В чем заключается проблема человека и цивилизации
В чем заключается проблема человека и цивилизации
Рассказы Бунина являются актуальными, и по сей день. И дело не в том, что они критикуют капитализм и колониализм, как ужасающие моменты истории. Бунин подымает остросоциальные вопросы, которые просто не могут оставить человека равнодушным.
Важное место в его рассказе «Господин из Сан-Франциско» играет описание «вечной» проблемы человечества в развитии цивилизации.
Путешествуя, автору довелось поведать собственными глазами всю ту безнравственность порядков, которая царит в мире. Он показывает алчность капиталистов, которые уже готовы на любые меры для обогащения.
Особенность произведения в том, что в нем совершенно отсутствует сюжет. Перед нами проносятся люди, места, разговоры, встречи. Но во всем этом вечном потоке нет ничего искреннего и чистого.
Главный герой Господин из Сан-Франциско – это обобщенный образ человечества. Так что не удивительно, почему Бунин не дал ему даже имени. Описывая жизнь персонажа, автор погрузил его в суету тысяч разных мелких дел, которые с головой окунули Господина в рутинную работу.
Больше всего меня поразило описание корабля. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Мне очень понравилось, как Бунин описывал всю сущность жизни, используя различные сравнения и метафоры. Верхние палубы – это элита общества, высший класс. Нижние палубы – это порабощенное общество. Корабль будет плыть только при условии жестокой эксплуатации. Пока верхушка общества будет наслаждаться жизнью, все остальные будут вынуждены нести на себе тяжелое ярмо. Самое страшное то, что все это было на самом деле. История преподносит, по истине, тяжелые уроки.
Образ Господина Бунин использует для того, чтобы показать какой пустой и никчемной является жизнь представителя капиталистического общества. Человек того времени думал только о наживе, напрочь забыв о Боге, покаянии, смерти и грехе.
Люди стремились к единому установленному образу идеала. И никого не волновало то, что он был аморальным, греховным и антидемократичным. Все были слепы на пути к своему «успеху» и «счастью».
Господин из Сан-Франциско не жил, а существовал. Так что нет ничего удивительного в том, что в конце жизни в нем, напрочь, отсутствовала человечность.
Итак, в чем же смысл данного рассказа. Прежде всего, Бунин старался показать нам, как сильно влияет цивилизации на человека. На каждом этапе своего развития общество имело свои ценности и желания. Конечно, всегда были люди, готовые идти против системы. Но большинство выбирало просторный и легкий путь подчинения.
Автор пытался донести, как важно сохранить истинные человеческие ценности, что без них человек просто не может называться человеком. Каждый из нас индивидуален, у каждого своя особенная судьба. Все мы должны переживать не только за материальное, но и за духовное. А самое главное, по слова автора, в том, что только отношения человека с Богом, могут сделать тебя счастливым.
Я знаю, что впереди еще много испытаний. Человечеству придется снова и снова подстраиваться под новые законы. Так что мы должны быть готовыми к этому, чтобы дать достойный отпор всякой системе, которая будет считать, что имеет право порабощать, унижать и оскорблять.
Итоговое сочинение: Влияние цивилизации на человека
(392 слова) Как цивилизация влияет на человека? С одной стороны, положительно, ведь люди развиваются и становятся умнее с каждым новым поколением. Если сто лет назад грамотой владели лишь избранные, то сегодня она доступна всем. С другой стороны, есть и отрицательные стороны у прогресса: под его влиянием мы становимся более самоуверенными, ленивыми и зависимыми от новых возможностей. Чтобы рассмотреть все аспекты темы, обратимся к литературным примерам.
Вспомним рассказ М.А. Булгакова «Стальное горло». Автор невольно сравнивает деревенских жителей и врача, прибывшего из города и получившего образование. Крестьяне невежественны и суеверны, у них слишком много предрассудков, которые мешают им развиваться и преуспевать. Они живут, опираясь на обычаи, и не знают новых достижений науки. Поэтому мать и бабушка довели Лиду до предсмертного состояния. Они боялись обратиться к врачу и лечили ребенка допотопными методами. И только врач, человек умный и цивилизованный, смог помочь загубленной девочке. Ему пришлось заставлять мать и бабушку пациентки дать согласие на операцию, а они были настолько отсталыми и глупыми, что не понимали аргументов. Героини едва не отняли у Лиды последний шанс на жизнь. А врач, напротив, спас ее, потому что цивилизация повлияла на него положительно. Благодаря ей он стал рассудительным, интеллектуально развитым и умелым специалистом в своем деле.
Но есть и изнаночная сторона у прогресса. Ее показал О. Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир». Наука сделала возможными кардинальные изменения в мире. Теперь людей делали искусственными способами — в пробирках. Каждую касту программировали с рождения, чтобы обеспечить стабильность в обществе. Никто никому не завидовал, никто не злился и не обижался, ведь на своем месте герои не чувствовали ущемления. Но вот беда: они вообще ничего не чувствовали. В Эре Форда не было семей, любви, дружбы. Все социальные институты были в рамках касты и не опирались на эмоции. Биороботы слепо выполняли свои функции и создавали иллюзию единения благодаря соме. Эти существа были лишены свободы воли и зависимы от технических достижений. Без них они уже не могли выживать в природе. Это доказывает пример Линды, которая потерялась в заповеднике и не смогла встроиться в родоплеменные отношения прежних людей. Как мы видим, цивилизация развращает человека и привязывает его к благоприятным условиям, которые вытесняют в его душе все остальное.
Таким образом, цивилизация, конечно же, делает людей умнее, дает им массу возможностей и перспектив, которые необходимы для выживания. Но она же поощряет лень и ведомость человека, лишает его навыков самообеспечения. Технические открытия вызывают психологическую зависимость, превращая личность в слепого потребителя услуг и товаров.
Пример сочинения 1
Сегодня мы все чаще слышим тревожный вопрос «Чем опасен технический прогресс?». Совершенно очевидно, что вне этого явления человеческая цивилизация существовать не может. Однако и у этого необходимого процесса есть изнаночная сторона. Стремясь «догнать и перегнать», многие промышленники забывают об экологии, ученые — о безопасности, потребители — о чувстве меры. Поэтому в 21 веке на повестке дня проблемы загрязнения окружающей среды, формирования ложных ценностей потребления и другие актуальные вопросы, ставшие следствием технического прогресса. Разберем некоторые примеры, доказывающие опасность бурного развития технологий.
Вспомним повесть А.П. Чехова «Степь». Уже в первой главе мы видим, что в маленьком провинциальном городе «в дыму около крыш двигались люди и лошади, покрытые красной пылью…». Это описание локального экологического бедствия. Кирпичные заводы создают невыносимый смог, который затягивает небо и осыпается на людей россыпями пыли. Они же вынуждены дышать этим и наживать болезни. Несмотря на производственную развитость городка, в нем нет даже гимназии для детей. Егор едет в дальнюю дорогу, чтобы получить хотя бы среднее образование. А это значит, что его малая родина является всего лишь полигоном для производства, который никак не развивается, хоть и терпит соседство с крупным промышленным предприятием. И интересы местных жителей, и окружающая среда приносятся в жертву этим кирпичным заводам, а что взамен? В городе, видимо, нет иной работы для молодежи, кроме перепродажи шерсти, и та находится под контролем у крупного дельца Варламова, к которому едет дядя Егора. Нет там и социальной инфраструктуры. Увы, технический прогресс имеет негативные экологические и социальные последствия для этого города: место становится непригодным для жизни, люди его покидают, оставляя за собой изувеченную экосистему.
Аналогичную ситуацию мы видим в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Николай Иванович всю жизнь мечтал о покупке усадьбы с фруктовым садом, речкой и другими природными радостями. Его грела мысль об уюте на лоне красивого пейзажа. Ценой невероятных лишений и даже подлости герой купил себе барский дом, смог даже завести прислугу. Только вот результат стараний оказался далеким от ожиданий. Так Иван Иванович, брат новоиспеченного барина, описывает ту самую речку возле имения: «Вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую — костопальный». Вот такая «идиллия»! Николай Иванович даже судился с этими предприятиями, ведь жить по соседству было крайне не комфортно. Но десятки людей, живших там же, терпели это, иного варианта не было. Технический прогресс очень часто приводит к тому, что его результаты ставятся выше человека, ради которого он создается. Что будет с теми, кто проживает в такой экологически неблагополучной среде? В этом последствии и состоит опасность развития технологий.
Таким образом, в погоне за прогрессом мы часто забываем о главном — том, ради чего он делается. Люди ценятся меньше, чем промышленные показатели. Окружающая среда тоже становится жертвой производственного развития. Однако завод можно построить за год, а последствия его работы могут напоминать о себе столетиями. Поэтому крайне важно следить за тем, чтобы прогресс не был самоцелью, а все-таки служил нуждам людей.
Пример сочинения 2
Почему технологии развиваются, а общество нет?
Иными словами, человек слабеет, если постоянно не тренирует тело и разум. И пример этому можно найти в романе-антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».
Если со стороны посмотреть на общество Мирового Государства, то оно кажется вполне благополучным и счастливым. Несколько граммов сомы решают все проблемы жителей, выращенных в бутылях. Альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны строго разделены и не имеют представления ни о чем, кроме своих узких обязанностей, поэтому попадая в условия обычной жизни, как произошло, например, с Линдой, совершенно беспомощны: не умеют делать, не знают, как обращаться с детьми. Сытая предопределенная жизнь разнежила обывателей эры стабильности. И в этом случае общество деградировало именно из-за чрезмерного развития технологий.
Подобную ситуацию можно увидеть и в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Цивилизация, представленная в данном произведении, поглощена созерцанием телевизионных стен и гонками на скоростных автомобилях. Их жизнь пестра и громка. Однако за пеленой звуков и красок жители новой Америки не замечают, что совершенно разучились самостоятельно мыслить, полагаясь во всем на мнение правительства, что в конце концов закончилось гибелью общества. И в этом случае причина развития технологий состояла в потребности «оглушить» жителей, сделав их послушными рабами, что, без сомнения, повлекло за собой неизбежную деградацию общества.
Таким образом, научно-технический прогресс необходим, но тенденция к угасанию физических и мыслительных способностей человека тем выше, чем активнее мы перекладываем на машины
Пример сочинения 3
Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? Очевидно, что технологии – это своеобразный вызов, который человек бросает окружающей среде. Об этом ещё говорил Базаров, указывая на то, что природа – это мастерская, а человек в ней является работником. Однако последствия бурного развития цивилизации вследствие улучшения технической стороны мира может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия. В зависимости от этого будет выставлен статус: «спасение» или «трагедия». Чтобы доказать свою точку зрения, хочу обратиться к читательскому опыту.
В рассказе Д. Киза «Цветы для Элджерона» мы видим, как был брошен вызов природе со стороны человека. Люди не захотели смиряться с теми биологическими данными, которые даны индивиду. Они решили повысить интеллект молодого человека с лёгкой умственной отсталостью.
Привело ли это к трагическим последствиям? Отчасти. Эффект был недолговечен, однако главный герой успел разочароваться в своём окружении. Чарли понял, что зачастую люди смеялись над ним. Это привело к обострению чувства гордости, даже некоторому высокомерию. Было ли в этом спасение? Мне кажется, если бы Чарли дали время, если бы изменения происходили постепенно… Возможно, даже не достигли столь высокого уровня. Ведь не зря его близкая подруга указывала, что Чарли стал очень умён, но его эмоциональный интеллект ещё недостаточно развит из-за отсутствия должного опыта. При этих обстоятельствах всё могло закончиться совершенно иначе. Герой был бы счастлив, он совершал бы научные открытия, построил бы доверительные отношения с достойными людьми. Однако ему просто не хватило времени.
Другим примером является роман Дж. Оруэлла «1984». Это тот самый случай, когда технологии идут во вред всему человечеству и личности в частности. Чего стоят одни только камеры в каждой комнате. Большой брат следит за всеми, заставляет повиноваться: жить по одному графику, верить в то, что скажут. Полное уничтожение критического мышления и индивидуализма. Люди постепенно превращались в механизмы: никаких чувств, кроме тех, которые продиктует предводитель. Никаких лишних мыслей, кроме тех, которыми зомбируют газеты. А в них люди специально отбирают и изменяют информацию так, как удобно государству. Такое развитие цивилизации губительно воздействует на нравственные нормы, превращает людей в безмолвные детали машины, лишает их самобытности.
Таким образом, цивилизации и технологии могут рассматриваться в различных случаях по-разному. Иногда это спасение (например, избавление людей от страшных болезней с помощью вакцины или новых технологий, выявляющих проблему на ранних стадиях), в других ситуациях это становится трагедией (взрыв АЭС в Чернобыле, утечка дизельного топлива в Норильске). Но, наверно, всегда это некий вызов – справится ли человек с последствиями, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.
Пример сочинения 4
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Современный человек больше не представляет себя без интернета, соцсетей, бытовой техники и других благ цивилизации. У большинства людей жизнь достаточно комфортная и спокойная. Поэтому у нас есть время и возможность порассуждать, как на поколение влияют эти технические открытия? Куда они ведут? Этот вопрос часто поднимают современные писатели.
В быстром ритме жизни нельзя забывать о главном – о душе, благополучии не только своем, но и окружающих. Современная цивилизация отличается высокой степенью развития, однако большие возможности приносят большую ответственность. Задача каждого из нас – сохранить мир и себя в этом мире. Важно применять полученные блага в целях созидания, а не разрушения.
Пример сочинения 5
Наука и технологии непрерывно развиваются, они позволяют человеку жить комфортнее, получать высокотехнологичную медицинскую помощь, на вредных предприятиях всё больше использовать автоматизированный труд. Получается, развитие технологий – спасение для человечества? Или всё не так однозначно?
Развитие интернета позволило получить доступ практически к любой информации в кратчайшие сроки. Нет необходимости идти в библиотеку и искать ответ на вопрос в многочисленных книгах. Или для написания реферата проводить часы в читальных залах. Но многочисленные сайты, игры способны затягивать в свою, «виртуальную» реальность.
Другим примером неоднозначного пути развития цивилизации является изучение ядерной физики, что несомненно большой прорыв в технологиях и науке. Но последствия применения не в мирных целях ужасают. Всем известна судьба японских городов Хиросима и Нагасаки.
Развитие технологий несомненно правильный путь развития цивилизации. Однако, одного только научного прогресса недостаточно. Необходимо также не упускать и развитие культуры, не забывать думать о последствиях открытий, их применения. Если об этом помнить, технологии не станут трагедией, а приведут к более комфортной и высокотехнологичной жизни.
Тема: Проблема человека и цивилизации
Опции темы
Отображение
Проблема человека и цивилизации
Все живое в этом мире эволюционирует. Насекомое, попавшее в новые условия обитания, постепенно меняет окрас, потребности и тактику поведения (речь, конечно же, идет не об отдельном жучке, а о целом виде); птенцы попугая, попавшего в зоопарк, уже не будут уметь добывать пищу самостоятельно, но освоят другие навыки, которые позволят им выжить в клетке. Эволюция – это залог жизни. И тот, кто не смог подстроиться под изменившиеся обстоятельства окружающей действительности, увы – мертвец. А в живых останется наиболее гибкий.
Человек тоже, как любой другой представитель животного мира, эволюционирует. Но, в отличие от остальных, он еще и создает цивилизацию. Только лишь ему одному – обладателю способностью думать – присуще данное свойство.
Цивилизация и счастье
За относительно короткий период своего существования (если сравнивать его, например, с периодом существования динозавров) он сумел добиться таких успехов, что это с трудом укладывается в голове. Но принесла ли цивилизация счастье представителям вида гомо сапиенс?
Мыслители изощрялись в речах, а человек шел вперед, не останавливаясь ни на секунду. Что вело его по этому пути? Лень, любопытство, неуемная жажда деятельности? Не важно…
И это при том, что ему не приходится ходить пешком и добывать огонь вручную. За ним не гоняются дикие звери и холод не пробирает до костей. Он живет в уютном, теплом доме, куда ему подают воду, газ, электричество… И даже может в два счета связаться с любимой тетушкой, которая находится за тысячи километров от него. Мечта! Фантастика!
Но почему же нет удовлетворения? Почему нет счастья? Почему проблема человека и цивилизации стоит тем острее, чем больше эта цивилизация развита?
Может быть, гомо сапиенс – какое-то ущербное существо, лишенное важной «детальки», отвечающей за умение радоваться тому, что имеешь? Может, этот изъян как раз и гонит неугомонного человека вверх – к высотам технологического прогресса? И вместо того, чтобы просто лежать под пальмой и есть бананы, он устраивается в престижную компанию, делает карьеру, зарабатывает деньги, тратя на это кучу нервов и здоровья, а потом покупает, наконец, билет в теплую страну, ложится под пальму и наслаждается сладким раем…. К которому его далеким предкам не приходилось идти столь сложными путями.
А, может, был неверно выбран путь, и сделав ставку на развитие материального, человечество совершило роковую ошибку? Зациклившись на теле и его потребностях, люди забыли о душе. И тем самым приговорили себя к вечному недовольству и беспокойству. Более того, поставили под угрозу жизнь всего живого на Земле.
Восточные философы утверждают, что западная цивилизация, выбранная человеком в качестве основной, ведет его к неминуемой гибели. И если он не образумится в ближайшее время, уставшая от экспериментов планета, просто сбросит с себя лишний груз. И все начнется с нуля…
1 пользователь сказал cпасибо Че Гевара за это полезное сообщение: :
Индейцы убивали ровно столько, сколько им нужно было для пропитания. Пришли белые и те же бизоны «приказали долго жить». Да и много таких примеров в разных частях света можно привести. Флоры и фауны загублено огромное количество. Сейчас только и остается думать на тем, сможем ли мы сохранить то, что осталось.
Проблемы цивилизации
«Проблемы цивилизации. Подходы к осмыслению истории».
1. Введение.
2. Проблемы цивилизации в работе А. Тойнби «Постижение истории».
3. Теория Н.Я. Данилевского «культурно-исторических типов» в его работе «Россия и Европа», как пространственно-временной подход к изучению цивилизации.
4. О. Шпенглер о культуре, как множестве замкнутых организмов, проходящих определенный жизненный цикл.
5. Заключение.
2. Проблемы цивилизации
в работе А.Дж. Тойнби «Постижение истории».
3. Теория Н.Я. Данилевского «культурно-исторических типов в его работе «Россия и Европа», как пространственно-временной подход к изучению цивилизации.
4. О. Шпенглер о культуре, как множестве замкнутых организмов, проходящих определенный жизненный цикл.
1. Барг М.Н. Проблема человеческой субъективности в истории. Цивилизации. Вып. 1. М.: Наука, 1992г.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991г.
3. Дмитриев М.В. некоторые аспекты изучения истории цивилизаций в современной французской историографии цивилизации. Вып. 1. М.: Наука, 1992г.
4. Киссель М.А. Цивилизация как диалектический процесс цивилизации. Вып. 1. М.: Наука, 1992г.
5. Тойнби А.Дж.Постижение истории. М.: Прогресс, 1996г.
6. Хачатурян В.М. Проблема исследований в «Исследовании истории» А. Тойнби в оценке западной историографии. Цивилизации. Вып. 1. М.: Наука, 1992г.
7. Чернюк Е.Б., М.А. Барг. Цивилизации. Вып. 3. М.: Наука, 1992г.
8. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993г.