В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов

Презентация по теме «Проблема общественного прогресса» 10 кл. обществознание, профильный уровень, Боголюбов

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. presentation bg. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов фото. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов-presentation bg. картинка В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. картинка presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проблема общественного прогресса

Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) — древнегреческий поэт Стадии развития общества: 1 «Золотой век» 2. «Серебряный век» 3. «Железный век»

французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743—1794 гг.) история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума.

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854 гг.), немецкий философ критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Критерии прогресса: Развитие разума Нравственный критерий прогресса Приближение к правовому устройству В сознании свободы Развитие производительных сил, включая развитие самого человека Мера свободы Гуманизм, человечность

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. placeholder. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов фото. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов-placeholder. картинка В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. placeholder. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов фото. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов-placeholder. картинка В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. картинка placeholder

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. placeholder. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов фото. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов-placeholder. картинка В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. картинка placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. a loader. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов фото. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов-a loader. картинка В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. картинка a loader

Номер материала: ДБ-699631

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. 12ca 000988a9 e32712b1. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов фото. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов-12ca 000988a9 e32712b1. картинка В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. картинка 12ca 000988a9 e32712b1

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. placeholder. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов фото. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов-placeholder. картинка В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. картинка placeholder

ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022

Время чтения: 1 минута

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. placeholder. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов фото. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов-placeholder. картинка В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. картинка placeholder

ОНФ проверит качество охраны в российских школах

Время чтения: 2 минуты

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. placeholder. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов фото. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов-placeholder. картинка В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. картинка placeholder

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. placeholder. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов фото. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов-placeholder. картинка В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. картинка placeholder

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. placeholder. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов фото. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов-placeholder. картинка В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. картинка placeholder

В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год

Время чтения: 3 минуты

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. placeholder. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов фото. В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов-placeholder. картинка В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов. картинка placeholder

Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок обществознания по теме «Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса» (10 класс)

Тема: Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса (1 ч.)

Модуль: Общество и человек

Тип урока: урок усвоения новых знаний

— учащиеся должны научиться определять, что такое прогресс, каковы его проявления;

— уметь сравнивать прогресс и регресс как направления развития общества;

— характеризовать достоинства и недостатки прогресса, показывать его противоречивость

Краеведческий материал (региональный компонент): экологическая ситуация в нашем крае (Республика Карелия)

Форма проведения урока: проблемный урок

— сформировать у учащихся представление о прогрессе как направлении развития от простого к сложному

— дать оценку результатам прогресса в различных сферах жизни современного общества

— развить навыки работы с различными видами текстов

— показать необходимость ответственного отношения человека к прогрессу как результату деятельности, воспитание гуманности, патриотизма и гражданской ответственности

Основные понятия: прогресс, регресс, стагнация, глобальные проблемы современности, экологическая проблема

Оборудование: ПК с проектором, экран; учебник (Обществознание. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: профил. Уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение; карты урока; презентация «Противоречивость прогресса»; распечатки индивидуальных заданий для учащихся, готовящихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

— личностные (нравственно-этическое оценивание)

— регулятивные (целеполагание, контроль)

— познавательные (общеучебные: формулирование цели, поиск и выделение информации; логические: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений)

— коммуникативные (планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёров)

1. Презентация (слайд 1): «Прогресс цивилизации нельзя отрицать: в каждой новой войне нас убивают по-новому» (Уилл Роджерс, американский сатирик, 1879-1939)

1) Как вы понимаете это высказывание?

2) Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свою точку зрения.

3) Какие обществоведческие термины, понятия вам необходимо использовать для обоснования своей позиции?

2. Выход на тему урока. Учащиеся определяют тему, записывают её в карту урока.

3. Актуализация знаний (самостоятельно)

1) Вспомните, что такое прогресс? Каковы критерии прогресса?

Работа с текстом учебника (§15) по вариантам (устно):

2) – Вариант 1. В чём проявляется прогресс? Приведите примеры (с. 148-150)

— Вариант 2. Что такое регресс? Приведите примеры регресса (с. 148-150)

2. Запись терминов в карте урока (словарь темы):

3) Изобразите в карте урока схему прогресса и регресса. Сделайте необходимые подписи к схеме. (не более 2 мин.)

4) Сравните свою схему со схемой, представленной на слайде 2 презентации (выводится на экран). Учащиеся делают краткий вывод.

3. Понятия «стагнация», «политическая реакция» «деградация» (вводятся учителем, представлены на слайде 3):

4. Неоднозначность прогресса.

В ХХ в. стала явной противоречивость прогресса (прогрессивные изменения в одной сфере сопровождаются негативными изменениями в другой)

1) Приведите примеры прогрессивных изменений и сопровождающих их негативных последствий (если учащиеся затрудняются с ответом, можно предложить им обсудить проблему использования компьютеров, автомобилей, строительства заводов и т.п.)

2) Что вам известно о глобальных проблемах человечества? В чём причины их возникновения? В чём опасность для человека?

3) Существуют ли пути решения этих проблем?

Запись значения термина в карте урока (словарь темы)

4) Работа с текстами (Текст помещается в карте урока). Ответы на вопросы к тексту (учащиеся подчёркивают ответы в тексте ручками/маркерами разных цветов либо различными линиями: одной, двумя, волнистой, пунктиром):

А. Сахаров. Мир, прогресс, права человека (отрывок)

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям…

Разные стороны научно-технического прогресса – урбанизация, индустриализация, машиностроение и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни – теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом…

Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения – может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода… Я убеждён, что сверхзадачей человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человеке всё человеческое – радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства…

Уже сейчас граждане более развитых, индустриальных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдёт разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

1. Какие достижения научно-технического прогресса указаны в отрывке?

2. От чего предостерегает автор текста своих современников?

3. Какие задачи ставятся перед прогрессом?

4. Какие глобальные проблемы человечества перечислены автором?

1. Заполнение таблицы в карте урока по 4 группам. В случае нехватки времени таблица заполняется учащимися по вариантам.

Политическая (группа 1/вариант 1)

Экономическая (группа 2/вариант 2)

Социальная (группа 3/вариант 1)

Духовная (группа 4/вариант 2)

2. Краткие выступления от каждой группы (варианта). Заполнение таблицы по результатам выступлений в карте урока.

3. Экологическая ситуация в Республике Карелия. Краткая справка, даваемая педагогом в сопровождении презентации (схемы и таблицы, позволяющие провести быстрое сравнение, 2-3 слайда): Степень загрязнения природной среды в промышленных центрах РК. Уровень загрязнения воздуха в столице республики. Влияние промышленных предприятий Карелии на состояние атмосферы. Состояние водной сети, почвы, лесов, фауны Карелии. Заповедники. Оценка устойчивости экологической ситуации в РК.

Цена прогресса для человечества. Прогнозы для общества, пессимистический и оптимистический варианты (возможен вывод учителем соответствующих иллюстраций на экран). Смысл и направленность общественного прогресса – совершенствование всех сфер жизни общества, достижение равноправия всех стран и народов, всестороннее развитие человека.

№1. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «об­ще­ствен­ный про­гресс». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда.

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«XX—XXI века озна­ме­но­ва­лись бур­ны­ми со­бы­ти­я­ми, ко­то­рые дали новую ин­фор­ма­цию к раз­мыш­ле­нию о про­грес­се и _________ (А) в жизни об­ще­ства. По­яви­лись фи­ло­соф­ские и со­цио­ло­ги­че­ские тео­рии, ко­то­рые от­ка­за­лись от оп­ти­ми­сти­че­ско­го взгля­да на ___________ (Б) ци­ви­ли­за­ции. Ис­пан­ский фи­ло­соф X. Ор­те­га-и-Гас­сет писал: «По­сколь­ку люди поз­во­ли­ли этой ____________(В) за­тмить им рас­су­док, они вы­пу­сти­ли из рук по­во­дья_____________ (Г), уте­ря­ли бди­тель­ность и сно­ров­ку. Жизнь вы­скольз­ну­ла из их рук, пе­ре­ста­ла им по­ко­рять­ся». Вме­сто идеи раз­ви­тия раз­ные фи­ло­со­фы пред­ла­га­ют тео­рии ___________(Д) кру­го­во­ро­та, гло­баль­ных эко­ло­ги­че­ских и ядер­ных ___________(Е)».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

Творческие задания (по желанию) индивидуально/в парах. Оформление результатов работы в виде презентации или видеоролика.

Темы для творческих заданий:

— Мобильные телефоны: за и против

— Интернет: зло или благо?

— Список художественных фильмов (советских/российских и зарубежных), отражающих поднятую на уроке проблему. Определение жанра данных фильмов. Рассказ об одном из них.

Источник

ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 3

1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?

Потому что Земля огромна, и у каждого населяющего её народа существует своя культура, обычаи и традиции, которые передаются от поколения к поколению. Общество формируется с учётом всех национальных особенностей и различных внешних факторов (климата, географического расположения, наличия полезных ископаемых и пр.), вторжения извне чреваты конфликтами и войнами.

2. Что такое процесс глобализации?

Глобализация- процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения( эконом., полит., культ., религ. связей) на соц. действительность

3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?

Проявления экономической глобализации наблюдались на протяжении последних тысячелетий, с момента возникновения международной торговли. Однако в последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления. Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик развитых стран с экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям процессы прямых иностранных инвестиций, снижение торговых барьеров и модернизация экономик развивающихся стран.

4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?

Невозможность государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов

5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?

Основные глобальные проблемы:

1. Возникающие в результате взаимодействия природы и общества:

а) экологическая, климатическая (изменение условий окружающей среды в нелучшую сторону)

б) сырьевая, продовольственная, энергетическая (нехватка ресурсов)

2. Возникающие в результате взаимодействия человека и общества:

а) противоречивость научно-технического прогресса

б) демографическая (перенаселение)

в) исчезновение культурного многообразия

г) опасные болезни, эпидемии

б) межэтнические конфликты

г) Север-Юг (экономическая и социокультурная отсталость южных стран по сравнению со странами севера)

д) освоение мирового океана, космоса

Основные причины возникновения глобальных проблем:

1. общность и взаимосвязанность людей всего мира (из-за чего проблемы одного государства могут стать всеобщими)

2. несоответствия степени активно-преобразовательной деятельности человека уровню его сознания и общественной организации (нерациональное природопользование, неразумное использование достижений научно-технического прогресса, нецелесообразное отношение к войне как к способу контроля мира и т. д.)

6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?

7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?

8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?

Традиционные критерии прогресса были следующими:

— развитие человеческого разума

— развитие (совершенствование) нравственности

— прогрессивное состояние науки и техники

— увеличение свободы в обществе

— совершенствование мышления людей

— развитие материально-производственных отношений

— совершенствования техники и внедрение ее в жизнь общества

— человек превозмог собственные способности

— создание опасного для человека оружия

— наносится урон природе

— стресс в большом городе, возникают много болезней

— человек становится глупее

9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?

Развитие общества, осознание ценности духовной и физиологической сущностей человека, его благополучного существования в современном мире позволяют считать гуманистический критерий прогресса комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев.

1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.

Общество может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, будет улучшаться медицина, появятся лекарства от неизлечимых на данный момент болезней, изобретут много новых технологии для улучшения качества жизни, с помощью виртуальной реальности человек сможет испытать новые ощущения, будут находить новое применение деревьям и природе в целом. Но есть и минусы, например, могут произойти серьезные растраты природных ресурсов, что может плохо повлиять на экологию, люди могут быть еще более зависимы от виртуальной реальности, и проводить там практически всю свою жизнь, и тд и тп, там придумаешь.

2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.

Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?

Эта теория во многом похожа на теорию Маккиндера про «хартленд», которой считалась Евразия, и внутреннего полумесяца, которым являлась Западная Европа. Индустриальные страны действительно задавали темп и представляли собой главный поезд мировой экономической системы. Он прав в том, что наиболее благополучные экономики – в данном случае, индустриальные страны ядра, строют экономику так, что она отвечает исключительно их интересам. Это касается не только экономики, но и политики. Трудно согласиться с внешней ареной. Многие азиатские государства теперь не сырьевые придатки, а во многом обгоняют когда-то ведущие индустриальные страны Запада, то есть эта теория не универсальна и не подходит для сегодняшнего дня. То есть его мир-системная теория не соглашается со стадиями развития истории.

Сегодня ядром системы могли бы быть США и Китай, и другие самые крупные экономики мира, потому что они задают общий темп развития мировой экономики, полупериферией могла бы стать Юго-Восточная Азия (Малайзия, Индия и так далее), арабские страны (Амман, ОАЭ, Саудовская Аравия и так далее), ЕС (за исключением крупнейших экономик), Россия и остальная Восточная Европа поскольку эти страны хоть и зависят от происходящего в мировой экономике, но все-таки могут на происходящее влиять. Да, в периферии остаются большинство африканских государств, СНГ, Центральная и Средняя Азия.

Внешняя арена частично сохранилась за счет Африки. Азию нельзя назвать внешней ареной, которая никак не создает тенденций и направлений для мировой экономики, наоборот.

Да, можно. Реформы Александра 2 были либеральными и были направлены на развитие российского общества. Реформа 1861 года избавила крестьян от многовековой крепостной зависимости, судебная реформа 1864 ввела суд присяжных, гласность, открытость и состязательность судебного процесса. Также в 1864 году была проведена земская реформа, упростившая систему управления на местах-были введены земские управы и собрания. Также были проведены городская и военная реформы. В 80-е годы Александр 3 провёл ряд контрреформ-его политика была, напротив, направлена на ужесточение условий российского общества в попытке удержать революцию.

4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

Источник

В чем заключается противоречивый характер прогресса обществознание 10 класс боголюбов

Подробное решение параграф § 3 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?

Многообразие путей и форм общественного развития объясняется тем, что с развитием общества появляются новые пути и формы общественного развития. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.

2. Что такое процесс глобализации?

3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?

Сотрудничество между национальными хозяйствами разных стран, сближение рынков каждой из отдельных стран с целью образования единого рынка, ликвидация барьера в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между странами.

4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?

Противоречивость процесса глобализации заключается в невозможности государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов.

5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?

К основным глобальным проблемам современности относятся:

— сырьевая (вырубка лесов, нехватка воды, исчерпание ресурсов нефти и т.д.) т.к. ресурсы Земли исчерпаемы;

— экологическая (загрязнение воды, воздуха, озоновые дыры);

— проблема Север-Юг: богатый Север, бедный Юг;

— болезни (СПИД, ВИЧ, рак, зависимость, грипп);

— население (в Китае и Индии перенаселение, а в Европе и в России демографический кризис).

6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?

В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон (ок. 427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

XIX и XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, авторы которых отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?

Противоречивый характер «прогресса» заключается в том, что в мире все страны, каждая по-своему понимает «прогресс». Меняется мир и меняются мировые ценности, многое из того, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли кто-то будет претендовать на «свою порцию радия». Для некоторых «прогресс» — это наличие экономических благ, для других – достижение политической стабильности.

8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?

Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775—1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Вопрос о критериях прогресса занимал многие великие умы Нового времени, но решение так и не было найдено. Недостатком попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — всё это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Эта позиция аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.

Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Однако данная позиция подвергается критике. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие «свобода».

Согласно точке зрения этих учёных, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению ещё одной точки зрения на социальный прогресс.

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения даёт вам более надёжный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.

9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?

Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм», поэтому гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев. Универсальность заключается в том, что прогрессивным является то, что способствует возвышению гуманизма.

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.

Промышленное производство, экономика будут базироваться на открытиях в биотехнологиях, нанотехнологиях, в области новых материалов, информационно-коммуникационных, когнитивных, мембранных, квантовых технологиях, фотонике, микромеханике, робототехнике, генной инженерии, технологиях виртуальной реальности, термоядерной энергетике.

Синтез достижений на этих направлениях может привести к созданию, например, искусственного интеллекта, других новаций, которые смогут обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, вооруженными силами, экономикой и обществом в целом.

2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.

Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?

Теория сформулирована правильно и остаётся актуальной в наши дни, когда страны, которые входят в ядро мировой экономической системы диктуют правила игры для всех остальных стран таким образом, чтобы экономика отвечала их интересам. В современном обществе немного изменился список государств, которые оставляют периферию и полупериферию. Периферию составляют страны Африки. Африка мало вовлечена в мировое хозяйство, с этим можно согласиться. К числу периферийных стран можно отнести Англию, Францию. Ядро системы образуют – Китай, Япония, США.

4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

Чтобы достичь вершины мироздания, а также постигнуть истину, человек должен все время совершенствоваться, искать свое предназначение и смысл своей жизни, что означает стать полноценным человеком, раскрыть в себе невиданные таланты. В погоне за совершенством человек изучает, наблюдает, изобретает. В этом и заключается идея прогресса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *