В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности общества
ГДЗ Параграф 2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия ОБЖ 9 класс учебник Смирнов, Хренников ФГОС
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
1. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически и взрывопожароопасных производств и технологий. К тому же, возможность возникновения аварий на них усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением своевременно соответствующих ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.
2. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
Аварии в техносфере могут привести к гибели или ухудшению здоровья многих людей, загрязнению обширных территорий, разрушению промышленных и жилых зданий, значительным материальным потерям. А самые масштабные аварии в техносфере могут нанести колоссальный вред всем государствам в мире.
3. Что является основными источниками возникновения техногенных опасностей?
Основными источниками возникновения техногенных опасностей являются: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, транспорт, взрывоопасные объекты, гидротехнические сооружения и объекты коммунального хозяйства.
4. Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?
Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:
5. В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?
Тем, что человек спешит скорее получить блага для своей жизни, не задумываясь о последствиях поспешных безграмотных решений, часто пренебрегая вопросами личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.
ГДЗ Параграф 7.8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности ОБЖ 8 класс учебник Смирнов, Хренников ФГОС
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
В чём заключается отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства?
Более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Чаще всего трагедии происходят из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни, из-за низкого уровня общей культуры и элементарной безграмотности в области безопасности. Кроме того, отмечено, что большинство техногенных катастроф – рукотворные, а среди основных причин – разгильдяйство, беспечность и равнодушие.
Какие знания, умения и навыки определяют общий уровень культуры человека в области безопасности жизнедеятельности?
Во-первых, осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Во-вторых, способность уметь с определённой степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации а по собственному опыту.
В-третьих, способность правильно оценивать ход событий и, если есть возможность, избегать опасных ситуаций.
В-четвёртых, способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации.
В-пятых, знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.
Какое значение имеет уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности для формирования индивидуальной системы здорового образа жизни?
Приобретённые знания, умения и навыки в области безопасности становятся несущей потребностью в жизни каждого человека, общества и государства, потому что они в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.
Какие качества должны формироваться в человеке при соблюдении им норм здорового образа жизни?
Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которое представляет как индивидуальную, так и общественную ценность.
Почему в настоящее время можно считать уровень общей культуры человека в области безопасности жизнедеятельности одним из критериев уровня его здоровья?
Постоянное повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности будет способствовать обеспечению социального благополучия человека и характеризовать уровень его здоровья. Можно отметить, что уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности становится одним из важнейших критериев, определяющих уровень здоровья человека и общества.
Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности.
На которую человек
Форимрование понятия здоровья, здорового образа жизни и факторов, влияющих на здоровье.
Французский философ и писатель Мишель Монтень писал: «Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно».
Как вы понимаете фразу «здоровый образ жизни»? (соблюдение правил сохранения и укрепления здоровья называют здоровым образом жизни)
Человек имеет право на здоровье. Право тесно связано с его ответственностью. Во многих странах ответственность за свое здоровье поощряется государством (доплаты, премии, дополнительные отпуска тем кто не болеет, не курит, занимается спортом и т. п.). Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.
Сам человек является источником опасности для своего здоровья в том случае, если не придерживается здорового образа жизни и создаёт опасные факторы для своего здоровья.
Загрязнение окружающей среды – сложный процесс, связанный с повседневной деятельностью человека
Действительно, человечество виновно во многих современных проблемах, которые негативно влияют на здоровье людей. Негативные факторы окружающей среды, которые создаются в ходе деятельности человека, называются антропогенными.
Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности.
В современной жизни возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций, следовательно, увеличивается фактор риска для жизни и здоровья человека. Причиной трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор.
Воздействие человека на окружающую среду становится всё более ощутимым, причём особенно резко оно усилилось в условиях современной научно-технической революции. В разной степени изменению подверглись все природные компоненты окружающей среды: воздух, почва, вода. Развитие человечества привело к появлению новых антропогенных факторов, таких как шумовое загрязнение, электромагнитное загрязнение. Последствия, вызываемые антропогенными факторами, значительно влияют на здоровье человечества.В ходе групповой работы ваша задача выяснить, что является источниками загрязнения окружающей среды и какие последствия для человечества несёт данный вид загрязнений.
Наименование антропогенного фактора | Источники загрязнения | Основные последствия загрязнения |
Загрязнение почвы | ||
Загрязнение воды | ||
Загрязнение воздуха | ||
Шумовое загрязнение | ||
Электромагнитное загрязнение |
3. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности.
Общая культура населения нашей страны в области безопасности во многом не соответствует реальным условиям жизнедеятельности, она отстает от стремительных темпов развития цивилизации. Следует понимать, что понятия «безопасность человека» и «здоровый образ жизни» взаимосвязаны.
4.Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности.
Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение уровня его общей культуры в области безопасности являются составляющими индивидуальной системы здорового образа жизни.
Повышение уровня культуры безопасности предполагает формирование жизненно важных в области безопасности умений, убеждений и привычек, в том числе непосредственно касающихся здорового образа жизни человека.
Постоянное повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности будет способствовать обеспечению социального благополучия человека и, следовательно, высокого уровня его здоровья. Можно отметить, что уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности становится одним из важных критериев, определяющих уровень здоровья человека и общества.
Умение человека обеспечить личную безопасность в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях — основная составляющая здорового образа жизни, обеспечивающая социальное благополучие человека.
А.В. Яблоков писал: «Жизнь без опасности практически невозможна, но снизить экологический риск человечество обязано, если не хочет погибнуть».
— Объясните данное высказывание.
Дать ответы на вопросы:
1. Вчем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства?
2. Какие знания, умения и навыки определяют общий уровень культуры человека в области безопасности жизнедеятельности?
3. Какое значение имеет уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности для формирования индивидуальной системы здорового образа жизни?
4. Какие качества должны формироваться в человеке при соблюдении им норм здорового образа жизни?
5. Почему в настоящее время можно считать уровень общей культуры человека в области безопасности жизнедеятельности одним из критериев уровня его здоровья?
Домашнее задание: Выучить конспект, подготовить информацию о здоровом образе жизни, составить коллаж по теме занятия, подобрать высказывания о здоровье, подготовить рефераты о экообстановке Донбасса, сформулировать рекомендации по улучшению экологической обстановки Донбасса.
1)Эко проблема урбанизованных территорий и пути оптимизации из функционирования.
2)Твёрдые бытовые отходы и технические решения.
3)Энерго- и ресурсосбережение в технологических процессах.
4)Перспективы использования информационных технологий в охране окружающей среды.
1.Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие под редакцией А.Н. Павлова. – М.: Высшая школа, 2005. – 343 с.
Влияние человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности
Основные психологические формы готовности, их формирование в интересах безопасности жизнедеятельности.
Поведение человека в экстремальных условиях является проявлением и результатом психологической готовности к деятельности в опасной обстановке.
В психологической готовности выделяют: заблаговременную, общую (длительную) готовность и временную, ситуативную (состояние готовности).
Готовность человека к успешным действиям в опасной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации об обстановке, наличии времени и средств для принятия мер защиты и ликвидации опасной ситуации, наличия информации об эффективности принимаемых мер защиты.
Наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является неполная информация или её отсутствие. Поэтому нужна предварительная, высокая психологическая готовность человека, которая бы позволила ему скомпенсировать недостал информации. Для достижения психологической готовности нужны знания, умения, навыки ; конкретной области деятельности, нужны тренировки, развивающие быстроту мышления, выработка навыков в использовании прежнего опыта, развитие способности владеть собой (самоуправления).
Влияние человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности
Анализ происшествий, аварий, других чрезвычайных событий показывает, что в большинстве случаев виновником создания опасных ситуаций и предпосылок к ним является сам человек.
Причины возникновения опасных ситуаций, связанных с человеческим фактором распределяются по уровням:
Факторы внешней среды и особенности человеческого организма тесно взаимодействуют между собой. Например, отмечено, что больше всего подвержены травматизму молодые работники в первый год работы и лица, имеющие стаж более 10-15 лет
У первых это может быть от недостатка профессионального опыта: недостатка знаний, умения правильно спрогнозировать опасную ситуацию, возможные последствия тех или иных действий, неумением принять правильное решение в сложной ситуации. Иногда нарушение молодые специалисты допускают, желая утвердиться, завоевать авторитет в глазах других людей, выделиться, произвести впечатление.
У вторых притупляются психические и физиологические реакции, влияющие на точность и чёткость выполняемых действий. Формируется пренебрежительное отношение к правилам безопасности в результате привыкания (адаптации) к опасности, что приводит к и: нарушению. Зачастую опасная ситуация создаётся человеком в силу его стремления экономить силы за счёт выбора опасного, но на его взгляд более экономного и быстрого, способа действий и пренебрежительного отношения к правилам безопасности.
Как у первых («всё знающих и умеющих»), так и у вторых («опытных») людей вырабатывается пренебрежительное отношение к знаниям и опыту других людей, новым разработкам по безопасности деятельности. Они чаще других нарушают правила безопасности на производстве, в селитебной (городской, сельской) среде и в быту. Пренебрегают средствами индивидуальной и коллективной защиты, пропускают информацию по безопасности, пренебрегают рекомендациями, выбирают на их взгляд более лёгкий, но, как правило, ведут к созданию опасной ситуации путь.
Важное значение в формировании человека «опасного» типа для окружающих является социальная и физическая безнаказанность. У таких людей формируется ложное понимание того, что вероятность получения травмы самим, создание опасной ситуации для других, а так наступление ответственности в виде наказания настолько мала, что ею можно пренебречь. Социальная и физическая безнаказанность формирует адаптацию к опасности и ложное представление у человека о личной неуязвимости.
Определяющее значение в формировании личности безопасного поведения являются индивидуальные качества каждого человека, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают, тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образования, опыт, воспитание, здоровье и другие. В настоящее время выявлен целый ряд психологических причин нарушения правил безопасности жизнедеятельности: желание сэкономить силы, время; адаптация (привыкание опасности; недооценка опасности и её последствий; желание самоутвердиться; нравиться окружающим; стремление слепо следовать (подражать) кому-либо; ориентация на идеалы; переоценка своих знаний и опыта; воспитанная привычка действовать с нарушениями, наличие склонности к риску («вкуса» к риску).
Профессиональная пригодность определяется положительной мотивацией к выбранной специальности; порогом ощущения опасности; хорошим глазомером; устойчивостью, концентрацией, распределением внимания; нормальным состоянием двигательного аппарата: высокой пропускной способностью анализаторов и др.
Профессиональная непригодность определяется наличием хронического заболевания и травм; низким порогом ощущения опасности; плохим зрением; невнимательностью, рассеянностью; отсутствием положительной мотивации к данной работе; низкой пропускной способностью анализаторов и др.
Особенно важны эти качества людям, связанным с управлением коллективами, сложными и опасными производствами, космонавтам, спасателям, военным, пожарным, милиции и другим.
Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс
Урок 3
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России
Содержание урока
Конспект
Конспект
Цель урока.
Сформировать у учащихся представление о национальных интересах России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства; убеждение в возрастании в современных условиях роли гражданина России в деле обеспечения национальных интересов России.
Дать учащимся общее понятие об угрозе национальным интересам и безопасности России, которую несут в себе последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, подчеркнуть отрицательное влияние человеческого фактора на национальную безопасность России. Сформировать убеждение, что национальная безопасность России во многом зависит от уровня культуры в области безопасности каждого человека и населения страны в целом.
Изучаемые вопросы
1. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России.
2. Национальные интересы России во внутриполитической, экономической и духовной сферах.
3. Национальные интересы России в международной и военной сферах.
4. Национальная безопасность России.
5. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
6. Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.
Изложение учебного материала
1. Познакомить учащихся с интересами личности, общества и государства в содержании национальных интересов России.
Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни. Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, духовным обновлением России. Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием взаимовыгодного международного сотрудничества.
2. Обратить внимание учащихся на основные условия во внутриполитической, экономической и духовной сферах, при званных обеспечить национальные интересы России.
В экономической сфере:
• в обеспечении динамично развивающегося производства и рынка;
• в обеспечении высокого уровня жизни народов России.
В духовной сфере:
• в укреплении нравственных ценностей общества;
• в сохранении традиций патриотизма и гуманизма;
• в укреплении культурного и научного потенциала страны.
3. Обозначить основные условия, соответствующие национальным интересам России в международной и военной сферах жизнедеятельности.
В международной сфере:
• в обеспечении суверенитета;
• в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира;
• в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России;
• в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
В военной сфере:
• в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
• в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
• в обеспечении условий для мирного демократического развития государства.
Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также усиление роли и ответственности человека за свои дела и поступки при соблюдении мер безопасности во всех сферах жизнедеятельности, повышение общей культуры в области безопасности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
4. Обратить внимание учащихся на то, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Отметить, что в настоящее время уровень осознания каждым человеком, да и обществом в целом, степени опасностей, связанных с возникающими в повседневной жизни различными опасными и чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социального характера, которые непосредственно оказывают влияние на национальную безопасность России, не соответствует их реальной опасности для жизнедеятельности личности, общества и государства.
Такая недооценка обществом существующих и возрастающих опасностей, угрожающих жизнедеятельности человека, все чаще приводит к масштабным трагическим последствиям, связанным с гибелью людей и уничтожением материальных ценностей.
5. Подчеркнуть, что человек в процессе жизнедеятельности постоянно расширяет область своих интересов для удовлетворения жизненных потребностей, но при этом мало заботится о соблюдении мер безопасности и возможных последствиях своей деятельности, что привело к увеличению масштабов различных чрезвычайных ситуаций, возникших по вине человека. Масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества уже превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка человека может привести к возникновению чрезвычайной ситуации широкого масштаба (например, чернобыльская катастрофа).
Общегосударственной проблемой в нашей стране стала проблема предупреждения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Устойчивое развитие страны, ее экономики, повышение благосостояния всего многонационального народа, вхождение страны в разряд ведущих мировых держав могут быть достигнуты в том числе путем профилактики причин возникновения чрезвычайных ситуаций.
Высший приоритет в этом отводится человеку, а один из основных путей — повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
6. Заострить внимание учащихся на том, что формирование культуры в области безопасности жизнедеятельности у населения страны на уровне, соответствующем развитию нашей цивилизации, стало приоритетом в деле обеспечения национальной безопасности государства от внешних и внутренних угроз.
Человеческий фактор все большее отрицательное влияние оказывает на безопасность личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности. Получается так, что человек сам себя уничтожает из-за незнания основных опасных и чрезвычайных ситуаций, с которыми он может встретиться в процессе повседневной жизнедеятельности, из-за незнания правил безопасного поведения в реальной окружающей его среде: природной, техногенной, социальной.
Контрольные вопросы
1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?
2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?
4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?
5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?
6. Что понимается под национальной безопасностью России?
7. В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на национальную безопасность России?
8. Почему в настоящее время остро встал вопрос о формировании общей культуры в области безопасности у населения России?
9. Почему принято считать, что высокий уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности может обеспечить человеку благополучную жизнь?
10. Почему на национальную безопасность России оказывает определенное влияние поведение каждого человека?
Домашнее задание
Изучить § 1.3 учебника.
Следующая страница Презентации к уроку