В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет

Анализ повести «Гранатовый браслет» (А.И. Куприн)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.09.2019 · Обновлено 25.09.2019

Проза Александра Куприна занимает значимое место в русской литературе рубежа двадцатого и девятнадцатого веков. Его произведения раскрывают перед читателями простую человеческую жизнь, саму человеческую душу, а также являются важным свидетельством о нравах и быте той эпохи. Самая известная повесть писателя «Гранатовый браслет» в полной мере демонстрирует нам мастерство писателя, которое и обессмертило его имя, прославив его на всю Российскую империю. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История создания

История написания повести «Гранатовый браслет» — это весьма интересные факты, открывающие читателю авторский замысел и мотивы Куприна:

В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. Snimok ekrana 2019 09 25 v 15.52.24. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-Snimok ekrana 2019 09 25 v 15.52.24. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка Snimok ekrana 2019 09 25 v 15.52.24

Направление и жанр

Повесть Куприна «Гранатовый браслет» создана в рамках реалистического направления в литературе. Писатель стремится достоверно отобразить окружающую действительность. Его персонажи, их действия и реплики смотрятся максимально живо и естественно. Многочисленные детали усиливают атмосферу и веру читателя в происходящее. Он может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле (хотя они и так произошли на самом деле).

Жанр произведения «Гранатовый браслет» определяется, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя малое число действующих лиц. Однако в то же время писатель снабжает сюжет множеством самых разнообразных деталей. В повествовании присутствуют названия реальных мест, что только увеличивает погружение читателя в сюжет.

Композиция и конфликт

Композиция повести «Гранатовый браслет» никак не нарушена.

Главная особенность конфликта в повести «Гранатовый браслет» заключается в его неоднозначности и неочевидности. Несмотря на наличие любовного треугольника, противостояние не принимает крайних форм, персонажи относятся друг к другу с пониманием и уважением. Читатель не может точно определить положительных и отрицательных персонажей, так как все действующие лица обладают многочисленными достоинствами и недостатками.

Смысл названия

В качестве названия повести Куприн взял вещь, которую Желтков подарил Вере – гранатовый браслет, который был одной из немногих ценностей небогатого чиновника. Для Желткова браслет был фамильной реликвией, и вместе с ним он дарил женщине всего себя — свое прошлое, настоящее и будущее, ведь украшение уже сменило несколько поколений владельцев. Оно такое же нетленное, как чувство героя.

Такое название было выбрано писателем для того, чтобы подчеркнуть основную мысль произведения «Гранатовый браслет» – истинную страстную любовь, которую и символизирует собой браслет. Гранат — древний символ любви, верности и страсти, этот камень выражает всю глубину чувства Желткова.

Суть: о чём произведение?

В тот момент, когда в семье Шеиных готовятся к именинам княгини Веры Шеиной, сама виновница торжества получает письмо от таинственного обожателя, подкреплённое подарком в виде золотого браслета, украшенного гранатами.

Княгиня не восприняла эту акцию, как нечто серьёзное, однако, как верная жена, посчитала себя не в праве принимать подарки и признания в любви от других мужчин.

Муж и брат княгини Веры выясняют личность анонимного поклонника. Им оказывается бедный чиновник Желтков. Мужчины навещают его бедное жилище. Желтков признаётся, что давно влюблён в Веру. Он соглашается прекратить свои поползновения, но просит дать ему поговорить с княгиней по телефону. Во время разговора Вера говорит, что ей было бы спокойно без Желткова.

Спустя некоторое время княгиня получает письмо от Желткова, который сообщает о своём намерении покончить жизнь самоубийством, в последний раз высказывает ей свои чувства и просит её прослушать Сонату № 2 Бетховена.

Вера посещает квартиру своего поклонника после его смерти, откуда забирает злополучный браслет. Героиня в отчаянии, она понимает, что, возможно, мимо неё прошла настоящая любовь, но она не смогла оценить истинных чувств Желткова, погубив его. В конце произведения Вера просит свою подругу сыграть ей на пианино, и та играет ту самую Сонату №2 Бетховена. Вера понимает, что это знак того, что Желтков не злился на неё, она находит в себе силы простить себя и преодолеть кризис.

Главные герои и их характеристика

Система образов и главные герои повести «Гранатовый браслет» воплощены Многомудрым Литреконом в виде таблицы:

Тематика повести «Гранатовый браслет» — это вечное сочетание вопросов, интересующих человека любой эпохи:

Проблема

Проблематика в повести «Гранатовый браслет» может быть описана и подробнее, если Вы попросите Многомудрого Литрекона в комментариях дополнить ее:

Главная мысль

В своей повести Куприн рассказал историю о несчастной любви. Он продемонстрировал противоречие, которое лежит в этом прекрасном, но опасном чувстве: без него человека окутывает холод, а с ним душа сгорает в ярком, но опасном пламени. Однако жить без него, по мнению писателя, было бы невозможно, и даже холодная Вера признает, что момент наивысшей страсти и наслаждения безвозвратно упущен. Основная идея повести «Гранатовый браслет» заключается в том, что сумасбродная, нелогичная, сумасшедшая любовь воплощает в жизнь идеал красоты и гармонии. Яркая вспышка чувства озарила жизнь Желткова и Веры. Если оставить за рамками все напускное и будничное, только такую любовь можно будет вспомнить, подведя жизненные итоги.

Изображая российское общество того времени, писатель показывает холодность и формализм, царящее в умах людей, которые стремятся лишь к обывательскому благополучию и боятся настоящей жизни с её страстями. Смысл повести «Гранатовый браслет» заключается в том, что не спокойствие и комфорт являются источниками счастья, а именно любовь, искренняя, горячая и прекрасная.

Чему учит?

Повесть «Гранатовый браслет» учит нас мягкости и обходительности с окружающими. Говорит нам о том, как важно уметь понимать окружающих людей и беречь их чувства, чтобы потом не сожалеть о чудовищной ошибке. Мораль повести «Гранатовый браслет» — призыв к терпимости, гуманности и взаимопониманию, которых так не хватает в повседневной жизни.

Также Куприн заставляет задуматься о том, как важно для человека не поддаваться отчаянию и верить в лучшее будущее. Услышав жесткую критику, герой потерял веру в то, что его чувство имеет право на существование, но это было заблуждением с его стороны. Любовь была его священным правом, и никто не мог запретить ему любить. Таков вывод из повести «Гранатовый браслет».

Критика

Критика очень живо откликнулась на повесть Куприна, увидев в ней все прекрасные проявления творчества писателя.

Одним из таких критиков был Максим Горький, высказавший в адрес произведения множество хвалебных эпитетов.

В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. Snimok ekrana 2019 09 25 v 15.50.51. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-Snimok ekrana 2019 09 25 v 15.50.51. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка Snimok ekrana 2019 09 25 v 15.50.51

Не менее положительный отзыв оставила потомкам Филимонова Н.В.:

В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. Snimok ekrana 2019 09 25 v 15.55.43. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-Snimok ekrana 2019 09 25 v 15.55.43. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка Snimok ekrana 2019 09 25 v 15.55.43

Она же в своем очерке перечислила еще несколько рецензий современников:

В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. Snimok ekrana 2019 09 25 v 16.00.27. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-Snimok ekrana 2019 09 25 v 16.00.27. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка Snimok ekrana 2019 09 25 v 16.00.27

В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. Snimok ekrana 2019 09 25 v 16.01.50. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-Snimok ekrana 2019 09 25 v 16.01.50. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка Snimok ekrana 2019 09 25 v 16.01.50

Однако, по свидетельствам литературоведа П. Беркова, советская критика не выражала особенных восторгов по поводу «Гранатового браслета».

Источник

Анализ и основные мысли произведения «Гранатовый браслет»

Повесть А.Куприна «Гранатовый браслет» представляет собой настоящую классику, с которой стоит ознакомиться каждому. Сюжет хоть и посвящен действиям, происходящим очень много лет назад, еще при царской России, но не теряет актуальность и в наши дни. За материальными ценностями крайне редко сегодня мы видим душу, а искренние чувства зачастую совершенно не ценятся окружающими.

В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. lazy placeholder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-lazy placeholder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка lazy placeholder

История создания

Повесть о гранатовом украшении и несчастной любви Желткова основана на реальных событиях. Незадолго до её написания Куприн был в гостях у семьи Любимовых. Супруги, с которыми Куприн дружил, показывали ему семейный альбом, а заодно рассказали интересную историю. Когда жена губернатора была молодой, в неё влюбился телеграфный служащий. Воздыхатель писал женщине трогательные письма. Она прочитывала их и складывала, а к некоторым делала забавные рисунки. Однажды вместе с письмом Любимова получила подарок: кулон в форме пасхального яйца на позолоченной цепочке.

В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. lazy placeholder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-lazy placeholder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка lazy placeholder

Рассказанная история вдохновила писателя на создание повести о несчастном влюблённом. Из писем, которые писал Куприн коллегам, следует, что к работе над произведением он приступил в 1910 году. Сначала он решил ограничиться рассказом, но в процессе стало ясно, что нужна другая форма. Куприн уделил много внимания деталям, и к тому же он сильно преобразил историю. В результате текст получился большим по объёму, а содержание идеально укладывалось в каноны повести.

На создание «Гранатового браслета» у автора ушло около полугода, о чём он сообщал в письмах, адресованных Батюшкову. Загвоздка была в том, что писатель не очень хорошо разбирался в музыке, и потребовалось дополнительное время. Александр Иванович не хотел, чтобы из-за его «невежества» произведение получилось скомканным, так как очень трепетно относился к своему труду.

В 1911 году работа над повестью была завершена, и вскоре «Гранатовый браслет» опубликовали в журнале «Земля». Критики встретили повесть тепло. Они отмечали, что в произведении присутствуют яркие идеи и острые «психологические ситуации». Вот некоторые высказывания современников:

Обыватели тоже были в восторге. Произведением зачитывались даже те, кто не знал инициалов Куприна.

В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. lazy placeholder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-lazy placeholder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка lazy placeholder В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. lazy placeholder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-lazy placeholder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка lazy placeholder В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. lazy placeholder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-lazy placeholder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка lazy placeholder В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. lazy placeholder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-lazy placeholder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка lazy placeholder В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. lazy placeholder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-lazy placeholder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка lazy placeholder В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. lazy placeholder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-lazy placeholder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка lazy placeholder В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. lazy placeholder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-lazy placeholder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка lazy placeholder В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. lazy placeholder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-lazy placeholder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка lazy placeholder В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. lazy placeholder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-lazy placeholder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка lazy placeholder

Анализ «Гранатового браслета» Куприна

Автор: Guru · Опубликовано 05.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

Характеристика героев

В повести довольно много действующих лиц, и отчасти поэтому писатель так долго над ней работал. Все образы выписаны ярко и реалистично, за счёт чего произведение получилось захватывающим и эмоциональным. Каждый человек обладает узнаваемым характером, причём одни герои вызывают восхищение, другие — жалость, а третьи — удивление.

Главные действующие лица

Ключевые персонажи — это супруги Шеины и их близкие. Главных героев кратко можно описать так:

Второстепенные персонажи

Родственники и знакомые семьи Шеиных не относятся к главным действующим лицам, однако каждый из них играет в произведении значимую роль. Второстепенные персонажи и их характеристики:

Тема и основная проблема

Анализ повести «Гранатовый браслет» следует начать с определения проблематики. Основная тема произведения — любовь. Писатели показывали разные грани чувства, и чаще герои, которых оно посетило, ждали ответа и делали всё, чтобы завоевать сердца возлюбленных.

В «Гранатовом браслете» любовь показана с неожиданной стороны. У Куприна это самодостаточное чувство. Влюблённый Желтков не ждёт взаимности и не делает ничего, чтобы её добиться. Он даже не раскрывает своего имени. Супругу и родственнику Веры приходится прилагать усилия, чтобы отыскать загадочного дарителя и поговорить с ним. Проблематика произведения строится на главной теме. Устами героев Куприн доносит до читателей свои мысли. Он рассуждает о том, что такое любовь, какие образы она может принимать, как отличить глубокое чувство от мимолётного увлечения.

Погрузиться в атмосферу повести и почувствовать то же, что главная героиня, помогают пейзажные зарисовки. Действие разворачивается на даче супругов Шеиных. Погода радует солнечными деньками, что создаёт ощущение теплоты и светлой грусти. Природа стоит на пороге перемен, и они же вскоре произойдут в жизни главной героини.

Как август не радовал хорошей погодой, так и жизнь Веры не баловала её яркими событиями. Но после подарка от таинственного незнакомца женщина поняла, что напрасно считала этого мужчину сумасшедшим. Княгиня начала догадываться, что он испытывает к ней сильное и искреннее чувство, о котором многие лишь мечтают.

Символ истинной любви — браслет с камнями, давший название произведению. Автор построил сюжет вокруг этого украшения, оставляя читателя наедине с размышлениями о вечной любви. По мнению писателя, истинное чувство сильнее смерти. Оно не проходит, не исчезает, даже когда человека уже нет на этом свете. Лишь избранным дано испытать такую любовь, и далеко не каждый умеет её принять.

Анализ «Гранатовый браслет» Куприн

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. lazy placeholder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-lazy placeholder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка lazy placeholder

Композиция и жанр

Композиционные особенности проявляются не только в построении, но и на уровне смысла. В качестве эпиграфа Куприн указывает сонату Бетховена. В финале он опять обращается к творчеству этого музыканта. Соната символизирует вечность любви и прощение, дарованное Вере. Вот каковы элементы повести:

Когда женщина слушала игру Женни Рейтер, она будто слышала, как обращается к ней Желтков, и его посмертные слова заставили её плакать. Как только пианистка доиграла, княгиня поняла, что несчастный влюблённый её простил.

Так автор показал, что истинное искусство может затронуть самые глубокие струны души. Оно и заставляет плакать, и исцеляет.

Жанр «Гранатового браслета» — повесть. На это указывают такие признаки: присутствие нескольких сюжетных линий, множество образов, солидный объём. Литературное направление — реализм. Автор передал не только детали, но и атмосферу эпохи, а за основу взял то, что произошло на самом деле. Произведение стоит прочитать полностью: оно подарит сильные эмоции, заставит сопереживать Желткову и плакать вместе с главной героиней.

Особенности творчества Куприна

Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

Источник

Анализ «Гранатового браслета» Куприна

Автор: Guru · Опубликовано 05.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

История создания

«Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.

Сюжет

«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.

Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.

Тема любви

Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. Сочинение Тема любви в повести «Гранатовый браслет» вы можете прочитать на нашем сайте.

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Главные герои (характеристика)

Особенности творчества Куприна

Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

Жанр и композиция

Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.

Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.

Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.

Источник

«Гранатовый браслет» А. Куприна предвестник массовых волнений

В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. penci2 holder. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет фото. В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет-penci2 holder. картинка В чем заключается особый психологический колорит рассказа гранатовый браслет. картинка penci2 holder

В настоящей работе автор исследует художественное произведение А. Куприна «Гранатовый браслет» методом глубинной психологии и анализирует причинно-следственные связи в данном произведении.

Ключевые слова: коллективное и индивидуальное бессознательное, архетип, аналитическая психология, стыд другого, интуиция, сознание, архетип персона.

«Человек есть мера всех вещей…» — известные слова древнегреческого философа Протагора. Но человек вмещает в себя бесконечное число мер. Космос вмещает космос вещей. В бесконечности сходятся все значения и слова, так и в человеке, как в бесконечности замыкаются все учения о человеке, вся культура и здравый смысл. Человек есть «вещь сама по себе». Человек и его деятельность может быть объяснена различными направлениями человеческого знания и также с точки зрения здравого смысла. Ценность исследования субъекта с психоаналитической парадигмы особенно важна, потому что «Сознание является продуктом бессознательного в материально-причинном мире»- предельная формула К. Юнга концептуализирует всю человеческую деятельность. Бессознательное мотивирует субъект на совершение его деятельности. Формула К. Юнга выявляет причинно-следственные связи коллективного и индивидуального бессознательного. Первое составляет объективную психологическую реальность. А второе субъективную психологическую реальность. Коллективное бессознательное существует отдельно от субъекта и не является продуктом бессознательного человкаа, в отличии от индивидуального бессознательного. Но они оба влияют на субъект и определяют его мотивы и поступки.

Объективное содержание независимое от субъекта К. Юнг назвал архетипами. Данное понятие происходит от латинского «типос» и означает печать, след. «архе» переводится как древний. Архетип в ходе исследования можно сравнить с черным ящиком с неизвестной структурой, который требует дополнительного глубокого изучения причин его действия. Инвариант архетипа это ядро цельного неизменного, а вариант архетипа это вечное изменение в пределах повтора варианта в разных модификациях. Мифологический тип мышления, сохраненный с архаичных времен, оперирует архетипами, к примеру, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, древнегреческого Прометея. Архетипы повторяются в разных вариантах. Еще более недавнее открытие К. Юнгом таких архетипов, как Самость, Анима, Анимус, Тень, Персона и включающих в себя все другие архетипы человеческой деятельности, известные человечеству, такие как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Прометей и т.д. Теоретический уровень мышления сравнительно недавнее приобретение человека и может служить нахождению причинно-следственных связей внутри проявляемого архетипа. Нахождение причинно-следственных связей, в том числе акаузальных связей, что в итоге оказываются тоже причинными связями, но причин, которых мы все еще не знаем, могут вскрывать черный ящик архетипа и находить внутренние взаимосвязи и механизм действия.

Архетип Анимы это идеальный инвариант прекрасной женственности и он проявляется в различных вариантах мифологии и человеческой истории. Это библейская Ева, греческая Европа, средневековая Мадонна и Дама с собачкой из произведения А. Чехова это архетипический образ женщины в ее вариантности. «Гранатовый браслет» литературное произведение А, Куприна это также архетип и имеет тип повтора в истории человеческих судеб. Подарок гранатового браслета от неизвестного, который преследовал княжну Веру Николаевну, есть концепт жертвенной любви. Она не проявляет себя и ведет себя как и положено в обществе княжне и это есть социальная маска архетипа Персона. Единственный раз во всем произведении княжна сбросила маску архетипа Персоны – социальной маски, которую люди носят обычно в обществе. Она как всякая женщина импульсивно захотела взглянуть на браслет, а затем уже на письмо. Гранатовый браслет блеснул в луче электрического света, и «вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни «Точно кровь» — подумала с неожиданной тревогой» Вера». Интуитивно княжна предвосхитила дальнейшее трагическое развитие событий. Интуиция это возможность определить бессознательную информацию индивидуального и коллективного уровня. Механизм интуиции, как и всякое психологическое качество, свойственно или не свойственно каждому конкретному человеку. Желтков, подаривший инкогнито гранатовый браслет, безумно влюблен в княжну Веру Николаевну Шеину. Он влюбился в нее еще до ее женитьбы на князе Шеине, но боялся показаться ей на глаза. Ему кажется, что он не достоин своей любви. Исходя из психоаналитической психологии, он влюбляется в образ идеальной женщины, в образ прекрасной придуманной им женщины в архетип Анимы. Анима это воображаемый образ идеальной женщины у мужчины. Он влюбляется в этот идеальный образ. Желтков создает воображаемый образ в своей психической реальности и влюбляется в него. Сам он живет в ужасных условиях, терпит нужду, он растрачивает казенные деньги на гранатовый браслет для княжны Веры Николаевны.

В бессознательном всегда есть несколько причин для мотива поведения субъекта. Один поступок мотивируется несколькими причинами. Эту множественность детерминации З. Фрейд назвал сверхдетерминацией. Если использовать многомерный подход в исследовании данного произведения, то у Желткова, исходя из аналитической психологии, создается в его фантазиях идеальный образ женщины Анимы. Он влюбляется в этот образ. В реальности такой женщины не существует. Происходит разделение у субъекта, расщепление фантазии и реальности, что говорит о неврозе Желткова. Он боится приблизиться к настоящей реальной Вере Николаевне, чтобы не разрушить свою архетипическую фантазию. Он пишет в письме к ней, что «я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету по которому по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете… У меня нет даже зависти ни к людям ни к вещам». Он создал фантастический образ своей любимой и стыдится предстать перед ним. Он считает, что не достоин этого идеала, созданного в его воображении. Стыд Другого можно отнести по Лакану к фантазиям. Стыд предстать перед своей Анимой, потому что субъект не соответствует той высоте, которую он замыслил. Стыд жить — несоответствие означаемого и означающего. Стыд субъекта в данном случае доводит до стыда жить. Будучи разоблаченным и осужденным в своей бедности и никчемности. Еще раз поняв недосягаемость Другого и свою низость, в какой-то момент Желтков сбрасывает маску Персоны при муже княжны Веры Николаевны и ее брате. Он начинает вести себя вызывающе, усаживается при гостях на диван, закуривает папиросу. Для него это большой нервное потрясение. Это крушение его прежней жизни, потому что нарушена его анонимность, обнаружено его нищенское существование и несоответствие его той, которую он любит. Он унижен в своем убогом жилище. Стыд означаемого пред означающим настолько велик, что после ухода гостей, он решается на крайний поступок, на свой уход из жизни. Есть народное понятие сгореть от стыда, умереть от стыда, чтобы дальше не стыдиться и быть всем, раствориться в природе, чтобы шелестеть листочками деревьев, где проходит недосягаемая в реальной жизни Анима, чтобы быть травой, почвой, где она проходит.

Слияние с природой, растворение в природе у З. Фрейда означает влечение к танатосу. Невозможность достичь придуманного идеала своей Анимы вызволяет в субъекте мортидную энергию саморазрушения. Недосягаемый идеал позволяет чаще всего вызвать сублимацию энергии и направить ее в творческое русло, но не в данном случае. После крушения его анонимности и невозможности, как и прежде, поддерживать фантазиями свою Аниму он переживает психологическую травму и это подталкивает его к избавлению от стыда самым предельным способом самоуспокоения в природе. В психоанализе Лакана избавление от стыда Другого возможно также путем уничтожения идеала. Также возможно переложение стыда Другого на постороннего субъекта, допустим на психоаналитика. Психоаналитик берет на себя вину за стыд пациента. Предельный путь избавления от стыда избавление от идеала это также низвержение Другого с Олимпа недосягаемости в бездну, втоптывание идеала в грязь. «Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом, Под каменным дождем бежит из града вон» — пишет А. Пушкин. Путь низвержения кумира в том, что непременно надо не отойти от идеала, которому прежде поклонялись, не понизить идеал до своего уровня, а именно низвергнуть, превратить в пепел. Чаще всего прослеживается три уровня взаимодействия с бывшим кумиром, как с человеком, так и с идеей, это приятие, неприятие и низвержение. К примеру, существует три ипостаси перехода от верующего к неверующему, если человек вначале верил, то затем разуверившись, ему мало быть атеистом, ему жизненно необходимо бывшее Божество втоптать в грязь, унизить, вымарать. Это три уровня: верующий, не неверующий, а именно богохульник, низритель Божества и атеист. Поэтому у разночинца Желткова может быть путь спасения своего Я, то есть его означаемого, от стыда перед означающим это низринуть идеал с Олимпа в бездну, чтобы его Я могло существовать дальше. Куприн предчувствовал эти настроения – расхождение у субъекта между Я-означаемым и означающим. В повести «Гранатовый браслет» конфликт между этими двумя антагонистами закончился смертью субъекта, который не соответствовал созданному им же идеальному образу. Но могло быть иначе, как случилось это позже через несколько лет в российской истории. Можно низринуть идеал с пьедестала истории в бездну. Не излечение, а избавление от идеала.

В бездну смотрит сестра княжны Веры Николаевны, и за которую так боится Вера Николаевна. «Если долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Легче бояться за другого, чем за себя. В русской литературе 19-го и начала 20-го века есть много героев-идеалистов, для которых, конечно, остается самый радикальный путь низринуть идеал и построить свой новый мир, кто был ничем, тот займет место в новой жизни на Олимпе разрушенного мира. Русский мир, как пишет российский философ М. Эпштейн, похож на мяч, который все время медленно вращается. Кто оставался наверху оказывается раздавленным внизу. Предельность стыда Другого это низвержение означающего идеального образа, нафантазированного Я-означаемым субъекта. Ж. Лакан говорил на своих семинарах в 1960-х годах, что стыд в современном обществе уже утерян. Произошло установление чистой жизни. Современный мир и значит, субъект отгородился от чести и от стыда Другого социальной маской архетипа Персоны. Современный архетип Персоны стал бесстыдным и деловым. Социальная маска может носить разные личины. Сегодня она бесстыдная, ей позволено многое выставить напоказ обществу, что скрывалось ранее в традиционном обществе, сегодня вынесено наружу и представлено общественной личиной – социальной маской. Постмодернистская маска, созданная Сальвадором Дали, скрывает за собой всякие чувства и позволяет делать многое с наивной улыбкой. Раньше некоторых человеческих качеств стыдились, сейчас этим бравируют в обществе, но скрывают свою внутреннюю жизнь, которая больше превращается в механистическую повторяющуюся деятельность. Социальная маска стала бесстыдной в современном обществе и уже слова сгореть от стыда вызывают улыбку под социальной маской Дали.

1.Платон «Теэтет» 152а

2. Кант И. Критика чистого разума/пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным; прим. Ц.Г. Арзаканяна. –М. : Эксмо, 2013. – 736 с. – (Антология мысли).

3. К.Г. Юнг Синхронистичность. Рефл-Бук. Ваклер 1997 Стр.8

4. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы/Сост. и вступ. Ст. В.И. Этона; Ил. М.Ф. Петрова. – М.: Дет. Лит., 2002. – 252 с. : ил. – (Школьная б-ка). Стр. 221

5. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы/Сост. и вступ. Ст. В.И. Этона; Ил. М.Ф. Петрова. – М.: Дет. Лит., 2002. – 252 с. : ил. – (Школьная б-ка). Стр. 221

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *