В чем заключается план дауэса
План Дауэса: зачем он был разработан, последствия
Содержание:
ВПлан Дауэса Это временный план экономической помощи, представленный в 1924 году Соединенными Штатами, Бельгией, Францией и Великобританией. Он был адресован Германии в период после Первой мировой войны (1914-1918) и Второй мировой войны (1938-1945).
План был разработан потому, что Германия после поражения в Первой мировой войне была наказана Версальским договором. В этом договоре были экономические санкции, которые вынудили его заплатить странам, атакованным во время Великой войны.
Его название связано с тем, что комиссию по разработке плана возглавил американский финансист Чарльз Доус. В то время он был директором Бюджетного управления США.
Задний план
Кроме того, годы бомбардировок и военные форпосты в течение четырех лет великого многонационального пожара разрушили трудовые лагеря и промышленные объекты. Это оставило почти все европейские страны в глубоком производственном хаосе.
Что такое план Дауэса?
Версальский мирный договор предлагал оплату санкций со стороны Германии в отношении атакованных стран. Эти выплаты были слишком большими для развалившейся послевоенной экономики Германии. Следовательно, Германия не отменяла эти навязывания.
Планировалось производить выплаты на ежегодной основе. Он также предложил сокращение сборов и более широкий диапазон дат между платежами; Таким образом, немецкой стране было дано время для завершения сумм, подлежащих выплате.
В этом контексте Германия пыталась пересмотреть условия выплаты долгов, наложенных Версальским договором. Франция отреагировала на эти попытки отрицательно. Он даже пошел дальше и вторгся с помощью бельгийских армий в некоторые производственные районы Германии.
Регион, который функционировал как центр экономической реструктуризации Германии, был горнорудным районом Рура. Отсюда немецкий народ осуществил проект восстановления экономики за счет добычи и экспорта.
В 1924 году Германия, обремененная тяжестью военных долгов, потребовала моратория на выплаты. К тому времени, с ноября 1923 года, Соединенные Штаты, Великобритания, Бельгия, Италия и сопротивляющаяся Франция работали над планом исправления этих военных репараций: это был план Дауэса, который был представлен 9 апреля 1924 года.
Почему он был разработан?
Цель плана Дауэса заключалась в том, чтобы способствовать экономическому развитию Германии, чтобы она могла выплатить долги европейским странам.
Таким образом, эти страны могли выплатить долги Соединенным Штатам Америки, в дополнение к удалению Германии из сферы влияния зарождающейся международной державы, России, и ее проекта Союза Советских Социалистических Республик, СССР.
В основе плана лежал кредитный взнос, который Германия получит для восстановления экономики: восемьсот миллионов марок. 16 апреля 1924 года правительство Германии дало свое согласие и приняло план. В августе того же года в Лондоне вступил в силу план Дауэса.
Трещина 29, великая депрессия
Вся система Dawes Plan функционировала как автономная структура, постоянная переработка. Соединенные Штаты были кредитором и поставщиком промышленных товаров в европейские страны Антанты с 1917 года.
Долг победителей Первой мировой войны был очень высок, и платить его было очень дорого. За поражение Германии пришлось заплатить очень большие деньги тем странам, которые выиграли войну.
Однако в Соединенных Штатах был финансовый кризис с 1928 года до так называемого «Трещины 29-го» с резким падением фондового рынка и ускоренным ухудшением состояния американской банковской системы.
Это вынудило прекратить выдачу займов и финансирование из этих банков, что дало жизнь плану Дауэса. Он также осудил систему, которая работала путем самовоспроизведения европейской / американской экономики. План был отменен.
Отношения с планом Янга
Вместо него на сцену выйдет план Янга, который принял эстафету от того, где был оставлен план Дауэса, и обеспечил другие механизмы, которые попытались бы снять балласт в соглашениях, достигнутых после экономических условий данной страны.
Золотой стандарт как управляющий канон для экономики наций увеличивал число присоединений во время падения спроса и предложения, которое вызвало серьезный финансовый кризис. Эта система разрушила банковские учреждения Европы.
Поскольку эта система уже прояснила, что она не гарантирована, возникла необходимость в реформировании условий финансового возмещения, которые будут наложены на Германию, с новыми платежными гарантиями, с новыми условиями (до 1988 года) и с новыми процентными ставками платежей.
Таким образом, когда в августе 1929 года в Базеле (Швейцария) собрался Союзнический комитет по репарациям, был подписан план Янга. В качестве корректировки плана Дауэса срок платежа больше не будет оставаться открытым, а вместо этого будут установлены конкретные даты и оговорены более краткосрочные действия.
Последствия
Наиболее значимыми последствиями были уход французских войск из немецкого Рурского региона и ежегодная выплата одного миллиарда марок, который в течение четырех лет постепенно превратился в два с половиной миллиарда.
Также заметным последствием стал международный надзор Центрального банка Германии, Рейхсбанк. В основе этого плана лежал лозунг: «Бизнес, а не политика».
Ссылки
Деструктивное поведение: описание, причины и сопутствующие расстройства
Новое в блогах
План Дауэса, воплощенный спустя 65 лет
Прошу не путать «план Дауэса», который существовал на самом деле, с «планом Даллеса», реальность которого вызывает сомнение, так как скорее всего это собирательный список намерений в отношении нашей страны.
Дауэса план — репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под председательством американского банкира Ч. Дауэса.
Был утвержден 16 августа 1924 на Лондонской конференции представителями держав-победительниц в 1-й мировой войне и принят Германией.
Помимо экономических выгод для стран Запада это был ещё и американский план для экономического закабаления СССР-России.
В чём же заключалась его суть?
Америка дает потерпевшей поражение в 1-ой мировой войне Германии деньги на восстановление и развитие производства. Германия производит товары, промышленное оборудование.
Затем эти товары везутся в СССР. Из Советского Союза вывозится сырье и деньги за товары.
Далее деньги Германией выплачиваются Англии и Франции в зачет репараций, которые в свою очередь отправляют их в Америку в зачет долгов, сделанных ранее для ведения 1-ой мировой войны.
То есть для нашей страны предусматривалась та экономическая политика, которую выбрали в начале 90-х наши либеральные экономисты — мы продаём нефть (лес, зерно, страну), взамен получаем джинсы, жвачку и т. д.
Зиновьев, Каменев, Сокольников — Гайдары и Чубайсы того времени — предлагали именно такой путь развития нашей страны.
Оцените, с учётом современных реалий, на сколько лет (веков) растянулась бы тогда наша индустриализация, для страны, не имеющей колоний, не имеющей своеобразного «ядерного щита», сдерживающего агрессию ведущих западных стран.
Вот что сказал товарищ Сталин тогда по этому поводу:
Сталин И.В.
Заключительное слово по политическому отчету Центрального Комитета XIV съезду ВКП(б)
23 декабря 1925 г.
Чего требует план Дауэса? Он требует, чтобы Германия выкачивала денежки на предмет выплаты репарационных платежей за счет рынков, главным образом советских, наших. Что из этого следует?
Из этого следует то, что Германия будет давать нам оборудование, мы его будем ввозить, а вывозить будем сельскохозяйственные продукты.
Мы, т.е. наша промышленность, будем, таким образом, находиться на привязи у Европы. Это и есть основа плана Дауэса.
По этому поводу я говорил в своем докладе, что план Дауэса, поскольку он затрагивает нашу страну, построен на песке.
“Потому, – говорил я, – что мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, в том числе для Германии”, ибо “мы сами будем производить машины и прочие средства производства”.
Превратить нашу страну из аграрной в индустриальную, способную производить своими собственными силами необходимое оборудование, – вот в чем суть, основа нашей генеральной линии.
Мы должны поставить дело так, чтобы помыслы и стремления хозяйственников были направлены в эту именно сторону, в сторону превращения нашей страны из страны, ввозящей оборудование, в страну, производящую это оборудование.
Ибо в этом основная гарантия хозяйственной самостоятельности нашей страны.
Ибо в этом гарантия того, что наша страна не будет превращена в придаток капиталистических стран.
Сокольников не хочет понять этой простой и очевидной вещи.
Они, авторы плана Дауэса, хотели бы ограничить нас производством, скажем, ситца, но нам этого мало, ибо мы хотим производить не только ситец, но и машины, необходимые для производства ситца.
Они хотели бы, чтобы мы ограничивались производством, скажем, автомобилей, но нам этого мало, ибо мы хотим производить не только автомобили, но и машины, производящие автомобили.
Они хотят ограничить нас производством, скажем, башмаков, но нам этого мало, ибо мы хотим производить не только башмаки, но и машины, производящие башмаки. И т.д. и т.п.
Вот в чем разница двух генеральных линий, и вот чего не хочет понять Сокольников.
Отказаться от нашей линии – значит отойти от задач социалистического строительства, значит – стать на точку зрения дауэсизации нашей страны.
Источник:
Сталин И. В.Сочинения. – Т. 7. – М.: Государственное
издательство политической литературы, 1952. С. 353–391.
НЕ за власть боролся тогда Сталин, а за будущее нашей страны.
За то, чтобы мы НЕ «подсели на нефтяную иглу»
Разве я говорил об экспортно-импортном плане?
Конечно, нет. Всякому известно, что мы вынуждены сейчас ввозить оборудование.
Но Сокольников превращает эту нужду в принцип, в теорию, в перспективу развития.
Вот в чем ошибка Сокольникова.
Я говорил в докладе о двух основных, руководящих, генеральных линиях по построению нашего народного хозяйства.
Я говорил об этом для того, чтобы выяснить вопрос о путях обеспечения нашей стране самостоятельного хозяйственного развития в обстановке капиталистического окружения.
Я говорил в докладе о нашей генеральной линии, о нашей перспективе в том смысле, чтобы страну нашу превратить из аграрной в индустриальную.
Аграрная страна – это такая страна, которая вывозит сельскохозяйственные продукты и ввозит оборудование, но сама этого оборудования (машины и пр.) не производит или почти не производит своими собственными силами.
Если мы застрянем на той ступени развития, на которой нам приходится ввозить оборудование и машины, а НЕ производить их собственными силами, то мы НЕ можем быть гарантированы от превращения нашей страны в придаток капиталистической системы.
Именно поэтому мы должны держать курс на развитие у нас производства средств производства.
Неужели Сокольников не может понять этой элементарной вещи?
А ведь об этом только и говорил я в докладе. (Там же)
Кстати, вопреки расхожему мнению антисоветчиков о том, что индустриализация проводилась за счёт вывоза зерна, что привело к голоду 33-го года, доля пшеницы и ржи в экспорте в первые годы пятилетки.
Не превышала 10%.
Источник: Издание Главного таможенного управления. Внешторгиздат. 1933 г.
Причём, прошу заметить, что в 1932 году пшеницы было вывезено в 5 раз меньше, чем 1930-ом и составила всего 3% от всего экспорта.
Не стану загружать вас статистикой, ссылку на документ дам в первом же комментарии, скажу лишь то, что основным источником валюты в первые годы индустриализации была пушнина, лес и нефтепродукты.
А вот несмотря на то, что:
6 октября 1926 года в центральных газетах было опубликовано заявление членов «объединённой оппозиции» Троцкого, Зиновьева, Каменева, Сокольникова, Евдокимова и Пятакова, где они признавали неправильность своей фракционной борьбы и давали обязательство вновь подчиниться партийной дисциплине.
От своих планов «легкой индустриализации», которая предусматривала в том числе и отказ от монополии государства во внешней торговли, упор на торговлю сырьём и т. д., «объединенная оппозиция » не отказалась.
История говорит, факты говорят, что никто ещё не перескакивал так легко от одних принципов к другим, никто ещё не менял так легко и свободно своих взглядов, как лидеры нашей оппозиции (Соч. Т.10. С.360).
А значит мощная реабилитация вышеперечисленных товарищей, проходившая в 90-е, не что иное, как установка на дальнейшую экономическую политику, которая с некоторыми изменениями реализует «план Дауэса».
Что такое план Дауэса
Разработка плана
План Дауэса был одобрен на Лондонской конференции в августе 1924 года. 30 октября 1923 года Репарационная Комиссия поручила комитету экспертов во главе с Чарлзом Дауэсом «исследовать вопрос об изыскании средств для восстановления бюджетного равновесия, а также о мероприятиях, необходимых для стабилизации немецкой валюты».
При разработке плана по финансовому восстановлению Германии члены комитета обращались к специалистам в области экономики, а также представителям правительства Германии и лидерам общественного мнения.
Комитету предстояло выяснить, возможно ли добиться равновесия государственного бюджета и стабилизации немецкой валюты в условиях ограниченности экономических прав Германии, её налогового суверенитета. Стабилизация валюты и бюджетное равновесие представляли особую значимость, поскольку именно эти средства могли позволить Германии, с одной стороны, удовлетворить собственные потребности, с другой – исполнить обязательства по Версальскому мирному договору 1919 года.
Очевидно, что в случае финансового восстановления Германии и другие страны должны были достигнуть привычного для них экономического состояния, получить возможность нормального товарообмена. В ходе исследований Комитет пришёл к выводу о том, что решить проблему, связанную с вопросом восстановления внутреннего и внешнего долга страны, при текущем положении Германии невозможно.
Таким образом, работа Комитета по разработке плана стала основываться на восстановлении хозяйственного и налогового единства Веймарской республики. Комитет отмечал, что вносимые им предложения не должны привести к ограничению хозяйственной деятельности Германии какой-либо сторонней организацией.
Мероприятия, стесняющие эту деятельность, подлежали отмене или значительному изменению после того, как Германия приступила бы к реализации плана. Кроме того, позиция Комитета предусматривала установление надзора за исполнением пунктов плана с тем, чтобы в случае серьёзных нарушений с её стороны державы-кредиторы могли применить к ней соответствующие санкции.
Положение Германии к 1924 г.
Комитет положительно оценивал хозяйственные возможности Германии, принимая во внимание «растущее трудолюбивое население, его техническую одарённость, значительные материальные ресурсы, прогрессирующее развитие сельского хозяйства, выдающееся развитие прикладных наук».
С 1919 года Германия действительно сделала большой шаг вперёд, усовершенствовав промышленное оборудование, железнодорожную сеть, телефоны и телеграфы; в стране появились новые каналы и Гавани; фабричные здания были расширены и оборудованы по последнему слову техники, что способствовало увеличению производительности труда.
По мнению Комитета, производство Германии должно было позволить ей накапливать средства для репарационных выплат и удовлетворения собственных потребностей.
Учреждение Банка и внешний займ
Чтобы решить валютную проблему, Комитет предлагал учредить в Германии новый эмиссионный банк или переустроить Рейхсбанк. Для оздоровления финансов стране была необходима устойчивая однородная валюта.
В случае учреждения Банка в Германии, он обладал бы исключительным правом выпускать банкноты в течение 40 лет. Различные виды бумажных денег, обращавшихся в стране, подлежали изъятию и замене бумажным обращением, основанным на новых банкнотах.
Новая валюта должна была стать устойчивой по отношению к золоту. Чтобы увеличить золотой запас Германии, Комиссия приняла решение о предоставлении Германии иностранного займа в размере 800 млн. золотых марок. Займ производился бы следующим образом: за границей открывалась подписка на заём для Германии; деньги, которые были внесены по подписке на заём, оставались в виде вкладов в заграничных банках, принимающих подписку.
Формально деньги принадлежали бы банку, фактически находились бы за границей. Под обеспечение этих денег новый банк должен был выпустить 2 млрд. банкнот и передать их германскому правительству, чтобы то оплачивало ими поставки натурой.
Учреждаемый банк должен был производить переучёт наиболее важных краткосрочных векселей и устанавливать учётный процент. В его компетенцию вошла бы расчётная система, выдача ссуд и краткосрочных торговых кредитов, осуществление переводов и принятие вкладов. Банку предоставлялось 400 млн. золотых марок. Он должен был управлять вкладами правительства Германии, обеспечивать обслуживание государственного казначейства, давать правительству краткосрочные займы, размер и род которых подлежал строгому ограничению.
Займы должны были зависеть от предоставляемых гарантий. Ещё одним важным пунктом плана являлось то, что новый банк не подлежал правительственному контролю и вмешательству с его стороны, несмотря на то, что германское правительство должно было участвовать в прибылях банка.
Банком должны были руководить председатель и правление, в чей состав вошли бы германские подданные. Так же как и в Рейхсбанке, правлению могла помогать совещательная комиссия. Наряду с первым германским правлением должно было быть образовано второе – Генеральный совет. Согласно плану, он должен был включать 14 представителей – 7 из Германии и по одному представителю из таких стран, как Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, США, Голландия и Швейцария.
Генеральный совет должен был обладать исключительными полномочиями в вопросах организации и деятельности банка. Один из иностранных представителей занимал пост комиссара. Его задача состояла в контроле над соблюдением постановлений о выпуске новых денег, об изъятии из обращения старых и о неприкосновенности банковского резерва. Ни одна официальная банкнота не могла быть выпущена без контрольной печати комиссара. Постановление Генерального совета считалось принятым при одобрении 10 из 14 членов органа.
Примечательно, что Комитету поступало предложение о создании эмиссионного отдела под руководством комиссара за границей с тем, чтобы новый банк обрёл независимость от германского правительства, однако он посчитал, что такое нововведение выходило за рамки его компетенции, поскольку носило явно политический характер. В своём докладе Комитет отмечал, что вносимые им предложения выгодны не только немецкому хозяйству в целом, но и классу рабочих, чье благосостояние во многом зависит от устойчивости валюты.
Что касается восстановления бюджетного равновесия Германии, оно требовало не только устойчивой валюты и хозяйственного единства страны, но и временного облечения репарационных платежей, которое, впрочем, не предусматривало приостановку обязательных платежей в виде поставок натурой (поставки строительных материалов, угля, скота, химических продуктов, в том числе красок и др.).
Налогообложение
План Дауэса устанавливал принцип равномерного обложения и вводил так называемый индекс благосостояния. В вопросе выплаты долгов союзным государствам учитывались также различия между платёжеспособностью отдельного налогоплательщика и Германии в целом. Комитет указывал на то, что налогообложение граждан Германии должно быть соразмерно налогообложению граждан союзных государств.
Вклады в золотых марках, которые необходимо было вносить на счёт союзников, подлежали переводу в иностранную валюту согласно вексельным курсам. Решения по переводу – какую часть суммы можно было ежегодно обменивать на иностранную валюту и перевозить за границу – принимали агент по репарациям и состоящий при нём Комитет.
Кроме того, план Дауэса предусматривал увеличение нескольких видов налогообложения, среди которых: налог с табака, водки, пива, сахара. Все налоговые поступления, а также таможенные пошлины от упомянутых выше продуктов должны были поступать в распоряжение налогового комиссара Антанты.
Кроме того, союзники могли контролировать правильность платежей из поступающих налогов: «С этой целью мы предлагаем, чтобы налоги на водку, табак, пиво и сахар, а также доходы от пошлин попадали непосредственно в руки беспристрастного контроля». Союзники назначали комиссара по налогам, который должен был собирать налоги и передавать их агенту по репарациям. Совместно с ним или в одиночку комиссар мог потребовать увеличения налогообложения от германского правительства.
При всей привлекательности данных условий существовала так называемая обратная сторона медали: во-первых план не устанавливал конкретного срока, в который германские налогоплательщики должны были «платить дань Антанте»; во-вторых, был указан лишь минимум этих платежей; в третьих – увеличение индекса благосостояния привело бы к увеличению контрибуции, наложенной на германских налогоплательщиков.
Железные дороги
По мнению Комитета, Германия могла черпать средства для платежей не только из налоговых поступлений (в том числе процентов по транспортному налогу, не входящему в бюджет), но и с процентов по железнодорожным облигациям и процентов по промышленным облигациям. По оценкам Комитета, Германия могла достигнуть бюджетного равновесия в период 24/25 года. По плану, железнодорожные общества должны были реализовать привилегированные акции на сумму 2 млрд. золотых марок, четверть из которых пошла бы в государственный бюджет.
К концу 25/26 года немецкое правительство смогло бы сосредоточить в своих руках 500 млн. золотых марок, эта сумма могла бы пойти на дальнейшее укрепление бюджета. Далее Комитет потребовал бы от Германии в 25/26 году выделить до 250 млн. золотых марок из бюджета на погашение договорных платежей. Если бы увеличения бюджета за счёт продажи привилегированных акций не произошло, образовавшийся дефицит мог быть покрыт с помощью внутреннего займа.
Понимая, что расходы Германии в период 1926-1929 годов будут неизбежно расти, Комитет предоставил следующую оценку: в 1926/27 годах максимальные суммы репарационных платежей могли составить 110 млн. золотых марок, в 1927/28 – 500, в 1928/29 – 1250.
Из упомянутого выше следует, что план Дауэса предусматривал некоторые изменения в железнодорожной системе Германии, а именно: превращение железных дорог в акционерные общества; привлечение их к выплате репарационных платежей посредством ипотечных закладных листов.
Данная инициатива представляется разумной, поскольку, по оценкам экспертов Комитета, основной капитал немецких железных дорог составлял тогда значительную сумму – 26 млрд. золотых марок. Перед тем, как предложить реформы по железнодорожной сфере, Комиссия проанализировала состояние железных дорог, критику управления железными дорогами, а также предложения по обновлению железнодорожной политики.
По заключению Комиссии, основной ошибкой в прежней системе управления дорогами стало недостаточно активное проведение хозрасчёта. Д.М. Бухарцев оценил такую позицию следующим образом: «Главной задачей железной дороги должно стать выколачивание возможно большей чистой прибыли, а не забота об интересах населения и народного хозяйства».
Комиссия настаивала на сокращении штата служащих с 936 до 793 тыс. человек, на изъятии железных дорог из ведения германского правительства и передаче их в управление специальному обществу, которое должно было выпустить акции суммой на 15 млрд. золотых марок и облигации – на 11 млрд. золотых марок. Все облигации передавались уполномоченному Репарационной Комиссией, которая получала 6% на каждую облигацию.
Союзники приобретали право примерно на половину стоимости германской железнодорожной сети и более 500 тыс. золотых марок процентов ежегодно. Иными словами, Германия должна была закладывать свои железнодорожные дороги Репарационной Комиссии, а та, в свою очередь – перепродавать облигации на рынке.
Акции на 15 млрд. золотых марок делились на два вида:
Влияние плана Дауэса на международные отношения
В первую очередь стоит отметить, что главной особенностью данного плана являлась его тесная связь с понятием международного и внутригосударственного кредита: осуществление плана во многом зависело от степени доверия стран-кредиторов по отношению к Германии. С одной стороны, план был направлен на финансовое восстановление Веймарской республики, с другой – способствовал хозяйственному восстановлению всех стран Центральной и Восточной Европы. Кроме того, претворение плана в жизнь позволяло США, стране, которая к тому времени уже завоевала статус мирового банкира, перейти в «континентально-европейское наступление», с тем, чтобы поместить накопленные богатства в Германии и соседних ей странах.
Очевидно, что Америка стремилась сосредоточить в своих руках народное хозяйство Германии. Контроль над железными дорогами позволял Америке устанавливать тарифы на перевозимые товары так, чтобы предотвратить всякую возможность конкуренции с Германией в наиболее перспективных для той областях; или, наоборот, способствовать развитию тех отраслей германской промышленности, существование которых было выгодно для США.
В области промышленности также формировался механизм, с помощью которого Америка – по разработанному ей плану – могла направлять промышленное развитие Германии по задуманному ей пути: Америка контролирует банки – банки предоставляют кредиты и ссуды промышленности, тем самым регулируют её. Комиссары и их помощники в банке, промышленности, на железных дорогах служили глазами и ушами Америки. Финансовые пункты плана были составлены таким образом, что значительная часть репараций исходила за счёт увеличения налогов, что ложилось тяжким бременем на граждан Германии.
Поскольку к моменту составления плана Дауэса соперничество между Америкой и Англией достигло своего апогея – борьба американских и английских товаров велась почти на всех рынках мира и «являлось осью мировой политики и экономики», – многие увидели в нём возможность для разрешения капиталистических противоречий и мирного сотрудничества между двумя странами.
Однако вскоре стало ясно, что такая идея была не больше, чем утопией. Американская буржуазия хотела воспользоваться дешёвыми германскими товарами, чтобы сместить Англию с её традиционных позиций. С помощью плана Дауэса американский капитал устанавливал в Германии плановую систему экономики: германская промышленность должна была производить то, что Америка вывозила бы в азиатские и южно-американские страны. С помощью плана Дауэса американский империализм стремился захватить промышленные и сырьевые колонии.
Тем не менее, план Дауэса способствовал стабилизации экономики и политического строя Веймарской республики. На Лондонской конференции в 1924 году Франция и Бельгия пообещали приступить к военной эвакуации Рура в случае успешной реализации плана Дауэса, что, в целом, означало преодоление Рурского кризиса.
Франция одобрила план под давлением американцев. Как только план Дауэса вступил в силу, на Германию «пролился золотой дождь иностранных кредитов и инвестиций», 70% из них происходили из Америки. Репарации перестали сдерживать развитие германской экономики.