В чем заключается работа специалиста по социальной работе
Чем занимается специалист по социальной работе — должностные обязанности
На сегодняшний день для россиян, испытывающих определенные жизненные трудности, нуждающихся в получении различного вида помощи, а также бытовых, медицинских или правовых услуг, организована деятельность лиц, предоставляющих социальные услуги, одним из которых является специалист по социальной работе (далее – ССР). В качестве сотрудника соцслужбы, он организует, координирует и оказывает испытывающим нужду в этом гражданам социальные услуги. Помимо этого, им разрабатываются и внедряются меры, направленные на повышение качества оказываемых услуг.
Основные требования к специалистам по социальной работе
Специалист по социальной работе (ССР) обязан уметь:
К практическим навыкам относится обязательное владение методпит:
Специалист по социальной работе должен:
Профессионально необходимые личностные качества специалиста
Умение устанавливать взаимоотношения с обратившимся за помощью или нуждающимся в ней так, чтобы суметь расположить его к себе и в дальнейшем помочь преодолеть трудную жизненную ситуацию – одно из основных качеств, которым должен владеть ССР.
Помимо этого, к другим не менее важным качествам ССР относится:
Духовно-нравственные качества ССР, требуемые ему для реализации своего функционала:
Должностные обязанности специалиста по социальной работе
Специалисту по социальной работе вменяется:
Специалист по социальной работе способен решать такие профессиональные задачи:
Права специалиста по социальной работе
К правам специалиста по социальной работе относится:
Область ответственности специалиста по социальной работе
Специалист по социальной работе в рамках, установленных действующим законодательством, несет ответственность за:
Помимо этого, ССР ответственен за:
Специалист по социальной работе: особенности, возможные плюсы и минусы
Материал подготовлен с учетом личного обучения в вузе по направлению «Специалист по социальной работе», прохождения производственной практики и работы в органах социальной защиты населения.
В статье дано разъяснение о специальности, что она из себя представляет и чем отличается от сходной по названию специальности «Социальный работник».
Перечислены и разобраны 6 положительных моментов при выборе данной профессии, а также 5 отрицательных. Данная статья будет полезна выпускникам школ при выборе направления дальнейшего обучения, а также всем тем, кто рассматривает вариант работы в учреждениях социальной защиты в качестве специалиста по социальной работе.
Содержание:
Особенности
Социальная работа как подвид высшего образования появилась не так давно. Обучать студентов в вузах по данному направлению стали в конце 90-х годов, поэтому многие могут даже не знать о том, что есть такая профессия, в чем она заключается, где можно потом трудиться, какие существуют подводные камни. Об этом и поговорим в данной статье.
Чем отличается специалист по социальной работе и социальный работник?
Итак, для начала проведём границу между двумя понятиями, которые постоянно путают. Существует две должности в организациях социальных служб: специалист по социальной работе и социальный работник. Несмотря на очень схожие названия, круг должностных обязанностей весьма отличается. Специалист по социальной работе обладает высшим или средним профессиональным образованием, выполняет работу по предоставлению различных социальных услуг и гарантий гражданам в бумажном виде, то есть оформляет различные справки, пособия, льготы, ставит на учёт социально незащищенные категории граждан. А социальный работник может иметь любой уровень образования, работает непосредственно с нуждающимся в помощи гражданином, оказывая помощь как морально (в виде своеобразной психологической поддержки, общения), так и физически. Можно сказать, что социальный работник исполняет свои обязанности в полевых условиях, ходит на дом к клиентам, проводит уборку, покупает продукты, лекарства, готовит еду, в общем, делает все необходимое для человека, нуждающегося в его услугах. А работа специалиста преимущественно офисного характера.
Требования к образованию
Говоря об обязательном уровне образования для осуществления профессиональной деятельности по двум этим направлениям, в соответствии с недавно вышедшим профессиональным стандартом, специалист должен иметь помимо диплома, если он не профильный, профессиональную переподготовку по данной специальности. Социальному работнику нужно также иметь соответствующий документ о подтверждении квалификации (диплом или свидетельство о профессиональном обучении).
Место и характер работы
Теперь о том, в каких учреждениях можно работать по специальности «Специалист по социальной работе». По большей части это государственные и муниципальные организации. Самыми распространенными являются УСЗН (Управление социальной защиты населения), КЦСО (комплексный центр социального обслуживания), различные приюты, детские дома, исправительные колонии, реабилитационные центры. Наряду с бюджетными учреждениями можно встретить такую должность и в крупных частных компаниях, но гораздо реже.
Важно! Сам процесс обучения не сложный и интересный, особенно если вы гуманитарий.
Плюсы и минусы профессии
А теперь остановимся на положительных и отрицательных моментах, которые, возможно, заставят вас задуматься в выборе этой профессии. Если вы уже имеете какое-то образование и рассматриваете для себя вариант работы в данной должности, то приведенная далее информация также будет вам полезна. Итак, начнём с плюсов.
Плюсы профессии
Теперь остановимся на отрицательных моментах, чтобы можно было сравнить плюсы и минусы, сделать для себя определенные выводы.
Минусы профессии
На этом все, а делать выводы о прочитанном в данной статье только вам. Надеемся, что информация будет полезной и сыграет свою роль в принятии вами соответствующих решений.
Должностная инструкция социального работника
Понять, какие функции будет выполнять социальный работник, ему поможет должностная инструкция. В государственных учреждениях этот документ является обязательным, и сотрудник должен быть с ним ознакомлен под роспись. О функциях должностной инструкции социального работника и принципах ее составления расскажем в публикации.
Образец должностной инструкции социального работника
1. Общие положения
2. Должностные обязанности
Соцработник выполняет следующие должностные функции:
3. Права
Соцработник имеет право:
4. Ответственность
Сотрудник, принятый на должность соцработника, несет такую ответственность:
Общая информация
Служба соцзащиты населения относится к государственным учреждениям, поэтому должностная инструкция должна использоваться обязательно, при этом нельзя допускать переименования должности. Для разработки инструкции необходимо использовать профстандарт «Социальный работник», который был утвержден приказом Минтруда от 18 ноября 2013 г. №677н.
Важно! Существует также должность специалиста по социальной работе. Она отличается от должности социального работника. Первый работает со всеми группами населения, а второй — только с одинокими пожилыми людьми и инвалидами. Специалист по социальной работе стоит выше в структуре учреждения, для выполнения его должностных обязанностей необходима более высокая квалификация. Не нужно путать эти должности.
Документ составляют по структуре, сложившейся за годы практики его использования. Бумага должна содержать основные разделы и дополнительные, которые работодатель может включать в текст по своему желанию или такой необходимости. К основным относят: «Общие положения», «Должностные обязанности», «Права работника», «Ответственность». Второстепенные разделы — это такие, как: «Условия работы», «Оценка работы», «Взаимосвязи в организации».
Базовые разделы должностной инструкции
Рассмотрим, что необходимо указывать в основных разделах документа.
Общие положения
В этом разделе отмечают, какие требования предъявляются к социальному работнику: образование, стаж, какими знаниями и навыками он должен обладать. Также указывают, какими нормами будет руководствоваться сотрудник при выполнении своей работы.
Соцработник должен обладать определенными чертами характера: коммуникабельностью, стрессоустойчивостью, честностью, отзывчивостью, ведь он работает с пожилыми людьми и инвалидами, имеет дело с их деньгами. Также сотрудник должен обладать крепким здоровьем и физической выносливостью. Это тоже можно отметить в данном разделе.
Должностные обязанности
Здесь перечисляют должностные функции социального работника. Их надо указать в полном объеме и как можно конкретнее. У работника не должно остаться вопросов о своих обязанностях после прочтения должностной инструкции.
Указанные обязанности не должны противоречить знаниям и навыкам, обозначенным в первом разделе документа.
Права
Для выполнения своих задач работник наделен определенным набором прав. Для указанной должности это будут стандартные права на получение необходимой документации и информации, на вынесение предложений руководству по улучшению работы отдела, на гарантии от государства, на помощь руководства и других работников в выполнении своей работы. Также у соцработника есть особые права, например, привлекать медицинских специалистов для оказания помощи инвалидам и престарелым гражданам, живущим на прикрепленной к нему территории.
Ответственность
Здесь указывают виды ответственности, которые могут быть применены к работникам. Для соцработника этот пункт будет содержать лишь типы проступков и виды ответственности за них. Каждое конкретное преступление будет разбираться индивидуально, поэтому не имеет смысла перечислять здесь все возможные проступки работников.
Как оформить документ
Окончательно оформленная должностная инструкция должна выглядеть следующим образом:
Для социальных работников разных разрядов документы не будут сильно отличаться. Изменяются лишь квалификационные требования. Если работнику повышают разряд, то он подписывает новую инструкцию.
«Некоторые считают, что я мою бездомных». Где учатся, чем занимаются и сколько получают специалисты по социальной работе
Главное — не путать с социальным работником
В обществе до сих пор есть лишь смутное представление о том, что делают специалисты по социальной работе и чем эта профессия отличается от «социального работника». «Цех» попросил трех девушек, которые работают в одном из Центров помощи семье и детям в Петербурге, рассказать, где нужно учиться, чтобы стать специалистом по социальной работе, на какую зарплату можно рассчитывать и к каким трудностям и предрассудкам стоит готовиться.
Между социальным работником и специалистом по социальной работе есть разница, которую мало кто понимает. Социальный работник помогает в быту — приносит лекарства, убирает квартиру и т. д. Специалист по социальной работе — это тот, кто разбирается в тяжелой жизненной ситуации человека или семьи, а затем разрабатывает «маршрут», которого нужно придерживаться, чтобы решить проблемы.
Если необходимо, мы можем сопроводить людей в разные инстанции, а можем просто дать их контакты и что-то посоветовать. Мы выступаем в роли проводников между нашими подопечными и внешним миром.
Люди попадают к нам двумя способами: либо обращаются напрямую в прием, и там их направляют к нужным специалистам, либо их выявляет субъект профилактики (общее название для органов опеки, школ, полиции, поликлиник или комиссии по делам несовершеннолетних). Чаще всего мы сталкиваемся со вторым вариантом. Тогда мы либо выходим к ним по адресу сами, либо приглашаем в Центр.
В Петербурге есть профильный институт, который курирует Комитет по социальной политике — там я закончила бакалавриат. Теоретических знаний было много, а практические я получила уже в процессе работы.
После института я решила, что нужно поработать по специальности и стала искать место поближе к дому. Было два варианта: наш Центр и служба помощи инвалидам. Я решила, что с инвалидами мне будет сложно работать, и я не смогу помочь этим людям в полной мере, поэтому я отправила резюме в Центр семьи и через какое-то время меня взяли специалистом в отделение, которое работает с трудными детьми и их родителями.
Работа с семьями, где родители страдают от зависимостей, — самый сложный аспект. Иногда это может длиться годами, с переменным успехом. Многое зависит от желания самих людей. Пример удачного кейса: муж написал заявление на свою жену, которая пьет и не может уследить за ребенком. Оказалось, что после определенных трудностей мама действительно стала злоупотреблять, но это еще не достигло критической стадии. Моя работа заключалась в том, чтобы вместе с ней осознать проблему (люди редко могут сделать это самостоятельно) и подсказать, где она может получить лечение. В итоге ее состояние улучшилось — мы вместе прошли через все бюрократические преграды, она перестала пить и сейчас прекрасно ладит со своим ребенком.
Конечно, бывают и провалы. Например, мы не смогли вернуть детей в семью, где оба родителя зависимы от алкоголя и наркотиков. Воспитанием там занималась бабушка. Мы предлагали родителям все наши ресурсы, но их личной мотивации не хватило, чтобы что-то исправить. Они отказались от родительских прав. В этом случае успех состоит хотя бы в том, что дети не находятся в опасности.
Именно поэтому в обществе не понимают, в чем заключается наша работа. Я часто слышу: «Зачем вы объясняете взрослым людям очевидные вещи?» Но нельзя судить только по себе — есть много семей, которым именно такая помощь необходима. И это не значит, что они хуже всех остальных.
Другой пласт нашей работы — трудные подростки, многие из них уже состоят на учете в полиции. Часто приходится взаимодействовать с ними напрямую, потому что родители уже в той стадии зависимости, когда им все равно, что будет с детьми. Таких подростков мы вовлекаем в тренинги, рассказываем, где они могут учиться — даем ориентир.
В этой работе нет однообразия — один день ты можешь полностью посвятить документам, а другой — только ходить по адресам. Но тут есть обратная сторона: бывают случаи, когда приходит письмо о какой-то семье, и тебе нужно бросить все и выяснять, что произошло.
Я работаю уже 5 лет, сейчас исполняю обязанности заведующей отделением и планирую дослужиться до заместителя директора.
Я работаю в стационарном отделении — это моя первая работа. Специально место я не выбирала — получила диплом, выложила резюме и меня пригласили.
Отделением я довольна, потому что с подростками мне легче выстроить диалог. В Центре есть стационары для малышей и младших школьников, но с ними я боюсь не справиться.
Подростки попадают к нам по разным причинам, чаще всего по направлению из органов опеки. Иногда родители этих детей страдают зависимостями, и пока они проходят реабилитацию, занимаются документами и приходят в себя — дети живут у нас. Бывает и так, что родителям нужно куда-то уехать на несколько недель или месяцев, и они сами приводят детей пожить в Центр. От коллег я знаю случаи, когда подростки просились к нам сами, но в своей практике пока с таким не сталкивалась.
Обычно новые знакомые не понимают, чем я занимаюсь. Люди думают, что я психолог, хотя я не имею права давать психологические консультации. А некоторые почему-то считают, что я «мою бездомных», хотя этим даже в «Ночлежке» не занимаются.
Человек, который хочет связать свою жизнь с социальной работой, должен быть терпеливым. Взаимодействовать придется с категориями населения, которых нет в вашем привычном кругу общения. Нужно делать большую скидку на возраст и личный опыт.
У детей, которые живут у нас, есть травмы, на которые нельзя давить. Многие вещи им нужно прощать — они огрызаются не просто так, им в жизни уже пришлось несладко. Подростки сами по себе эмоциональны, а наши тем более. Они не привыкли ждать от взрослых ничего хорошего, их грубость — естественная реакция. Нужно быть к ней готовым и показывать, что в мире есть взрослые, которые их понимают.
Оклад у меня стандартный — 30 000 рублей, плюс 2000 дают как молодому специалисту. Недавно я поняла, что в нашей сфере можно просидеть 30 лет на должности специалиста, если большего ты не хочешь: просто работаешь, повышаешь свою категорию, за это получаешь доплаты. Будут меняться документы и регламенты, но в целом обязанности останутся теми же. Для себя я пока не решила, устраивает меня это или нет.
Наша работа — это огромный спектр помощи людям. Самая важная задача — сделать так, чтобы у человека улучшилась жизнь. Как этого достичь — зависит от ситуации.
Перед началом работы нужно тщательно собирать «анамнез» семьи, узнать максимальное количество сведений, чтобы понять, где именно необходима наша помощь. Это непросто, ведь часто мы сами не можем понять, в чем именно у нас проблема. Что уж говорить о людях из социально уязвимых категорий — они живут и считают, что у них все в порядке. Наша задача в том, чтобы указать на возможность улучшений.
У нас в отделении обслуживаются три категории граждан: ВИЧ-положительные взрослые и дети, нарко- и алкозависимые и созависимые люди. Первые две категории чаще всего направляются в медицинские организации, в частности, в СПИД-центр. Мы получаем для них необходимую терапию. Взрослых мы, конечно же, стараемся трудоустроить — это одна из их главных проблем.
Редко люди рассказывают сразу обо всех своих нуждах (хотя такие есть, и лично я их очень люблю). Иногда бывает, что какая-то важная для сопровождения информация всплывает через год. Например, мы так недавно совершенно случайно выявили ВИЧ у девочки — она постоянно болела, и мы отправили маму сделать ей анализ, чтобы просто проверить все варианты. Из 50 клиентов к нам только один приходит сам. Чаще всего их направляют из субъектов профилактики, но бывают исключения. Недавно пришла женщина и сказала: «Здравствуйте, я наркоманка, у меня целый букет болезней и мне нужна помощь».
О нас мало кто знает: наш туберкулезный диспансер только в этом году узнал, что в районе есть служба, которая сопровождает ВИЧ-инфицированных граждан. Сейчас готовим соглашение о сотрудничестве.
Я решала эту проблему с помощью саморекламы — ходила и рассказывала про отделение врачам-инфекционистам в поликлиниках, приходила в уголовно-исполнительную инспекцию, опеку.
Кроме сопровождения мы вынуждены работать с огромной массой документов, борясь с волокитой. Я искренне верю, что в недалеком будущем мы перейдем на электронную систему документооборота, но пока работаем как есть.
С предрассудками о своей работе я чаще всего сталкивалась со стороны других субъектов, как это ни парадоксально.
Очень неприятно, когда к тебе так неуважительно относятся, ведь мы все коллеги и должны быть заодно, у нас одна цель.
Все сотрудники в моем отделении регулярно проходят тренинги по профвыгоранию — я считаю это необходимым. Кроме того, бывают дни, когда работа не клеится вообще никак. Я не возражаю, чтобы человек провел этот день для самого себя. Конечно, этим нельзя злоупотреблять, но раз в месяц допустимо.
Специалист по социальной работе — это профессионал, который знает, что он делает, зачем и для чего. И главное, он делает это с удовольствием! Этот человек, на мой взгляд, должен быть чутким — это качество я поставлю на первое место. Люди, которые работают с другими людьми, должны уметь прочувствовать настроение, понимать, когда стоит оставить человека в покое и не давить. Личное пространство нужно всем без исключения.
Еще важна уверенность в себе — только если она у тебя есть, человек пойдет за тобой. Как я могу повести его за собой и оказать помощь, если нуждаюсь в ней сама?
Все самое важное и интересное собираем на страницах «Цеха» в Instagram и ВКонтакте
Главное — желание помогать. Все о профессии социального работника в России
8 июня в России отметили День социального работника. Сложно найти другую такую профессию, в которой столь огромное значение приобретала бы искренняя и безграничная любовь к людям. Абсолютно любым: одиноким или многодетным, пожилым или, наоборот, совсем еще малышам, больным, бездомным, нищим, со скверным характером или сумевшим сохранить добро в душе, несмотря на все лишения и невзгоды. У каждого из них своя история и своя судьба, чаще всего тяжелая. И каждого нужно выслушать, вникнуть в суть проблемы, дать совет, поддержать или просто молча оказать необходимую помощь: посодействовать в получении документов и трудоустройстве, вывести на прогулку, устроить на ночлег, принести продуктов, убрать в квартире, переодеть, искупать или даже заварить чай.
Не ради регалий, званий, карьерного роста, престижа или дохода идут люди в эту профессию. Желание помогать нуждающимся — вот, что движет тем, кто решил связать свою жизнь с социальной работой. Другие на этой службе не задерживаются — не выдерживают колоссальной психологической нагрузки и уходят в другие сферы.
Как стать социальным работником? Куда пойти учиться? Какими качествами должен обладать человек, решивший посвятить свою жизнь этой профессии? Ответы на эти и другие вопросы — в материале журналиста ФАН.
Как зарождалась профессия в России
Может показаться, что социальный работник в нашей стране — профессия сравнительно новая родом максимум из Советского союза или и вовсе из перестроечных времен.
Несмотря на то, что сама специальность появилась в официальном перечне профессий только в 1991 году, благотворительность, помощь попавшим в беду, присмотр за больными и сиротами были на Руси в чести с древних времен. Так, практически во всех поселениях существовало понятие «совместных помочей», когда жители общими усилиями помогали своим неимущим соседям справиться с трудностями, например, утеплить дом перед приходом холодов или пополняли запасы дров и зерна на зиму.
Надежным пристанищем для обездоленных и оставшихся без крыши над головой всегда служили монастыри и церкви, служители которых всегда были готовы поддержать в трудную минуту и приютить, обучали чтению, письму и счету ребят из самых бедных семей.
Одной из наиболее значимых вех в истории отечественной благотворительности можно считать 8 июня 1701 года (отсюда и дата профессионального праздника всех социальных работников, который будет учрежден почти три столетия спустя). В этот день первый Император Всероссийский Петр I своим указом повелел открывать во всех губерниях богадельни, в которых специальные служащие осуществляли бы присмотр и уход за больными, калеками и детьми, оставшимися без попечения родителей. Можно сказать, что официальная история социальных служб в России началась именно с этого знаменательного момента.
Заботой об обездоленных занимался не только Петр, его примеру следовали и другие правители. Так, большую озабоченность судьбой бедных и болящих выражала Екатерина II, стараниями которой в разных уголках Империи стали один за одним появляться дома престарелых, сиротские и родильные дома для неимущих. Их работники занимались уходом за стариками и больными, учили детей из бедных семей.
Расцвет благотворительной деятельности пришелся на XIX век. В 1802 году начало свою работу Императорское человеколюбивое общество, приносившее пользу людям до 1918 года. Особенно ценно, что в этот период идеи гуманного отношения к близким стали распространяться не только среди знати и высших эшелонов власти, но и среди простого народа.
И, конечно, нельзя забывать о сестрах милосердия, также появившихся в дореволюционной России в XIX веке. Первые подобные общины, основанные влиятельными меценатами, стали открываться после 1844 года. Любая девушка могла прийти туда, обучиться уходу за больными и начать трудиться в приютах и больницах. Полученные знания и навыки особенно пригодились во время Крымской войны. Сестры милосердия самоотверженно выхаживали раненых солдат, порой с риском для собственной жизни.
Чем занимается социальный работник: описание профессии
Как мы уже поняли, социальный работник — это не про специальность, а про призвание. Представители этой профессии много общаются с людьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию, и оказывают им самую разнообразную помощь. Функционал специалистов в данной области сильно разнится в зависимости от того, в какой структуре человек трудится.
Работники оказывают своим подопечным следующие виды помощи:
• Выявляют тех, кто нуждается в той или иной поддержке и предлагают им свои услуги.
• Оформляют всевозможные документы, справки, выписки, рецепты на лекарства, путевки и т.д.
• Оплачивают счета за коммунальные услуги.
• Покупают продукты и предметы первой необходимости.
• Сопровождают в различных учреждениях и на культурных мероприятиях.
• Оказывают моральную и иную поддержку в кризисных ситуациях.
• Помогают разобраться в юридических вопросах или подсказывают, куда обратиться, если сами не располагают достаточными знаниями.
• Обеспечивают связь с госорганами, медицинскими учреждениями и прочими организациями, которые занимаются лечением, обеспечением лекарственными средствами, трудоустройством и прочими аспектами в зависимости от потребностей и нужд подопечного.
• Навещают больных, следят за состоянием их здоровья, приемом медикаментов и соблюдением рекомендаций врача, оказывают помощь в гигиенических процедурах и т.д.
• Покупают необходимые лекарства и средства гигиены.
• Оказывают услуги бытового характера (уборка в квартире, поход по магазинам, приготовление пищи, мойка посуды, вынос мусора).
• В срок предоставляют руководству всю необходимую отчетность (чеки, графики посещений и т.д.).
Данный перечень не является полным, но дает представление о степени физической и психологической нагрузки, которые испытывают профессиональные социальные работники.
Кто обращается за помощью:
• Пенсионеры.
• Одинокие старики.
• Различные категории инвалидов и их семьи.
• Лица без определенного места жительства.
• Многодетные семьи.
• Сироты.
• Малоимущие.
• Лежачие больные.
• Жертвы домашнего, сексуального и иного насилия.
• Беженцы из зон активных боевых действий.
• Бывшие заключенные.
• Лица, зависимые от употребления алкоголя и наркотиков, а также члены их семей и ближайшее окружение.
Какими качествами должен обладать социальный работник
Работа соцработником — это тяжелый каждодневный труд и огромная ответственность за жизнь и здоровье беспомощных людей, поэтому человек, который решил связать с ней свою жизнь, должен обладать такими личностными качествами как:
• Любовь к людям вне зависимости от их возраста, социального статуса, уровня образования, интеллекта и состояния здоровья.
• Стрессоустойчивость.
• Коммуникабельность.
• Умение собраться и действовать в неординарных ситуациях.
• Терпеливость.
• Милосердие.
• Высокий уровень самоорганизации и умение организовать других.
• Порядочность и ответственность.
• Умение хранить тайны.
• Честность.
• Открытость.
• Чувство такта.
• Эмпатия.
• Отсутствие брезгливости.
• Профессиональный соцработник должен, прежде всего, быть хорошим психологом, поскольку его деятельность неразрывно связана со способностью слушать и слышать своих подопечных, среди которых есть люди, потерявшие близких или находящиеся с ними в состоянии конфликта, подвергшиеся насилию, пережившие боевые действия и т.д.
• Желательно иметь навыки оказания первой медицинской помощи.
Плюсы и минусы профессии
Что уж там говорить, быть социальным работником нелегко, но эта работа имеет ряд своих неоспоримых преимуществ, которые, пусть и не так активно, как хотелось бы, но все же привлекают в эту сферу новые кадры.
Плюсы:
• Высокая востребованность на рынке труда. Ни один самый совершенный робот и ни одна самая умная и навороченная компьютерная программа никогда не заменят человеческого тепла и участия, а значит, социальные работники всегда будут в списке нужных обществу профессий.
• Низкий уровень конкуренции. Желающих посвятить себя в такой сложной деятельности не так уж и много, поэтому устроиться на работу не составит особого труда, даже если опыта совсем мало или его нет вовсе.
• Постоянное общение с людьми. Для кого-то этот пункт может быть и недостатком, но людям коммуникабельным наверняка понравится возможность быть в тесном контакте с коллегами и подопечными.
• Получение новых знаний в разных бытовых сферах. В обязанности соцработника, помимо прочего, входит консультирование по самым разнообразным вопросам. Дополнительные знания в юриспруденции, документообороте, медицине и фармацевтике никогда не будут лишними в повседневной жизни.
• Доступность образования. Конкурс на это направление среди выпускников школ традиционно невысок, а значит, поступить в вуз на бюджетное отделение и получить необходимые для работы знания будет не так сложно, как на более востребованные специальности.
• Чувство морального удовлетворения от своей работы. Те, кто занят в сфере помощи людям, рассказывают, что все возможные минусы и сложности уходят на второй план, когда понимаешь, что сделал кому-то хорошо. Даже если это «хорошо» выражается в элементарных вещах: убранной квартире, вкусно заваренном чае или просто задушевном разговоре.
• Осознание собственной нужности. День совершенно точно прожит не зря, если вместо бизнес-ланча в модном кафе помог человеку в инвалидном кресле, который месяцами не выходил из квартиры, полюбоваться на цветение яблоневого сада в мае.
Все перечисленное звучит красиво и убедительно, но, прежде чем решиться войти в профессию, необходимо очень хорошо подумать обо всех возможных трудностях, с которыми придется столкнуться на пути.
Минусы:
• Невысокие зарплаты. Увы, при всей нужности и важности своей работы, социальные работники все еще получают неоправданно мало. Во многих регионах их доход не превышает 15 тыс. рублей.
• Ненормированный рабочий день и постоянная включенность в процесс. Да, графики дежурств, несомненно, существуют, но те, кто по-настоящему увлечен своей работой, думает о своих подопечных практически беспрерывно, отвечая на звонки в любое время дня и ночи. Кстати, умение вовремя переключиться и не нести домой рабочие проблемы — еще одно важное качество, без которого никуда. Иначе эмоционального выгорания и депрессий не избежать.
• Уход за больными. В обязанности социальных работников часто входит уход за тяжелыми больными, в том числе за лежачими или теми, кто не может самостоятельно обслуживать себя, есть, а порой и даже дышать. Перевернуть, искупать, накормить, поменять подгузник, обработать пролежни, перенести из инвалидного кресла на кровать, очистить дыхательные пути от скопившейся слизи — вот лишь небольшой список манипуляций, которые приходится выполнять ежедневно. Справиться с ними может не каждый. Такой труд сложен как с физической, так и с моральной точки зрения.
• С подопечными бывает сложно ладить. Не стоит рассчитывать, что общаться придется сплошь с милыми бабушками и дедушками, каждый раз получая при выходе из квартиры порцию благодарности. У пожилых и сильно болеющих людей в силу жизненных обстоятельств часто портится характер. Они ругаются, капризничают, плачут, могут даже обзываться или обвинять в воровстве или намерении причинить вред. Задача профессионала — не раздражаться, а успокоить, постараться со временем войти к нему в доверие и не расстраиваться, если сделать это не получается, а продолжать добросовестно выполнять свою работу, делая жизнь подопечных хоть немного светлее и радостнее.
Как стать социальным работником
Если все возможные трудности не пугают, то в первую очередь нужно определиться, куда пойти учиться.
Получить образование по специальности «Социальная работа» можно как после 9 (тогда обучение займет два — три года), так и после 11 класса (в таком случае до момента получения диплома пройдет от четырех до шести лет), выбрав соответствующее направление в колледже или вузе.
Для поступления в высшее учебное заведения потребуется сдать экзамены по русскому языку, истории и обществознанию. Некоторые средние специальные учебные заведения принимают абитуриентов вовсе без вступительных испытаний по результатам среднего балла в аттестате об основном общем образовании.
Если вы осознали, что хотите посвятить себя служению людям в более зрелом возрасте, уже имея за плечами высшее или среднее образование, то всегда можно пройти соответствующие курсы и сменить профессию.
Тем, кто уже занимается социальной работой, будет необходимо проходить курсы повышения квалификации. Обучение возможно как в очном, так и в дистанционном формате.
Где может работать социальный работник?
От общего перейдем к частному и поговорим о специализациях соцработников. Людей, занимающихся этой деятельностью, можно разделить на тех, кто:
• Выявляет лиц, которым требуется помощь, и определяет степень и меру содействия нуждающимся.
• Проводит встречи и приемы с гражданами, обращающимися за помощью, а также самостоятельно выезжает на место, чтобы оценить условия проживания.
• Обрабатывает заявки от населения и распределяет виды социальной поддержки
• Осуществляет контроль за условиями проживания подопечных.
• Контактирует с различными социальными ведомствами для получения льгот, лекарств и медицинского оборудования, путевок, услуг по реабилитации и т.д.
• Оказывает помощь в быту (покупка продуктов, медикаментов и средств личной гигиены, уборка и т.п.).
• Производит простейшие медицинские манипуляции.
• Помогает в оформлении и получении документов.
• Содействует в дальнейшем трудоустройстве.
Свои знания и умения соцработник может применить, устроившись на работу в следующие организации:
• Органы и комитеты социальной защиты населения.
• Кризисные центры для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или подвергшихся насильственным действиям.
• Органы опеки и попечительства.
• Дома престарелых.
• Сиротские учреждения.
• Пенсионный фонд.
• Ветеранские организации.
• Службы занятости.
• Благотворительные фонды.
Если вы искренне хотите помогать людям, но пока не готовы полностью посвятить себя этой благородной миссии и кардинально поменять сферу деятельности, можно стать волонтером, обратившись в органы соцзащиты или одну из благотворительных организаций. Лишние руки никогда не помешают, поэтому новым помощникам там всегда рады.