В чем заключается постоянный нейтралитет государств

Постоянно нейтральное государство.

В чем заключается постоянный нейтралитет государств. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается постоянный нейтралитет государств фото. В чем заключается постоянный нейтралитет государств-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается постоянный нейтралитет государств. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается постоянный нейтралитет государств. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается постоянный нейтралитет государств фото. В чем заключается постоянный нейтралитет государств-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается постоянный нейтралитет государств. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается постоянный нейтралитет государств. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается постоянный нейтралитет государств фото. В чем заключается постоянный нейтралитет государств-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается постоянный нейтралитет государств. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается постоянный нейтралитет государств. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается постоянный нейтралитет государств фото. В чем заключается постоянный нейтралитет государств-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается постоянный нейтралитет государств. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается постоянный нейтралитет государств. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается постоянный нейтралитет государств фото. В чем заключается постоянный нейтралитет государств-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается постоянный нейтралитет государств. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается постоянный нейтралитет государств. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается постоянный нейтралитет государств фото. В чем заключается постоянный нейтралитет государств-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается постоянный нейтралитет государств. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствую­щего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие та­кого договора не обусловлено каким-либо сроком — он заклю­чается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать прави­ла нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам между­народного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности, Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухо­путной войне (пятая конвенция) и морской войне (тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недо­пустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо­роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета, закрепляется как международным договором, так и национальным правовым ак­том государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом прин­ципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления ста­туса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важ­но лишь, чтобы в этом случае данный статус получил призна­ние других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралите­та принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В чем заключается постоянный нейтралитет государств. image001. В чем заключается постоянный нейтралитет государств фото. В чем заключается постоянный нейтралитет государств-image001. картинка В чем заключается постоянный нейтралитет государств. картинка image001В современный период этот статус имеют Швейцария, Ав­стрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтвер­ждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подпи­савшие соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швей­царии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и не­прикосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейца­рии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейца­рии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе второй мировой войны великие держа­вы — СССР, США, Англия, Франция — заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Авст­рии в том виде, как это установлено названным договором. Ав­стрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного ут­верждения своей внешней независимости и неприкосновенно­сти своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в зако­не закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы, и не будет допускать соз­дания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными держава­ми и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

В чем заключается постоянный нейтралитет государств. 640 1. В чем заключается постоянный нейтралитет государств фото. В чем заключается постоянный нейтралитет государств-640 1. картинка В чем заключается постоянный нейтралитет государств. картинка 640 1

На международном совещании в Женеве 14 стран по уре­гулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове­щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, един­ство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, ка­сающееся суверенитета, независимости, территориальной це­лостности и неприкосновенности, нейтралитета и национально­го единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязатель­ство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтрали­тета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, всту­пившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики. Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в ко­торой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.5

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозгла­шен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конститу­цию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоян­ном нейтралитете Туркменистана» от 12 декабря 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамб­леи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содер­жание указанных документов и закрепляется положение, со­гласно которому «признанный сообществом нейтралитет Турк­менистана является основой его внутренней и внешней поли­тики».

Таким образом, только полноправный субъект междуна­родного права — государство — может обладать статусом по­стоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из стату­са постоянно-нейтрального государства, не могут служить ог­раничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных кон­фликтах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе дейст­вий.

Современное международное право, ликвидировавшее «пра­во на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюде­ния международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополнительные гарантии его обеспечения.

Источник

Международное право

В чем заключается постоянный нейтралитет государств. stw. В чем заключается постоянный нейтралитет государств фото. В чем заключается постоянный нейтралитет государств-stw. картинка В чем заключается постоянный нейтралитет государств. картинка stw

Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности

Важным международно-правовым средством обеспечения международной безопасности является нейтралитет. В современных международных отношениях существуют следующие виды нейтралитета: постоянный, позитивный, традиционный и договорный.

Постоянный нейтралитет — это международно-правовой статус суверенного государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, не входить в военные союзы (блоки), не разрешать строительство военных баз иностранных государств на своей территории. Целостность и неприкосновенность такого государства, с одной стороны, закрепляется внутригосударственными актами, с другой стороны, может гарантироваться международным договором, участниками которого являются другие государства.

Постоянно нейтральными государствами являются, в частности, Швейцария и Австрия.

Позитивный нейтралитет (движение неприсоединения) предполагает неучастие в военных союзах государств, активное участие в борьбе за предотвращение войны, сохранение мира, за разоружение. Политику позитивного нейтралитета проводят около 100 государств Азии, Африки и Латинской Америки.

Движение неприсоединения руководствуется следующими принципами: обеспечение международного мира и безопасности, разрядка международной напряженности, прекращение гонки вооружений, перестройка международных экономических отношений на справедливых и демократических началах, установление нового международного информационного порядка.

Высшим форумом движения неприсоединения является Конференция глав государств и правительств неприсоединившихся стран, которая созывается один раз в три года. Реализация решений Конференции возложена на Координационное бюро, созданное в 1973 г. Члены бюро избираются на основе принципа представительства по регионам.

Традиционный нейтралитет — это не оформленный в международном договоре нейтралитет государства, но соблюдаемый им добровольно в течение длительного времени (например, Швеция). Основным признаком традиционного нейтралитета является то, что он выражает нейтральную позицию государства во время войны.

Традиционный нейтралитет отличается от постоянного тем, что постоянно нейтральное государство проводит нейтралитет, основанный на международном договоре, постоянно. Традиционный нейтралитет не связан с международно-правовыми обязательствами и может быть прекращен в одностороннем порядке в любой момент.

Договорный нейтралитет — это такой нейтралитет, при котором права и обязанности сторон определяются международным договором.

Так, в соответствии с Договором о согласии и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой (Оттава, 19 июня 1992 г.)

Российская Федерация и Канада соглашаются воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости друг друга и решать любые взаимные споры мирными средствами, используя для этого механизмы ООН, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и другие международные соглашения, участниками которых они являются. Если одна из сторон станет объектом вооруженной агрессии, другая сторона, в соответствии со своими договоренностями и отношениями в области безопасности и обороны, не будет оказывать агрессору военную или любую другую помощь. Если одна из сторон считает, что возникающая ситуация угрожает международному миру или жизненно важным интересам ее безопасности, то по ее просьбе будут проведены двусторонние консультации.

Источник

§ 4. Постоянно-нейтральное государство

В чем заключается постоянный нейтралитет государств. yurist. В чем заключается постоянный нейтралитет государств фото. В чем заключается постоянный нейтралитет государств-yurist. картинка В чем заключается постоянный нейтралитет государств. картинка yurist

Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствую­щего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие та­кого договора не обусловлено каким-либо сроком — он заклю­чается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать прави­ла нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам между­народного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности, Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухо­путной войне (пятая конвенция) и морской войне (тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недо­пустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо­роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым ак­том государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом прин­ципов и норм международного правам Отражением указанного права является выбор государством способов установления ста­туса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важ­но лишь, чтобы в этом случае данный статус получил призна­ние других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралите­та принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Ав­стрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтвер­ждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подпи­савшие соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швей­царии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и не­прикосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейца­рии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейца­рии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе второй мировой войны великие держа­вы — СССР, США, Англия, Франция — заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Авст­рии в том виде, как это установлено названным договором. Ав­стрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного ут­верждения своей внешней независимости и неприкосновенно­сти своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в зако­не закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать соз­дания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными держава­ми и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по уре­гулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове­щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, един­ство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, ка­сающееся суверенитета, независимости, территориальной це­лостности и неприкосновенности, нейтралитета и национально­го единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязатель­ство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтрали­тета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, всту­пившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в ко­торой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозгла­шен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конститу­цию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоян­ном нейтралитете Туркменистана» от 12 декабря 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамб­леи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содер­жание указанных документов и закрепляется положение, со­гласно которому «признанный сообществом нейтралитет Турк­менистана является основой его внутренней и внешней поли­тики».

Таким образом, только полноправный субъект международного права — государство — может обладать статусом по­стоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из стату­са постоянно-нейтрального государства, не могут служить ог­раничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных кон­фликтах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе дейст­вий.

Современное международное право, ликвидировавшее «пра­во на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюде­ния международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни­тельные гарантии его обеспечения.

Источник

НЕЙТРАЛИТЕТ

По­ня­тие нейтралитета как юри­дического ин­сти­ту­та, оп­ре­де­ляю­ще­го в пол­ном объ­ё­ме вза­им­ные пра­ва и обя­зан­но­сти воюю­щих и не уча­ст­вую­щих в вой­не го­су­дарств, скла­ды­ва­ет­ся в Но­вое вре­мя, ко­гда фор­ми­ру­ет­ся ме­ж­ду­народное со­об­ще­ст­во го­су­дарств. Пер­во­на­чаль­но обя­зан­но­сти ней­траль­но­го го­су­дар­ст­ва ог­ра­ни­чи­ва­лись воз­дер­жа­ни­ем от воо­руженного уча­стия в вой­не, но оно мог­ло пре­дос­тав­лять свою тер­ри­то­рию для про­хо­да войск од­но­го из воюю­щих и т. д. Позд­нее нейтралитет стал пред­по­ла­гать пол­ное воз­дер­жа­ние от ка­ко­го бы то ни бы­ло со­дей­ст­вия го­су­дар­ст­ву, ве­ду­ще­му вой­ну, и стро­го бес­при­стра­ст­ное от­но­ше­ние к обе­им воюю­щим сто­ро­нам. В современном пра­ве раз­ли­ча­ют воо­руженный нейтралитет, нейтралитет в воо­руженном кон­флик­те и по­сто­ян­ный ней­тра­ли­тет.

В дек­ла­ра­ции бы­ли вы­дви­ну­ты основные по­ло­же­ния, об­ра­зо­вав­шие прин­цип во­оруженного нейтралитета: 1) ней­траль­ные го­су­дар­ст­ва име­ют пра­во тор­гов­ли с воюю­щи­ми державами, а так­же пра­во сво­бод­но­го пла­ва­ния ней­траль­ных су­дов у бе­ре­гов воюю­щих государств; 2) соб­ст­вен­ность не­при­яте­ля, на­хо­дя­щая­ся на ней­траль­ном ко­раб­ле, ес­ли она не яв­ля­ет­ся во­енной кон­тра­бан­дой, не­при­кос­но­вен­на и не мо­жет быть за­хва­че­на воюю­щи­ми державами; 3) во­енной кон­тра­бан­дой при­зна­ют­ся толь­ко гру­зы, пред­на­зна­чен­ные не­по­сред­ст­вен­но для ве­де­ния во­енных дей­ст­вий (ору­жие, аму­ни­ция); 4) бло­ки­ро­ван­ным воюю­щей сто­ро­ной счи­та­ет­ся толь­ко та­кой порт ней­траль­но­го го­су­дар­ст­ва, вход в ко­то­рый пред­став­ля­ет яв­ную опас­ность вслед­ст­вие уг­ро­зы со сто­ро­ны рас­по­ло­жен­ных вбли­зи во­енно-морских су­дов бло­ки­рую­ще­го го­су­дар­ст­ва. Принципы вооруженного нейтралитета нашли отражение и в Гаагских конвенциях 1907 года (о захва­те торговых нейтральных судов), а также в Лон­донском протоколе 1936 года и Ни­он­ском со­глашении 1937 года (о действиях под­вод­ных лодок по отношению к тор­говым судам в военное время).

Кон­вен­ция о пра­вах и обя­зан­но­стях ней­траль­ных дер­жав в слу­чае морской вой­ны (1907 год) обя­зы­ва­ет воюю­щих ува­жать вер­хов­ные пра­ва ней­траль­ных дер­жав и воз­дер­жи­вать­ся на ней­траль­ной тер­ри­то­рии или в ней­траль­ных во­дах от вся­ких дей­ст­вий, ко­то­рые со­ста­ви­ли бы со сто­ро­ны дер­жав, ко­то­рые их до­пус­ка­ют, не­со­блю­де­ние их ней­тра­ли­те­та. Вос­пре­ща­ют­ся вся­кие вра­ж­деб­ные дей­ст­вия, вклю­чая за­хват и осу­ще­ст­в­ле­ние пра­ва ос­мот­ра гражданских су­дов, со­вер­шае­мые во­енными су­да­ми воюю­щих дер­жав. Вос­пре­ща­ет­ся воюю­щим соз­да­вать из ней­траль­ных пор­тов и вод ба­зу морских опе­ра­ций про­тив сво­их не­при­яте­лей. Ней­траль­ное го­су­дар­ст­во мо­жет раз­ре­шить пе­ре­воз­ку по сво­ей тер­ри­то­рии ра­не­ных и боль­ных, при­над­ле­жа­щих к воюю­щим ар­ми­ям, под ус­ло­ви­ем, чтоб ве­зу­щие их по­ез­да не пе­ре­во­зи­ли ни войск, ни во­енных при­па­сов. В этом слу­чае ней­траль­ное го­су­дар­ст­во обя­за­но при­нять не­об­хо­ди­мые ме­ры пре­д­ос­то­рож­но­сти и над­зо­ра.

Ста­тус по­сто­ян­но­го нейтралитета не ли­ша­ет го­су­дар­ст­ва пра­ва на са­мо­обо­ро­ну. Та­кой ста­тус за­кре­п­ля­ет­ся ме­ж­ду­народным до­го­во­ром или национальным за­ко­но­да­тель­ст­вом. В XXI веке по­сто­ян­но­го нейтралитета при­дер­жи­ва­ют­ся Ав­ст­рия (За­кон о по­сто­ян­ном ней­тра­ли­те­те от 26.10.1955 года), Кам­бод­жа (Со­гла­ше­ние, ка­саю­щее­ся су­ве­ре­ни­те­та, не­за­ви­си­мо­сти, тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти, не­при­кос­но­вен­но­сти, ней­тра­ли­те­та и национального един­ст­ва от 23.10.1991 года), Ла­ос (Дек­ла­ра­ция о ней­тра­ли­те­те от 23.07.1962 года), Маль­та (Дек­ла­ра­ция от­но­си­тель­но ней­тра­ли­те­та от 14.05.1981 года), Турк­ме­ния (За­кон о по­сто­ян­ном ней­тра­ли­те­те от 27.12.1995 года) и Швей­ца­рия [Акт от­но­си­тель­но при­зна­ния и га­ран­тии по­сто­ян­но­го ней­тра­ли­те­та Швей­ца­рии и не­при­кос­но­вен­но­сти ее тер­ри­то­рии от 08(20).11.1815 года].

Источник

Нейтральные государства Европы: какова их роль в системе международных отношений?

В контексте торжеств по поводу 75-летия разгрома фашизма не теряет актуальности вопрос о роли и месте нейтральных государств Европы в системе международных отношений.

В чем заключается постоянный нейтралитет государств. . В чем заключается постоянный нейтралитет государств фото. В чем заключается постоянный нейтралитет государств-. картинка В чем заключается постоянный нейтралитет государств. картинка

Исторический экскурс

Дистанцирование от альянса

Конечно, когда мы рассуждаем о нейтралитете отдельных европейских стран, нужно понимать, что во многих случаях он носит все-таки относительный характер. Тот факт, что почти все ныне нейтральные государства являются членами ЕС, предполагает, в частности, их вовлеченность в европейскую политику безопасности и обороны. Пожалуй, только Швейцария может претендовать на стопроцентный нейтральный статус.

Но все-таки в современных геополитических условиях для стран Старого Света приверженность нейтралитету означает прежде всего дистанцирование от НАТО. И сейчас есть страны, где между ведущими политическими силами существует национальный консенсус по модальностям сохранения традиционной нейтральной политики. К такого рода государствам кроме Швейцарии относятся Ирландия и Кипр. В других же странах в политических кругах ведутся серьезные дискуссии на тему сохранения нейтралитета или его ревизии.

Как правило, в данном отношении существенным фактором является идеологическая ориентация тех или иных партий. К примеру, левые, левоцентристские партии и ориентированные на них социальные организации, в частности профсоюзы, привержены сохранению нейтрального статуса своих стран. Социал-демократия Финляндии, Швеции и Австрии, как и в эпоху холодной войны, исходит из того, что национальным интересам этих государств невыгодно вступление в какой-либо военно-политический блок. Как считает лидер левосоциалистической партии «Шинн Фейн» (после недавних выборов ставшей самой популярной партией в Ирландии) Мэри Лу Макдональд, «было бы глупо сегодня даже размышлять о возможном присоединении Ирландии к НАТО». «Зеленые» партии нейтральных стран, настаивая на более глубоком внешнеполитическом сотрудничестве внутри ЕС, тоже возражают против «североатлантической» опции.

Наоборот, правоцентристы и либералы в нейтральных североевропейских странах, Австрии и на Мальте полагают, что нужен широкий национальный диалог по поводу взаимоотношений этих государств с НАТО. Поскольку многие политики из такого лагеря (прежде всего страны Северной Европы) находятся на достаточно четких антироссийских позициях и не скрывают, что опасаются «угрозы из Москвы», эта пронатовская ориентация правых сил нейтральных стран вполне логична. С другой стороны, именно силы правого центра в нейтральных странах (в отличие от левого фланга) выступают за рост военных расходов и укрепление военно-политических отношений с США. Если в годы холодной войны первенство в пронатовских настроениях в нейтральных странах Европы принадлежало крайне правым партиям, то сегодня эти политические силы стали занимать более взвешенную позицию. Они не против расширения военно-политического измерения в отношении западноевропейских стран, но при этом теперь вполне лояльно относятся к нейтральному статусу своей страны.

Фактор НАТО

Опыт последних лет показывает, что натовский пакт настроен не только на расширение альянса на восток за счет бывших социалистических государств. Одной из задач программы «Партнерство во имя мира», запущенной еще в 1994 году, было и сближение НАТО с традиционными нейтральными странами Старого Света. Почти все они стали участниками этой программы, а затем вступили в Совет евроатлантического партнерства. Не забудем и о том, что, участвуя в ЕС, нейтральные государства разделяют и курс Евросоюза на стратегическое партнерство с НАТО.

Наиболее успешным сегодня представляется демарш альянса на северном направлении. Финляндия и Швеция присоединились к силам быстрого реагирования НАТО, продолжают работу над стандартизацией национальных вооружений с натовскими образцами. На территории двух североевропейских государств время от времени проводятся военные учения с участием военнослужащих альянса. Посол Швеции в НАТО в своих статьях рассуждает о том, что «неприсоединение к военным союзам не означает нейтралитет», хотя такая точка зрения не принимается единодушно в шведской политической элите. Но, так или иначе, в 2016 году был принят правительственный меморандум, направленный на оказание эффективной поддержки военным мероприятиям НАТО на территории королевства. Очевидно, что такой вот «нейтралитет XXI века» в исполнении Финляндии и Швеции весьма трудно назвать дружественным по отношению к России.

Активен Североатлантический альянс и в отношении других нейтральных стран. Однако Ирландия, Австрия, равно как и средиземноморские островные нейтральные страны, совсем не рвутся сегодня в НАТО. Во многом потому, что их руководители трезво оценивают геополитические реалии и критично смотрят на действия Соединенных Штатов на мировой арене. Как отметил, к примеру, канцлер Австрии Себастьян Курц, «США по-прежнему являются сильнейшим военным и экономическим государством в мире, но для нас они стали более непредсказуемым партнером».

Актив для России?

Естественно, в нынешней достаточно конфронтационной обстановке в Европе будущее взаимоотношений России с рассматриваемыми в статье государствами во многом зависит от того, настроены ли они сохранять реальный нейтралитет в перспективе. Не так давно председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев в этой связи заявил: «Я бы подумал над тем, чтобы нам официально провозгласить в нашей военной доктрине, что страны, которые придерживаются нейтралитета, не входят в военное планирование России».

Отрадно, конечно, что в 2018 году внешнеторговый оборот России с большинством нейтральных стран вырос (с Финляндией он достиг почти 15 млрд евро, с Австрией увеличился более чем на 40%). Но внешнеполитические разногласия между РФ и Евросоюзом просто не могут не сказаться на развитии взаимоотношений и с нейтральными государствами. Да, лидеры тех же североевропейских стран предпочитают не обострять ситуацию. Так, президент Финляндии Саули Нийнисте повторяет, что вопрос о вступлении в НАТО для его страны не является сегодня актуальным. Как говорит глава Суоми, «у нас настолько хорошие отношения с Россией, насколько это возможно. учитывая ситуацию с Крымом, Украиной, а также санкции». К слову, одним из «протагонистов» политики санкций внутри ЕС является Швеция. После присоединения Крыма к РФ Стокгольм принял решение отказаться от регулярных контактов с

Москвой по линии различных министерств, а посол России в Швеции заявил о беспрецедентном уровне русофобии в этой стране.

Среди нейтральных государств современной Европы есть страны (Ирландия и Швейцария), уровень политических и экономических отношений с которыми у России, мягко говоря, невысокий. Впрочем, эти республики совсем не стремятся в Североатлантический альянс.

Наоборот, есть и те государства, которые можно было бы занести в актив. Частные инвестиции российского происхождения очень важны для экономического развития Мальты и особенно Кипра. Увеличивается число россиян, владеющих недвижимостью в этих странах. Кипр в разгар глобального финансово-экономического кризиса получил серьезную помощь из Москвы. Как и с Кипром, существуют сильные культурные и духовные связи между нашей страной и Сербией. Недавняя гуманитарная помощь сербам в преодолении проблем, связанных с пандемией коронавируса, подтверждает дружественный характер наших взаимоотношений. Очевидно, что руководство этих государств понимает все риски, с которыми могут столкнуться названные страны в случае «натовского» выбора.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6689) от 29.05.2020 под заголовком «Нейтралитет ХХI века».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *