В чем заключается профессиональная этика руководителей и сотрудников овд

Этические нормы, правила и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Приказом МВД России от 26.06.2020 № 460 утвержден Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Данный Кодекс разработан на основе положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кодекс определяет этические нормы, правила и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время, применяемые наряду с нормативными предписаниями, определяющими государственно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел, ограничения, требования к нему, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации.

С точки зрения этических норм сотрудник органов внутренних дел обязан: рассматривать защиту жизни, здоровья, прав, свобод, чести, личного достоинства и законных интересов граждан как высшую нравственную цель его служебной деятельности; признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными, быть готовым к выполнению служебных обязанностей в особых условиях, перемещению в интересах службы, в том числе в другую местность; служить примером исполнения законов, неукоснительного соблюдения требований служебной дисциплины; быть мужественным и решительным перед лицом опасности при пресечении правонарушений, защите граждан от преступных посягательств, проявлять готовность к оказанию помощи пострадавшим; учитывать национальные обычаи и традиции, религиозные чувства граждан, культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп, конфессий, способствовать согласию между ними; вести себя достойно и вежливо, вызывая доверие и уважение граждан к органам внутренних дел, готовность оказывать им содействие; быть нетерпимым к проявлениям коррупции.

Сотрудник при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время должен придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в обязательности, аккуратности, точности и внимательности; воздерживаться в устной и письменной речи от оскорблений, грубости, нецензурной брани, жаргона, уголовной лексики; строить взаимоотношения с коллегами на принципах товарищеского партнерства, взаимопомощи и взаимовыручки, не злословить и не допускать необоснованной критики их служебной деятельности; избегать проявления неправомерного интереса к работе коллег, не допускать вмешательства в свою служебную деятельность иных лиц, если оно не обусловлено их должностными обязанностями; быть справедливым в оценке своей служебной деятельности, работе коллег и подчиненных, в том числе временно; непредвзято и компетентно оценивать деятельность проверяемого органа внутренних дел (подразделения, организации), его сотрудников; быть примером соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости при управлении автомобилем или иным транспортным средством; соблюдать функциональность, скромность и чувство меры при оформлении (оборудовании) рабочего места (служебного кабинета).

Каждый сотрудник органов внутренних дел должен знать, что необходимо воздерживаться от публичного размещения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на личных страницах, страницах в социальных сетях и других ресурсах материалов, дискредитирующих образ сотрудника либо наносящих ущерб авторитету и деловой репутации органов внутренних дел.

Необходимо помнить, что сотруднику органов внутренних дел полагается не только своим поведением, но и сдержанным и официальным внешним видом подчеркивать принадлежность к службе в органах внутренних дел, формировать уважительное отношение к ней граждан и коллег.

Правовой отдел УМВД России по Липецкой области

Источник

Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

1. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации разработан на основе положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3. Этические требования основываются на принятых в российском обществе нравственных принципах и ценностях, лучших профессиональных традициях органов внутренних дел Российской Федерации.

4. Кодекс подлежит изучению гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел. Каждый сотрудник независимо от замещаемой должности и специального звания принимает на себя обязательства к выполнению изложенных в нем этических требований.

5. Невыполнение сотрудником этических требований приводит к утере им доброго имени и чести, лишению морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны его коллег, руководителей (начальников) и других граждан.

II. Основные этические требования

6. Основные этические требования предписывают сотруднику:

6.1. Рассматривать защиту жизни, здоровья, прав, свобод, чести, личного достоинства и законных интересов граждан как высшую нравственную цель его служебной деятельности.

6.2. Признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными, быть готовым к выполнению служебных обязанностей в особых условиях, перемещению в интересах службы, в том числе в другую местность.

6.3. Служить примером исполнения законов, неукоснительного соблюдения требований служебной дисциплины.

6.4. Быть мужественным и решительным перед лицом опасности при пресечении правонарушений, защите граждан от преступных посягательств, проявлять готовность к оказанию помощи пострадавшим.

6.5. Учитывать национальные обычаи и традиции, религиозные чувства граждан, культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп, конфессий, способствовать согласию между ними.

6.6. Вести себя достойно и вежливо, вызывая доверие и уважение граждан к органам внутренних дел, готовность оказывать им содействие.

6.7. Быть нетерпимым к проявлениям коррупции.

7. Сотруднику при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время предписывается:

7.1. Придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в обязательности, аккуратности, точности и внимательности.

7.2. Воздерживаться в устной и письменной речи от оскорблений, грубости, нецензурной брани, жаргона, уголовной лексики.

7.3. Строить взаимоотношения с коллегами на принципах товарищеского партнерства, взаимопомощи и взаимовыручки, не злословить и не допускать необоснованной критики их служебной деятельности.

7.4. Избегать проявления неправомерного интереса к работе коллег, не допускать вмешательства в свою служебную деятельность иных лиц, если оно не обусловлено их должностными обязанностями.

7.5. Быть справедливым в оценке своей служебной деятельности, работе коллег и подчиненных, в том числе временно. Непредвзято и компетентно оценивать деятельность проверяемого органа внутренних дел (подразделения, организации), его сотрудников.

7.6. Быть примером соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости при управлении автомобилем или иным транспортным средством.

7.7. Соблюдать функциональность, скромность и чувство меры при оформлении (оборудовании) рабочего места (служебного кабинета).

8. Для сотрудника неприемлемы:

8.1. Использование служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в личных целях и вопреки интересам службы.

8.2. Стремление к получению в связи с выполнением служебных обязанностей любых видов вознаграждения от физических и юридических лиц, в том числе денежных вознаграждений, подарков, ссуд, услуг материального и иного характера.

8.3. Предвзятый или необъективный подход при рассмотрении вопроса о применении к правонарушителям мер государственного принуждения и привлечении их к ответственности.

8.4. Любые действия, связанные с провоцированием граждан в прямой или косвенной форме к совершению правонарушений.

8.5. Жестокое либо унижающее человеческое достоинство отношение к людям.

8.6. Участие в конфликтах между гражданами в качестве одной из сторон, утрата контроля над своим эмоциональным состоянием.

8.7. Употребление алкогольных напитков накануне и во время выполнения служебных обязанностей, курение табака в запрещенных местах.

III. Дополнительные этические требования к служебному поведению сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников)

9. Сотруднику, замещающему должность руководителя (начальника), помимо выполнения иных этических требований, содержащихся в настоящем Кодексе, следует:

9.1. Быть примером профессионализма, образцового выполнения служебных обязанностей, этических требований, соблюдения служебной дисциплины и законности.

9.2. Проявлять высокую требовательность и принципиальность по отношению к подчиненным в сочетании с уважением их личного достоинства, права на личное мнение.

9.3. Объективно оценивать результаты служебной деятельности подчиненных, не допускать протекционизма и избирательности при принятии решений по вопросам прохождения службы.

9.4. Непредвзято и справедливо распределять между подчиненными служебную нагрузку, учитывая их квалификацию и опыт, проявлять заботу о надлежащих организационно-технических и санитарно-гигиенических условиях службы сотрудников с учетом ее особенностей, а также об их отдыхе и досуге.

9.5. Побуждать подчиненных к совершенствованию личностных и деловых качеств, доброжелательно и умело мотивировать их к добросовестному осуществлению служебной деятельности.

9.6. Способствовать формированию в служебном коллективе благоприятного социально-психологического климата, предотвращать межличностные служебные конфликты, пресекать сплетни и злословие.

9.7. Вникать в нужды и проблемы подчиненных, в пределах своих полномочий обеспечивать им оказание необходимой социальной и правовой помощи, содействовать защите их чести и достоинства.

IV. Отдельные этические требования по поддержанию внешнего вида и ношению форменной одежды

10. Сотруднику полагается не только своим поведением, но и сдержанным и официальным внешним видом подчеркивать принадлежность к службе в органах внутренних дел, формировать уважительное отношение к ней граждан и коллег.

11. Сотруднику важно бережливо относиться к своей форменной одежде и обуви, носить ее в соответствии с установленными нормами чистой и аккуратной, хорошо подогнанной, соблюдать правила личной гигиены.

12. Гражданская одежда, которая носится сотрудником при выполнении служебных обязанностей, должна соответствовать строгому деловому стилю одежды государственного служащего, если иное не определено характером выполняемых служебных обязанностей.

13. При выполнении служебных обязанностей:

13.1. Сотруднику мужского пола рекомендуется быть всегда коротко подстриженным, тщательно выбритым, в случае ношения усов и бороды следить за их аккуратным видом. Не рекомендуется носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца.

13.2. Сотруднику женского пола следует соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении ювелирных украшений.

V. Отдельные этические требования при обращении со служебной и личной информацией

14. Сотруднику следует проявлять соразмерность, разумность, корректность и сдержанность при реализации полномочия по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, в том числе о частной жизни граждан, ставшей известной ему в связи с выполнением служебных обязанностей по обработке указанной информации.

15. При обращении со служебной информацией для сотрудника неприемлемо ее предоставление иным лицам и организациям, если это не входит в его должностные обязанности.

16. Сотруднику необходимо воздерживаться от публичного размещения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на личных страницах, страницах в социальных сетях и других ресурсах:

16.1. Информации, содержащей негативные высказывания, суждения и оценки в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, за исключением случаев, когда это входит в должностные обязанности сотрудника.

16.2. Фотографий и видеозаписей, позволяющих определить его персональные данные и персональные данные других сотрудников, включая их принадлежность к органам внутренних дел, сведений о служебной деятельности, если это не входит в должностные обязанности сотрудника или не обусловлено служебной необходимостью.

16.3. Материалов, дискредитирующих образ сотрудника либо наносящих ущерб авторитету и деловой репутации органов внутренних дел.

Источник

Приказ МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 июня 2020 г. N 460

Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения

сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2019, N 31, ст. 4477.

1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации:

2.1. Обеспечить изучение и выполнение подчиненными сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации требований Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного настоящим приказом.

2.2. Учитывать знание и соблюдение требований к служебному поведению, содержащихся в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном настоящим приказом, при оценке личностных и деловых качеств, переводе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на иные должности, применении к ним мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

генерал полиции Российской Федерации

к приказу МВД России

КОДЕКС

этики и служебного поведения сотрудников органов

внутренних дел Российской Федерации

I. Общие положения

Статьи 13 и 14 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Кодекс подлежит изучению гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел. Каждый сотрудник независимо от замещаемой должности и специального звания принимает на себя обязательства к выполнению изложенных в нем этических требований.

5. Невыполнение сотрудником этических требований приводит к утере им доброго имени и чести, лишению морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны его коллег, руководителей (начальников) и других граждан.

II. Основные этические требования

6. Основные этические требования предписывают сотруднику:

6.1. Рассматривать защиту жизни, здоровья, прав, свобод, чести, личного достоинства и законных интересов граждан как высшую нравственную цель его служебной деятельности.

6.2. Признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными, быть готовым к выполнению служебных обязанностей в особых условиях, перемещению в интересах службы, в том числе в другую местность.

6.3. Служить примером исполнения законов, неукоснительного соблюдения требований служебной дисциплины.

6.4. Быть мужественным и решительным перед лицом опасности при пресечении правонарушений, защите граждан от преступных посягательств, проявлять готовность к оказанию помощи пострадавшим.

6.5. Учитывать национальные обычаи и традиции, религиозные чувства граждан, культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп, конфессий, способствовать согласию между ними.

6.6. Вести себя достойно и вежливо, вызывая доверие и уважение граждан к органам внутренних дел, готовность оказывать им содействие.

6.7. Быть нетерпимым к проявлениям коррупции.

7. Сотруднику при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время предписывается:

7.1. Придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в обязательности, аккуратности, точности и внимательности.

7.2. Воздерживаться в устной и письменной речи от оскорблений, грубости, нецензурной брани, жаргона, уголовной лексики.

7.3. Строить взаимоотношения с коллегами на принципах товарищеского партнерства, взаимопомощи и взаимовыручки, не злословить и не допускать необоснованной критики их служебной деятельности.

7.4. Избегать проявления неправомерного интереса к работе коллег, не допускать вмешательства в свою служебную деятельность иных лиц, если оно не обусловлено их должностными обязанностями.

7.5. Быть справедливым в оценке своей служебной деятельности, работе коллег и подчиненных, в том числе временно. Непредвзято и компетентно оценивать деятельность проверяемого органа внутренних дел (подразделения, организации), его сотрудников.

7.6. Быть примером соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости при управлении автомобилем или иным транспортным средством.

7.7. Соблюдать функциональность, скромность и чувство меры при оформлении (оборудовании) рабочего места (служебного кабинета).

8. Для сотрудника неприемлемы:

8.1. Использование служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в личных целях и вопреки интересам службы.

8.2. Стремление к получению в связи с выполнением служебных обязанностей любых видов вознаграждения от физических и юридических лиц, в том числе денежных вознаграждений, подарков, ссуд, услуг материального и иного характера.

8.3. Предвзятый или необъективный подход при рассмотрении вопроса о применении к правонарушителям мер государственного принуждения и привлечении их к ответственности.

8.4. Любые действия, связанные с провоцированием граждан в прямой или косвенной форме к совершению правонарушений.

8.5. Жестокое либо унижающее человеческое достоинство отношение к людям.

8.6. Участие в конфликтах между гражданами в качестве одной из сторон, утрата контроля над своим эмоциональным состоянием.

8.7. Употребление алкогольных напитков накануне и во время выполнения служебных обязанностей, курение табака в запрещенных местах.

III. Дополнительные этические требования к служебному поведению сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников)

9. Сотруднику, замещающему должность руководителя (начальника), помимо выполнения иных этических требований, содержащихся в настоящем Кодексе, следует:

9.1. Быть примером профессионализма, образцового выполнения служебных обязанностей, этических требований, соблюдения служебной дисциплины и законности.

9.2. Проявлять высокую требовательность и принципиальность по отношению к подчиненным в сочетании с уважением их личного достоинства, права на личное мнение.

9.3. Объективно оценивать результаты служебной деятельности подчиненных, не допускать протекционизма и избирательности при принятии решений по вопросам прохождения службы.

9.4. Непредвзято и справедливо распределять между подчиненными служебную нагрузку, учитывая их квалификацию и опыт, проявлять заботу о надлежащих организационно-технических и санитарно-гигиенических условиях службы сотрудников с учетом ее особенностей, а также об их отдыхе и досуге.

9.5. Побуждать подчиненных к совершенствованию личностных и деловых качеств, доброжелательно и умело мотивировать их к добросовестному осуществлению служебной деятельности.

9.6. Способствовать формированию в служебном коллективе благоприятного социально-психологического климата, предотвращать межличностные служебные конфликты, пресекать сплетни и злословие.

9.7. Вникать в нужды и проблемы подчиненных, в пределах своих полномочий обеспечивать им оказание необходимой социальной и правовой помощи, содействовать защите их чести и достоинства.

IV. Отдельные этические требования по поддержанию внешнего вида и ношению форменной одежды

10. Сотруднику полагается не только своим поведением, но и сдержанным и официальным внешним видом подчеркивать принадлежность к службе в органах внутренних дел, формировать уважительное отношение к ней граждан и коллег.

11. Сотруднику важно бережливо относиться к своей форменной одежде и обуви, носить ее в соответствии с установленными нормами чистой и аккуратной, хорошо подогнанной, соблюдать правила личной гигиены.

Приказ МВД России от 26 июня 2013 г. N 575 «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия» (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2013 года, регистрационный N 29930), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 20 июля 2015 г. N 771 (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2015 года, регистрационный N 38570), от 24 ноября 2015 г. N 1121 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2015 года, регистрационный N 40332) и от 18 сентября 2017 г. N 722 (зарегистрирован Минюстом России 12 октября 2017 года, регистрационный N 48524).

12. Гражданская одежда, которая носится сотрудником при выполнении служебных обязанностей, должна соответствовать строгому деловому стилю одежды государственного служащего, если иное не определено характером выполняемых служебных обязанностей.

13. При выполнении служебных обязанностей:

13.1. Сотруднику мужского пола рекомендуется быть всегда коротко подстриженным, тщательно выбритым, в случае ношения усов и бороды следить за их аккуратным видом. Не рекомендуется носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца.

13.2. Сотруднику женского пола следует соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении ювелирных украшений.

V. Отдельные этические требования при обращении со служебной и личной информацией

14. Сотруднику следует проявлять соразмерность, разумность, корректность и сдержанность при реализации полномочия по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, в том числе о частной жизни граждан, ставшей известной ему в связи с выполнением служебных обязанностей по обработке указанной информации.

15. При обращении со служебной информацией для сотрудника неприемлемо ее предоставление иным лицам и организациям, если это не входит в его должностные обязанности.

16. Сотруднику необходимо воздерживаться от публичного размещения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на личных страницах, страницах в социальных сетях и других ресурсах:

16.1. Информации, содержащей негативные высказывания, суждения и оценки в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, за исключением случаев, когда это входит в должностные обязанности сотрудника.

16.2. Фотографий и видеозаписей, позволяющих определить его персональные данные и персональные данные других сотрудников, включая их принадлежность к органам внутренних дел, сведений о служебной деятельности, если это не входит в должностные обязанности сотрудника или не обусловлено служебной необходимостью.

16.3. Материалов, дискредитирующих образ сотрудника либо наносящих ущерб авторитету и деловой репутации органов внутренних дел.

Источник

Профессиональная этика сотрудников и деловая репутация органов внутренних дел

Высшей ценностью в современном обществе являются человек, а также его права и свободы. К наиболее важным ценностям, принадлежащим человеку, несомненно, относят честь, достоинство, деловую репутацию.

Репута́ция (англ. reputation), реноме́ (фр. renommée) – закрепившееся определённое мнение о человеке или группе людей.

Понятие деловой репутации в различных научных исследованиях определяют по-разному. А.М. Эрделевский считает, что деловая репутация относится к общественно значимой деятельности лица, его оценка обществом, мнение общества о качествах, достоинствах и недостатках этого лица». В то же время М.Н. Малеина считает, что деловая репутация – это набор оценок и качеств, с которыми человек, к которому относятся эти оценки и качества, ассоциирируется в глазах своих клиентов, потребителей, контрагентов, поклонников (для шоу-бизнеса), коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности.

Эти нематериальные блага являются особо значимыми и поэтому закреплены на конституционном уровне. В соответствии с частью 1 статьи 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Кроме того, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова ethos, обозначающее образ мыслей, обычай, характер.

В основе деятельности людей определенной профессии заложены моральные принципы и категории этики, которые являются основой этой деятельности граждан в той или иной области, а также нравственные качества и нормы, которыми должны обладать люди той или иной профессии. К профессиональной этики относятся такие категории, как «служебное достоинство», «профессиональный долг и честь», «честь мундира»

Профессиональная честь каждого сотрудника правоохранительных органов – это и моральный авторитет органов внутренних дел в обществе и достоинство каждого, кто посвятил себя этой профессии. Именно поэтому, не посягательства на честь и достоинство любого сотрудника затрагивают честь всех, кто посвятил себя службе в органах внутренних дел.

Оценка обществом моральных качеств сотрудников органов внутренних дел это признание обществом достоинства личности, которыми она обладает. Так как в основе чести и достоинства лежит единый критерий нравственности и морали, то они имеют между собой тесную и неразрывную связь.

Деловая репутация относится к общественно значимой деятельности гражданина и включает в себя его оценку обществом, мнение общества о его качествах, достоинствах и недостатках. Она сопровождается положительной оценкой общества отражение деловых качеств деятельности органа государственной власти в общественном сознании. Она формируется, главным образом, благодаря его публичной деятельности.

Присуща ли деловая репутация сотрудникам? Для ответа на этот вопрос можно привести сложившуюся судебную практику. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 26 октября 2015 года по делу № 38996/15 указано: «суд правильно исходил из того, что унижение деловой репутации представителя власти, независимо от занимаемого субъектом статуса неминуемо наносит ущерб нормальному осуществлению властных полномочий, нарушая при этом порядок нормального функционирования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел».

Частью 6 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» предусмотрено, что общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В настоящее время, в век высоких технологий, деятельность сотрудников органов внутренних дел стала более прозрачной и общественно заметной. Поэтому общественное мнение, которое складывается на основе не только результатов деятельности полиции, но и методов работы сотрудников, является как бы «лакмусовой бумажкой», которая реагирует на процессы, проявляющиеся в деятельности органов внутренних дел.

Многочисленные публикации и видеоролики, размещенные в сети Интернет, зачастую демонстрируют повседневную работу сотрудников правоохранительных органов, а по работе отдельного взятого сотрудника, его морально-деловым и нравственно – профессиональным качествам граждане составляют свое мнение о деятельности органов внутренних дел в целом, о всех ее сотрудниках.

Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел всегда на виду, является публичной и, поэтому всегда является объектом пристального внимания и интереса со стороны отдельных граждан и общества в целом, а честь, достоинство и деловая репутация сотрудников полиции подвергаются постоянным угрозам. Поэтому реагирование государства на любое посягательство на честь, достоинство и деловую репутацию сотрудника и деловую репутацию правоохранительных органов приобретает огромное значение, так как способствует укреплению авторитета государственной власти и не дает формироваться процессам дестабилизации в стране.

В связи с этим закономерно, что основными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел являются высокие нравственные и моральные качества, обладать которыми должен каждый сотрудник правоохранительных органов. Безусловно, что самыми важными качествами являются честь, достоинство, справедливость, долг и совесть.

Данные требования нормативно закреплены в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где сказано, что сотрудник органов внутренних дел обязан заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Нельзя не отметить, что вопросы чести и достоинства полиции предусмотрены и международными документами. В 1979 году Парламентской ассамблеей Совета Европы была принята Декларация о полиции. В ней прямо указывается, что «профессиональные, психологические и материальные условия, в которых полицейский должен выполнять свои обязанности, в свою очередь должны защищать его честь, достоинство и беспристрастность». Положения, которые изложенны в Декларации о полиции, также закреплены и в Европейском Кодексе полицейской этики, принятом в качестве дополнительного регулятивного документа Совета Европы 19 сентября 2001 года.

После принятия Европейского кодекса полицейской этики произошли значительные изменения в понимании важности таких этико –деонтологических вопросов, как защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудников полиции.

Международными организациями была проделана большая работа по обобщению опыта служб полиции. На основе работы международных организаций по обобщению опыта служб полиции Интерполом приняты Кодекс этики сотрудников правоохранительных органов и Кодекс поведения сотрудников правоохранительных органов.

Таким образом, принятые на международном уровне стандарты указывают на необходимость построения взглядов и принципов сотрудников правоохранительных органов в соответствии с морально – правовыми и нравственными ценностями, важнейшими из которых являются честь, достоинство и деловая репутация. Реализация требуемых стандартов должна привести к высокому уровню и профессионализма, этики, культуры сотрудников.

Безусловно, государственные служащие, к которым относятся и сотрудники органов внутренних дел, находящиеся при исполнении обязанностей, подпадают под расширенные границы допустимой критики, чем частные лица. Так, в Постановлении Европейского суда по правам человека по делу «Гринберг против Российской Федерации» отмечено, что государственный служащий «неизбежно и сознательно открывает себя для тщательного наблюдения за каждым своим словом и поступком со стороны журналистов и большей части общества и, следовательно, он должен проявлять большую степень терпимости».

Несомненно, защита чести, достоинства и деловой репутации является предпосылкой более эффективной работы органов внутренних дел. В связи с этим, в настоящее время принятая нормативная правовая база, которая регламентирует механизм защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел, является достаточно эффективной.

Законодательство Российской Федерации уделяет очень пристальное внимание вопросам защиты принадлежащих гражданину нематериальных благ, среди которых присутствует деловая репутация. В статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации деловая репутация отнесена к числу неотчуждаемых нематериальных благ, принадлежащих гражданину, в связи с чем ее защита в установленном законом порядке возможна.

Статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин имеет право в судебном порядке потребовать опровержения сведений, которые порочат его честь, достоинство или деловую репутацию, при условии, что лицо, распространившее такие сведения не докажет соответствие их действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении указал, что право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц – одним из условий их успешной деятельности.

Таким образом, согласно действующему законодательству, сотрудники правоохранительных органов, а также и юридические лица, к которым относятся и органы внутренних дел, имеют право на защиту чести, достоинства и деловой репутации.

При реализации права на защиту чести, достоинства и деловой репутации имеют значение факт распространения сведений, их порочащий характер и несоответствие действительности. При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств суд отказывает в удовлетворении иска.

Под распространением сведений, которые порочат честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, понимается публикация этих сведений в печати, трансляция по радио и телевидению, и других средствах массовой информации, а также распространение в сети Интернет, в том числе и с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Не соответствующими действительности являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Приведенное определение порочащих сведений особенно актуально для сотрудников и органов внутренних дел в целом. Сотрудники органов внутренних дел призваны стоять на страже Закона и обеспечивают охрану прав и свобод граждан. Они призваны бороться с любым проявлением противоправных действий, а распространение сведений о нарушении сотрудниками правоохранительных органов прав и свобод граждан уже подразумевает совершение ими нечестного поступка, нарушение Закона. Поэтому порочащие сведения, в случае их несоответствия, конечно же, умаляют честь и достоинство сотрудников и подрывают авторитет органов внутренних дел.

Защита чести, достоинства сотрудников и деловой репутации органов внутренних дел является такой же первостепенной задачей, стоящей перед органами правопорядка, которому руководство МВД России уделяет самое пристальное внимание. Об этом свидетельствует издание 19.12.2018 года Приказа № 850 «Об организации защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в связи с осуществлением ими служебной деятельности, деловой репутации подразделений системы МВД России».

Данным приказом предусмотрен порядок оказания сотрудникам органов внутренних дел правовой помощи по защите чести и достоинства.

Так почему же соблюдение сотрудником требований профессиональной этики и деловая репутация органов внутренних дел взаимосвязаны и являются одной из основ успешной деятельности органов внутренних дел?

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, которая призвана обеспечить защиту прав и свобод граждан. Поэтому предъявляя высокие требования к нравственному, профессиональному и морально-этическому облику сотрудника, служба в органах внутренних дел, в тоже время, признает особую ответственность органов внутренних дел перед государством, обществом и каждым гражданином. Ничто не должно порочить авторитет и деловую репутацию, сотрудника, поведение которого всегда и при любых обстоятельствах должно оставаться безупречным и соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно – этическим принципам стража правопорядка.

Свод нравственно – этических требований сформулирован в Кодексе этики и служебного поведения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460).

Кодекс принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации и соответствует принципам служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации. При его разработке были учтены принятые нормы поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые ООН, а также рекомендации Европейского Кодекса полицейской этики.

Документ определил нравственный эталон поведения сотрудника органов внутренних дел.

Главный его замысел направлен на формирование деловой репутации деятельности органов внутренних дел, способствующей эффективному выполнению оперативно – служебных и служебно-боевых задач, которая складывается из профессиональной этики, служебного этикета и культуры поведения.

Кодекс является основой для формирования требуемой в условиях современного общества профессиональной морали; он призван помочь сотруднику правильно ориентироваться в сложных нравственных ситуациях, в том числе, и конфликтных, которые складываются из особенностей его службы; он также выступает как инструмент общественного контроля над поведением сотрудников.

Для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время. В том числе, на них возложены особые обязанности заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти в целом. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел обязательств, предусмотренных законодательством, приводит к подрыву морального престижа, деловой репутации органов внутренних дел, что в свою очередь приводит к процессам дестабилизации в стране и ослаблению государственной власти.

Таким образом, гражданин, поступающий на службу в органах внутренних дел, должен осознавать, что добровольно принимая на себя обязательства службы в органах внутренних дел, обязан не только добросовестно выполнять свой служебный долг, но и конечно соответствовать высокому званию сотрудника органов внутренних дел, так как репутация отдельного сотрудника формирует и общественное мнение об органах внутренних дел в целом. Именно поэтому профессиональная этика сотрудника и деловая репутация органов внутренних дел тесно взаимосвязаны и являются неотъемлемыми составляющими успешной деятельности органов внутренних дел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *