В чем заключается принцип комплементарности биология 9
Строение молекул нуклеиновых кислот. Различия в строении молекул ДНК и РНК
Вопрос 1. Какое строение имеет нуклеотид?
Нуклеотид включает в себя три компонента: азотистое основание, углевод, которым является пятиуглеродный сахар (дезоксирибоза или рибоза), и остаток фосфорной кислоты. Азотистых оснований четыре: у ДНК это аденин, гуанин, цитозин, тимин, а у РНК — те же нуклеотиды, но вместо тимина — урацил.
Вопрос 2. Какое строение имеет молекула ДНК?
Нуклеиновые кислоты являются биологическими полимерами. Мономерными звеньями ДНК являются нуклеотиды (аденин, гуанин, цитозин, тимин) — фосфорные эфиры нуклеозидов, которые, в свою очередь, построены из пентозы и гетероциклического основания. Мономерные остатки в нуклеиновых кислотах связаны между собой фосфодиэфирными связями. Согласно модели Уотсона и Крика молекула ДНК представляет собой правильную правовинтовую спираль, образованную двумя полинуклеотидными цепями, закрученными друг относительно друга и вокруг общей оси. Полинуклеотидные цепи молекулы ДНК соединены между собой водородными связями. Водородные связи образуются между соответствующими парами азотистых оснований (между аденином и тимином — две, а между цитозином и гуанином — три водородные связи). Таким образом, по структуре ДНК напоминает веревочную лестницу, спирально закрученные перекладины которой образованы парами азотистых оснований. Такую структуру, свойственную только молекулам ДНК, называют двойной спиралью.
Вопрос 3. В чем заключается принцип комплементарности?
Мономером ДНК является дезоксирибонуклеотид, состоящий из азотистого основания (аденина (А), цитозина (Ц), тимина (Т) или гуанина (Г); пентозы (дезоксирибозы) и фосфата. Нуклеотиды соединяются в цепь за счет остатков фосфорной кислоты, расположенных между пентозами; в полинуклеотиде может быть до 30 000 нуклеотидов. Последовательность нуклеотидов одной цепи комплементарна (то есть соответствует) последовательности в другой цепи за счет водородных связей между комплементарными азотистыми основаниями (две водородные связи между АТ и три между Г и Ц). Согласно принципу комплементарности, число гуаниловых равно числу цитидиловых, а число адениловых — числу тимидиловых оснований (правило Чаргафа).
Вопрос 4. Что общего, и какие различия в строении молекул ДНК и РНК?
Общее в нуклеиновых кислотах то, что их молекулы являются полинуклеотидами. Различий межу ДНК и РНК несколько. Вот самые главные из них:
1. молекула ДНК двуцепочечная, а молекула РНК — одноцепочечная и меньших размеров;
2. нуклеотид ДНК включает углевод дезоксирибозу, а в нуклеотиде РНК в качестве пятиуглеродного сахара присутствует рибоза;
3. у молекулы РНК вместо азотистого основания тимина находится урацил.
Вопрос 5. Какие типы молекул РНК вам известны? Каковы их функции?
Во всех клетках присутствуют следующие виды РНК:
1. Рибосомные (рРНК). Они входят в состав рибосом и участвуют в формировании активного центра рибосомы, где осуществляется синтез белка;
2. Транспортные (тРНК). Они транспортируют аминокислоты к месту сборки белковой молекулы;
3. Информационная или матричная (мРНК). Они копируют информацию о структуре белка с ДНК, расположенной в ядре, и переносят ее к рибосомам, где эта информация реализуется в полипептид;
4. Большинство клеток содержат много малых цитоплазматических РНК (мцРНК);
5. В клетках эукариот присутствуют малые ядерные РНК (мяРНК).
В чем заключается принцип комплементарности биология 9
Подробное решение Праграф § 9 по биологии для учащихся 9 класса, авторов В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов
1. Какова роль ядра в клетке?
Ядро клетки содержит хромосомы, несущие наследственную информацию и контролирует процессы размножения и обмена веществ клетки.
2. С какими органоидами клетки связана передача наследственных признаков?
Передача наследственных признаков связана с ядром и рибосомами, в которых идет синтез белка на основании информации, записанной в ДНК.
3. Какие вещества называются кислотами?
Вопросы
1. Какое строение имеет нуклеотид?
Каждый нуклеотид состоит из трёх компонентов, соединённых прочными химическими связями. Это азотистое основание, углевод (рибоза или дезоксирибоза) и остаток фосфорной кислоты.
2. Какое строение имеет молекула ДНК?
Каждая цепь ДНК представляет полинукпеотид, состоящий из нескольких десятков тысяч нуклеотидов.
Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями. Такую структуру, свойственную только молекулам ДНК, называют двойной спиралью.
При образовании двойной спирали ДНК азотистые основания одной цепи располагаются в строго определённом порядке против азотистых оснований другой.
3. В чём заключается принцип комплементарности?
4. Что общего и какие различия в строении молекул ДНК и РНК?
5. Какие типы молекул РНК вам известны? Каковы их функции?
Выделяют три типа РНК, различающихся по структуре, величине молекул, расположению в клетке и выполняемым функциям.
Рибосомные РНК (рРНК) входят в состав рибосом и участвуют в формировании их активных центров, где происходит процесс биосинтеза белка.
Информационные, или матричные, РНК (иРНК) синтезируются на участке одной из цепей молекулы ДНК и передают информацию о структуре белка из ядра клеток к рибосомам, где эта информация реализуется.
Задания
1. Составьте план параграфа.
1. Понятие о нуклеиновых кислотах.
2. Типы нуклеиновых кислот.
3. Строение нуклеиновых кислот:
А) Строение и виды нуклеотидов;
Б) Принцип комлементарности;
В) Отличие в строении РНК от ДНК.
2. Учёные выяснили, что фрагмент цепи ДНК имеет следующий состав: Ц Г Г А А Т Т Ц Ц. Используя принцип комплементарности, достройте вторую цепь.
Поэтому вторая цепь ДНК, комплементарная данной, следующая:
3. В ходе исследования было установлено, что в изучаемой молекуле ДНК аденины составляют 26 % от общего числа азотистых оснований. Подсчитайте количество азотистых оснований в этой молекуле.
Исходя из принципа комплементарности у всякого организма число адениловых нуклеотидов равно числу тимидиловых. Поэтому в изучаемой молекуле ДНК тимины составляют тоже 26 % от общего числа азотистых оснований.
Отсюда можно узнать, сколько % в молекуле приходится на цитозин и гуанин вместе: 100 – 26 – 26 = 48 % (Г+Ц)
Исходя из принципа комплементарности у всякого организма число гуаниловых нуклеотидов равно числу цитидиловых.
Описание спирали
Воспроизведение молекулы ДНК основано на следующем — цепочку можно использовать в качестве матрицы для сборки новой молекулы. В результате деления происходит самопроизведение либо репликация. Сущность процесса заключается в получении каждой дочерней клеткой копии материнского ДНК. Главная роль соединения — передача наследственной информации.
Сама молекула состоит из следующих форм РНК:
Они, в отличие от ДНК, обладают следующими признаками: нет азотистого основания тимина, вместо него используется урацил. Отсутствует сахар, но есть рибоза. Определение структуры односпиральных белков зависит от набора и порядка расположения аминокислот в пептидных цепочках. Подобная информация зашифрована при помощи генетического кода (ГК).
Он представлен в виде единой системы записи наследственной информации. Подобная последовательность нуклеотидов в ДНК определяет цепочку аминокислот в белке. Структурная единица ГК представлена в виде кодирующего тринуклеотида. Пара кодов должна соответствовать последовательности аминокислот белка.
Так как существует 4 разных нуклеотида, суммарное количество кодов равняется 64. Информация о некоторых аминокислотах может удерживаться только в 61 аминокислоте. Остальные 3 стоп-кода указывают на остановку трансляции полипептидной цепи.
Свойства и катаболизм
В старших классах на биологии изучаются свойства ГК. Один код может образовать только одну аминокислоту. Чтобы записать мРНК, «запятые» не используются. При шифровке должно соблюдаться следующее условие — одна аминокислота кодируется различными кодами. Примеры других свойств молекул:
Чтобы разобраться, в чем заключается принцип комплементарности, необходимо рассмотреть некоторые процессы: всасывание и переваривание нуклеиновых кислот (НК), катаболизм (энергетический обмен). Учёные доказали, что организм способен переварить до 1 гр НК в сутки. Процесс переваривания осуществляется в тонком кишечнике. Предварительно НК под воздействием ферментов превращаются в мононуклеотиды.
В тонком кишечнике от веществ отщепляется фосфорная кислота. Образуются нуклеозиды. Некоторая часть распадается на углеводы и азотистые основания. Удерживать НК — задача печени. Процесс энергетического обмена, диссимиляции либо катаболизма заключается в распаде сложных компонентов на более простые. Наблюдается окисление любого вещества. Явление сопровождается освобождением энергии в виде молекулы АТФ с теплом.
В клетках обмен РНК протекает интенсивнее, чем обмен ДНК. На последнем этапе процесса НК расщепляются на следующие компоненты:
Пуриновые АС при катаболизме теряют аминогруппу, окисляясь, превращаясь в мочевую кислоту. Пиримидиновые АС подвергаются глубокому расщеплению до воды, углекислого газа и аммиака. Углеводы переходят в глюкозу. Фосфорная кислота не подвергается распаду. Она принимает участие в реакциях фосфорилирования и фосфолиза либо при избытке выделяется из организма с уриной.
Закон взаимодополнения
Термином «комплементарность» в биологии обозначают взаимное соответствие молекул биополимеров, которые обеспечивают связь между комплементарными (пространственно взаимодополняющими) частями молекул вследствие любых супрамолекулярных взаимодействий (водородных, гидрофобных). Правило комплементарности ДНК и РНК заключается в следующем — водородная связь и двойная спираль образуются только тогда, когда более крупное основание А в одной цепи имеет в качестве партнёра во второй цепи меньшее по параметрам пиримидиновое основание Т, а Г связан с Ц. Такой закон можно записать следующим образом:
Подобная закономерность часто отображается в виде таблицы. Соответствие А Т и Г Ц — правило комплементарности, а цепи — комплементарными. С учётом закона содержание А в ДНК всегда совпадает с количеством Т, а объём Г равен числу Ц. Две цепи ДНК могут отличаться химически, но они несут одну информацию, так как по правилу Уотсона и Крика следует, что одна цепочка задаёт другую.
Структура РНК считается менее упорядоченной, чем ДНК. Чаще это простая молекула, только некоторые вирусы состоят из двух цепей. Последняя структура считается более гибкой, чем ДНК. Определённые участки в молекуле РНК взаимно комплементарны, а при изгибании они спариваются. Таким способом образуются двухцепочечные структуры. Подобной характеристикой обладают транспортные РНК.
Функции и возобновление
Принцип комплементарности лежит в основе взаимодействия, удвоения либо репликации молекул ДНК. По нему образуется дочерняя цепочка. При последующем делении материнской клетки каждая дочерняя получает по 1 копии молекулы ДНК. Она идентична структуре матери. Процесс обеспечивает тонкую передачу генетической информации между поколениями.
От правильности репликации зависит точность соответствия комплементарных пар оснований. Другие характеристики явления:
Репликация протекает в несколько этапов. Предварительно расплетаются молекулы с помощью фермента хеликазы. Образуются матрицы, на которых будет осуществляться синтез новых линий. На следующем этапе происходит фиксация новых нуклеотидов по принципу комплементарности. Новые клетки расходятся, скручиваясь в спираль. За одну секунду происходит репликация 750 нуклеотидов.
Главная функция молекулы заключается в хранении и передаче следующему поколению наследственной информации, записанной в ней. За счёт принципа комплементарности репликация создаёт точную копию первичной молекулы. Таким способом образуются новые клетки, идентичные материнским.
Значение принципа
Взаимодополняемость считается важным процессом при формировании белков. Без него невозможен синтез дочерних клеток. Явление играет важную роль в делении молекул, так как каждый новый организм получает по одной одинаковой копии ДНК. За счёт комплементарности обеспечивается передача генетической информации от поколения к поколению.
Изучив принцип, можно понять механизм образования мутаций, способы их предупреждения. Из закона вытекает следующее следствие: репликация дезоксирибонуклеиновой кислоты — важное событие в делении клеток и синтезе белка. На основе принципа комплементарности работает практическая медицина ДНК-технологий.
Закон позволил подробно изучить механизм развития заболеваний, которые передаются наследственным путём, проанализировав их патогенез.
Области генетики и медицины, в которых успешно применяется закон:
Перспективы комплементарности
За счёт современного развития генетики и медицины взаимодополняемость получает широкое применение в разных исследованиях. Принцип способствовал установлению и внедрению в лечебную практику теории функционирования живого организма, его саморегуляцию, взаимоотношение функциональных систем.
Комплементарность позволяет применять некоторые методики лечения, направленные на устранение внутренних патологических процессов с использованием компенсаторных возможностей. Процесс изучения нуклеотидов предоставляет шанс внедрять в главные терапевтические методы самые последние достижения генной инженерии. Подобная возможность позволяет побороть тяжёлые наследственные патологии, обеспечив пациентам полноценную жизнь.
При проведении исследований учёные выявили некоторые интересные факты. В геноме существует более трёх миллиардов нуклеотидов, но только около одного процента участвует в кодировке белков. Всего у человека найдено свыше 20 000 генов, при этом каждый из них хранится в соответствующей клетке. Около 4/5 генома переписывается на РНК. В ДНК сосредоточено несколько дополнительных участков, которые контролируют кодировку и синтез белка.
Транскрипция и трансляция
Удвоение ДНК происходит в синтетическом периоде интерфазы. При этом общее число хромосом не меняется, однако каждая из них содержит к началу деления две молекулы ДНК: это необходимо для равномерного распределения генетического материала между дочерними клетками.
Транскрпиция (лат. transcriptio — переписывание)
Образуется несколько начальных кодонов иРНК.
Нити ДНК последовательно расплетаются, освобождая место для передвигающейся РНК-полимеразы. Молекула иРНК быстро растет.
Трансляция (от лат. translatio — перенос, перемещение)
Рибосома делает шаг, и иРНК продвигается на один кодон: такое в фазу элонгации происходит десятки тысяч раз. Молекулы тРНК приносят новые аминокислоты, соответствующие кодонам иРНК. Аминокислоты соединяются друг с другом: между ними образуются пептидные связи, молекула белка растет.
Примеры решения задачи №1
Без практики теория мертва, так что скорее решим задачи! В первых двух задачах будем пользоваться таблицей генетического кода (по иРНК), приведенной вверху.
«Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГА-ТГГ-ТЦЦ-ГАЦ. Определите последовательность нуклеотидов во второй цепочке ДНК, последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода»
По принципу комплементарности мы нашли вторую цепочку ДНК: ГЦТ-АЦЦ-АГГ-ЦТГ. Мы использовали следующие правила при нахождении второй нити ДНК: А-Т, Т-А, Г-Ц, Ц-Г.
Вернемся к первой цепочке, и именно от нее пойдем к иРНК: ГЦУ-АЦЦ-АГГ-ЦУГ. Мы использовали следующие правила при переводе ДНК в иРНК: А-У, Т-А, Г-Ц, Ц-Г.
Зная последовательность нуклеотидов иРНК, легко найдем тРНК: ЦГА, УГГ, УЦЦ, ГАЦ. Мы использовали следующие правила перевода иРНК в тРНК: А-У, У-А, Г-Ц, Ц-Г. Обратите внимание, что антикодоны тРНК мы разделяем запятыми, в отличие кодонов иРНК. Это связано с тем, что тРНК представляют собой отдельные молекулы (в виде клеверного листа), а не линейную структуру (как ДНК, иРНК).
Пример решения задачи №2
«Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАГ-ЦАА-АЦГ-ГЦТ-АЦЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК»
Пример решения задачи №3
Длина фрагмента молекулы ДНК составляет 150 нуклеотидов. Найдите число триплетов ДНК, кодонов иРНК, антикодонов тРНК и аминокислот, соответствующих данному фрагменту. Известно, что аденин составляет 20% в данном фрагменте (двухцепочечной молекуле ДНК), найдите содержание в процентах остальных нуклеотидов.
Теперь мы украсили теорию практикой. Что может быть лучше при изучении новой темы? 🙂
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
КСП «Принципы строения молекулы ДНК: комплементарность нуклеотидов» (9 класс)
Выбранный для просмотра документ Деление на группы.docx
Длина 1 нуклеотида = 0,34 нм
Размер 1 гена = длина 1 нуклеотида × n (кол-во нуклеотидов)
Кол-во нуклеотидов = кол-во аминокислот × 3
Масса 1 гена = кол-во нуклеотидов × массу 1 нуклеотида
Молекулярная масса 1 аминокислоты = 110
Длина 1 нуклеотида = 0,34 нм
Размер 1 гена = длина 1 нуклеотида × n (кол-во нуклеотидов)
Кол-во нуклеотидов = кол-во аминокислот × 3
Масса 1 гена = кол-во нуклеотидов × массу 1 нуклеотида
Молекулярная масса 1 аминокислоты = 110
Длина 1 нуклеотида = 0,34 нм
Размер 1 гена = длина 1 нуклеотида × n (кол-во нуклеотидов)
Кол-во нуклеотидов = кол-во аминокислот × 3
Масса 1 гена = кол-во нуклеотидов × массу 1 нуклеотида
Молекулярная масса 1 аминокислоты = 110
Длина 1 нуклеотида = 0,34 нм
Размер 1 гена = длина 1 нуклеотида × n (кол-во нуклеотидов)
Кол-во нуклеотидов = кол-во аминокислот × 3
Масса 1 гена = кол-во нуклеотидов × массу 1 нуклеотида
Молекулярная масса 1 аминокислоты = 110
Длина 1 нуклеотида = 0,34 нм
Размер 1 гена = длина 1 нуклеотида × n (кол-во нуклеотидов)
Кол-во нуклеотидов = кол-во аминокислот × 3
Масса 1 гена = кол-во нуклеотидов × массу 1 нуклеотида
Молекулярная масса 1 аминокислоты = 110
Длина 1 нуклеотида = 0,34 нм
Размер 1 гена = длина 1 нуклеотида × n (кол-во нуклеотидов)
Кол-во нуклеотидов = кол-во аминокислот × 3
Масса 1 гена = кол-во нуклеотидов × массу 1 нуклеотида
Молекулярная масса 1 аминокислоты = 110
Длина 1 нуклеотида = 0,34 нм
Размер 1 гена = длина 1 нуклеотида × n (кол-во нуклеотидов)
Кол-во нуклеотидов = кол-во аминокислот × 3
Масса 1 гена = кол-во нуклеотидов × массу 1 нуклеотида
Молекулярная масса 1 аминокислоты = 110
Длина 1 нуклеотида = 0,34 нм
Размер 1 гена = длина 1 нуклеотида × n (кол-во нуклеотидов)
Кол-во нуклеотидов = кол-во аминокислот × 3
Масса 1 гена = кол-во нуклеотидов × массу 1 нуклеотида
Молекулярная масса 1 аминокислоты = 110
Выбранный для просмотра документ Куверток.docx
Аденин
Гуанин
Цитозин
Тимин
Урацил
Выбранный для просмотра документ Принципы строения ДНК.docx
Раздел долгосрочного планирования: 9.4
Школа: КГУ «Средняя школа №2»
ФИО учителя: Афанасьева Н.В.
Тема урока: Принципы строения молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты: комплементарность нуклеотидов.
Учебные цели, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)
— 9.4.1.2 описывать строение двойной спирали молекулы ДНК
— 9.4.1.3 моделировать молекулу дезоксирибонуклеиновой кислоты на основе принципов её строения
Все: описывают правила комплементарности нуклеотидов и строение двойной спирали ДНК.
Большинство: строят молекулу ДНК по принципу комплементарности.
Некоторые: решают задачи на вычисление процентного содержания азотистых оснований в молекуле ДНК.
-Описывает принцип комплементарности нуклеотидов.
-Строит двойную структуру спирали ДНК.
-Определяет процентное содержание азотистых оснований в молекуле ДНК, используя правила Чаргаффа
Уровни мыслительных навыков
Знание, понимание, применение.
Химия ( знание водородной связи при изучении нуклеиновых кислот )
8.4.1.1 – описывают различия между мономерами и полимерами, используя биологические примеры.
Запланированные этапы урока
Виды упражнений, запланированных на урок:
1. Создание позитивной атмосферы на уроке
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
во всём (безымянными);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Деление на 5 групп с помощью карточек «Нуклеотиды»: «Аденин», «Гуанин», «Цитозин», «Тимин», «Урацил»
2.Сообщение темы урока. Запись числа и темы в тетрадь.
3. Совместное целеполагание.
4. Актуализация знаний: стратегия «Мозговой штурм»
Что мы знаем о ДНК?
(Ответы учащихся записываются на доске под словом ДНК)
(У) Давайте узнаем некоторые интересные факты о ДНК.
(Учащиеся читают 5 фактов о ДНК – лежат на столах)
1. Если бы вам пришлось ежедневно по 8 часов печатать по одному слову в секунду, вам бы потребовалось 50 лет, чтобы напечатать геном человека.
2. У родных братьев и сестер 50 % общих генов, как и у родителей с детьми.
3. ДНК повреждается около 1 миллиона раз за день в каждой клетке нашего тела. К счастью, у нашего организма существует сложная система ее восстановления. Если бы этого не было, это бы приводило к раку или гибели клеток.
4. Около 2 грамм ДНК могло бы вместить всю мировую информацию, хранимую в цифровом виде.
5. ДНК людей на 99,9 процентов одинаковы. Отличия составляют последние 0,1 процент.
(У) В 1953 году Дж.Уотсон и Ф.Крик открыли структуру ДНК
Нуклеотид – мономер нуклеиновой кислоты.
Здороваются друг с другом, делятся на группы, занимают свои места
Записывают число и тему урока. Ставят цели на урок
Вспоминают, что знают о ДНК
Читают факты о ДНК
Задание №1 Работа в группах – каждая группа изучает текст учебника на стр.127 – 128 и заполняет схему строения нуклеотида в ДНК.
— Обозначает на схеме элементы строения нуклеотида и их соединений в молекуле ДНК
Самопроверка по слайду.
ФО «Три М» (назвать три момента, которые у учащихся пол1. учились хорошо).
(У) 1. Принцип комплементарности: А=Т, Г=Ц
Задание №2. Индивидуальная работа
На фрагменте одной цепочки ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т.
Постройте вторую цепь молекулы ДНК, используя принцип комплементарности.
— Строит вторую цепь молекулы ДНК, используя принцип комплементарности
Взаимопроверка по слайду. ФО «Смайлик»
2. Классификация азотистых оснований.
Динамическая пауза «Пуриновые и пиримидиновые азотистые основания»
3. Правило Чаргаффа.
Задание №3: Работа в парах.
В молекуле ДНК на долю тиминовых нуклеотидов приходится 22%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК.
— Определяет процентное содержание азотистых оснований в молекуле ДНК, используя правила Чаргаффа
Самопроверка по слайду. ФО «Смайлик»
(И) ФО по теме урока
Самопроверка после сдачи работ, проверка учителем. Письменный комментарий
§ 29, прочитать, выучить конспект, стр.131 задания уровня «Синтез» №1, 2 (письменно)
2.Подведение итогов через лист оценивания по итогам каждого задания.
3.Рефлексия учеников в конце урока:
Кидая клубок ниток напротив стоящему ученику говорит:
Мне сегодня запомнилось…
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?
Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности
Дифференциация может включать в себя разработку учебных материалов и ресурсов, принимая во внимание индивидуальные способности учащихся, отбор заданий, ожидаемые результаты, личную поддержку учеников, (по теории множественного интеллекта Гарднера).
Используя время эффективно, можно использовать дифференциацию на любой стадии урока.
В этом разделе напишите чему научились ученики на уроке и методы и приемы, испольуемые на уроке.
Использование на уроках
разминочных упражнений и
активные виды работы.
Пункты Правил техники
Рефлексия по уроку
Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?
Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?
Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?
Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?
Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?
Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы
использовать при планировании следующего урока?
Первая цепь ДНК состоит из следующих полимеров: АЦТ – ГЦТ – ТТЦ – ААЦ – ГГТ – ЦЦА – ТТЦ
Построить вторую цепь ДНК и вычислить процентное содержание пуриновых и пиримидиновых оснований.
Первая цепь ДНК состоит из следующих полимеров: ТЦГ – ААТ – ЦАЦ – ГТА – ТЦГ – АЦЦ – ТТЦ
Построить вторую цепь ДНК и вычислить процентное содержание пуриновых и пиримидиновых оснований.
Первая цепь ДНК состоит из следующих полимеров: ТТЦ – АТГ – ТТА – ГЦА – ГГТ – ЦЦА – ТГГ
Построить вторую цепь ДНК и вычислить процентное содержание пуриновых и пиримидиновых оснований.
Выбранный для просмотра документ Принципы строения молекулы ДНК комплементарность нуклеотидов.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Нуклеотид – мономер нуклеиновой кислоты.
Нуклеотид «Строение нуклеотида. Соединение нуклеотидов в молекуле ДНК» Сахарофосфатный остов Ковалентная полярная (фосфодиэфирная) связь Азотистые основания Тройная водородная связь Двойная водородная связь Компле-ментарные цепи
Принцип комплементарности А А Г Ц Г Ц Т Т
Азотистые основания Пиримидиновые Пуриновые
В молекуле ДНК на долю цитозиновых нуклеотидов приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК. Решение: 1) т.к. Ц = 18%, то и Г = 18%; 2) на долю А+Т приходится: 100% – (18% +18%) = 64%, т.е. по 32%
Запомни! Длина 1 нуклеотида = 0,34 нм Размер 1 гена = длина 1 нуклеотида × n (кол-во нуклеотидов) Кол-во нуклеотидов = кол-во аминокислот × 3 Масса 1 гена = кол-во нуклеотидов × массу 1 нуклеотида Молекулярная масса 1 нуклеотида =345 Молекулярная масса 1 аминокислоты = 110
Фосфорная кислота Моносахарид Азотистые основания Водородные связи
Домашнее задание. § 29, прочитать, выучить конспект, стр.131 задания уровня «Синтез» №1, 2 (письменно)
Рефлексия «Уборка в доме»
Выбранный для просмотра документ Строение нуклеотида 10.docx
Выбранный для просмотра документ ФО 12.docx
ФИ ______________________________________ класс ______
ФО « Принципы строения молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты: комплементарность нуклеотидов»
1. На рисунке изображена молекула ДНК. Укажите название составных частей ДНК, отмеченных цифрами от 1 до 4 на рисунке 1. Ответ занесите в таблицу.
2. Отметьте кружочком верный ответ:
1.Нуклеиновые кислоты располагаются в:
D ядре и цитоплазме
2.Азотистые основания ДНК называются:
А аденин, гуанин, цитозин, тимин
В урацил, гуанин, цитозин, тимин
А азотистые основания
В мономеры нуклеиновых кислот
4. Остовы цепочек двойной спирали ДНК построены из:
А сахаров и фосфатов
В белков и кальция
С кислот и щелочей
D солей и металлов
5.Функцией ДНК не является:
А воспроизведение генетической информации
В хранение генетической информации
С передача наследственной информации
D управление генетической информацией
ФИ ______________________________________ класс ______
ФО « Принципы строения молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты: комплементарность нуклеотидов»
1. На рисунке изображена молекула ДНК. Укажите название составных частей ДНК, отмеченных цифрами от 1 до 4 на рисунке 1. Ответ занесите в таблицу.
2. Отметьте кружочком верный ответ:
1.Нуклеиновые кислоты располагаются в:
D ядре и цитоплазме
2.Азотистые основания ДНК называются:
А аденин, гуанин, цитозин, тимин
В урацил, гуанин, цитозин, тимин
А азотистые основания
В мономеры нуклеиновых кислот
4. Остовы цепочек двойной спирали ДНК построены из:
А сахаров и фосфатов
В белков и кальция
С кислот и щелочей
D солей и металлов
5.Функцией ДНК не является:
А воспроизведение генетической информации
В хранение генетической информации
С передача наследственной информации
D управление генетической информацией
ФИ ______________________________________ класс ______
ФО « Принципы строения молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты: комплементарность нуклеотидов»
1. На рисунке изображена молекула ДНК. Укажите название составных частей ДНК, отмеченных цифрами от 1 до 4 на рисунке 1. Ответ занесите в таблицу.
2. Отметьте кружочком верный ответ:
1.Нуклеиновые кислоты располагаются в:
D ядре и цитоплазме
2.Азотистые основания ДНК называются:
А аденин, гуанин, цитозин, тимин
В урацил, гуанин, цитозин, тимин
А азотистые основания
В мономеры нуклеиновых кислот
4. Остовы цепочек двойной спирали ДНК построены из:
А сахаров и фосфатов
В белков и кальция
С кислот и щелочей
D солей и металлов
5.Функцией ДНК не является:
А воспроизведение генетической информации
В хранение генетической информации
С передача наследственной информации
D управление генетической информацией
ФИ ______________________________________ класс ______
ФО « Принципы строения молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты: комплементарность нуклеотидов»
1. На рисунке изображена молекула ДНК. Укажите название составных частей ДНК, отмеченных цифрами от 1 до 4 на рисунке 1. Ответ занесите в таблицу.
2. Отметьте кружочком верный ответ:
1.Нуклеиновые кислоты располагаются в:
D ядре и цитоплазме
2.Азотистые основания ДНК называются:
А аденин, гуанин, цитозин, тимин
В урацил, гуанин, цитозин, тимин
А азотистые основания
В мономеры нуклеиновых кислот
4. Остовы цепочек двойной спирали ДНК построены из:
А сахаров и фосфатов
В белков и кальция
С кислот и щелочей
D солей и металлов
5.Функцией ДНК не является:
А воспроизведение генетической информации
В хранение генетической информации
С передача наследственной информации
D управление генетической информацией
Выбранный для просмотра документ Факты о ДНК.docx
1. Если бы вам пришлось ежедневно по 8 часов печатать по одному слову в секунду, вам бы потребовалось 50 лет, чтобы напечатать геном человека.
2. У родных братьев и сестер 50 % общих генов, как и у родителей с детьми.
3. ДНК повреждается около 1 миллиона раз за день в каждой клетке нашего тела. К счастью, у нашего организма существует сложная система ее восстановления. Если бы этого не было, это бы приводило к раку или гибели клеток.
4. Около 2 грамм ДНК могло бы вместить всю мировую информацию, хранимую в цифровом виде.
5. ДНК людей на 99,9 процентов одинаковы. Отличия составляют последние 0,1 процент.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-964653
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.