В чем заключается принцип эффективности арм

Цели, функции, свойства Автоматизированного рабочего места специалиста

Современный период развития цивилизованного общества во многом характеризуется процессом информатизации. Информатизацией общества называют глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества; интеграцию информационных технологий с научной, производственной интеллектуализацией трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Автоматизированное рабочее место (АРМ), или, в зарубежной терминологии, «рабочая станция» (work-station), представляет собой место пользователя-специалиста той или иной профессии, оборудованное средствами, необходимыми для автоматизации выполнения им определенных функций.

В состав АРМ входят:

1. Информационные ресурсы.

2. Технические средства (рис. 1).

3. Программные средства (рис. 2).

В качестве технических средств, преимущественно, используется ПК, дополняемый по мере необходимости другими вспомогательными электронными устройствами: дисковыми накопителями, печатающими устройствами, оптическими читающими устройствами или считывателями штрихового кода, устройствами графики, средствами сопряжения с другими АРМ и с локальными вычислительными сетями и т.д. Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных для пользователя режимов работы (автономный, с распределенной БД, информационный, с техникой верхних уровней и т.д.), способность обработать в заданное время необходимый объем данных. Поскольку АРМ является индивидуальным пользовательским средством, оно должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания.

Комплекс технических средств.

В чем заключается принцип эффективности арм. image002. В чем заключается принцип эффективности арм фото. В чем заключается принцип эффективности арм-image002. картинка В чем заключается принцип эффективности арм. картинка image002

В чем заключается принцип эффективности арм. image003. В чем заключается принцип эффективности арм фото. В чем заключается принцип эффективности арм-image003. картинка В чем заключается принцип эффективности арм. картинка image0033. Структура АРМ-а специалиста

СтруктураАРМ включает пять основных компонентов:

1. персональный компьютер;

2. комплекс программ для обработки информации;

3. обучающую систему (гипертекстовую систему документа­ции для пользователя; интегрированную систему подсказок, систему закладок, указателей и справок; систему контроля и обнаружения ошибок);

4. средства настройки АРМ (алгоритмов расчетов, анали­тических и технологических параметров; устройств: принтера, сканера, модема; эргономики экранных форм и т. д.);

5. средства эксплуатации АРМ (классификаторы, генератор отчетных форм, инструментарий приема/передачи данных по каналам связи, копирования и сохранности данных, ад­министратор баз данных, мониторинг работы конкретных пользователей).

Основные функции АРМ

1. Информационно-справочное обслуживание. АРМ имеют проблемно- профессиональную ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ являются главным инструментом общения человека с вычислительными системами, играя роль автономных рабочих мест, интеллектуальных терминалов больших ЭВМ, рабочих станций в локальных сетях.

2. Выполнение арифметических функций.Обработка информации и хранение полученных результатов. Локализация АРМ позволяет осуществить оперативную обработку информации сразу же по ее поступлении, а результаты обработки хранить сколь угодно долго по требованию пользователя.

3. Функция учета, анализа и регулирования. АРМ выполняют децентрализованную одновременную обработку информации на рабочих местах исполнителей в составе распределенной базы данных (БД). При этом они имеют выход через системное устройство и каналы связи в ПЭВМ и БД других пользователей, обеспечивая, таким образом, совместное функционирование ПЭВМ в процессе коллективной обработки.

При использовании АРМ основные операции по накоплению, хранению и переработке информации, возлагаются на вычислительную технику, а специалист выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке решений.

Принципы создания АРМ

Принципы создания любых АРМ должны быть общими: системность, гибкость, устойчивость, эффективность.

Системность. АРМ следует рассматривать как системы, структура которых определяется функциональным назначением.

Гибкость. Система приспособлена к возможным перестройкам, благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.

Устойчивость. Принцип заключается в том, что система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возмущающих факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устраняемы, а работоспособность системы быстро восстанавливаема.

Эффективность АРМ следует рассматривать как интегральный показатель уровня реализации приведенных выше принципов, отнесенного к затратам на создание и эксплуатацию системы.

Функционирование АРМ может дать желаемый эффект при условии правильного распределения функций и нагрузки между человеком и машинными средствами обработки информации, ядром которой является компьютер.

Свойства АРМ

АРМ обладает следующими свойствами:

1. Максимальная ориентация на конечного пользователя, достигаемая созданием инструментальных средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя, возможностей его обучения и самообучения.

2. Формализация профессиональных знаний, то есть возможность предоставления с помощью АРМ самостоятельно автоматизировать новые функции и решать новые задачи в процессе накопления опыта работы с системой.

3. Проблемная ориентация АРМ на решение определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки информации, единством режимов работы и эксплуатации, что характерно для специалистов экономических служб.

4. Модульность построения, обеспечивающая сопряжение АРМ с другими элементами системы обработки информации, а также модификацию и наращивание возможностей АРМ без прерывания его функционирования.

5. Эргономичность, то есть создание для пользователя комфортных условий труда и дружественного интерфейса общения с системой.

Вывод. Целью внедрения АРМ является решение определенного класса производственных задач и их автоматизирование, что облегчает работу специалиста и освобождает его от выполнения повторяющихся действий.

Вопросы самоконтроля

1. Что такое АРМ специалиста?

2. Перечислите состав АРМ.

3. Перечислите примеры прикладных программ для технологов общественного питания?

4. Какие функции выполняет АРМ специалиста?

5. Какие возможности предоставляет АРМ специалиста?

6. Какими свойствами должен обладать АРМ?

Источник

Эффективность автоматизированного рабочего места

В условиях информационной экономики успешное продвижение организации на рынке

невозможно без представления результатов оценки ожидаемой эффективности автоматизации.

Оценка эффективности применения АРМ – процесс неоднозначный и многокритериальный. Из-за

огромного разнообразия предприятий и условий, в которых они работают, вариантов автоматизации

деятельности невозможно определить стандарты, эталоны. Каждая организация решает этот вопрос

самостоятельно, сравнивая с аналогами. Актуальность этой проблемы подчеркивает и тот факт, что

затраты на разработку и внедрение АРМ, как правило, значительно более высоки, чем планируемые,

и методическая документация

Общее ПО Функциональное ПО

обеспечение работы в сети

Средства для создания

и руководители часто не решаются на создание АРМ без оценки эффективности. Поэтому

мероприятия по оценке ожидаемого от внедрения АРМ экономического эффекта можно расценивать

в качестве своеобразной «лакмусовой бумажки», демонстрирующей грамотную, целенаправленную

работу менеджмента по повышению эффективности процессов управления.

Практический опыт использования АРМ позволяет выделить следующие требования к

эффективно и полноценно функционирующему АРМ:

1) открытость: своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователя,

адаптация к уровню его подготовки и специфике выполняемых им функций, простота обслуживания

и дружественный интерфейс, возможность работы в составе вычислительной сети;

2) обеспечение единого телекоммуникационного пространства: функционирование АРМ в

режиме реального времени, расширенные телекоммуникационные возможности, внутрисистемная

3) надежность, защищенность, безопасность: система разграничения доступа к данным и

функциям; многоуровневая система защиты данных; ведение журналов операций.

Существует множество подходов к проектированию автоматизированных рабочих мест, но

все они в значительной степени базируются на идеях, развиваемых сторонниками системного

подхода. В их основе лежит мысль о том, что любое АРМ должно создаваться как естественный

ответ на возникшую внутри организации потребность. Существует ряд принципиальных

особенностей проектирования и внедрения автоматизированных рабочих мест на основе системного

• проектирование ведется для конкретного предприятия;

• АРМ создается в единственном экземпляре;

• при разработке АРМ закладывается возможность его развития;

• ввод в эксплуатацию производится поэтапно с наращиванием функциональных

• при создании системы важно учитывать, что она будет функционировать в условиях

стохастических воздействий внешней среды.

Эффективная эксплуатация АРМ должна быть построена на основе процедур, разработанных

и утвержденных в качестве внутрикорпоративных или отраслевых стандартов.

Выделяют следующие стандарты эксплуатации АРМ:

• стандарты MDA (Model Driven Architecture);

• стандарты серверного оборудования;

• стандарт хранения данных;

• стандарт электронной почты;

• стандарт обмена документами;

• стандарт внутренней технической поддержки (Help Desk).

В настоящее время развивается концепция распределенных систем управления народным

хозяйством, где предусматривается локальная обработка информации.

Для реализации идеи распределенного управления необходимо создание для каждого уровня

управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест (АРМ) на базе

Анализируя сущность АРМ, специалисты определяют их чаще всего как профессионально-

ориентированные малые вычислительные системы, расположенные непосредственно на рабочих

местах специалистов и предназначенные для автоматизации их работ.

8.1.2. Принципы создания АРМ

Для каждого объекта управления нужно предусмотреть автоматизированные рабочие места,

соответствующие их функциональному назначению. Однако принципы создания АРМ должны быть

Согласно принципу системности АРМ следует рассматривать как системы, структура

которых определяется функциональным назначением.

Принцип гибкости означает приспособляемость системы к возможным перестройкам

благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.

Принцип устойчивости заключается в том, что система АРМ должна выполнять основные

функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возможных факторов. Это значит,

что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы –

Эффективность АРМ следует рассматривать как интегральный показатель уровня реализации

приведенных выше принципов, отнесенного к затратам по созданию и эксплуатации системы.

Функционирование АРМ может дать численный эффект только при условии правильного

распределения функций и нагрузки между человеком и машинными средствами обработки

информации, ядром которых является ЭВМ. Лишь тогда АРМ станет средством повышения не только

производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности

8.1.3. Задачи, решаемые на АРМ

Задачи, решаемые на АРМ, условно можно разделить на информационные и вычислительные.

К информационным задачам относятся кодирование, классификация, сбор, структурная

организация, корректировка, хранение, поиск и выдача информации. Часто информационные задачи

включают несложные вычислительные и логические процедуры арифметического и текстового

характера и отношения (связи). Информационные задачи являются, как правило, наиболее

трудоемкими и занимают большую часть рабочего времени специалистов.

Вычислительные задачи являются как формализуемыми, так и не полностью

формализуемыми. Формализуемые задачи решаются на базе формальных алгоритмов и делятся на

две группы: задачи прямого счета и задачи на основе математических моделей. Задачи прямого счета

решаются с помощью простейших алгоритмов. Для более сложных задач требуется применять

различные математические модели.

В последнее время большое внимание выделяется разработке средств решения не полностью

формализуемых задач, называемых сематическими. Такие задачи очень часто возникают в ходе

оперативного управления экономическими объектами, особенно при принятии решений в условиях

ТЕМА 8.2. КЛАССИФИКАЦИЯ АРМ

В основу классификации АРМ может быть положен ряд классификационных признаков.

С учетом областей применения возможна классификация АРМ по функциональному

• АРМ административно-управленческого персонала;

• АРМ проектировщика радиоэлектронной аппаратуры, автоматизированных систем

• АРМ специалиста в области экономики, математики, физики и т.д.;

• АРМ производственно-технологического назначения.

Важным классификационным признаком АРМ является режим эксплуатации, по которому

выделяются одиночный, групповой и сетевой режимы эксплуатации.

В первом случае АРМ реализуется на обособленной ПЭВМ, все ресурсы которой находятся в

монопольном распоряжении пользователя. Такое рабочее место ориентировано на решение

нестандартных, специфических задач, и для его реализации применяются ЭВМ небольшой

При групповом режиме эксплуатации на базе одной ЭВМ реализуется несколько рабочих

мест, объединенных по принципу административной или функциональной общности. В этом случае

требуются уже более мощные ЭВМ и достаточно сложное программное обеспечение. Групповой

режим эксплуатации обычно используется для организации распределенной обработки данных в

пределах отдельного подразделения или организации для обслуживания стабильных групп

специалистов и руководителей.

Сетевой режим эксплуатации АРМ объединяет достоинства первого и второго режимов. В

этом случае каждое АРМ строится на базе одной ЭВМ, но в то же время имеется возможность

использовать некоторые общие ресурсы вычислительной сети.

Одним из подходов к классификации АРМ является их систематизация по видам решаемых

задач. Возможны следующие группы АРМ для решения:

• задач подготовки и ввода данных;

• задач бухгалтерского учета;

• задач статистической обработки данных;

• задач аналитических расчетов.

В зависимости от применения АРМ делятся на два больших класса: обслуживающие и

И те, и другие могут предназначаться для различных пользователей. Но в то же время

существуют такие пользователи, о которых можно сказать заранее, что они не могут быть

пользователями того или другого АРМ. Например, обслуживающий персонал (делопроизводители,

секретари) в силу специфики выполняемых ими функций не нуждаются в интеллектуальных АРМ в

своей непосредственной деятельности.

Обслуживающие АРМ в сферах организационного управления могут быть:

Информационно-справочные АРМ обслуживают какой-либо процесс управления.

Вычислительные АРМ разнообразны по своему содержанию и могут применяться

многочисленными категориями пользователей. С их помощью могут ставиться и решаться

организационно-экономические задачи, связанные и не связанные друг с другом, поиск и обработка

данных в которых заранее определены или определяются в процессе функционирования АРМ.

Текстообразующие АРМ предназначены для обработки и генерации текстовой информации

различной структуры и предположении, что текст семантически не анализируется.

Интеллектуальные АРМ можно разделить на ориентированные на данные и ориентированные

на занания (даталогические и фактологические).

Интеллектуальные АРМ даталогического типа основаны на широком использовании баз

данных и языков пользователей. При этом пользователь способен самостоятельно модифицировать

базы данных и языки, варьировать диалоговые возможности. В этих АРМ отсутствует база знаний,

т.е. невозможно накопление правил, обеспечивающих объяснение того или иного свойства

управляемого объекта. База знаний как составной компонент входит в АРМ фактологического типа.

Фактологические АРМ полезны там, где работа в условиях АРМ определяется преимущественно

накапливаемым опытом и логическими выводами на его основе.

ТЕМА 8.3. АРМ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ

АРМ работника кадровой службы представляет собой автоматизированную систему

управления и документооборота. Назначение этой системы – автоматизация функций управления

Программный комплекс по автоматизации кадрового учета предназначен для хранения и

обновления информации о сотрудниках учреждения, обо всех перемещениях сотрудников, отпусках,

получения типовых документов для внутреннего использования, а также формирования различных

справок и приказов.

Автоматизированное рабочее место кадровика – это рабочее место, которое оснащено

вычислительной техникой и инструментальными средствами, обеспечивающими автоматизацию

операций учетного процесса при выполнении специалиста по кадрам профессиональных функций.

К инструментальным средствам относятся следующие виды обеспечения:

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, необходимых для оборудования

АРМ кадровика. Кроме средств вычислительной техники, АРМ кадровика оснащается оргтехникой.

Техническая база АРМ пользователя непрерывно развивается и совершенствуется. Однако

эффективность АРМ прежде всего определяется качеством программного обеспечения.

Программное обеспечение АРМ кадровика включает следующие компоненты:

1) операционные системы;

2) языки и системы программирования;

3) прикладные программные пакеты (ППП):

• общесистемные (базовые) ППП;

• проблемно-ориентированные _______ППП профессионального назначения.

Операционная система (ОС) представляет собой группу программ, которые обеспечивают

управление ресурсами компьютера, поддержку работы всех программ, их взаимодействия с

аппаратными средствами и предоставляют пользователю возможность общего управления

компьютером. Операционная система управляет компьютером, периферийным оборудованием,

запускает программы, обеспечивает защиту данных, выполняет различные сервисные функции по

запросам пользователя и программ. Каждая программа пользуется услугами ОС, а потому может

работать только под управлением той ОС, которая обеспечивает для нее эти услуги.

Таким образом, выбор ОС для ЭВМ в составе АРМ чрезвычайно важен, так как он

определяет, какие программы будут работать на АРМ, какие аппаратные средства будут включены в

АРМ, какова будет степень защиты данных и насколько комфортными и безопасными будут условия

работы для специалиста АРМ.

Современная концепция АРМ предъявляет к ОС жесткие требования, направленные на

соблюдение безопасности и комфорта (эргономичность) в работе на АРМ, на повышение

производительности АРМ в целом, на расширение парка обслуживаемого периферийного

оборудования, на возможность синхронизации выполняемых операций и процедур.

Общесистемное (базовое) прикладное программное обеспечение (БППО) позволяет:

• качественно создавать прикладные программы для решения задач кадровиков;

• кадровикам – в диалоговом режиме создавать, обрабатывать файлы без участия

• расширять круг решаемых задач.

В состав БППО АРМ кадровика включают пакеты, которые подразделяются на три группы:

• многофункциональные (интегрированные) ППП;

• типовые проблемно-ориентированные ППП общего назначения.

Функционально-ориентированные ППП обеспечивают выполнение одной из функций

обработки информации: обработка текстов; накопление и хранение, управление и манипулирование

данными; графическая _______обработка, статистическая обработка, поддержка коммуникаций. Накопление

и хранение, управление и манипулирование данными выполняются с помощью специальных

программных средств – систем управления базами данных (СУБД).

Специальные пакеты созданы для статистической обработки экономических данных, которые

обеспечивают автоматизированное выполнение разнообразных расчетов и графиков, предоставляют

кадровику широкий набор статистических методов: регрессионный, корреляционный, анализ

временных рядов. Эти пакеты весьма эффективно могут использоваться при аналитических работах.

Программные средства поддержки коммуникаций обеспечивают обработку и передачу данных в

локальных и распределенных сетях ЭВМ.

Интегрированные ППП реализуют несколько функций обработки информации: обработку

текстов, создание и ведение базы данных, графическую обработку информации, поддержку

Типовые проблемно-ориентированные ППП общего назначения ориентированы на решение

задач, присущих многим функциональным пользователям.

К числу таких программных средств относятся:

• вспомогательные ППП (программные средства форматирования документов,

протоколирования ресурсов, сервисные средства и т.д.);

• ППП оргтехники (электронные календари, средства планирования времени и организации

• ППП научного применения, среди которых следует отметить средства моделирования

ситуаций, принятия решений, экспертные системы, которые должны применяться при создании АРМ

Проблемно-ориентированные ППП профессионального назначения включают два

• типовые ППП для реализации задач кадрового учета и анализа;

• локальные пакеты, которые создаются для нетиповых задач учета и анализа.

Таким образом, ПО АРМ кадровика можно представить в виде двух компонентов: проблемно-

ориентированные ППП кадрового учета (анализа) и базового (общесистемного) ПО,

приспособленные к требованиям конкретных профессиональных пользователей каждого АРМ.

Основным преимуществом такого подхода к созданию ПО АРМ является возможность

расширения круга задач АРМ самим кадровиком без участия разработчика ПО АРМ путем освоения

пакетов базового прикладного программного обеспечения, «дружественных» к непрофессиональному

Информационное обеспечение (ИО) АРМ кадровика подразделяется на:

Внемашинное ИО включает классификаторы учетной и технико-экономической информации,

совокупность унифицированных документов первичного учета. Особенностью внемашинного ИО

АРМ кадровика является то, что данные о хозяйственных операциях из подразделений предприятия и

от других АРМ могут поступать как в документальной форме, так и в форме аналогов документов на

магнитных носителях, а также передаваться по каналам связи в локальных сетях.

Внутримашинное ИО – это единая централизованная информационная база данных,

представленная совокупностью данных, организованных и хранящихся на магнитных носителях в

виде информационных файлов и баз данных. Главной составляющей ее является информационный

фонд учетных данных, который включает нормативно-справочную, условно-постоянную

информацию, данные прошлых отчетных периодов, текущие учетные данные. Кроме него в

информационную базу может входить база данных инструктивно-методических и других материалов,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *