В чем заключается причины падения уровня культуры речи на современном этапе
В чем заключается причины падения уровня культуры речи на современном этапе
Угрозы для культуры речи и пути её сохранения у граждан РФ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
В ноябре 2019 прошло заседание Совета при Президенте РФ по русскому языку, на котором присутствовали известные филологи, лингвисты, представители учительского сообщества, писатели, издатели и руководители музеев.
Действительно, язык – это показатель развитости народа, его культурного развития, нравственные ценности. По языку можно определить условия, в которых жил народ, его соседей, время, эпоху. Общий язык объединяет людей, формирует народное самосознание. Утрата языка – утрата народной идентичности. В годы Великой Отечественной войны было опубликовано стихотворение Ахматовой, в котором поэтесса призывает защищать не землю, как многие другие писатели того времени, а «русскую речь»:
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём —
Навеки!
Главными носителями языка являются люди, для которых данный язык является государственным.
Очень часто можно услышать о так называемой информационной войне. Так как язык – одна из важнейших опор для страны, он подвергается воздействию в первую очередь.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Одним из важнейших факторов сбережения и развития языка является повышение культуры речи у граждан страны.
Культура речи – это термин, обозначающий владение нормами устного и письменного языка, позволяющее максимально достичь поставленной коммуникативной задачи. Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации.
Эталоном культуры речи считается литературный язык. Вследствие этого ему свойственны следующие черты: относительная устойчивость, распространённость, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению обычаю и возможностям языковой системы.
Языковые нормы не придумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, научные исследования ученых-языковедов. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность, защищают от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.
В речи необходимо соблюдать лексические (словарные), грамматические (использование морфологических норм разных частей речи и синтаксических конструкций), орфоэпические (произношение), акцентологические (ударение).
К распространённым лексическим ошибкам относится употребление слов «ложить» и «класть». И если первое – просторечное, то второе – общеупотребительное.
Типичной грамматической ошибкой считается неправильное употребление рода имён существительных и прилагательных с различными частями речи: лакированный туфель, красивая тюль. Но туфля – женского рода, а тюль – мужского, поэтому лакированная туфля, красивый тюль.
Наиболее часты акцентонические ошибки совершаются в словах с подвижным ударением: нАчал – началА, прИнял – принЯть и так далее.
Культура речи, по словам В.Г. Костомарова, не сводится только к перечню запретов и догматическому определению «правильно – неправильно». Это подвижная система, которая зависит от таких факторов как:
— коммуникативная целесообразность (умение выбрать стиль общения и использовать соответствующие этому стилю языковые единицы)
Однако, следует заметить, что языковая норма – это не догма, претендующая на неукоснительное выполнение. В зависимости от цели и задач общения, от особенностей функционирования языковых средств в том или ином стиле, в связи с определенным стилистическим заданием возможно сознательное и мотивированное отступление от нормы, но в тоже время любые отклонения от нормы должны быть ситуативно и стилистически оправданы, отражать реально существующие в языке вариантные формы, а не произвольное желание говорящего.
Например, орфоэпические языковые нормы. В лексике ограниченного употребления некоторые языковые нормы не применяемы. К примеру, в слове «компас» по правилам орфоэпии ударение должно ставиться на первый слог, однако в речи моряков допустимо произношение с ударением на второй, и это считается профессионализмом.
Таким образом можно сделать вывод, что языковая культура – динамичная система. Её нормы должны соблюдаться всеми членами общества, однако, когда это уместно, можно (а иногда и нужно) отходить от правил.
Можно выделить ряд факторов, оказывающих негативное влияние на языковую культуру.
Прежде всего, это нецензурная, или как принято называть «ненормативная» лексика. Употребление нецензурной лексики в большом количестве понижает культуру речи населения. Доктор филологических наук Аннушкин говорил, что всякий человек прежде всего существо словесное и от того, как он говорит зависит его настроение, мироощущение, взаимоотношения с окружающими людьми.
Многие люди считают, что ненормативная лексика – отличительная черта русского народа. В устном народном творчестве (поговорки, пословицы) можно найти оправдание народом ненормативной лексики. Приведу примеры пословиц: Брань не запас, а без нее не на час; Брань не дым – глаз не выест; Брань на вороту не виснет. Однако народ не одобряет использование такой лексики, подчёркивая её грубость, негативное влияние: Не бранись: что из человека исходит, то его и поганит; Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает; С брани люди сохнут, а с похвалы толстеют.
В 2015 году Левада-Центр проводил опрос о том, как часто применяется ненормативная лексика. Результаты приведены в таблицах ниже.
Таблица 1. ЧАСТО ЛИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ЛИ В СВОЕЙ РЕЧИ МАТЕРНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
Речь и сама речевая культура — одни из основных показателей уровня образования в том или ином государстве. Если население из поколения в поколение снижает уровень речевой культуры, забывая или заменяя сложные слова на более простые, то это признак деградации. Почему же в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
Я считаю, что уровень культуры в нашей стране неизменно падает. Это можно заметить по тому, как молодое поколение отказывается от изучения классической литературы, употребления общепринятых слов. Также одна из самых отвратительных тенденций — повсеместное использование слов-паразитов. Только употребление культурной и грамотной речи красит человека и само государство.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Для подтверждения собственной точки зрения я обращусь к литературным произведениям, сформировавшим данное видение. Первый пример — заметка Антона Павловича Чехова «Хорошее дело». Автор акцентирует внимание на том, что в наше время молодые люди не могут грамотно выразить собственную точку зрения. Они слабо что-то лепечут себе под нос, небрежно вставляют неуместные слова. Чехов высказывает прекрасную мысль: «Цветами красноречия устлан путь к любой карьере». В самом же падении речевой культуры писатель обвиняет людей, которые настолько обленились, что не в состоянии даже открыть книгу.
Второй — «Собачье Сердце». Михаил Булгаков культуру речи в этой работе показывает на примере конфронтации Преображенского и Шарикова. Профессор достаточно начитанный человек, который знает не только классическую литературу, но и охотно употребляет редкие из нее слова в речи. Шариков, как представитель пролетариата, и вовсе не в состоянии связать нескольких слов без использования грубых или ругательных выражений. Это яркий признак того, что в погоне за построением «нового» государства, упустили самый важный момент — уровень образования. Общество затмило собственный рассудок обвинениями и выпадами в сторону власти и наоборот. Однако все в итоге встали на путь деградации, путь потери собственных ценностей и снижение речевой культуры.
Таким образом, речевая культура в современном обществе неизменно падает и в каком-то смысле даже разлагается. Связано это с низким уровнем образования и заинтересованностью граждан в получении знаний. Причины здесь могут крыться в воспитании, чрезмерных загрузках в учебных заведениях и т.д.
Проблема культуры речи в современном обществе
Дата публикации: 16.06.2016 2016-06-16
Статья просмотрена: 50047 раз
Библиографическое описание:
Петровская, Л. Ю. Проблема культуры речи в современном обществе / Л. Ю. Петровская, Георгий Никифор. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.2 (116.2). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31501/ (дата обращения: 30.11.2021).
В каждый конкретный исторический момент наша речь как живой организм откликается на все значимые события, происходящие в обществе.
В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи россиян, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Всё реже в речах молодых людей звучат такие «волшебные» слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите» и т. д.Состояние современного языка вызывает беспокойство у филологов, педагогов и представителей той части молодёжи, которая стремится быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни. Именно молодые люди чувствительно откликаются на те перемены, которые происходят в нашем обществе. Грамотность населения падает, и на смену ей приходит молодёжный сленг. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших перемены, происходившие в российском обществе за последние двадцать пять лет. Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который представляет собой вызов культурной жизни. Жаргон теснит культурную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Но нельзя забывать о том, что «…культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [1].
В наше время под влиянием «вульгаризации» общественной жизни пропасть между правильной, грамотной речью и сленгом с каждым днем всё больше углубляется [2].
Емкие, звучные, красивые слова родного языка заменяются словесной «шелухой», за которой нет содержания. Что же привлекает подростка в сленге? (это языковая игра, отход от языковой нормы; «вторая жизнь»). Потребность подростка в ненормативной лексике объясняется психологией возраста. Ему хочется казаться взрослым, независимым от социального контроля. В результате возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые способствуют стиранию межиндивидуальных дистанции между общающимися, а также в краткой форме выражают философию жизни молодёжи.
Ни для кого не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека. Но как можно воспринимать тех молодых людей, которые утверждают, что нецензурная речь является частью российского менталитета?! Ведь, как ни странно, но даже представители таких, казалось бы, несовместимых с ненормативной лексикой профессий как писатели, артисты, режиссёры предлагают признать на официальном уровне именно эту лексику. «Ругательства, «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений, и, что самое страшное, с экрана телевизора, со сцены театра. Появились словари, содержащие не только жаргонные, но и нецензурные слова. Это объясняется тем, что язык сленга пользуется спросом. Его использование в печатных изданиях повышает спрос на них» [3].
Но без знания языка, знания риторики невозможно грамотное и полноправное общение. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. А ведь именно речевая культура человека играет одну из главных ролей в межличностных отношениях.
Мне кажется, что сегодня все те составные социологизации, которые участвуют в формировании молодёжи как достойной части российского народа, должны принимать активное участие в борьбе за чистоту речи. И должен этот процесс начинаться в семье: если ребёнок с детства будет приучаться к уважительному отношению членов семьи друг к другу, то впоследствии ему вряд ли придёт желание выражать свои чувства с помощью нецензурщины.
Ещё один немаловажный социальный институт, который должен помочь избавиться от сленгов, жаргонов — это образовательные учреждения. Ведь мы поневоле, но берём во многом пример со своих педагогов: если замечаем уважение к нам как к личности, то стараемся вести себя должным образом. Если же чувствуем пренебрежительное к себе отношение, то возникает внутренний протест, который может вылиться в агрессивную речь.
Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что некоторые подростки в силу определённых личностных факторов, страдают психическими отклонениями. Состояние речевой культуры тесно связано с мыслительным процессом, который по-разному протекает у разных людей. Поэтому следует быть очень внимательными друг к другу, относиться не только с уважением, но и с пониманием к той или иной ситуации.
Очень хочется надеяться, что наступит время, когда хамство и грубость исчезнут из нашего словаря, когда молодые люди не будут изощряться друг перед другом в виртуозности использования сленга и ненормативной лексики. Мы должны гордиться своим родным языком, который является непременной составляющей национального самосознания личности. Ведь культура речи воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.
Статья «Актуальные проблемы культуры речи»
Проблемы культуры речи
Культура речи — распространённое в советской и российской лингвистике XX века понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного (в вышеприведённом смысле) речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств.
Проблема культуры речи в ее широком смысле – это проблема литературного языка . При рассмотрении культуры речи на современном этапе, на первый план выступают такие проблемы, как национальная речевая культура, речевая культура конкретного национального общества определенной (современной) эпохи, социальных групп, общностей, сообществ, культура речи отдельного человека (индивида) – члена общества.
Нарушение национальной специфики русского языка и русской речевой культуры обусловлено низким уровнем культуры речи специалистов СМИ. В телевизионной речи это проявляется в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов, несоблюдении тележурналистами культурно-речевых и этических норм, различными отклонениями от орфоэпических норм. По мнению ученых, это обусловлено рядом причин: демократизация вещания, преодоление тоталитарного прошлого и пр.
За прошедшие десятилетия облик русского литературного языка изменился. Перемены произошли в таких его разновидностях, как язык художественной литературы, политики, публицистики, средств массовой информации. Мы видим, что речью средств массовой информации во многом создается современное общественное настроение, формируется массовое сознание, современная речевая культура и отношение к самой речи. Существенное влияние средства массовой информации оказывают также на формирование «языкового» вкуса и языкового идеала.
В связи с демократизацией СМИ, существует серьезная проблема эталонной речи. То, что звучит с экранов телевизоров, из радиоэфиров, обнаруживается в речи некоторых писателей, и порой на театральных подмостках, вряд ли можно считать образцом.
Проблемы речевой культуры в современном обществе.
Самая значительная проблема в том, что большая часть говорящих на русском языке утратила ощущение нормы.
Необходимо также помнить, что вежливость и благожелательность – основа культуры речевого поведения. Именно они сейчас преданы полному забвению и нуждаются во всенародном обсуждении, или, как сейчас принято говорить, референдуме. Здесь надо говорить о несоответствии, которое навязано нам всеми обстоятельствами нашего бытия. То есть о таком соответствии общечеловеческим нормам вежливости, доброты, этикета, которое необходимо для общества.
В последнее время обществом часто обсуждаются проблемы, связанные с падением уровня культуры, разрушением нравственных ценностей. Эти негативные процессы отражаются и на состоянии речевой культуры, как устной, так и письменной. Необходимость серьезного подхода к культуре речи и ее изучению осознается сегодня не только лингвистами, но и людьми самых разных профессий. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении.
Список используемой литературы
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
Гольдин В. Е. Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1997.
Ермакова О. П., Земская Е. А., Розина Р. И. Слова, с которыми мы все встречались. Толковый словарь русского общего жаргона. – М., 1999.
Культура русской речи / под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 2001.
Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.:Рус.яз., 1990.
Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М., 2001.
Русский язык и культура речи / под ред. Черняк В.Д. – М., 2002.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Культура речи в современном обществе
Многие пожилые и зрелые люди все чаще замечают деградацию молодежи. С особым знанием дела могут говорить жильцы домов, во дворе которых слышно общение подростков. Если прислушаться к представителям будущего поколения, то можно прийти в ужас от количества сленга, ненормативной брани и манеры общения. Поэтому основной проблемой статьи является культура речи в современном обществе.
Под культурой речи следует понимать совокупность правил и общепринятых норм письменных и устных основ языка конкретной страны. Правильное понимание и соблюдение культурных норм прививается с детства. Ребенок не знает правил, он наблюдает и воспроизводит окружающую обстановку. Если родители между собой не используют литературную речь, то и малыш не видит смысла воспроизвести ее.
Чтобы развивать культуру необходимо прививать малышам любовь к чтению, читая Пушкина, Агнию Барто, Корнея Чуковского и других детских писателей.
Признаки нарушения культуры речи
Очень мало людей, которые разговаривают правильной речью. Технический прогресс часто приводит к регрессу в общении. Люди начинают искажать родной язык даже при переписке в социальных сетях, допуская типичные оплошности.
Основные ошибки, коверкающие правильную речь:
Увы, взрослые люди смогут улучшить культуру своей речи, осознав существование проблемы. Для этого им придется ознакомиться с правилами русского языка, этикета, культуры делового общения. Чтение классической литературы поможет обогатить словарный запас.
Таким образом, искоренить проблему отсутствия культуры в речи можно только начать с себя и детей. Единомышленники обязательно найдутся.