В чем заключается предназначение полиции
Статья 1. Назначение полиции
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
Комментарий к Ст. 1 федерального закона «О полиции» в РФ
1. В комментируемой статье в отличие от ранее действовавшего Закона о милиции раскрытие сущности полиции начинается не с констатации ее организационно-правовых признаков, а с юридического закрепления социального назначения полиции в современной России. В связи с этим данная статья содержит ряд новелл, раскрывающих юридическое содержание концептуальной идеи о преобразовании милиции в полицию как логически обусловленном шаге в направлении формирования в Российской Федерации современных органов правопорядка. Юридическая конструкция назначения полиции раскрывается в трех частях комментируемой статьи.
В части 1 статьи 1 в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации назначение полиции в современной России законодатель связывает в первую очередь с защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Принципиально важными в этой части являются три момента.
Во-первых, учитывая, что право на жизнь в Конституции Российской Федерации провозглашается первым в числе личных прав и свобод (статья 20) и его обеспечение служит необходимым условием всех остальных прав, а защита здоровья (статья 41) выступает одним из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами, законодатель, выстраивая приоритеты социального назначения полиции, специально выделил защиту жизни и здоровья граждан из всей системы защиты прав и свобод человека и гражданина, провозглашаемых и гарантируемых Конституцией.
В комментируемой норме речь идет о жизни, здоровье, правах и свободах граждан как самостоятельном объекте полицейской защиты независимо от того, угрожают ли охраняемым ценностям преступные и иные противоправные посягательства. При этом презюмируется, что защита прав и свобод человека и гражданина может быть осуществлена полицейскими мерами, т.е. охватываться полномочиями полиции, предусмотренными комментируемым Законом. Таким образом, речь идет не о возложении на полицию защиты всех прав и свобод человека и гражданина, названных в главе 2 Конституции Российской Федерации, а о том, что эти права и свободы, являясь в силу предписаний статьи 18 Конституции Российской Федерации непосредственно действующими, определяют смысл и содержание правоприменительной деятельности полиции.
———————————
Следует иметь в виду, что часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность изъятия из этого общего права в случаях, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Более подробно см.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2010.
В-третьих, положение о социальном предназначении полиции определяет смысл всей ее деятельности: противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности. Содержание этих направлений деятельности полиции подробно раскрывается в комментарии к статье 2 Закона. Пока же отметим принципиальный момент: конструируя норму о социальном назначении полиции, законодатель отказался от использования термина «борьба с преступностью», заменив его термином «противодействие преступности». Дело в том, что словосочетание «борьба с преступностью» является традиционным для советского периода отражением десятилетиями складывавшегося подхода к определению целей и задач уголовной политики, подхода, основанного на наивной вере в то, что преступность можно «победить», «ликвидировать», «искоренить».
В отличие от борьбы с преступностью, результатом которой должна стать реализация идеи фикс о ликвидации преступности, противодействие преступности рассматривается как средство сдерживания преступности на объективно возможном уровне.
2. Подчеркивая социальную ориентированность деятельности полиции, законодатель в части 2 комментируемой статьи устанавливает, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
На первый взгляд эта норма конкурирует с частью 1 этой же статьи, поскольку ограничивает полицейскую помощь лишь необходимостью оказания ее тем, кто нуждается в защите от преступных и иных противоправных посягательств. Фактически же данное предписание еще раз подчеркивает особенность полиции, предназначенной для решения широкого спектра задач «обслуживания» населения в ситуациях как криминального, так и некриминального характера. Постановка этих задач перед полицией обусловливается ее социальной сущностью и организационно-правовыми особенностями функционирования.
Во-первых, полиция чаще, чем какие-либо другие органы, оказывается в ситуациях, когда кому-либо требуется помощь, не терпящая отлагательства, и получить ее, кроме как от полиции, неоткуда по причине отсутствия соответствующих служб или их представителей (их нет вообще либо обращение к ним ограничено или невозможно). Во-вторых, из всех публичных служб полиция находится ближе всех к населению вследствие круглосуточного характера работы, постоянного «уличного» присутствия и «пешеходной доступности». В-третьих, полиция в отличие от многих других органов имеет более или менее широкие возможности централизованной передачи и получения информации, связи, транспортные возможности.
Законодательное предписание о том, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, как норма-принцип отражает качественно меняющиеся формы, методы и механизмы государственного управления в целом и в сфере обеспечения правопорядка в частности, акцентируя внимание должностных лиц полиции на необходимости реализации государственных функций максимально полно, оперативно и эффективно. Применительно к деятельности полиции это означает, что она нацелена на социальное служение гражданам, в силу различных обстоятельств нуждающимся в помощи, теми правовыми и организационными средствами, которыми располагает полиция. И эта социальная роль полиции конкретизируется в иных статьях комментируемого Закона, закрепляющих полномочия полиции (например, пункт 3 части 1 статьи 12, пункт 1 части 3 статьи 15) и ее должностных лиц (например, пункт 2 части 2 статьи 27).
Этимологически термин «содействие» означает помощь, поддержку в каком-нибудь деле, в какой-нибудь деятельности; деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-нибудь деятельности. Применительно к полиции, как это вытекает из части 3 комментируемой статьи, ее «деятельное участие в чьих-либо делах» ограничивается, во-первых, пределами полицейских полномочий, предусмотренных действующим законодательством, во-вторых, защитой прав субъектов, перечисленных в комментируемой норме.
———————————
Иозефи В. Опыт юридической науки полицейского права. Основные понятия. Материальное полицейское право. Могилев-Подольский, 1902. Ч. 1. С. 23, 31.
Таким образом, исключение в комментируемой статье из дефиниции полиции констатации принудительного характера ее деятельности означает лишь то, что законодатель закрепляет правоохранительное предназначение полиции в современной России, отводя принуждению важную, но не главенствующую роль. В данной связи еще раз подчеркнем, что ни в статье 1, ни в последующих статьях комментируемого Закона не встречается термин «борьба с преступностью». Подобное уточнение, как тезис о правоохранительном предназначении полиции в современной России, носит сущностный характер, поскольку полиция должна не бороться с преступностью, а защищать гражданина, общество и государство от преступных посягательств. В этом ее основное социальное назначение. Именно критерии надежности защиты человека и гражданина и должны лежать в основе оценки эффективности работы полиции.
Статья 1. Назначение полиции
Статья 1. Назначение полиции
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 1. Назначение полиции
Федеральный закон «О полиции», закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обоснованно исходил из того, что Инструкция, являющаяся ведомственным нормативным правовым актом и регламентирующая вопросы организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по раскрытию и расследованию преступлений, в оспоренном пункте 11 не затрагивает процессуальных вопросов производства предварительного расследования, принята во исполнение в том числе требований Закона о полиции, устанавливающего основные направления деятельности полиции, согласно которым одной из задач полиции является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств (статьи 1, 2); федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, следовательно, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Федеральный закон «О полиции», закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений ее деятельности (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и тем самым предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» определено, что одним из назначений полиции является противодействие преступности.
Пунктом 10 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности (статья 2) и обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.
Федеральный закон о полиции, определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13).
Федеральный закон «О полиции», закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.
Федеральный закон «О полиции», закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.
Определяя с указанной даты перечень лиц, информация о которых подлежит внесению в банки данных полицией, федеральный законодатель в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 3-ФЗ) обеспечил и необходимую преемственность криминалистической регистрации, включая возможность использования сформированных до 1 марта 2011 г. банков учета лиц, предметов и фактов, соответствующих им информационных ресурсов, ведение которых осуществлялось на основании предшествующего правового регулирования, в том числе по нормам Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции».
В целях настоящей Инструкции согласно статье 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» под гражданами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что полиция, как орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (части 1 и 2 статьи 1). С учетом этого на полицию в числе прочего возлагаются обязанности принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, осуществлять их проверку и принимать по ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прибывать незамедлительно на место совершения преступления, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, обеспечивать сохранность следов преступления; в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно, выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно (пункты 1, 2 и 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции»).
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 155-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» часть первая статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации была дополнена положением, которым к перечню обстоятельств, отягчающих наказание, отнесено совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел (пункт «о»). Осуществляя такое регулирование, федеральный законодатель исходил из того, что на органы внутренних дел возложены конституционно значимые функции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности, что подтверждается как действовавшим на тот момент Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 «О милиции» (часть первая статьи 1), так и действующим в настоящее время Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (часть 1 статьи 1).
В чем заключается предназначение полиции
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Данный Закон устанавливает понятие полиции (милиции), ее задачи, цели деятельности, правовые основы и принципы, место полиции (милиции) в системе органов управления государственной власти, обязанности и права, структуру, порядок поступления на работу в полицию (милицию) и ответственность, государственные гарантии правового и социального обеспечения, а также порядок финансирования, материально-технического обеспечения и контроля за деятельностью полиции (милиции).
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие полиции (милиции)
Положения данного закона распространяются только на полицию (милицию), функционирующую в системе государственного органа внутренних дел.
Статья 2. Задачи полиции (милиции)
1) защиту жизни и здоровья, прав, свобод и законных интересов личности от преступных и других противоправных поползновений;
2) защиту интересов государства и общества;
3) профилактику, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
4) выявление и раскрытие преступлений;
5) охрану общественного порядка и общественной безопасности;
6) защиту любых форм собственности. Другие задачи могут возлагаться на полицию (милицию) только данным Законом.
Статья 3. Принципы деятельности
полиции (милиции)
Деятельность полиции (милиции) основывается на принципах законности, уважении прав и свобод, чести и достоинства личности, гуманности и гласности.
При выполнении возложенных на нее задач полиция (милиция) сотрудничает с органами государственного управления и местного самоуправления, организациями, другими правоохранительными органами и физическими лицами.
Статья 4. Правовое регулирование
деятельности полиции (милиции)
Деятельность полиции (милиции) регулируется конституцией, данным Законом, иными законами и правовыми актами, а также ратифицированными международными договорами.
Статья 5. Деятельность полиции (милиции) и
права граждан
Полиция (милиция) защищает жизнь, здоровье, права и свободы, законные интересы граждан независимо от его гражданства, расовой принадлежности, пола, языка, национальности, вероисповедания, политических и иных взглядов, социального происхождения, имущественного и иного положения, принадлежности к какой-либо партии или организации.
При любом случае ограничения прав и свобод человека сотрудники полиции (милиции) обязаны немедленно предъявить ему основания для ограничения и объяснить его права и обязанности.
Полиция (милиция) не полномочна собирать, хранить, использовать и распространять сведения о частной жизни лица, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Полиция (милиция) обязана предоставить человеку возможность ознакомиться с документами или материалами, непосредственно связанными с его правами и свободами, если иное не предусмотрено законом.
Статья 6. Привлечение иных сотрудников государственного
органа внутренних дел к выполнению задач,
стоящих перед полицией (милицией)
Аттестованные (квалифицированные) работники государственного органа внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции (милиции), а также лица, проходящие стажировку, со стороны руководителя государственного органа внутренних дел могут в установленном порядке привлекаться к работе по охране общественного порядка и общественной безопасности, а также к борьбе с преступностью. В этом случае на них распространяются права и обязанности, предусмотренные данным Законом для сотрудников полиции (милиции).
Привлечение к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности военнослужащих внутренних войск срочной службы осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Статья 7. Содействие органов государственного
управления и местного самоуправления, организаций и
граждан в деле выполнения полицией (милицией)
возложенных на нее задач
Органы государственного управления и местного самоуправления и их должностные лица обязаны оказывать возможное содействие полиции (милиции) в деле выполнения поставленных перед нею задач.
Граждане и юридические лица могут участвовать в решении задач, стоящих перед полицией (милицией), на добровольных началах.
Статья 8. Полиция (милиция) и политика
Лицам, работающим или служащим в полиции (милиции), на всем протяжении работы или службы запрещено членство в какой-либо политической партии.
Запрещается вовлекать или привлекать полицию (милицию) к реализации политических задач.
Статья 9. Структура и подчиненность
полиции (милиции)
Структуру и численный состав полиции (милиции) утверждает правительство в соответствии с нормативами, предоставленными государственным органом внутренних дел. В рамках структуры и численного состава полиции (милиции) руководитель государственного органа внутренних дел правомочен создавать инфраструктурные подразделения полиции (милиции).
Общее руководство полицией (милицией) осуществляет руководитель государственного органа внутренних дел.
Глава 2. Обязанности полиции (милиции)
Статья 10. Обязанности полиции (милиции) по
обеспечению безопасности человека и
защите его прав и свобод
Полиция (милиция) обязана в установленном конституцией порядке:
1) защищать от преступных и иных посягательств жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы человека;
2) принимать меры к оказанию помощи пострадавшим от преступлений и иных правонарушений, несчастных случаев, а также людям, оказавшимся в опасной для жизни и здоровья ситуации;
3) доставлять в медицинские учреждения лиц, уклоняющихся от принудительного лечения;
4) совместно с органами здравоохранения в целях профилактики правонарушений обеспечить контроль над лицами, страдающими душевными заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, а также иными болезнями, представляющими опасность для окружающих;
5) принимать меры для охраны жизни, здоровья и имущества судей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц органов внутренних дел, пострадавших, свидетелей, обвиняемых, защитников и иных лиц, содействующих уголовному судопроизводству, а также их близких родственников.
Статья 11. Обязанности полиции (милиции) в борьбе с
преступлениями и иными правонарушениями
Полиция (милиция) обязана в установленном конституцией порядке:
1) принимать, регистрировать и брать на учет заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, происшествиях, давать им соответствующий ход;
2) предотвращать и пресекать преступления и иные правонарушения, задерживать лиц, совершивших преступление или иное правонарушение, требующее расследования, выявлять причины, породившие преступление и иное правонарушение, и условия, способствовавшие их совершению, принимать меры к их устранению;
3) принимать меры по выявлению и раскрытию преступлений;
4) возбуждать уголовные дела, осуществлять неотложные следственные мероприятия для выявления совершивших преступление лиц, закрепления следов преступления, раскрытия преступления;
5) по возбужденным уголовным делам осуществлять расследование, задержание подозреваемых и другие предусмотренные законодательством действия, принимать меры к компенсации ущерба, нанесенного преступлением;
6) разыскивать лиц, совершивших преступление и скрывающихся от следственных и судебных органов, уклоняющихся от уголовной ответственности и наказания, пропавших без вести, в других предусмотренных законом случаях, а также похищенное имущество;
а) ведение дел по административным правонарушениям и административный арест;
б) розыск уклоняющихся от следствия, суда, наказания и в иных предусмотренных законом случаях лиц и имущества;
в) совместно с государственными и общественными органами соответствующие мероприятия по воспитанию несовершеннолетних, оставшихся без надзора, а также взятых на учет, по профилактике совершения ими преступлений;
Полиция (милиция) выполняет другие обязанности, предусмотренные законодательством.
Статья 12. Обязанности полиции (милиции) по
охране общественного порядка
Полиция (милиция) обязана:
1) обеспечивать соблюдение общественного порядка на улицах, площадях, в парках культуры и отдыха, на железнодорожных станциях, в аэропортах, на избирательных участках, в иных общественных местах, в ходе судебных заседаний (по ходатайству судов);
2) в пределах своих полномочий содействовать депутатам, должностным лицам органов государственного управления и местного самоуправления, представителям организаций в случае препятствования их законной деятельности или возникновения угрозы их жизни, здоровью, чести и достоинству, а также имуществу.
Статья 13. Обязанности полиции (милиции) по
обеспечению безопасности дорожного движения
Полиция (милиция) обязана:
1) осуществлять государственный контроль и надзор за обеспечением безопасности дорожного движения; соблюдением правил движения, технических норм и других нормативных документов;
2) организовывать и проводить государственный технический осмотр автотранспортных средств, прицепов к ним;
3) в рамках полномочий предоставлять лицензии на изготовление водительских удостоверений, номеров государственной регистрации транспортных средств, документов, предоставляющих водителям право участия в дорожном движении, и других специальных бланков;
4) с целью организации дорожного движения, надзора за эксплуатацией технических средств осуществлять государственную регистрацию и учет предназначенных для движения по дорогам общего пользования автотранспортных средств и прицепов к ним;
5) регулировать дорожное движение;
6) в установленном порядке осуществлять государственный учет показателей безопасности дорожного движения.