В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос

Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования

В каком мире мы учим?

С каждым годом окружающая нас действительность становится все более нестабильной и непрогнозируемой. Увеличивается объем информации, производимой и потребляемой людьми; технологии устаревают и обновляются; меняется экологическая обстановка и климат; стираются все возможные границы – между странами, территориями, культурами и научными дисциплинами.

При таком темпе изменений совершенно невозможно угадать, к чему готовить детей. Кем они смогут работать через десять лет? Какие их качества будут востребованы? Чему нужно учить, чтобы воспитать успешных людей будущего?

Уже сегодня в мире наблюдается кризис рутинных профессий: люди конкурируют с искусственным интеллектом. Вероятно, нашим сегодняшним ученикам потребуется осваивать в первую очередь те профессии, которые предполагают экспертный подход, создание новых форм и все, что нельзя алгоритмизировать. Идеальный человек будущего – это самостоятельный, адаптивный и обучаемый персонаж, умеющий работать в команде и делать свою работу, не опираясь на шаблон, превращать проблемы в задачи и решать их, преобразовывая реальность и неся ответственность за принимаемые решения.

Если актуальная задача школы сегодня – готовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире, то что для этого можно сделать? Вместо конечных знаний предлагать проблемные ситуации со множеством вариантов решений. Вместо оценки как соответствия эталону и инструмента запугивания – предложить оценку-зеркало, которое позволит критически посмотреть на себя и скорректировать некоторые аспекты.

«Учителю необходимо, прежде всего, стать гибким и проактивным».

В современных реалиях идти по заданному шаблону не получится, придется обучаться в течение всей жизни, самостоятельно обновлять свои знания и осваивать новые технологии. Этого не сделать без сильной внутренней мотивации. Кроме того, нельзя быть отрешенным от профессионального сообщества. Ни один гениальный учитель не справится в одиночку со всеми вызовами, которые нам бросает время; требуется коллективный разум, доступ к банку опыта и удачных практик. Поэтому включенность в профессиональное сообщество, готовность учиться у других и транслировать свои успешные практики – базовое требование к педагогу.

В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос. cover3d1 w600. В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос фото. В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос-cover3d1 w600. картинка В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос. картинка cover3d1 w600

Ключевые компетенции как отражение основных целей обучения

В ближайшее время будет опубликован доклад института образования НИУ ВШЭ, посвященный опыту многих стран-лидеров в образовании. Тщательно проанализировав различные сценарии и решения, эксперты будут готовы сформулировать рекомендации по развитию системы российского образования.

Все государства, чей успешный опыт был проанализирован в рамках подготовки к докладу, провозглашают свой набор актуальных компетенций, которые должен приобрести каждый учащийся. Каждая комбинация компетенций формирует конкретную образовательную модель, успешно работающую в конкретном государстве.

Канада. Заявленная цель – создать систему образования, подходящую для каждого ученика. Следовательно, школа обязана вовлекать в активный учебный процесс все категории учащихся, в том числе слабых, «сложных», детей с ОВЗ и т.д. В процессе обучения дети должны овладеть следующими компетенциями: критическое мышление, креативность, навык взаимодействия с людьми и кооперация, воспитание характера и гражданская грамотность.

Финляндия. Основной целью провозглашается воспитание гармоничного, всесторонне развитого человека. Набор компетенций включает: мышление, умение учиться, культурную компетентность, умение взаимодействовать и выражать себя, забота о себе и управление повседневной жизнью, ИКТ-грамотность, карьерное развитие, предпринимательство, участие в построении успешного будущего.

Китай. В основе китайского фрейма – погруженность в культуру своей страны, ответственное гражданство, инновационное практичное действование, здоровый образ жизни, обучение в течение жизни и забота о себе.

Мы видим, что каждое государство в создании своей идеи национального образование шло своим путем – отсюда невозможность описать все фреймы при помощи одной системы понятий. Остается только догадываться, в какой мере схожи по смыслу «забота о себе» и «воспитание характера», «участие в построении успешного будущего» и «ответственное гражданство».

Проанализировав различные фреймы компетенций передовых стран мира, эксперты пришли к выводу: каждая рамка компетенции создана для решения конкретных задач, которые ставит государство перед национальным образованием. Если поставить перед собой задачу привести все многообразие актуальных компетенций к обобщенной формуле, то мы получим три компетентностных узла:

взаимодействие с другими людьми и освоение социальных ролей;

взаимодействие с самим собой, саморефлексия.

В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос. 44cb70d50bfad2468a8d0a4d291a1032. В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос фото. В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос-44cb70d50bfad2468a8d0a4d291a1032. картинка В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос. картинка 44cb70d50bfad2468a8d0a4d291a1032

Какая бывает грамотность?

Кажется, видов грамотности существует столько же, сколько прилагательных, которые мы захотим сочетать со словом «грамотность»: финансовая, правовая, экологическая, культурная – и за всеми этими понятиями стоит умение управлять, понимать и быть готовым действовать в той или иной сфере жизни. Грамотность – это не то, чем можно овладеть однажды и на всю жизнь; она нуждается в обновлении, уточнении, адаптации к изменениям, которые происходят в мире.

Наши коллеги-эксперты из НИУ ВШЭ выделяют два ключевых типа грамотности:

1. Грамотность, связанная с использованием инструментов коммуникации, которые опираются на знаковые системы. Это чтение, письмо, умение читать и расшифровывать диаграммы, схемы, работа с данными, а также владение формальными языками программирования – хотя бы на уровне понимания принципа. Часто речь идет о работе в режиме «человек-человек» и «человек-машина».

2. Грамотность, связанная со знаниями и навыками повседневного поведения. Всесторонне грамотный школьник должен знать, что такое кредит, как оплатить штраф, зачем сортировать мусор, как пить таблетки, что есть и чего не пить, чтобы сохранить свое здоровье, и т.д.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Что мешает нам меняться?

Судя по результатам опроса, который был проведен среди российских учителей и родителей экспертами НИУ ВШЭ в феврале 2018 года, изменениям препятствует отсутствие согласия у учителей и родителей относительно основных задач школьного обучения – более того, педагоги не готовы признать за школой некоторые новые функции.

В целом, российские учителя согласны, что школа должна развивать критическое мышление, однако высказывают мнение, что креативность – это не то, что можно воспитать в процессе обучения: либо дано, либо нет, а школа тут бессильна. Правда, и родители высказывают опасения, что в школе уж точно креативности не научиться. Многие учителя видят возможность формирования определенных компетенций только в рамках конкретных предметов: читательская грамотность развивается на уроках литературы, экологическая – на уроках биологии и т.д. А между тем, во всем мире эксперты констатируют, что для успешного решения актуальных задач образования необходимо сквозное проникновение грамотностей в дисциплины.

Такие понятия, как «обучение через исследование» и «проектная деятельность», мы склонны интерпретировать искаженно, видя в них больше наукообразия, чем практического значения и самостоятельности учеников.

Самое главное: в педагогическом сообществе укрепилось мнение, что целый ряд задач, которые мир ставит перед школами, должны решать не учителя, а семьи. Родители и педагоги едины во мнении, что школа должна научить ребенка излагать свои мысли, охотно учиться, отличать правду от вымысла, а относительно других актуальных задач единого мнения нет. Например, по мнению педагогов, навыки эффективной коммуникации, кооперации и совместной деятельности дети якобы должны приобретать в семье, а не на уроках. Мало кто из опрошенных учителей признает, что именно школа должна воспитывать в детях ответственность, умение планировать время, давать им необходимые бытовые знания, уважительно относиться к другим людям.

В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос. cover3d1 w600. В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос фото. В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос-cover3d1 w600. картинка В чем заключается проблемная компетенция учащегося по фгос. картинка cover3d1 w600

Источник

Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов

Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов

Мы слишком часто даем детям ответы, ко­торые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.

Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно.

Почему назрела необходимость что-то менять в процессе обучения?

В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показал подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования. России и Белоруссии в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение школы формировать компетенции у школьников.

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся может хорошо овладеть набором теоретических знаний, но

— получает задание и, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

— не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

— при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.

Таким образом школьник не может

— проанализировать данный материал:

— спланировать свои действия;

— оценивать полученный результат и свою деятельность в процессе;

— предлагать различные варианты решения и выбирать наилучший, принимая во внимания различные критерии;

— самоорганизовываться и т.д.

Главные изменения в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования:

По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир, предсказать невозможно.

Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, умение учиться, конструктивность.

Созданы условия для неограниченного доступа к информации. В результате школа не является единственным источником получения знаний.

Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором:

Компетенция от латинского слова compete— добиваюсь, соответствую, подхожу.

1. Круг полномочий, представляемых законом, уставом или иным документом конкретной организации или должностного лица.

2. Знания, опыт в той или иной области.(энциклопедический словарь).

Что такое «компетенция» и «компетентность»?

Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционных понятий ЗУН.

Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества. «Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Ключевые компетенции необходимы в любой области деятельности. Ключевые компетенции попали в центр внимания в связи с тем, что была выявлена и отчетливо сформулирована следующая проблема: хотя в хороших специалистах недостатка нет, однако есть острый недостаток в хороших сотрудниках. В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Существует формула: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику.

Понятия специалист и хороший сотрудник не тождественны. Хороший сотрудник это специалист, обладающий помимо профессиональных знаний еще и рядом дополнительных характеристик, т. н. ключевых компетенций.

Концепция “ключевых компетенций” уже была принята Советом Европы в 1996 году как образовательный результат.

Компетенции проявляются в действии.

Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций?

Можно выделить следующие действия:

Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать: организовывать связи прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному явлению; умение противостоять трудностям; занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: уметь работать и сотрудничать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность за порученное дело; войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело; доказать солидарность с коллективом; уметь организовать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость к изменениям; стойкость перед трудностями.

Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.

А. В. Хуторской ( докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва)

выделяет 7 ключевых ком­петенций:

Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Что и как ученик изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию

Знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

4,6, 8 (соч.-рассужд.)

Ф-в «От значения к написанию», 8 кл,

Слитное-раздельн. написание числит

11 (напис и произнош числ в интервью)

Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

Общекультурная компетенция

Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные, семейные, социальные основы жизни человека.

5, 8 (соч.-рассужд.)

Ф-в в 7 кл. «Поэтические гимны морфологии», тема

11 (по смыслу интервью) Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

Учебно-познавательная компетенция

Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки деятельности.

Информационная компетенция

Эта компетенция обеспечивает навыки работы с информацией из различных образовательных областей.

Ф-в в 6 кл. «Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов»

Коммуникативная компетенция

Включает знание необходимых языков, спо­собов взаимодействия с людьми, навыки ра­боты в группе, владение различными соци­альными ролями в коллективе.

9. Ф-в в 6 кл. «Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов»

8 (соч.-рассужд.)

Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

Социально-трудовая компетенция

Означает владение знанием и опытом в роли наблюдателя, избирателя, представителя, в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

10. 11 (роль интервьюируемого)

Компетенция личностного самосовер­шенствования

направлена на физическое, духовное и интел­лектуальное саморазвитие. Объ­ектом здесь выступает сам ученик. К этой компетенции от­носятся знание правил личной гигиены, забо­та о собственном здоровье, внутренняя эколо­гическая культура.

Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

По утверждению многих руководителей, глав предприятий и организаций, сегодня им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализовываться.

То есть, это и есть цель образования на современном этапе

Цель планируется реализовать через ряд задач:

мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности;

создать условия для освоения умений, к которым у учащихся уже есть предрасположенность;

создать условия для развития коммуникативных навыков.

Отсюда функции педагога
(учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для «само»:

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Традиционная школа реагирует на изменения в обществе таким образом: изменение учебных программ; дополнение учебного плана новыми предметами. Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объема изучаемого материала. Это тупиковый путь, хотя бы вследствие ограниченности ресурсов учебного времени.

Что же надо менять?

В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску.

Чтобы убедиться, что разработанное учебное или факультативное занятие в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика?

То, что ученики делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта?

Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, в которых деятельность учащихся и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, рефлексировать, адекватно оценивать себя, умение обучаться и многое другое.

Изменение методов обучения, приоритета тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, теоретическое мышление.

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение, являются:

Компетентностный подход в образовании предполагает овладение учащимися различного рода умениями позволяющими действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя выработать соответствующие навыки.

Исходя из поставленных целей, образование должно способствовать формированию следующих умений и навыков:

Что имеет умеющий учиться?

Все те рефлексивные действия и операции, которые необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? (ситуация разрыва знаний по Эльконину-Давыдову)

Все те продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: как выучиться? (Способы решения, алгоритм действия, модель). Ответы на эти вопросы, несомненно, будут связаны с развитием ключевых компетенций.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, «репертуар» которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др. Учитель становится менеджером образования. Иными словами, учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.

Задания для таблицы:

1. Продолжите фразы:

2. Составьте памятку «Как разграничить типы морфем: формообразующие и словообразовательные?»

3. Что мне надо сделать после занятия, чтобы хорошо освоить данный учебный материал?

4. Заполните бланк. Числительные запишите словами.

Я, ____________________________________________________, получил(а) от _____________________

____________________________________________, сумму в размере 468 рублей 95 копеек

______________________________________________________________________________________________________________________ (сумму указать прописью)

для приобретения оборудования в химическую лабораторию.

________________________________________________________________________________________

5. В строки из стихотворений Сергея Есенина вставьте пропущенные слова, на ваш взгляд, подходящие по смыслу.

(После проверки: Почему именно эти слова выбрал Есенин? – Черты национальной культуры, связь с родной природой.)

В саду горит костёр … красной,

Но никого не может он согреть.

Дышит запахом мёда и роз.

Словно …. цвет, седина

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Запрягался в наши сани.

Распласталась на тихой воде.

У отца пролилась в бороде.

Ответы: рябины, поле, жеребёнком, лягушкой, яблонный

6. Обсуждение в группах/парах 1-2 мин

«Житейская история» Представьте, что вам на дачу привезли ворота, в количестве двух штук. Но они оказались с браком. Вы пишите заявление с просьбой заменить ворота и сталкиваетесь с проблемой: можно ли написать «у обоих ворот обнаружен брак»? Вы звоните другу-редактору, и он вам объясняет. Что сказал редактор?

Для справок. Употребление числительных оба и обе:

М.р. и ср. р. – оба, обоих и т.д.

Ж.р. – обе, обеих и т.д.

7. Придумайте (подберите) задания по теме «Написание сложных слов»

8. Сочинение-рассуждение «Почему плачут дед и баба, когда разбилось золотое яичко?»

9. Дискуссия на тему «ть – суффикс глагола или окончание?» или «В слове нёс есть суффикс или нет?»

10. Провести в роли учителя часть занятия. (Ученик готовится заранее с учителем)

11. Игра «Пресс-конференция» «Я говорю о своей стране» (Группам (парам) раздаются тексты, из которых необходимо выбрать 2-3 предложения и озвучить, правильно произнося числительные.)

Представьте себя в роли выступающего на международной конференции. Вам необходимо ответить на вопросы журналистов о Беларуси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *