В чем заключается принцип системного тестирования
Системное тестирование
22.1. Задачи и цели системного тестирования
После завершения системного тестирования разработка переходит в фазу приемо-сдаточных испытаний (для программных систем, разрабатываемых на заказ) или в фазу альфа- и бета-тестирования (для программных систем общего применения).
Системное тестирование проводится в несколько фаз, на каждой из которых проверяется один из аспектов поведения системы, т.е. проводится один из типов системного тестирования. Все эти фазы могут протекать одновременно или последовательно. Следующий раздел посвящен рассмотрению особенностей каждого из типов системного тестирования на каждой фазе.
22.2. Виды системного тестирования
Принято выделять следующие виды системного тестирования:
Исходной информацией для проведения перечисленных видов тестирования являются два класса требований: функциональные и нефункциональные. Функциональные требования явно описывают, что система должна делать и какие выполнять преобразования входных значений в выходные. Нефункциональные требования определяют свойства системы, напрямую не связанные с ее функциональностью. Примером таких свойств может служить время отклика на запрос пользователя (например, не более 2 секунд), время бесперебойной работы (например, не менее 10000 часов между двумя сбоями), количество ошибок, которые допускает начинающий пользователь за первую неделю работы (не более 100), и т.п.
Рассмотрим каждый вид тестирования подробнее.
Результаты системного тестирования протоколируются и анализируются совершенно аналогично тому, как это делается для модульного и интеграционного тестирования. Основная сложность здесь заключается в локализации дефектов в программном коде системы и определении зависимостей одних дефектов от других (эффект «четного числа ошибок»).
Тестирование производительности. Данный вид тестирования направлен на определение того, что система обеспечивает должный уровень производительности при обработке пользовательских запросов. Тестирование производительности выполняется при различных уровнях нагрузки на систему, на различных конфигурациях оборудования. Выделяют три основных фактора, влияющие на производительность системы: количество поддерживаемых системой потоков (например, пользовательских сессий), количество свободных системных ресурсов, количество свободных аппаратных ресурсов.
Тестирование производительности позволяет выявлять узкие места в системе, которые проявляются в условиях повышенной нагрузки или нехватки системных ресурсов. В этом случае по результатам тестирования проводится доработка системы, изменяются алгоритмы выделения и распределения ресурсов системы.
Все требования, относящиеся к производительности системы, должны быть четко определены и обязательно должны включать в себя числовые оценки параметров производительности. Т.е., например, требование «Система должна иметь приемлемое время отклика на запрос пользователя» является непригодным для тестирования. Напротив, требование «Время отклика на запрос пользователя не должно превышать 2 секунды» может быть протестировано.
То же самое относится и к результатам тестирования производительности. В отчетах по данному виду тестирования сохраняют такие показатели, как загрузка аппаратного и системного программного обеспечения (количество циклов процессора, выделенной памяти, количество свободных системных ресурсов и т.п.). Также важны скоростные характеристики тестируемой системы (количество обработанных в единицу времени запросов, временные интервалы между началом обработки каждого последующего запроса, равномерность времени отклика в разные моменты времени и т.п.).
Для проведения тестирования производительности требуется наличие генератора запросов, который подает на вход системы поток данных, типичных для сеанса работы с ней. Тестовое окружение должно включать в себя кроме программной компоненты еще и аппаратную, причем на таком тестовом стенде должна существовать возможность моделирования различного уровня доступных ресурсов.
Системное тестирование
22.1. Задачи и цели системного тестирования
После завершения системного тестирования разработка переходит в фазу приемо-сдаточных испытаний (для программных систем, разрабатываемых на заказ) или в фазу альфа- и бета-тестирования (для программных систем общего применения).
Системное тестирование проводится в несколько фаз, на каждой из которых проверяется один из аспектов поведения системы, т.е. проводится один из типов системного тестирования. Все эти фазы могут протекать одновременно или последовательно. Следующий раздел посвящен рассмотрению особенностей каждого из типов системного тестирования на каждой фазе.
22.2. Виды системного тестирования
Принято выделять следующие виды системного тестирования:
Исходной информацией для проведения перечисленных видов тестирования являются два класса требований: функциональные и нефункциональные. Функциональные требования явно описывают, что система должна делать и какие выполнять преобразования входных значений в выходные. Нефункциональные требования определяют свойства системы, напрямую не связанные с ее функциональностью. Примером таких свойств может служить время отклика на запрос пользователя (например, не более 2 секунд), время бесперебойной работы (например, не менее 10000 часов между двумя сбоями), количество ошибок, которые допускает начинающий пользователь за первую неделю работы (не более 100), и т.п.
Рассмотрим каждый вид тестирования подробнее.
Результаты системного тестирования протоколируются и анализируются совершенно аналогично тому, как это делается для модульного и интеграционного тестирования. Основная сложность здесь заключается в локализации дефектов в программном коде системы и определении зависимостей одних дефектов от других (эффект «четного числа ошибок»).
Тестирование производительности. Данный вид тестирования направлен на определение того, что система обеспечивает должный уровень производительности при обработке пользовательских запросов. Тестирование производительности выполняется при различных уровнях нагрузки на систему, на различных конфигурациях оборудования. Выделяют три основных фактора, влияющие на производительность системы: количество поддерживаемых системой потоков (например, пользовательских сессий), количество свободных системных ресурсов, количество свободных аппаратных ресурсов.
Тестирование производительности позволяет выявлять узкие места в системе, которые проявляются в условиях повышенной нагрузки или нехватки системных ресурсов. В этом случае по результатам тестирования проводится доработка системы, изменяются алгоритмы выделения и распределения ресурсов системы.
Все требования, относящиеся к производительности системы, должны быть четко определены и обязательно должны включать в себя числовые оценки параметров производительности. Т.е., например, требование «Система должна иметь приемлемое время отклика на запрос пользователя» является непригодным для тестирования. Напротив, требование «Время отклика на запрос пользователя не должно превышать 2 секунды» может быть протестировано.
То же самое относится и к результатам тестирования производительности. В отчетах по данному виду тестирования сохраняют такие показатели, как загрузка аппаратного и системного программного обеспечения (количество циклов процессора, выделенной памяти, количество свободных системных ресурсов и т.п.). Также важны скоростные характеристики тестируемой системы (количество обработанных в единицу времени запросов, временные интервалы между началом обработки каждого последующего запроса, равномерность времени отклика в разные моменты времени и т.п.).
Для проведения тестирования производительности требуется наличие генератора запросов, который подает на вход системы поток данных, типичных для сеанса работы с ней. Тестовое окружение должно включать в себя кроме программной компоненты еще и аппаратную, причем на таком тестовом стенде должна существовать возможность моделирования различного уровня доступных ресурсов.
Системное тестирование
22.1. Задачи и цели системного тестирования
После завершения системного тестирования разработка переходит в фазу приемо-сдаточных испытаний (для программных систем, разрабатываемых на заказ) или в фазу альфа- и бета-тестирования (для программных систем общего применения).
Системное тестирование проводится в несколько фаз, на каждой из которых проверяется один из аспектов поведения системы, т.е. проводится один из типов системного тестирования. Все эти фазы могут протекать одновременно или последовательно. Следующий раздел посвящен рассмотрению особенностей каждого из типов системного тестирования на каждой фазе.
22.2. Виды системного тестирования
Принято выделять следующие виды системного тестирования:
Исходной информацией для проведения перечисленных видов тестирования являются два класса требований: функциональные и нефункциональные. Функциональные требования явно описывают, что система должна делать и какие выполнять преобразования входных значений в выходные. Нефункциональные требования определяют свойства системы, напрямую не связанные с ее функциональностью. Примером таких свойств может служить время отклика на запрос пользователя (например, не более 2 секунд), время бесперебойной работы (например, не менее 10000 часов между двумя сбоями), количество ошибок, которые допускает начинающий пользователь за первую неделю работы (не более 100), и т.п.
Рассмотрим каждый вид тестирования подробнее.
Результаты системного тестирования протоколируются и анализируются совершенно аналогично тому, как это делается для модульного и интеграционного тестирования. Основная сложность здесь заключается в локализации дефектов в программном коде системы и определении зависимостей одних дефектов от других (эффект «четного числа ошибок»).
Тестирование производительности. Данный вид тестирования направлен на определение того, что система обеспечивает должный уровень производительности при обработке пользовательских запросов. Тестирование производительности выполняется при различных уровнях нагрузки на систему, на различных конфигурациях оборудования. Выделяют три основных фактора, влияющие на производительность системы: количество поддерживаемых системой потоков (например, пользовательских сессий), количество свободных системных ресурсов, количество свободных аппаратных ресурсов.
Тестирование производительности позволяет выявлять узкие места в системе, которые проявляются в условиях повышенной нагрузки или нехватки системных ресурсов. В этом случае по результатам тестирования проводится доработка системы, изменяются алгоритмы выделения и распределения ресурсов системы.
Все требования, относящиеся к производительности системы, должны быть четко определены и обязательно должны включать в себя числовые оценки параметров производительности. Т.е., например, требование «Система должна иметь приемлемое время отклика на запрос пользователя» является непригодным для тестирования. Напротив, требование «Время отклика на запрос пользователя не должно превышать 2 секунды» может быть протестировано.
То же самое относится и к результатам тестирования производительности. В отчетах по данному виду тестирования сохраняют такие показатели, как загрузка аппаратного и системного программного обеспечения (количество циклов процессора, выделенной памяти, количество свободных системных ресурсов и т.п.). Также важны скоростные характеристики тестируемой системы (количество обработанных в единицу времени запросов, временные интервалы между началом обработки каждого последующего запроса, равномерность времени отклика в разные моменты времени и т.п.).
Для проведения тестирования производительности требуется наличие генератора запросов, который подает на вход системы поток данных, типичных для сеанса работы с ней. Тестовое окружение должно включать в себя кроме программной компоненты еще и аппаратную, причем на таком тестовом стенде должна существовать возможность моделирования различного уровня доступных ресурсов.
Системное тестирование
22.1. Задачи и цели системного тестирования
После завершения системного тестирования разработка переходит в фазу приемо-сдаточных испытаний (для программных систем, разрабатываемых на заказ) или в фазу альфа- и бета-тестирования (для программных систем общего применения).
Системное тестирование проводится в несколько фаз, на каждой из которых проверяется один из аспектов поведения системы, т.е. проводится один из типов системного тестирования. Все эти фазы могут протекать одновременно или последовательно. Следующий раздел посвящен рассмотрению особенностей каждого из типов системного тестирования на каждой фазе.
22.2. Виды системного тестирования
Принято выделять следующие виды системного тестирования:
Исходной информацией для проведения перечисленных видов тестирования являются два класса требований: функциональные и нефункциональные. Функциональные требования явно описывают, что система должна делать и какие выполнять преобразования входных значений в выходные. Нефункциональные требования определяют свойства системы, напрямую не связанные с ее функциональностью. Примером таких свойств может служить время отклика на запрос пользователя (например, не более 2 секунд), время бесперебойной работы (например, не менее 10000 часов между двумя сбоями), количество ошибок, которые допускает начинающий пользователь за первую неделю работы (не более 100), и т.п.
Рассмотрим каждый вид тестирования подробнее.
Результаты системного тестирования протоколируются и анализируются совершенно аналогично тому, как это делается для модульного и интеграционного тестирования. Основная сложность здесь заключается в локализации дефектов в программном коде системы и определении зависимостей одних дефектов от других (эффект «четного числа ошибок»).
Тестирование производительности. Данный вид тестирования направлен на определение того, что система обеспечивает должный уровень производительности при обработке пользовательских запросов. Тестирование производительности выполняется при различных уровнях нагрузки на систему, на различных конфигурациях оборудования. Выделяют три основных фактора, влияющие на производительность системы: количество поддерживаемых системой потоков (например, пользовательских сессий), количество свободных системных ресурсов, количество свободных аппаратных ресурсов.
Тестирование производительности позволяет выявлять узкие места в системе, которые проявляются в условиях повышенной нагрузки или нехватки системных ресурсов. В этом случае по результатам тестирования проводится доработка системы, изменяются алгоритмы выделения и распределения ресурсов системы.
Все требования, относящиеся к производительности системы, должны быть четко определены и обязательно должны включать в себя числовые оценки параметров производительности. Т.е., например, требование «Система должна иметь приемлемое время отклика на запрос пользователя» является непригодным для тестирования. Напротив, требование «Время отклика на запрос пользователя не должно превышать 2 секунды» может быть протестировано.
То же самое относится и к результатам тестирования производительности. В отчетах по данному виду тестирования сохраняют такие показатели, как загрузка аппаратного и системного программного обеспечения (количество циклов процессора, выделенной памяти, количество свободных системных ресурсов и т.п.). Также важны скоростные характеристики тестируемой системы (количество обработанных в единицу времени запросов, временные интервалы между началом обработки каждого последующего запроса, равномерность времени отклика в разные моменты времени и т.п.).
Для проведения тестирования производительности требуется наличие генератора запросов, который подает на вход системы поток данных, типичных для сеанса работы с ней. Тестовое окружение должно включать в себя кроме программной компоненты еще и аппаратную, причем на таком тестовом стенде должна существовать возможность моделирования различного уровня доступных ресурсов.
Фундаментальная теория тестирования
В тестировании нет четких определений, как в физике, математике, которые при перефразировании становятся абсолютно неверными. Поэтому важно понимать процессы и подходы. В данной статье разберем основные определения теории тестирования.
Перейдем к основным понятиям
Тестирование программного обеспечения (Software Testing) — проверка соответствия реальных и ожидаемых результатов поведения программы, проводимая на конечном наборе тестов, выбранном определённым образом.
Цель тестирования — проверка соответствия ПО предъявляемым требованиям, обеспечение уверенности в качестве ПО, поиск очевидных ошибок в программном обеспечении, которые должны быть выявлены до того, как их обнаружат пользователи программы.
Для чего проводится тестирование ПО?
Принципы тестирования
QC (Quality Control) — Контроль качества продукта — анализ результатов тестирования и качества новых версий выпускаемого продукта.
К задачам контроля качества относятся:
К задачам обеспечения качества относятся:
Верификация и валидация — два понятия тесно связаны с процессами тестирования и обеспечения качества. К сожалению, их часто путают, хотя отличия между ними достаточно существенны.
Верификация (verification) — это процесс оценки системы, чтобы понять, удовлетворяют ли результаты текущего этапа разработки условиям, которые были сформулированы в его начале.
Валидация (validation) — это определение соответствия разрабатываемого ПО ожиданиям и потребностям пользователя, его требованиям к системе.
Пример: когда разрабатывали аэробус А310, то надо было сделать так, чтобы закрылки вставали в положение «торможение», когда шасси коснулись земли. Запрограммировали так, что когда шасси начинают крутиться, то закрылки ставим в положение «торможение». Но вот во время испытаний в Варшаве самолет выкатился за пределы полосы, так как была мокрая поверхность. Он проскользил, только потом был крутящий момент и они, закрылки, открылись. С точки зрения «верификации» — программа сработала, с точки зрения «валидации» — нет. Поэтому код изменили так, чтобы в момент изменения давления в шинах открывались закрылки.
Документацию, которая используется на проектах по разработке ПО, можно условно разделить на две группы:
Этапы тестирования:
Программный продукт проходит следующие стадии:
Требования
Требования — это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано.
Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения.
Отчёт о дефекте (bug report) — документ, который содержит отчет о любом недостатке в компоненте или системе, который потенциально может привести компонент или систему к невозможности выполнить требуемую функцию.
Атрибуты отчета о дефекте:
Жизненный цикл бага
Severity vs Priority
Серьёзность (severity) показывает степень ущерба, который наносится проекту существованием дефекта. Severity выставляется тестировщиком.
Градация Серьезности дефекта (Severity):
Градация Приоритета дефекта (Priority):
Тестовые среды
Основные фазы тестирования
Основные виды тестирования ПО
Вид тестирования — это совокупность активностей, направленных на тестирование заданных характеристик системы или её части, основанная на конкретных целях.
Автор книги «A Practitioner’s Guide to Software Test Design», Lee Copeland, выделяет следующие техники тест-дизайна:
Методы тестирования
Тестирование белого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает, что внутренняя структура/устройство/реализация системы известны тестировщику.
Согласно ISTQB, тестирование белого ящика — это:
Тестирование чёрного ящика — также известное как тестирование, основанное на спецификации или тестирование поведения — техника тестирования, основанная на работе исключительно с внешними интерфейсами тестируемой системы.
Согласно ISTQB, тестирование черного ящика — это:
Тестовая документация
Тест план (Test Plan) — это документ, который описывает весь объем работ по тестированию, начиная с описания объекта, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков.
Тест план должен отвечать на следующие вопросы:
Чаще всего чек-лист содержит только действия, без ожидаемого результата. Чек-лист менее формализован.
Тестовый сценарий (test case) — это артефакт, описывающий совокупность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации тестируемой функции или её части.
Атрибуты тест кейса: