В чем заключается проблема развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста

В чем заключается проблема развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста. 48250aa800f5a2da1856bd4e7ffbb0f3. В чем заключается проблема развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста фото. В чем заключается проблема развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста-48250aa800f5a2da1856bd4e7ffbb0f3. картинка В чем заключается проблема развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста. картинка 48250aa800f5a2da1856bd4e7ffbb0f3 Елена Фильченкова
Особенности организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Экспериментирование — один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё.

Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Старший дошкольный возраст – это самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым, под его тактичным руководством.

Развитие экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возрастапредполагает решение следующих задач:

1.Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

• развитие у детей представления о химических свойствах веществ

(это выделение веществ из неоднородной смеси путём отстаивания, фильтрования);

Как вы думаете, что это значит, какие опыты подойдут к этому пункту?

Неоднородными называют такие смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы разных веществ, составляющих смесь.

— Если взболтать с водой глину с примесью песка, то песок оседает значительно быстрее.

— Смесь муки с водой, мука растворяется в воде, но вода становится мутной. После того, как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.

— Смесь растительного масла с водой, масло не растворяется в воде, оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.

Второй способ разделения смесей, это

— Растительное масло удаётся отфильтровать быстро, т. к. оно не растворяется в воде и на фильтре видны следы масла.

Следующий пункт в этой задаче, это

• развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, теплота, замерзание и таяние воды, испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция);

— Выявить причину возникновения звука мы можем при помощи линейки, проволоки. Если линейку положить на стол так, чтобы один её край свесился со стола, прижать с силой другой край, находящийся на столе, затем дёрнуть свисающий край, что мы услышим? (линейка издаёт бархатистый звук, дрожит). У свисающего края линейки можно менять длину, так мы услышим разный звук, то тонкий, то сердитый.

— С помощью своей силы мы можем заставить двигаться предметы, толкая их, например, неваляшка, машина, шарик. А если толкнуть слегка стул по полу или книгу на столе. Что произойдёт? (тяжело двигаются, т. к. когда мы их толкаем, предметы трутся друг о друга, возникает сила сопротивления, она называется «трение».

Со всеми этими и другими явлениями очень много опытов, они доступны и понятны детям старшего дошкольного возраста.

• развитие представлений о свойствах воды, воздуха, песка, глины, камня. Здесь мы уточняем и расширяем знания детей.

— Вода – не имеет собственной формы, вода принимает форму того сосуда, в который она налита. Также вода – растворитель и замерзает при низкой температуре.

— Воздух – не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается.

— Глина – пластичная, не пропускает воду, вязкая, влажная, можно изменять ее форму, делить на части.

• развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объёма, массы, длины; о мерах измерения длины);

познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра (развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях).

Опыты: «Как происходит извержение вулкана?», «Как появляются горы?», «Как образуются метеоритные кратеры?» и др. развивают у детей элементарные представления о Солнечной системе и космических явлениях.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль).

3. Развитие у детей умственных способностей:

* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

* формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально – личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности. Элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.

А помогут нам, педагогам, научная литература и вот эти пособия по экспериментальной деятельности. Мы должны давать детям достоверную информацию и прежде чем проводить с детьми какое-либо научное открытие, мы должны глубоко знать тему исследования.

Организация экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста предполагает оборудование и оснащение уголка экспериментирования,в который включены перечень предметов и материалов:

Приборы –помощники: микроскоп, увеличительные стёкла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль;

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведёрки, воронки;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, пёрышки, ракушки, шишки, орехи, веточки, мох. Семена фруктов и овощей и т. д. ;

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, ткани, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки и т. д.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди;

Разные виды бумаги: альбомная, тетрадная, калька, наждачная и др. ;

Красители: ягодный сироп, акварельные краски и др. безопасные красители;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шпицы (без игл,марля, мерные ложки, резиновые груши разного размера;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, растительное масло, мука, соль, сахар, поддоны, стеки, сито, таз, спичечные коробки, соломинки для коктейля;

Различное игровое оборудование и детская литература по темам опытов;

Клеёнчатые передники, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов, журнал исследований.

Работая в детской лаборатории, дети знакомятся с оборудованием и правилами безопасного поведения.

После проведения опытов у детей возникает множество вопросов.Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет, от чего зависит цвет моря и др.

Педагоги не всегда торопятся с ответом, а способствуют тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, либо с помощи книги, либо могут спросить у родителей, а затем рассказать всем детям в группе.

И хочется закончить китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Юные учёные» для детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды. Программные задачи: Образовательные: • ознакомить детей со свойствами воды:.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Карта контроля «Создание условий для организации работы по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста» Карта контроля\\r\\n«Создание условий для организации работы по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста» Дата проведения контроля:.

Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием Проблема заикания с давних пор считается одной из самых древних в истории развития учений о расстройствах речи. В разные времена авторы.

Особенности общения с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно всегда находится в соответствующих отношениях с окружающим миром.

Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность представляет собой сложное многоуровневое социальное явление, включенное в многообразие педагогически управляемой.

Психологические особенности детей с отклонениями в поведении старшего дошкольного возраста К сожалению на сегодняшний день количество дошкольников, с девиантным поведением значительно увеличилось. Это происходит потому что увеличивается.

Источник

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работы

В чем заключается проблема развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста. 5add2dd3cdd81154a1f8988099075ecd. В чем заключается проблема развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста фото. В чем заключается проблема развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста-5add2dd3cdd81154a1f8988099075ecd. картинка В чем заключается проблема развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста. картинка 5add2dd3cdd81154a1f8988099075ecd Наталья Липеева
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работы

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольнымучреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно, активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Именно ФГОС предполагают формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых является познавательная активность.

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, которая оказывает сильное влияние на его развитие.

В своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с проблемой интеллектуальной пассивности детей. Исследования Н. Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование. Детское экспериментирование заслуживает особого внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельной) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.

Таким образом, актуальность опыта обусловлена:

— выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности ребенка;

— важностью проблемы формирования познавательной активности дошкольника для успешного обучения в школе;

— необходимостью реализации ФГОС;

— противоречием между недооцениванием и недостаточным использованием потенциала детского экспериментирования в развитии познавательной активности и необходимостью создания модели развития познавательной активности через экспериментирование.

Таким образом, идея опыта заключается в планомерном использовании экспериментирования для развития познавательной активности дошкольников.

Цель: создать модель развития познавательной активности через экспериментальную деятельность дошкольников.

— изучить методическую литературу по проблеме развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование;

— проанализировать результаты диагностики уровня познавательной активности, выявить причины низкого уровня развития познавательного интереса дошкольников;

— усовершенствовать перспективное планирование экспериментальной деятельности, предметно-развивающую среду группы;

— провести итоговую диагностику на определение результативности развития познавательной активности у дошкольников через экспериментирование.

На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (МОиН России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 1 января вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.

Проблему развития познавательной активности дошкольниковшироко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Г. И. Щукина, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер, А. Р. Лурия, Ф. А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) и т. д.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) образовательной области

познавательное развитие должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) и т. д.

Этот метод включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Т. е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи ребёнка.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же или более сложные, опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем более и полноценнее он развивается.

Исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не определён и не конкретизирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую (исследовательскую)деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект,самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

И мы воспитатели, и родители хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире, ребёнок постоянно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет сделать ему выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.

Поэтому данный опыт работы представляет собой попытку формировать основу целостного мировидения у дошкольников через экспериментальную деятельность.

Цель: изучить уровень познавательной активности детей 6-го года жизни.

Были поставлены задачи:

— Подобрать комплекс методик для изучения познавательной активности детей в группе детского сада.

— Провести обследование детей 6-го года жизни.

— Проанализировать и оформить результаты диагностики детей.

Для исследования были использованы следующие методики диагностирования познавательной активности:

1. Методика В. С. Юркевича «Древо желаний» и «Маленький исследователь».

2. Методика В. Л. Малашенковой «Освоение программы экологических знаний».

При отборе диагностических методик я руководствовалась в первую очередь методическими рекомендациями программы «Детство», возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Анализируя результаты диагностики освоения дошкольниками знаний по программе «Детство», я выявила,что дети старшего возраста имеют низкие показатели по экологии:

Знания об объектах живой и неживой природы: в – 20%;с – 56%; н – 24%.

Сформированность познавательного отношения к природе: в – 15%;

Подготовительная группа (начало года).

Знания об объектах живой и неживой природы: в – 34%;с – 54%; н – 12%.

Сформированность познавательного отношения к природе: в – 34%;

Из данных видно, что уровень познавательного отношения к природе заметно ниже, чем уровень освоения знаний об объектах живой и неживой природу. Считаю, что это обусловлено возрастными особенностями развития дошкольников, недостаточным опытом общения с объектами природы, а также тем, что знания, полученные детьми в готовом виде, часто быстро забываются. Поэтому я изучила уровень развития познавательной активности дошкольников, используя методику В. С. Юркевича «Древо желаний». Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно – следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Старшая группа – 15%, подготовительная группа – 30%.

Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Старшая группа – 25%, подготовительная группа – 40%.

Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их, интересует реальность услышанной когда – то сказки, легенды и т. д.

Старшая группа – 60%, подготовительная группа – 30%.

Анализ результатов диагностики позволяет отследить положительную динамику развития познавательной активности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. По моему мнению, это обусловлено использованием деятельностного подхода, суть которого заключается в организации совместной деятельности детей и взрослых, где знания не преподносятся готовыми, а вырабатываются вместе с детьми с помощью детского экспериментирования.

Итак, выявленная проблема низкого уровня развития познавательной активности дошкольников поставила меня перед необходимостью выбора эффективных средств решения данной проблемы.

Для этого я провела исследование предпочитаемого детьми вида деятельности по методике В. С. Юркевича «Маленький исследователь».

— Игровая деятельность – 25%.

— Изобразительная деятельность – 20%.

— Чтение художественной литературы – 15%.

Экспериментальная деятельность – 40%.

Проанализировав результаты, я определила место детского экспериментирования в структуре детских предпочтений. Детское экспериментирование находится на первом месте – это свидетельствует о том, что такая деятельность очень привлекательна для детей.

Изучив результаты диагностики, методическую литературу по детскому экспериментированию и организации предметно – развивающей среды, сделала вывод, что проблема развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование будет эффективно решаться с помощью создания определенной модели.

Разработка модели развития познавательной активности через экспериментирование предполагает, во-первых, усовершенствование планирования экспериментальной деятельности и предметно-развивающей среды, во-вторых, учет индивидуальных и возрастных особенностей по результатам диагностики уровня развития познавательной активности дошкольников. Данная модель рассчитана на развитие познавательной активности детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Модель развития познавательной активности через экспериментальную деятельность.

Объекты экспериментирования Темы экспериментирования

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *