В чем заключается принцип мотивации модульного обучения

Принципы модульного обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы обучения – это система педагогических методов и средств, которые использует педагог для организации и реализации учебного процесса.

Понятие и сущность принципов модульного обучения

Принцип модульности обучения заключается в том, что весь учебный материал поделен на блоки – модули, каждый из которых представляет собой логичное содержание учебной информации по определенной теме (предмету), и направлен на достижение определенной педагогической цели.

Цель, задачи и содержание модульности обучения строится на следующих принципах:

Принцип осознанной перспективы. Данный принцип требует от учебного процесса соблюдения ряда педагогических правил, а именно учащийся должен в первую очередь быть ознакомлен с конечной целью изучения дисциплины (предмета), то есть всех модулей. Так же педагог прежде, чем приступить к изучению дисциплины должен провести вводный урок (занятие) и ознакомить учащихся со всеми модулями дисциплины и промежуточными целями (целями каждого модуля). Модульная программа должна состоять из учебных действий, направленных на достижение учениками близких, средних и отдаленных перспектив обучения. В общем же данный принцип направлен на формирование у учащихся представлений о перспективах эффективности освоения учебной дисциплины Эффективность освоения дисциплины, согласно принципу осознанной перспективы, зависит от следующих факторов:

Принцип разносторонности методического консультирования. Данный принцип предполагает организацию учебного процесса таким образом, что и ученик, и педагог являются его активными участниками. В процессе обучения, для поддержания интереса к обучению, а также с целью эффективного усвоения учебного материала педагог реализует консультативно-координирующую функцию, на основании индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Таким образом, принципы модульного обучения направлены на организацию учебного процесса таким образом, что изучаемая дисциплина (предмет) поделены на модули (блоки), которые содержат логично составленный учебный материал. Модули находятся в относительной независимости друг от друга, что позволяет при необходимости корректировать или дополнять учебный материал модуля.

Педагогические правила применения принципов модульного обучения

Для реализации принципов модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:

Источник

Развитие учебной мотивации при блочно-модульной технологии обучения

В чем заключается принцип мотивации модульного обучения. 20210413 vu tg sbscrb2. В чем заключается принцип мотивации модульного обучения фото. В чем заключается принцип мотивации модульного обучения-20210413 vu tg sbscrb2. картинка В чем заключается принцип мотивации модульного обучения. картинка 20210413 vu tg sbscrb2

Для формирования положительного отношения учащихся к процессу обучения и развития мотивации учебной деятельности применяются различные технологии личностно-ориентированного обучения, где особую роль играет учитель, методы обучения и обучающие программы, создание специфических условий обучения. Одной из таких технологий является блочно-модульная технология обучения.

В чем заключается принцип мотивации модульного обучения. empty avatar. В чем заключается принцип мотивации модульного обучения фото. В чем заключается принцип мотивации модульного обучения-empty avatar. картинка В чем заключается принцип мотивации модульного обучения. картинка empty avatar

Содержимое разработки

Филатова Ф.В., учитель географии МАОУ «СОШ№ 55» города Перми

Развитие учебной мотивации

при блочно-модульной технологии обучения

«Влияние мотивации – это вещь деликатная, легко не обнаруживается, но, в конце концов, дающая о себе знать роковым образом»

Мотивация является важным специфическим фактором, благодаря которому возможно формирование учебной деятельности школьников.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность, которая побуждается целой системой разнообразных мотивов, но и мотивы формируются в процессе самой деятельности.

Развитие учебной мотивации школьников направлено на то, чтобы обучающиеся от отрицательного и безразличного отношения к обучению переходили к осознанному и ответственному восприятию образования.

Интерес школьников к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее, учебная мотивация ослабевает. Необходимо поддерживать у детей достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения, т.к. мотивация является источником активности и успешности в обучении.

Для формирования положительного отношения учащихся к процессу обучения и развития мотивации учебной деятельности применяются различные технологии личностно-ориентированного обучения, где особую роль играет учитель, методы обучения и обучающие программы, создание специфических условий обучения. Одной из таких технологий является блочно-модульная технология обучения.

Модульное обучение базируется на теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина, в основе этой теории лежит деятельностный подход к процессу психических новообразований, признание единства психики и деятельности человека.

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Принципиальные отличия модульного обучения от других видов обучения:

содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных, комплексных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению;

взаимодействие учителя и обучающихся осуществляется на принципиально иной основе. С помощью модулей обеспечивается самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня подготовленности к каждой педагогической встрече;

сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения приоритетных субъект-субъектных взаимоотношений между учителем и обучающимися в учебном процессе.

Достоинства модульного обучения:

цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого обучающегося;

разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками;

задается индивидуальный темп учебной деятельности;

поэтапный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

достигается определенная «технологизация» обучения; обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.

Данные разработки легли в основу эксперимента, задачей которого стало выявление влияния блочно-модульной технологии обучения на развитие учебной мотивации детей подросткового возраста. Эксперимент проводится в 8 классах и рассчитан на 2 года.

Психологическое сопровождение эксперимента по изучению развития учебной мотивации при БМТО представляло собой диагностирование обучающихся (испытуемых) по 3-м разным диагностикам, проведено 3 замера. Первый – до начала эксперимента, 2,3 замеры – в ходе эксперимента. Несколько слов об используемых методиках и полученных результатах.

Для подтверждения выводов, к которым мы пришли в ходе исследования, полученные результаты были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS.

Проведен сравнительный анализ 1 и 2, 2 и 3, 1 и 3 замеров с использованием критерия Вилкоксона.

В ходе эксперимента были использованы: методика Д.Журавлева «Исследование школьной мотивации», методика Дубровиной «Исследование направленности учебной мотивации при изучении конкретных учебных предметов», методика Лукьяновой «Изучение мотивации учения подростков».

Сравнительный анализ показателей у испытуемых 1и 3, 2 и 3, замеров с использованием критерия Вилкоксона показал значимые сдвиги в сторону повышения показателей развития учебной мотивации при изучении географии и истории, личностного смысла учения, направленности мотивации на познавательную или социальную сферу, итогового уровня учебной мотивации, преобладание внутренней мотивации над внешней, реализации мотива в поведении школьников.

Наибольшие сдвиги выявлены между замерами 1 и 3, 2 и 3, между замерами 1 и 2 сдвиги не значительны, т.к. педагогам понадобилось время на освоение технологии, а ребятам привыкнуть к новой системе.

Обобщены основные результаты проведенного исследования и сформулированы следующие выводы:

Подтвердилась необходимость и возможность развития учебной мотивации обучающихся восьмых классов школы.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что проблема развития учебной мотивации успешно решается путем применения блочно-модульной технологии обучения.

Исследование выявило положительную динамику показателей развития учебной мотивации обучающихся.

Содержательными элементами реализованной нами экспериментальной методики явились:

а) дифференциация содержания учебного материала и логика построения урока;

б) создание и развитие учебной деятельности обучающихся на всех ее этапах, основываясь на ситуациях успеха;

в) стимулирование учебной активности обучающихся путем мотивационной ориентировки, обеспечивающей целеполагание и планирование результатов, содержание предстоящей деятельности;

г) демократический стиль преподавания учебного предмета.

В ходе исследования были проведены анкетирование и беседы с родителями, обучающимися и педагогами, работающими в режиме блочно-модульной технологии. Педагоги считают, что блочно-модульная система более эффективна и оптимальна. На уроке появляется больше времени на индивидуальную работу с каждым из учеников. Стиль преподавания пришлось поменять; если в традиционной системе преподносятся готовые знания, то в блочно-модульной преподаватель более демократичен и лишь направляет процесс познания.

Родители и учащиеся отмечают снижение объема домашнего задания и многопредметности учебного дня (вместо 6-7 предметов ученик готовит 3 предмета, так как уроки спаренные). Кроме того, учебников в портфелях и сумках стало меньше. Учиться стало легче и интересней.

1.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.:Питер,2008.

2.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование ; МГППУ, 2006.

3.Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас.1989.

Источник

Тесты по дисциплине «Современные технологии обучения» для студентов 4 курса факультета русской филологии

В чем заключается принцип мотивации модульного обучения. 20210413 vu tg sbscrb2. В чем заключается принцип мотивации модульного обучения фото. В чем заключается принцип мотивации модульного обучения-20210413 vu tg sbscrb2. картинка В чем заключается принцип мотивации модульного обучения. картинка 20210413 vu tg sbscrb2

Тесты по дисциаплине «Современные технологии обучения» для студентов 4 курса факультета русской филологии.

В чем заключается принцип мотивации модульного обучения. empty avatar. В чем заключается принцип мотивации модульного обучения фото. В чем заключается принцип мотивации модульного обучения-empty avatar. картинка В чем заключается принцип мотивации модульного обучения. картинка empty avatar

Содержимое разработки

Тестирование по дисциплине

«Современные технологии обучения» ( 2 рейтинг, 5 семестр)

4 курс, специальность: Начальное образование. Русский язык

#Интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения:

— интерактивный метод обучения;

#Слово «мультимедиа» в переводе означает:

#Болгарский врач-психотерапевт, один из основоположников суггестопедического направления в педагогике:

#Количество учащихся в группах для занятий по интенсивной методике:

#Интенсивные методы обучения возникли:

— в 50-60 годы XX века;

+в 60-70 годы XX века;

— в 70-80 годы XX века;

— в 80-90 годы XX века;

— в 40-50 годы XX века.

#К принципам обучения, применяемым в информационных технологиях, не относится:
— принцип стартовых знаний;
— принцип интеграции;
— принцип информационной безопасности;
+принцип моделирования;
— нет правильного ответа.

#На основе активизации и интенсификации деятельности можно выделить следующие технологии:
— игровые технологии;
— интерактивные технологии;
— коммуникативные технологии;
— компьютерные технологии;

+все ответы правильные.

#В подготовительный этап технологии деловой игры входит:
+формулировка общей цели;
— подробный анализ деловой игры;
— определение темы и содержания;
— результат работы;

— все ответы правильные.

#Обмен информацией в общении осуществляется при помощи:
+вербальных средств;
— эмпатии;
— рефлексии;
— мимики;
— все ответы правильные.

#Невербальный вид коммуникации реализуется при помощи:
— устной речи;
— письменной речи;
+мимики;
— вербальных средств;
— все ответы правильные.

#К внешним причинам внедрения информационных технологий относят:
— повышение эффективности труда учителя за счёт экономии времени;
+общественная потребность в людях, владеющих методами информационных технологий;
— массовое тиражирование средствами ИТ передовых технологий обучения;
— повышение квалификация учителей;
— все ответы правильные.

#В комплекс образовательных информационных технологий входят:
— технологии записи и хранения информации;
— телекоммуникационные технологии;
— поисковые технологии;
— системы управления базами данных;
+ все ответы правильные.

#Интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими изображениями, тестом, речевым и звуковым сопровождением, – это:
— электронные учебно-методические комплексы;
— педагогические программные средства;
+мультимедийные средства;
— дидактическая игра;
— все ответы правильные.

#Система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области, – это:
+ информационная технология;
— информационная технология обучения;
— информационный процесс;
— модульное обучение;
— все ответы правильные.

#В целостном педагогическом процессе игровая деятельность выполняет:
— развлекательную функцию;
— коммуникативную функцию;
— диагностическую функцию;
— расширение кругозора учащихся;
+все ответы правильные.

#В процессуальный этап технологии деловой игры входит:
— формулировка общей цели;
— подробный анализ деловой игры;
+проведение игры в соответствии с разработанной моделью;
— результат игры;
— все ответы правильные.

#К внутренним причинам внедрения информационных технологий относится:
+повышение эффективности труда педагога за счёт экономии времени;
— общественная потребность в людях, владеющих методами информационных технологий;
— стремительное совершенствование средств новых информационных технологий;
— повышение квалификации;
— все ответы правильные.

#Дайте определение понятию «нестандартный урок».
+импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру;
— организация обучения, при которой учитель ведёт занятия по твёрдому расписанию с применением современных методик;
— нововведение;
— инновации;

— все ответы правильные.

#На основе активизации и интенсификации деятельности можно выделить следующие технологии:
+ игровые технологии;
— технологии программированного обучения;
— гуманистические технология;

— технология модульного обучения;
— все ответы правильные.

#Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых – это …

— преподавание;
— учение;
— образование;

+обучение;
— все ответы правильные.

#К какому понятию относится это определение: «Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентирует своё поведение на выигрыш».

+дидактическая игра;
— мозговая атака;
— обучение сообща;

— дискуссия;
— все ответы правильные.

#Что является самым элементарным в проектировании дидактики?

— учебник;
— учебная программа;
— Государственный образовательный стандарт;

+конспект урока;
— все ответы правильные.

#В чём заключается принцип мотивации модульного обучения?

— формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста;
+стимулирование учебно-познавательной деятельности студента;
-повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий;

-осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость, гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения;
— все ответы правильные.

#В чём заключается принцип деятельности модульного обучения?

+формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста;
— стимулирование учебно-познавательной деятельности студента;
-повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий;

-осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость, гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения;
— все ответы правильные.

#Дайте определение принципу проблемности модульного обучения?

-формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста;
— стимулирование учебно-познавательной деятельности студента;
+повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий;

-осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость, гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения;
— все ответы правильные.

#Из приведённых вариантов найдите принцип технологичности модульного обучения?

-формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста;
-стимулирование учебно-познавательной деятельности студента;
-повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий;

+осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость, гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения;
— все ответы правильные.

#Что такое объяснительно-иллюстративный подход к обучению?

+это метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде;

-методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

-словесные методы, наглядные методы, практические методы;

-методы формирования сознания и опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля за поведением и деятельностью учащихся;

— все ответы правильные.

#Что означает принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий?

+при проектировании, создании и организации системы дистанционного обучения необходимо оценить целесообразность применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения;

-необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видео конфренц связью, использованием различных технических средств;

-целесообразности применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения;

-характеризуются разработкой и использованием жёсткого графика планирования и контроля учебного графика;

— все ответы правильные.

#Технология модульного обучения разрабатывается на основе принятых принципов:

+деятельности, паритетности, технологичности, системного квантования, мотивации, модульности, проблемности, когнитивной визуальности;

— образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения;

— объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, репродуктивное, компьютерное обучение;

— сознательность, оптимизация, планомерность, учёт возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность;

Источник

Что такое модульное обучение?

Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения. Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях.

Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы обучения.

Что такое модуль?

Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.

Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.

Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.

Модуль в современном российском образовании является:

частью образовательной программы;

фундаментом для формирования новых учебных программ;

основой для модернизации курсов повышения квалификации.

Структура модульного обучения

Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.

Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на:

практические и лабораторные работы;

консультации, экзамены и квалификационная работа.

Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.

Среди учебных элементов различают:

базовые проблемы элемента (кейсы),

Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.

Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.

В чем заключается принцип мотивации модульного обучения. cover3d1 w340. В чем заключается принцип мотивации модульного обучения фото. В чем заключается принцип мотивации модульного обучения-cover3d1 w340. картинка В чем заключается принцип мотивации модульного обучения. картинка cover3d1 w340

Модульная система обучения

Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.

Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.

Формы контроля модульного обучения

В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:

Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:

«отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);

«хорошо» — 75-89 баллов (В, С);

«удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);

«неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);

«неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).

Плюсы и минусы модульной формы обучения

А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.

Преимущества модульной формы обучения:

формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;

адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;

равномерное распределение учебной нагрузки;

оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);

сокращённые сроки обучения;

возможность удалённого обучения.

Отрицательные стороны модульного обучения:

высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;

возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;

временное ограничение для выполнения заданий;

временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;

адаптация к новой форме обучения;

отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).

Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *