В чем заключается профессиональное постановление
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. N 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. N 887
«Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах»
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. справку «Коронавирус COVID-19»
Правительство Российской Федерации постановляет:
Информация об изменениях:
1. Утвердить прилагаемые особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах.
2. Установить, что предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» уведомление осуществляется по 31 октября 2020 г. включительно.
При этом способы уведомления устанавливаются в локальных нормативных актах с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
3. Рекомендовать руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации создать условия для поездок на работу отдельных специалистов кадровой и бухгалтерской служб, обеспечивающих выплату заработной платы работникам, а также специалистов служб, обеспечивающих бесперебойную работу оборудования, программно-технических средств и средств защиты информации, используемых в работе кадровой и бухгалтерской служб.
Информация об изменениях:
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31 декабря 2021 г. включительно.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Информация об изменениях:
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 июня 2020 г. N 887
Особенности
правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах
С изменениями и дополнениями от:
Информация об изменениях:
1. Настоящий документ определяет особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах.
Информация об изменениях:
Полученные работником средства, выплаченные ему работодателем в 2020 году в качестве предварительной компенсации расходов, в случае если он не воспользовался ими в связи с ограничительными мерами, не подлежат возврату работодателю, если транспортная организация предусмотрела пролонгацию на 2021 год срока выполнения обязательств по перевозке пассажира исходя из суммы ранее внесенной провозной платы (либо пролонгацию действия проездных и перевозочных документов на 2021 год) либо не возмещает средства за проездные и перевозочные документы.
Работники, оплатившие проездные и перевозочные документы, но не воспользовавшиеся ими в связи с ограничительными мерами, в течение 7 рабочих дней с даты выхода работника из отпуска (окончания периода осуществления мер, если они распространялись на такого работника):
возвращают работодателю средства, полученные на приобретение проездных и перевозочных документов, в случае их возмещения в денежной форме транспортной организацией (исходя из возмещенной суммы);
информируют работодателя о пролонгации транспортной организацией на 2021 год срока выполнения обязательств по перевозке пассажира исходя из суммы ранее внесенной провозной платы либо о пролонгации действия проездных и перевозочных документов на 2021 год;
информируют работодателя о том, что транспортная организация не возвращает средства за проездные и перевозочные документы и не продлевает срок выполнения обязательств по перевозке, с приложением соответствующих документов. При необходимости работодатель вправе запросить у транспортной организации предоставление соответствующих документов.
Способы информирования работодателя устанавливаются в локальных нормативных актах с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов или их экземпляров на бумажном носителе (при оформлении в электронном виде), если работник воспользовался ими для проезда к месту использования отпуска и (или) обратно, представляется работником работодателю в течение 3 рабочих дней с даты выхода работника из отпуска (с учетом периода осуществляемых по месту использования отпуска или по месту работы работника ограничительных мер, если они распространялись на такого работника).
Дети (члены семьи работника), которым в 2020 или 2021 году исполнилось либо исполнится 18 лет, сохраняют право на компенсацию расходов к месту использования работником отпуска и обратно соответственно в 2021 или в 2022 году, если право на получение указанной компенсации у них не возникло в связи с заключением трудового договора.
Установлены особенности регулирования трудовых отношений в 2020 г.
Крайний срок уведомления сотрудников о необходимости выбрать между бумажной или электронной трудовой книжкой перенесен с 30 июня на 31 октября. Определиться с выбором нужно до конца года.
Северянам работодатель раз в 2 года возмещает стоимость проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно. Компенсацию, не использованную в 2020 г., можно будет получить в 2021 г.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. N 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах»
Вступает в силу с 23 июня 2020 г. и действует по 31 декабря 2021 г. включительно
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 23 июня 2020 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 26 ст. 4115
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2402
Изменения вступают в силу с 13 января 2021 г.
Постановление Правительства РФ от 27 мая 2021 г. N 800 «О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 27 мая 2021 г. N 800
«О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года»
С изменениями и дополнениями от:
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года.
2. Пункт 8 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 369 «О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 13, ст. 2230), после слов «Организации, осуществляющие образовательную деятельность,» дополнить словами «включенные в перечни, указанные в пункте 14 Положения о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. N 800 «О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года»,».
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 мая 2021 г. N 800
Положение
о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года
С изменениями и дополнениями от:
1. Настоящее Положение устанавливает порядок реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года.
2. В рамках программы на период до 2024 года организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан осуществляется следующими организациями:
а) автономная некоммерческая организация «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)»;
б) федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»;
в) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
3. Условием участия граждан в программе на период до 2024 года является отнесение их к одной из следующих категорий:
а) граждане, ищущие работу и обратившиеся в органы службы занятости, включая безработных;
б) граждане в возрасте 50 лет и старше;
в) граждане предпенсионного возраста;
г) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
д) женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста.
Информация об изменениях:
Органы службы занятости оказывают содействие гражданам, ищущим работу и обратившимся в органы службы занятости, включая безработных, в подаче заявления путем предоставления доступа к техническим средствам связи в центрах занятости населения, а также оказания консультационных услуг.
Прием, учет, хранение, распределение, маршрутизация и изменение заявлений в информационных системах федеральных операторов осуществляются посредством специального электронного ресурса (платформы) автономной некоммерческой организации «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Федеральные операторы (иные организации) вправе запрашивать:
7. В целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования:
а) федеральные операторы (иные организации) в рамках взаимодействия с гражданами, подавшими заявление, вправе проводить с ними, в том числе с использованием информационных систем (специальных сайтов, цифровых платформ), мероприятия, направленные на содействие в выборе профессии, квалификации, а также на оценку их потенциала в обеспечении занятости по итогам прохождения обучения;
б) органы службы занятости оказывают гражданам, ищущим работу и обратившимся в органы службы занятости, включая безработных, государственную услугу по профессиональной ориентации.
8. Федеральные операторы (иные организации) вправе предложить гражданину, подавшему заявление, по итогам мероприятий, указанных в подпункте «а» пункта 7 настоящего Положения, изменить выбранную им профессию, квалификацию в целях обеспечения его занятости по итогам прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Информация об изменениях:
9. Федеральные операторы (иные организации) в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня направления заявления, принимают решение о направлении гражданина, подавшего заявление, на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования или решение об отказе от прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
О принятом решении гражданин информируется через Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» или по электронной почте.
10. Федеральные операторы (иные организации) отказывают гражданину от прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в следующих случаях:
а) несоответствие условию участия в программе на период до 2024 года;
б) отказ от представления документов, подтверждающих соответствие условию участия в программе на период до 2024 года;
в) представление недостоверной информации для участия в программе на период до 2024 года;
г) одновременный отказ гражданина, подавшего заявление, от заключения трехстороннего или двустороннего договора, предусматривающего обязательства по обеспечению его занятости по окончании профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования, и от изменения выбранной профессии, квалификации по итогам мероприятий, указанных в подпункте «а» пункта 7 настоящего Положения.
Информация об изменениях:
11. В случае направления безработных граждан на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования в рамках договоров о сотрудничестве, заключенных органами службы занятости с федеральными операторами (иными организациями), за безработными гражданами в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается в случаях, предусмотренных статьей 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
По запросу органов службы занятости федеральные операторы (иные организации) представляют необходимые документы для выплаты пособия безработным гражданам, проходящим профессиональное обучение или получающим дополнительное профессиональное образование.
12. В случае направления безработных граждан на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования в рамках договоров о сотрудничестве, заключенных органами службы занятости с федеральными операторами (иными организациями), органы службы занятости оказывают содействие безработным гражданам в обеспечении занятости по итогам профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
13. Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования участниками программы на период до 2024 года осуществляется непосредственно федеральными операторами или на основании договоров (контрактов), заключаемых федеральными операторами (иными организациями) с организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
14. Федеральные операторы проводят предварительный квалификационный отбор организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в субъектах Российской Федерации для реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
При организации отбора учитываются материально-технические и кадровые условия, имеющиеся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, а также наличие опыта реализации аналогичных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
По итогам отбора федеральные операторы утверждают перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, взаимоувязанные с профессиями, квалификациями, в субъектах Российской Федерации.
15. В целях обеспечения организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования во всех субъектах Российской Федерации Федеральная служба по труду и занятости формирует по субъектам Российской Федерации квоты на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование с учетом численности экономически активного населения субъектов Российской Федерации и корректирующего коэффициента, отражающего напряженность ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации (отношение численности незанятых граждан к количеству свободных рабочих мест и вакантных должностей, имеющихся в базах данных органов службы занятости), а также на основании предложений уполномоченных органов субъектов Российской Федерации.
16. На основании оценки ситуации на рынке труда, в том числе качественного состава безработных граждан, структурного и отраслевого соотношения свободных рабочих мест и вакантных должностей, имеющихся в базах данных органов службы занятости, потенциала обеспечения занятости граждан по итогам обучения, уполномоченные органы субъектов Российской Федерации направляют федеральным операторам (иным организациям) предложения о распределении указанной в пункте 15 настоящего Положения квоты, установленной субъекту Российской Федерации, по профессиям и квалификациям.
Информация об изменениях:
17. В целях обеспечения занятости участников программы на период до 2024 года федеральные операторы (иные организации) вправе организовывать взаимодействие с работодателями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами службы занятости субъектов Российской Федерации и иными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы службы занятости субъектов Российской Федерации вправе запрашивать сведения о гражданах, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование. Федеральные операторы (иные организации) представляют указанную информацию в органы службы занятости субъектов Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.
18. Федеральные операторы осуществляют мониторинг качества профессионального обучения и дополнительного профессионального образования участников программы на период до 2024 года на основании разработанной ими риск-ориентированной модели, которая может включать сбор данных фото- и (или) видеофиксации оказания услуг или данных, получаемых посредством смс-опросов участников программы на период до 2024 года, использование систем автоматизированных процедур наблюдения и контроля за дистанционным испытанием, а также иных данных, необходимых для осуществления мониторинга.
Для потерявших работу граждан доступны программы переобучения и дополнительного профобразования с возможностью дальнейшего трудоустройства. Стать их участниками также могут:
— лица в возрасте 50 лет и старше;
— граждане предпенсионного возраста;
— женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
— женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста.
Организаторами обучения выступают Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия), Томский госуниверситет и Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. В частности, они проводят квалификационный отбор образовательных организаций, где можно пройти обучение. Затраты возмещаются с помощью грантов.
Заявку на прохождение обучения можно подать через Общероссийскую базу вакансий «Работа в России». Она рассматривается в течение 15 рабочих дней. Прописаны основания для отказа.
Для каждого региона Роструд определяет квоту на обучение.
Постановление Правительства РФ от 27 мая 2021 г. N 800 «О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года»
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 28 мая 2021 г. N 0001202105280048, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 июня 2021 г. N 23 ст. 4049
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2021 г. N 1484
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2021 г.
Разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов.
Официальные разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов
Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов для организации разъяснительной работы по данному направлению.
Информация Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов
1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?
Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.
По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.
2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?
Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).
Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.
Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.
3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?
Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России ( http://profstandart.rosmintrud.ru ) и Научно- методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России ( http://vet-bc.ru ). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.
Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.
4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?
В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.
5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?
Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?
Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.
Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.
8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?
Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.
При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.
9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?
Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ, должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.
По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.
10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?
В ТК РФ нет такого основания. Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.
Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?
Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?
Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.
13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?
ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
— согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
— согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.