В чем заключается особенности византийской культуры
Византийская культура: синтез времен и влияний
Византия – наиболее «долгоживущая» из средневековых империй. В этом государстве сходились многочисленные торговые пути, оно имело связи со многими странами разных регионов. Внешнее влияние накладывалось на собственные культурные традиции, которые в Византии сохранялись на протяжении многих веков. В результате сложилась самобытная, имеющая существенные отличия от западной, культурная традиция, оказавшая влияние на многие народы, в том числе и на Русь.
Общие особенности византийской культуры
Византия – Восточная Римская империя, осколок крупнейшей и сильнейшей державы древнего мира. В отличие от Западной империи, она не была завоевана варварами в эпоху Великого переселения народов. Поэтому в Византии не наблюдалось периода культурного упадка, какой имел место в Западной Европе. Здесь также успешно сохранилось то, что сейчас принято именовать исторической памятью – осознание своей древней истории и наличия в ней существенных достижений, заслуживающих сохранения.
Вместе с тем, Византия была родиной поголовной христианизации Римской империи (ее столица Константинополь как раз построена Константином Великим, навязавшим новую веру всем своим подданным императорской волей). Соответственно, на ее культуру не могло не оказывать влияние христианство и связанные с ним традиции.
Географическое же положение Византии (а империя эта имела владения на трех континентах) неминуемо делало ее своеобразным перекрестком древних дорог. По территории Византии проходили важнейшие торговые пути, и уже по этой причине в этом государстве постоянно находилось значительное количество иностранцев, знакомивших ее с культурными традициями и достижениями своих народов. Эти же купцы и послы способствовали распространению и византийских достижений.
Соответственно для культуры Византии характерна эклектика, смешение влияний. Здесь помнили о своем античном происхождении и гордились им, но жили по христианским нормам и представлениям. Византия была хорошо знакома с культурными традициями других народов, в том числе достаточно отдаленных. Она испытала влияние как Европы (в основном Западной, но не только), так и Азии со свойственными этому региону специфическими эстетическими представлениями. В результате получилась культура, существенно отличающаяся от всех современных аналогов.
Византийская наука и образование
Византийцы помнили о своем происхождении от Римской империи и сами себя именовали ромеями (т.е. римлянами). Однако официальным языком империи был греческий, им пользовались в государственной жизни, а также в науке и образовании. Эта особенность отражена в русском понятии «путь из варяг в греки», где византийцев именовали именно греками, а не ромеями.
Византия не знала периода культурного упадка начала средневековья, и падения образования в ней тоже не было. В отличие от Западной Европы, вся византийская верхушка (чиновники, деятели церкви, крупнейшие военные, богатые купцы) были не просто грамотны, но достаточно хорошо образованны. Средневековых университетов в Византии не было, школы имелись при монастырях, а богатые люди чаще учились дома, нанимая учителей. Знание латинского и еще какого-нибудь языка, знакомство с историей и церковной литературой, правом и географией были для богатого византийца скорее нормой.
Византийские философы (Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Лествичник, Михаил Пселл) были в большинстве своем богословами и рассматривали вопросы бытия с христианской точки зрения. Однако немалое воздействие на них оказали неоплатонизм и стоицизм античного образца. Византийское богословие оказало огромное влияние на русскую средневековую философию.
Математика в Византии находилась в некотором упадке. Но все же состояние этой науки позволяло византийцам проводить сложные вычисления, необходимые при сооружении дворцов и храмов.
Зато византийская медицина достигла в своем развитии немалых высот. Византия была первым средневековым государством, где появились больницы. Трактат Николая Мирепсоса по фармацевтике (XIII век) использовался для обучения этой науке парижских студентов-медиков до середины XVII века. Медицинский сборник в семи книгах, составленный Павлом Эгинским в VII веке, использовался в качестве учебника для врачей около 800 лет. Этот медик был также специалистом в области хирургии. Придворный врач Иоанн Актуарий оставил несколько трактатов по диагностике, а Александр Траллийский (VI век) – по фармакологии, описав около 600 видов применявшихся византийскими врачами лекарств.
Немалое развитие получила и история. Конечно, она существовала в виде хроник, однако византийские хронисты оставили как подробное описание истории собственной страны, так и достоверные рассказы о событиях у соседей и их жизни. Византийские источники имеют огромное значение при изучении древнерусской истории. Ценные сведения содержатся в работах Прокопия Кесарийского, Георгия Амартола, Льва Грамматика, Льва Диакона, Никиты Хониата, Михаила Пселла (этот византийский придворный по широте интересов может сравниться с титанами Возрождения).
Значительный вклад в историческую науку внесли даже византийские императоры. Константин Багрянородный сам делал хронические записи и способствовал сбору и сохранению хроник. Дочь императора Алексея Комнина Анна составила хронику царствования своего отца, а император Иоанн Кантакузин описал собственное правление в автобиографических записках.
Достижения византийского искусства
Византийское искусство было достаточно специфичным. Его традиции отличались и от античности, и от западного средневековья. Византия оказала огромное влияние на Русь и южнославянские земли.
Весьма ярко проявились византийские культурные вкусы в архитектуре. Под влиянием Востока местные правители и церковные иерархи тяготели к масштабности и роскоши. Строительство во многих византийских городах шло из камня (ради защиты от врагов и просто по причине доступности материала), поэтому сохранилось довольно много памятников византийской архитектуры.
Самыми известными из них являются церкви Святой Софии и Святой Ирины в Стамбуле (бывший Константинополь). Однако византийские строения сохранились в Сербии, Греции и даже на Сицилии.
Характерной особенностью византийских храмов является большой центральный купол, лежащий на «барабане» (круглом основании) или на основании в форме параллелепипеда, углы которого изнутри сглажены арками. Такая конструкция именуется «парусом» и делает византийские постройки особенно воздушными. Эти приемы были потом переняты русским зодчеством.
В Византии строили также богатые, сложной конструкции дворцы для императоров и знати. Они имели большое количество помещений и переходов и щедро украшались резьбой, настенной живописью и мозаикой.
В живописи византийцы разработали особые каноны изображения человека, указывающие, какие пропорции следует соблюдать и какими атрибутами снабжать изображаемого. Прежде всего это проявилось в византийской иконописи (эти традиции тоже перешли на Русь). Однако изображения императоров, придворных и церковных иерархов тоже делались сходим образом.
Кроме живописи по сырой штукатурке (фрески), в Византии была распространена мозаика. Из небольших кусочков смальты выкладывали изображения святых, сцены из Библии и дворцовой жизни, портреты императоров. Византийские мозаики следует разглядывать с достаточного расстояния – тогда игра света делает фигуры объемными.
О византийской музыке известно относительно мало, ибо систем нотной записи в стране не было. Однако считается, что в Византии зародились традиции хорового многоголосого пения, свойственные ныне православной традиции богослужений.
Богатой была византийская литература. Значительная ее часть относилась к религиозной – жития святых, религиозные гимны, рассуждения по разным богословским вопросам. Но существовали и дидактические произведения (так называемые увещевания), и светская поэзия (включая сатирические эпиграммы). В Византии создавались произведения не только на греческом, но и на еврейском, армянском и некоторых других языках.
Развиты были в Византии и декоративно-прикладные искусства. Одежда и церковное облачение украшались вышивками, мастерство ювелиров славилось во многих странах. Уникальной была византийская техника перегородчатой эмали.
Бытовая культура Византии
В бытовой культуре Византии особенно заметны были античные традиции. В сравнении с западноевропейскими городами, здесь жили комфортней и чище (на это обратили внимание уже первые крестоносцы). Центральные улицы городов были достаточно широкими. Имелась центральная площадь (аналог традиционной агоры), где могли собираться жители для разных мероприятий.
Византийцы оказались менее подвержены идее отвержения телесных радостей и потребностей, распространенной в средневековой Европе и приведшей к отказу от соблюдения элементарной гигиены. Здесь следили за собой, регулярно мылись, пользовались косметикой – сказывалось античное наследие. При этом византийцы никогда не забывали напоказ связать каждое свое действие с религией, ибо христианство также было чрезвычайно важно для их мировоззрения.
Хотя церковь осуждала светские развлечения, в Византии долгое время сохранялись ипподромы, выступавшие в роли аналогов римских амфитеатров. Вместо гладиаторских боев в них проводились соревнования в гонках на колесницах, и даже существовал тотализатор.
В Византии на бытовом уровне была распространена тяга к роскоши; те, кто имел возможность, украшали жилища колоннами и росписью, распространены были яркие одежды. Возможно, это связано с большой пышностью, свойственной византийским богослужениям (отсюда известная историческая легенда о том, как князь Владимир Великий решил сделать византийское христианство общей религией Руси из-за роскоши его обрядов).
Значение византийской культуры
В период средневековья Византия продолжила на христианской основе эллинистическую традицию взаимодействия и взаимопроникновения культур. Здесь сумели сохранить немало из научных и философских достижений античности и даже успешно соединить некоторые из них с новыми христианскими традициями.
Благодаря особенностям своего расположения, Византия оказалась в роли «просветителя» своих соседей, чей культурный уровень был заметно ниже. В значительной степени это относится и к средневековой Руси. На Руси четко осознавали свою связь с Византией, что отразилось позже в понятии «третий Рим» (Византия считалась вторым), используемым для своей страны Иваном Грозным.
В Византии были созданы исторические хроники, философские и богословские трактаты, архитектурные сооружения и мозаичные полотна, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. «Кодекс Юстиниана» стал не только памятникам развития юридической мысли, но и одной из основ для формирования современных представлений о законодательстве.
Таким образом, византийская культура – важнейшая составляющая в истории развития культуры мировой. Некоторые ее достижения используются до сих пор, особенно в России и странах Южной Европы.
Византийская империя и ее искусство
История искусств #6
Византия, Византийская империя, Восточная Римская империя, самоназвание Ромейская империя (395 — 1453) — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи на западную и восточную части.
Чуть больше чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории Поздней Античности и Средневековья.
Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. Его можно поделить на такие этапы:
Византийской культуре были свойственны:
История Византийской империи
Ранний период был ознаменован наполнением философии ромеев восточным образом мысли и постепенным переосмыслением наследия Запада.
По мере взаимопроникновения культурных ценностей, симбиоз становился все более заметным — сочетание разных кодов проявлялось и в политике, и в духовной сфере.
В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу.
Уже к середине VI в. Византия сформировала собственную идентичность, которую сохраняла даже в периоды завоеваний.
Империя Ромеев стала первым образцом классической христианской культуры. Именно здесь философия и доктрины молодой религии приобрели завершенную форму в Ортодоксальной Церкви.
Влияние духовного прослеживалось везде: в политической жизни оно было выражено в обожествлении власти и придании сакральности образу императора; в живописи не было равных византийской иконописи; в архитектуре появлялись новые ориентиры и элементы зодчества.
С другой стороны, роль христианства не всегда была позитивной. Культура средневековой Византии отмечена периодом внутриэлитных распрей.
Одним из самых влиятельных было движение иконоборцев. Сформированное под влиянием ветхозаветных текстов, оно было направленно против почитания икон, и на долгое время затормозило развитие иконописи. Только к началу десятого века, иконы заняли прежнее место.
Архитектура Византии
Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя — второго Рима.
Основные периоды
История Византии имеет свои периоды упадка и расцвета. Это государство было основано в 395 году нашей эры и просуществовало до 1453 года. На месте небольшого древнегреческого поселения во времена владычества Рима основали Константинополь, который в последующем стал одним из крупнейших городов Европы.
После разделения империи на западную и восточную Византия долгое время была изолированным государством со своей жесткой иерархией. Здесь практически не наблюдалось феодальной раздробленности, что позволило на долгое время сохранить свою независимость. Основные периоды византийской культуры:
Первоначально на традиции существенное влияние оказывали Древний Рим и античность, но затем главенствующая роль перешла к христианству, которое проявлялось в духовной сфере, быту и политике. Византийское государство смогло сформировать самобытную культуру.
Формирование основы культуры
Культура Византии унаследовала многие черты от Рима. Отмечается влияние распавшейся империи на архитектуру, музыку и изобразительное искусство. Из-за своего географического расположения это государство было открыто для миграции народов, поэтому со временем в нем стало усиливаться влияние Востока. Здесь отмечался симбиоз античного исторического прошлого и варварского окружения, что и создало многообразие и оригинальность искусства.
Византия стала первым образцом христианской классической культуры. Именно в этой стране доктрина и философия зарождающейся молодой религии получили свою законченную форму. В поздний период отмечается существенное влияние церкви и духовенства в политической жизни, происходит обожествление власти, что нашло своё отражение в живописи, архитектуре и элементах зодчества. К особенностям искусства Византии кратко относят:
Развитие культуры в стране связано с заимствованиями из Древнего Рима и восточных стран. При этом в политической и общественной жизни Византия представляла собой закрытое государство, что и стало одним из факторов ее экономического благополучия.
В последующем византийское искусство повлияло на развитие Европы и Руси. Последняя переняла от Константинополя православную религию.
Развитие музыки
Отсутствие хорошо сохранившихся нотных памятников музицирования не позволяет учёным в полной мере оценить наследие Византии. Многие музыковеды придерживаются распространённой теории о смысловом и ритмическом влиянии античной музыки на культуру страны. Происходило существенное смешение форм и стилей персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности. Искусствоведы в своих работах о культуре Византии кратко отмечают, что музыка здесь находилась под влиянием стран Древнего Востока.
При этом прекрасно сохранились церковные произведения, позволяющие оценить светскую и религиозную музыку в Византии раннего и позднего периода. Первоначально в ней наблюдалось влияние римско-католической церкви, был распространён григорианский хорал, однако уже в XIII—XIV вв. отмечается серьёзное влияние восточной культуры. Во времена поздней Византии службы в церкви стали более пышными, поменялось исполнение многоголосных хоровых песен и их структура.
Древняя архитектура
Античное зодчество и строительство оккультных сооружений, которое было популярно в этих местах в прошлом, с развитием христианства постепенно уступило место новому стилю. В Древнем Риме специфика храма заключалась в алтарной части, поэтому церкви строили для почитания конкретного бога, а все церемониальные мероприятия проводились у входа в культовое сооружение. В христианстве возводили массивные и устремленные ввысь храмы, которые подчеркивали величие Господа. Все службы шли внутри церкви, поэтому такие сооружения имеют огромные размеры.
Также развивалась дворцовая архитектура, строились многочисленные особняки и роскошные дворцы как в Константинополе, так и в других крупных городах Византии. Это были массивные сооружения, которые возводились из камня. Из-за частых набегов врагов и опасности длительной осады дворцы окружались прочными неприступными стенами, вокруг которых вырастали сначала поселки, а затем и крупные города.
Особенности живописи
Первоначально живопись в Византии была представлена церковными работами, а написанием икон занимались монахи-отшельники. В поздний период появились художники, которые специализировались на написании картин разных жанров. Византийские иконы — одно из важнейших достижений мировой ортодоксальной восточнохристианской цивилизации. В их написании заметно влияние Венеции и всей Италии.
Также развитие получила мозаика, в которой просматривалось заметное влияние религии. Мастера усовершенствовали свои навыки, что позволяло им работать в различных стилях и техниках. Мозаикой расписывали храмы, дворцы и жилища богатых аристократов. В XI—XII вв. появляется смальга — уникальный стиль мозаики Византии. Он представлял собой рисунок на стекле, покрытом сусальным золотом.
Влияние Византии на Древнюю Русь
Культура государства оказала существенное влияние на Древнюю Русь и другие страны Европы. Ученые до сих пор спорят о том, каков вклад Византии в их развитие. Отношения крупной цивилизации с соседями начинались с военного противостояния и вражды. Однако после крещения Руси появились тесные связи, в том числе в культурной сфере. Под влиянием Византии в Киевском княжестве сформировались церковные традиции, появились мозаика и иконопись, по восточному константинопольскому образцу строились каменные храмы.
Византия оказала определяющее значение на развитие культуры Древней Руси. Отношения между двумя этими государствами прервались в XIII—XIV вв. в связи с монголо-татарским игом. После этого Московия на много столетий погрузилась в темные времена.
Прекрасные примеры живописи и архитектуры по византийскому образцу на Руси сохранились до наших дней в Новгороде, Владимире и Суздале. Сам же Константинополь был захвачен османами и в последующем переименован в Стамбул, потеряв большую часть своих традиций.
В старших классах школ ученики изучают искусство Византии, готовят по этой теме различные эссе, доклады, рефераты, сообщения, проекты, сочинения и рассказы. Это обширный пласт истории, который сказался на развитии России и всей Европы. Если в домашнем задании требуется рассказать о главных достижениях византийской культуры, нужно упомянуть о мозаике, иконописи и архитектуре.
Культура Византии краткое сообщение
Византия является одним из древнейших государств с развитым культурным и социальным устройством. Искусство древней Византии переняло и преобразовало основные достижения античной культуры. В силу географического положения, культура этого государства сочетала как европейские, так и восточные новшества. Сформировавшаяся в Византии христианская религия была главенствующим культурным направлением. Наибольших успехов византийские мастера добились в архитектуре. Их достижения переняли и многие другие страны, что прослеживается и в более поздних стилях.
История развития Византии и стиля
Развитие византийского искусства неразрывно связаны с историческим развитием Византийского государства. Византия образовалась на основе Восточной Римской империи. Датой зарождения Византийского государства принято полагать 395 г. Однако эта дата весьма условна. Что касается художественной культуры империи, то её образование началось в 4-5 вв. Конечным рубежом существования Византийского искусства стал 1453 год, когда турки-османы захватили Византийскую империю, и она полностью прекратила своё существование.
На месте античного города Византия был возведён Константинополь – новая столица Римской империи.
Позднее Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала собственно Византией. При чём, подобное название этому образованию дали европейцы, намереваясь оградить её от связи с античной культурой. Сами же византийцы называли себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали вторым Римом.
Иконы в византийском стиле
Византия сумела вобрать в себя лучшие достижения ранней и поздней античности. Константинополь в кратчайшие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в своём величии собственно Риму. Наравне со столицей в Византии имелись и прочие культурные центры, такие как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.
Византийцы стали одним из первых народов, принявших христианство. Именно Византия является родиной завершённого ортодоксального православного христианства.
Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан впервые систематически изложил правовые нормы и законы. Кодекс Юстиниана нашёл применение и во многих других странах того времени.
При этом Византийская культура подверглась значительному влиянию со стороны соседних как европейских, так и азиатских стран.
История Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:
Новые Петровцы. Свято-Покровская церковь. 1902-10гг. Поздний русско-византийский стиль.
Культура Византии краткое сообщение
Культура Византии краткое сообщение расскажет о главных достижениях этого государства, наследницы культуры Римской империи.
Культура Византии кратко
Византийская культура позаимствовала достижения античного мира в сфере изобразительного искусства, права, архитектуры и музыки. Вместе с тем географическое расположение государства, особенности миграции народов и торговые связи открыли границы для влияния Востока. Таким образом, историческое прошлое античности и варварское окружение создали основу для формирования новой, особенной культуры, такой непохожей на другие.
В чем особенность Византийской культуры?
Основные достижения византийской культуры:
Какова роль Византийской культуры?
Она оказала огромное влияние на формирование культуры Киевской Руси после ее крещения. Можно сказать, что она стала объектом для наследования. В «Повести временных лет» Нестор Летописец описал визит князя Владимира в Константинополь. Он был поражен величием, красотой и эстетическим наполнением храмов, что, возвратившись домой, приступил к строительству таких в Киевской Руси. Кроме того, византийская культура подарила миру искусство иконописи. Она была историческим продолжением греко-римской античности и синтезом восточной и западной духовной основы, оказав тем самым влияние на формирование культур Европы.
Надеемся, что сообщение о византийской культуре помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о ней. А краткий рассказ о культуре Византии Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Современные проявления направления
Византийское искусство, даже после падения Константинополя и потери государственности, продолжило своё существование в рамках других государств и стало основой для формирования более поздних направлений.
Влияние византийского стиля ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.
Русско-византийский художественный стиль: от храмов и церквей до икон
Позднее в конце 19-начале 20 вв. Византийский стиль нашёл применение в Российской храмовой культуре и появилось отдельное направление – русско-византийский стиль. На территории России возводилось множество храмовых сооружений, соответствующих канонам и конструктивным решениям византийского зодчества. Купол подобных храмов зачастую имеет приземистую форму и располагается на широком низком барабане. Центральный купол при этом значительно больше прочих. Остальные же купола традиционно выступают за пределы сооружения лишь частично. Внутреннее помещение лишено каких-либо стен и перегородок и состоит из единого церковного зала.
Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели.
Икона-покровитель и Михаил
Архитектура и строительство
Основным центром архитектурных трудов византийских мастеров традиционно оставался Константинополь. Улицы города имели лучевую планировку, сходившуюся к площади с императорским дворцами, ипподромом и собором. У Константинополя не было постоянного источника воды, для чего в городе строились подземные водохранилища и акведуки.
Сербское подворье в Москве
О жилых и прочих гражданских сооружениях города известно не много. Из сохранившихся литературных источников достоверно известно о существовании дворцов, кварталов торговцев и ремесленников, крупных мастерских и рыночных площадей, театров, цирков и библиотек.
С укреплением религиозных догматов монастыри и церкви стали основными объектами строительства.
В России
Основной особенностью первых византийских церквей стало выделяющееся центральное пространство, укрытое куполом. В христианской архитектуре византийцев купол олицетворял небесный свод, а также возвышал фигуру императора, сидящего в центре зала во время богослужений среди своей свиты.
Керченский историко-археологический музей
Ещё одной отличительной чертой византийских церквей является возведение купольных композиций церквей, что в результате трансформировалось в новые структурные типы – купольные базилики, центрические церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольные системы.
Храм Христа Спасителя в Москве
Кроме городских церквей в Византии возводились и загородные монастыри. Они имели вид укреплённых пунктов, обнесённых стенами. Кроме жилых и хозяйственных помещений внутри них располагалась общая трапезная и молитвенный зал. Подобные здания зачастую возводились на возвышенности.
Архитекторы Византии переняли от римского зодчества систему арочных конструкций. Однако известная в Риме бетонная техника популярности не получила. Стены сооружений зачастую возводились из кирпича или тёсаного камня, камня с кирпичными прокладками или наоборот. Своды строились из камня или кирпича. Перекрытия зачастую сводчатые.
Реконструированная синагога в Германии
Одним из значительных достижений византийских мастеров стало внедрение системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры посредством парусного свода. Купол возводился непосредственно на парусах, позже между куполом и парусной конструкцией начали устанавливать округлый барабан, в стенках которого делали осветительные проёмы.
Для уменьшения веса в кладке сводов использовали пористые породы камней.
Такая конструкция позволила очистить пространство от стен и увеличить внутреннюю площадь помещений. Главным строительным сырьём византийцев был плоский кирпич, укладываемый на раствор. В состав последнего включали: известь, цемянку и мелко истёртый кирпич. Применение подобного раствора позволяло возводить здания без использования дорогостоящих лесов. Иногда кирпич чередовали с тёсаным камнем. Внешнюю поверхность стен зачастую штукатурили. Позже в Византии стало актуально декоративное украшение фасадов фигурной кирпичной кладкой или чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовки.
Воскресенский Новодевичий монастырь
Особенность: мозаичное исполнение
Особое место в Византийской архитектуре занимает мозаика. Расцвет мозаичного византийского искусства приходится на 6 в. Отличительной особенностью данного стиля является то, что мастера не просто применяли цветное стекло в качестве расходного материала, но и умели использовать оптические эффекты. Достигалось это посредством вкрапления светлых или тёмных акцентов в основной тон.
Ещё одной особенностью византийской мозаики стала дальняя перспектива – целостный образ можно было рассмотреть только издалека. Подобными мозаиками традиционно украшались храмовые церковные здания.
Изобразительное искусство и архитектура Византии
Изобразительное искусство — мозаики, фрески, иконопись — это область, в которой византийская культура прославилась прежде и более всего. Самобытность, цельность и гармоничность художественных принципов, глубина образов, смысловая насыщенность, богатейшее разнообразие форм и красок, совершенство техники — соединение этих черт делает византийское искусство одним из высочайших достижений человеческой культуры. Византийские мастера сохранили, с одной стороны, сложнейшую технику изобразительного искусства античности, а с другой — наполнили ее новым символическим содержанием. В Византии была разработана целая эстетическая теория образа и символа, и живопись приобрела неслыханное прежде значение: ведь она помогала человеку постичь самого бога, спастись. Византийский стиль живописи характеризовался сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий, благородной гаммой красок с преобладанием пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и золотых тонов. В IV—VI вв. в византийской живописи еще преобладают античные традиции, что, в частности, нашло отражение в мозаиках пола Большого императорского дворца в Константинополе. Они изображали в реалистической манере жанровые сценки из жизни народа. В дальнейшем формируется строгий иконографический канон. В IX—X вв. складывается целостная система декора храма: порядок расположения библейских сцен на его стенах и сводах. Одна из ее вершин этого времени — мозаики храма св. Софии в Константинополе. В XI—XII вв. в византийской живописи все сильнее проявляются черты условности и стилизации, изображения делаются все более аскетичными и отвлеченными, краски — более темными. Лишь в конце XIII — середине XIV в. византийская живопись вновь переживает еще один, последний период расцвета — он был связан с распространением гуманистических тенденций в культуре того времени. Живописцы стремятся выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Замечательными памятниками этого времени являются мозаики и фрески монастыря Хоры (ныне мечеть Кахриэ-Джами) в Константинополе. Однако попытки освобождения человеческой личности от пут догматического мышления в Византии были сравнительно робкими и непоследовательными. Византийское искусство XIV—XV вв. не могло подняться до реализма итальянского Ренессанса и по-прежнему облекалось в форму строго канонизированной иконографии, чему в немалой степени способствовала победа исихастов.
Значителен вклад Византии в развитие средневековой архитектуры. Византийские зодчие уже в V—VI вв. переходят к созданию новой планировки городов, характерной для всего последующего средневекового зодчества. В центре городов нового типа располагается главная площадь с собором, откуда, причудливо переплетаясь, расходятся улицы. С этого же времени появляются и многоэтажные дома с аркадами, а затем строятся и укрепленные резиденции знати и богатых горожан. Высочайшего развития достигает в Византии церковное зодчество. Наиболее выдающийся его образец — храм св. Софии в Константинополе, выстроенный в 532— 537 гг. по приказу Юстиниана. Храм увенчан огромным, как бы парящим в небе куполом диаметром свыше 30 м. С двух сторон к куполу примыкает сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Стены и многочисленные колонны внутри храма были облицованы разноцветным мрамором и украшены чудесными мозаиками. В VI—X вв. в Византии сложился тип крестово-купольного храма, ставший основой всей последующей византийской архитектуры. После османского завоевания византийское культурное наследие, пусть иногда и в упрощенном виде, сохранялось греческим и другими балканскими народами. Оно было передано и воспринято и соседними, связанными с Византией единством культурной традиции, странами, в том числе Русью.
Интерьер
Отличительными особенностями византийского интерьера выступают исключительная помпезность, элегантность и дороговизна. Яркость дизайна и обтекаемость форм византийцы позаимствовали у своих восточных соседей.
В то же время в византийском интерьере применялась незамысловатая простая мебель – упрощённый вариант римской домашней утвари. Основой искусства Византии является христианство, из-за чего в отделке нередко присутствуют религиозные орнаменты и мотивы: голуби, монограмма Христа, рыбы, барашки. Нередко встречаются и растительные орнаменты, объединяющие как античную, так и восточную символику – лавровый лист, оливковые ветви, ветви вьющихся растений и ленточные сплетения.
Базилика Сан-Витале
Цвета
Византийский интерьер характеризуется стремлением к роскоши и богатству, что прослеживается и в применяемой цветовой гамме. Используемые оттенки зачастую насыщенные и яркие. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. Вне зависимости от цвета любые предметы щедро украшались драгоценными камнями, золотом, серебром или слоновой костью. Позже такая помпезность и вычурность передалась в стиле барокко.
Церковь Сан-Витале
Материалы
В качестве строительных материалов византийцы использовали камень и кирпич, скреплённые специальным цементным раствором. Что касается отделки, то помпезный византийский интерьер требовал использования наиболее дорогих и редких материалов – золота, слоновой кости, редких пород деревьев, самоцветов, мрамора, гранита и прочих природных камней, дорогих восточных тканей с золотой нитью и смальта – разновидность цветного стекла.
Полы и стены
Стены в Византии могли обшиваться деревянными панелями, мраморными плитами или отделывались штукатуркой. В качестве украшения применяли декоративную резьбу, рельефные рисунки или росписи. В росписи традиционно применялся растительный орнамент, содержащий трилистник.
Иногда стены декорировали с помощью шёлка и прочих дорогих тканей. Что касается пола, то он выстилался камнем или многоцветной мозаикой из мраморных вставок.
Окна в интерьере византийцев зачастую были довольно массивными, имели вытянутую стрельчатую форму. Оконные проёмы традиционно драпировали византийским шёлком, который выделялся крайне высоким качеством и яркой орнаментальной вышивкой.
Декор и аксессуары
Отличительной чертой данного стиля является красочный и яркий декор. Типичным для византийского стиля выступает украшение ниш, оконных и дверных проёмов ажурными орнаментами. Всё пространство в византийском интерьере заполняется всевозможными украшениями – цветущими растениями, вазами из слоновой кости или полудрагоценных камней, серебряной ли медной посудой. Ещё одним обязательны элементом стиля выступают мозаики и эмали из цветного стекла. Первоначально цветное стекло применяли исключительно для изготовления создания витражей, но позднее из него также стали изготавливать яркие вазы, бусины и посуду.