В чем заключается проблема оптимальной психологической подготовки учителя и воспитателя
Психолого-педагогическая подготовка учителей, современные проблемы
учитель социально-экономических дисциплин
ГОУ «Тираспольское суворовское военное училище»
Приднестровье, г. Тирасполь
Психолого-педагогическая подготовка учителей, современные проблемы
Сегодня, в ПМР, с введением ГОС, главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств. Развитие его интеллектуального, творческого и культурного потенциала.
Для реализации данной цели, в нашем понимании, большая ответственность ложится на педагогических работников. Именно педагогам, присущи интеллигентность, духовность, высокая мораль, культура, профессиональная компетентность, творческое педагогическое мышление.
Поэтому, проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров – одна из важнейших в современной системе педагогического образования ПМР.
Важным направлением в подготовке и переподготовке педагогов (учителей), на наш взгляд, является направление совершенствования психолого-педагогической подготовки педагогов.
При традиционной ориентации психолого-педагогической подготовки педагогов, которое сводилось к совершенствованию «педагогического образования», уделялось внимание вопросам чему и как учить педагогов (учителей), повышающих свою квалификацию, чтобы поднять уровень их профессионального мастерства. Сегодня, проблема сводится к ответу на вопрос, кто и как использует предоставляемый педагогическим образованием арсенал средств педагогического воздействия. С внедрением ГОС оказывается уже не вопрос о содержании и структуре психолого-педагогических знаний в системе педагогического образования, а вопрос об использовании этих знаний в практической профессионально-педагогической деятельности учителей (Г.С. Сухобская Ю., Н. Кулюткин, и др.) [4].
Поэтому, педагога необходимо оснастить не только средствами обучающего и воспитывающего воздействия на обучающихся, но и различными методами активного социально-психологического обучения.
Педагог должен: владеть системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту; системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик.
Знать: психологические особенности обучающихся с учетом возраста; особенности детей с отклонениями в развитии; закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;
Уметь: оказывать социальную помощь и поддержку учащимся; обладать системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеть технологиями развивающего обучения; организовать внеучебную деятельность обучающихся; уметь организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях; направлять саморазвитие и самовоспитание личности;
Владеть: основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе; умениями психолого-педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса, основами разработки учебно-программной документации; системой знаний об умениях педагогического общения; соблюдать права и свободы обучающихся [3].
Нами проводились исследования педагогов курсов повышения квалификации «Психологи ОДО, психологи ООО и ОПО», курсов профессиональной переподготовки «Педагогика и методика профессионального образования», а также студентов заочной формы обучения по специальности «Психология» (часть данных по годам предоставлена руководителем курсов; часть данных получена автором статьи самостоятельно).
1.На вопрос оценить уровень своей профессиональной подготовленности:
2. На вопрос: «в каких направлениях, у Вас имеется недостаточной практических навыков, либо Вы хотели бы пройти дополнительно курсы повышения квалификации?». Педагоги выделили следующую тематику:
— преподаватели спец. дисциплин: тайм-менеджмент; конфликтология, управление студенческой группой; стресс в деятельности преподавателя; средства психологического воздействия преподавателя на аудиторию; психологические технологии взаимодействия преподавателя с «трудной» группой;
— педагоги ООО: развивающие занятия с одаренными детьми, работа с детьми девиантного поведения; сказкотерапия; коррекционная работа с детьми (младший школьный возраст); средства психологического воздействия учителя на класс;
— педагоги-психологи: психокоррекция, методика проведения тренинговых занятий; работа педагога-психолога с одаренными детьми; песочная терапия; Арт-терапия в коррекционно-развивающей работе педагога психолога ОДО; использование проективных методик в работе педагога-психолога; диагностика и коррекция девиантного поведения; Гештальт-психология; Психодрама; специфика работы с детьми-аутистами; Семейное консультирование; психологические особенности детей детского дома; работа педагога-психолога с детьми «группы риска».
Также, около 50% педагогов хотели бы получить дополнительные консультации по теории и методике профессиональной деятельности и возрастной психологии.
Какой же квалификацией, и какими компетенциями должен обладать педагог, который будет способен реализовать принципиально новые профессиональные задачи? Думаем, что он должен знать, и глубоко понимать детскую (возрастную) психологию, владеть в совершенстве технологиями деятельностного обучения; научиться выстраивать взаимодействие с обучающими на основе законов педагогики и психологии.
Характеристика основных проблем педагогической психологии. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя
Анна Кулыгина
Характеристика основных проблем педагогической психологии. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя
Характеристика основных проблем педагогической психологии.
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний.
1. Проблема соотношения обучения и развития.
Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития.
Рассматриваемая проблема является производной от общенаучной проблемы — проблемы соотношения биологического и социального в человеке или как проблемы генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека. Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках — от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще. Как считает современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы.
В отечественной психологии эта проблема впервые была сформулирована Л. С. Выготским в начале 30-х гг. XX в. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития.
Отсюда возникает ряд вопросов:
• Каким образом обучение и воспитание ведут за собой развитие?
• Всякое ли обучение способствует развитию или только проблемное и так называемое развивающее?
• Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие?
• Влияет ли обучение на созревание, и если да, то до каких пределов, затрагивает ли это влияние принципиальное решение вопроса о соотношении обучения и развития?
2. Проблема соотношения обучения и воспитания.
Другая проблема, которая теснейшим образом связана с предыдущей, — это проблема соотношения обучения и воспитания. Процессы обучения и воспитания в единстве своем представляют педагогический процесс, цель которого — образование, развитие и формирование личности. По сути своей, и тот и другой протекают при взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка, находящихся в определенных условиях жизни, в определенной среде.
В круг рассматриваемой проблемы входит ряд вопросов:
• Как эти процессы взаимообуславливают и взаимопроникают друг в друга?
• Как влияют различные виды деятельности на обучение и воспитание?
• Каковы психологические механизмы усвоения знаний, формирования умений, навыков и усвоения социальных норм, норм поведения?
• В чем заключаются различия педагогического влияния в обучении и воспитании?
• Как протекает непосредственно сам процесс обучения и процесс воспитания?
Эти и многие другие вопросы составляют суть рассматриваемой проблемы.
3. Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении.
Одной из важнейших в изучении развития детей является проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого ребенка сенситивного периода в его жизни. Под сенситивными периодами в психологии понимаются периоды онтогенетического развития, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, в возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию феноменального слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. Сенситивные периоды — периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики: процессов и свойств. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же как и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным.
Трудность рассматриваемой проблемы состоит в том, что не известны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и завершение. Подходя к изучению детей индивидуально, необходимо научиться прогнозировать наступление различных сенситивных периодов развития каждого ребенка.
4. Проблема одаренности детей.
Проблема одаренности в отечественной психологии более пристально стала изучаться только в последнее десятилетие. Под общей одаренностью понимается развитие общих способностей, определяющих диапазон деятельности, в котором человек может достичь больших успехов
Одаренные дети — «это дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность»4.
Исходя из вышеназванных определений можно поставить ряд вопросов,связанных именно с выявлением и обучением одаренных детей:
• Что характерно для возрастной последовательности проявления одаренности?
• По каким критериям и признакам можно судить об одаренности учащихся?
• Как устанавливать и изучать одаренность детей в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения учащимися той или иной содержательной деятельности?
• Как содействовать развитию одаренности учащихся в учебном процессе?
• Как сочетать развитие специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности учащегося?
5. Проблема готовности детей к обучению в школе.
Готовность детей к обучению в школе — это «совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению».
В педагогической и психологической литературе наряду с термином «готовность к школьному обучению» употребляется термин «школьная зрелость». Эти термины почти синонимичны, хотя второй в большей мере отражает психофизиологический аспект органического созревания.
Проблемаготовности детей к школьному обучению раскрывается через поиск ответов на ряд вопросов:
• Как влияют условия жизнедеятельности ребенка, усвоение им социального опыта в ходе общения со сверстниками и взрослыми на формирование школьной готовности?
• Какой системой требований, предъявляемых к ребенку школой, определяется психологическая готовность к школьному обучению?
• Что понимается под психологической готовностью к школьному обучению?
• По каким критериям и показателям можно судить о психологической готовности к школьному обучению?
• Как построить коррекционно-развивающие программы для достижения готовности к школьному обучению?
Решение перечисленных и других, не упомянутых здесь, но ставящихся практической деятельностью психолого-педагогических проблем требует от учителя или воспитателя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания, умения и навыки.
Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя.
Общее определение качеств личности педагога.
Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в П. Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т. е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в прояв-лении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
— Профессионально-педагогические качества личности
При рассмотрении педагога как субъекта деятельности исследователи выделяют профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важный профессиональным качествам по А. К. Марковой,относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая интуиция, педагогически импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогичен кий оптимизм, педагогическая находчивость, педагогические предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А. К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет. Существенно, что многие из этих качеств (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.
Профессионально-личностное развитие, как процесс непрерывный, наиболее успешно осуществляется в системе непрерывного образования.
Содержание понятия непрерывного образования до настоящего времени трактуется неоднозначно в связи сложностью самого явления. В отечественной психолого-педагогической литературе преобладает подход построения системы непрерывного педагогического образования с позиций функционального и организационного признака, согласно которому главным для личности является возможность постоянно совершенствовать знания, умения и навыки. Значительно реже встречаются подходы, акцентуирующие личностный аспект системы.
Психологическая служба образования – один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны.
Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.
Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.
Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.
Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.
Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.
Моя первая профессиональная выставка! Хочу поделиться очень радостным и знаменательным для меня событием! В конце уже ушедшего года, а конкретно 20 декабря, я приняла участие.
Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию» Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию» (сентябрь-ноябрь 2018) музыкального.
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Хагасовой Фатимы Хазраиловны Содержание 1. Введение. 2. Аналитическая.
В чем заключается проблема оптимальной психологической подготовки учителя и воспитателя
В чем заключается проблема оптимальной психологической подготовки учителя и воспитателя
Главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств. Развитие его интеллектуального, творческого и культурного потенциала.
Для реализации данной цели, в нашем понимании, большая ответственность ложится на педагогических работников. Именно педагогам, присущи интеллигентность, духовность, высокая мораль, культура, профессиональная компетентность, творческое педагогическое мышление.
Поэтому, проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров – одна из важнейших в современной системе педагогического образования ПМР.
Важным направлением в подготовке и переподготовке педагогов (учителей и воспитателей), является направление совершенствования психолого-педагогической подготовки педагогов.
При традиционной ориентации психолого-педагогической подготовки педагогов, которое сводилось к совершенствованию «педагогического образования», уделялось внимание вопросам чему и как учить педагогов, повышающих свою квалификацию, чтобы поднять уровень их профессионального мастерства. Сегодня, проблема сводится к ответу на вопрос, кто и как использует предоставляемый педагогическим образованием арсенал средств педагогического воздействия. С внедрением ГОС оказывается уже не вопрос о содержании и структуре психолого-педагогических знаний в системе педагогического образования, а вопрос об использовании этих знаний в практической профессионально-педагогической деятельности учителей и воспитателей.
Поэтому, педагога необходимо оснастить не только средствами обучающего и воспитывающего воздействия на обучающихся, но и различными методами активного социально-психологического обучения.
Педагог должен: владеть системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту; системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик.
Знать: психологические особенности обучающихся с учетом возраста; особенности детей с отклонениями в развитии; закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;
Уметь: оказывать социальную помощь и поддержку учащимся; обладать системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеть технологиями развивающего обучения; организовать внеучебную деятельность обучающихся; уметь организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях; направлять саморазвитие и самовоспитание личности;
Владеть: основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе; умениями психолого-педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса, основами разработки учебно-программной документации; системой знаний об умениях педагогического общения; соблюдать права и свободы обучающихся.
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе
Гончарук Мария
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе
Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период. Поэтому педагог-психолог обязан информировать педагогов о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Объяснить, особенно начинающим педагогам, что детская психология не является отраслью медицины, она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача педагога-психолога в работе с ребенком состоит в сопровождении воспитанников и их родителей, оказания своевременной помощи и поддержки.Для этого необходимо создание следующих условий:
• организация деятельности всех участников образовательного процесса в системе индивидуального психологического сопровождения ребенка;
• построение позитивного взаимодействия всех участников, совместное решение возникающих проблем;
• учет индивидуальных психологических, личностных, особенностей детей;
• обеспечение благополучия ребенка, его успешности, исключение стрессов;
• обеспечение преемственности с содержанием и формами совместного психолого-педагогического сопровождения;
• создание условий воспитания и развития качеств личности ребенка, отвечающих требованиям современного общества.
Следовательно, воспитатель понимает, что педагог-психолог — это помощник, соратник, а не контролер, что способствует созданию необходимой атмосферы доверия.
В модели сопровождения «педагог-психолог — воспитатель»теряют всякий смысл вопросы типа: кто кому больше нужен? Или кто для кого «поставляет»информацию о ребенке: воспитатель педагогу-психологу или педагог-психолог воспитателю?Вывод напрашивается сам за себя: без взаимного обмена информацией ни воспитатель, ни педагог-психолог не смогут грамотно помочь ребенку, испытывающему те или иные трудности, найти оптимальные условия для его обучения и развития.
С одной стороны, педагог-психолог нуждается в информации воспитателя, результатах его наблюдений и анализа характеристик деятельности и поведения дошкольника. Не обладая этими данными, ему трудно соотнести свои психологические факты с реальной жизнедеятельностью ребенка, определиться в приоритетных направлениях работы с ним.
С другой стороны, воспитателю необходима информация педагога- психолога о внутренней «картине» наблюдаемых внешних проявлений, о глубинных истоках и механизмах (если таковые имеются) существующих учебных и социально-психологических проблем. Без этой информации воспитателю трудно построить грамотную программу собственных педагогических действий.
Ряд ученых, исследователей и практиков рассматривают взаимодействие педагога-психолога и воспитателястроить в нескольких следующих направлениях: профилактическом, диагностическом, коррекционном.
Профилактическое направление включает в себя:
1. Создание оптимальных психолого-педагогических условий в группе.
2. Использование разнообразных наглядных информационных материалов.
3. Расширение знаний через чтение психолого-педагогической и специальной литературы.
4. Включение в деятельность консультативного диалога.
Диагностическое направление включает в себя:
1. Проведение бесед с детьми и педагогами.
2. Организация и проведение тестирования и анкетирования.
3. Проведение непосредственного наблюдения за детьми (включённого и не включённого).
Коррекционное направление включает в себя:
1. Разработка педагогом-психологом советов и методических рекомендаций воспитателю по различным возникающим вопросам, а в свою очередь воспитатель реализовывает рекомендации специалиста, осуществляет взаимодействие с семьей.
2. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ООП.
3. Организация и проведение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в русле режимных моментов (в утренние часы, на прогулках, в совместной деятельности, в вечернее время и т. п.) по формированию культуры здоровья, культуры жизнедеятельности, культурно-гигиенических навыков, развитию самостоятельности.
4. Реализация тренингов, игр-упражнений, ситуативных бесед и диалогов,различных видов гимнастик: артикуляционной, эмоционально-стимулирующей, зрительной [3; 4].
Исходя из вышеизложенного, опираясь на разработки и рекомендации ученых, исследователей, практиков можно представить следующие преимущества взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе:
• осуществляется повышение эффективности психологической развивающей работы за счет ресурсов деятельности воспитателя:
• реализуется возможность создания целостной, непротиворечивой развивающей среды;
• насыщается образовательная среда психологическим содержанием.
Опишем необходимые качества взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе:
• создание положительного эмоционального фона в группе;
• проведение систематической организованной работы;
• осуществление амплификации (обогащения) детского развития.
При взаимодействии педагога-психолога и воспитателяна занятиях осуществляется:
• проигрывание различных практических ситуаций;
• включение игр, закрепляющих положительные эмоции от деятельности;
• использование разнообразных способов выполнения заданий;
• осуществление рефлексивных моментов;
• включение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий (зрительные и кинезиологические физминутки, правильная осанка и т. д.).
1. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. (Психологопедагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). — М. : Гардарики, 2002. — 432 с.
2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М. : ТЦ Сфера, 2001. – 48с
3. Одинокова Н. А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями// Детство,открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.— Омск: ФГБОУ ВО «ОГПУ», 2017. — С. 181185.
4. Система взаимодействия педагога-психолога с воспитателями, родителями и специалистами [Электронный ресурс]. — URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения 20.04.19).
Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.
Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.
Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.
Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.
Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.
Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.
Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.