В чем заключается принцип природосообразности
Принцип природосообразности
Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я. А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Он писал о том, что там, где рождаются люди, требуется воспитание, чтобы дары природы из возможных стали действительными. Я. А. Коменский опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Он выдвигает, обосновывает и строит свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей.
Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу построения различных педагогических и социально-педагогических теорий. Так, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что воспитание ребенка должно происходить сообразно природе. Он писал, что «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Он придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. Поэтому у Ж.-Ж. Руссо на первом плане была природа ребенка, которой и следовало подражать, осуществляя подготовку человека к будущей жизни. Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания ребенка от его рождения до совершеннолетия в естественных, природных условиях. Для своей теории свободного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию детей.
Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866), вслед за И. Г. Песталоцци, также считал этот принцип важнейшим принципом воспитания. В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника. А. Дистервег утверждал, что «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества».
Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных классиков педагогики. К. Д. Ушинский (1824-1871) в своем главном психолого-педагогическом сочинении «Человек как предмет воспитания» писал, что для воспитания и обучения ребенка учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но и вооружиться также основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребенка. Разрабатывая программу по педагогике, К. Д. Ушинский обосновал необходимость предварительного изучения основ физиологии, гигиены и психологии (внимание, память, воображение, «рассудочный процесс», чувства, волю), на основе которого можно переходить к изучению дара слова, нравственных, эстетических и религиозных чувств, дидактики.
Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ю. К. Бабанского, Г. И. Щукиной, Т. И. Ильиной и др. Основное внимание при воспитании и обучении детей советские ученые уделяли учету возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Особо следует выделить в России деятельность В. П. Кащенко (1870-1943), создавшего в 1908 г. санаторий-школу для дефективных детей, который сочетал в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. На основе этого учреждения в 1918 г. организуется дом изучения ребенка. Развивая принцип природосообразности, В. П. Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании «исключительных» (с отклонениями в развитии) детей. Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии.
Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:
— учет возрастных особенностей детей;
— учет половых особенностей детей:
— учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;
— опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;
— развитие инициативы и самостоятельности ребенка.
Принцип природосообразности
Смотреть что такое «Принцип природосообразности» в других словарях:
Принцип природосообразности — идея построения учебно воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся. Природа учащегося, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Принцип природосообразности — исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое,… … Педагогический словарь
Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития … Словарь по педагогической психологии
ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП — пед. принцип, согласно к рому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка. Зародыши этой идеи встречаются в произведениях антич. мыслителей Платона, Аристотеля. Разностороннее… … Российская педагогическая энциклопедия
Принцип — (лат. – основа, первоначало) – основополагающая, фундаментальная идея, правило поведения, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Принцип рассматривается как ведущее понятие, представляющее собой обобщение о… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП — учет условий, в к рых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости К.п. были развиты нем. педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко… … Энциклопедия культурологии
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П. в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания,… … Российская педагогическая энциклопедия
Принципы воспитания — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы… … Педагогический терминологический словарь
Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия
Принципы целостного педагогического процесса — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характервзаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм,… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Принцип природосообразности
Смотреть что такое «Принцип природосообразности» в других словарях:
Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития … Словарь-справочник по педагогической психологии
Принцип природосообразности — исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое,… … Педагогический словарь
Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития … Словарь по педагогической психологии
ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП — пед. принцип, согласно к рому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка. Зародыши этой идеи встречаются в произведениях антич. мыслителей Платона, Аристотеля. Разностороннее… … Российская педагогическая энциклопедия
Принцип — (лат. – основа, первоначало) – основополагающая, фундаментальная идея, правило поведения, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Принцип рассматривается как ведущее понятие, представляющее собой обобщение о… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП — учет условий, в к рых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости К.п. были развиты нем. педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко… … Энциклопедия культурологии
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П. в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания,… … Российская педагогическая энциклопедия
Принципы воспитания — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы… … Педагогический терминологический словарь
Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия
Принципы целостного педагогического процесса — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характервзаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм,… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Принцип природосообразности
Природосообразность – это форма выражения в отношении к индивиду как части природы, опоре на дарования и природные силы человека, согласовании воспитания и обучения с природными стадиями развития человека, применении природных средств для его развития.
Античная наука даже не предполагает воспитание отдельно от природных оснований. Известен долгий период забвения данной идеи. Возрождение идеи природосообразности произошло благодаря опытному педагогу, раскрывшему ее значение в воспитании, основываясь на доказательствах.
Данный принцип природосообразности сформулировал и реализовал Ян Мос Коменский, который подразумевал порядок выполнения воспитательной работы, заимствованный у природы.
Составляющие природосообразности
Он рассмотрел все природные основания воспитания и сделал выводы об их здравом смысле и научной логике, разделил принципы природосообразности на основные составляющие:
Природосообразность в педагогике
То, что несвойственно натуре определенного ребенка, для педагогики считается чуждым и далеким. Все дети требуют индивидуального подхода, как в обучении, так и в воспитании. Бывает, что чадо не расположено к изучению музыкальной науки, но способно к учению в общем. Какие-то дети совершенно наоборот. Не рекомендовано предопределять его способности самостоятельно, так как, возможно, ребенок не хочет заниматься данной деятельностью.
Учитель выступает в роли помощника природы, но не его владыки. Он не образует ребенка, а преобразует. Когда чадо охотно выполняет определенное задание без дополнительной помощи, не следует гнать его. Если не принуждать в учении, то не вызовет ненависти или отвращения к процессу обучения. Это говорит о том, что ребенок будет легко учиться с постоянным желанием и пойдет по направлению, которое его привлекает больше всего.
Чтобы правильно воспитать человека, необходимо наличие достаточного профессионализма и терпения у педагога. Неопытный садовник не может похвастаться отлично выращенным садом. Если что-то появится, то это следует отнести к случайности, но не к искусству. Поэтому учитель всегда должен направлять и помогать понять, в каком направлении стоит ребенку следовать при обучении.
Природосообразность – принцип следования законам природы, человека, мира
#Российская ноосферная школа РКО
Статья представляет базовые естественнонаучные принципы мышления и сознания человека в образовании.
Abstract: The article contains basis natural-scientific principles of a mind and consciousness of a person in education
(«Живи в согласии с природой»)
Природосообразность – следование естественным законам мироздания на всех уровнях его иерархии. Это исторически первый принцип выживания человека в природе. Традиции, верования людей, изначальные приёмы труда основаны на устремленности человека не нарушать законы окружающей человека природы, мироздания, тотема, покровителя.
Принцип природосообразности может быть рассмотрен с помощью более простых в понимании современного человека принципов. Для такого рассмотрения воспользуемся природным образом цветка: в его сердцевине читаем надпись: «природосообразность», понимая, что мы обозначаем рассматриваемый принцип соответствия природе и её естественным законам.
Схема №1. Естественнонаучные принципы как составные части принципа природосообразности
Из сердцевины цветка произрастают лепестки, на которых обозначим хорошо известные принципы: системности, экологизации, экономичности, инновационности, интеллектуальной безопасности, проектности, неманипулятивности, креативности, личностной ориентированности, инструментальности, гуманизации, гармонизации. Все эти принципы реализованы в системе ноосферного образования и воспитания [7]. Благодаря этому осуществляется коррекция и развитие физического, психического, нравственного и умственного здоровья детей, грамотный и целенаправленный процесс воспитания гармонически развивающейся личности, развитие целостного мышления учащихся.
Что же означают эти принципы применительно к системе образования и воспитания личности?
1. Принцип системности образования означает построение системы образования и всех её частей и процессов, мотивации целостного мышления, воспитания, организации учебно-образовательной и воспитательной деятельности, жизни учителя и ученика на базе научной теории естественного развития систем природы, общества, человека, мышления. Имеется в виду функциональная, т.е. практически действующая системность на базе теоретической модели, общих законов познания и постижения, образования, законов психики человека [1]. Это объективно необходимый императив (обязательный к исполнению принцип) соразвития человека-общества-природы.
2. Принцип экологизации образования означает построение мышления учителя и учеников, всех видов учебно-образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с природой тела, психики, мозга. Это позволяет не разрушать системы «мышление», «человек», «физиология», «природа», а сохранять их в естественной заданности, и развивать их в соответствии с возрастом и возможностями учащихся и учителей [3].
3. Принцип экономичности означает организацию мышления, деятельности, жизни
учителя и учеников на основе методов, технологий и биотехнологий, необходимых и достаточных личных и социальных затрат (но не превышающих их).
4.Принцип инструментальности означает возможность практически, функционально использовать инструменты, данные человеку природой для построения деятельности и жизни в гармонии с собой, обществом и Миром. При этом имеются в виду безграничные возможности мышления (генетически детерминированный способ познания и мышления), творчества (естественная потребность творческого труда), взаимодействия людей с миром природы планеты Земля, ноосферой, космосом.
5.Принцип потенциальной естественной безопасности в образовании означает возможность и умение учителя и учеников пользоваться в учебно-воспитательном процессе и жизнедеятельности безопасным генетически детерминированным способом познания и мышления, что обеспечивает в ходе учёбы и в неопределённом будущем на протяжении жизни человека психическую, умственную, физическую безопасность и здоровье каждой личности. В природе вся информация целесообразна и возможности человека и общества в безопасном ее использовании определяются тремя уровнями: 1) целостным восприятием и мышлением, 2) физическим, психическим и умственным здоровьем, 3) целостными ориентирами, адекватными естественным целям и задачам жизни человека.
6.Принцип проектности образования определяется генетически проектной функцией мозга человека (наряду с функциями нормирования, контроля, перспективного ориентирования) и всегда (сознательно или бессознательно) реализуется человеком. Этот принцип, рассмотренный эволюционно, позволяет понять, что человек овладевает всё более и более высокими уровнями возможностей мозга. Природа открывает человеку более высокие «этажи» возможностей мозга и мышления в целом.
7. Принцип креативности образования означает наличие, раскрытие и использование в мышлении, учёбе и жизнедеятельности творческих резервов человека-общества-природы.
8.Принцип инновационности означает эволюционную необходимость, возможность и использование в мышлении, учёбе и жизнедеятельности новых и новейших достижений науки, культуры, практики.
9.Принцип неманипулятивности означает наличие, возможность и практическую реализацию самоорганизации живых открытых систем мышления, деятельности, жизни учителя и ученика при сбалансированной управленческой функции в иерархических подсистемах образования.
10.Принцип личностной ориентированности означает сбалансированную свободу учителя и учеников в выборе программ, форм, способов, средств мышления и творческой деятельности.
11.Принцип гармонизации означает организацию мышления, учебно-воспитательной деятельности и жизни учителя и учеников с использованием методов и технологий, гармонизирующих человека и общество с природой, планетой, ноосферой и Космосом на основе единых законов планеты Земля и всего Мироздания [4,5].
12.Принцип гуманности (этичности) означает использование в мышлении, учебно-воспитательной деятельности методов, методик, способов, технологий не нарушающих естественных биоритмов человека и позволяющих ему раскрыть и реализовать свой личный потенциал и предназначение [3].
Указанные 12 принципов являются производными от единого принципа природосообразности в мышлении, учебно-воспитательной деятельности, жизни. Их рассмотрение вне природосообразности ведет к техногенности общества, крену в сторону от норм законов планеты Земля и всего Мироздания. В свою очередь, последовательное соблюдение даже одного из принципов закономерно приводит к осмыслению других принципов. Интеграция всех рассмотренных принципов в едином принципе природосо-образности как обязательное следование закономерностям, кодам, алгоритмам, механизмам, геному Мира [2] результирует в императив – обязательный к исполнению принцип. Древние оставили нам множество крылатых фраз, в которых сконцентрирована мудрость о важности следования природосообразности. Цицерону принадлежат слова: «Naturaparendovincitur» («Природу побеждает тот, кто ей повинуется».
Принцип природосообразности определяет качество научных теорий, методологий, концепций, парадигм, доктрин, идеологий, программ в любой сфере деятельности человека и общества.
Принцип природосообразности определяет качество технологий мышления, деятельности, жизни, высшее качество которых – биотехнологии. Биотехнологии – это технологии, все элементы которых не нарушают биоритмов живых систем. К этому семейству технологий сегодня относят когнитивные, психологические, нейропсихоло-гические, целостно-динамические технологии, гуманитарные нано-технологии. Их называют технологиями шестого технологического уклада. Информационные технологии принадлежат к предшествующему пятому технологическому укладу.
Природосообразность как качество методов и средств для осуществления мышления, деятельности и жизни человека определяется режимами адекватности (соответствия) возможностям системы «Человек» по следующим параметрам:
– соответствие законам работы мозга: это закон формирования голографических мыслеобразов, их корреляции и трансформации [8];
– соответствие законам работы тела: это закон включенности 5-6 и более каналов восприятия информации, закон циклов и режимов «активность-отдых» [3];
– соответствие законам информационного поля и открытых систем: закон восприятия информации по естественным и обязательным ступеням: чувственное, символьное, логическое, лингвистическое восприятие информации, моторно-кинестетической фазой усвоения информации с дальнейшей самоорганизацией архивирования, творческим этапом и этапом воплощения полученных знаний.
К сожалению, человечество нарушило жизненно необходимый принцип природосообразности работы головного мозга, создав в методиках образования, воспитания, мотивации мировоззрения, нравственности, в различных сферах жизни и науки преобладание левополушарной нейродеятельности.
Схема №2. Кризис мышления – следствие перегрузки левого полушария головного мозга
Это означает разбалансировку в работе головного мозга, т.е. не соответствие принципу природосообразного баланса. Сегодня на планете преобладает левополушарная деятельность человека при забвении равенства полушарий головного мозга, их необходимом сотрудничестве в интегративной обработке информации. Может ли такой дисбаланс гарантирорвать правильную обработку информации? А на базе логической, аналитической левополушарной функции мозга без природосообразно необходимой интегративной ступени может ли быть правильным, достоверным принятие решений? Конечно, нет!
Структура цивилизационного кризиса как результат дисбаланса работы мозга человека условно представлена в схеме №2. Современное состояние планеты – результат нарушения природосообразности мышления, мыслетворчества [6] и деятельности человека и человечества в целом. Рассмотрим, к чему привёл цивилизационный кризис в разнообразных сферах жизни и деятельности человечества:
– в здравоохранении отсутствие сообразной природе человека профилактики и лечения в ритмах и закономерностях природы. Лечение отдельных органов, а не системы «Человек»;
– в науке не принята Теория генетического единства Мира [2], являющаяся единой блок-базой для развития дифференцированных научных дисциплин и направлений;
– в экономике отсутствует системный стратегический взгляд на цели, баланс отраслей, экологию взаимоотношений экономики и природных возможностей планеты;
– в финансах нарушена пропорция вливания, распределения финансов, отсутствует сбалансированная философия и деятельность финансов как средства поддержания жизни;
– в менеджменте извращена роль менеджмента, в т.ч. социального менеджмента, до отрицания понимания необходимости следовать законам нравственности, нормам психологического комфорта человека и т.д.
– в юриспруденции отсутствует понимание необходимости согласования Законов общества с Законами нравственности, целостности и системности мира, природы, планеты Земля и общества;
– в политике отсутствует непротиворечивое соответствие между провозглашением высоких гуманистических целей и реальными целями и деятельностью политической системы, не способствующее высоким темпам развития страны, созданию истинно высокого качества и уровня жизни;
– в идеологии система идеалов, управляющих обществом не соответствует природе высоких духовных ценностей человека, возможностям его и адекватной этим возможностям деятельности [5].
Сделаем выводы.
1. Природосообразность – естественный стратегический принцип мышления, деятельности, жизни человека и общества. Этот принцип является основой для многих производных от него естественных принципов без следования которым бытие человека на планете и в космосе невозможно: гиперсистема Мир избавляется от противоестественных элементов.
2. Осознание принципа природосообразности и следование ему в воспитании, образовании, жизни и деятельности позволит человечеству войти в режим естественной самоорганизации физического, психического, умственного и интеллектуального здоровья.
3. Природосообразность – главный естественнонаучный, организующий и методологический принцип системы ноосферного образования и воспитания.
Литература
1.Антоненко Н.В. Периодическая система специальных законов психики человека. – М.: Институт холодинамики, 2007.– 45 с.