больных хоть на полчаса в день, хотя на десять минут
вновь по-прежнему полюбить солнце
— этим самым мы доставим им хотя бы временный отдых
от таких страданий, которые трудно изобразить здоровой душе.»
Значение психотерапии при лечении депрессии
В научной литературе постоянно дискутируется вопрос о месте психотерапии в процессе лечении депрессии: исследователи спорят о возможности терапии депрессии только этим способом, обсуждают границы психотерапевтического вмешательства, варианты и формы его сочетания с фармакологическим лечением и социальной помощью больному.
Согласно мнению большинства ученых, психотерапия должна быть направлена на редукцию симптомов депрессии, усиление эффекта медикаментозной терапии, повышение уровня семейного и профессионального благополучия больного, замедление темпов формирования депрессии и профилактику ее рецидивов (Rush A. et.al., 1995). Многие исследователи (Connelly C. Et.al., 1982; Kucera-Bozarth К.et.al., 1982; Schwarcz G., Silbergeld S., 1983; Al-tamura A., Mauri M., 1985; Faweett J., Kravitz H., 1985; Danion J.M., et al., 1987; Cochran S., Gitlin M., 1988; Aagaard J., Vestergaard P., 1990) полагают, что психотерапия повышает уровень комплайнса (сотрудничества больного и врача) изменяя отношение пациента к процессу лечению (Seltzer A. et.al. 1980; Cohen D., 1983; Peet M., Harvey N., 1991).
Эффективный курс психотерапии в долгосрочной перспективе становится более полезным, чем фармакотерапия, поскольку психотерапевтический опыт обучает пациента навыкам преодоления депрессии в будущем (Beck А., Rush А., 1979). В процессе психотерапии больной формирует у себя навыки самопомощи, учится распознавать симптомы приближения депрессии и предотвращать ее рецидив (Williams C., Whitfield G., 2001). Психотерапия дает возможность больным приспособиться к реальной жизни при сохраняющихся нарушениях аффективной сферы, мышления и установок (Попов Ю.В., Вид В.Д., 1997).
Серьезным аргументом, свидетельствующим о роли психотерапии в процессе лечения депрессии являются тот факт, что только пациентов достигают заметного улучшения в результате применения антидепрессантов (Beck A., 1973), причем около 35% пациентов, страдающих депрессией, относится к плацебо-реакторам, т.е. людям, легко реагирующим на прием даже «пустых таблеток», вообще не содержащих какого-либо активного лекарственного вещества (Montgomery S., et.al., 1994)
Кроме того, существует большое количество экспериментальных данных, подтверждающих значении психологических и социальных факторов в формировании терапевтической устойчивости депрессии к лекарственным препаратам ( Reimer F., 1977; Бовин Р.Я., 1989).
Врачи встречаются с тем, что одни пациенты, страдающие депрессией, боятся фармакологической терапией, другие верят только в медикаментозное лечение, третьи — стремятся к интенсивным и экстремальным методам ее лечения. Больной депрессией пытается найти ее причину, то, объясняя ее психологическими факторами, то — химическим дисбалансом. В последнем случае улучшение состояния, с его точки зрения, возможно только при приеме медикаментов. При этом не считается необходимым задействовать или развивать собственные психологические механизмы борьбы с депрессией (Shapiro A., Morris L., 1978).
Депрессию невозможно лечить без психотерапии, тем более, что больные, страдающие этой патологией сами стремятся к данной форме медицинской и психологической помощи, причем большинство пациентов негативно относится к фармакологической терапии.
В силу чувства беспомощности, постоянных сомнений, выраженного самовнушения больные депрессией, читая аннотации на те или иные лекарственные средства, легко обнаруживают у себя побочные эффекты уже в первые дни лечения. За счет нарушения вегетативной нервной системы они часто имеют функциональные расстройства внутренних органов и в силу этого действительно чувствительны к побочным эффектам препаратов. Многие больные испытывают ложную тревогу в отношении постоянной зависимости от антидепрессантов. Все вышеперечисленное определяет повышенный интерес таких пациентов к психотерапии.
Как показали результаты многих исследований, нормализация эндокринных показателей в процессе терапии депрессии достигается не только в процессе лечения антидепрессантами, но и с помощью психотерапии. Причем влияние психотерапии на эндокринные показатели наблюдается как в случае ее сочетания с психофармакологической терапии, так и в случае использования ее как единственного метода лечения (Dinan T., 1994).
Начало депрессии после острой психической травмы или затяжного состояния стресса приводят к настойчивым поискам психологических причин ее возникновения. Это обстоятельство, усиливает стремление больных к психологической помощи. Однако, излишняя переоценка ее возможностей, может привести к полному отказу от психотропных средств, формированию резистентных и затяжных вариантов течения депрессии, возникновению ее ранних обострений.
С точки зрения традиционной психиатрии в процессе лечения депрессии психотерапия в первую очередь должна быть направлена на устранение симптомов отдельных симптомов страдания. Одни из симптомов депрессии оказываются более чувствительными к психотерапии, другие сравнительно трудно поддаются ее воздействию. Общеизвестно, что при тяжелых депрессиях возможности психотерапии более ограниченны, чем в легких случаях течения болезни.
В качестве мишеней психотерапевтического воздействия при депрессии можно выделить расстройства настроения, мышления, поведения, мотивационные и физиологические симптомы.
Среди аффективных симптомов — печаль, чувство вины и особенно тревога особенно чувствительны к психотерапевтическому воздействию, поскольку именно эти чувства чаще всего обусловлены особенностями личности больного.
Тактика психотерапевта на различных этапах лечения депрессии может меняться. В ряде случаев, при тяжелых депрессиях для того, чтобы временно избавить больного от невыносимого чувства тоски психотерапевту бывает необходимо вызвать слезы у пациента, пробудить жалость к самому себе.
Если пациент, искренне рассказывая о своих чувствах, встречает ответное сопереживание, то происходит «эмоциональное очищение», разрядка, частичное освобождение от тягостных эмоций. Это хотя бы временно, но облегчает состояние больного.
Проявления эмоциональной разрядки особенно заметны и важны на начальных этапах психотерапевтической работы, поскольку именно в этот период больной стремится разделить свои чувства, встретить созвучные переживания. Ему импонирует все то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Так, в частности, он с удовольствием слушает грустную музыку, однако по мере выздоровления та же музыка, которая раньше облегчала состояние, может вызывать раздражение.
Больные депрессией крайне неохотно остаются в одиночестве, ищут людей, склонных к таким же состояниям, постоянно сравнивают себя с ними. Первое время, общаясь с другими больными, они временно испытывают облегчения, чувствуют себя лучше. Однако, частые жалобы других пациентов, вскоре начинают вызывать раздражение.
Больные депрессией рассказывая близким людям о тех чувствах, которые они испытывают, особенно часто акцентируют внимание последних на ощущениях, пытаются описать их детально, найти причину их появления и способы устранить тягостные переживания. Жалобы на свое здоровье временно облегчают состояние больного, однако, продолжительные разговоры о негативных чувствах и неприятных ощущений, в конце концов, ослабляют страдающего человека, вызывают чувство беспомощности, раздражение и усталости у близких людей. Другое дело психотерапевт, который может «дозировать разговор» с пациентом, страдающим депрессией. Кроме того, если психотерапевт рассказывает о больных с аналогичными переживаниями, историей развития депрессии и выздоровлении от этого страдания то, он может добиться уменьшение выраженности депрессии у своего пациента. Информация о благополучном выходе других людей из депрессии, укрепляет веру больного в собственное выздоровление. На более поздних этапах лечения ролевые игры, в которых психотерапевт играет роль больного депрессией, также способствуют улучшению состояния пациента. Рассказ психотерапевта о своих переживаниях в прошлом облегчает состояние больного, способствует установлению хорошего контакта с врачом, формированию теплых и доверительных отношений. С точки зрения некоторых психотерапевтов, чувство печали можно ослабить, вызвав гнев и раздражение больного, однако, это не всегда бывает полезно, поскольку пациент и так достаточно истощен своим затяжным эмоциональным состоянием.
Человек, страдающий депрессией для того, чтобы справиться с приступом тоски и тревоги обычно старается переключить свое внимание на что угодно. Он может считать шаги, рассматривать предметы, пытаться отвлечь себя разговором, смотреть телевизор, однако, уходя таким образом от этих симптомов депрессии, он через какое-то время вновь попадает в ее сети.
По мнению A. Beck с соавторами (1979), психотерапевт может воспользоваться этим опытом пациента, развив и усовершенствовав приемы отвлечения внимания, Для этой цели больного можно обучить навыкам последовательного включение разных анализаторов (зрение, слух, тактильные ощущения, вкус, запах), например, при детальном описании какого-либо предмета или события. Кроме этого, пациент может сформировать в своем воображении подробный позитивный образ прошлого, настоящего или будущего (следует быть осторожным в плане индукции по контрасту негативных образов), образы сложных геометрических фигур, вспомнить картины мастеров живописи. В ряде случаев следует попросить больного последовательно перевести негативные образы и события в нейтральные, затем позитивные, утрированно шаржировать отрицательный образ, добиваясь ослабления отрицательных переживаний за счет юмора. Не случайно многие известные писатели — сатирики, сами страдающие депрессией, боролись с ней с помощью иронии.
Учитывая тот факт, что чаще всего чувство тоски или тревоги возникает приступообразно, пациенту можно привить навыки, купировать эти проявления депрессии отвлечением внимания на другую деятельность (творчество, игра, прогулка, чтение, разговор по телефону, письмо и др.).
Уверенность пациента в том, что он всегда будет находиться в подавленном состоянии должна быть поколеблена, с помощью логичных опровержений. Здесь уместны различные образные сравнения, например, состояния больного, сравнивается с состоянием человека, попавшего под дождь. Дождь не может продолжаться бесконечно и с его окончанием прекратиться и депрессия. Обычно больные депрессией чувствительны к образным сравнениям и метафорам, у них сохранено чувство юмора, с помощью которого как указывалось выше можно также временно улучшить состояние пациента.
Общение с пациентом, страдающим депрессией лучше строить не в контексте двухсторонних отношениях, а в присутствии другого человека. Несмотря на то, что больной депрессией стремиться уйти от этого, в конечно счете, он окажется в выигрыше. Кроме того, меньше пострадает находящийся рядом с больным человек, который эмоционально вовлекается в негативные переживания пациента. Важно привлекать к сотрудничеству других специалистов (психолог, социальный работник), людей, желательно другого возраста, профессии и пола. В этом случае больной с большей вероятностью раскроет свои переживания, а главное, встретившись с разными точками зрения, начнет осознавать неоднозначность любого негативного выбора.
Традиционный список удовольствий:
Говоря об общих принципах психотерапии депрессии важно отметить значимость контроля врача за собственными чувствами по отношению к пациенту. У психотерапевта, который работает с пациентом, страдающим депрессией часто возникает чувство пустоты, раздражения, усталости. Чтобы избежать этого психотерапевт должен не только сочувствовать больному, но и внимательно наблюдать за ним, сохраняя определенную дистанцию. В процессе терапии необходимо строго регламентировать время общения с больным, поддерживать структуру поступательного движения к выздоровлению. Активная постановка целенаправленных вопросов, уверенность в диагнозе, предоставление реальной надежды — относятся к основным правилам лечения депрессии. Многочисленные исследования показали, что полученная от врача надежда ретроспективно оценивается пациентами, как важная помощь в процессе преодоления депрессии.
Особенностью работы психотерапевта с больным депрессией является не столько сопереживание, сколько понимание состояния и, в частности, возможности возникновения тяжелых эпизодов негативных изменений настроения. Часто пациент стремится «парализовать» психотерапевта своим бесконечным ожиданием помощи, а последний допускает ошибку, пускаясь в теоретические объяснения, бесконечные поиски соматических и психологических причин депрессии. На самом деле психотерапевт должен стремиться к тому, чтобы пациент обратил внимание на самого себя, свой характер и искал пути адекватного восприятия своей ситуации. Нежелателен разговор с пациентом о симптомах его состояния, гораздо важнее подчеркнуть зависимость их выраженности от различных ситуаций, вести разговор об особенностях характера и взаимоотношений с окружающими людьми. Сострадание психотерапевта обычно усиливает у пациента ожидание помощи, попытка ослабить выраженность симптомов ведет к их усилению, утешение — к безутешности. Важно привести пациента к необходимости самопомощи, а не утешать его.
Когда больному депрессией сложно сформулировать свою мысль психотерапевт может помочь ему простым утверждением или требованием: «Расскажите об этом подробнее». В ряде случаев психотерапевт повторяет или отражает сказанное пациентом, демонстрация понимания чувств больного и тем самым предоставляет больному возможность стать более откровенным с врачом. В процессе беседы следует отказаться от медицинской и психологической терминологии. Не следует торопиться с преждевременным разубеждением пациента в отношении его взглядов на тяжесть своего состояния, говоря ему фразы типа: «Вы обязательно поправитесь», «Все будет хорошо» или «В вашем состоянии нет ничего серьезного». Непродуманное утешение больного часто усиливает тревогу пациента, так как у последнего создается впечатление о непродуманности высказываний врача, его нежелании понять состояние страдающего человека. Важно постоянно уточнять. Что сам больной думает о своем состоянии, чем отделываться краткой утешительной фразой. Желательно избегать вопросов, начинающихся со слова «почему», поскольку пациент в силу депрессивного состояния чаще всего будет считать свои ответы неправильными, усилятся его сомнения, проявятся негативные мысли по отношению к своим умственным возможностям.
Во многом психотерапия депрессии строится на выявленных ресурсах пациента. Такими ресурсами могут стать те навыки больного, с помощью которых он успешно справлялся со своими трудностями в прошлом, его достижения, опыт положительной самооценки, профессиональные успехи и поддержка друзей или родных, увлечения. Полезен вопрос о том, какими качествами своего характера пациент гордится, что ему импонирует в себе.
В процессе психотерапии депрессии акцент в выборе точек ее воздействия («мишень психотерапии») может смещаться в зависимости от этапа лечения, состояния пациента, используемого метода или особенности стиля работы психотерапевта. Представляется оправданным дискретный подход к выбору мишени психотерапевтического воздействия и последовательное ее смещение в зависимости от состояния пациента. Для того, чтобы повысить уровень контроля за динамикой терапевтических изменений (как со стороны психотерапевта, так и со стороны пациента) важно сохранять прозрачность и открыто обсуждать с пациентом, то, что на данном этапе терапии депрессии попадает в ее фокус.
Логично построенная схема последовательного психотерапевтического воздействия обычно импонирует пациенту. Если психотерапевт объясняет то, что было раннее непонятно, то тем самым он формирует доверие к себе.
Для психотерапевта важно, чтобы пациент надежно фиксировал в памяти то, что происходило во время сеанса терапии. В ряде случаев для этого необходима запись сеанса на диктофон, запись пациентом основных моментов психотерапевтической беседы или письменный отчет о своих переживаниях, составленный после окончания сеанса. Мы полагаем, что полезно просить пациента носить с собой какое-то время диктофон (возможен «суточный мониторинг» с помощью диктофона) и в момент ухудшения своего состояния использовать его для записи. К основным приемам, облегчающим усвоение информации, полученной на сеансе терапии, следует отнести сосредоточение внимания пациента на планировании сеанса, кратком подведение итогов после его окончания.
Акцент на изменении эмоционального состояния пациента представляется основной тактикой психотерапевта. Релаксация, позволяющая снять внутреннее напряжение, катарсис — облегчающий процессы эмоциональной разрядки, вызванный смех — возможные рычаги управления эмоциональным состоянием. В процессе работы с эмоциональным состоянием пациента, желательно различать такие понятия, как чувство, эмоция и настроение. Кроме того, важно выделить то основное чувство, которое испытывает пациент в текущий момент времени. Как правило, сложно выделить одно чувство, которое владеет человеком, чаще всего — это гамма переживаний. Однако, в смешанном эмоциональном состоянии можно выделить ядро и те переживания, которые существуют на его периферии вокруг центрального чувства (в процессе терапии иногда бывает полезно составлять диаграмму испытываемых пациентом чувств). Можно определить не только полюс эмоций, но и оценить их выраженность. Полезна субъективная дифференцированная оценка пациентом выраженности своих чувств, например, в % или в баллах, контроль колебания амплитуды и длительность негативных эмоций. Для оценки эмоционального состояния существенное значение имеет наблюдения за невербальными знаками пациента (мимика, жесты, поза и т.д.), эмоциональным сопровождением его высказываний, а также использование различных тестов, широко применяющихся в клинической психологии (например, таких как тест Люшера).
То или иное эмоциональное состояние пациента индуцирует появление ощущений, чаще всего обусловленных изменением активности вегетативной системы, ядра которой находятся вблизи структур мозга, связанных с эмоциями. Важным аспектом работы психотерапевта является тщательное исследование ощущений пациента, обычно проявляющихся в его жалобах или измеряемых с помощью современной психофизиологической аппаратуры (частота сердечных сокращений, частота дыхания, кожно-гальваническая реакция и т.д.). Психотерапевт должен определить последовательность изменений ощущений своего пациента, выявить их связь с его эмоциональным состоянием, особенностью восприятия, высказываниями и поведением.
Для психотерапевта имеет значение, что пациент думает о своем эмоциональном состоянии, о тех, ощущениях, которые он испытывает. Как он интерпретирует и оценивает происходящие изменения симптомов депрессии. Оценки, которыми пользуется пациент, влияют на то, как он определяет окружающую его реальность. В процессе психотерапии депрессии создается впечатление, что они возникают почти автоматически и фиксируются заранее в памяти пациента. По мнению психотерапевтов, работающих в русле когнитивной терапии депрессии, существует, по крайней мере, три варианта паттернов мышления, которые расположены между чувством и действием человека — это оценки, внутренняя речь и скрытые базисные знания.
При лечении депрессии сравнительно часто психотерапевту приходится сталкиваться с ослаблением воли пациента. В данном случае психотерапевт придает особое значение тому, чтобы пациент правильно определил цель своих действий, укреплял волю постоянными упражнениями, преодолевая ее слабость, контролировал направление своих влечений и фокусировал свое внимание на тех мотивациях, которые являются источником определенных действий. В процессе психотерапии депрессии особый интерес представляет работа с формами деятельности пациента. Изменяя характер деятельности можно влиять на многие симптомы депрессии одновременно.
В процессе психотерапии депрессии можно встретиться с различными достаточно сложными терапевтическими феноменами. Можно сознательно стремиться к достижению этих феноменов, но иногда психотерапевт сталкивается с ними неожиданно и, удивляясь улучшению состояния пациента, вспоминает о них уже после сеанса психотерапии.
Психотерапевтические феномены — составная часть сложного психотерапевтического процесса, который отражает динамику изменений, происходящих в психической сфере пациента. Нечеткие границы феноменов психотерапевтического процесса, их многообразие и стремление исследователей той или иной школы обозначать одни и те же явления различными терминами затрудняет описание этих состояний. Но постоянное и несбыточное стремление психотерапевтов найти самый эффективный метод психотерапии депрессии, вновь и вновь заставляет возвращаться к тем универсальным эффектам психотерапии, которые по своей сути известны с глубокой древности.
Вероятно наиболее известными феноменами процесса психотерапии являются: катарсис (эмоциональная разрядка, отреагирование), инсайт (озарение, понимание событий и явлений), вера в выздоровление и копинг (навыки, умение владеть собой). Однако, следует отметить, что на практике эти феномены нередко проникают друг в друга, комбинируясь в процессе психотерапии. На рис. 1 изображены основные феномены психотерапевтического процесса и схематично показано их взаимовлияние друг на друга.
Рис. 1. Основные феномены процесса психотерапии в процессе лечении депрессии.
В той или иной мере каждый из феноменов процесса психотерапии несет в себе элемент спонтанности и можно предположить, что и без профессионального психотерапевтического вмешательства пациент самостоятельно или с помощью обычного человека способен в рудиментарной форме достигнуть этих состояний. Когда человек, страдающий депрессией делиться переживаниями с кем-то из близких людей, когда разговаривает сам с собой, пытаясь осмыслить происходящее, когда надеется на благополучный исход болезни и, наконец, когда пытается справиться со своими чувствами, разбираясь в них или отвлекаясь — тогда и вспыхивают зарницы этих сложных феноменов. Важно оценить проявления феноменов процесса психотерапии, определить как они влияют на результат лечения? Насколько универсальны эти состояния и те способы, которыми можно их достичь? Необходимость получения ответов на эти вопросы очевидна, иначе терапевтический процесс окажется закрытым, а действия будут определяться интуицией психотерапевта и могут привести к неожиданным и непредсказуемым результатам. Каким-то загадочным образом, терапевтические феномены связаны с механизмами лечебного действия психотерапии и, можно сказать, что они как маяки указывают направление движения к поставленной цели.
Рис. 2. Динамика основных феноменов процесса психотерапии депрессии.
На рис. 2. изображены основные феномены психотерапевтического процесса в ходе лечения депрессии. Обращает на себя внимание «критическая точка» процесса терапии, представляющая из себя тот момент психотерапии, когда пациент может прекратить лечение.
Депрессия — не просто «плохое настроение», а заболевание, которое требует лечения. Рассказываем, как распознать депрессию, найти в себе силы обратиться за помощью и подобрать психотерапевта.
По статистике ВОЗ, депрессия диагностирована у 3-7% жителей планеты — а это более 300 млн человек. Депрессия относится к группе аффективных расстройств, иными словами — расстройств настроения. Но это не значит, что депрессия — это просто плохое настроение или хандра. Это расстройство, которое без лечения прогрессирует и угрожает жизни человека. О депрессии может говорить набор симптомов, которые вы наблюдаете минимум две недели подряд.
В Alter вы легко можете подобрать профессионального психолога из тех, кто специализируется на работе с депрессией. Все наши специалисты подтвердили своё образование и квалификацию, а также прошли многоступенчатую проверку.
Как распознать депрессию
Главные признаки депрессии — подавленность и потеря интереса к вещам, которые раньше нравились. Это может проявляться в ряде симптомов:
Эти симптомы мешают человеку жить, влияют на него трудоспособность, отношения, самочувствие. Тяжелая затяжная депрессия без соответствующего лечения может привести к тому, что человек перестает выходить из дома, вставать с кровати и следить за собой. Депрессия повышает уровень смертности, риск суицида при этом заболевании составляет почти 20%.
Причины и виды депрессии
У депрессии могут быть разные причины. Сейчас ученые говорят о биопсихосоциальной модели: когда сходится генетическая предрасположенность, особенности личности и неблагоприятная среда, у человека может развиться депрессия. Она бывает разных форм и видов — предлагаем взглянуть на каждый подробнее.
Эндогенная и экзогенная депрессия
Как мы уже писали, депрессия может иметь генетические предпосылки. Как правило, у депрессивных людей нарушена работа нейромедиаторов (таких, как дофамин и серотонин). Нарушение может не иметь никаких внешних предпосылок и проявиться в любой момент: внешне это будет выглядеть так, будто человек «загрустил без причины». Заболевание, которое возникает вследствие внутренних факторов, называют эндогенным.
Иногда мы сталкиваемся с тяжелыми обстоятельствами, которые трудно пережить: потеря близкого человека, резкая смена обстановки, банкротство. Депрессия. которая развивается в ответ на травмирующий опыт, называется экзогенной.
Дистимия и рекуррентная депрессия
Иногда кажется, что депрессия — часть мировоззрения человека. Он видит все в пессимистичных тонах, постоянно жалуется на отсутствие сил, страдает от заниженной самооценки и комплекса вины. Но важно понимать, что такое состояние не может быть нормой ни для кого. Скорее всего, в этом случае речь идет о дистимии — хроническом депрессивном расстройстве. Клиенты с дистимией редко обращаются за помощью, потому что привыкли к своему состоянию.
Другая форма, при которой заболевание становится частью жизни человека — рекуррентная депрессия. При этой форме эпизоды депрессии повторяются регулярно, сменяясь нормальным состоянием. Это может зависеть от времени года (сезонное аффективное расстройство) или персональных фаз, в которые впадает человек.
Биполярно-аффективное расстройство
Депрессия может быть только частью проблемы. Некоторые люди страдают биполярно-аффективным расстройством (БАР), при котором депрессивный эпизод сменяется не нормальным состоянием, а маниакальным эпизодом.
Мания выглядит так, как будто человек живет на пределе возможностей:
В маниакальной фазе люди переезжают в другие города и страны, создают новые проекты, вступают в отношения — а в депрессивной все теряет смысл. И так до следующего цикла.
Как отличить депрессию от нормальной реакции на стресс?
«Нам всем тяжело справляться с трудностями! Становится грустно, ничего не хочется делать. Это тоже депрессия?»
Многие действительно называют такое состояние депрессией. Это не совсем верно: в психологии оно называется «адаптационное расстройство с депрессивным настроением». Его отличие в том, что как только психика адаптируется к травмирующим обстоятельствам — все симптомы депрессии исчезают. Однако это не означает, что нужно пускать свое психологическое здоровье на самотек: чтобы не заработать диагноз, лучше прорабатывать свои эмоции вместе с психотерапевтом.
Психотерапия депрессии
Если вы заподозрили у себя или у близкого человека депрессию — необходимо срочно обратиться к психотерапевту. С этим расстройством можно справиться, но придется поработать. Чем дольше вы не обращаетесь за помощью, тем глубже и серьезней становится проблема — а значит, на ее решение понадобится больше времени.
Одно из самых эффективных направлений психотерапии для депрессии — когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ). Она была разработана специально для работы с этим расстройством. КБТ нацелена на то, чтобы обнаружить негативные схемы мышления и изменить их. Также она помогает изменить поведение: сделать его более адекватным, вести себя по-новому в старых ситуациях.
Но с депрессией успешно работают и другие направления терапии: психодинамические, клиент-центрированная терапия, нарративная практика. Каждому клиенту подходит что-то свое в зависимости от особенностей психики, темпа работы и других индивидуальных особенностей.
Мне понадобится лечение у психиатра?
Иногда депрессия настолько серьезная, что человеку тяжело проходить терапию. В таком случае можно прибегать к медикаментозной терапии — она помогает нормализовать биохимический баланс в организме. Самым эффективным считается сочетание медикаментозной и разговорной терапии: просто принимать лекарства в большинстве случаев бывает недостаточно.
Важно: схему лечения должен подобрать врач-психиатр. Обычный психотерапевт без медицинского образования не может этого сделать.
Как правило, эндогенная депрессия и БАР не обходятся без медикаментозного лечения. Дело в том, что эти формы расстройства изначально вызваны биохимическими причинами — не проработав их, сложно добиться полного излечения.
Сколько занимает лечение депрессии?
Это зависит от направления, в котором вы работаете, серьезности расстройства и ваших индивидуальных особенностей.
Легче всего сказать о сроках в когнитивно-бихевиоральной терапии. В этом направлении существуют протоколы работы с каждым расстройством. Большинство исследований показывает, что в среднем первые улучшения при лечении депрессии с помощью КБТ наступают после 5-7. Некоторым клиентам хватает этого времени, чтобы полностью вылечить депрессию. Стандартный протокол для лечения депрессии — до 20 сессий.
Сколько стоит психотерапия
Средняя стоимость сессии у психотерапевта — 3000 рублей. Но можно найти хорошего специалиста и за меньшие деньги.
Как правило, начинающие психотерапевты не назначают высокую цену за свои услуги. Это может быть хорошим вариантом для тех, кто пока не готов отдавать большие деньги за терапию. При этом небольшой опыт специалиста вовсе не означает, что он хуже вам поможет. После соответствующего обучения у него достаточно знаний и навыков, чтобы грамотно выстроить процесс. Кроме того, молодые психотерапевты не так подвержены эмоциональному выгоранию, как более опытные.
Важно помнить, что депрессия мешает жить, понижает самооценку и трудоспособность. Вылечить ее — значит, в целом повысить уровень жизни. Чаще всего вместе с этим поднимается и доход. Поэтому психотерапия — это инвестиция в себя.
Психотерапия депрессии в Alter
Alter — сервис по подбору проверенного психотерапевта. В нашей базе есть специалисты, которые успешно лечат депрессию и могут подтвердить это.
Записаться к психотерапевту через Alter просто:
Если на приеме что-то идет не так
Даже самый лучший специалист может не подойти именно вам. Это происходит по разным причинам: неподходящее направление психотерапии, личные ассоциации, трудности с построением доверительных отношений. Мы предусмотрели этот риск, поэтому вручную найдем вам нового специалиста, если подобранный с помощью нашего сайта не подошел.
Психотерапевты Alter соблюдают анонимность
Анонимность и конфиденциальность — важнейшие пункты профессиональной психотерапевтической этики. То, что происходит в кабинете психотерапевта, не покидает его пределы. Ни работодатель, ни семья, ни друзья не узнают о факте обращения к психотерапевту или деталях приема.
Терапевт может обсуждать клиентский случай на супервизии — но изменив личную информацию так, чтобы клиента было невозможно узнать.
Подбор психотерапевта в Alter также анонимный. Он происходит автоматически и не требует вмешательства третьих лиц.
База психотерапевтов Alter
В России отсутствует лицензирование психологов. Это значит, любой желающий независимо от образования и опыта работы может вести психотерапию. Это увеличивает риск попасть на прием к шарлатану или непрофессионалу, которые может нанести реальный вред.
Задача Alter — ввести стандарт качества психологических услуг и обезопасить клиентов. Терапевты, которых мы отбираем в базу, проходят через 3 этапа:
На первом этапе мы проверяем наличие и базового психологического законченного терапевтического образования (не менее 500 часов): просим прислать дипломы и сертификаты. Смотрим, где специалист получал это образование и насколько оно качественное. Базовое образование нужно, чтобы специалист понимал устройство человеческий психики, развил профессиональный стиль мышления, познакомился с существующими научными концепциями. Терапевтическое образование дает практические навыки: умение работать с помощью конкретных техник и методик, выстраивать отношения с клиентом, решать возникающие в ходе терапии проблемы.
Также нам важно, чтобы психотерапевт проходил личную терапию и имел не менее 50 часов супервизии. Это нужно, чтобы защитить клиента.
Личная терапия помогает проработать собственные проблемы и не «переносить» их на клиента. Супервизия — своего рода «второе мнение»; они снижает вероятность того, что терапия зайдет в тупик.
Второй этап — тест. Мы составили его совместно с лабораторией консультативной психологии и психотерапии Психологического института Российской академии образования. Тест авторский и основан на научных исследованиях. Он проверяет, насколько специалист компетентен.
Тех, кто успешно прошел первые два этапа, мы приглашаем на интервью с научными сотрудниками ПИ РАО. Психолог заранее получает описание нескольких клиентских случаев — а на интервью рассказывает, как бы он работал с этими случаями. Ответ кандидата оценивается по специально разработанным шкалам.
По итогу отбор в базу Alter проходят менее трети желающих. Зато мы уверены в каждом специалисте.
Наши специалисты помогают людям
«Было 4 сессии. На прошлой неделе у меня была экстремальная жизненная ситуация, в которой я мог бы повести себя по-старому, а повел совершенно иначе. Мне в целом стало легче справляться с жизненными ситуациями. Я очень доволен».
«Подробная анкета на входе, прекрасный подбор психолога — точное попадание, отличные статьи на почту, всё очень грамотно, бережно — класс! Спасибо Вам! Благодаря этому сайту я преодолела страх перед психологами и наконец решилась, после нескольких лет сомнений».
«Это мой не первый поход к психологу, в этот раз я решила обратиться к психоаналитику. Опираясь на предыдущий опыт, могу с уверенностью сказать, что профессионализм я почувствовала в первый день нашей встречи, а результаты я почувствовала через пару сеансов. На данный момент происходит переоценка всех ценностей и, говоря простым языком, я меняю своё отношение к окружающему миру».
«На сервис пришёл, т.к. не было других вариантов хоть насколько-нибудь персонализированно найти себе терапевта — Alter эту проблему закрыл».
«После первого занятия основной результат — разговор подсветил, что мои проблемы более комплексные, чем я о них думала, но в то же время появилось ощущение, что они решаемы, уверенность в собственных силах. На данный момент прошло уже 4 месяца, произошли некоторые объективные изменения, и внутренне я вижу результат. Самое важное изменение — занятия дали мне инструменты для размышлений и принятия решений (у меня идёт определённого рода внутренний диалог, когда я размышляю о своей жизни), появилось больше спокойствия и уверенности в себе. В целом я очень довольна своей работой со специалисткой, которую выбрала, и планирую продолжать».