В чем заключается парадигма региона как квазигосударства квазикорпорации рыночного ареала социума
Новые парадигмы и концепции региона как многоаспектной системы
В работах основоположников региональной экономики регион выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления. Регион не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. В современных же теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмырегиона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), регион-социум. В настоящее время сформированы следующие подходы.
1. Регион как квазигосударство – подход к определению понятия «регион», рассматривающий его как относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики.
Представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших «центру» (процессы децентрализации и федерализации). Одна из главных функций региональной власти ‑ регулирование экономики региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики.
2. Регион как квазикорпорация – подход к определению понятия «регион», рассматривающий его как крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности.
Регион как квазикорпорация представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить: защита «торговой марки» местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.). Регион как экономический субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями. Размещение штаб-квартир и филиалов корпораций, их механизмы ценообразования, распределения рабочих мест и заказов, трансфертов доходов, уплаты налогов и т.д. оказывают сильное влияние на экономическое положение регионов. В неменьшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Расширение экономической самостоятельности регионов (путем передачи экономических прав от «центра») является одним из главных направлений рыночных реформ.
Регион как специфический тип рынка, имеющий определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д. Исследования в рамках данного подхода иногда выделяют в особую дисциплину – «региональное рынковедение».
Указанные три подхода в теории региона включают проблему соотношения рыночного саморегулирования, государственного регулирования и социального контроля. Среди ученых-регионалистов редко встречаются приверженцы крайних позиций: или полностью рыночная экономика (радикальный либерализм), или централизованно-управляемая экономика. Множество теоретических оттенков умещается на платформе «социальное рыночное хозяйство», поэтому в теориях экономического региона значительное внимание уделяется преодолению фиаско рынка, принципам развития нерыночной сферы, производству и использованию общественных благ, регулированию естественных монополий, защите от негативных последствий частнопредпринимательской деятельности и т.п.
Подход крегиону как социуму (общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами.
Данный подход шире экономического. Он включает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума, синтезу которых региональная наука с самого начала уделяла большое внимание.
В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы. Например, регион как подсистема информационного общества или регион как непосредственный участник интернационализации и глобализации экономики.
Теории развития региона опираются на достижения макроэкономики, микроэкономики, институциональной экономики и других направлений современной экономической науки.
Сходство региона и национальной экономики определяет возможности применения для региона макроэкономических теорий (неоклассических, неокейнсианских и др.), особенно тех, которые ставят во главу угла производственные факторы, занятость, доходы. Теории региональной макроэкономики ближе соответствуют парадигме «регион как квазигосударство». Такое применение более адекватно для однородных (гомогенных) регионов.
Микроэкономические теории целесообразно привлекать тогда, когда представление региона как точки или однородного пространства недостаточно, и необходимо принимать во внимание внутренние различия (узловой или поляризованный регион). Теория и методология микроэкономического анализа больше соответствует подходам «регион как квазикорпорация» и «регион как рынок».
Эволюция теории региона отражает повышение роли «нематериальных» целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого (эколого-социоэкономического) развития.
Основные направления региональной соци-
Филиал «Котельники»
Кафедра экономики
Рабочая тетрадь
По дисциплине:«Региональная экономика»
студентка 4-го курса
очной формы обучения,
__________ Животова В.В.
____________ Пугановская Т.И.
Котельники – 2016
Тема 1.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте взаимосвязи дисциплины «Региональная экономика и тер-
риториальное планирование» с другими дисциплинами.
Дисциплина «Региональная экономика и тер-
риториальное планирование» входит в общесистемную науку — регионалистику. Дисциплина взаи-
мосвязана с такими науками, как экономическая теория, демография, соци-
ология, политология, государствоведение, статистика, и рядом других наук.
2. Что является объектом исследования дисциплины «Региональная экономика и тер-
Объект исследования дисциплины «Региональная экономика и тер-
риториальное планирование» — территориальные аспекты социо-эколого-
экономической системы страны, функционирование территориальных
подсистем национальной экономики, их отдельных элементов и взаимо-
действия между ними, а также механизмы управления социально-эконо-
мическим развитием регионов.
3. Что является предметом региональной экономики и территориального пла-
Предметом региональной экономики и территориального планирования
экономики являются исследование управленческих аспектов решения про-
странственных проблем экономического развития национальной экономики,
определение путей и механизмов развития, а также изучение географических
и экономических условий размещения производительных сил в России.
4. Охарактеризуйте задачи региональной экономики и территориального пла-
Основное внимание при изучении дисциплины уделяется следующим
важным задачам региональной экономики и территориального планиро-
• обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятель-
ности населения региона, высокого уровня и качества жизни;
• экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, ана-
лиз, прогнозирование и программирование регионального развития;
• оптимизация финансовых потоков, формирование условий и меха-
низмов укрепления экономической базы региона и муниципальных обра-
• обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружа-
• формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-
технической политики в регионе, формирование и развитие рыночной
• анализ использования территории и прогнозируемых ограничений ее
• обеспечение устойчивого развития и повышение инвестиционной
привлекательности территории субъекта РФ.
5. В чем заключается парадигма региона как квазигосударства, квазикорпорации,
рыночного ареала, социума?
Парадигма региона, обоснованная академиком РАН А. Г. Гранбергом:
• регион — квазигосударство. В регионе формируются органы предста-
вительной и исполнительной власти, осуществляется регулирование эко-
номики в собственных границах;
• регион — квазикорпорация. Регион является крупным собственником,
субъектом экономической деятельности, обладающим значительным потен-
циалом для саморазвития, формируя среду для эффективного развития всех
видов хозяйственной деятельности, осуществляемой на его территории;
• регион — рыночный ареал. Регион характеризуется общими услови-
ями хозяйствования в пределах своей территории;
• регион — социум. В пределах региона воспроизводятся следующие
социальные элементы: население, трудовые ресурсы, наука, образование,
здравоохранение, культура, окружающая среда и т.д.
6. Охарактеризуйте регион как единую целостную территориальную социоэко-
Регион является единой целостной территориальной социо-эколого-
экономической системой, в рамках которой выделяются следующие укруп-
ненные взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки-компоненты:
институциональный, хозяйственно-экономический, природно-экологический,
7. По каким признакам можно классифицировать объект регионального управ-
ления и территориального планирования?
Учитывая сущность, содержание и задачи регионального управления,
его объект можно классифицировать по следующим основным признакам:
1) форма собственности (федеральная, собственность субъекта федера-
ции, муниципальная и т.д.);
2) характер продукции или услуг, производимых хозяйствующим субъ-
ектом (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона,
продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция
3) характер и степень воздействия хозяйствующего субъекта на эконо-
мические, социальные, экологические и другие процессы в регионе;
4) воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлет-
ворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья,
удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная под-
8. Охарактеризуйте уровни регионального управления и территориального пла-
• федеральный уровень, на котором разрабатывается и реализуется госу-
дарственная стратегия социально-экономического развития;
• межрегиональный уровень (уровень макрорегионов — федеральных
округов), на котором координируется осуществление крупномасштабных
социально-экономических программ и приоритетных национальных про-
ектов на территории округов, а также действий администраций субъектов
РФ, входящих в состав округов;
• региональный уровень, на котором формируется и реализуется региональная
социально-экономическая политика, т.е. политика субъектов
федерации, основными задачами которой выступают задачи решения соци-
ально-экономических проблем российских регионов на основе развития
и использования региональных факторов производства;
• муниципальный уровень, являющийся средой обитания и общения,
местом, где формируется человеческое сообщество, частью гражданского
общества, где каждый индивид имеет возможность реализовать свои
потребности, интересы, способности;
9. Охарактеризуйте формы регионального управления и территориального пла-
Общее и отраслевые, или секторальные, формы территориального планирования. К отраслевым формам территориального или пространственного пла-
нирования относят сельскохозяйственное, лесохозяйственное, водохозяй-
ственное, транспортное, природоохранное, рекреационное и некоторые
другие виды планирования.
Нередко и ландшафтное планирование рассматривают как одну из форм
отраслевого. Вместе с тем оно по своей сути является межотраслевым, или
межсекторальным, планированием, поскольку занимается землями различ-
ного назначения и использования и принимает во внимание все функции
10. Какие функции в аспекте функционирования и развития социо-эколого-эко-
номических систем выполняют социально-экономические институты?
Социально-экономические институты в аспекте функционирования
и развития социо-эколого-экономических систем выполняют следующие функции: направляют, ограничивают, поощряют, координируют, регули-
руют, информируют экономических агентов, способствуют оценке их дея-
тельности и коммуникациям, оптимизируют распределение и выбор огра-
11. Назовите основные направления региональной социально-экономической
Основные направления региональной соци-
• совершенствование институциональной системы (создание четких
и понятных «правил игры»);
• обеспечение устойчивого экономического роста, в том числе форми-
рование благоприятного инвестиционного климата; развитие экономики
• реформирование секторов, связанных с развитием и сохранением
человеческого потенциала, в том числе реализация приоритетных нацио-
• развитие социальной и производственной инфраструктуры;
• развитие территорий, помощь муниципальным образованиям;
• реформирование управления государственной и муниципальной соб-
Расчетные задачи
1.Исходя из имеющихся данных по субъектам РФ, проанализируйте абсолютное
(на сколько единиц) и относительное (%) изменение количества муниципальных
учреждений здравоохранения в 2012 г. по сравнению с 2011 г. Сделайте выводы.
Найдём показатели абсолютного и относительного прироста числа муниципальных учреждений здравоохранения с 2011 по 2012 год.
Занесём их в расчётную таблицу.
Субъект | Абс прирост, шт | Отн прирост |
РФ | -2018 | -31% |
Центр ФО | -693 | -48% |
Сев-Зап ФО | -237 | -51% |
Южный ФО | -28 | -4% |
Сев-Кав ФО | 8% | |
Прив. ФО | -474 | -35% |
Урал. ФО | -152 | -30% |
Сиб. ФО | -313 | -27% |
Дальнев. ФО | -159 | -33% |
Вычислив показатели абсолютного и относительного прироста, можно сделать вывод, что увеличение числа медицинских учреждрений с 2011 по 2012 год наблюдается исключительно в Северо-Кавказском Федеральном Округе, в остальных же регионах наблюдается значительное падение показателей. Особенно критической выглядит ситуация в Северо-Западном Федеральном округе, где число медицинских учреждений сократилось на 51%.
2.На основании показателей по Уральскому федеральному округу оцените:
1) удельный вес численности муниципальных образований Уральского феде-
рального округа на 1 января 2013 г. (всего и по выделенным типам — образования,
2) дефицит (профицит) местных бюджетов;
3) удельный вес численности работников органов местного самоуправления
(на конец года) по субъектам Уральского федерального округа в общем их количестве;
4) показатели вариации среднемесячной начисленной заработной платы работ-
ников органов местного самоуправления по Уральскому федеральному округу (раз-
мах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение,
Составим расчётную таблицу
Уд.вес.численностимун.учр. УРФО | Дефицит/профицит бюджетных средств | Мун.обр. | Мун.учр. | |
образования | культуры | спорта | по мун. Обр. | Всего: |
59% | 14% | 4% | 57% | |
Уд.вес.численности работников органов местного самоупр. субъектов УРФО | -319 | дефицит бюджета по Кург.обл. | ||
Хан.-Ман. АО-Югра | Ям.-Нен. АО | Чел.обл | -11195 | дефицит бюджета по Свердл.обл. |
18% | 11% | 29% | -13592 | дефицит бюджета по Тюм.обл. |
Показатели вариации среднемес. з/п по УРФО | ||||
Размах вариации R^2 | = | 73008,0 | -13100 | дефицит бюджета По Х-М АО- Югра |
Ср.лин.откл | = | 21548,3 | равновесие бюджета Ям.-Нен. АО | |
Ср.кв.откл | = | 38227,4 | -3075 | дефицит бюджета по Чел.обл. |
Коэф.вариации | = | 89,75% |
Можно сделать выводы, что:
— во всех регионах, за исключением Ямало-Ненецкого АО наблюдается значительный дефицит бюджетных средств, наиболее выражен данный показатель в Тюменской области;
— в Уральском Федеральном округе среди функционирующих учреждений наибольший удельный вес имеют образовательные учреждения;
— больше всего работников органов местного самоуправления в Челябинской области;
— коэффициент вариации по среднемесячной заработной плате в Уральском Федеральном Округе ≈ 90%, что означает высокую степень разброса значений в совокупности
Тема 2.
Вопросы и задания для самоконтроля
Тюнен предполагал наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Здесь цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки.
Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у Й. Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника.
А. Вебер создал подробную классификацию факторов размещения по их влиянию, степени общности и проявлениям. Фактором размещения он называет экономическую выгоду, «которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте меньшими издержками, чем в другом месте». В результате отсеивания элементов производственных издержек, не зависящих от местоположения, А. Вебер оставляет три фактора: издержки на сырые материалы, издержки на рабочую силу и транспортные издержки. Однако первый из них — разницув ценах на используемые материалы — можно, как считает Вебер, выразить в различиях транспортных издержек, исключив из самостоятельного анализа. Все остальные условия, включающие размещение предприятия, он рассматривает как некоторую «объединенную агломерационную силу», или третий штандортный фактор. Таким образом, в конечном счете анализируются три фактора: транспорт, рабочая сила и агломерация. Дальнейший анализ ведется последовательно по трем факторам. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.
Центральными местами В.Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Согласно В. Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просветов (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания. Теория В. Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие — средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуга и т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.д.) Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга (своего шестиугольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров низших рангов.
Теоретические принципы производственной специализации регионов и межрегиональной торговли формально (понятийно, терминологически) были впервые выведены в рамках теорий международных экономических отношений, т.е. международниками а не регионалистами. В связи с этим необходимо назвать классиков английской политической экономики А. Смита и Д. Рикардо и шведских экономистов Э. Хекшера и Б. Олина. Почему же полученные ими научные результаты правомерно относят к теоретическим основам региональной экономики? В гл. 1 мы отмечали наличие многих общих черт и проблем в межрегиональном и международном разделении труда, в межрегиональной и международной торговле, однако имеются и качественные различия.
Межрегиональное разделение труда и международная торговля — процессы, происходящие в рамках различных частей одной национальной зоны свободной торговли, одной таможенной территории, одной валютной системы, одного национального рынка труда и капитала. В межрегиональной торговле, как правило, отсутствуют административные, таможенные, политические, языковые и другие барьеры, в той или иной степени сохраняющиеся в международных экономических отношениях, несмотря на превалирующую тенденцию либерализации и глобализации.
Основные выводы международных теорий Смита — Рикардо и Хекшера — Олина получены в системе постулатов межрегиональных отношений, несмотря на то, что их авторы в своих поясняющих ситуациях упоминают об Англии, Шотландии, Португалии и приводят другие международные примеры. Безусловно, выводы, о которых идет речь, применимы и к международным отношениям (в большей степени это касается валютных и торговых союзов, общих рынков), но они требуют дополнений и корректировок, учитывающих специфику именно международных отношений (включение валютных, таможенных, институциональных и других условий). Б. Олин, лауреат Нобелевской премии, свою главную работу назвал «Межрегиональная и международная торговля» (1933 г.), подчеркивая общность и различия двух типов торговли.
А. Лёш дал подробное математическое описание рыночного функционирования системы производителей и потребителей, где каждая экономическая переменная привязана к определенной точке пространства. Основными элементами уравнений модели равновесия являются функции спроса и издержек. Состояние равновесия, по А. Лёшу, характеризуется следующими условиями:
Интегрируя опыт предшественников (Иоганна Тюнена, Вильгельма Лаунхардта, Альфреда Вебера и др.), Лёш создает собственную концепцию экономического ландшафта, в котором определяющим фактором являются сбытовые зоны предприятий разного уровня, образующие сеть экономических районов с узлами в городах. Идеальная форма сети — шестиугольные соты, в реальности ячейки имеют форму треугольников или четырехугольников. В отличие от аналогичных построений, предложенная Лёшем модель была моделью рыночного равновесия, а не плановым предписанием, фактически представляла собой модель территориальной самоорганизации общества и его экономической жизни.
Принципы территориального планирования направлены на сохранение и повышения качества жизни населения района. Что подразумевает обеспечение для населения равного доступа к социальным и экономическим благам, обеспечение социальной устойчивости за счет развития образования, здравоохранения, учреждений досуга и обеспечение доступа к оплачиваемому труду.
Основными целевыми установками территориального планирования являются:
Обеспечение доступности и качества базовых социальных услуг за счет повышения мобильности и качества системы обслуживания и мобильности населения.
Приоритет в экономическом развитии на привлечение любых частных инвестиций, с целью обеспечения населения рабочими местами непосредственно на территории района.
Максимальное использование возможностей для комплексирования производства, выстраивания на территории района технологических цепочек, с целью снижения как финансовых, так и материальных издержек и максимизации дохода и прибыли на территории района.
Принцип разделения ответственности за социально-культурную среду между властью и бизнесом. При сохранении общего доступа инвесторов в район создание более благоприятных условий для инвесторов, проявляющих социальную активность: участвующих в программах подготовки и переподготовки кадров на территории Курской области, способствующих формированию благоприятной социально-культурной среды в местах их функционирования и проживания сотрудников.
Оптимизация бюджетных расходов. Усиление целевой функции использования средств, минимизация бюджетных затрат при усилении их адресности.
Существует ряд перспективных подходов, содержащих альтернативную классическим подходам научную точку зрения на управление региональными формациями. Следует выделить в составе таких подходов: экологический, социальный, хозяйственный, комплексный и геосистемный.
Первый этап — с 1920-х по 1970-е гг. — был ознаменован началом широкомасштабных практических территориально-экономических исследований и созданием предпосылок для формирования региональной экономики.
С конца 1950-х гг. началось активное сближение развивавшихся ранее изолированно отечественных и зарубежных региональных исследований.
Для второго этапа — с 1960-х по 1990-е гг. — характерны коренная
перестройка территориально-экономических исследований, зарождение и стартовое развитие при плановом хозяйстве региональной экономики.
Третий этап — с начала 1990-х гг. — сопровождался адаптацией регио-
нальной экономики к рыночным отношениям.
Тема 3.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте методы, применяемые в региональном управлении и территориальном планировании
Региональная экономика и территориальное планирование в своих исследованиях использует методы:
· Системный анализ. Этот метод опирается на принцип поэтапности (постановка цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей). Это метод научного познания, позволяющий изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие.
· Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и другие.
· Балансовый метод. Он заключается в составлении региональных балансов и позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями специализации рыночного региона и отраслями, дополняющими территориальный комплекс, инфраструктуру (материальную и социальную). Составление отраслевых и региональных балансов способствует определению рационального уровня комплексного развития регионов, наличия в их развитии диспропорций. Балансы также необходимы для разработки рациональных межрайонных связей.
· Метод экономико-географического исследования.Этот метод подразделяется на три составные части: региональный (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения, общественного производства в региональном развитии), отраслевой (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение и размещение общественного производства в отраслевом разрезе) и местный метод (исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селение; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).
· Картографический метод. Он позволяет наглядно представить особенности размещения и количественные показатели, характеризующие уровни развития регионов. Карты, картосхемы, картограммы являются образными моделями территорий, на которых при помощи условных знаков отображаются объекты, явления и их взаимосвязи.
· Метод экономико-математического моделирования(моделирование территориальных пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. Он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели, в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.
2. Что является основой региональных экономико-математических моделей?
Основой региональных экономико-математических моделей являются следующие положения:
— социально-экономические аспекты каждого конкретного региона рассматриваются, как основная часть общей системы регионов страны; отсюда вывод: оценка различных вариантов эффективного формирования региона исходит из оптимальных территориальных экономических пропорций национального хозяйства на определенный период;
— региональные территориальные модели корректируют отраслевые модели размещения экономики на основе территориальной социально-экономической информации перспективного баланса природно-ресурсного и трудового потенциала, сети городских и сельских поселений, транспортных связей и т.д.
— региональные модели неразрывно связаны с моделями территориальных пропорций, с отраслевыми экономико-математическими расчетами и представляют органичную часть общего научно-методического подхода к вариантной оценке перспективного размещения производительных сил и оптимального формирования экономики всей системы регионов.
3. Представители каких наук и как используют пространственные модели регионального развития?
Пространственные модели регионального развития — популярная междисциплинарная тема научно-исследовательских работ специалистов социально-экономической географии и региональной экономики, территориального планирования (районной планировки) и градостроительства
4. Какие вы знаете пространственные модели, используемые при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития российских регионов?
а) Функциональные модели (социально-экономическое районирование, фор- мирование специализированных зон, ареалов, центров, парков).
б) Каркасные модели (развитие территориальных каркасов, коридоров, осей развития, агломераций и городов-ядер на базе инфраструктуры).
в) Кластерные модели (формирование территориальных комплексов с ядрами, ключевыми объектами и зонами развития конкурентоспособного предпринимательства, в т. ч. пилотные проекты кластеров с активным участием государства).
5. Приведите примеры элементов пространственной структуры в вашем регионе
6. Какие методологические подходы используются при анализе структуры регионального и территориального управления?
— Неоклассическое направление экономической науки предполагает
минимизацию государственного вмешательства в экономическую и соци-
альную сферы, либерализацию социально-экономической политики.
— Неокейнсианское направление экономической науки предусматривает
активное государственное участие в социальных и экономических процес-
сах на территории и поиск способов саморазвития, курирование обще-
ственных потребностей и инвестиционное участие государства в развитииобщества, концентрацию наиболее ценных факторов и ресурсов на важней-
ших направлениях политики.
— Институциональный подход, предусматривающий разработку и реализацию социально-экономической политики
на основе широкого участия экономических агентов, действующих на тер-