В чем заключается работа наблюдателя
В чем заключается работа наблюдателя
Статья 33. Наблюдатели
1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Почему люди становятся наблюдателями на выборах? Кто будет наблюдать за выборами в Госдуму и зачем это нужно
Предстоящие в конце следующей недели выборы депутатов Госдумы — это сложный технологический процесс. За тем, чтобы все его механизмы работали правильно, слаженно и честно, следит множество специалистов: от сотрудников ЦИК до наблюдателей на территориальных участках. Наблюдатели — важные участники процесса, ведь именно от них зависит прозрачность и легитимность голосования. «Лента.ру» собрала несколько историй о людях, которые выбрали для себя этот путь и рассказали о причинах, по которым решили это сделать.
Честность под контролем
Среднего портрета наблюдателя не существует — это самые разные люди, которыми движут разные мотивы. У студента, педагога, актера и бухгалтера могут быть свои, совершенно не совпадающие причины для заботы о чистоте и достоверности голосования, но не вызывает сомнений тот факт, что подобных неравнодушных людей много. Как рассказали в Общественном штабе по наблюдению за выборами в Москве, в Корпус наблюдателей столичной Общественной палаты уже записались 16 тысяч человек.
«Кто-то из знакомых сказал, что в меня встроен ген справедливости. Очень не люблю, когда кто-то поступает не по совести. Поэтому на сентябрьских выборах я решила попробовать себя в роли наблюдателя, контролирующего ход выборов в Москве…Мне хочется лично убедиться в том, что выборы проходят честно», — пишет в Instagram общественный деятель, актриса театра и кино Ирина Безрукова.
Просто так стать наблюдателем не получится, каждый из них проходит серьезное обучение. В этом году оно стоит из двух этапов: в онлайн-части дают больше теории, а во время очной части участники вместе с преподавателями отрабатывают знания на практике.
«Учиться никогда не поздно, а учиться чему-то важному, что впоследствии будет напрямую связано с нашей большой страной и ее гражданами, вообще дело ответственное, — считает бухгалтер Екатерина Доломанова. — Была на лекциях, разбирали вопросы, как решать возможные проблемы во время голосования. Блок теории в пять часов был невероятно интересным и понятным, а блок практики в небольшой сценке позволил точно оценить свои силы».
Своими впечатлениями от обучения делится и администратор ПАО ТД ХОЛДИНГ-ЦЕНТР Наталья Игнатова: «Ты понимаешь, по какой системе проходят выборы. Я узнала, кто может находиться на избирательном участке на совершенно законном основании, узнала о функциях наблюдателя, как проходит подсчет голосов. Получила огромное количество нужной информации и большое удовольствие».
Наблюдатели — кто они и зачем им это?
После обучения наблюдатель полностью готов к работе на избирательном участке. Для кого-то это будет первый подобный опыт, а кто-то раньше уже следил за чистотой процедуры голосования. По данным Общественного штаба, больше половины (54,4 процента) тех, кто вошел в Корпус наблюдателей, — это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет.
«В этом году я в первый раз буду работать наблюдателем, — пишет волонтер Ксения Кириллова. — Я осознаю, что это важная роль, ведь я буду помогать осуществлять прозрачные, легитимные выборы. И, конечно, крайне интересно узнать и посмотреть на выборы изнутри, а не со стороны избирателя, как обычно».
Учитель ГБОУ №1302 Елена Кудряшова уже имеет опыт подобной работы: она была наблюдателем во время голосования по поправкам в Конституцию в 2020 году. «Наблюдатель — это не просто пунктир или галочка, мы обеспечиваем прозрачные выборы, это слаженная работа многих людей», — говорит педагог.
Среди наблюдателей немало студентов московских вузов и колледжей. Для них это первое реальное участие в политической жизни страны.
«Мне, как будущему политологу, очень интересно, как происходит форма прямого волеизъявления граждан, — пишет студент МГУ Валерия Кальянова. — Я решила более детально окунуться в мир под названием «политика» и стать наблюдателем».
Для многих молодых людей возможность стать наблюдателем — это еще и шанс попробовать себя в политике и научиться ответственности.
«Изначально мне было интересно себя попробовать в чем-то новом»
Я попала в эту сферу и раскрываю для себя новые горизонты — дальше только больше и интереснее», — отмечает студентка ГБПОУ «Колледж Царицыно» Полина Худобина.
«Это новый и необычный опыт лично для меня, — пишет студент РТУ «МИРЭА» Константин Муравицкий. — Думаю, что такой вид работы дает возможность погрузиться в гущу событий, увидеть весь процесс изнутри, а также в будущем судить о выборах из личного опыта».
Голосование на думских и других выборах пройдет с 17 по 19 сентября. Свои списки кандидатов к настоящему времени зарегистрировали 14 политический партий. В семи субъектах федерации — Москве и Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях — голосование будет проходить также и в дистанционном электронном формате.
Сколько наблюдателей будет на выборах Госдумы, кто их готовит и сколько им платят
Партии готовят наблюдателей на выборы Госдумы, которые состоятся в конце следующей недели. ЦИК пока не сообщал, сколько откроется избирательных участков. На выборах президента в 2018 году их было около 100 тыс.
О самом большом количестве «участников контроля» заявили в КПРФ. Речь идет о 300 тыс. наблюдателей и членов избиркомов с правом решающего голоса. «Справедливая Россия — За правду» намерена направить на участки 120 тыс. наблюдателей, «Единая Россия» отчиталась об обучении больше 100 тыс. человек. У ЛДПР — 40 тыс. наблюдателей. «Коммунисты России» намерены назначить не менее 35 тыс. наблюдателей. По словам лидера партии Максима Сурайкина, «всю страну они закрыть пока не могут». «Новые люди» отчитались об обучении 200 человек. «Яблоко» готовит до 10 тыс. наблюдателей.
По данным источника Znak.com, парламентские партии платят наблюдателям за три дня выборов от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Работу с наблюдателями продолжает и «Голос»*. «Любой гражданин может просто посмотреть тренинги у нас на сайте и YouTube, послушать их офлайн, где это возможно, воспользоваться приложением, горячей линией и прислать нам информацию. Многие опытные наблюдатели при этом сами оформляют себе направления, лично договаривались с кандидатами и партиями. Остальные могут попросить нас о помощи с получением нужных документов. Для этого надо зарегистрироваться на сайте uiknash.org.», — говорит член федерального совета «Голос — за честные выборы» Станислав Андрейчук.
Соратник Алексея Навального Леонид Волков сказал Znak.com, что в этом году команда оппозиционера централизованно не готовит наблюдателей, потому что для этого нет инфраструктуры. «К нам примерно 70 тыс. человек записались как желающие наблюдать через сайт „Умного голосования“. Мы их направляем на обучение и за направления в разные дружественные организации, но не владеем дальнейшей статистикой», — сказал Волков.
Кто такой наблюдатель?
Наблюдатель — человек, который во время выборов или референдума следит за соблюдением законодательства, а именно за проведением голосования, подсчетом голосов, установлением его итогов, определением результатов выборов.
По закону наблюдателем не может быть гражданин России, занимающий выборную должность (например, мэр, губернатор или депутат) или возглавляющий орган исполнительной власти (чиновник), судьи, прокуроры и члены избиркомов с правом решающего голоса тоже не могут быть наблюдателями.
Как стать наблюдателем?
Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая свой федеральный список кандидатов на выборах. Кроме того, каждый кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, тоже может назначить своих наблюдателей. Это же вправе сделать и субъекты общественного контроля, то есть Общественные палаты (только в этом случае они смогут назначить наблюдателей только в те избирательные комиссии, которые расположены на территории соответствующего субъекта России). На участке разрешено присутствовать 1—2 наблюдателям от каждой партии или кандидата. Удалять наблюдателей с участка можно только по решению суда.
Чтобы стать наблюдателем, гражданин России может обратиться напрямую в партию или к кандидату. Если человек подходит, то штаб партии или кандидата проведет подготовительный тренинг. Впрочем, подготовиться будущий наблюдатель может и сам. Например, подготовкой наблюдателей занимаются в общероссийском движении в защиту прав избирателей «Голос»*.
Есть еще один способ стать наблюдателем — получить удостоверение журналиста. В таком удостоверении должны быть указаны название юрлица, которое выпускает СМИ, наименование самого СМИ, сведения о государственной регистрации СМИ, ФИО и фото представителя СМИ, дата и срок действия документа, а также подпись главреда.
Какие права есть у наблюдателя?
Наблюдатель имеет право:
Что наблюдателю делать нельзя?
Наблюдатель не имеет права:
Статья 5.69 КоАП устанавливает административную ответственность за вмешательство в осуществление установленных законодательством РФ о выборах полномочий УИК, повлекшее нарушение установленного порядка работы комиссии, либо за создание помех участию в голосовании, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Для граждан предусмотрен штраф в размере от 2000 до 5000 рублей, для должностных лиц — в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
*«Голос» — организация признана иноагентом.
Как стать наблюдателем на выборах?
Думаю стать наблюдателем на выборах. Расскажите, пожалуйста, как это сделать, какой план действий? Еще хочется понять, какие полномочия есть у наблюдателей: что можно делать, а что нельзя? Действительно ли наблюдатели могут, например, препятствовать фальсификациям?
Наблюдатели действительно могут препятствовать фальсификациям на выборах: психологически сложно действовать незаконно, если за тобой пристально следят. При этом важно число наблюдателей — хотя бы 2—3 : кто-то остается на избирательном участке, а кто-то ходит с членами УИК на надомное голосование.
Расскажу подробнее о полномочиях наблюдателя и как им стать.
Кто такие наблюдатели
Наблюдателем может стать совершеннолетний, дееспособный гражданин России, если он не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Есть и другие ограничения — например, наблюдателями не могут быть:
Как озеленить дом
Полномочия наблюдателей
У наблюдателей исчерпывающий список полномочий — он закреплен законом. Наблюдатели вправе:
А вот что наблюдатели делать не могут:
То есть наблюдатели могут лишь следить за процессом выборов и контролировать голосование. Но это не значит, что их работа бесполезна. На практике в 95% случаев сам факт наличия наблюдателей предотвращает фальсификации: больше всего нарушители боятся, что их увидит кто-то «чужой». А еще это отличная отговорка для начальства: мол, не можем вбросить бюллетени, потому что за нами следят.
Если наблюдатель видит, что совершается преступление из главы 19 УК РФ — например, член избирательной комиссии ставит галочки в бюллетенях и пытается вбросить их в урну для голосования — это обязательно нужно зафиксировать на камеру, сообщить о нарушении в вышестоящую избирательную комиссию и написать заявление в правоохранительные органы.
Как стать наблюдателем
Есть несколько способов стать наблюдателем.
Через партию или кандидата. Наблюдателей может назначить политическая партия, которая зарегистрировала федеральный список кандидатов, или кандидат, зарегистрированный по одномандатному округу.
Чтобы стать наблюдателем, нужно связаться с избирательным штабом кандидата или партии. Обычно штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей.Можно и не ходить самостоятельно по избирательным штабам, а обратиться в общественную организацию, которая поможет с оформлением документов и подскажет, как действовать на выборах. Например, в общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос».
Движение «Голос» внесено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента
На участке разрешено присутствовать 1—2 наблюдателям от каждой партии или кандидата. Удалять их с участка можно только по решению суда.
Через субъект общественного контроля. Также, чтобы стать наблюдателем, можно обратиться в общественную палату субъекта, в котором проводятся выборы. Еще можно самостоятельно создать субъект общественного контроля и от его лица назначать наблюдателей. К таким субъектам относятся: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей и т. д.
Порядок назначения наблюдателей довольно простой:
Назначают наблюдателей не позднее чем за три дня до голосования — список назначенных наблюдателей предоставляют в соответствующую территориальную комиссию.
Дополнительный способ — через удостоверение журналиста. Еще один способ стать наблюдателем, если партия, кандидат или субъект общественного контроля отказали, — обзавестись удостоверением журналиста. Никаких формальных требований к такому удостоверению нет. Но в практике сложилось, что в нем должны быть указаны:
Некоторые избирательные комиссии требуют редакционное задание и распечатанное свидетельство о регистрации СМИ. Поэтому их тоже лучше взять с собой.
Стоит ли становиться наблюдателем
Я был наблюдателем на выборах в Московскую городскую Думу в 2014 году и пошел в надомное голосование: показалось, что это интереснее, чем целый день сидеть на участке. Не зря: мне удалось пресечь как минимум одно нарушение.
Я убежден, что участок, на котором работают наблюдатели, — это еще один участок без фальсификаций. Например, во время проведения референдума в Татарстане в ноябре 2017 года отчетливо видна зависимость между наличием и отсутствием наблюдателей.
Результаты референдума по самообложению в поселении Пестречинское Республики Татарстан в 2017 году
Избирательный участок | Явка | Наблюдатели |
---|---|---|
2400 | 19% | Есть |
2401 | 23% | Есть |
2402 | 21% | Есть |
2403 | 61% | Нет |
2404 | 21% | Есть |
Еще стать наблюдателем стоит, чтобы посмотреть, как выглядит процесс голосования изнутри, узнать, как голосуют люди за 80 на надомном голосовании и как распределяется поток избирателей.
«Для меня это был очень интересный опыт, что-то вроде экскурсии за кулисы»
Я была наблюдателем на выборах в Государственную думу в декабре 2011 года и членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на президентских выборах в марте 2012 года. Оба раза от КПРФ: они занимали кабинеты в юракадемии, где я училась, и радовались всем желающим.
Избирательный участок и на тех, и на других выборах был в лицее неподалеку от моего дома — там 2300 избирателей, но в основном приходили пенсионеры.
Работа наблюдателя — наблюдать. Мы считали на листке количество реально пришедших избирателей и следили, чтобы члены комиссии не советовали, за кого голосовать. Еще я ходила с группой, которая организовывала надомное голосование для людей с инвалидностью.
Когда я была членом избирательной комиссии, то проверяла паспорта, выдавала бюллетени и подписывала итоговые бланки с результатами.
В 2011 году я была настроена следить за фальсификациями и раскрывать преступления. Но оказалось, что если нарушения и были, то отследить их было сложно. На участке стояли электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые отказывались принимать сложенные вдвое бюллетени и благодарили за каждый бюллетень. Это исключало возможность вбросить стопку.
А в 2012 году впервые появилась онлайн-трансляция с участков. Избиратели рассказывали, что предварительно смотрели, чем мы тут занимаемся. Одна пожилая женщина, которая заказывала надомное голосование, даже возмутилась, что мы к ней не дошли, потому что кто-то из комиссии читал билеты по вождению вместо работы.
Оба раза участия в выборах для меня были интересным опытом, что-то вроде экскурсии за кулисы.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Основные права наблюдателей на выборах
Наблюдатели — это граждане, которые следят за соблюдением закона на выборах или референдумах, контролируют происходящее и фиксируют возможные нарушения.
Кто может быть наблюдателем
В наблюдении за выборами может участвовать гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. В Российской Федерации оно предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Наблюдатели могут представлять политические партии, конкретных кандидатов или субъект общественного контроля: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей.
Наблюдатели присутствуют на избирательных участках и в территориальных или окружных избирательных комиссиях. На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. Они имеют право производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалять их с участка можно только по решению суда.
NB! Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, губернаторы, главы местных администраций, и лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры и члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
— знакомиться со списком избирателей и сведениями о них, а также реестром заявлений вне избирательного участка;
— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования;
— наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
— присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
— наблюдать за подсчетом числа избирателей;
— наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
— визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования;
— обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к Председателю участковой избирательной комиссии;
— знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов;
— обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
— присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
— осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено Председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом Председателя, заместителя Председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
Также на избирательных участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций. Приглашения международным наблюдателям направляют Президент, Правительство, парламент и Центризбирком после официальной публикации решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека.
Международное наблюдение за выборами осуществляют такие международные организации, как ОБСЕ (Организация безопасности и сотрудничества в Европе), ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), БДИЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), межгосударственные структуры СНГ (Содружество Независимых Государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Северный совет.
Иностранные наблюдатели имеют право встречаться с кандидатами, находиться на избирательных участках, сообщать членам комиссий о выявленных нарушениях, знакомиться с документацией, включая реестры избирателей, протоколы итогов голосования и результаты рассмотрения жалоб, присутствовать на итоговом заседании избиркомов. До окончания голосования им рекомендуется воздерживаться от публичных суждений, а также обращений к представителям СМИ.
Кроме того, им запрещено вмешиваться в процесс голосования и подсчет голосов, вести агитацию. В противном случае они могут быть лишены аккредитации ЦИК.
По итогам работы международные миссии публикуют доклады, в которых представлены мониторинг и оценка организации выборов, а также свои рекомендации.