В чем заключается принцип доступности соблюдаемый при отборе музыкально ритмических заданий
Особенности отбора репертуара по ритмике в дошкольном возрасте
Анна Ахмедова
Особенности отбора репертуара по ритмике в дошкольном возрасте
С 2013 года произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. В первую очередь,появились нормативно правовые документы федерального уровня: закон об образовании от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образовании и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление педагогов в работе дошкольных учреждений. Содержание музыкального образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие музыкальных способностей ребёнка, способного в дальнейшем самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес представляют музыкально- ритмические движения в дошкольном возрасте как первая ступень музыкального образования.
Ритмика (музыкально- ритмические движения) является одним из важнейших направлений музыкального воспитания. В связи с этим представляется чрезвычайно значимым, чтобы у педагогов, особенно без достаточного опыта работы с детьми, были чёткие представления об особенностях формирования музыкально- ритмической деятельности детей дошкольного возраста.
Через движения дети естественнее, легче воспринимают форму произведения, музыкальные жанры,а также многие средства музыкальной выразительности: регистр, темп, динамику, ритм. Во взаимодействии музыки и движения, музыка занимает ведущие положение, а движения становятся средством выражения художественных образов. Таким образом, музыкально-ритмические движения являются средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Основными особенностями отбора по ритмике являются следующие:
Яркость, художественность музыкальных произведений, динамичность их образов;
Характер музыки, побуждающий к движениям;
Многообразие жанров, тематике, характера музыкальных сочинений на примерах классической, современной и народной музыки;
Соответствие движений характеру, образом музыки;
Разнообразие движений (сюжетно- образные, танцевальные, двигательные упражнения).
Цель ритмики состоит:
В дифференциации и углублении восприятия музыки, её образов.
И формировании на этой основе навыков выразительного движения.
подведение детей к выразительному, непринуждённому исполнению танцев, хороводов, плясок.
Таким образом, правильно поставленные цели и задачи, помогающие их решать, вводит детей в мир музыки с чётким,конкретным представлением о ритме и красоте движений, о музыкальном виде искусства, которые необходимо прививать с дошкольного возраста.
В истории современного музыкально-ритмического воспитания в детском саду наблюдается несколько тенденций отбора музыкальных произведений для игр, упражнений, танцев, плясок, хороводов. Вся работа по отбору репертуара по ритмике выстраивается по принципу «от простого к сложному», с учётом всех необходимых музыкально- ритмических навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий. Это помогает успешному выполнению требований программы.
Этапы отбора репертуара по ритмике:
Прослушивание музыкального материала
Первоначальное знакомство с ритмическими движениями
Последовательное обучение ритмическим навыкам
Повторение, закрепление, выразительное исполнение.
Необходимые условия для подбора репертуара по ритмике в каждой группе:
возраст детей
уровень общего, физического и музыкального развития детей
материально- техническая база дошкольного учреждения
уровень квалификации музыкального руководителя и воспитателя
Репертуар по ритмике в младшем возрасте:
Упражнения, содержащие конкретный зрительный образ (так как дети этого возраста обладают наглядно-образным мышлением, быстро утомляются и не концентрируют внимание на движениях, теме исполнения)
Репертуар по ритмике в старшем возрасте:
• усложнённые последовательные упражнения, на определённую двигательную нагрузку (в соответствии с возможностями детей, так как движения детей более координированы и отработаны.
Учитывая положения о том, что музыкально-ритмическая деятельность- целенаправленный процесс, осуществляемый с помощью специально подобранного материала.
Поставила следующие условия подбора репертуара по ритмике:
Подбор и систематизация игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики под музыку
Составление таблицы упражнений для развития различных групп мышц рук, ног, корпуса.
Составление перечня музыкально- ритмических упражнений для развития общей моторики
Разработка методических рекомендаций для проведения игр и упражнений данного комплекса
Особенности организации предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрасте «Особенности организации предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрасте». Выполнил воспитатель МБДОУ № 25 «Светлячок» старшей.
Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений.
Дежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.
Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте. Прежде чем говорить об особенностях.
Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте. Дошкольный возраст, как и другие возраста, имеет специфические характеристики, связанные с социальной ситуацией развития ребенка данного.
Развитие мышления в дошкольном возрасте Развитие мышления в дошкольном возрасте. Мышление- психический процесс. В процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности.
Развитие самосознания в дошкольном возрасте Интенсивное развитие самосознания у детей происходит в дошкольном возрасте. Ребенок задумывается об отношении к нему, анализирует себя и.
Родительское собрание «Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» Цель родительского собрания – повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному.
Закаливание в дошкольном возрасте Введение Как бы ни казалось, что природный образ жизни человека является логичным и само собой разумеющимся, все равно перед родителями.
Музыкально-ритмическое воспитание в детском саду
Полина Давыдюк
Музыкально-ритмическое воспитание в детском саду
1. Значение музыкально-ритмического воспитания, задачи.
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Данную систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX века швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Основав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Далькроз подчинил движение ритму различных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей.
Первое обеспечивает музыкальное развитие, включая развитие музыкального слуха, усвоения музыкальных знаний и умений подчинять движения музыке.
Второе дает правильные двигательные навыки при разучивании танцевальных элементов. Именно на уроках ритмики учащиеся впервые знакомятся с особенностями танцевальной национальной культуры.
Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела, ориентироваться в пространстве, умения держать равные интервалы.
В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Преподавателю ритмики следует подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям, и легко поддаются отражению в движении. Выразительное исполнение музыки концертмейстером придает движениям учащихся эмоциональность, помогает детям двигаться ритмичнее, выразительнее.
Безусловно, одной из важных задач ритмики является развитие творческой активности, воображения и фантазии у детей, их умения самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных, музыкально-двигательных образах. Поэтому на своих уроках ритмики часто предлагаю детям самостоятельно придумывать движения, в соответствии с характером музыки. Конечно, сначала эти попытки детей в придумывании своего танца еще не уверены. Движения однообразны, чувствуется их некоторая скованность. Но к концу года многие могут достаточно выразительно передать в танце характер, настроение. Такие задания, к счастью, развивают у детей образность движения, учат их более тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведения. С большим удовольствием дети исполняют танцы, в движения которых включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии. Так же распространенными видами музыкально-ритмической деятельности являются игры. А. С.Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, именно то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок будет в игре, таков во многом он будет в работе». Интерес к игре и эмоциональная принадлежность в процессе ее исполнения способствуют развитию творческой инициативы ребенка. Необходимо отмечать каждое удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе. Огромное значение на уроках ритмики должно уделяться и умению детей владеть своим телом. Чем способней, пластичней ребенок в движении, тем ярче в нем будет развиваться творческое начало, вырабатываться художественный вкус. Исчезнет скованность движений, появится уверенность, радость от своих возможностей.
Таким образом, побуждение творческой инициативы у детей – это мысль, которая должна проходить «красной нитью» через все занятия ритмикой. Ведь музыкально-ритмическое воспитание учит ребенка танцевать красиво, владеть ритмопластикой танца, помогающей быть искренним, привлекательным и непосредственным.
2. Виды игр, танцев, упражнений, используемых в ДОУ.
Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) приобретают различное содержание в зависимости от организа-ционных форм, в которых они протекают. Виды игр, танцев, упражнений, используемых в ДОУ в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание му-зыки на занятии — активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произволь-ное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, звучащую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкаль-ных впечатлений.
Виды музыкальных игр, которые используется в жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган).
Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.
В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры).
Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский и другие, рассказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыке Л. Бетховена детям рассказывают, что она очень мужественна, в ней слышатся страдания, боль,потому что у самого композитора была очень нелегкая судьба: глухота, непризнание его музыки при жизни, личные переживания из-за невозможности жениться на любимой девушке (Джульетте Гвиччарди, унизительное положение музыканта при дворе в те времена и т. д. Рассказ, сопровождаемый фрагментами музыкальных произведений Л. Бетховена, надолго запоминается детям.
Прекрасные темы для таких бесед-концертов — «Сказка в музыке» (по произведениям А. К. Лядова «Баба Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», М. И. Глинки «Руслан и Людмила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. И. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. Кюи и П. И. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки).
Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса, ценностного отношения к музыке.
Форма занятия не всегда позволяет включать подобные развернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние задачи музыкального воспитания детей в других видах деятельности (исполнительстве и творчестве).
В ДОУ ребенок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.
Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы,.
«Танцевальная мозаика». Программа хореографического воспитания детей старшего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Если понаблюдать за окружающим миром, то трудно не согласиться с тем, что он находится в непрерывном движении, движении.
Значение ритмических занятий для детей дошкольного возраста
«Значение ритмических занятий
Развитие чувства ритма – это развитие способностей детей в области эмоционального восприятия и воспроизведение целостных музыкальных образов.
Движения составляют основу детской деятельности. Ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение его особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
В музыкально ритмическом движении совершенствуется работа нервных центров, развивается мышечный аппарат, развиваются творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Цель ритмики – углубление и дифференциация восприятия музыки, её образы и формирование навыков выразительного движения.
С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей.
— укрепление здоровья дошкольника.
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях
— развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способности
— учить определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и т. д.)
— формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным выражениям в игре, танце, хороводе, упражнении
Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.
На занятиях ритмикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы изящных движений тела. Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности, в первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Занятия ритмикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти. Это происходит в сочетании с другими задачами физического воспитания.
Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Общеизвестно, что музыка снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.
В наше время встречается очень много гипер активных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на развитие детей.
Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности.
Доступность (основное условие является преемственность и постепенность усложнения задач)
Индивидуализация (задача6 улучшить враждённые способности и задатки)
Постепенное повышение требований ( условие : чередование нагрузок с отдыхом)
Систематичность (непрерывность, регулярность занятий)
Повторяемость материала (при многократном повторении образуется двигательный стереотип)
Наглядность и показ педагога.
Этап начального обучения – создание предварительного представления упражнения.
Этап углубленного разучивания – совершенствование деталей техники.
Закрепление и совершенствование – образование двигательного навыка перевод его в творческое самовыражение.
Таким образом, занятия ритмикой являются мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.
Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста
Татьяна Бабий
Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста
Методика приобщения к музыкально – ритмическим движениям
детей дошкольного возраста
Проанализируйте разницу в методике обучения музыкально – ритмическим движениям в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, сравните методики разучивания музыкально – ритмических движения, танцев, игр (видеоматериалы).
Система музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на функциональную деятельность организма. И. М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений, подчеркивал ее значение для онтогенеза. А созданная швейцарским музыкантом и педагогом Ж. Далькрозом система музыкально-ритмического воспитания, получившая широкое распространение в начале ХХ в. в Европе, подтвердила высказывание И. М. Сеченова. Метод Э. Жак-Далькроза, используемый и в настоящее время основывается на взаимосвязи музыки и движения, оказывающих положительное воздействие друг на друга. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях.
Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возрасте форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.
Отечественная психология также утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению психолога Б. М. Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…«. Путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызвать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.
В нашей стране система музыкально-ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Е. В. Коноровой, В. А. Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и их учениками М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зиминой. В разработке содержания ритмики участвовали М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина. Насколько позднее в работе приняли участие А. Н. Заколпская, С. Г. Товбина.
Т. С. Бабаджан обусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем«, движение рассматривает как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом.
Практика использования музыкально-ритмической деятельности показывает, что чем раньше она используется в развивающей работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.
Движение под музыку как вид музыкальной деятельности складывается из двух компонентов.
Музыкально-ритмических навыков (умение передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения)
Навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).
Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и овладение ими детьми осуществляется посредством игр, плясок и упражнений. В процессе формирования движений под музыку у детейс проблемами решаются задачи:
Развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения, в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, песню);
Овладение «языком движений«, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ;
Развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;
Осуществление средствами движений развития познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребенка.
Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку, используемые в дошкольных образовательных учреждениях.
Из физических упражнений в музыкально-ритмической деятельности применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки, общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения). В музыкально-ритмической деятельности используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий и т. д.
Нередко для развития чувства ритма, выразительности движения, фантазии, воображения используют музыкальные игры со сливом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить и без музыкального сопровождения, мелодизированный текст, который в определенной степени заменяет собой мелодичный напев.
Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе.
Своеобразной формой музыкально-ритмических движений являются детские, хороводы, пляски, включающие элементы народных и классических танцевальных движений. Выделяют следующие виды детских танцев, хороводов,плясок:
Пляски с зафиксированными движениями. Их построение всегда зависит от структуры музыкального произведения. Двухчастной пьесе соответствует двухчастная пляска.
Пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Для них подбираются двухчастные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера, но сходные по стилю.
Свободные пляски. Носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии. Дети используют знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-своему, придумывают «свою» пляску. музыкальный ритмический дети дошкольный
Хороводы плясового характера. Они чаще связаны с народными песнями. Исполняя их, дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями. Для примера можно назвать широко известную бытующую пляску «Каравай», а так же другие, связанные с развлечениями, праздниками, например с елкой (новогодние хороводы).
Детский «бальный» танец. Включает в себя разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Легкий оживляющий характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными движениями. Используются так же простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста.
«Характерный» танец. В нем плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков и др.).
Упражнения. Большинство музыкально-ритмических навыков с легкостью усваиваются в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. И все же некоторые из них требуют большей тренировки, дополнительных усилий. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Упражнения, главным образом игрового характера, несложны по построению,развивают детские двигательные умение: бег и кружение с «султанчиками» в руках, бег в парах, притоптывание, прихлопывание и др.
Таким образом, в основе музыкально-ритмической деятельности лежит взаимодействие музыки и движения. Музыкальное воспитание ритмическими движениями осуществляется в играх, хороводах, плясках, упражнениях доступных и интересных детям.
Сформулируйте выводы, предложения, направленные на улучшение работы по музыкально – ритмическому воспитанию в детском саду.
Большинство музыкально-ритмических навыков с легкостью усваиваются в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. И все же некоторые из них требуют большей тренировки, дополнительных усилий. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Упражнения, главным образом игрового характера, несложны по построению,развивают детские двигательные умение: бег и кружение с «султанчиками» в руках, бег в парах, притоптывание, прихлопывание и др
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.
«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.
Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.
Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.
Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.
Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) В музыкальном развитии детей дошкольного возраста очень.
Музыкально-ритмическая композиция «Яблочко» для детей младшего дошкольного возраста Задачи – развитие чувства ритма, выразительности и координации движений, артистичности. Композицию можно включать в программы праздничных.