В чем заключается значение таинства исповеди
Смысл таинства Покаяния (Исповеди)
Смысл таинства Покаяния (Исповеди ) в православном катехизисе дается в следующей формулировке этого таинства: «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».
Это таинство называют вторым крещением. В современной Церкви оно, как правило, предшествует таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе. Необходимость в таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было покаяния, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в таинстве Крещения единение со Христом.
В Священном Писании покаяние является необходимым условием для спасения: Если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13, 3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божье бесконечно. Плод покаяния — примирение с Богом и людьми и духовная радость от открывшейся человеку причастности к жизни Божьей.
Прощение грехов подается человеку через молитву и священнодействие священника, которому от Бога в таинстве Священства дана благодать прощать на земле грехи. Покаявшийся грешник получает в таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу.
Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что кающийся, при видимом свидетельстве прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В результате этого исповедник примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и освобождается от наказаний за исповеданные грехи в вечности.
Приготовление к исповеди заключается не столько в том, чтобы возможно полно вспомнить свои грехи, сколько в том, чтобы достигнуть состояния сосредоточенности и молитвы, при которых грехи станут для исповедника очевидны. Кающийся, образно говоря, должен принести на исповедь не список грехов, а покаянное чувство и сокрушенное сердце. Перед исповедью нужно попросить прощения у всех, перед кем считаешь себя виновным.
Начинать готовиться к исповеди (говеть) надо за неделю или по меньшей мере за три дня до самого таинства. Эта подготовка должна состоять из определенного воздержания в словах, мыслях и поступках, в пище и развлечениях и вообще в отказе от всего, что мешает внутренней сосредоточенности. Важнейшей составляющей такой подготовки должна стать сосредоточенная, углубленная молитва, способствующая осознанию своих грехов и отвращению к ним.
В чине покаяния для напоминания пришедшим к исповеди их грехов священник читает перечень самых значимых прегрешений и страстных движений, присущих человеку, среди которых ведущие к смерти души: гордость, тщеславие, чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние.
Исповедник должен внимательно его слушать и еще раз отмечать «про себя» то, в чем обличает его совесть. Подойдя же к священнику после этой «общей Исповеди», кающийся должен исповедать те грехи, которые он совершил.
Грехи, исповеданные и отпущенные священником ранее, повторять на исповеди не следует, поскольку после покаяния они становятся «якоже не бывшие». Но если с момента предыдущей исповеди они были повторены, то каяться необходимо снова. Исповедаться необходимо и в тех грехах, которые были забыты ранее, если они сейчас вдруг вспомнились.
Каясь, не следует называть соучастников или тех, кто вольно или невольно спровоцировал грех. Человек в любом случае сам отвечает за свои беззакония, совершенные им по слабости или нерадению. Попытки переложить вину на других приводят лишь к тому, что исповедник усугубляет свой грех самооправданием и осуждением ближнего.
Ни в коем случае не следует пускаться в долгие рассказы об обстоятельствах, приведших к тому, что исповедник «вынужден» был совершить грех. Надо учиться исповедоваться так, чтобы Покаяние в своих грехах не подменять житейскими разговорами, в которых основное место занимают восхваление себя и своих благородных поступков, осуждение близких и жалобы на трудности жизни. С самооправданием связано преуменьшение грехов, особенно со ссылкой на их повсеместность, мол, «все же так живут». Но очевидно, что массовость греха нисколько не оправдывает грешника.
Некоторые исповедники для того, чтобы не забыть от волнения или несобранности совершенных грехов, приходят на исповедь с их письменным перечнем. Этот обычай хорош, если исповедник искренне раскаивается в своих грехах, а не формально перечисляет записанные, но неоплаканные беззакония. Записку с грехами сразу же после исповеди нужно уничтожить.
Ни в коем случае нельзя пытаться сделать исповедь комфортной и пройти через нее без напряжения своих духовных сил, говоря общие фразы типа «во всем грешен» или затемняя неприглядность греха общими выражениями, например «грешен против 7-й заповеди».
Надо внимательно пересмотреть всю свою жизнь и освободить ее от ставших привычными грехов, например от сквернословия, когда человек перестает замечать, что произнесение грязных слов для него уже норма. Неумеренное употребление пива, вина, курение, а то и пристрастие к наркотическим веществам несовместимы с духовной жизнью. Грехи блуда и прелюбодеяния, легкое отношение к которым «удачно» формируются средствами массовой информации, не являются ничего не значащими грехами! Наоборот, побочные связи женатых людей и распущенность в отношениях с женщинами холостых мужчин — это смертные грехи, за которые в древней Церкви существовали строжайшие наказания.
Не надо думать, что убийство нерожденного плода (аборт) также является «небольшим грехом». По правилам Древней Церкви сотворившие такое наказывались так же, как и убийцы человека.
«Привыкание» к исповеди, как и к любой святыне, ведет к тяжелым последствиям. Человек перестает бояться оскорбить Бога своим грехом, потому что «всегда есть исповедь и можно покаяться».
Такие манипуляции с таинством всегда очень плохо кончаются. Бог не наказывает человека за такое настроение души, он просто отворачивается от него до времени, поскольку никто (даже Господь) не испытывает радости от общения с человеком двоедушным, нечестным ни с Богом, ни со своей совестью.
Человеку, ставшему христианином, необходимо понять, что борьба со своими грехами будет продолжаться у него всю его жизнь. Поэтому нужно со смирением, обращаясь за помощью к Тому, Кто может эту борьбу облегчить и сделать его победителем, упорно продолжать этот благодатный путь.
Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов:
1. Сокрушение о грехах. В определенный момент своего духовного развития человек начинает чувствовать тяжесть греха, его неестественность и пагубность для души. Реакцией на это становится скорбь сердца и сокрушение о своих грехах, которое должно проистекать не столько из страха наказания за грехи, сколько из любви к Богу, Которого он оскорбил своей неблагодарностью.
2. Твердое намерение исправить свою жизнь является необходимым условием для получения прощения грехов. Раскаяние же только на словах, без внутреннего желания исправить свою жизнь ведет к еще большему осуждению.
3. Вера во Христа и надежда на Его милосердие. Примером несомненной веры и надежды на бесконечное Божье милосердие может служить прощение Петра после его троекратного отречения от Христа.
По материалам книги: «Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви». М. Даниловский благовестник, 2007.
Исповедь
«Если исповедуем грехи наши, то Он,
будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и
очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ).
И́споведь (Таинство покаяния) – Таинство Православной Церкви, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Принимает исповедь священник или архиерей.
Почему нужно исповедоваться в присутствии священника, а не просто попросить прощения у Бога?
Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь – это больница, а исповедь – лечение болезни. Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии – как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).
Как легко нам бывает простить кающегося, как необходимо нам самим каяться перед теми, кого мы обидели. Но не тем ли нужнее наше покаяние перед Богом – Отцом Небесным? Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним человеком.
Как же происходит Таинство Покаяния, как к нему готовиться и как приступать?
Чинопоследование исповеди: начало обычное, иерейские молитвы и обращение к кающимся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…», собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест, лежащие на аналое.
Исповедь принято совершать после вечернего богослужения или утром, непосредственно перед литургией, поскольку миряне к причащению по традиции допускаются после исповеди.
Подготовка к исповеди не носит внешне формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви – Святого Причастия, исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя – православного священника). При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние. То есть исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах.
Грехи нужно понимать и в широком смысле – как свойственные падшей человеческой природе страсти, и в более конкретном – как фактические случаи преступления заповедей Божиих. Славянское слово «покаяние», означает не столько «извинение», сколько «изменение» – решимость не допускать в будущем совершения тех же грехов. Таким образом, покаяние есть состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со страстями.
Итак, приготовиться к исповеди – это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. Как правило, за период после последней исповеди. Но можно исповедать и прошлые грехи – или ранее по забывчивости или ложному стыду не исповеданные, или исповеданные без должного раскаяния, механически. При этом нужно знать, что искренне исповеданные грехи всегда и необратимо прощаются Господом (грязь омывается, болезнь исцеляется, проклятие снимается), в этой непреложности – смысл Таинства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он остается в памяти для смирения и охранения от будущих падений; он может еще долго беспокоить душу, как может беспокоить человека зажившая рана, – уже не смертельная, но еще ощутимая. В этом случае исповедовать повторно грех можно (для умирения души), но не обязательно, так как он уже прощен.
И – пойти в храм Божий исповедаться.
Хотя, как уже говорилось, исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме – перед богослужением или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).
Обычное время совершения исповеди – перед Божественной литургией. Обычно исповедуют и на вечернем богослужении, иногда устанавливают особое время. Узнать о времени исповеди желательно заранее.
Как правило, священник исповедует перед аналоем (Аналой – столик для церковных книг или икон с наклонной верхней поверхностью). Пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь – подходят к исповеди.
Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по желанию; но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коленопреклонения отменяются). Иногда священник покрывает главу кающегося епитрахилью (Епитрахиль – деталь облачения священника – вертикальная полоса ткани на груди), молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом. Здесь кающийся должен исповедать, с одной стороны, общее осознание своей греховности, особо называя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и т. п.), а с другой стороны, назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести, например: аборты, оскорбления родителей или близких, воровство, блуд, привычка к мату и богохульству, несоблюдение заповедей Божиих и церковных установлений, и т. п., и т. п. Разобраться в своих грехах вам поможет раздел «Общая исповедь».
Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает «разрешительную» молитву.
Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако «разрешительная» молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства.
Итак – исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен.
Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение.
Взять благословение – это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: «Благослови, отче». Священник крестит человека знаком священнического благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого. Следует приложиться устами к руке священника – не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа.
Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите причаститься?» – и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.
Все ли грехи прощаются в Таинстве Покаяния, или только названные?
В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния, а не “Таинством перечисления всех совершённых грехов”.
Прочтём разрешительную молитву священника после исповеди: “Госпо́дь и Бо́г на́ш, Иису́с Христо́с, благода́тию и щедро́тами Cвоего́ человеколю́бия да прости́т ти́ ча́до (и́мя) вся согрешения твоя. И а́з, недосто́йный иере́й, вла́стию Его́ мне́ да́нною, проща́ю и разреша́ю тя́ от все́х грехо́в твои́х, во И́мя Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь”.*
митрополит Иларион Алфеев:
…если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает. Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано. Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он «поднимет творения всех Святых Отцов», чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: прощаются все грехи».
Но, как уже было сказано, условием полного прощения является чистосердечность и искренность исповеди, решимость исправиться и начать новую жизнь. Если человек на исповеди утаивает грехи, или если вся его исповедь сводится к пустой формальности, или если он говорит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таинство профанируется. Иначе говоря, Таинство в таком случае вовсе не происходит, потому что не происходит в человеке та перемена ума, которая должна сопутствовать исповеди. (Источник).
Как часто нужно исповедоваться?
Минимально — перед каждым Причастием (по церковным канонам верные причащаются не чаще раза в сутки и не реже раза в 3 седмицы), максимальное число исповедей не установлено и оставлено на усмотрение самого христианина.
При этом следует помнить, что покаяние — это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Поэтому Таинство и называется Таинством Покаяния, а не “Таинством перечисления грехов”. Покаяние в грехе состоит из трёх этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения (см. последнюю молитву в Вечернем молитвенном правиле); исповедать его и получить разрешение от грехов в Таинстве Исповеди.
Как увидеть свои грехи?
Так как грехи — это нарушение Заповедей Божьих, то необходимо изучать Заповеди и Евангелие. И следует просить Бога о видении своих грехов.
Когда человек не видит в себе ничего дурного, это никогда не свидетельствует об отсутствии грехов. Это обычно следствие гордости и духовной апатии. Тому, кто не видит в себе грехов, необходимо начать с исповедания этой духовной слепоты, далее священник поможет вспомнить и другие пороки.
Может ли священник не принять исповедь?
Апостольские Правила (52‑е правило) «Если кто, епископ или пресвитер, обращающегося от греха не примет, да будет извержен из священного чина. Ибо [он] опечаливает Христа, сказавшего: радость бывает на небесах об одном кающемся грешнике ( Лк.15:7 )».
Отказать в исповеди можно, если её, по сути, нет. Если человек не раскаивается, не считает себя виноватым в своих грехах, не желает примиряться с ближними. Также не могут получить разрешение от грехов некрещёные и отлучённые от церковного общения.
Можно ли исповедоваться по телефону или письменно?
В Православии нет традиции исповедовать грехи по телефону или через интернет, тем более, что это нарушает тайну исповеди.
Следует также иметь в виду, что больные могут пригласить священника домой или в лечебницу.
Те, же, кто уехал в дальние страны, не могут себя этим оправдывать, ведь отпадение от Святых Таинств Церкви — это их выбор и профанировать Таинство ради этого неуместно.
Какие права есть у священника по наложению епитимии на кающегося?
Канон 102 Трулльского Собора требует, чтобы епитимья назначалась на тот срок, в течение которого духовник мог бы следить за этим духовным чадом. Если же христианин получил епитимью выше сил и не может её нести, то ему следует обратиться к архиерею за разрешением от епитимии.
Мнение о том, что любой священник может разрешить от епитимии, наложенной другим священником, противоречит церковному праву. Такая власть есть только у архиерея. Разрешить запрещенного не может никто другой, кроме запретившего, исключая случаи смерти запретившего, а также смертельной болезни кающегося.
Над окончившим епитимию читается «Молитва над разрешаемым от запрещения», которой он освобождается от неё и вводится в общение с Церковью.
После Исповеди часто ли вы Бога благодарили за то, что Он простил вам грехи? …А ведь это такой дар! Человеку Господь дал прощение грехов просто так, задаром, а мы говорим»: «Он так и должен, так и обязан». Это – неправильно. За всё надо благодарить.
священник Даниил Сысоев
Говорят человеку: «Пойди на исповедь», а он отвечает: «А чего идти, я всё равно буду грешить. Какой смысл…?
Это уже не норма, это – духовная аномалия, когда человек сидит в грехе и не хочет его оставлять. Это очень пагубное состояние души человека, вывих в его взглядах на жизнь.
Не исключено, что грешник таким образом оправдывает свою привязанность к греху. Жизнь во грехе устраивает такого человека, поэтому с интеллектуальной точки зрения он оправдывает свои греховные поступки.
Именно поэтому наш ум Святые Отцы называли лжеименным разумом. Т.е. он призван видеть истину, призван к ней стремиться, но настолько опутан в духовном смысле страстями, что идёт на поводу у порока, греха, который живёт в духе. И оправдывает свои грехи даже богословскими рассуждениями.
архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий
Таинство Покаяния (исповедь)
Одно из семи церковных Таинств, которое служит очищению души от грехов. Без него трудно было бы прожить человеку, особенно в наше трудное время соблазнов. Как и остальные Таинства, через него подается Божественная Благодать. Исповедь – это Таинство, которое можно проходить несколько раз в жизни. В этом его отличие от других Таинств.
Что такое исповедь
После Таинства крещения , в котором человеку отпускаются все грехи прежней жизни, множество соблазнов ожидают душу. Возвышенное состояние чистоты вскоре сменяется на тягость вследствие совершенных грехов. Дело в том, что после крещения, где оглашенный отрекается сатаны, всех дел его, плюет на него. Диавол, как существо крайне гордое, не может простить такого оскорбления человеку и начинает мстить ему. Таким образом, начинается настоящая война между диаволом и человеком, если, конечно, он имеет намерение служить Богу.
После грехопадения человека Господь послал Своего Единородного Сына для того, чтобы Он распявшись на кресте, искупил человеческие грехи. После этого мы можем смело каяться Богу и получать от Него прощение своих грехов, ведь Он принес Себя в жертву за наши грехи.
В Евангелии сказано не раз, как Господь прощал некоторым людям грехи:
В Деяниях апостольских рассказано подробно, как Господь позвал самого жесткого фарисея, и тот, покаявшись, стал великим апостолом (св. Павел). Сам Христос не раз говорил в Евангелии: «Прощайте, и прощено будет вам». Мысль о прощении пронизывает весь Новый Завет. Если в Ветхом было сказано: «око за око, зуб за зуб», в Новом – Благодать покрывает все грехи кающегося человека.
Следуя слову Христа, мы прощаем друг другу плохие поступки, и Господь тогда прощает нас. Это – одно из условий покаяния. Если мы не прощаем человека, то и Бог не простит нам грехи. Т.е., идя на Таинство исповеди, надо всем простить плохие действия против нас, будь то поступок, злое слово и даже взгляд осуждающий и помысел. Тогда только мы можем надеяться, что покаяние наше будет принято Богом.
Для чего нужна исповедь
Некоторые говорят, зачем нужно каяться перед священником, ведь можно покаяться Богу. Священник, специально поставленный от Бога человек, имеющий Благодать отпускать людям грехи. В Евангелии сказано: «кому оставите грехи, тому оставятся». Это и было прообразом Таинства исповеди. Священники имеют право от Бога вязать и решить грехи людские.
Священник, как свидетель покаяния человека, посредник между Богом и человеком, нотариус, который ставит печать: «прощено». Можно, конечно, и нужно каяться дома перед Богом, но исповедь нужна для окончательного прощения и получения уверенности в том, что Бог простил грехи, названные на исповеди.
Стоит заметить, что на Таинстве прощаются только те грехи, которые человек назвал священнику на Таинстве, в которых он искренне покаялся. Если он постеснялся сказать какой-либо грех, пусть даже он в нем раскаялся, то он не будет прощен Богом. Поэтому нельзя утаивать из-за стыда свои грехи. Священник не заругает, не осудит, а будет только рад искреннему покаянию. К тому же есть тайна исповеди, согласно которой священник не имеет права разглашать грехи после исповеди. Если он даже просто намекнет кому-то об услышанном грехе, то будет отдан под запрещение.
Чувство стыда – это основа и смысл исповеди, благодаря этому человек откупается в этой жизни от своего греха, и на Страшном суде ему уже не будет стыдно за свои злодеяния. Раньше покаяние было всенародным, когда человек говорил перед скоплением людей о своих грехах. Была также епитимия, когда человек стоял при входе в храм и всем сообщал подробно, в чем он согрешил.
Сейчас времена изменились, мало кто способен на всенародное покаяние. И епитимии священник все реже дает кающимся грешникам, вследствие ослабления природы человека. Поэтому хотя бы перед священником на тайной исповеди не надо утаивать свои грехи из-за ложного стыда. Если сумели сотворить грех, надо иметь мужество рассказать о нем на исповеди.
После исповеди надо быть уверенным, что Господь простил названные грехи, если, конечно, покаяние истинное. Не стоит потом вспоминать, если грехи были отпущены на исповеди. Если же грех продолжает отягощать, можно повторно назвать его на Таинстве. Если грех был повторен после исповеди снова, то в нем надо каяться снова. И так до полного искоренения греха. Господь даст силы победить страсти человеку, если он искренне кается.
Что такое епитимия
В переводе с греческого «епитимия» означает – «наказание». В древности применялось как душевное врачевание в тех случаях, когда человек не чувствует удовлетворения после исповеди, когда совесть продолжает его мучить.
Епитимии были разными по силе и продолжительности. Самыми легкими считались земные и поясные поклоны. Батюшка мог назначить, например, двенадцать поклонов ежедневно с молитвой за незначительные, невольные грехи.
Еретиков же и убийц ждали более серьезные наказания сроком до двадцати пяти лет. В это время они были отлучены от церковных Таинств, некоторые не имели права даже заходить в храм. Некоторых ссылали на жительство и исправление в монастырь.
В настоящее время епитимии почти не назначают. По канонам священник, назначивший епитимию, должен сам же ее выполнять вместе с кающимися. По иной версии лучшая епитимия – творить добрые дела.
Как происходит исповедь
Обычно Таинство совершается в храме, но если человек тяжело болен, или находится в местности, где храмов нет, но желает исповедоваться, священник выезжает к нему на дом и принимает его исповедание.
В храме священники обычно исповедуют во время всенощной или литургии . Если священник один служит в храме, то служба прерывается. Батюшка выносит на аналой крест и евангелие, читает положенные молитвы.
В чине есть обращение к кающимся, в котором находятся такие слова: «не убойся, да не скроешь что от меня, пойми, что пришел во врачебницу (больницу), да не исцелен отыйдешь (да не уйдешь неисцеленным).» Это очень важно, Церковь предупреждает, что скрывать грехи нельзя, иначе не будет никакой пользы.
После чтения молитвы, во время которых кающиеся называют вслух свои имена, все подходят по очереди к аналою и начинают негромко каяться. Остальные люди стоят чуть подальше и ждут. Ни в коем случае нельзя из-за любопытства подслушивать чужие грехи, а тем более рассказывать о них, осуждая человека.
После того, как все грехи названы, священник накрывает кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, совершая над его головой крестное знамение . В этот момент грехи прощаются кающемуся. Он должен поцеловать крест и Евангелие в знак обещания, что не будет возвращаться к прежним грехам, ведь покаяние есть исправление. Надо стараться больше не повторять названные на исповеди грехи.
Как часто надо исповедоваться
Подготовка к исповеди
Перед исповедью необязательно поститься, как это положено перед причастием. Но надо к этому Таинству готовиться душевно. Надо сесть и вспомнить все свои грехи, лучше записать их на бумаге, потому что память может подвести. Можно прочесть на исповеди этот список грехов, а можно отдать его священнику, он сам прочтет и разорвет бумагу в знак того, то грех простился.
Некоторые люди говорят, что не знают, в чем каяться и какие грехи называть. В пособие можно взять книги с напоминанием грехов. Например, святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь кающимся». Но не стоит читать и списывать грехи из новоиспеченных книг, которые кроме горького смеха ничего не вызывают, настолько нелепые «грехи» там перечисляются.
Исповедь – это серьезное Таинство, на котором присутствует невидимо Сам Христос и ангел-хранитель человека. Поэтому надо относиться к нему со всей ответственностью, не стоит называть мелкие промашки, которые кажутся грехами. А только те, которые действительно отягощают душу и являются препятствием соединению со Христом.
Митрополит Иларион о Таинстве покаяния, исповеди