В чем заключается работа учителя логопеда консультация для родителей
Консультация для родителей «Чем занимается учитель-логопед в школе»
Чем занимается учитель-логопед в школе.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это только верхушка айсберга, которую можно увидеть, а точнее услышать. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
развитие связной речи;
накопление и совершенствование словаря;
развитие физического и речевого слуха;
развитие грамматической стороны речи;
обучение навыкам словообразования и словоизменения;
В ходе логопедической работы решаются дополнительные задачи:
профилактика и исправление нарушений письма и чтения;
развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, быть понимаемым для воспитателей, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
Проблемы речи вызывают сложности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно. Необходим специальный подход, усиленное внимание. Детям необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.
Консультация «Логопед, как профессия-кто это, чем занимается…»
Татьяна Будникова
Консультация «Логопед, как профессия-кто это, чем занимается…»
И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?
Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.
В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:
Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и непонятна, ребенок неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Характерным для ринолалии является патологическое изменение тембра голоса. Именно поэтому прежнее название ринолалии – гнусавость. Кроме того, при ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. В целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна.
Мутизм – отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, психическая травма, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.
Элективный мутизм – избирательный отказ от речи.
Трудности в обучении чтению и формировании письма, специфические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.
Дислексия — нарушение чтения при сохранном интеллекте и физическом слухе, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в замедленности, фонетическом искажении (пропуск букв, добавление ненужных, искажение слов, замена букв местами, пропуск начальных слогов) или непонимании смысла содержания при чтении.
Дизорфография — проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила, продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами.
Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет.
Занятия у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее.
Уважаемые родители, помните! Будущее вашего ребёнка в ваших руках!
Фотоотчёт «Кто спортом занимается, тот силы набирается» или наше спортивное лето Рада приветствовать всех маамовцев! В прошлом году, когда детям моей группы было всего 4 года, мы впервые участвовали в соревнованиях.
«Профессия — Пешеход!» Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма не имеет ни временных, ни географических границ. Движение на наших дорогах.
Лэпбук «Профессия стоматолог» Лэпбук- игровое пособие, состоящее из множества кармашков и конвертов, внутри которых находятся игры и игровые задания по выбранной лексической.
Моя любимая профессия Вот настал и мой час аттестации! В связи с этим, хочу поделиться своими достижениями! Все грамоты и благодарности получены в процессе моей.
Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Давайте познакомимся! Я, Чурбанова Елена Владимировна, учитель-логопед детского сада «Сказка»! К.
Эссе «Моя профессия-воспитатель.» Детство существует вовсе не назло воспитателям, оно – дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное. Ш. А. Амонашвили.
Эссе «Моя профессия — воспитатель» В мир дошкольного детства я попала, можно сказать, случайно. Так сложилась моя жизнь, что в детстве я не посещала детский сад. Мой папа.
Замечательная профессия — воспитатель. Я воспитатель,и горжусь этим,ведь жизнь свою посвящаю детям! Во все времена у всех народов люди высоко ценили тех,кто учил их добру. Да,это.
Консультация для родителей «Основные направления деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении»
Евгения Некипелова
Консультация для родителей «Основные направления деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении»
Учитель-логопед:
«Ясность – главное достоинство речи»
К основным направлениям деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ)относятся:
Диагностическая деятельность
Коррекционно-развивающая деятельность
Консультативная работа с родителями и педагогами
Методическая деятельность
Аналитическая деятельность
Итак, диагностическая деятельность учителя-логопеда в ДОУ определяет тактику коррекционно-развивающего воздействия, выбор методов, приемов и способов достижения поставленных целей.
Диагностическая деятельность представляет:
Раннее выявление детей нуждающихся в помощи.
Обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи. Результатом проведенной диагностики является подготовка материалов для психолого- педагогического консилиума (далее ППк) с целью комплектования групп для детей с тяжелым нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
Стартовое логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей.
Подразумевает изучение речевого (артикуляционный аппарат, дыхание, звукопроизношение, слоговая структура слов, фонематическое восприятие, анализ, синтез, лексико-грамматическая сторона речи, особенности связной речи, темпо-ритмическая характеристика, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Наблюдение в процессе обучения, диагностика.
Анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.
Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ представляет собой интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса,главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
В рамках логопедической группы коррекционно-развивающие направления деятельности учителя-логопеда:
• Занятия учителя-логопеда с детьми по утвержденным лексическим и грамматическим темам (непосредственно образовательная деятельность).
• Индивидуальные занятия с детьми по звукопостановке и совершенствованию всех компонентов речи.
• Совместная деятельность с педагогом-психологом (стимулирование психологической базы речи).
• Совместная деятельность с воспитателями.
• Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя (развитие темпо-ритмической организации речи).
• Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре (развитию общей моторики детей).
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
— Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
— Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
— Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук, Су-Джок терапия);
-Упражнения на развитие фонематических процессов;
— Коррекция звукопроизношения разными способами;
— Автоматизация звуков в слогах, словах и в речи;
— Дифференциация звуков в слогах, словах и в речи;
— Обогащение словарного запаса;
— Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве.
В основу работы положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
Результаты коррекционной работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.
Просветительская деятельность учителя-логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
Пропаганда логопедических знаний осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.
Консультативная работа учителя-логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.
Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.
Основными направлениями консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с родителями являются:
• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
• Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
• Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
• Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т. д.).
• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Методическая деятельность учителя-логопеда ДОУ включает в себя:
• разработку методических рекомендаций для воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
• изучение и обобщение передового опыта;
• участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
• обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
• поиск наилучших средств коррекции речи детей;
• изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
• самообразование;
• изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.
Аналитическая работа позволит учителю-логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка.Она включает:
-Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
-Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).
-Подведение итогов работы за учебный год.
Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Актуальность логопедической работы растет с каждым годом, т. к. увеличивается количество детей с речевыми проблемами. Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью. Без речевой функции психика не будет полноценно развиваться. Ученые доказали (Д. Б. Эльконин и др., что эффективнее всего работать с устранением нарушением в дошкольном возрасте. Без овладения устной речи не будет письма и чтения. Ограничение социальных контактов негативно сказывается на развитии личности. Должно быть, правильное комплексное воздействие на проблему. Чтобы выходя из детского сада, дети были полноценно готовы к следующей ступени своей жизни – школе, умели разговаривать, понимали, что они говорят и для чего. Подводя итог о важности логопедической работы можно обратиться к словам Конфуция: «Достаточно, чтобы слова выражали смысл».
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.
Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.
Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.
Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.
Консультация для родителей «Кому нужен логопед»
Каждый ребенок должен побывать на приеме у логопеда в пять лет – к этому возрасту все, что могло само исправиться в его речи, уже исправилось, а то, что не исправилось, можно успеть ликвидировать до школы. Но вот некоторые психологи-дефектологи советуют обращаться к логопеду,как только ребенок начинает говорить: некоторые ошибки произношения действительно исправляются сами к годам четырем, а некоторые, наоборот, к этому возрасту закрепляются. Отличить одни от других специалист может практически сразу, то есть года в два-два с половиной.
Если ребенок пользуется звуками, существующими только в его родном языке, но путает их и меняет местами– это пройдет. Конечно,не без помощи взрослых: ведь, когда малыш подрастает, они невольно начина местами.Да и он сам слышит свои ошибки: если он произносит «малина» вместо «Марина» или «ложки» вместо «рожки», его не поймут или будут смеяться, а ему уже хочется все говорить, «как большому».
Чтобы в этой ситуации поправить малыша, близким не нужно никаких специальных знаний – просто следите за речью ребенка, тренируйте его в правильном произношении, когда вы с ним один на один, и хвалите его, когда он потом прилюдно скажет так, как надо.
Некоторые специалисты считают, что дефекты речи должны исправлять только профессиональные логопеды, другие говорят, что многое тут под силу родителям. Но в любом случае нужна правильная методика коррекции – заметив изъяны в произношении, стоит проконсультироваться с логопедом: он расскажет ребенку, что и как надо делать, а маме покажет специальные упражнения, которые она с ребенком должна регулярно выполнять.
Все это касается самых простых дефектов речи, которые бывают почти у всех детей. Логопедам приходится сталкиваться с более серьезными проблемами – заикание и косноязычие (дислалия, общее недоразвитие речи. Задержка речевого развития, дислексия и дисграфия, то есть проблемы с освоением чтения и письма. Все это тоже дефекты речи и связаны они с тем что в мозгу у ребенка «что-то не так». Чем раньше вы обратите внимание на дефекты речи ребенка – тем лучше. Отсутствие у младенца «гуления» и лепета уже должно насторожить взрослых. Тем более покажите ребенка специалисту, если он молчит, когда его ровесники уже начали говорить
Советы для родителей от логопеда:
1. Обязательно говорите с ребенком с самого его рождения.Знайте: ребенок слышит и воспринимает речь задолго до того, как начинает говорить сам. Умственное развитие не происходит автоматически. Его нужно стимулировать. Чем больше вы говорите с ребенком, тем быстрее и правильнее он развивается.
3. Даже небольшие запинки в речи должны вас насторожить, только не показывайте ребенку своего беспокойства, чтобы не усугублять ситуацию. Не откладывая, проконсультируйтесь с логопедом или детским психоневрологом.
4. Не торопитесь учить малыша читать и писать – ранее обучение чаще всего не только не приносит пользы, но и может нарушить естественный ход развития ребенка. Если же возраст обучения подошел, а ваш ученик не успевает за ровесниками в саду или школе. Непременно покажите его специалисту.
5.И еще очень важный совет: никогда не ругайте ребенка за его неумение правильно говорить или писать, он в этом не виноват. Ваша задача – скорее помочь ему справиться с этими трудностями.
Когда нужен логопед Задержка развития речи- распространенный диагноз. Когда стоит обратиться за помощью к логопеду, чтобы не запустить проблему? Современное.
Консультация для родителей «Зачем нужен логопед?» Зачем нужен логопед? И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это.
Консультация для родителей «Детям нужен отец» Когда распадается семья, чаще всего страдают дети. В детских садах всё больше появляется детей без папы. Наблюдая за такими детьми, можно.
Консультация для родителей «Для чего ребёнку нужен театр?» Консультация дпя родителей «Для чего ребёнку нужен театр?» Для чего ребенку нужен театр? Многие родители задаются вопросом: а нужно ли посещение.
Консультация для родителей «Нужен ли ребенку дневной сон» Консультация для родителей «Нужен ли ребенку дневной сон» Свинухова Анастасия Спать или не спать ребёнку днём? У новорожденного малыша.
Консультация для родителей «Зачем нужен логопед?» ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛОГОПЕД? С проблемами речи справиться можно, И логопед вам в этом поможет! Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся.
Родительское собрание «Зачем нам нужен логопед?» Цель: Познакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы логопеда по коррекции и развитию речи. Показать значимость работы логопеда.
Консультация для родителей «Зачем логопед задаёт домашние задания?» Успех коррекционного обучения детей с речевым недоразвитием во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических.
Консультация «Зачем нужен логопед?» Зачем нужен логопед? И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это.