В чем заключается работа учителя логопеда
Профессия: логопед
Кому подойдёт эта профессия, где учиться на логопеда и кому он помогает
Логопед — специалист по нарушениям речи. Он работает с людьми, у которых есть проблемы с речью: от произношения отдельных звуков до полного отсутствия речи, например, по причине болезни. Как работает логопед и кому подойдёт эта профессия, рассказывает логопед-дефектолог, методист «Фоксфорда» Ирина Сарычева.
Путь в профессию
После 9-го класса я пошла в московский Педагогический колледж № 6. Логопедию выбрала, потому что мне было интересно, как устроена речь, какие механизмы при этом работают. Кроме того, об этой профессии много рассказывала моя тётя, которая работает в сфере дефектологии. Она посоветовала мне поступать на это направление, и я прислушалась. К тому же я хорошо ладила с детьми и мне хотелось им помогать. Ещё мне очень понравился сам колледж — и не только программой, но и возможностью общаться по интересам в студии вокала.
Направление, на котором я училась, называлось «Дошкольное образование с детьми с нарушениями речи». Сначала нам преподавали программу 10–11-го класса, а на 3–5-м курсах началась профессиональная подготовка и практика. После колледжа желающие могли продолжить образование в Московском государственной педагогическом университете сразу на 2-м курсе. Я поступила туда на факультет «Дефектология» со специальностью учитель-логопед.
На старших курсах мы стали изучать сложные научные темы, касающиеся устройства и работы мозга, и мой интерес к этому направлению ещё больше вырос. Я поняла, что в этой профессии есть куда развиваться, и твёрдо решила стать именно логопедом. После окончания университета я работала в частных детских центрах и в центре реабилитации детей-инвалидов. Сейчас — в инклюзивной школе для детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья). Плюс частная практика: консультирование и занятия по коррекции речи.
Формат работы
Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.
Я консультирую и очно, и онлайн. Сначала узнаю у родителей, чего они хотят и что их волнует. Затем начинаю общаться с ребёнком, тестирую его с помощью диагностического материала, чтобы понять, соответствует ли речь возрасту, а если нет, то почему и какие есть отклонения и нарушения. Способы взаимодействия зависят от ребёнка: в лёгких случаях мы обычно занимаемся за столом, я показываю картинки, в игровой форме работаю с разными сторонами речи. В сложных случаях нужно прикладывать больше усилий, подбирать особый подход и методики. После диагностики я сообщаю родителям, какие проблемы вижу, разрабатываю программу занятий, договариваюсь о графике коррекционных занятий.
В первый год после вуза я начала работать с простыми случаями — постановкой звуков у детей без сопутствующих диагнозов. Постепенно с опытом я стала брать детей с более серьёзными нарушениями речи. Например, они плохо выговаривали не один звук, а много. Потом к ним добавились сложные дети с ДЦП, аутизмом и другими диагнозами. Запомнился один из первых таких клиентов. Ему было два с половиной года, он не говорил и вообще с трудом устанавливал контакт с людьми. Впоследствии ему поставили диагноз аутизм. Я перепробовала всевозможные методы, и ребёнок заговорил, смог общаться с окружающими. Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.
Что мне особенно нравится в профессии
🙂 Постоянно учиться
Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно пробовать себя в других направлениях, изучать смежные сферы. У детей, с которыми мы работаем, разные диагнозы, в которых надо разбираться.
😏 Свободный график работы
У логопеда есть возможность выбирать: хочешь — работай в одном месте по графику, хочешь — совмещай или консультируй частным образом. Не нужно работать строго с 9 до 18. Официальная ставка логопеда в государственном учреждении — 20 часов в неделю. Плюс всегда свободное лето: у педагогов отпуск 56 дней.
😎 Отсутствие вертикальной карьеры
У логопеда есть возможность самостоятельно развиваться в профессии, нарабатывать опыт и клиентскую базу. Работая частным образом, он сам распределяет время и силы. Кроме того, при желании можно сделать карьеру в смежных сферах. Например, сейчас помимо консультаций я работаю в «Фоксфорде» методистом отдела логопедии: развиваю это направление, набираю логопедов, готовлю методические материалы, слежу за качеством оказанных услуг.
Минусы профессии
😕 Не слишком высокий доход
Начинающие специалисты зарабатывают немного. При этом опытный профессионал, консультирующий в частном порядке, может получать гораздо больше — от 1500 до 3500 рублей за одно занятие. Но даже в этом случае общая сумма гонорара будет ограничена количеством клиентов.
😳 Высокий риск выгорания
Консультирование — это регулярная работа с людьми: детьми и их родителями. Часто дети попадаются сложные, с особенностями поведения, и к каждому надо найти подход. Неважно, что происходит у тебя в жизни, — ты должен выкладываться по максимуму и быть на позитиве.
Нужно обязательно регулировать нагрузку и уметь восстанавливаться. Это умение приходит с опытом. Я, например, путешествую, это мой способ восполнять потраченные силы.
Где учиться на логопеда
Логопедия — часть дефектологии. Чтобы стать логопедом, нужно поступать в педагогический вуз на одноимённое направление.
Три лучших педагогических вуза России по направлению «Дефектология»
вуз | Факультет / направление | Что сдавать | Бюджетные места в 2021 году | Проходной балл |
---|---|---|---|---|
Московский государственный педагогический университет | Институт детства. Дефектологический факультет | Биология Русский язык Обществознание | 80 | 213 |
Московский государственный психолого-педагогический университет | Факультет клинической психологии / Специальное (дефектологическое) образование | Русский язык Биология Математика Обществознание | 43 | 208 (в 2020 году сдавали три предмета) |
Московский городской педагогический университет | Институт специального образования и психологии / Специальное (дефектологическое) образование | Биология Русский язык Обществознание | 20 | 235 |
Нужно помнить, что для логопеда важен не диплом конкретного вуза, а практика, опыт и дополнительное образование, которое вы получаете уже после вуза на курсах.
Где работает логопед
Отдельное направление работы — преподавание в вузах и научные исследования.
Какие качества нужны логопеду для успешной работы
Любознательность
В этой профессии нужно постоянно интересоваться современными тенденциями, знать последние методики и научные данные.
Аналитические способности
Для правильной диагностики нужно уметь видеть причинно-следственные связи, обобщать информацию.
Умение общаться
Коммуникативные навыки помогают установить контакт и с родителем, и с ребёнком.
Терпение
При работе с детьми оно необходимо.
Перспективы профессии
В последние годы количество детей с речевыми проблемами растет, и я думаю, что эта тенденция будет сохраняться.
Логопеды-дефектологи работают над коррекцией и развитием устной речи, слуха, звукового анализа и синтеза, помогают при дисграфии и дислексии. Кроме того, растёт потребность в социально значимых профессиях, поэтому без работы логопеды точно не останутся.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Специфика работы учителя-логопеда (из опыта работы)
Елена Воробьёва
Специфика работы учителя-логопеда (из опыта работы)
Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования (слайд 1)
Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ, признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.
Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья.
(слайд 3) По результатам ежегодной логопедической диагностики детей дошкольного возраста, проводимой учителем – логопедом МАУ ДО «Сорокинский центр развития ребёнка – д/с №1», 110детей имеют различные нарушения речи (данные сентябрь 2015г., в то время как в 2014 году таких детей было 91. Количество детей нуждающихся в логопедической помощи возрастает с каждым годом. Это мы видим в сравнительной таблице.
Учебный год Количество детей нуждающихся в логопедической помощи
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.
(слайд 4) Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.
(слайд 5)Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-ло-гопед, как и в случае с обычными детьми, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребёнка и его потенциальных возможностей.
Наряду с этим, особенно важно получение информации от специалистов ДОУ, характеризующей актуальный уровень развития и потенциальные возможности ребенка. Тесный контакт между специалистами ДОУ и школы позволяет осуществить преемственность в реализации принципов и технологий психолого-педагогического сопровождения, применения обучающих и развивающих про-грамм, предназначенных как для обычных, так и для «особых» детей.
(слайд 6)Результатами тесного контакта между специалистамиможет быть появление следующих моментов:
выделение положительных особенностей ребёнка;
определение методов взаимодействия с ребёнком;
выявление ближайших перспектив развития детей;
фиксация навыков, приобретенных детьми за конкретный период;
соотношение поставленных целей с результатами достижений.
Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способствовать накоплению информационной базы для обеспечения возможности проведения качественного анализа результатов коррекционно-об-разовательного процесса.
(слайд 7) Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей
В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными детьми, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:
• тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
• оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
• компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.
Образовательная технология Способы реализации
Диалогового обучения Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.
Опережающего обучения Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Игрового обучения Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.
Здоровьесберегающие технологии Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия,выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», пружинные и шариковые массажеры и т. д.
(слайд 8) В своёй педагогической деятельности придерживаюсь: «К каждому ребёнку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции что он может, не смотря на имеющиеся у него нарушения».
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» (из опыта работы) Наше учреждение в декабре 2014 года было передано из государственной в муниципальную собственность. Будучи государственным коррекционным.
Анализ работы учителя-логопеда Анализ проведенной коррекционной (логопедической) работы в 2014 – 2015 учебном году учителем – логопедом Синдицкой Ирины Михайловны МБДОУ.
Летний план работы учителя-логопеда Цель: Укрепление психо-физического здоровья детей Задачи: Продолжить закреплять правильное речевое развитие путём чтения.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь: Проведение родительского собрания: Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа. Рекомендации для.
Перспективный план работы учителя-логопеда с воспитателями Сентябрь Семинар: «Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте». Октябрь Консультация:.
План работы учителя-логопеда с родителями Месяц Содержание работы Сентябрь Родительское собрание «Результаты обследования речи детей» Родительское собрание «Выполнение домашних заданий».
Из опыта работы учителя-логопеда «Работа над темпом» Из опыта работы. Тема: «Работа над темпом». Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. В работе над темпом добиваюсь.
Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными.
Профессия логопед: кто это и чем занимается?
Раньше специалисты в области коррекции произношения звуков работали с детьми, которые имели нарушения слуха. Небольшие отклонения от нормы не считались проблемой, поэтому ребенок мог плохо произносить слова даже до 8 лет, но это не старались исправлять. Подход изменился только в XX веке, когда была выявлена взаимосвязь между правильным произношением и психическим развитием.
Логопед — это тот, кто работает с детьми и помогает исправить или скорректировать различные речевые нарушения. Представители этой профессии распространены в образовательных учреждениях.
Логопед — кто это и чем занимается
Логопед — это специалист, который работает на стыке педагогики и психологии. Его главные пациенты — это дети дошкольного возраста. В процессе общения и проведения диагностики логопеду нужно не только выявить причину нарушения дикции, но и обстоятельства, которые могут ее ухудшать.
У этой профессии есть еще одно более профильное направление деятельности, представителей которого принято называть логопед-дефектолог. Эти специалисты работают с детьми, которые имеют нарушения слуха, зрения, а также интеллектуального развития. По этой причине логопеду-дефектологу необходимо работать также над памятью ребенка, развивать его мышление и восприятие окружающего мира.
В должностные обязанности логопеда входит знание нескольких систем развития речи. Поэтому в практике они используют интерактивные приспособления, например, игрушки, палочки, компьютерные игры и т. д.
Для наилучшего эффекта логопеды предпочитают работать индивидуально. Групповые занятия, которые проводятся в детских садах, не позволяют исправлять серьезные дефекты, только корректировать незначительные недостатки речи.
Часто проблемы с дикцией — это физическое проявление психологических проблем. И когда логопед определяет подобный случай, он предлагает направление к психологу, услуги которого будут иметь большую пользу.
Считается, что логопед — это тот, кто работает исключительно с детьми, но это не так. Помощь специалиста может быть необходима и взрослым.
Источник фото prostooleh/freepik
Логопед — это врач или педагог?
Довольно часто возникает путаница по поводу квалификации логопедов. Кто они по образованию: учителя или врачи?
Если речь не идет о каких-то патологиях (психические заболевания, умственная отсталость, глухота и т. д.) и заболеваниях, то медицинская помощь не требуется и логопеду-дефектологу достаточно иметь педагогическое образование. В противном случае у специалиста должен быть медицинский диплом логопеда-дефектолога, чтобы уметь поставить верный диагноз и назначить лечение.
На самом деле логопед — это смежная профессия, требующая познаний как в воспитании детей, так и в медицинской стороне вопроса.
Должностные обязанности логопеда
К перечню обязанностей специалиста можно отнести:
Для того чтобы грамотно работать в этой области необходимо знать:
Обязанности логопеда в школе не сводятся только к механическому заучиванию правильного способа произношения звуков. Специалист должен создать благоприятную и уютную атмосферу для ученика, чтобы он смог комфортно себя чувствовать и доверять педагогу.
Требования к логопеду
Работать в качестве логопеда могут лица, которые соответствуют следующим требованиям:
Некоторые работодатели часто требуют от специалиста сертификатов о прохождении подготовки по направлениям:
Место работы и условия труда логопеда
Специальность востребована не только в образовательных учреждениях, но и в организациях здравоохранения.
Чаще всего специалист имеет собственный кабинет, оснащенный для проведения индивидуальных или групповых занятий. Так как основная работа логопеда связана с образовательными учреждениями, то его рабочий график — это пятидневная рабочая неделя с учетом всех школьных каникул и государственных праздников.
Обучение профессии логопед
Работать логопедом может только специалист с соответствующим образованием. Профессиональное обучение на логопеда можно пройти только в вузах, которые имеют психологический или педагогический профиль. Продолжительность обучения составляет примерно четыре года, а у абитуриентов есть возможность учиться в нескольких форматах: очно, заочно или на вечерней форме.
Логопеду нужно регулярно проходить курсы повышения квалификации. На сегодняшний момент многие из них представлены в дистанционном формате, благодаря чему специалист может совмещать обучение с работой.
5 вузов, где можно пройти профессиональное обучение на логопеда:
Источник фото freepik
Курсы логопеда: дистанционное обучение
Повысить квалификацию или получить образование можно с помощью интернета. Дистанционное обучение на логопеда позволяет получать знания в любой точке мира.
По окончании дистанционных курсов проверенные организации выдают диплом о профессиональной переподготовке, который можно использовать при приеме на работу.
Зарплата логопеда
Главные критерии, которые определяет величину оклада специалиста — это его трудовой стаж и уровень профессиональной подготовки. Данные о зарплатах взяты с интернет-сервисов по поиску работы.
Более высокие зарплаты наблюдаются в частных школах и детских садах.
Плюсы и минусы профессии логопед
Плюсы:
Минусы:
В чем заключается работа учителя логопеда
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами специального обучения и воспитания.
Статья:
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, структуру нарушений речи, систему коррекционной работы. Цель логопедии – разработка научно обоснованной системы обучения, коррекции, а также профилактика нарушений речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат современные исследования отечественных и зарубежных авторов. (Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС)
КТО ТАКОЙ ЛОГОПЕД
Современная логопедия – это междисциплинарная наука, требующая от практикующего логопеда широкой общей эрудиции и познаний в определенных сферах медицины, педагогики и психологии. Логопед – это специалист, работающий с людьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Специалист проводит коррекцию и устраняет недостатки речевого развития, стимулирует развитие речи при ее отсутствии или восстанавливает речь в случае ее распада. Логопед — это речевой тренер. Это специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием, который занимается не только выявлением и устранением нарушений речи, но и развитие внимания, мышления, памяти, то есть всех составляющих, необходимых для образовательного процесса.
Большинству кажется, что научиться говорить – это легко, но не у всех формирование речи происходит гладко. Нарушения речи тормозят развитие ребёнка, угнетают его психику и ведут к возникновению различных отклонений в его поведении. Тяжелые нарушения речи могут влияют на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
С появлением логопедов появилась возможность избавиться не только от комплексов, вызванных неправильной речью, а и развития у детей всех психических процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления), что непременно способствует развитию ребенка и его познавательной деятельности, открытию возможности полноценно общаться с окружающими. Работа логопеда эффективна только в том случае, если она построена на фундаменте медицинских и психолого-педагогических знаний. Вместе с тем в силу специфики своей деятельности логопед должен знать и уметь использовать специальные приёмы общения, способствующие налаживанию и поддержанию контакта с ребёнком и его родителями.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда заключается в оказании медико-педагогической помощи ребёнку, который имеет расстройства речи, для его полноценной социализации в обществе. Эта помощь состоит в организации системы занятий по исправлению аномалий произношения, вызванных врождёнными или приобретёнными нарушениями органов речи. Основной задачей специалиста является развитие, обучение, коррекция и воспитание детей с речевыми нарушениями. Личность логопеда в обстановке обучения и коррекции занимает первое место, те или другие его профессиональные качества будут повышать или понижать его рейтинг.(Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС)
Логопед, к сожалению, не может быть таким же приятным и добрым, как обычный учитель, ведь исправлять речевые нарушения довольно трудно, и как бы интересно они не старались работать, они все равно несут в своей работе и медицинский подход. Но логопед однозначно гораздо приятнее для ребенка, чем доктор, который делает уколы и другие малоприятные процедуры.
В развитых странах Европы и Северной Америки логопеды, как и врачи, выполняют контролирующую функцию, следящую за здоровьем и развитием ребенка.
Как это выглядит на практике.
Если родители не заботятся об исправлении речевых нарушений, логопеды обязаны сообщить об этом социальным службам, так же как об этом сообщают врачи если родители подвергают здоровье ребенка опасности.
Логопедами, как и врачами, заграницей, могут работать только специалисты с высшим специальным образованием.
ЛОГОПЕД ИЛИ ДЕФЕКТОЛОГ
— учитель-логопед (чаще их называют логопед-дефектолог)
— логопед-психолог
— сурдопедагог (занимается детьми с нарушением слуха)
— олигофренопедагог (часто именно их называют дефектологами)
ЛОГОПЕД ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Многие люди ищут отдельно логопеда для детей или логопеда для взрослых.
На самом деле, образование у логопеда для детей и взрослых абсолютно одинаковое, и каждый логопед для детей может работать и со взрослыми. Для этого ему нужно:
— адаптировать материал для взрослых,
— научиться объяснять все взрослым, потому что взрослые без объяснения мало что делают,
— быть максимально доброжелательным и терпимым, чтобы не спровоцировать агрессию со стороны занимающегося, так как психологические отклонения у них присутствуют также, как и у детей. А агрессия взрослого сильно отличается от агрессии трехлетнего ребенка. Из-за этого многие логопеды не хотят браться за работу со взрослыми.
ЛОГОПЕД БЮДЖЕТНЫЙ ИЛИ ЧАСТНЫЙ
— индивидуальная работа
— использование необходимого количества времени, исходя из потребностей ребенка, а не из приказов гос.учреждений,
— адаптирование учебных методик программы под знания и возможности каждого ребенка
— снижение кол-ва ошибок, за счет большого опыта работы,
— большое кол-во учебного материала, пособий, дидактических материалов, которые позволяют проводить занятия с ребенком эффективнее,
— благодаря работе в «бюджете», появляется умение находить контакт с ребенком, заинтересовывать его
Так что работа в «бюджете» является школой для частного логопеда, но существуют частные логопеды, качество работы которых не отличается от бюджетных логопедов:
— это логопеды, которые, как привыкли работать в детском саду, так и работают частно. Другими словами, они не адаптируют программу под детей, соответственно, качество их работы ничем не отличается от бесплатного, бюджетного. Они забыли, что в ВУЗах их учили индивидуально работать иначе, а не по приказам директоров детских садов.
ЛОГОПЕДЫ РАЗНОГО УРОВНЯ
Многие задаются вопросом, как найти хорошего профессионала.
— Логопеды хорошего качества готовятся в педагогических университетах на дефектологических факультетах. В Украине начали готовить логопедов в медицинских университетах, со сроком обучения 6 лет.
— В настоящее время, ввиду возросшего числа речевых нарушений, в России (единственной стране в мире) разрешили работать логопедом на основании сертификатов, полученных на краткосрочных курсах или даже без образования, как такового. Не знаю, стоит ли этим гордиться.
ЛУЧШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ГДЕ ГОТОВЯТ ЛОГОПЕДОВ
Профессия логопеда предусматривает наличие высшего образования. Логопедов готовят в педагогических вузах на факультетах «Дефектология», «Дошкольная педагогика», «Специальная педагогика».
В Украине логопедов готовят такие высшие учебные заведения:
В России логопедов готовят такие высшие учебные заведения:
ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ИЗУЧАЛИ ЛОГОПЕДЫ В СОВЕТСКИХ ВУЗАХ
Каждые несколько лет предметы, изучаемые логопедами в ВУЗах меняются.
От того, какой университет готовит специалистов, зависит их список, поэтому для студентов лучше посмотреть перечень предметов в своем ВУЗе.
Ниже вы можете увидеть перечень предметов, которые изучали логопеды в 90-х годах, то есть, предметы, которые были актуальны при советской системе образования:
ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ИЗУЧАЛИ В УКРАИНЕ (2010 ГОД)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГОПЕДИИ
Исторически сложилось так, что логопедия развивалась с опорой на знания, накопленные педагогикой и медициной. С 17 века серьёзно задумывались над проблемой речевых нарушений, но считали, что исправить недостатки речи могут только врачи. Научное изучение речевой патологии и ее коррекции началось сравнительно недавно, с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с середины XIX в. Пионерами науки о речевых расстройствах являются невропатологи П.Брока (1861) и К.Вернике (1873), первый из которых показал, что моторные функции речи локализуются в заднем отделе третьей лобной извилины левого полушария (у правшей) головного мозга, а второй описал центр сенсорной стороны речи — в задней трети левой височной извилины. Эти открытия положили начало дискуссии о том, с какими отделами мозга связана работа речевой системы. Эта дискуссия длилась несколько десятилетий. Одни ученые настаивали на строгой привязке этих функций к определенным центрам, другие утверждали, что за эти функции отвечает весь мозг.
Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Открываются правительственные учреждения, в которых оказывается помощь аномальным детям – только для глухих (училища, дома презрения).
Уже в 1900 г. Наталия Александровна Рау, Федор Федорович Рау, Федор Андреевич Рау, Елена Юрьевна Рау организовали детский сад для глухих детей дошкольного возраста. А в 1915 г. директором Московского Арнольдо-Третьяковского училища для глухих стал Федор Андреевич Рау, и он же организовал краткосрочные курсы по подготовке логопедов.
В 1920 г. в Петрограде при институте дошкольного образования открывается институт детской дефективности. Его руководитель — Фельдберг Давид Владимирович (по его инициативе возникли классы для приходящих глухих детей, логопедические пункты при школах для детей с лёгкими расстройствами речи, а при поликлиниках — для детей с более серьёзными речевыми нарушениями. Под руководством Д. В. Фельдберга разрабатывались новые средства и методы дифференцированного обучения глухих, позднооглохших, слабослышащих детей, а также детей с различными нарушениями речи).
В 1927 г. Наркомпросом РСФСР был издан приказ «О мерах по борьбе с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста».
В 1929 г. в Харьковском институте оториноларингологии Л.А. Квинтом и М.О. Пайкиным был создан первый отдел по логопедии, в котором проводилась большая научно-исследовательская и практическая работа, связанная с патологией речи.
В тридцатых годах организован сектор логопедии и специальная школа для детей с нарушениями речи и слуха. Первой заведующей стала Роза Евгеньевна Левина. Самым масштабным достижением Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи. Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии появилось понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены принципы системного анализа речевой и психической недостаточности алаликов. В 1968 г. опубликовала широко известную логопедам книгу «Основы теории и практики логопедии».
В апреле 1939 г. Для решения ряда неотложных вопросов дефектологии была созвана первая Всесоюзная дефектологическая конференция. Основная ее мысль – логопед должен заниматься не столько самой болезнью, сколько преодолением ее последствий для гармоничного развития личности. Подчеркивается важность совместной работы для диагностики и комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи. По итогам конференции устанавливалась связь между различными специальными учреждениями.
В 1940 г. Наркомздравом в штаты детских поликлиник были введены ставки логопедов.
В 1944 г. на Всесоюзном совещании обсуждались вопросы восстановления речи при травматической афазии и заикании у инвалидов Великой Отечественной войны. Широкую известность получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия» (1947 г.).
В 1956 г. Трауготт Наталия Николаевна возглавляет лабораторию патологии высшей нервной деятельности Института эволюционной физиологии им. И. М. Сеченова. В 1964 г. Наталия Николаевна защищает диссертацию на степень доктора медицинских наук по теме: «О сенсорной афазии и алалии». В сферу ее научных интересов входило изучение межполушарного взаимодействия. Впервые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях головного мозга, изучила работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифференцировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции.
В 1958 г. на совместной конференции НИИ психиатрии Украинского научно-исследовательского психоневрологического института решались вопросы практической помощи детям с нарушениями речи. Расширилась сеть дошкольных и школьных учреждений. Создаются сады с 5-дневным пребыванием.
В 1963 г. Филичева Татьяна Борисовна под руководством профессора Р.Е. Левиной и кандидата педагогических наук Г.А. Каше проводит экспериментальное исследование по разработке содержания коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. При ее участии открываются первые логопедические группы в детских садах общего типа. В 1983 г. опубликовала книгу «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада».
С 1972 г. неуклонно растет число дипломных (выпускных) работ по логопедии.
Начиная с 1975 г. в связи с Постановлением правительства «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития» происходит интенсивное развитие сети дошкольных учреждений в системе просвещения — организуются логопедические детские сады и группы в массовых детсадах, в которые направляются через отборочные медико-педагогические комиссии дети с различными нарушениями речи, в том числе заикающиеся. В системе здравоохранения также начинает активизироваться эта работа, продолжается организация логопедических кабинетов в детских поликлиниках, вводятся ставки логопедов в домах ребенка, организуются специализированные санатории.
В восьмидесятых годах Хватцев Михаил Ефимович впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. Михаил Ефимович разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения.
В 1989 г. По поручению Министерства просвещения СССР Лариса Степановна Волкова (разработала новое направление в логопедии: изучение и коррекция системных речевых расстройств у детей с нарушениями зрения) стала автором и научным редактором учебника «Логопедия».
В 1989 г. Лалаева Раиса Ивановна защитила докторскую диссертацию «Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе». Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий.
В истории формирования научной школы логопедии прослеживаются три основных этапа:
— поиск и становление педагогических основ логопедии;
— обоснование и развитие комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению разных речевых расстройств;
— выделение и совершенствование психолого-педагогических основ логопедии, поиск путей оптимизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Еще пятьдесят лет назад профессия логопеда считалась редкой.
(В.Н. Селиверстов, Ю.Т. Гаубах. Педагогические истоки логопедии. Методические разработки. М., 1984.)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛОГОПЕДА
Признаками профессионализма логопеда является:
— понимание предназначения профессии, ее социальной значимости;
— овладение компонентами педагогической техники и мастерством;
— адекватное использование логопедических технологий;
— достижение высоких результатов в логопедической коррекции и их стабильность;
— осознанные, творческие действия в профессиональной среде;
— осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности;
— устойчивость к профессиональным перегрузкам, отсутствие, симптомов «эмоционального сгорания»;
— отнесение себя к профессиональной общности.
— высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредотачиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому);
— высокий уровень развития логопедического творческого мышления;
— хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
— готовность к изменением, способность видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления;
— умение вызывать интерес к результатам своей профессиональной деятельности;
— глубокие знания психологии детей определенного возраста;
— обладание системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия;
— конструктивные способности: умения планировать коррекционно-образовательную работу, прогнозировать свои действия в будущем, проектировать преодоление нарушений речи каждой личности, подбирать необходимый материал;
— повышение качества своей деятельности;
— готовность постоянно обучаться, развиваться и совершенствоваться;
— увлеченность своей работой;
— профессиональная честность и порядочность;
— умение отыскивать к каждому особый подход.
— умение найти наилучшие средства коррекции, развития и восстановления речи.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЛОГОПЕДА
Сфера профессиональной личности логопеда должна включать позитивные индивидуальные качества:
— интерес к профессии, устойчивость профессиональной мотивации, продуманное профессиональное поведение;
— адекватная самооценка;
— гибкость вариативность мышления и речи, стремление к творчеству;
— принятие себя как профессионала, стремление к мастерству;
— непрерывное профессиональное самообразование, профессиональная обучаемость;
— преобладание эмоционально-положительного настроя и отношения к профессии, удовлетворенность работой.
— социальная и нравственная зрелость;
— овладение нормами морали, культурой педагогического общения и коммуникативной этики;
— чуткость, деликатность, доброжелательность, терпимости, но и требовательность;
— умение слушать и понимать собеседников, а также концентрировать их внимание, поддерживать интерес к занятиям;
— коммуникабельность, компетентность профессиональной коммуникации (владение вербальными и невербальными средствами коммуникации);
— инициативность;
— чувство юмора;
— чувство интуиции;
— бескорыстность;
— доброжелательность;
— оптимизм;
— тактичность;
— эмпатия;
— любовь к детям;
— энергичность.
(Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС)
ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА
К задачам профессиональной деятельности логопеда относится:
— организация своевременного выявления речевых нарушений, проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи, осуществление углубленного психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи;
— проектирование и организация коррекционно-педагогического процесса лиц с нарушениями речи в различных типах образовательных учреждений;
— планирование, организация и проведение логопедических занятий в различных типах учреждения образования и здравоохранения;
— консультирование лиц с нарушениями речи, родителей и педагогов;
— осуществление психолого-педагогической деятельности по профилактике нарушений в психофизическом развитии, речевых нарушений; предупреждение социальной дезадаптации детей с нарушениями речи;
— осуществление просветительской деятельности, разработка методических материалов по вопросам коррекционно-педагогической работы;
— взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи;
— использование элементов научно-исследовательской деятельности, организация и осуществление процесса профессионального самообразования.
Задачи профессиональной деятельности учителя-логопеда определяются обществом, носят общественный характер, но у каждого педагога трансформируются в индивидуальную установку, которую он пытается реализовать в своей деятельности.