевой ситуации.
У MA. Зощенко есть рассказ «Иностранцы». «Иностранца я всегда сумею отличить от наших советских граждан. У них в морде что-то заложено другое… Как, например, один иностранец костью подавился. А дело происходило на званом обеде. У нас на этот счет быстро. Скорая помощь. Мариинская больница. Смоленское кладбище. Так вот этот француз в первую минуту, конечно, смертельно испугался. После ужасно побледнел, замотался на стуле. Но сразу взял себя в руки. И через минуту заулыбался. Одним словом, досидел до конца обеда и никому виду не подал».
Этот иностранец был знаком, по-видимому, с правилами этикета. Этикет (фр. бирка, ярлык) – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях.
В Уставе, регламентирующем поведение русской челяди, говорится: «Как государь царь и великий князь, Алексей Михайлович,…придет в передню избу, и пришед изволит сесть на своем государевом месте… А шапку подсокольничему снять в ту пору, как увидит государевы пресветлыя очи. И челом ударя государю, отступит от стола и от наряда на правую руку. И мало постояв, подступает бережно и докладывает…».
Этикет – это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения и в конечном счете – успеха общения. Соблюдение элементарных правил этикета облегчает жизнь, помогает чувствовать себя комфортно в любой ситуации. Как гласит восточная мудрость: «Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения. Вся наша жизнь – это встречи и общение с людьми. И от того, как протекают эти процессы, зависит и настроение, и отношения с людьми, и результаты деятельности. Иногда от этого зависит судьба отдельных государств, успех реформ.
Нормы этикета – категория историческая, т. е. со временем меняющаяся. Кроме того, они зависят от национального менталитета. У каждого народа свои представления о нормах поведения в быту, в профессиональной деятельности, в сфере торговли, дипломатии, политике, экономике.
Повседневный этикет базируется на качествах, принятых во всем мире: вежливости, тактичности, естественности, достоинстве. Так, в романе И. Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович говорит, что английские аристократы «не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности». И делает вывод, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе нет никакого прочного основания общественному зданию.
Все качества выражаются через конкретные речевые действия, т. е. через речевой этикет. Речевой этикет – это правила речевого поведения, т. е. система стереотипных, устойчивых формул общения. Речевой этикет отражает нравственное состояние общества, национальные и культурные традиции. Он предполагает общие темы, общую заинтересованность, общую стилевую окрашенность речи, соблюдение культуры речи. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Оно всегда высоко ценилось в обществе. Знание правил речевого этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости, избегать насмешек. Следование правилам речевого этикета членами предприятия или фирмы поддерживает положительную репутацию организации или фирмы. В свою очередь, незнание норм речевого этикета может привести к обидам, к разрыву взаимоотношений между отдельными людьми, коллегами, друзьями, конфликтам на государственном уровне, даже к подрыву экономических и политических отношений между странами.
Таким образом, речевой этикет строится с учетом особенностей собеседников, их социального статуса, роли в общении, возраста, пола, характера человека;
– речевой этикет определяется ситуаций общения: переговоры или доверительная беседа, день рождения или банкет по поводу юбилея фирмы и т. д.;
– речевой этикет имеет национальные формы, которые в общении необходимо учитывать.
В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» один из героев – Коровьев – дает советы Маргарите, как вести себя, будучи хозяйкой бала: «Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому… никакого преимущества! Если кто-нибудь не понравится… я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице. Нет, нет. Нельзя подумать об этом… И еще: не пропустите никого… Все, что угодно, но только не невнимание».
Этикет устной речи – это
– проявление уважительного отношения к собеседнику, т. е. нельзя выражать с помощью речи пренебрежение, наносить оскорбление или обиду;
– вежливость, соразмерная с ситуацией;
– ненавязывание собственных суждений и оценок.
Также необходимо учитывать порог внимания и понимания слушающего, например, лучше всего воспринимается высказывание из 5–9 слов, длящееся без паузы от 45 секунд до полутора минут.
Например, речь при вручении подарка: «Примите от меня этот подарок в знак теплого расположения и глубокого уважения и как память о наших добрых взаимоотношениях. Пусть вам сопутствует удача и успех в вашей работе и пусть счастье и здоровье будут с вами долгие годы».
Знание правил и норм этикета необходимо при составлении писем личного и делового характера, оформлении документации.
Этикет письменной речи базируется на общих принципах речевого этикета, но, кроме того, нужно учитывать следующие правила:
– Необходимо правильно выбрать форму обращения, соответствующую речевой ситуации. В зависимости от того, частное это письмо или деловая переписка, указывается обращение – «милый друг» или «уважаемый господин президент!»
– Письменная речь должна соответствовать нормам и правилам культуры речи.
– Соответствовать стандарту при деловом общении и подчиняться нормам жанра: содержать формулы обращения, прощания, каждая отдельная тема начинается с новой строки, необходимо использовать речевые клише, как то: просим вас выслать каталог, ставим в известность…
Тон документа, личной корреспонденции должен быть уважительным и корректным.
«Многоуважаемый А… С…
Вы очень обяжете нас, если пожалуете к нам сегодня в 8 часов вечера. Я и жена моя будем с нетерпением ожидать вас и надеемся, что вы не откажетесь доставить нам это удовольствие.
Искренне преданные вам Л… и М… К…»
Это образец пригласительного письма из книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений» (С.-Петербург, 1889). В настоящее время письма стали более информативными и менее эмоциональными, авторы писем отказались от витиеватых посланий и уверений в почтении и преданности, однако сохранили вежливость и почтительность по отношению к адресату.
К этикетным речевым формам относятся речевые формулы приветствия, извинения, согласия, благодарности и др. Формулы речевого этикета – это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются в общении. Выбор речевых формул зависит от пола, возраста, социального статуса собеседников общения.
«Привет», «Пока» – обычно говорят другу, родственнику, «Здравствуйте» или «Добрый день», «До свидания», «Всего доброго» – начальнику, подчиненному, коллегам.
Различны формы национального этикета. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Японцы, например, старательно избегают слов «нет, «не могу», «не знаю». Если японец говорит о вашем предложении, что должен посоветоваться с женой, то это значит, что он хочет таким образом сказать «нет». Американцы любят письма с благодарностью и напоминаниями. Китайцы при обращении ставят на первое место фамилию, в западной практике, наоборот, фамилию часто ставят на второе место.
В русском речевом этикете принято обращение на Вы с незнакомыми людьми и старшими по возрасту и положению. В России сейчас нет устоявшихся форм обращения. Поэтому, обращаясь, обычно произносят: «Извините», «Позвольте», «Будьте так добры». И в повседневном, и в деловом общении не следует употреблять в речи вульгарные слова, жаргон, просторечие, злоупотреблять терминами и иностранными словами. Необходимо следить за произношением и силой голоса.
Общепринятым считается, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим. Когда мужчину представляют женщине, руку первой предлагает женщина. Это же делают старшие по возрасту и положению. В России руку целуют только замужней женщине. Когда мужчину представляют женщине, он встает и кланяется, женщина в таких случаях – нет. На улице мужчина идет слева от женщины. Сопровождая женщину, мужчина несколько опережает женщину, открывает дверь и входит вслед за ней. Спускаясь по лестнице, идет впереди, поднимаясь – на одну-две ступени позади. Когда встречаются люди равного статуса, первым здоровается тот, кто лучше воспитан. Когда на улице встречаются две знакомые пары, то вначале здороваются женщины, затем женщины с мужчинами, потом мужчины.
При знакомстве используются следующие формулы:
– Разрешите с вами познакомиться; Разрешите представиться; Давайте познакомимся.
При расставании говорят:
– Всего доброго; Надеюсь на скорую встречу; Был рад знакомству.
– Сделайте одолжение, выполните мою просьбу; Не сочтите за труд…; Настоятельно прошу вас.
– Позвольте выразить вам огромную благодарность; Я очень вам признателен.
Неотъемлемой частью общения является комплимент. Вовремя сказанный, он поднимает настроение, настраивает на работу или деловые контакты, смягчает негативное отношение. Он говорится в начале беседы, при завершении ее, во время разговора. Комплимент должен быть искренним, может относиться к внешнему виду, профессиональным обязанностям, способностям собеседника: «Вы прекрасно выглядите», «С вами приятно работать», «У вас хороший коллектив» и др. В ответ на комплимент следует сказать «Благодарю вас».
«Разговор человека вульгарного отличает вульгарность речи. Такой человек говорит избитыми фразами. Не знает значений заимствованных слов, любит посудачить о делах домашних. Ни один порядочный человек не захочет иметь с ним дел. Отвергнутый хорошим обществом, он скатывается в дурное», – это предупреждение английскому джентльмену, сделанное в XIX в., актуально и в наши дни.
Рекомендуемые для обсуждения темы и задания:
1. Различие между устной и письменной речью.
2. Знание речевого этикета – залог успеха в различных сферах жизни человека.
3. Составьте план по теме «Национальные особенности речевого этикета».
Речевые конструкции, употребляющиеся в различных ситуациях общения
Здравствуйте, добрый день (вечер, утро), Петр Петрович!
Рад видеть вас, рад нашей встрече, Петр!
До свиданья, Петр Петрович!
Всего доброго (хорошего)! До встречи!
Спасибо (большое, огромное), Петр Петрович! – Пожалуйста.
Я вам (очень) благодарен. – Не стоит благодарности.
Разрешите поблагодарить вас, Петр! – Был рад помочь.
Я вам очень признателен. Тронут вашей заботой и вниманием. – Вы очень добры, любезны.
Пожалуйста, будьте добры, любезны.
Не сочтите за труд. Не откажите в любезности.
У меня к вам большая просьба, Петр Петрович…
Поздравляю вас, Петр Петрович, с днем рождения!
Позвольте поздравить вас!
Разрешите поздравить вас!
Примите наши поздравления с праздником, юбилеем!
Разрешите вам представить Петрова Петра Петровича, референта фирмы, моего друга, знакомого…
Разрешите представиться: инженер фирмы Петров Петр Петрович.
Я представляю организацию…
Уполномочен вести переговоры от имени…
Позвольте вручить вам мою визитную карточку.
Прошу вас извинить меня.
Я должен извиниться перед вами.
Организация приносит вам извинения за причиненные неудобства
Я виноват и приношу свои извинения, прошу простить меня.
Ступени развития русского письма
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Часть 1. Речевой этикет
Часть 1. Речевой этикет Погода Любое обсуждение английского речевого этикета, как и всякий разговор, происходящий между англичанами, должно начинаться с темы погоды. И в духе соблюдения традиционного протокола я обязана, как и всякий автор, пишущий о своеобразии
К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи
К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи Изучение устной речи прошлого встречает ряд трудностей, среди которых первое место занимает проблема источников. Поскольку материалом изучения языка исторических эпох являются письменные документы, сама
НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ
НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ При наличии определяемого слова (существительного) и определения (прилагательного) и обычном порядке слов (прилагательное перед существительным) выделяется обычно определяемое слово: «зимняя вьюга», «темная ночь», «симпатичный человек».
Лекция 15. Особенности древних культур
Лекция 15. Особенности древних культур 1. Первобытная культураПериод культурной древности (первобытной культуры) определяется следующими рамками: 40-4 тыс. лет до н. э. Внутри этого периода выделяются:1) древнекаменный век (палеолит): 40–12 тыс. лет до н. э.;2) среднекаменный
Лекция 4 Чтение и слушание как виды речевой деятельности
Лекция 4 Чтение и слушание как виды речевой деятельности План1. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения.2. Алгоритм чтения при запоминании текста. Недостатки чтения и их исправление.3. Слушание как вид речевой деятельности. Правила эффективного
Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения
Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные
Лекция 2 Нормы в современном русском языке – показатель чистоты, правильности, точности речи
Лекция 2 Нормы в современном русском языке – показатель чистоты, правильности, точности речи План1. Понятие нормы языка.2. Варианты норм.3. Нормы орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические. «Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Я вот на днях
Лекция 1 Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности
Лекция 1 Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности План1. Научный стиль речи и его под стили.2. Термин.3. Языковые особенности научного стиля.4. Способы и методы создания научного текста.Одной из сфер человеческой деятельности является
Лекция 3 Особенности курсовой работы. Библиографическое описание
Лекция 3 Особенности курсовой работы. Библиографическое описание План1. Особенности курсовой работы.2. Рубрикация текста, библиографическое описание.В высшем учебном заведении студенту приходится выполнять самостоятельную научную работу, проводить опыты,
Лекция 1 Особенности официально-делового стиля. Речь делового человека
Лекция 1 Особенности официально-делового стиля. Речь делового человека План1. Особенности официально-делового стиля.2. Культура делового общения.3. Условия успешной деловой коммуникации.4. Национальные особенности делового общения.Всем известна сказка о двух
Лекция 2 Жанры устной деловой коммуникации
Лекция 2 Жанры устной деловой коммуникации План1. Деловая беседа, ее структурные и языковые особенности.2. Телефонный разговор.3. Деловое совещание. Переговоры и презентации.Деловое общение всегда прагматично, подчинено решению какой-либо задачи (личной,
Лекция 3 Особенности письменной речи в деловом общении. Виды документов, их оформление, язык и стиль
Лекция 3 Особенности письменной речи в деловом общении. Виды документов, их оформление, язык и стиль План1. Нормы документа (текстовые и языковые).2. Речевой этикет документа.3. Язык и стиль частных документов.4. Язык и стиль служебной документации.В настоящее время
Лекция 2 Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория
Лекция 2 Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория План1. Подготовительный этап выступления.2. Создание речи.3. Композиция публичной речи.4. Оратор и аудитория.Классическая риторика состоит из следующих частей:– инвенция (лат. изобретение) – создание
Раздел III Повседневный речевой этикет в народной культуре прикамья
Раздел III Повседневный речевой этикет в народной культуре прикамья Предисловие В любой подсистеме национального языка существует набор устойчивых выражений, которые используются в определённых ситуациях. С помощью этикетных формул мы обращаемся к собеседнику