В чем заключается прикладное значение лыжного спорта
Первоначальное применение лыж
Лекция 3
Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания
1. Характеристика лыжного спорта
2. Значение лыжного спорта
Характеристика лыжного спорта
Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, он широко распространен во всех регионах РФ, где есть продолжительная и снежная зима.
Целью преподавания дисциплины «Лыжный спорт» является изучение студентами факультета физической культуры истории развития лыжного спорта, теории и методики его преподавания, овладение техникой основных способов передвижения на лыжах, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной педагогической и организационной работы по лыжной подготовке.
Задачи изучения дисциплины «Лыжный спорт»:
1. Овладение знаниями, необходимыми при обучении и тренировке, судейство соревнований, профилактика травматизма и обеспечение безопасности при проведении занятий и соревнований по лыжным гонкам в образовательных учреждениях.
2. Обучение организации физкультурно-оздоровительной работы с лицами различного возраста и разного уровня подготовленности.
3. Освоение техники передвижения на лыжах.
4. Формирование умений и навыков, оборудование и подготовка лыжного инвентаря, организация учебно-тренировочных занятий, навыки обучения отдельным способам передвижения на лыжах.
5. Улучшение физической подготовленности и ознакомление с методикой тренировки в лыжных гонках.
6. Обучение разработке методической документации, учету и отчету при проведении учебно-тренировочного процесса.
7. Обучение навыкам анализа литературных и электронных источников по лыжному спорту.
Значение лыжного спорта
Оздоровительное значение: лыжники выполняют большую физическую работу в наиболее благоприятных гигиенических условиях, положительно влияющих на организм, закаливающих его и улучшающих общее состояние.
Образовательное значение: теоретические и самостоятельные занятия студентов по лыжному спорту формируют у учащихся знания, необходимые при обучении и тренировке, судействе соревнований, для профилактики травматизма и обеспечения безопасности при проведении занятий и соревнований по лыжным гонкам в общеобразовательной школе, ПТУ, техникуме, вузе.
Воспитательное значение: занятия лыжным спортом воспитывают и совершенствуют ряд жизненно важных навыков и умений, физических и морально-волевых качеств: выносливость, силу, быстроту, ловкость, решительность, настойчивость, выдержку.
Прикладное значение: лыжи применяются в трудовой деятельности (охотники, участники экспедиций, спасатели), в быту (средство активного отдыха), армии и др.
Лыжный спорт является ситуационным видом спорта с преимущественным развитием выносливости.
Вопросы для самопроверки
1. Каково значение и место лыжного спорта в системе физического воспитания?
2. Каково воспитательное, образовательное, оздоровительное и прикладное значение лыжного спорта?
3. Расскажите о задачах и содержании курса обучения лыжному спорту в вузе.
4. Расскажите о применении лыж в труде, научных экспедициях, на охоте.
5. Расскажите о классификации видов лыжного спорта и дайте их краткую характеристику.
Первоначальное применение лыж
Различные приспособления, увеличивающие площадь опоры при передвижении по глубокому снегу, использовались древнейшими народами в быту и на охоте. Первыми такими приспособлениями, очевидно, были шкуры убитых животных, которыми древние охотники обматывали ноги, предохраняя их от холода. Это послужило толчком для использования других предметов (обломков коры, щепок, а позднее и дощечек) для увеличения площади опоры.
Многочисленные исследования историков, археологов, русские летописи, скандинавский эпос и другие источники говорят о применении лыж народами, населяющими Сибирь, Урал, Алтай, север Европы, Скандинавию еще задолго до нашей эры.
Подобные изображения найдены в Скандинавии на скалах полуострова Рэдей, острова Хеллеристина (Норвегия) и города Упсала (Швеция), археологи относят их к концу неолита и началу нашей эры (2-3 тыс. лет назад).
У древнегреческих историков Ксенофонта (IV в. до н.э.) и Страбона (I в. до н.э.) имеются упоминания о том, что племена в горах Кавказа (армяне и др.) использовали ступающие лыжи. На Руси слово «лыжи» впервые употребляется в XII в. в письме митрополита Никифора к киевскому князю Владимиру Мономаху. С тех пор оно получило широкое распространение в русском языке, а более древнее название «юти» стало употребляться реже и постепенно утратило хождение.
При археологических раскопках на стоянках древнего человека и торфяных болотах на территории Российской Федерации и стран Скандинавии найдены лыжи или их отдельные части. Наиболее древние находки окаменелых лыж имеют возраст около 5000 лет. В районе Екатеринбурга найдены лыжи, датируемые II—I тысячелетием до н.э.
В условиях передвижения по пересеченной местности, на охоте и в лесу использовать лыжи разной длины неудобно. Видимо, поэтому появились лыжи более короткие и широкие, но одинаковые по длине.
Позднее стали применяться лыжи, обтянутые снизу шкурой лося, оленя или нерпы с коротким ворсом, расположенным назад, что позволяло избежать проскальзывания при подъеме в гору. Имеются данные, говорящие о том, что северные и восточные народности подклеивали шкуры к лыжам при помощи клея, сваренного из рогов, костей и крови лося, оленя или рыбьей чешуи. Известно, что подобный способ изготовления лыж применялся некоторыми народностями нашей страны в начале XX в.
Постепенную эволюцию лыж подтверждают и более поздние находки. Так, при археологических находках в древнем Новгороде найдена лыжа, датируемая первой половиной XIII в., которая, несмотря на грубую обработку древесины, очень напоминает современные охотничьи лыжи. При длине 192 см и средней ширине 8 см она имеет приподнятый, загнутый и заостренный носок. Толщина в месте прикрепления к ноге (грузовая площадка) достигает 3 см. Для прикрепления лыжи к ноге в этом месте имеется сквозное горизонтальное отверстие диаметром около 0,5 см, куда продевался ремень, крепящий обувь к лыже.
Широкое распространение лыж в древности подтверждает и народный эпос различных племен и народностей, населявших северные районы нашей страны и страны Скандинавии. В древних сказаниях, легендах, былинах, сагах умение быстро передвигаться на лыжах преподносилось как главное достоинство человека.
Неудивительно, что все герои древнего народного эпоса всегда были умелыми лыжниками и храбрыми воинами (у норвежцев, карелов, мордвинов и др.). Так, основатель Норвегии Нор, по древней легенде, пришел в Скандинавию «по хорошей лыжне», разбил лапландцев и образовал свое государство.
Первые документальные упоминания об использовании скользящих лыж появились в VI-VII вв. Готский монах Жорданес в 552 г. в своей книге упоминает о «скользящих финнах». Подобные данные приводятся в этот же период византийским писателем Прокопом, греческими историками Иорнадом (VI в.), Диаконом (770) и другими древними авторами. Они подробно описывали лыжи и их использование северными народностями в быту и на охоте. Наиболее подробно описаны лыжи и их применение в быту, на охоте и в военном деле в книге изгнанного из Швеции и бежавшего в Норвегию епископа Олафа Магнуса (Олаф Великий). В его книге «История северных народов», вышедшей в Риме в 1555 г., дается не только описание, но и публикуются гравюры, изображающие лыжников.
Русские дореволюционные историки неоднократно упоминали в своих работах, что помимо охоты лыжи на Руси часто использовались во время праздников и зимних народных забав, где демонстрировались сила, ловкость, выносливость в беге «наперегонки» и в спусках со склонов. Наряду с другими развлечениями и упражнениями (кулачный бой, верховая езда, различные игры и забавы) лыжи сыграли важную роль в физическом развитии русского народа. Шведский дипломат Пальм, побывавший в XVII в. на Руси, свидетельствовал о широком распространении лыж в Московском государстве. Он подробно описывал лыжи, применяемые местными жителями, и умение русских быстро на них передвигаться.
Значение занятий лыжным спортом
Значение лыжного спорта.
Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами – один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности. Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность.
За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе теория и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.
Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений лыжников. Названные виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр.
Презентация по физической культуре на тему «Значение и история лыжного спорта»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Значение и история лыжного спорта Автор: Созонов Павел Михайлович, учитель Физической культуры МОУ «Тимшерская средняя общеобразовательная школа» 2013 год.
Значение. Занятия лыжным спортом имеют большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение.
Лыжный спорт является одним из массовых видов спорта и доступных средств физического воспитания.
При занятиях лыжным спортом работают практически все мышцы тела.
Занятия на чистом морозном воздухе, в лесу благотворно влияют на организм.
Благотворно влияют: прежде всего на органы дыхания сердечно-сосудистую систему нервную систему снижает умственное утомление является прекрасным средством активного отдыха.
В результате улучшается общее состояние организма повышаются все его защитные функции
Лыжный спорт помогает воспитывать и совершенствовать физические, морально-волевые качества: выносливость, сила, координация движений, смелость, выдержка, упорство в достижении цели т.п.
Лыжи, кроме чисто спортивных целей, имеют и большое прикладное значение. Их используют как средство передвижения в труднодоступной местности охотники, геологи, полярники, военнослужащие.
История Изобретение и применение лыж Вынужденная потребность первобытного человека для добычи пищи зимой.
В середине XVIII в. в Скандинавских странах стали проводится лыжные гонки. Первые официальные соревнования по этому виду спорта состоялись в Норвегии в 1767 г.
В конце XVIII в – начале XX в. в разных странах мира стали создаваться лыжные клубы. В 1910 г. Была создана Международная лыжная комиссия. 1924 г.–Международная федерация лыжного спорта (ФИС). Наш федерация вступила в нее в 1948 г.
В программу первых зимних Олимпийских игр 1924г. В Шамони было включено два вида лыжного спорта – гонки на 18 и 50 км среди мужчин.
В 1956 г. Наша команда впервые участвовала в зимних Олимпийских играх. и сразу показала отличный результат завоевала 7 медалей, из них 2 золотые и в неофициальном командном зачете заняла первое место.
Среди лыжников больше всех олимпийских наград разного достоинства (10): завоевала Раиса Сметанина из Республики Коми. На пяти Олимпийских играх она выиграла 4 золотые, 5 серебряных и 1 бронзовую медаль. причем между получением первой золотой медали (1976 г.) и завоеванием последней (1992 г.) прошло 16 лет.
Используемая литература Интернет ресурсы. учебник; учебник; Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-411162
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Значение и роль лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников
Значение и роль лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников
В современном мире общество, насыщенное информационными, инновационными технологиями в сфере жизнедеятельности человека, значительно снизило его двигательную активность, так как исчезла необходимость заниматься тяжелым физическим трудом, добывать и перерабатывать пищу, преодолевать пешком большие расстояния. Все это привело к снижению уровня физического развития человека, что естественно отразилось на здоровье людей.
Изменения экологического и социального развития, компьютеризации привели к разрыву между социальными и биологическими факторами, к различным отклонениям в состоянии здоровья. Таким образом стандартом второго поколения поставлены задачи – укрепление здоровье, закаливание организма и улучшение общего самочувствия, повышения уровня физической подготовленности.
Значение и роль лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников.
Лыжная подготовка занимает важное место в системе физического воспитания благодаря тому, что передвижение на лыжах является отличным средством всесторонней физической подготовки и закаливания.
Лыжная подготовка составляет важную часть общей физической подготовки школьников. На учебных занятиях по лыжной подготовке в учебных заведениях, на лыжной прогулке и в походе, на тренировках и в соревнованиях по лыжам у учащихся воспитываются необходимые физические качества – выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, а также морально-волевые качества – смелость, настойчивость, решительность, выдержка и т.д.
Значение лыжной подготовки определяется ее полноценностью в укреплении здоровья занимающихся как средства закаливания организма. Имеются научные исследования показывающие, что во время эпидемий гриппа дети, имеющие уроки лыжной подготовки болели в 2,5-3 раза меньше, чем их сверстники, уроки физкультуры у которых проводились в зимнее время в спортивном зале. Установлено, что увеличение количества уроков лыжной подготовки в недельном цикле благотворно влияет на предотвращение болезней простудного характера, особенно при трех и более занятиях. Имеются данные сравнения занятий лыжной подготовкой с прогулками на свежем воздухе, показывающие, что закаливание организма детей более эффективно при физической нагрузке.
Оздоровительное значение лыжной подготовки:
– работа всех основных групп мышц;
– активное включение в работу кардио-распираторной системы. Систематические тренировки увеличивают ЖЕЛ, МПК, вызывают изменение состава крови, уменьшают ЧСС;
– возможность легко регулировать нагрузку как по интенсивности, так и по объему.
Оздоровительное значение лыжной подготовки в значительной мере определяется местом проведения занятий. Как правило – это парк, лес, посадка, где чистый морозный воздух.
Образовательно-воспитательное значение лыжной подготовки:
– получение новых знаний по способам, подготовке инвентарю, классификации и правилам соревнований;
– овладение новыми умениями и навыками в двигательной деятельности, сохранение равновесия на скользящей опоре, лыжными ходами и т.д.
– воспитание силы, выносливости, быстроты, ловкости
– совершенствование нравственных качеств: настойчивости, упорства, выдержки, самообладания, инициативы, самостоятельности, целеустремленности, решительности, смелости.
Лыжная подготовка оказывает разностороннее воздействие на организм детей. Передвижение на лыжах по пересеченной или равнинной местности вовлекает в работу большие группы основных мышц туловища, верхних и нижних конечностей, что оказывает положительное воздействие на совершенствование функциональных систем организма, в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Разнообразные условия занятий способствуют гармоничному физическому развитию детей, особенно таких двигательных способностей, как общая и силовая выносливость, сила, координационная способность и равновесию на скользящей опоре. Следует отметить, что последняя способность легко поддается воспитанию в младшем школьном возрасте и значительно затруднена в более старшем.
Несомненно, воспитательная роль лыжной подготовки. Во время занятий, прогулок, походов и сдачи контрольных нормативов воспитываются дисциплинированность, смелость, настойчивость, способность к преодолению трудностей. В любом возрасте передвижение на лыжах используется как средство активного отдыха. Прогулки на лыжах по лесной местности с разнообразным рельефом доставляют эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее состояние.
Лыжная подготовка имеет прикладное значение. В условиях северного района и на востоке России лыжи используются в быту, на охоте, в геологических экспедициях, нефтяниками для контроля за нефтяными скважинами в Тюмени, Башкортостане. Используются лыжи и в пограничных войсках в горной местности.
В задачу лыжной подготовки входит обучение основам техники передвижения на лыжах на равнинной и пересеченной местностях, приобретение знаний по гигиене лыжной подготовки, по смазке лыж и уходу за ними, по технике безопасности при занятиях на лыжах, а также выполнение определенных контрольных нормативов.
На занятиях по лыжной подготовке учащиеся должны освоить строевые приемы с лыжами, изучить технику различных ходов, подъемы, спуски, торможения и повороты на лыжах, а также передвижения на лыжах в различных условиях местности.
Особенности организации лыжной подготовки в учебных заведениях
Образовательная программа раздела лыжной подготовки определяется содержанием и организацией образовательного процесса на уроках физической культуры и направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основой всей работы по лыжам со школьниками является учебная работа по лыжной подготовке, которая проводится по государственным программам. Лыжная подготовка (обязательная дисциплина для всех учащихся) проводится в форме урока.
Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение учащихся технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум занятий по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям.
Урок лыжной подготовки продолжается 45 мин. Сдваивать уроки не рекомендуется.
Задачи учителя: соблюдать общую и моторную плотность урока, постоянно контролировать и дозировать физическую нагрузку, организовать дисциплину на учебном занятии.
Для организации деятельности учащихся применяются следующие методы: фронтальный, посменный, поточный, поточно-групповой, групповой.
Урок лыжной подготовки является основной формой организации учебного процесса, в ходе которого обеспечивается решение важнейших задач физического воспитания школьников. На уроках в процессе лыжной подготовки проводится обучение разным способам передвижения на лыжах, идет работа по развитию физических и морально-волевых качеств занимающихся. Главными характерными чертами урока всегда является руководящая роль учителя и единство решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Урок всегда проводится при постоянном составе занимающихся одной возрастной группы (кроме сельских малокомплектных школ, где могут быть уроки для учащихся разного возраста). Успешное решение задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с учащимися и родителями. Важную роль играет и непосредственная, личная подготовка учителя, правильная организация урока. На уроках в школе решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программами по физической культуре для общеобразовательных школ в целом и разделом «Лыжная подготовка» в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников. На уроке лыжной подготовки решаются следующие основные задачи: обучение школьников способам передвижения на лыжах; оздоровление и закаливание учащихся, развитие важнейших физических качеств (выносливость, сила, ловкость и др.); воспитание морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий. Таким образом, для проведения уроков лыжной подготовки в учебных заведениях необходимо тщательная подготовка учителя к занятиям, четко поставленные цели и задачи которых необходимо достичь.
— применять полученные умения, навыки и знания;
— планировать корректировать режим дня с учетом показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
-целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств.
В дипломной работе мы планируем исследовать методы и средства физического воспитания по разделу «Лыжная подготовка» на развитие физических качеств.