В чем заключается принцип дополнительности тест
Концепции современного естествознания. Тест 1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Онтология – это учение о
познании
природе
ценностях
бытии
2. Гносеология – это учение о
познании
пространствах
описании природы
материи
3. В чём заключается принцип фрактальности
возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции
минимальное количество ключевых параметров
главное в становлении не элементы, а целостная структура
возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов
4. Когда возникла синергетика
в 60-е гг. ХХ в.
в 70-е гг. ХХ в.
в 70-е гг. ХIX в.
в 80-е гг. ХХ в.
5. Модели синергетики – это модели
нелинейных, неравновесных систем, подвергающихся действию факторов
линейных и неравновесных систем
нелинейных и равновесных систем
линейных и равновесных систем, не подвергающихся действию факторов
6. Материалистическая трактовка физической картины мира характерна для
А. Эйнштейна и В. Гейзенберга
М. Планка и А. Эйнштейна;
В. Гейзенберга и Э. Шредингера
Э. Шредингера и А. Эддингтона
7. Кого можно считать родоначальником физической науки
Анаксагора
Аристотеля
Пифагора
Демокрита
8. Что обнаруживается в процессе самоорганизации открытых нелинейных систем
однозначная природа хаоса
двойственная природа хаоса
устойчивость всех процессов
нет верного ответа
9. Кто выдвинул принцип «порядок из шума»
Д.И. Менделеев
И.Р. Пригожин
Г.фон Ферстер
Г. Хакен
10. Согласно какому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими
принцип вероятности
принцип дополнительности
принцип причинности
принцип детерминизма
11. Три ступени постижения природы по Джонсу
дивергенция, трансформация, конвергенция
конвергенция, эволюция, синергетика
трансформация, конвергенция, синергетика
дивергенция, трансформация, генетика
12. Какие три уровня организации материального мира существуют
живая природа, визуальный мир и общество
неживая природа, живое вещество и общество
неживая природа, искусственный интеллект и живое вещество
существует только один уровень- общество
13. Конвергенция – это
схождение
основной закон системы
сближение и приобретение в ходе эволюции сходных признаков
нет верного ответа
14. Синергетический стиль мышления – это
последовательность предписаний
нелинейное открытое мышление
совокупность принципов синергетики
нет верного ответа
15. В чём заключается принцип дополнительности
возможность приобретения знаний на основе прошлого опыта
возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов
возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции
главное в становлении не элементы, а целостная структура
Ответы к тесту: Основные понятия в философии
⚑ Закажите написание студенческой работы!
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: Синергетический стиль мышления – это?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] многостороннее, нелинейное, открытое мышление;
[неверно] свободная игра факторов, каждый из которых взят сам по себе;
[неверно] познание природы на фундаментальном уровне;
[неверно] принцип нелинейности.
Тестовый вопрос: Согласно какому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими?
Выберите правильный ответ:
[неверно] принцип вероятности;
[неверно] принцип дополнительности;
[неверно] принцип причинности;
[ верно ] принцип детерминизма;
Тестовый вопрос: Концепция детерминизма – это:
Выберите правильный ответ:
[неверно] процесс аналитического рассуждения от общего к частному;
[неверно] установление новых закономерностей;
[ верно ] концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности;
[неверно] мысленное выделение какого-либо предмета?
[неверно] Ответы. 2.1 – Б; 2.2 – Б; 2.3 – А; 2.4 – Б; 2.5 – Б; 2.6 – В; 2.7 – В; 2.8 – А; 2.9 – Г; 2.10 – В.
Тестовый вопрос: Три ступени постижения природы по Джонсу:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] дивергенция, трансформация, конвергенция;
[неверно] конвергенция, эволюция, синергетика;
[неверно] трансформация, конвергенция, синергетика;
[неверно] дивергенция, трансформация, генетика?
Тестовый вопрос: Кто выдвинул понятие диссипативной структуры?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] И.Р. Пригожин;
[неверно] В.И. Вернадский;
[неверно] К.Э. Циолковский.
Тестовый вопрос: Какие три уровня организации материального мира существуют?
Выберите правильный ответ:
[неверно] живая природа, визуальный мир и общество;
[ верно ] неживая природа, живое вещество и общество;
[неверно] неживая природа, искусственный интеллект и живое вещество;
[неверно] существует только один уровень- общество.
Тестовый вопрос: Синергетика в переводе с греческого означает:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] сотрудничество;
Тестовый вопрос: Конвергенция – это:
Выберите правильный ответ:
[неверно] основной закон системы;
[ верно ] сближение и приобретение в ходе эволюции сходных признаков;
[неверно] нет верного ответа?
Тестовый вопрос: Дивергенция – это:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] расхождение потоков энергии системы в ходе её структурных перестроек;
[неверно] приобретение в ходе эволюции сходных признаков?
Тестовый вопрос: Синергетический стиль мышления – это:
Выберите правильный ответ:
[неверно] последовательность предписаний;
[ верно ] нелинейное открытое мышление;
[неверно] совокупность принципов синергетики;
[неверно] нет верного ответа?
Тестовый вопрос: «Отбор» дарвинской триады составляют:
Выберите правильный ответ:
[неверно] неравновесность и иерархичность;
[неверно] иерархичность и гомеостатичность;
[неверно] гомеостатичность и нелинейность;
[ верно ] циклическая коммуникативность и наблюдаемость?
Тестовый вопрос: Вчём заключается принцип дополнительности:
Выберите правильный ответ:
[неверно] возможность приобретения знаний на основе прошлого опыта;
[ верно ] возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов;
[неверно] возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции;
[неверно] главное в становлении не элементы, а целостная структура?
Тестовый вопрос: В чём заключается принцип подчинения:
Выберите правильный ответ:
[неверно] возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов;
[неверно] главное в становлении не элементы, а целостная структура;
[неверно] возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции;
[ верно ] минимальное количество ключевых параметров?
Тестовый вопрос: Что занимает лидирующее место в культуре нашей эпохи?
Выберите правильный ответ:
[неверно] компьютерные достижения;
[ верно ] наука;
Тестовый вопрос: С чьей точки зрения символизм пронизывает все отношения человека к миру – природе и другому человеку?
Выберите правильный ответ:
[неверно] Эрнста Маха;
[ верно ] П.А. Флоренского;
Принцип дополнительности
В повседневной жизни имеется два способа переноса энергии в пространстве — посредством частиц или волн. Чтобы, скажем, скинуть со стола костяшку домино, балансирующую на его краю, можно придать ей необходимую энергию двумя способами. Во-первых, можно бросить в нее другую костяшку домино (то есть передать точечный импульс с помощью частицы). Во-вторых, можно построить в ряд стоящие костяшки домино, по цепочке ведущие к той, что стоит на краю стола, и уронить первую на вторую: в этом случае импульс передастся по цепочке — вторая костяшка завалит третью, третья четвертую и так далее. Это — волновой принцип передачи энергии. В обыденной жизни между двумя механизмами передачи энергии видимых противоречий не наблюдается. Так, баскетбольный мяч — это частица, а звук — это волна, и всё ясно.
Однако в квантовой механике всё обстоит отнюдь не так просто. Даже из простейших опытов с квантовыми объектами очень скоро становится понятно, что в микромире привычные нам принципы и законы макромира не действуют. Свет, который мы привыкли считать волной, порой ведет себя так, будто состоит из потока частиц (фотонов), а элементарные частицы, такие как электрон или даже массивный протон, нередко проявляют свойства волны.
Теперь давайте проведем несложный эксперимент для иллюстрации вышесказанного. Предположим, у нас есть замкнутая камера с двумя тонкими горизонтальными прорезями — одна выше средней линии, другая ниже. Теперь представим, что на эти прорези направлен параллельный пучок световых лучей. Естественно предположить, что частицы света будут проходить через оба отверстия прямо, и на задней стенке камеры (на экране) будут наблюдаться две отчетливые световые полосы напротив каждой из прорезей, а посередине между ними свет попадать не должен.
Однако на практике мы наблюдаем совершенно иную картину. Согласно принципу Гюйгенса, каждая из прорезей играет роль независимого источника вторичных световых волн, и на экране на средней линии между двумя прорезями мы, напротив, должны наблюдать максимум амплитуды их колебаний. В частности, звуковые волны, исходящие из двух стереодинамиков, как раз и дают пик громкости на линии равного удаления между ними. То же самое касается и двух равноудаленных источников световых волн, проецируемых на экран. Иными словами, пик амплитуды волны приходится как раз на ту пространственную зону, куда, согласно корпускулярной теории, должно попадать минимальное число частиц.
Если направить на подобную камеру пучок электронов, на экране будут отчетливо прослеживаться свойственные волнам полосы пиков и спадов интенсивности излучения, то есть электрон будет вести себя как волна. С другой стороны, если «выстреливать» электроны по одному, каждый из них будет оставлять четкий след на экране — то есть вести себя как частица. Самое интересное, что то же самое будет, если вместо пучка электронов вы возьмете пучок фотонов: в пучке они будут вести себя как волны, а по отдельности — как частицы (см. Опыт Дэвиссона—Джермера).
Подытожим сказанное. Если фотоны или электроны направлять в такую камеру по одному, они ведут себя как частицы; однако если собрать достаточную статистику таких одиночных экспериментов, то выяснится, что по совокупности эти же электроны или фотоны распределятся на задней стенке камеры так, что на ней будет наблюдаться знакомая картина чередующихся пиков и спадов интенсивности, свидетельствующая об их волновой природе. Иными словами, в микромире объекты, которые ведут себя как частицы, при этом как бы «помнят» о своей волновой природе, и наоборот. Это странное свойство объектов микромира получило название квантово-волнового дуализма. Проводилось множество экспериментов с целью «разоблачить истинную природу» квантовых частиц: использовались различные экспериментальные методики и установки, включая такие, которые позволили бы на полпути к приемнику выявить волновые свойства отдельной частицы или, напротив, определить волновые свойства светового пучка через характеристики отдельных квантов. Всё тщетно. Судя по всему, квантово-волновой дуализм объективно присущ квантовым частицам.
Принцип дополнительности — простая констатация этого факта. Согласно этому принципу, если мы измеряем свойства квантового объекта как частицы, мы видим, что он ведет себя как частица. Если же мы измеряем его волновые свойства, для нас он ведет себя как волна. Оба представления отнюдь не противоречат друг другу — они именно дополняют одно другое, что и отражено в названии принципа.
Как я уже объяснял во Введении, я считаю, что философия науки выиграла от такого корпускулярно-волнового дуализма несопоставимо больше, чем было бы возможно при его отсутствии и строгом разграничения явлений на корпускулярные и волновые. Сегодня совершенно очевидно, что объекты микромира ведут себя принципиально иным образом, нежели объекты привычного нам макромира. Но почему? На каких скрижалях это записано? И, подобно тому как средневековые натурфилософы мучительно пытались понять, является ли полет стрелы «свободным» или «вынужденным», так и современные философы бьются над разрешением квантово-волнового дуализма. На самом же деле и электроны, и фотоны представляют собой не волны и не частицы, а нечто совершенно особенное по своей внутренней природе — и потому не поддающееся описанию в терминах нашего повседневного опыта. Если же и дальше пытаться втиснуть их поведение в рамки знакомых нам парадигм, неизбежны всё новые парадоксы. Так что главный вывод здесь состоит в том, что наблюдаемый нами дуализм порожден не присущими квантовым объектам свойствами, а несовершенством категорий, которыми мы мыслим.