В чем заключается проблема снижения налога

Минимизация налогов

Минимизация налогов – это целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

При минимизации налогов происходит снижение суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, за счет применения механизмов, позволяющих уменьшать суммы всех налогов с применением, как законных так незаконных схем.

Цель минимизации налогов

Цель минимизации налогов – увеличение всех финансовых ресурсов предприятия посредством максимально возможного уменьшения налоговых платежей.

В чем заключается минимизация налогов

Минимизация налогов включает в себя следующие мероприятия:

разработка грамотной налоговой учетной политики;

применение налоговых льгот, отсрочек от уплаты налогов;

использование пробелов в действующем налоговом законодательстве.

По-хорошему, задумываться над тем, как минимизировать налоги, следует еще до регистрации фирмы.

Учредитель должен проанализировать, какая система налогообложения будет наиболее выгодной с точки зрения оптимизации налогообложения.

Выбор правильного режима из возможно допустимых режимов позволяет сократить налоговые издержки порой весьма ощутимо.

Отличие налоговой оптимизации от минимизации налогов

Главное отличие оптимизации от минимизации заключается в том, что при проведении налоговой оптимизации анализируется вся совокупность налогов, подлежащих начислению и уплате организацией в бюджет.

Можно сказать, что минимизация налогов является частью налоговой оптимизации, а в свою очередь налоговая оптимизация является составной частью более широкого понятия «налоговое планирование».

Варианты минимизации налогов

На практике применяются два варианта минимизации налогов.

Минимизировать налоги можно законным и незаконным способом.

Законная минимизация налогов

Чтобы минимизировать налоги законным способом, необходимо проделать тщательную и кропотливую работу, в совершенстве знать налоговое законодательство, возможности использования налоговых льгот по отношению к конкретной фирме, быть в курсе всех изменений действующего законодательства.

Любая минимизация налогов законными способами несет строго индивидуальный характер.

Каждый способ законной минимизации налогов состоит из применения определенных льгот, возможных отсрочек уплаты налогов и других инструментов, дающих право законным путем уменьшить или вообще избавить фирму от налогообложения.

Минимизацию налогов можно провести самостоятельно или нанять опытного главного бухгалтера или обратиться в специализированную аудиторскую или консалтинговую фирму.

Незаконная минимизация налогов

Главное, что следует знать о незаконной минимизации налогов, – это то, что незаконная налоговая оптимизация нарушает законодательство РФ и является уголовно наказуемым действием.

Основные методы незаконной минимизации налогов заключаются в уклонении от уплаты налогов путем занижения прибыли или завышения расходов, в ведении «черной бухгалтерии», заключении договоров с фиктивными фирмами, применении схем с привлечением фирм-однодневок.

Минимизировать налоги незаконным способом нетрудно, основная сложность заключается в том, чтобы скрыть использование незаконных схем от налоговых инспекторов.

Рекомендации по выбору системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) подходит компаниям с небольшим оборотом, а именно до 150 млн. руб. (в 2017 году именно такой лимит определен законодательством для сохранения прав на УСН).

Если расходы бизнеса значительны, выгоднее выбирать УСН по ставке 15% «Доходы минус расходы».

Если затрат не так много, то больше подойдет УСН 6% (налог со всей суммы дохода).

Лучше просчитать оба варианта, чтобы понять, какой из них больше подойдет компании.

Общая система налогообложения

Общая система налогообложения выгодна, если фирма заключает договора с организациями, также применяющими общую систему налогообложения (ОСНО).

В противном случае могут возникнуть трудности c возвратом НДС.

Любая из выбранных систем позволяет предпринять ряд мер для уменьшения налогового бремени и минимизировать налоги.

Возможные мероприятия по сокращению налогов компании, применяющей ОСНО

Рассмотрим подробнее возможные мероприятия по сокращению налогов для фирмы на ОСНО.

Минимизировать налоги на ОСНО можно по трем основным видам налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Для снижения величины НДС закупку товаров, сырья, материалов для вашего бизнеса следует производить у компаний, которые также платят НДС.

В этом случае суммы НДС в счет-фактурах поставщика можно принять к вычету.

Особое внимание стоит уделять правильности оформления первичной документации, поступающей вместе с товаром (товарные накладные и счета – фактуры).

Налоговые инспекторы внимательно проверяют документы на наличие ошибок, и в случаях не правильного оформления документации отказывают компаниям в вычете НДС из бюджета.

Налог на прибыль

Для снижения суммы налога на прибыль следует максимально полно отражать в налоговом учете затраты, относящиеся к непосредственному ведению предпринимательской деятельности.

При этом все документы должны быть надлежащим образом оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Налог на имущество

Налог на имущество зависит от стоимости основных фондов и по мере их ежегодного износа уменьшается.

Важно правильно рассчитать амортизацию.

Кадастровая стоимость недвижимого имущества, конечно, величина более постоянная, но если у вас имеются основания считать оценку необъективной, можно обратиться в суд и оспорить решение оценщиков.

Последствия неудачной схемы минимизации налогов

Во-первых, налоги или страховые взносы будут доначислены, и их нужно будет выплатить полностью.

Во-вторых, за каждый день просрочки начисляются пени.

В-третьих, организации выписывают штраф, как правило, 30% от выявленной суммы недоплаты.

В-четвертых, руководитель компании или иное должностное лицо привлекаются к административной ответственности.

В-пятых, если речь идет о довольно крупных суммах, то руководящим лицам компании (генеральному директору, главному бухгалтеру и иным руководящим работникам) грозит уголовная ответственность.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Как законно уменьшить налог на прибыль и НДС: подсказки для ИП и юрлиц. Налоговая оптимизация.

В чем заключается проблема снижения налога. ava. В чем заключается проблема снижения налога фото. В чем заключается проблема снижения налога-ava. картинка В чем заключается проблема снижения налога. картинка ava

Бизнесмены ищут способы оптимизации налоговой нагрузки, но забывают о том, что законных методов платить вместо 1000 рублей 500 не существует. Если нельзя платить меньше, то о чём эта статья? О том, как сделать всё правильно и не платить больше, чем могли бы.

В статье о «черных» методах налоговой оптимизации мы рассказывали, чего нельзя делать, чтобы не нажить проблем с законом, а сегодня поговорим о том, как законно уменьшить налоги.

Некогда читать?
Посмотрите краткий обзор статьи

Как связаны форма собственности и размер налогов

Регистрируя бизнес, нужно определиться с формой собственности: стать ИП или юрлицом. Если вести бизнес вы собираетесь в одиночку, можно зарегистрировать ИП, если с партнёрами — ООО. В ООО заработок каждого учредителя зависит от доли участия в уставном капитале, с ИП всё проще: он после уплаты налогов может распоряжаться всеми деньгами на свое усмотрение.

Основные различия между ИП и ООО:

Свобода и небольшой налог Предприниматель на УСН уплачивает один налог: 6% с дохода или 5-15% с прибыли, а остальные деньги тратит на свое усмотрение.Двойной налог и отчетность
Помимо основных налогов приходится платить НДФЛ 13% с дивидендов, если учредители планируют вывести деньги со счета.Не обязан вести бухгалтерский учет Освобожден от ведения бухгалтерских регистров (проводок) и подготовки бухгалтерской отчетности (баланс, отчет о финансовых результатах и т. д.).Обязаны вести бухучет
В большинстве случаев приходится нанимать бухгалтера.

Уплачивает взносы за себя и работников (если они есть) ИП придется ежеквартально отчитываться в налоговую, пенсионный фонд и фонд соцзащиты так же, как и ООО, если у него есть наемные работники.Отчитывается только за сотрудников ООО не может работать без сотрудников. Придется ежеквартально выплачивать страховые взносы от суммы начисленной зарплаты (более 30%) во внебюджетные фонды: ПФР, ФФОМС, ФСС.Ведение ИП на УСН от 3000 рублей

Ведение ООО на ОСН от 8000 рублей

Когда определились с формой собственности, нужно выбрать режим налогообложения. Одни из самых популярных — общий (ОСНО) и упрощенный (УСН).

На ОСНО предприниматель платит два налога:

ИП и ООО обычно используют общую систему налогообложения, когда иначе работать не получается. Но если есть возможность, стараются переходить на льготные режимы — например, упрощенную систему налогообложения.

ИП и ООО, которые не подпадают под эти ограничения, могут с первого дня работать по УСН. Для этого в течение 30 дней после внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП нужно уведомить налоговую. В заявлении нужно указать, какой объект налогообложения выбираете — доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

ИП на УСН платят взносы и налог: 6% от всех поступлений или 5-15% от прибыли (процент зависит от региона). Также они, в отличие от юрлиц, должны платить за себя пенсионное и медицинское страхование, даже если не получают прибыль. Эти платежи учитываются в расходах и уменьшают налог. ИП без работников может уменьшать рассчитанный налог на УСН «доходы» на все 100% уплаченных за себя взносов. Если доход небольшой, может получиться так, что налога к уплате не будет. Если в штате есть работники, налог можно уменьшить только на 50%. В расчет берут не только взносы, уплаченные ИП за себя, но и платежи за работников.

Юрлица тоже могут работать по упрощенной системе налогообложения. Отличие в том, что при равных режимах у физлиц остается больше налоговых льгот. Например, важный нюанс, который стоит учитывать при регистрации ООО по УСН: поступающие на счет средства — доход фирмы, а не учредителей. Чтобы использовать деньги, недостаточно заплатить 6% налога, как это делают ИП, придется еще потратиться на налог на свой доход (дивиденды) — 13%. Иногда налог на свой доход может оказаться больше налога на бизнес. Это сильно ощущается, особенно если в фирме учредитель, директор и работник — один и тот же человек.

Павел Тимохин, руководитель управления бухгалтерского консалтинга Фингуру, называет главным плюсом ИП то, что после уплаты 6% в пользу государства он может распоряжаться оставшимися деньгами на свое усмотрение. Так можно освободить себя от дополнительных налогов и сэкономить.

Для юрлиц, по словам Павла, основная система налогообложения в некоторых случаях может быть выгодной. Это особенно заметно на примере оптовой торговли: когда фирма занимается куплей-продажей товаров, облагаемых НДС, а поставщики и покупатели являются плательщиками этого налога. НДС — возвратный налог. Он работает так: с продажи товаров его начисляют, а с покупки уменьшают.

Если купили товар за 35 000 рублей, а продали за 40 000 рублей, то заплатить надо будет 20% НДС с разницы между ценой продажи и покупки — 1 000 рублей (5 000 * 20%). Если бы предприятие оптовой торговли работало по УСН (доходы), пришлось бы отдать государству 6% от дохода — 2 400 рублей. УСН (доходы минус расходы) — тоже не выгодно, так как покупатели будут требовать снизить цену на 20% или вообще откажутся от покупки, потому что не смогут возместить сумму НДС.

Если бизнес небольшой, лучше работать по «упрощенке». Если компания крупная, можно выбрать НДС и общий режим налогообложения. Чтобы понять, какую форму налогообложения предпочесть, стоит определиться с видом деятельности, посчитать налог на всех возможных системах налогообложения и выбрать более выгодный для своего бизнеса.

Открываете розничный магазин?

Сначала пройдите наш бесплатный е-мейл курс и убедитесь, что учли все нюансы этого бизнеса!

Зарегистрироваться и получить первый урок

Как оптимизировать налог на прибыль

Налог на прибыль — прямой платеж, который рассчитывается на основании суммы прибыли, полученной компанией (разницы между доходами и расходами). Чтобы оптимизировать налоги, предприниматели применяют один из двух методов: снижают доходы или увеличивают расходы.

Есть несколько законных способов «уменьшить» налог на прибыль:

Используя указанный в законодательстве перечень, компании могут увеличивать свои затраты, приобретая различные товарно-материальные ценности, и отражать их как товары для организации.

Выплачивать дивиденды вместо зарплаты. Для этого в состав участников компании (общества) необходимо ввести работников, затем выплатить им часть заработной платы в виде дивидендов. Дивиденды — часть прибыли, которая осталась после выплаты всех налогов. Таким образом фирме не придется платить взносы в социальные фонды.

Минусы такой схемы:

Вот как может сэкономить компания, если будет выплачивать работнику дивиденды вместо зарплаты

Используя такой подход, вы уменьшаете не только налог на прибыль, но и страховые взносы, уплачиваемые за сотрудников.

Зачитывать или возвращать излишне уплаченные суммы по налогам и взносам. Если налогоплательщик уплатил больше, чем нужно, он может вернуть переплату по налогу и взносу или зачесть ее в будущем периоде. Для этого нужно обратиться в ИФНС с заявлением. Если плательщик переплачивал из-за ошибки в декларации, сначала необходимо представить уточненную декларацию с исправленной ошибкой. Только потом можно запросить возврат или зачет переплаты.

Многие бухгалтеры забывают об этом, и спустя три года ИФНС отказывает в возврате или зачете этих денег. Чтобы такого не происходило, нужно регулярно проверять расчеты с ИФНС, возвращать переплаты или зачитывать их в счет уплаты других налогов или взносов.

Приобретать основные средства на фирму, которая работает по УСН. Для этого можно создать еще одну фирму на УСН и оформить на нее имущество: недвижимость, транспорт. В результате компания, которая работает по УСН, будет уплачивать 6% с дохода, а фирма, работающая по ОСН, может законно оптимизировать расходы по налогу на прибыль и экономить на налоге на имущество (за исключением объектов, облагаемых по кадастровой стоимости: торговые центры, офисные помещения, торговые точки и т. п.).

Использовать возвратный лизинг. Возвратный лизинг — законная сделка, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 16.01.07 № 9010/06. Если использовать такой метод, налогоплательщик сможет «продать» по документам лизинговой компании свое оборудование и получить за это деньги. В результате по контракту финансовой аренды он сможет сэкономить на налогах, а лизинговая компания принять к вычету «входной» НДС по купленному оборудованию и заработать прибыль. При этом само оборудование останется у клиента, перемещаться оно будет только по документам.

Пример того, как работает возвратный лизинг. Источник: e-xecutive.ru

Создать резерв по сомнительным долгам и ремонтный фонд. Сомнительный долг — любая задолженность перед налогоплательщиком, которая не погашена в сроки, прописанные в договоре, и не имеет соответствующего обеспечения (залог, поручительство). Резерв по сомнительным долгам нужно формировать, если вы предполагаете, что покупатель не заплатит, а поставщик может не отгрузить товар. Тогда удастся заранее учесть часть убытков и уменьшить налог. Экономия на налоге на прибыль будет примерно 20% от суммы сомнительных долгов.

Формируя резерв на ремонт, компания может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на величину резервных отчислений.

При этом, важно соблюдать два условия:

Оба способа уменьшают сумму налога в текущем периоде, но в последующих периодах всё равно придется заплатить налоги — в этом смысл резервного фонда. Создание таких резервов подходит для среднего и крупного бизнеса. Для небольших фирм это нецелесообразно.

Как уменьшить налог НДС

Все предприниматели, которые работают на ОСН, обязаны платить НДС. Например, если компания продает товары, делает на них наценку и получает прибыль, она должна уплатить НДС.

Избежать уплаты НДС можно в нескольких случаях:

У юрлица или ИП небольшая выручка. Если за три предшествующих месяца выручка фирмы или ИП от продажи товаров или услуг без учета НДС не превысила два миллиона рублей, в соответствии со ст. 145 НК РФ НДС можно не уплачивать. Чтобы реализовать это право, нужно подать в налоговую уведомление с выпиской из бухгалтерского баланса.

Контрагенты компании — плательщики НДС. Если частично доход всё же облагается НДС, нужно попробовать увеличить вычеты. Для этого нужно больше сотрудничать с теми, кто платит НДС. В таком случае суммы НДС поставщика можно принять к вычету.

Подведем итоги

Главное — помнить, что законная оптимизация налогов существует, поэтому не стоит использовать «серые» схемы, подвергая риску себя и свою компанию.

Уменьшить налог можно несколькими способами. Если только планируете открыть фирму, важно выбрать подходящую форму собственности и систему налогообложения, чтобы потом не переплачивать в бюджет.

Если компания уже работает, можно попробовать уменьшить налог на прибыль и НДС.

Снизить налог на прибыль можно, если:

Сумма НДС будет оптимальной, если:

Узнайте, как можно законно уменьшить налоговую нагрузку в вашем бизнесе.

Источник

Российские власти не увидели пользы от возможного снижения налогов

В чем заключается проблема снижения налога. pic 2f1994cf0a4eb82d8cdf964cf230e07d. В чем заключается проблема снижения налога фото. В чем заключается проблема снижения налога-pic 2f1994cf0a4eb82d8cdf964cf230e07d. картинка В чем заключается проблема снижения налога. картинка pic 2f1994cf0a4eb82d8cdf964cf230e07d

Временное снижение налога на добавленную стоимость (НДС) не приведет к снижению цен, считает министр финансов России Антон Силуанов. Об этом он заявил на форуме «Россия зовет!», трансляцию вел РБК.

Материалы по теме

В чем заключается проблема снижения налога. tabloid ece3001c32ef5eda12205b3dfd3ac0f3. В чем заключается проблема снижения налога фото. В чем заключается проблема снижения налога-tabloid ece3001c32ef5eda12205b3dfd3ac0f3. картинка В чем заключается проблема снижения налога. картинка tabloid ece3001c32ef5eda12205b3dfd3ac0f3

Иллюзия стабильности.

В чем заключается проблема снижения налога. tabloid a798603cc0c79509f32ea43f2f769ba3. В чем заключается проблема снижения налога фото. В чем заключается проблема снижения налога-tabloid a798603cc0c79509f32ea43f2f769ba3. картинка В чем заключается проблема снижения налога. картинка tabloid a798603cc0c79509f32ea43f2f769ba3

«Газпром» и Евросоюз не могут договориться по поставкам газа и ценам.

«Такие временные меры применять, мне кажется, не совсем правильно. У нас есть другие возможности для решения этой проблемы, как на стороне денежно-кредитной политики, так и на стороне бюджета», — объяснил он, почему власти не видят пользы в этой мере.

«Мы сколько раз снижали налоги и видели, что преимущества от этого получали прежде всего производители тех или иных секторов экономики. Поэтому как инструмент для снижения цен снижение налогов, не думаю, что хороший путь. Но для поддержки наших производителей это было бы хорошо», — добавил глава Минфина.

Силуанов также пообещал поддержку населению при инфляции выше прогноза. Дополнительные средства будут выделяться на проекты с фиксированными процентными ставками.

Также глава Минфина отметил, что бюджет страны должен быть сбалансированным и умеренно жестким, а денежно-кредитная политика — мягкой и адекватной. В этом заключается формула устойчивости экономики.

Источник

Что не так с налоговой системой России, и как ее можно изменить. Интервью

21 ноября работники налоговых органов отмечают свой профессиональный праздник. По словам главы ФНС Михаила Мишустина, с 2015 по 2019 год поступления налогов в реальном выражении выросли в 1,4 раза (плюс 38,8%). В текущем году рост налоговых поступлений продолжается и за десять месяцев 2019 года составил плюс 7,9%. Между тем эксперты называют большое количество слабых мест в налоговой политике государства. Об этом в интервью Znak.com рассказал специалист по бюджетно-налоговой политике, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук Алисен Алисенов.

«Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца. Но наше правительство сейчас именно так и делает»

— Каковы казусы российской налоговой политики?

— Серьезной проблемой современной налоговой политики является отсутствие стабильной законодательной базы. Налоговый кодекс подвержен внесению частых поправок и корректировок, что негативно сказывается на инвестиционном климате и нежелании налогоплательщиков соблюдать налоговое законодательство. Также надо обратить внимание на недостаточную конкретику правовых норм Налогового кодекса РФ, порождающую бюрократию и чрезмерно сложный для налогоплательщика подход к расчету и уплате налогов.

Кроме того, с каждым годом растет налоговая нагрузка на реальный сектор экономики. Причем в большей степени увеличивается квазифискальная налоговая нагрузка. Это делает непредсказуемыми условия ведения бизнеса и отпугивает инвесторов. В экономике есть такой показатель, как кривая Лаффера. Его пока еще никто не отменял. Он демонстрирует зависимость роста доходов бюджета от роста налоговых ставок. В соответствии с этой кривой рост ставок до какого-то момента обеспечивает приток доходов в бюджет. Но после определенного уровня доходы начинают падать. Это говорит о том, что чрезмерное налоговое давление уводит бизнес в тень.

Минфину стоит провести инвентаризацию всех налогов на предмет соразмерности налоговой нагрузки текущим условиям ведения бизнеса. Несмотря на высокое налоговое бремя на реальный сектор экономики, некоторые крупные компании используют различные способы ухода от налогообложения.

По различным оценкам от 75% до 80% крупного бизнеса принадлежит иностранным резидентам, который завуалирован через подставных лиц.

Отсюда и износ основных производственных фондов более чем на 80%, и уход от налогообложения в офшорные зоны. Сохраняется тенденция опережающего развития добывающей сферы, сферы обращения и услуг, а также финансового сектора, по отношению к отраслям материального производства. Недостаточный уровень стимулирования реального сектора экономики на фоне благоприятной конъюнктуры, сложившийся для экспортеров энергоресурсов поддерживает сырьевой тип экономики, тормозит инновационное развитие, способствует потере конкурентных преимуществ на внешних рынках.

То есть, одним словом, главный казус заключается в том, что налоговый потенциал для стимулирования экономики в нашей стране реализован крайне слабо. При этом чрезмерная налоговая нагрузка на физических лиц и организации малого и среднего бизнеса в совокупности с жесткой финансовой централизацией при доминировании фискальных интересов государства создает ситуацию, при которой существенная часть налоговых доходов «утекает» в теневую экономику. Как выход из сложившейся ситуации необходимо поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста, а с другой — отвечает потребностям в доходах бюджета для предоставления важнейших государственных услуг.

— Россия почти год прожила в режиме повышенной ставки НДС c 18 до 20%, закон вступил в силу с 1 января 2019 года. Повышение НДС в России принесло дополнительные поступления в бюджет страны на 650 млрд рублей, что сопоставимо с 0,6% ВВП страны. На ваш взгляд, насколько было необходимым повышение НДС с учетом профицитного бюджета?

Поэтому необходимы меры для поддержки частного бизнеса, чтобы он мог как-то покрыть свои потери от повышения НДС.

Как ни странно, но опыт ряда стран показывает, что рост по НДС может быть обеспечен, в том числе и за счет понижения налоговой ставки. Правда, рост налоговых поступлений в бюджет обеспечивается с некоторым временным лагом. В этом случае рост налога обеспечивается за счет расширения налоговой базы даже при относительно более низкой ставке налога. И наоборот, рост ставки НДС в краткосрочной перспективе обеспечивает рост поступлений в бюджет, но в долгосрочной перспективе налоговые поступления будут только падать за счет эффекта сужающейся налоговой базы. Это связано с тем, что высокие ставки налога сдерживают предпринимательскую инициативу, а также влияют на падение деловой и инвестиционной активности.

— Недавно сообщалось со ссылкой на Минэкономразвития, что в России за последний год закрылись 668 тыс. юридических лиц. На ваш взгляд, много это или мало для нашей экономики, это естественный процесс или это в том числе результат налоговой политики государства?

— Конечно, это много. Нужно отметить, что такую отрицательную динамику мы наблюдаем с 2016 года. В 2018 году на один открытый бизнес пришлось два закрытых. Я уверен, что это следствие роста налоговой нагрузки. Хотя ранее нам правительство обещало, что налоги не будут повышаться в течение шести лет. Но давайте посмотрим, что вышло на самом деле: повышение НДПИ до 2021 года в связи с осуществлением налогового маневра, индексация акцизов и налогов на малый бизнес.

Налоги на малый бизнес индексируются посредством повышения корректирующих коэффициентов. Такие коэффициенты со следующего года будут введены по ЕНВД, по патентной системе налогообложения и по НДФЛ. И индексация в следующем году будет выше инфляции почти на 5%. Если это делается из года в год, то налоговая нагрузка с каждым годом растет.

Далее, происходит повышение квазифискальной налоговой нагрузки за счет повышения ставок по ряду неналоговых платежей. Большинство неналоговых сборов появилось за последние 7-8 лет. Это, например, экологический сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), утилизационный сбор, курортный сбор, обязательные отчисления операторов связи, плата за проезд большегрузных автомобилей, сборы за выдачу кодов по маркированным товарам и так далее. Все это также способно разогнать инфляцию и увеличить налоговое бремя предприятий. Сохранение текущего тренда на увеличение налоговой и квазиналоговой нагрузки будет способствовать стагнации и дальнейшей рецессии экономики.

Хочу отметить еще один негативный тренд. Мы наблюдаем закрытие предприятий на фоне повышения налоговых поступлений. Это говорит о следующем. С одной стороны происходит улучшение методов налогового администрирования. С другой стороны, усиливается давление на бизнес, который работает в белую. И это одна из главных причин, что предприятия показывают из года в год отрицательную динамику. В итоге это может привести к тому, что мы перестанем фиксировать рост поступлений налоговых поступлений в бюджет. И количество предприятий станет меньше, и налогов. Есть поговорка: нельзя резать курицу, несущую золотые яйца. Но наше правительство сейчас именно так и делает.

«Сохранение плоской шкалы будет усиливать и дальше разрыв между бедными и богатыми»

— С начала следующего года в 19 регионах начнет действовать особый налоговый режим для самозанятых. Есть две точки зрения по поводу этого режима. С одной стороны, гражданам не нужно будет регистрировать ИП и платить 13% подоходного налога. Но с другой стороны, самозанятые — это люди, которые не обременяют государство, они не числятся в центре занятости, не получают пособия, не митингуют из-за безработицы и так далее. Правильно ли их раздражать этим налогом? Стоит ли игра свеч: государство получит явно не самую большую сумму, но взамен получит очередных недовольных.

— Да, в 2019 году этот налог был введен в четырех субъектах федерации, благополучных с экономической точки зрения. Решено распространить его действие и на другие регионы, которые имеют одни из самых высоких экономических показателей. Это регионы-доноры и те регионы, где есть города-миллионники. С 1 июля следующего года налог будет распространен на всей территории Российской Федерации. Подчеркну, что эксперимент оказался успешным, на сегодня зарегистрировалось свыше 280 тыс. самозанятых. Это выше ожидаемого уровня, было запланировано на этот год 200 тыс.

В 2020 году жители еще 19 регионов смогут официально оформиться самозанятыми. Стоит ли соглашаться?

С одной стороны, этот налог выгоден самозанятым. Официальная деятельность дает им возможность для расширения клиентской базы, не опасаясь последствий со стороны налоговых органов. Это дает возможность получать помощь со стороны федерального бюджета, в частности, льготные кредиты. Но с другой стороны, мы видим уже сейчас проблемы с внедрением этого налога. Не все категории самозанятых вышли из тени. Наибольшей популярностью этот налог пользуется у водителей такси, специалистов IT-технологий, веб-дизайнеров, компьютерных мастеров, репетиторов и других категорий. Но у других категорий самозанятых этот налоговый режим оказался невостребованным. Это касается тех, кто оказывает какие-то услуги: делает маникюр, работают парикмахерами, ремонтирует обувь, печет кондитерские изделия и так далее. Они опасаются, что если выйдут из тени, то к ним вырастет объем требований и, соответственно, у них вырастут расходы, которые просто подкосят их дело. Еще надо отметить, что 65% зарегистрированных самозанятых приходится на Москву. На другие регионы приходится их незначительные часть. Посмотрим, как пойдет дело во всей остальной части страны.

Почему не везде этот налоговый режим оказался востребованным? Я думаю, в том числе из-за неравномерности налоговой нагрузки. Например, репетитор почти ничего не затрачивает для получения дохода. Но есть самозанятые, которые производят какую-либо продукцию, имеют более высокие затраты. И они могут достигать 70-80% от общей суммы поступлений. В таких условиях 4-6% налога — это существенная сумма. Выход данных категорий самозанятых из тени остается под вопросом. В этом вопросе государству следовало бы предусмотреть для таких самозанятых какие-то вычеты. Такие вычеты, например, существуют в НДФЛ.

— На ваш взгляд, много ли налогов платят наши корпорации, занятые добычей ископаемых ресурсов? В частности, главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин в апреле этого года на встрече с президентом Владимиром Путиным назвал свою компанию «налогоплательщиком номер один» в России. И он же время от времени просит налоговые льготы для своей компании. Насколько справедливо просить налоговые послабления в текущей ситуации?

— У добывающей промышленности, создающей невысокую добавленную стоимость, должен быть самый высокий уровень налоговой нагрузки. А в сфере переработки и высоко технологичных отраслях уровень налоговой нагрузки должен быть ниже. Именно в этих отраслях экономики создается большая добавленная стоимость, и именно это дает больше налогов. Поэтому одна из задач налоговой политики должна заключаться в том, чтобы пересматривать налоговый механизм в пользу повышения налогообложения в добывающих отраслях.

Что касается заявлений Сечина. Предоставление индивидуальных налоговых льгот запрещено налоговым кодексом, есть соответствующая статья. Налоговая льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Льготы предоставляются определенным категориям плательщиков. Иначе одним будут созданы лучшие условия конкуренции, что усилит неравномерное развитие для предприятий одной и той же отрасли. А для нормального функционирования рынка должны быть созданы равные условия конкуренции. Эффект от таких мер для экономики будет крайне негативным.

— Как вы оцениваете введение в России прогрессивной шкалы подоходного налога, которая позволила бы снизить налоговую нагрузку на бедных граждан страны. Министр экономического развития РФ Максим Орешкин не исключает такой сценарий, правда, считает, что тут все нужно тщательно просчитать.

— Пропорциональные, а не прогрессивные ставки налогов нарушают принципы, установленные еще Адамом Смитом — равномерное установление налогов между гражданами соразмерно их доходам. Дело в том, что с ростом доходов уменьшается необходимость затрат, а следовательно, возрастает доля дискреционного дохода, то есть дохода, который не обременен расходами. И не сложно заметить, что при пропорциональном налогообложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля его свободного дохода меньше, а доля налога выплачиваемого за счет этого свободного налога выше. При нынешней системе у обеспеченных граждан остается больше дохода. А малообеспеченные граждане весь свой доход тратят на текущее потребление. Поэтому необходима градация налога с учетом потребности человека. Прогрессивное налогообложение — это не про то, что богатый должен платить больше, а попытка хоть как-то сократить налоговую нагрузку бедных людей. Установление прогрессивной шкалы сократило бы разрыв между бедными и богатыми. А сохранение плоской шкалы будет усиливать и дальше разрыв между бедными и богатыми, что в свою очередь будет повышать социальную нестабильность в обществе. Во всех экономически развитых странах введена прогрессивная шкала: выше доход — выше налог.

«Больше половины поступлений в бюджеты всех уровней — это поступления от рядовых граждан»

— Часто в претензиях к государственному аппарату можно услышать фразу от граждан: «вы существуете на мои налоги». Насколько эта фраза отражает реальность, какова в бюджете доля налогов от обычных граждан?

— Помимо всем известного НДФЛ, граждане еще много платят налогов при потреблении товаров и услуг: НДС, НДПИ, акцизы, таможенные пошлины. Все косвенные налоги в соответствии с законом о переложении налогов перекладываются на плечи рядовых граждан. Поэтому почти все основные налоги поступают за счет рядовых потребителей, НДС обеспечивает фактически треть всех бюджетных поступлений. А значит, совершенно верно сказать, что больше половины поступлений в бюджеты всех уровней — это поступления от рядовых граждан. Лишь налоги на прибыль (доход) и на имущество компаний являются прямыми налогами с предприятий. Таким образом, как мы видим, косвенные налоги оплачивает население, а прямые налоги выплачиваются из доходов хозяйствующих субъектов. Учитывая, что в структуре наших налогов центр тяжести налогообложения смещен в пользу косвенных налогов, то и большие суммы поступают от граждан в той или иной форме, те есть прямо или опосредованно.

— Что нужно сделать, чтобы изменить нашу несовершенную налоговую систему?

— Это отдельная тема для разговора. Но все же попробую ответить. Развитие российской экономики в условиях действия западных санкций невозможно без инновационного развития. Секторальные санкции способствуют сдерживанию инноваций в ключевых секторах экономики. В связи с этим переход российской экономики от экспортно-сырьевой к инновационной является наиболее важным. То есть приоритетной задачей должно быть стимулирование инновационной экономики.

Для повышения деловой активности и роста инноваций необходимо как прямое, так и косвенное участие государства.

Прямая государственная поддержка — это выделение грантов, частно-государственное партнерство и так далее. Косвенные методы поддержки обеспечиваются за счет предоставления налоговых льгот и преференций. Налоговые льготы должны быть основными инструментами государственного регулирования. Ныне существующие налоговые льготы недостаточно стимулируют вовлечение в инновационную деятельность большого числа хозяйственных субъектов. Наличие большого числа неэффективных льгот создает предпосылки для сокрытия налогов и поиска путей избегания налогов. Льготы должны быть существенными, стабильными и выгодными, чтобы способствовать созданию огромного количества инновационных структур.

С 2017 года введена такая норма, когда налоговые льготы урезаются регионам, если они не смогут их обосновать. Чаще всего это происходит с дотационными регионами. Обосновать на практике крайне сложно. Выхода нет: регион отказывает компаниям в предоставлении налоговой льготы, но при этом по-прежнему остается дотационным.

Далее необходимо пересмотреть механизм инвестиционного налогового вычета. Этот вычет предоставляется предприятиям в целях роста инвестиций в основной капитал на обновление парка производственных фондов. Существуют различные обстоятельства, которые препятствуют использованию этой преференции. Инвестиционный налоговый вычет предоставляется компаниям только в том случае, если такая возможность будет предоставлена законом субъекта федерации. Кроме того, регионы могут ограничить максимальный размер вычета из регионального бюджета, выбирать категории оборудования отрасли, на которую он распространяется. Но учитывая сложное финансовое состояние в регионах, далеко не все регионы ввели эту льготу. На 1 октября этот льготный механизм введен только в 11 регионах. Причем там введены такие жесткие правила, которые делают невозможным использование этого вычета.

Действующие в настоящее время преференции по НДС, установленные для предприятий, также представляются весьма несущественными. Следует отметить льготный характер налогообложения добавленной стоимости финансовых операций. Данные операции в России освобождены от НДС. Получается, что государство стимулирует финансовый сектор без каких-либо ограничений и условий. В то время как в части инновационных расходов требуется выполнение множества процедур, ограничивающих их активность к инновациям. Поэтому нужен какой-то баланс между финансовыми услугами и реальным сектором.

Сомнение вызывает также обоснованность взимания платы НДС по изделиям, с которых установлено взимания акцизов. В этом случае в налоговый оборот включается и сумма акцизов. А это создает аномалию — двойное налогообложение, что необходимо устранить.

По НДС я вообще предлагаю: либо снизить ставку НДС, как это сделано в ряде странах Евразийского союза — до 12%, либо в будущем рассмотреть замену НДС на налог с продаж.

Введение налога с продаж позволит решить проблему большого количества посредников, из-за которых затруднен выход отечественной продукции на мировые рынки.

Кроме того, хочу сказать, что эффективному взаимодействию между малым и крупным бизнесом препятствует массовое применение малыми предприятиями специальных налоговых режимов, которые освобождены от НДС. Из-за этого на практике крупные предприятия предпочитают производить закупки друг у друга. А введение налога с продаж будет способствовать решению этой проблемы. Опыт развитых стран показывает, что должны быть либо НДС, либо налог с продаж. Поэтому я бы предложил сначала пойти на существенное сокращение ставки НДС, а потом заменить его на налог с продаж. Это простимулировало бы спрос и оживило экономику.

Таким образом, для стимулирования экономического роста в России становится необходимым повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей за счет снижения налоговой нагрузки и предоставления различного рода преференций. Снижение налогов — это допинг для экономики. Опыт промышленно развитых стран показывает, что именно в кризисных условиях необходимо снижение налоговой нагрузки на корпоративный бизнес. Мировая практика свидетельствует, что государство имеет устойчивую базу развития лишь в том случае, если оно осуществляет налоговую политику, стимулирующую развитие инноваций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *