В чем заключается педагогическая деятельность медсестры
Функции медицинской сестры как преподавателя
Функции медицинской сестры как преподавателя состоят:
1) в выявлении потребности в обучении у пациента или его близких;
2) мотивации обучения;
3)передаче знаний пациенту;
4) выработке умений у пациента;
5) формировании у пациента устойчивых навыков.
Кроме того, медицинская сестра в процессе обучения должна:
§ соотносить свое профессиональное поведение и заболевание пациента;
§ учитывать индивидуальные особенности пациента и его семьи;
§ проявлять сочувствие к пациенту;
§ осознавать потребности пациента;
§ учитывать эмоциональное состояние пациента, его представления о заболевании и лечении;
§ обучать пациента навыкам управления лечебным процессом;
§ помогать пациентам управлять своим образом жизни;
§ оценивать процесс обучения и предоставлять необходимую информацию.
Она должна стать полноправным членом команды специалистов, объединенной общей целью и ориентированной на нужды пациентов, каждый член которой в зависимости от индивидуальной компетенции вносит свой вклад в лечебный процесс. Обучение пациентов должно проводиться специально подготовленным медицинским персоналом с использованием эффективных учебных программ по долговременному ведению хронических больных. Таким образом, обучение является важной функциейсестринского дела, помогающей пациентам адаптироваться к своему состоянию, сохранить максимально возможный комфортный уровень жизни.
Медицинская сестра, занимающаяся обучением пациента и его родственников, должна соответствовать довольно высоким требованиям.
1. Ей должны быть присущи лучшие общечеловеческие качества: отзывчивость, сердечность, способность понять проблемы пациента и сопереживать ему, доброта, терпимость.
2. Она должна иметь соответствующий уровень интеллектуального и культурного развития, т.е. обладать грамотной речью, внутренней и внешней культурой, чувством юмора, профессиональными знаниями и умениями, широким кругозором.
3.От медицинской сестры требуется высокая внутренняя дисциплина, умение работать над собой, что проявляется в умении контролировать свои эмоции, настроить себя на задушевность, конфиденциальность, самостоятельностью в действиях, настойчивостью, самообладанием, активностью, трудолюбием и ответственностью.
4. Медицинская сестра должна обладать педагогическими способностями: умением выбрать оптимальный метод воздействия на пациента, мотивировать обучение, используя жизненные ценности, организовать учебный процесс; иметь педагогический такт.
Другими словами, медицинская сестра должна:
§ иметь организаторские способности — способность организовать обучающий процесс, быть лидером;
§ быть коммуникабельной — уметь налаживать взаимоотношения с пациентом и его близкими, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности;
§ быть конструктивной —уметь проектировать развитие обучающего процесса (как преподнести тот или иной материал, в каком объеме и т.д.);
§ обладать экспрессивностью — уметь выражать свои мысли, чувства, взгляды или скрывать их. Таким образом, поведение и внешний вид медицинской сестры должны внушать пациенту уверенность в том, что она все знает и умеет, готова передать ему свои знания и умения.
Функции медицинской сестры как преподавателя
Функции медицинской сестры как преподавателя состоят:
1) в выявлении потребности в обучении у пациента или его близких;
2) мотивации обучения;
3)передаче знаний пациенту;
4) выработке умений у пациента;
5) формировании у пациента устойчивых навыков.
Кроме того, медицинская сестра в процессе обучения должна:
· соотносить свое профессиональное поведение и заболевание пациента;
· учитывать индивидуальные особенности пациента и его семьи;
· проявлять сочувствие к пациенту;
· осознавать потребности пациента;
· учитывать эмоциональное состояние пациента, его представления о заболевании и лечении;
· обучать пациента навыкам управления лечебным процессом;
· помогать пациентам управлять своим образом жизни;
· оценивать процесс обучения и предоставлять необходимую информацию.
Задачи и сферы обучения в сестринском деле
Задачами обучения являются пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.
Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной.
Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.
Эмоциональная (чувственная сфера) заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Психомоторная сфера означает, что человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.
Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения.
Методы обучения
1) словесный — информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции;
2) наглядный (иллюстративный) — используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показываются предметы ухода, инструментарий и т.д.;
3) практический — проводится отработка практических манипуляций: измерения артериального давления (АД), смены повязки, введения инсулина, применения карманного ингалятора.
Виды учебных занятий
· лекция — пациентам даются готовые знания, например о симптомах заболевания, способах предохранения от беременности;
· проблемная лекция — сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы;
· беседа — обучение проводится в форме ≪вопрос —ответ≫;
· ролевые игры — пациент получает практические навыки, учится вести себя в конкретной ситуации (например, оказанию само и взаимопомощи).
Средства обучения
Важным компонентом обучения являются средства обучения.
Учебно-наглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение. Пособиями могут служить:
· натуральные препараты (объекты живой и неживой природы);
· средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.);
· изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).
Вербальные средства включают в себя справочную, учебную и методическую литературу.
Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы.
Таким образом, знание разнообразных методов, форм и способом обучения позволяет медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.
Способ обучения пациента.
Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.
Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д. Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.
Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения. Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению.
Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит or количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 — 3 чел.).
Сестринский процесс – это системный подход к оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя из его потребностей.
Сестра
Функции медицинской сестры в настоящее время расширяются благодаря реформам в здравоохранении. При этом одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности является сестринская педагогика — передача пациенту и его родственникам необходимых знаний, умений и навыков.
Эффективность сестринского процесса напрямую зависит от грамотности и профессионализма медицинской сестры. Когда пациент утрачивает способности к самообслуживанию, на помощь приходит медицинская сестра. Но не только для того, чтобы помочь произвести необходимые действия. Гораздо более важная задача медицинской сестры — обучить пациента в сложившихся условиях самому себя обслуживать.
Таким образом, одна из основных функций медицинской сестры — обучение, проводящееся в различных жизненных сферах.
Сферы обучения пациента
Познавательная сфера — способность к восприятию нового, анализу и синтезу, абстрактному мышлению, способности отличать приоритетную информацию от второстепенной.
Эмоциональная сфера — ответственна за настроение пациента в измененных условиях жизни, проявляется в зависимости от свойств личности (добросердечия или злобности, впечатлительности или черствости и т.п.). При наблюдении за пациентом медицинская сестра отмечает изменения внешнего вида и поведения пациента.
Психомоторная сфера — способность пациента к обучению новым навыкам благодаря своей умственной и мышечной деятельности, психологическая, физическая и эмоциональная готовность к обучению.
Социально-психологическая сфера — сложившаяся гражданская позиция пациента, личностные и интеллектуальные способности, умение правильно оценить ситуацию и собственные силы, выносливость, отношение к процессу обучения.
В педагогической ситуации, т.е. при обучении пациента и/или его родственников, сами обучаемые моут выполнять следующие функции:
Содержание обучения
Основное направление в содержании обучения пациента — сохранение его здоровья и поддержание максимально комфортного качества жизни. Для медицинской сестры важно разбираться в новых технологиях обучения, уметь определять приоритетные задачи обучения, использовать понятные для пациента и его семьи термины. Исходя их всего этого, можно определяться, чему и как обучать.
В процессе обучения следует определить последовательность, систематичность, глубину подаваемых знаний соответственно способностям и возможностям обучаемых.
Основное содержание сестринской педагогики — формирование умений и навыков обращения с предметами ухода, помощь в овладении навыками самоухода и принципам оказания неотложной помощи. При этом пациенты должны активно вовлекаться в практическую деятельность. Такой подход способствует скорейшему формированию необходимых навыков и формирует новые потребности и интересы.
Планирование и оценка эффективности и качества обучения
Сестринская педагогика предполагает организацию процесса обучения медицинской сестрой. Весь процесс должен состоять из формулировки мотива обучения, построения его плана, реализации и контроля и оценки результата. Планирование процесса обучения проводится совместно с пациентом, исходя из его индивидуальных возможностей и наиболее приемлемого времени для обучения.
Задачи медицинской сестры:
Эффективность обучения пациента и его родственников определяется достижением поставленных в плане целей.
Важнейшим навыком для медицинской сестры в процессе сестринской педагогики считается коммуникативный. Большую роль играют знания в области психологии, а также такие личностные качества, как такт, терпение, оптимизм, настроенность на положительный результат.
Обучение в сестринском деле (сестринская педагогика): задачи и содержание обучения. Способы обучения. Этапы обучения
ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ (сестринская педагогика): Задачи и содержание обучения. Способы обучения. Этапы обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение данной темы необходимо, так как знание этапов обучения помогает правильно построить процесс обучения пациента и, следовательно, помочь ему.
ПЕДАГОГИКА – это наука о воспитании и обучении человека. Предметом педагогики как области научного познания является:
- воспитание; обучение творческое развитие личности
СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА – это та область сестринской деятельности, в которой медсестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний Медицинская сестра должна владеть методами и приемами обучения.
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Содержанием обучения пациента и его родственников элементам сестринского уходя является поддержание определенного уровня здоровья пациента, качества жизни, которое обеспечит достойную жизнь в новых для пациента условиях, связанных с заболеванием.
В период реформ сестринского образования, расширяются функции медицинской сестры. Изменения, происходящие в различных сферах нашего общества, определяют стратегию сестринской деятельности. Насколько грамотно и профессионально медсестра будет выполнять свои обязанности, настолько эффективными будут сестринская помощь и сестринский процесс в конкретном лечебном учреждении.
Сестринский процесс формирует картину будущей сестринской работы, где одним из методов сестринской деятельности (вмешательства) является обучение пациентов и их родственников, непосредственное общение.
Если профессиональную квалификацию медсестры не всегда могут распознать пациент и его близкие, то нравственный облик обнажается без труда. Морально-нравственная неустойчивость, отсутствие этических и деонтологических норм поведения у медсестры несовместимы с избранной профессией. Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинской сестры.
Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, медсестре необходимы знания сфер обучения пациента, на которые она сможет профессионально воздействовать.
1. Познавательная сфера – направлена на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.
2. Эмоциональная сфера – характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т. д. Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида:
- злобный – указывает на нарушение потребности общаться, обусловленной нарушением эмоциональней сферы, психическим заболеванием, дефектами характера и воспитания, плохим самочувствием; испуганный – указывает на страх, изменения психики (фобии, невроз и др.), особенности темперамента (меланхолик), мнительность, лабильность; апатичный – чаще по темпераменту «флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера; растерянный – указывает на страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т. д.); не может найти себе места – трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль, эмоциональный шок; состояние аффекта – вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени; уравновешенный – является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния; признаки тревожности – потирание рук, напряженность в позе, голосе – являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т. д.
3. Психомоторная сфера – характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Медсестра оценивает, как пациент спит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Если во время разговора пациент пытается дотронуться до Нас, то это может являться индивидуальной особенностью личности, национальными особенностями, патологией ощущений, психическим заболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику.
Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфория, истерия). Двигательная скованность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопор, ступор), патологии эмоциональной сферы (депрессия, тоска, уныние), соматических и психических заболеваний. Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного являются нормой поведения. К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить. Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента.
Автор: Алмаев Роман Сергеевич
Место выполнения работы: ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» 31группа отделение «Сестринское дело»
Научный руководитель Блынская Л.А.
ЦЕЛИ РАБОТЫ: выявление потребности в педагогической функции медсестры у пациентов с артериальной гипертензией, выбор методов обучения, обозначение приоритетных направлений в обучении пациентов.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс реализации педагогической функции при осуществлении сестринского процесса.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: моделирование педагогической сестринской функции при уходе за пациентами.
ЗАДАЧИ:
1. Информировать население о роли медицинской сест¬ры, включая и педагогическую функцию по вопросам свое¬го здоровья.
2.Разработать опросники и систему обработки полученных данных.
3. Разработать мето¬дику медико-образовательной деятельности, систему воспитания здорового образа жизни, воспита¬ть осознанное отношение человека к собственному здоровью.
4. Организовать анкетирование населения и анализ полученных данных.
4.Разработать рекомендации пациентам, страдающим АГ.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются:
-тенденция социально- экономического развития общества;
-нормативная и учебно-программная документация: Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования и требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;
-положения методологии и теории общей педагогики и педагогики в сестринском деле( Н.М.Александрова, Н.Е.Астафьева, Л.Ф.Пшеничная и др.)
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Методы теоретического исследования( анализ педагогической, психологической, общей и специальной методической литературы по проблеме исследования; сравнение, обобщение, прогнозирование, моделирование).
2.Методы эмпирического исследования(наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, мониторинг качества обучения пациентов, сравнительный анализ статистических данных по заболеваемости АГ и работе Школ артериальной гипертонии по городу Тамбову).
3.Методы графической и статистической обработки данных эксперимента.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: исследовательская работа осуществлялась на базе Тамбовской областной больницы, городских поликлиник.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО:
• Осуществлено исследование востребованности педагогической функции медицинской сестры в условиях реально действующих лечебно-профилактических учреждений.
• Выявлена роль профессиональной педагогической компетентности медицинской сестры для успешной организации работы школ для больных с артериальной гипертензией.
• Разработаны памятки и рекомендации пациентам с артериальной гипертензией, которые используются в работе школ для пациентов с артериальной гипертонии (ШАГ).
№ Наименование ЛПУ 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.
1 Поликлиника №1 86 107 124 130
2 Поликлиника б-цы им.Арх. Луки 132 260 187 220
3 Поликлиника №3 65 65 154 174
4 Поликлиника №4 153 320 150 210
5 Поликлиника №5 220 252 250 276
6 Поликлиника №6 158 158 108 160
ИТОГО 814 1162 973 1170
В Школе артериальной гипертонии использовались основные формы обучения:
• Групповая (7-10человек)
• Индивидуальная
Программа обучения включает в себя теоретическую и практическую части.
Направленность программного обучения отвечает «принципу разумной достаточности».
Подводя итоги, необходимо отметить важную партнёрскую роль взаимоотношений медицинской сестры, врача и пациента. Работа ШАГ нуждается в команде специалистов с привлечением активных, подготовленных, ответственных медицинских сестёр для организации и проведения занятий с пациентами. Мы считаем, необходимо внести корректировку в должностные инструкции медицинских сестёр с делегированием проведения отдельных занятий по программе Школы артериальной гипертонии. Это будет являться экономически выгодным вариантом для учреждений здравоохранения и увеличит контингент обучаемых пациентов, и, главное, положительным образом повлияет на показатели заболеваемости населения по болезням системы органов кровообращения в целом.
Заключение
Выводы:
1.Медицинским сёстрам следует активнее использовать педагогическую функцию, которая является востребованной пациентами.
2.Повысить ответственность пациента за свое здоровье, как за свое личное достояние, более активно вовлекать категории пациентов, не охваченных школой артериальной гипертонии.
3. Принимать активное участие в разработке памяток и рекомендаций пациентам с артериальной гипертонией, которые могут быть использованы в работе ШАГ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Л.Ф.Пшеничная «Педагогика в сестринском деле»
2.«Медицинская помощь» 2014г №5, 6
3.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.
4.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике.
5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
6.Выготский Л.С. Педагогическая психология.
7. «Сестринское дело» Вестник 2014г №4
АНКЕТА
1.Возраст:
• до 20 лет
• 20-40лет
• 40-60лет
• старше 60лет
2.Нуждаетесь ли Вы в педагогической деятельности медсестры:
• да
• нет
3.Как Вы оцениваете своё здоровье:
• хорошее(не болею)
• удовлетворительное(болею редко)
• неудовлетворительное (болею часто)
• плохое (болею постоянно)
4.Какую конкретно информацию о своём заболевании Вы хотите получить от м/с:
• причины развития АГ
• о факторах риска АГ
• по питанию
• по ведению образа жизни
• осложнения АГ
• по профилактике заболевания АГ
• формы контроля АД
• помощь при гипертоническом кризе
• в информации не нуждаюсь
5.Какую форму получения информации Вы предпочитаете:
• беседа
• памятка
• дополнительная информация
• лекция
6.Хотели бы Вы обучаться в школе здоровья и в какой форме:
• Да (индивидуально или в группе)
• Нет
7. Причины, вынуждающие Вас отказаться от посещения школ здоровья:
• лимит времени» (работающие пациенты)
• транспортные проблемы, отдаленность жилья, финан¬совые зaтруднения
• уверен, что все это знает
• нежелание афишировaть свoи проблемы перед други¬ми
• социофобия
• «ничего не поможет», депрессия
• «лучше все узнаю y лечащего врача
• неудовлетворительное физическое состояние
• отсутствие поддержки
• недостаточный уровень образования
• культурные, языковые, этнические барьеры
8. Какому источнику информации о своём здоровье вы доверяете в большей степени:
• телевидение, радио
• газеты, журналы
• памятки
• популярная медицинская литература
• беседы с врачом
• беседы с медсестрой
• занятия в школах здоровья
9. Имеют ли знания о АГ положительное влияние на Ваше лечение и образ жизни:
• Да
• Нет
• Затрудняюсь ответить
10.Знаете ли вы о факторах риска развития артериальной гипертензии:
• Да
• Нет
• Затрудняюсь ответить
11. Знаете ли вы о вероятных осложнениях артериальной гипертензии:
• Да
• Нет