В чем заключается прикладное значение туризма
Прикладное значение туризма
Значение туризма определяется еще и той огромной ролью, какую играет он, по сравнению с другими видами, в образовании и формировании жизненно важных прикладных знаний, умений и навыков нужными в жизни каждому человеку, их возможность оказывать всесторонне и гармоничное воздействие на все функциональные системы и органы человека.
Туризм характеризуется естественной прикладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями:
— умение передвигаться в различных условиях местности, рельефа, среды с активным использованием естественных и технических средств (пешком, на лыжах, лодках, велосипедах, мотоцикле, автомобиле и т.д.);
— умение ориентироваться в разнообразных условиях местности, пространства и времени с помощью карты, компаса, часов, по природным ориентирам или по местным предметам, по народным приметам.
— определять высоту предметов и расстояние;
— преодолевать естественные препятствия, встречающиеся на пути (подъемы, спуски, рвы, канавы, реки, болота, лесные завалы, скалы, ледники);
— организовывать ночлег и разводить костер в любых условиях;
— оказывать необходимую помощь пострадавшему при ушибах, ожогах, обморожении, тепловом или солнечном ударе, при укусе змей и т.п.;
— готовить пищу в различных полевых условиях;
— вести наблюдение за природой и многое другое.
Как видим, туризм обладает многими, подчас мелкими и незаметными навыками, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни.
Кроме того, занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной ходьбе.
В туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия всей группы дают результат. Так ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Ради общего дела они учатся преодолевать усталость, становиться выше личных симпатий и антипатий, помогать друг другу, быть чуткими.
Регулярное занятие туризмом вырабатывает сознательную дисциплину и настойчивость.
Все это имеет большое значение в военном деле и в мирном труде специалистов ряда профессий. Особенно важно это для геологов, землеустроителей, зоотехников, чабанов, охотников, строителей отдаленных объектов и др.
Ловкость, физическая выносливость, воспитываемые туристскими походами, находят применение практически всюду. Если к этому добавить, что туризм является незаменимым средством активного отдыха для людей напряженного умственного труда, то будет понятным его прикладное значение.
Таким образом, туризм является одной из совершенных форм использования свободного времени и содействия подготовке человека к трудовой деятельности и активному участию в развитии общества.
Все это свидетельствует о большом прикладном значении туризма, его роли в образовании и формировании жизненно важных прикладных знаний, умений и навыков.
Заключение
Туризм сегодня выступает как познавательный активный отдых, в оздоровлении организма. достижение науки, изменяя характер труда и учебы, действуют и на самого человека: на первое место выдвигаются его мыслительные, эмоционально-психические функции, на второй план отходят двигательные, физические. Происходит снижение двигательной активности при повышении уровня эмоционального напряжения. Гиподинамия, вызванная недостаточной двигательной активностью, вызывает быструю утомляемость, которую снять сложнее, чем усталость, вызванную физическими усилиями.
Лучшим и наиболее эффективным способом восстановления физических и духовных сил является активный отдых, который должен рассматриваться как одна из основных потребностей человека. Наиболее доступным и полезным видом активного отдыха является туризм.
Презентация к лекции по физической культуре «Оздоровительно-прикладное значение туризма. Виды туризма.»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Поветкина Т.В.– Преподаватель физической культуры, “специалист высшей категории”, “старший преподаватель”
Тема урока: Оздоровительно-прикладное значение туризма. Виды туризма
Тип урока: изучение новых знаний. Метод проведения: лекция Материально-техническое оснащение урока: мультимедийный проектор, плакаты, музыкальное сопровождение
Цель урока: Ознакомить учащихся с видами туризма; познакомить с оздоровительно-прикладным значением туризма; Формировать у учащихся навыки здорового образа жизни; Воспитывать любовь к родному краю и развивать экологическую культуру; Расширять мировоззрение, развивать познавательный интерес.
ПЛАН ЛЕКЦИИ : ВВЕДЕНИЕ ВИДЫ ТУРИЗМА. ПРИЗНАКИ СЕГМЕНТАЦИИ И ОСНОВНЫЕ СЕГМЕНТЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ. ОПАСНОСТИ ТУРИЗМА. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЦЕЛИ ТУРИЗМА : Путешествие и пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды – отдых, деловые или другие цели.
ВИДы ТУРИЗМа Деловой Социальный Екологический Этнический Спортивно-оздоровительный Курортно-лечебный Регилиозный Познавательно-экскурсионный Аматорский
познавательный (Экскурсионый) туризм познавательный (экскурсионный) — посещение интересных мест, осмотр культурных, исторических, природных памятников
спортивный туризм спортивный туризм — участие в спортивных мероприятиях;
Общественный туризм Поездки с целью посещения родственников,знакомых,друзей и т.д.
АМАТОРСКИЙ туризм аматорский — охота, рыболовство и другое.;
СОЦиАЛЬНыЙ ТУРИЗМ социальный — участие в общественных мероприятиях;
экологический туризм Путешествие с целью изучения окружающей среды
КУРОРТНО-лечебный ТУРИЗМ Посещение мест, имеющих необходимые условия для лечения и профилактики заболеваний
этнический ТУРИЗМ Посещение культурно-исторических зон с целью ознакомления с бытом и фольклером разных этнических сообществ
Деловой туризм Посещение объектов, удовлетворяющих профессиональный интерес.
Религиозный туризм Посещение «Святых мест».
Оздоровительный туризм Спортивно-оздоровительный туризм представляет собой эффективное средство физического и нравственного совершенствования человека.
ТИПЫ ТУРИЗМА Принято различать туризм организованный — путешествие по программе, намеченной туристским учреждением, с предоставлением комплекса услуг, и неорганизованный, так называемый самодеятельный,— путешествие по плану, разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей самообслуживания.
Формы организации туризма
Туристическая экспедиция: Туристическая экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.
Туристический поход- это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью. В зависимости от целей походы могут быть познавательной, оздоровительной, спортивной направленности. Познавательные походы направлены на изучение своего края (района, области): рельефа, климата, хозяйства. Оздоровительные походы способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного отдыха, значение которого огромно. Спортивные походы улучшают физическую подготовленность, способствуют физическому совершенствованию.
Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка. Именно целью путешествия определяется вид туризма. Различают следующие виды туризма: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный; этнический и др.
SUN, Sand Coast, See — «солнце, песчаный пляж, море»
Отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт
скорее спортсмен, чем любитель
нем. Abenteur — «приключение»)
Туризм можно классифицировать по разным критериям. По цели поездки В зависимости от цели отличают следующие туризма: a) Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха. b) Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей. i) Экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб. Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью.
ВИДЫ ТУРИЗМА Мотивационный фактор: пешеходный туризм; велосипедный туризм; конный туризм; альпинизм; лыжний туризм; мототуризм.
Туризм в системе физического воспитания детей разного возраста. Оздоровительное, воспитательное, образовательное и прикладное значение туризма.
1.Туризм в системе физического воспитания детей разного возраста. Оздоровительное, воспитательное, образовательное и прикладное значение туризма.
Одним из самых массовых и доступных форм занятия физической культурой является туризм. Слово «туризм» происходит от французского «Тоuг», что значит прогулка, поездка, путешествие, т.е. туризм- это путешествие, организованное в свободное от занятий время в цвелях активного отдыха и культурного досуга на лоне природы, укрепления здоровья, физического совершенствования и познания окружающей действительности.
Туризм как общественно-социальное явление призван охранять и укреплять здоровье людей, обеспечивать содержательный досуг населения. Подобное внимание к туризму не случайно. Разностороннее воздействие туристской деятельности обуславливает ее большое оздоровительное, образовательное, воспитательное и прикладное значение.
Использование туризма как активного средства воспитания личности позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых человеку умений и навыков, совершенствование его двигательных способностей, развитие морально-волевых и интеллектуальных качеств. Кроме того, туризм предполагает участие занимающихся им в разнообразных общественно полезных делах. В том же плане важность туризма как одного из наиболее массовых и доступных средств физического совершенствования людей на современном этапе развития общества.
Оздоровительная роль туризма
Несмотря на достижения современной цивилизации, во всех, даже экономически развитых, странах растут заболеваемость и смертность. К числу основных негативных влияний современной цивилизации на здоровье человека можно отнести следующие:
-снижение биологически обусловленного режима двигательной активности при одновременном росте психоэмоциональных нагрузок;
— несбалансированное по составу и избыточное по калорийности питание;
— загрязнение окружающей среды;
— вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания и т.п.);
— нарушение режима учебы, труда и личной жизни.
Статистика медицинских заключений о состоянии здоровья населения свидетельствует, что первое место среди общего числа заболеваний занимают болезни сердечнососудистой системы (52% от общего количества смертей по болезни). Основными «болезнями цивилизации» можно назвать атеросклероз, гипертоническую болезнь, инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунные заболевания, психическую депрессию и др. Поэтому постепенно приходит понимание того, что медицина, традиционно ориентированная на лечение болезней, нередко оказывается малоэффективной.
Формирование здорового образа жизни становится доминирующим направлением при совершенствовании системы охраны здоровья нации.
Очевидно, что ведущая роль в формировании здорового образа жизни отводится оптимизации двигательной активности человека. И выход из положения видится в первую очередь в оздоровлении самого человека, в повышении его сопротивляемости болезням, в закалке к неблагоприятным воздействиям внешней среды, в регулярной тренирующей нагрузке, в перемене городской обстановки на природную, то есть именно в том, что может дать активный туризм.
Во-первых, туристские маршруты выводят нас на свежий воздух. Ученые давно установили, что свежий воздух очень богат отрицательными нонами, которые обладают способностью быстро и эффективно снимать усталость.
Туристический поход это движение, физическая нагрузка, самым благотворным образом воздействующая на организм человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная
Наконец, туризм является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.
Можно привести и некоторые цифровые данные об оздоровительном воздействии походов. Так, согласно исследованию врачебно-физкультурного диспансера города Русе (Болгария), продолжительность простудных заболеваний у туристов вдвое меньше, чем у лиц того же возрастного и профессионального состава, но не участвующих в походах.
Заметна оздоровительная роль туризма и среди других видов физической культуры и спорта, поскольку он включает в себя только ту физическую активность, которая прямо направлена на укрепление здоровья, без стремления достигнуть спортивного мастерства и выполнить определенные нормативы. Периодические занятия туризмом человека, приобщенного к физической культуре, в значительной мере способствуют поддержанию его организма на достаточно высоком уровне физической подготовленности.
Как спорт туризм включает уже напряженные тренировки, высокие физические и эмоциональные нагрузки, требует постоянного технического и тактического совершенствования.
Оздоровительная задача туризма решается посредством правильно организованного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил личной и общественной гигиены.
Периодическое переключение на туризм людей, регулярно занимающихся оздоровительным бегом или плаванием, позволяет ликвидировать нежелательные последствия адаптации человека к физическим нагрузкам.
Адаптация обусловлена тем, что в результате длительного стандартного выполнения одной и той же физической нагрузки прекращается процесс появления новых приспособительных сдвигов (перестроек) в организме. В данном случае нужна временная переориентация человека на несколько иной род деятельности, но также сопряженный с определенными физическими нагрузками.
В нашей стране широкое распространение получили многие виды туризма: пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, горный и др. Особенно популярен пешеходный туризм, оказывающий высокий оздоровительный и закаливающий эффект, развивающий важные физические качества (выносливость, силу, ловкость), воспитывающий смелость, настойчивость, умение ориентироваться на местности и другие ценные прикладные навыки. Пешеходный туризм доступен людям различного возраста и физической подготовки.
Таким образом, туризм и здоровье неотделимы. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых. Кроме того, туристская деятельность сопряжена с длительным пребыванием человека на свежем воздухе в естественных условиях природы. туризм путешествие отдых
Комплексное разумное использование естественных факторов природы, солнечной, лучистой энергии, свежего воздуха и воды, активные и разнообразные формы передвижения и действия, смена обстановки и впечатлений в процессе путешествия благотворно влияют на человека, укрепляют его нервную систему, улучшают обмен веществ, усиливают деятельность всех органов и систем, развивают и закаляют организм, создают бодрое, жизнерадостное настроение, обеспечивают тем самым здоровый активный отдых и культурный досуг. В этом огромное оздоровительное значение туризма.
2. Прикладное значение туризма
Значение туризма определяется еще и той огромной ролью, какую играет он, по сравнению с другими видами, в образовании и формировании жизненно важных прикладных знаний, умений и навыков нужными в жизни каждому человеку, их возможность оказывать всесторонне и гармоничное воздействие на все функциональные системы и органы человека.
Туризм характеризуется естественной прикладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями:
— умение передвигаться в различных условиях местности, рельефа, среды с активным использованием естественных и технических средств (пешком, на лыжах, лодках, велосипедах, мотоцикле, автомобиле и т.д.);
— умение ориентироваться в разнообразных условиях местности, пространства и времени с помощью карты, компаса, часов, по природным ориентирам или по местным предметам, по народным приметам.
— определять высоту предметов и расстояние;
— преодолевать естественные препятствия, встречающиеся на пути (подъемы, спуски, рвы, канавы, реки, болота, лесные завалы, скалы, ледники);
— организовывать ночлег и разводить костер в любых условиях;
— оказывать необходимую помощь пострадавшему при ушибах, ожогах, обморожении, тепловом или солнечном ударе, при укусе змей и т.п.;
— готовить пищу в различных полевых условиях;
— вести наблюдение за природой и многое другое.
Как видим, туризм обладает многими, подчас мелкими и незаметными навыками, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни.
Кроме того, занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной ходьбе.
В туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия всей группы дают результат. Так ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Ради общего дела они учатся преодолевать усталость, становиться выше личных симпатий и антипатий, помогать друг другу, быть чуткими.
Регулярное занятие туризмом вырабатывает сознательную дисциплину и настойчивость.
Все это имеет большое значение в военном деле и в мирном труде специалистов ряда профессий. Особенно важно это для геологов, землеустроителей, зоотехников, чабанов, охотников, строителей отдаленных объектов и др.
Ловкость, физическая выносливость, воспитываемые туристскими походами, находят применение практически всюду. Если к этому добавить, что туризм является незаменимым средством активного отдыха для людей напряженного умственного труда, то будет понятным его прикладное значение.
Таким образом, туризм является одной из совершенных форм использования свободного времени и содействия подготовке человека к трудовой деятельности и активному участию в развитии общества.
Все это свидетельствует о большом прикладном значении туризма, его роли в образовании и формировании жизненно важных прикладных знаний, умений и навыков.
Туризм в системе образования России является эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Слово туризм в переводе с французского означает «прогулка», «поездка», «путешествие». Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания у них нравственности, любви к труду, природе, получили широкое распространение в России сначала XX века. В настоящее время туризм входит в постоянный арсенал педагогических средств школы, а педагогической теорией и практикой доказана полезность и необходимость туризма для каждого школьника.
Особенно большими возможностями в реализации туристической работы располагает учебный предмет физическая культура . Следует подчеркнуть, уроки физкультуры с использованием средств туризма имеют свои особенности.
Во-первых, в содержании таких уроков включают не только выполнение разнообразных физических упражнений, но и формирование знаний о природе, отношения человека к природе, учит коллективизму, товариществу и взаимопониманию, что, несомненно, делает их познавательно-образовательными и носит воспитательный характер.
Во-вторых, урок физической культуры с использованием средств туризма, подчинен единой сюжетной линии и игровой форме, что обеспечивает интерес и потребность в физических упражнениях.
В-третьих, уроки с использованием средств туризма проводят на открытом воздухе, что позволяет решать одну из главных задач физической культуры – оздоровительную.
Можно провести весь урок в форме путешествия, игры по станциям или включить в урок элементы туризма. Теоретические и практические занятия можно проводить не только в природных условиях, но и в спортивном зале или в классе. Многие элементы туристического многоборья, полосы препятствий можно включать в уроки лёгкой атлетики, гимнастики. Естественная туристская полоса препятствий включает в себя следующие этапы. Это «переправа» по упавшему дереву, перелезание через препятствия, «переправа» по «кочкам», преодоление «паутины», подлезание под наклонившимися ветками, пролезание сквозь «мышеловку» и др., что обеспечивает смену двигательных действий и благотворно для развития двигательных способностей и ряда функциональных систем организма ребенка.
В начальных классах используются эстафеты и подвижные игры не большой продолжительности с элементами поиска, чтобы ребята могли ориентироваться относительно строений, сооружений различного рода, площадных ориентиров, различных направлений движения т.п. Например, на нарисованной карте класса, дети отмечают, где будут находиться какие-либо предметы (парты, стулья), а затем меняют их расположение. После этого предлагают напарнику вернуть предметы по предложенному рисунку. В ходе игр дети приобретают умение держать карту правильно, т.е. ориентировать карту по большим ориентирам (окнам, дверям, стенам). В среднем звене школьники закрепляют знания, полученные в младших классах. Усложняются правила игр и сами игры.
Использование подвижных игр, таких как, «Ветер и флюгеры», «Альпинисты», «Салки в лесу», «Шагомеры», Погоня за «лисицей», «Кто наблюдательнее», «Поиски пропавшей группы», «С кочки на кочку», «Подготовка к походу», «Компас» и др. не только повышает эмоциональный фон урока физической культуры, но и закрепляют навыки, необходимые в быту, развивают физические качества, интерес к урокам физической культуры.
Чтобы уроки по кроссовой подготовке не были утомительными и монотонными, учащиеся 7 класса были ознакомлены с картой, топографическими знаками, как читать карту. Было разработано 4 маршрута, одинаковых по сложности и протяжённости. Класс был поделен на несколько подгрупп, каждая из которых по своему маршруту находила контрольные пункты, стараясь первой придти к финишу.
Таким образом, разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста.
2.Туристические походы, их цель и разновидности (пешие, лыжные и велосипедные)
Как принято классифицировать туристские походы на основании способа и условий передвижения группы на маршруте? Способ передвижения на маршруте определяет специфику организации, подготовки и проведения похода, в том числе: программу тренировочного процесса, особенности календарного плана похода, виды классифицированных препятствий и, соответственно, технику и тактику их преодоления, виды посещаемых туристами рекреационных объектов и пр. Рекреационные и спортивные походы подразделяются, согласно действующим «Правилам» на десять видов. На основании способа передвижения «Правила» выделяют 8 видов походов: