В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс

1. Что является главной частью любого увеличительного прибора?
Главной частью любого увеличительного прибора является линза.

2. В чем отличие штативной лупы от ручной?

Штативная лупа имеет приспособление для жесткой установки или крепления ее на любой ровной поверхности. Это приспособление и есть штатив. А ручная лупа снабжена только ручкой.

3. Опишите, как устроен световой микроскоп. Каково значение каждой из его частей?

4. В чем заключаются правила работы со световым микроскопом?

1. поставить микроскоп штативом к себе против левого плеча на расстояние 5-8 см от края стола.
2. опустить зрительную трубку вниз на 1-2 мм от предметного столика.
3. вращайте (осторожно) пока не добьётесь комфортного и чёткого изображения (не бьющего и не мутного).

5. Расскажите об устройстве электронного микроскопа. Во сколько раз он увеличивает изображение объекта?

6. Какие объекты удобнее рассматривать с помощью ручной лупы; штативной лупы; светового микроскопа; электронного микроскопа?

Ручная лупа предназначена для первичного осмотра мелких предметов/насекомых и т.д., чтения мелкого шрифта. Штативная лупа же предназначена для более детального рассмотрения, при этом она освобождает обе руки, что удобно для ювелиров, при создании коллекций насекомых, на производствах и т.п.
Световой микроскоп предназначен для рассмотрения клеточного строения того или иного микропрепарата ( срез листа, ротовой аппарат насекомого, строения протиста), однако ввиду недостаточного увеличения под ним не всегда можно разглядеть мелкие клетки.
Световой микроскоп же дает максимально мощное увеличение, позволяя рассмотреть даже самые мелкие клетки.

7. Подготовьте сообщение об истории открытий увеличительных приборов.

Источник

Статья Методическая разработка урока 5 класс «Устройство микроскопа и правила работы с ним». Автор: Кун Лариса Алексеевна

Автор: Кун Лариса Алексеевна

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи: 1) познакомить учащихся с устройством светового микроскопа, назначением его частей, определением увеличения микроскопа;

2) научить учащихся работать со световым микроскопом, соблюдая правила работы с ним;

3) начать формировать понятие о клетке и клеточном строении организмов.

· Личностные: сформировать познавательные интересы и мотивы исследовательской деятельности; заложить основы знаний о правилах работы с оптическими приборами с целью здоровьесбережения, гигиенические навыки работы с микроскопом.

· Метапредметные: овладение составляющими элементами методов исследований: наблюдения, проведения эксперимента, оформления результатов, нахождения информации в тексте учебника.

· Предметные: изучить устройство светового микроскопа; знать назначение частей микроскопа; научиться работать с ним; ознакомиться с историей создания светового микроскопа и открытием клеточного строения организмов; убедиться в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.

Автор: Кун Лариса Алексеевна

Урок биологии в 5 классе на тему: «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи: 1) познакомить учащихся с устройством светового микроскопа, назначением его частей, определением увеличения микроскопа;

2) научить учащихся работать со световым микроскопом, соблюдая правила работы с ним;

3) начать формировать понятие о клетке и клеточном строении организмов.

сформировать познавательные интересы и мотивы исследовательской деятельности; заложить основы знаний о правилах работы с оптическими приборами с целью

, гигиенические навыки работы с микроскопом.

овладение составляющими элементами методов исследований: наблюдения, проведения эксперимента, оформления результатов, нахождения информации в тексте учебника.

изучить устройство светового микроскопа; знать назначение частей микроскопа; научиться работать с ним; ознакомиться с историей создания светового микроскопа и открытием клеточного строения организмов; убедиться в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.

Основные понятия, изучаемые на уроке: микроскоп, окуляр, объектив, тубус, штатив, предметный столик, зажимы, зеркало, винты, клетка.

Оборудование: световой микроскоп, салфетка, готовый микропрепарат клетки растения (животного), учебник, рабочая тетрадь, презентация, интерактивная доска, сообщение учащегося.

Организационная структура урока

Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно и скорей начнём урок.

Анализ предыдущей лабораторной работы

Небрежность в оформлении; неточность обозначений частей лупы; нет разделения отдельных опытов, всё смешано; не все были внимательны и не написали вывод по работе.

Учащиеся смотрят в своих работах, находят что сделано не правильно, запоминают, чтобы в следующей работе не допустить подобных ошибок. Если есть вопросы, то на них учитель отвечает.

Повторение материала, позволяющего вспомнить уже изученный материал. Фронтальная беседа по вопросам:

Какой предмет вы начали изучать в этом году?

Дайте определение биологии.

Как называется оболочка Земли, в которой распространены живые организмы?

Какие сферы Земли образуют биосферу?

А какие царства живой природы существуют на Земле?

В каких средах они обитают?

Все ли живые организмы можно рассмотреть обычным глазом?

А чем же можно воспользоваться для этого?

Какие же увеличительные приборы вы знаете?

Что же можно рассмотреть с их помощью?

Вы все молодцы. Хорошо поработали. А сейчас мы перейдём к чему-то загадочному.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Дают определение биологии.

Литосфера, атмосфера, гидросфера.

В воздушной, наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной.

Перечисляют все признаки различий.

Нет, не все. Есть микроорганизмы, они очень малы.

Можно воспользоваться увеличительными приборами.

Мы знаем из увеличительных приборов лупу и микроскоп.

Можно рассмотреть бактерии, другие мелкие организмы.

Форма контроля: индивидуальный контроль.

Создание проблемной ситуации

Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья. Давайте скорее его прочитаем.

Правильно. Познакомиться с увеличительным прибором, его устройством и правилами работы.

Итак, откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

Запись числа (на доске) и темы урока (слайд презентации).

Учащиеся слушают текст письма.

Открывают рабочие тетради и записывают число и тему урока.

Форма контроля: педагогическое наблюдение

Изучение нового материала

Кто же изобрёл микроскоп?

Ну что же. Давайте послушаем сообщение (слайд презентации).

Если у детей возникнут вопросы, то ответить на них.

А теперь откройте свой учебник на странице 25 и прочитайте текст самостоятельно про себя. Затем отвечают на вопросы: а) кто же усовершенствовал и применил микроскоп для исследований организмов? (слайд презентации)

Б) что он рассматривал? (слайд презентации)

В) что же он увидел и как назвал? (слайд презентации)

Г) кто продолжил конструировать и усовершенствовать микроскоп? (слайд презентации)

Д) что он открыл? (слайд презентации)

Так началось изучение клеточного строения организмов.

Что ж, пришло время изучить устройство светового микроскопа. В своих тетрадях запишите: «Лабораторная работа №2».

Откройте учебник на странице 22. Наша задача: изучить текст «световой микроскоп», в котором указано, для чего необходима каждая часть микроскопа. А потом найти эти части у выданных вам микроскопов.

По ходу изучения устройства микроскопа в презентации «Части микроскопа» высвечиваются слова: окуляр, объектив, тубус, штатив, винты, предметный столик, зеркало, зажимы (слайд презентации)

Что такое «объектив»?

Где находится тубус?

Для чего нужен предметный столик?

Зачем нужно зеркало?

А зачем нужны зажимы?

Для чего служит штатив?

Итак, мы с вами ознакомились с устройством микроскопа. Теперь, вы наклеиваете выданные вам рисунки микроскопов в тетрадь и подписываете каждую часть микроскопа (не на самом рисунке, а справа или слева от рисунка) – (слайд презентации).

Когда закончат ученик класса проводит физкультминутку.

Теперь можно ознакомиться с правилами работы с микроскопом. Они у вас в учебнике описаны на странице 24 и выделены зелёным фоном. Все найдите их и читаете самостоятельно. Особое внимание уделить настройке микроскопа и правильному наведению видимости микропрепарата (тубус опустить до рассматриваемого объекта на расстояние 1-2 мм от него, при этом смотреть сбоку на объектив, а не в окуляр). Настраивать чёткое изображение, глядя в окуляр и винты очень медленно крутя от себя.

Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение даёт микроскоп, с которым он работает. Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом: увеличение окуляра х увеличение объектива =

Подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа.

Источник

Биология. 5 класс

Конспект урока

Урок 4. Увеличительные приборы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Лупа, световой микроскоп, окуляр, объектив

Лупа – простейший увеличительный прибор, состоящий из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой.

Световой микроскоп – сложный оптический прибор для рассматривания предметов с увеличением в десятки, сотни и тысячи раз.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Живые организмы состоят из клеток. Некоторые клетки можно увидеть, а размеры других настолько малы, что их практически не возможно рассмотреть без использования увеличительных приборов. Метод наблюдения требует усилить человеческий глаз для того, чтобы детально рассмотреть внутреннее и внешнее строение живых организмов.

Для изучения строения клеток используют увеличительные приборы.

Лупа – простейший увеличительный прибор. Лупа состоит из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные и штативные.

Ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект от 2 до 20 раз.

Штативная лупа увеличивает объект в 10–20 раз.

С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно.

Световой микроскоп (от греч. макрос – малый и скопео – смотрю) – оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.

Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса (от лат. тубус – трубка). В верхней части тубуса находится окуляр (от лат. окулус – глаз). Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса находится объектив (от лат. объектум – предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу и поднимается и опускается с помощью винтов. На штативе находится также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Рассматриваемый на предметном стекле объект помещается на предметный столик и закрепляется на нём с помощью зажимов.

Главный принцип работы светового микроскопа заключается в том, что лучи света проходят через прозрачный (или полупрозрачный) объект исследования, который находится на предметном столике, и попадают на систему линз объектива и окуляра, увеличивающих изображение. Современные световые микроскопы способны увеличивать изображение до 3600 раз.

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств

Текст вопроса: Установите соответствие:

Источник

«Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».

В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс. 20210413 vu tg sbscrb2. В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс фото. В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс-20210413 vu tg sbscrb2. картинка В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс. картинка 20210413 vu tg sbscrb2

«Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».

В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс. empty avatar. В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс фото. В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс-empty avatar. картинка В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс. картинка empty avatar

Содержимое разработки

Урок биологии в 5 классе на тему: «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи: 1) познакомить учащихся с устройством светового микроскопа, назначением его частей, определением увеличения микроскопа;

2) научить учащихся работать со световым микроскопом, соблюдая правила работы с ним;

3) начать формировать понятие о клетке и клеточном строении организмов.

Личностные: сформировать познавательные интересы и мотивы исследовательской деятельности; заложить основы знаний о правилах работы с оптическими приборами с целью здоровьесбережения, гигиенические навыки работы с микроскопом.

Метапредметные: овладение составляющими элементами методов исследований: наблюдения, проведения эксперимента, оформления результатов, нахождения информации в тексте учебника.

Предметные: изучить устройство светового микроскопа; знать назначение частей микроскопа; научиться работать с ним; ознакомиться с историей создания светового микроскопа и открытием клеточного строения организмов; убедиться в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.

Основные понятия, изучаемые на уроке: микроскоп, окуляр, объектив, тубус, штатив, предметный столик, зажимы, зеркало, винты, клетка.

Оборудование: световой микроскоп, салфетка, готовый микропрепарат клетки растения (животного), учебник, рабочая тетрадь, презентация, интерактивная доска, сообщение учащегося.

Организационная структура урока

Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно и скорей начнём урок.

Анализ предыдущей лабораторной работы

Небрежность в оформлении; неточность обозначений частей лупы; нет разделения отдельных опытов, всё смешано; не все были внимательны и не написали вывод по работе.

Учащиеся смотрят в своих работах, находят что сделано не правильно, запоминают, чтобы в следующей работе не допустить подобных ошибок. Если есть вопросы, то на них учитель отвечает.

Повторение материала, позволяющего вспомнить уже изученный материал. Фронтальная беседа по вопросам:

Какой предмет вы начали изучать в этом году?

Дайте определение биологии.

Как называется оболочка Земли, в которой распространены живые организмы?

Какие сферы Земли образуют биосферу?

А какие царства живой природы существуют на Земле?

В каких средах они обитают?

А по каким признакам живые организмы отличаются от неживого?

Все ли живые организмы можно рассмотреть обычным глазом?

А чем же можно воспользоваться для этого?

Какие же увеличительные приборы вы знаете?

Что же можно рассмотреть с их помощью?

Вы все молодцы. Хорошо поработали. А сейчас мы перейдём к чему-то загадочному.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Дают определение биологии.

Литосфера, атмосфера, гидросфера.

В воздушной, наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной.

Перечисляют все признаки различий.

Нет, не все. Есть микроорганизмы, они очень малы.

Можно воспользоваться увеличительными приборами.

Мы знаем из увеличительных приборов лупу и микроскоп.

Можно рассмотреть бактерии, другие мелкие организмы.

Форма контроля: индивидуальный контроль.

Создание проблемной ситуации

Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья. Давайте скорее его прочитаем.

Привет, мальчишки и девчонки из 5 «Г» класса! Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки! Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стёкла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звёзды. А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов. Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?

С уважением, ваш Стекляшкин.

Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин?

Правильно. Познакомиться с увеличительным прибором, его устройством и правилами работы.

Итак, откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

Запись числа (на доске) и темы урока (слайд презентации).

Учащиеся слушают текст письма.

Открывают рабочие тетради и записывают число и тему урока.

В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс. 99720664 1. В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс фото. В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс-99720664 1. картинка В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс. картинка 99720664 1

Форма контроля: педагогическое наблюдение

Изучение нового материалаВ чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс. 99720664 2. В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс фото. В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс-99720664 2. картинка В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс. картинка 99720664 2

Кто же изобрёл микроскоп?

Ну что же. Давайте послушаем сообщение (слайд презентации).

Если у детей возникнут вопросы, то ответить на них.

А теперь откройте свой учебник на странице 25 и прочитайте текст самостоятельно про себя. Затем отвечают на вопросы: а) кто же усовершенствовал и применил микроскоп для исследований организмов? (слайд презентации)

Б) что он рассматривал? (слайд презентации)

В) что же он увидел и как назвал? (слайд презентации)

Г) кто продолжил конструировать и усовершенствовать микроскоп? (слайд презентации)

Д) что он открыл? (слайд презентации)

Так началось изучение клеточного строения организмов.

Что ж, пришло время изучить устройство светового микроскопа. В своих тетрадях запишите: «Лабораторная работа №2».

Откройте учебник на странице 22. Наша задача: изучить текст «световой микроскоп», в котором указано, для чего необходима каждая часть микроскопа. А потом найти эти части у выданных вам микроскопов.

По ходу изучения устройства микроскопа в презентации «Части микроскопа» высвечиваются слова: окуляр, объектив, тубус, штатив, винты, предметный столик, зеркало, зажимы (слайд презентации)

Что такое «объектив»?

Где находится тубус?

Для чего нужен предметный столик?

Зачем нужно зеркало?

А зачем нужны зажимы?

Для чего служит штатив?

Итак, мы с вами ознакомились с устройством микроскопа. Теперь, вы наклеиваете выданные вам рисунки микроскопов в тетрадь и подписываете каждую часть микроскопа (не на самом рисунке, а справа или слева от рисунка) – (слайд презентации).

Когда закончат ученик класса проводит физкультминутку.

Теперь можно ознакомиться с правилами работы с микроскопом. Они у вас в учебнике описаны на странице 24 и выделены зелёным фоном. Все найдите их и читаете самостоятельно. Особое внимание уделить настройке микроскопа и правильному наведению видимости микропрепарата (тубус опустить до рассматриваемого объекта на расстояние 1-2 мм от него, при этом смотреть сбоку на объектив, а не в окуляр). Настраивать чёткое изображение, глядя в окуляр и винты очень медленно крутя от себя.

Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение даёт микроскоп, с которым он работает. Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом: увеличение окуляра х увеличение объектива =

Подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа.

Что вы увидели под микроскопом?

Если кто-то знает, то заслушивают его.

В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс. 99720664 3. В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс фото. В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс-99720664 3. картинка В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс. картинка 99720664 3

Заслушиваются ответы учащихся, которые чаще не совсем точные.

Слушают сообщение об изобретении микроскопа в 1590 году Захарией Янсеном.

Читают страницу 25 учебника.

Отвечают на вопросы:

Роберт Гук, 1665 год

Клетки (от слова ячейки)

Антони ванн Левенгук в 17 веке

Открыл микроорганизмы, т.к. его микроскоп давал увеличение в 270 раз.

Записывают Лабораторная работа №2.

Записывают 1. Устройство микроскопа

Открывают страницу 22.

Итак, читаем по абзацу вслух (называю, кто читает), находим эту часть на рисунке 9 в учебнике, а затем на микроскопе.

По мере ответов на вопросы учащиеся ещё раз показывают

на микроскопе его части.

Соединяет окуляр с объективом.

С помощью винтов приближают и удаляют рассматриваемый предмет, для улучшения видимости рассматриваемого предмета.

На предметный столик кладут рассматриваемый препарат.

Для направления луча света на рассматриваемый предмет, т. к. микроскоп световой.

Для того, чтобы не двигался рассматриваемый микропрепарат.

Он соединяет все части микроскопа.

Работают в тетрадях по инструктивной карточке в учебнике на странице 24 «Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним» (только под цифрой 1) – работа в парах, составление плана предстоящей работы.

Запишите в тетради 2. Правила работы с микроскопом.

Читают «Правила работы с микроскопом», а затем по каждому пункту кто-то желающий рассказывает, что делать и все выполняют: как поставить микроскоп, как направить свет зеркалом, как закрепить на предметном столике препарат, как увидеть объект.

Учатся деловому общению, положительному отношению к мнению партнёра и одноклассников, оказанию и принятию помощи.

Находят на окуляре и объективе цифры, указывающие увеличение.

Подсчитывают и записывают в тетради.

Кладут готовый микропрепарат на столик, укрепляют, рассматривают (перед этим направив свет на объект). Микроскоп не двигают после наведения света.

Чередование форм работы: индивидуальной и парной.

Мы увидели клетки, из которых состоят все живые организмы.

Форма контроля: индивидуальный контроль, работа в парах, групповой контроль

Первичное закрепление и контроль знаний

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Задание 2: на доске написаны слова. Вам нужно выбрать те из них, которые обозначают части микроскопа.

лупа, 2) окуляр, 3) оправа, 4) объектив, 5) предметный столик, 6) винт, 7) колба, 8)стеклянная трубка, 9) штатив, 10) зеркало.

Задание 3: выберите верное утверждение (слайд презентации)

1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2.Штатив поверни ручкой «к себе».

3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5.Положи готовый препарат под предметный столик.

6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится чёткое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить микропрепарат.

Давайте проверим ваши ответы (на слайде ответы выделяются курсивом).

А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным цветом.

Если вы сделали одну – две ошибки, закрасьте кружок синим. Если вы сделали три – четыре ошибки, закрасьте кружок зелёным.

Задание 4: давайте отгадаем загадки по теме нашего урока.

1.Что простым не видно глазом,

в микроскопе видно сразу.

Клетку не одну, бывает, пару

Глаз приближая к … (окуляру).

2.Лучик света направляет,

Препарат им освещает… (зеркало).

3.Держат на столике препарат

Двое крепеньких ребят… (зажимы).

4.Они в движение приводят,

Столик или тубус водят… (винты).

5.Тубус, зеркало, винты, предметный столик, объектив

Соединяет это вместе всё…(штатив).

Хорошо ребята. Вы молодцы. Ответили на все вопросы.

Выписывают только цифры, обозначающие правильные ответы.

Выбирают правильные ответы и отмечают их в тетради, записывая номера правильных ответов.

Проверяют ответы и делают исправления.

Закрашивают кружки разного цвета в соответствии с числом ошибок.

Отвечают на вопросы загадок.

Форма контроля: индивидуальный и групповой контроль, самоконтроль

Чему вы научились на этом уроке?

Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя – Стекляшкина?

Подведение итога урока учителем. Вы сегодня хорошо поработали, а вот оценки за урок вы получите после проверки ваших работ в тетрадях. Поэтому не забудьте, уходя сдать тетради с работой.

Источник

Урок биологии в 5 классе по теме: «Работа с лупой и микроскопом»

17 09.01.2020 5 класс БИОЛОГИЯ Чернобиль А.В.

Тема : . Лабораторная работа №2 Устройство увеличительных приборов

Цель: Изучить увеличительные приборы и научиться работать с ними.

УУД Образовательные : создать условия для знакомства учащихся с приборами, позволяющими изучать живую природу, строение организмов и микромир. Убедить учащихся в том, что уровень развития взглядов на природу во многом зависит от методов, которыми пользуются при её изучении; микроскоп даёт возможность заглянуть в тайны природы, недоступные невооружённому глазу; познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа, правилами техники безопасности при работе с микроскопом и при приготовлении микропрепаратов; научиться пользоваться микроскопом, изготавливать временные микропрепараты; развивать учебно-интеллектуальные умения (находить необходимые сведения в тексте учебника, выделять главное).

Воспитательные : способствовать формированию научного мировоззрения, формирование умения работать в группах, культуры учебного труда.

Развивающие : способствовать развитию общеучебных умений:

учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)

учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками информации),

учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),

учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)

способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами);

способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Приемы деятельности учителя: организация поисковой и групповой деятельности, представление презентации и видео.

Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу, демонстрируют знания, производят обсуждения, работают с различной информацией.

Оборудование: презентация «Увеличительные парту, лупы, тексты о создании микроскопа, инструктивные карточки, учебник, тетрадь, видео «Устройство увеличительных приборов.»

1. Орг. момент 1 мин.

2. Актуализация знаний (беседа) (5 мин.)

3. Формулирование темы урока, постановка цели (4 мин).

4. Изучение нового материала(25мин)

5 Подведение итогов (6 мин.)

7. Домашнее задание (2мин.)

Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).

1 Орг. Момент 1 мин

2. Актуализация знаний (5 мин ).

Ребята, кто из вас может сказать, с какой наукой мы начали знакомиться совсем недавно? (биология).

-Что изучает данная наука? (живые организмы).

-Кто относится к живым организмам? (перечисляют разные организмы).

-Все вами перечисленные организмы можно разделить на 4 группы. Какие? (царства животных, растений, грибов и бактерий).

-Какие методы используют ученые для изучения перечисленных царств живых существ? (наблюдение, эксперимент).

-За какими объектами можем наблюдать мы с вами? (перечисляют).

3. Формулирование темы урока, постановка цели (4 мин).

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему): зачем нужны увеличительные приборы?

-Знаете ли вы, что существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений? Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое? (предположения детей). Оказывается, есть такие приборы, которые могут нам в этом помочь. Вы знаете, такие приборы? (да, микроскоп и т. д.)

Посмотрите на экран. Какие приборы там изображены? В чем их сходство? Если исходить из предположения, что изображения являются подсказкой, то какую тему урока вы предложили бы на данный урок? (устройство увеличительных приборов). Я уточню. Мы будем знакомиться со строением микроскопа и лупы. ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ.

4. Изучение нового материала (25 мин).

-Что вы уже знаете об этих приборах? (как используют, для чего используют).

-Что еще НЕ знаете? (как устроен, как им пользоваться…)

Что нужно сделать, чтобы узнать? (слушать учителя, выполнять задания, читать учебник…)

-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Изучить строение увеличительных приборов)?

-Как вы думаете, сможем ли мы на уроке изучить все существующие увеличительные приборы? (нет), поэтому ограничимся какими? (микроскоп и лупа).

Сегодня мы знакомимся со строением лупы и микроскопа.

Живой мир человек начал изучать очень давно, но, изучив внешнее строение, он пытался изучить и внутреннее, а возможности не было. Что предпринял человек? (ответы детей)

Сейчас мы с вами проделаем лабораторную работу в ходе которой познакомимся с увеличительными приборами. На столах у вас лежат инструктивные карточки, которым вы будете заполнять по ходу урока. (Приложение 1)

Самый простой прибор, который он изобрел – это лупа. Она давала возможность увидеть мелкие объекты.

Эксперимент. Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв?

Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!

Физ.минутка. Вы усердно трудились, устали, поэтому необходима производственная гимнастика. Давайте встанем и посмотрим на экран. (повторяют движения за видео)

Продолжаем нашу работу. Напомните, пожалуйста, о чем мы вели речь до производственной гимнастики на уроке? (об увеличительных приборах).

О чем уже узнали? (о строении и назначении лупы)

Что еще предстоит узнать? (строение и назначение микроскопа).

Учитель. Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение? (нет).

Как быть? Что предпринял пытливый ум исследователя, ученого? Как изобрели микроскоп? Это был ученый-биолог?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти в тексте учебника. §13

А также на партах у вас лежат карточки с текстом для каждого ряда своя история. После того как прочтете нужно рассказать всему классу об истории создания микроскопа. (Приложение 2) (дети читают, тот, кто готов поднимает руку)

Итак, кто же является создателем микроскопа? (ответы детей)

Учитель. Что означает «микроскоп»? (учебник, §14)

Как же устроен микроскоп? Предлагаю эту информацию получить из видеофрагмента. https://vk.com/id136726006?z=video136726006_456239202%2F8e89f9980008141de8%2Fpl_wall_136726006 (продолжительность 1.22мин)

Во время просмотра отыскивайте озвученные части на микроскопах, которые стоят на столах.

Беседа по видеофрагменту. Учитель на своем микроскопе показывает части микроскопа, а учащиеся дают названия и объясняют их назначение.

Итак, вы сейчас…продолжите мое предложение? (изучили строение микроскопа). Все ли вы рассмотрели, изучили? (нет). Что для вас остается не понятным? (цифры на объективе и окуляре). Что бы это могло быть?

Вы знаете, что микроскоп увеличивает изображение, как узнать, во сколько раз? (предположения детей).

Если вы обратите внимание на цифры, которые написаны на объективе и окуляре, то сможете определить кратность увеличения. (цифры нужно перемножить). У меня на столе стоит микроскоп, давайте определим его увеличительную способность. (назвать цифры и посчитать). Давайте сравним, чей микроскоп мой или ваш дает большее увеличение?

Вы плодотворно потрудились, знаете строение микроскопа. Что еще вы должны узнать прежде, чем начать работать с микроскопом? (правила работы с Микроскопом.). Теперь вам, как исследователям, предстоит познакомиться с правилами работы с микроскопом. Работу построим таким образом: работаем в парах. Один читает – другой выполняет, потом наоборот. После вашей работы в парах вы будете обучать меня правилам работы с микроскопом. Правила пользования находятся в учебнике на стр. 40-41.

Беседа. Как устанавливают микроскоп на столе?

Что делают с зеркалом?

Куда помещают предмет для исследования?

Для чего нужны винты?

Как получают четкое изображение?

Что необходимо сделать после работы с микроскопом?

5. Подведем итог данного этапа. (6 мин)

Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?

Вы достигли этой цели?

Что нового вы узнали на уроке?

Какие методы мы использовали, чтобы достичь своих целей? (работа с текстом, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента, работа с иллюстрациями).

Какие источники вы использовали для получения информации?

Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).

7. Домашнее задание (2 мин)§ 14 ответы на? принести ¼ луковицы. Заполните таблицу.

Часть микроскопа Функции

Лабораторная работа № 2

Тема» Устройство увеличительных приборов «

Цель: Изучить увеличительные приборы и научиться работать с ними.

Оборудование: микроскоп, лупа, готовые микропрепараты.

Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части. Каково их назначение.

В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс. hello html 214b7715. В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс фото. В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс-hello html 214b7715. картинка В чем заключается правило работы со световым микроскопом 5 класс. картинка hello html 214b7715

Оформление задания в тетради

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *