В чем заключается принцип универсализации налогообложения
Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения [7, с. 29].
Современное налоговое законодательство, провозглашая в ст. 3 Налогового кодекса РФ основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически делает ее базовой статьей, которая определяет принципы налогообложения.
Под принципами налогообложения, как правило, понимают основные исходные положения системы налогообложения [7, с. 29]. Следует отметить, что принципам налогообложения уделяется много внимания в учебной и научной литературе.
Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства и имеют огромное значение для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами [5, с. 64].
Статья 1 п. 2 НК РФ гласит, что Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ указал, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации [1].
К основным началам законодательства о налогах и сборах отнесены следующие (ст. 3 НК РФ).
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3).
В п. 1 ст. 3 НК РФ воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ о том, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». Данная норма устанавливает принцип правового характера налоговых взаимоотношений.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3).
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3).
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3).
5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3).
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3).
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3).
Таким образом, исходя из анализа ст. 3 Налогового кодекса РФ, можно говорить о принципах: всеобщности и равенства налогообложения, законности налогообложения, экономической обоснованности налогов, определенности налогообложения, единства налоговой системы РФ.
В научной литературе, в особенности юридической, можно встретить позицию о необходимости разделения понятий «принципы налогообложения» и «принципы налогового права». Так, Е.А. Лопатникова, исследуя реализацию принципов налогового права, высказывает точку зрения о том, что принципы налогообложения следует определять как руководящие идеи экономического характера, которые могут носить рекомендательный характер. Принципы же налогового права считаются руководящими идеями, получившими свое правовое закрепление [3, с. 8].
Д.А. Смирнов определяет принципы налогового права как представленную в налоговом праве совокупность нравственных, политических и экономических требований, соответствующую справедливому налогообложению и основанную на конституционных ценностях Российского государства, а также направляющую процесс его создания и функционирования [8, с. 50].
Д.В. Тютин под принципами налогового права понимает исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и связанных с ними отношений [9, с. 22].
В.Г. Пансков указывает, что принципы налогообложения с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики в настоящее время сформированы в определенную систему принципов построения системы налогообложения, включающую в себя [6, с. 57]:
экономические принципы (в частности, принципы соразмерности, эффективности);
организационные принципы (в частности, принципы разделения налогов по уровням власти, стабильности, гласности);
юридические принципы (в частности, принципы законности, равенства и справедливости, определенности).
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1602.
5. Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2004.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авторы материалов сборника
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1.2 Принципы налогообложения
В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:
бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.
Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.
Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.
Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.
Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.
Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.
Принципы налогового администрирования:
Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.
Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.
Первое направление — экономические принципы.
Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством
и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.
Вертикальный аспект предполагает, что:
Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.
В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.
Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.
Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.
Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.
Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.
Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.
Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.
Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.
Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.
Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.
Третье направление — юридические принципы налогообложения.
Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.
В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.
Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.
Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.
Налоги: их виды и функции
Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.
Определимся с понятиями
Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.
Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.
Налоги: сущность, функции, виды
Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.
Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.
Классификация налоговых платежей
Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:
Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.
Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.
Итоги и выводы
Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.
Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).
Принципы налогообложения! Как много в тех словах.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ за прошедший год четыре раза обращалась к доктринальным положениям, раскрывающим суть налога на добавленную стоимость, демонстрируя необходимость учета принципов налогообложения при разрешении споров.
1. Разбираясь в деле общества «Центральная ТЭЦ» с налогообложением должников, находящихся в конкурсном производстве и продолжающих осуществлять производственную деятельность, коллегия сочла, что положение о непризнании в качестве объекта НДС операций по реализации имущества должников-банкротов (пп.15 п.2 ст.146 НК РФ) с коррелирующим правилом о восстановлении к уплате в бюджет сумм НДС, заявленных ранее в качестве вычетов при приобретении этого имущества, должно быть ограничено реализацией конкурсной массы.
Коллегия, ссылаясь на принцип экономического основания налога, закрепленный в п.3 ст.3 НК РФ, указала, что «НДС является косвенным (предъявляемым) налогом, системно взимаемым на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости (цены), добавленной на соответствующий стадии».
Противоположное решение для должников означало бы увеличение себестоимости производимой ими продукции вследствие отсутствия права на вычет по суммам НДС, уплаченным поставщикам сырья, материалов, подрядчикам и т.п. В этом случае конструкция переноса НДС на конечного потребителя ломалась бы с превращением данного налога из косвенного в прямой.
(определение СКЭС ВС РФ от 26.10.2018 № 304-КГ18-4849)
2. С приведением аргументации, опирающейся на экономико-правовую суть НДС как налога на потребление, который должен быть нейтральным для хозяйствующих субъектов в силу его перелагаемости на потребителя, было разрешено дело общества «Волжский терминал».
Судебная коллегия пришла к вытекающему из указанного понимания выводу о том, что право на вычет т.н. «входящего» НДС, который был уплачен при приобретении ресурсов, подлежавших использованию при производстве и реализации облагаемых НДС товаров (работ, услуг), не может быть ограничено в отсутствие к тому законных оснований и дифференцировано в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и возникших в рамках ее осуществления потерь.
(определение СКЭС ВС РФ от 21.12.2018 № 306-КГ18-13567)
3. Тезис о нейтральности НДС позволил судебной коллегии в деле предпринимателя Зайчука разрешить давний вопрос о порядке исчисления НДС при переквалификации сделки, деятельности, статуса налогоплательщика, в результате которой операции, понимавшиеся налогоплательщиком как необлагаемые НДС, оцениваются инспекцией как облагаемые. Указанный принцип послужил основанием для вывода о том, что при такой переквалификации (например, при утрате права на применение УСН) налог рассчитывается не сверх стоимости реализованных товаров (работ, услуг), а выделяется из цены по расчетной ставке.
(определение СКЭС ВС РФ от 20.12.2018 № 306-КГ18-13128)
4. Указание на экономико-правовую суть НДС приводилось в качестве аргумента в делах обществ «Виноконьячный завод «Альянс-1892» и «Инвестиции», разрешенных коллегией в их пользу.
В данных делах было признано право налогоплательщика учесть «входящий» НДС, уплаченный:
(определения СКЭС ВС РФ от 03.10.2017 N 305-КГ17-4111, от 13.09.2018 N 309-КГ18-7790)
5. Активное обращение судебной коллегии к принципам налогообложения (наличие у налога экономического основания, всеобщность и равенство налогообложения) заслуживает поддержки. Это позволяет придать толкованию норм закона доктринальность, системность, учесть цели регулирования. С опорой на принципы налогообложения и статью 3 НК РФ коллегией разрешались дела не только по НДС, но и по другим налогам.
В их числе могут быть упомянуты дела:
(определения СКЭС ВС РФ 16.10.2018 № 310-КГ18-8658, от 06.03.2018 № 304-КГ17-8961, от 11.05.2018 № 305-КГ17-22109, от 05.04.2018 № 305-КГ17-20231, от 29.01.2018 № 309-КГ17-13845)
6. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, используя принципы налогообложения, подает хороший пример для правоприменителя, ориентируя его не на формальное, а на экономически обоснованное истолкование норм.
Но давайте задумаемся, как часто Конституционный Суд РФ использует указанный инструментарий, на закрываясь от заявителей ссылкой на широкую дискрецию законодателя в регулировании налоговых правоотношений?
Обратимся к Постановлению от 21.12.2018 № 47-П.
Выявляя конституционно-правовой смысл п.25 ст.381 НК РФ об освобождении от налога на имущество организаций движимых вещей и констатируя применимость этого положения также при определенных условиях и в отношении имущества, полученного от взаимозависимого лица, а также при реорганизации или ликвидации, Конституционный Суд РФ в своей аргументации опирался на принципы экономического основания налога и равенства.
Суд указывает, что «названные принципы подразумевают равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения и исключают придание налогам дискриминационного характера и возможности различного применения вне экономических оснований. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковые налоговые последствия и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование».
Оглядываясь назад и желая продемонстрировать применение названных положений в ранее рассмотренных делах, Конституционный Суд РФ, к сожалению, стеснен в возможностях и не может сослаться на палитру дел. Из приведенных в п.2.3 Постановления решений релевантным выглядит только одно — о неконституционности двойного взимания НДФЛ с лиц, застрахованных по договорам негосударственного пенсионного страхования: и с пенсионных взносов, уплаченных работодателями по указанным договорам, и с пенсионных выплат (Постановление от 25.12.2012 № 33-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 213.1 НК РФ»).
А ведь у Конституционного Суда РФ было достаточно поводов, чтобы продемонстрировать применение основных начал налогообложения, и тем самым настроить отношение законодателя к ним как к принципам, отступать от которых тот не вправе.
Приведем некоторые примеры упущенных возможностей. Без ответа остались, например, следующие вопросы:
Перечень примеров может быть продолжен …Но нам в нем хочется поставить точку в надежде, что высшие суды не оставят принципы налогообложения без должного внимания и они найдут свое достойное применение.
На этом позволим себе прерваться, пообещав, что в следующей публикации мы рассмотрим вопросы, касающиеся обложения НДС оборота имущественных прав, и оценим, насколько существующее регулирование соответствует экономико-правовой сути НДС (с освещения которой была начата настоящая заметка).