В чем заключается работа заведующей аптеки
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 7 декабря 2017 г. N 2128744/25-4 О требованиях к руководителю аптечной организации при исполнении обязанностей провизора (провизора-технолога) или провизора-аналитика
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 7 декабря 2017 г. N 2128744/25-4
Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России совместно с Департаментом образования и кадровой политики рассмотрел Ваше письмо от 06.11.2017 N 158 и сообщает следующее.
В соответствии с нормами статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» осуществлять фармацевтическую деятельность (включающую розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения) могут физические лица только при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста.
Статьей 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определена возможность установления лицензионного требования, предъявляемого к соискателям лицензии и лицензиатам, связанного с профессиональной деятельностью работников. Таким лицензионным требованием может быть «наличие работников, заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности».
При этом конкретные формулировки лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам, должны быть определены в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности.
Так, в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, установлены следующие лицензионные требования:
1) наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;
2) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения высшее или среднее фармацевтическое образование, сертификат специалиста.
Номенклатура специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденная приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н, включает три специальности специалистов, получивших высшее образование по специальности «Фармация»: 82. Управление и экономика фармации; 85. Фармацевтическая технология; 86. Фармацевтическая химия и фармакогнозия.
При этом в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, и квалификационными требованиями, специалисты, получившие сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации:
директор (заведующий, начальник) аптечной организации;
заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;
заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.
Для осуществления профессиональной деятельности в должности, например, «провизор-технолог», который осуществляет отпуск лекарственных препаратов населению, необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».
Необходимо отметить, что в настоящее время активно разрабатываются и утверждаются профессиональные стандарты, в том числе в области фармации.
Так приказами Минтруда России утверждены профессиональные стандарты «Провизор», «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью», каждый из которых содержит конкретные трудовые функции, требования к образованию, обучению и опыту практической работы. Кроме этого, разработан проект профессионального стандарта «Фармацевт», который проходит процедуру согласования. Обращаем внимание, что все указанные профессиональные стандарты разработаны профессиональным сообществом.
С учетом изложенного, руководитель аптечной организации при исполнении обязанностей провизора (провизора-технолога) или провизора-аналитика должен иметь подготовку, соответствующую установленным квалификационным требованиям и профессиональному стандарту.
Как стать директором аптеки: полезные советы
Автор: Светлана Ащеулова, менеджер проектов Фармацевтического колледжа г. Москвы
Не все студенты-фармацевты связывают свою дальнейшую карьеру с аптечной деятельностью: кто-то хочет стать менеджером в фармацевтической компании, а кто-то — основать собственное предприятие после окончания учебы. Однако очень многие планируют устроиться на работу именно в аптеку и стать первоклассным специалистом в этой сфере. И после того, как необходимый опыт за «первым столом» будет получен, а повседневные обязанности станут привычными, возникает вопрос — куда двигаться дальше? Ответ только один: стать директором аптеки! Как это сделать?
Возможно, кто-то из наших читателей лишь определяется с будущей профессией или мечтает сменить свою работу на более прибыльную и интересную, присматриваясь к аптечному делу. Поэтому мы постараемся не пропускать шаги, чтобы каждый, кто хотел бы когда-нибудь стать директором аптеки, легко сориентировался в многообразии вариантов и законодательных предписаний.
Шаг 1. Получить соответствующее образование
Несмотря на то, что аптека — это в том числе и торговая точка, в первую очередь она является учреждением здравоохранения. Поэтому возглавить аптеку может лишь человек с профильным образованием. Согласно действующему законодательству претендовать на должность директора аптеки может специалист с высшим фармацевтическим образованием и опытом работы не менее трех лет, а также специалист со средним фармацевтическим образованием и опытом работы не менее 5 лет.
Вопреки распространенному мнению добраться до должности заведующего аптекой проще, имея среднее специальное образование: его получение займет меньше времени, а опыт работы можно получать еще в процессе обучения. Совмещать работу в аптеке и учебу в вузе не получится: в отличие от колледжей, предлагающих очно-заочное образование, университеты и институты готовят фармацевтов только на дневном отделении.
— Очень многие наши студенты совмещают работу в аптеке и учебу у нас, — делится опытом заместитель директора по учебно-производственной работе Московского фармацевтического колледжа «Новые знания» Андрей Киричук. — Мы предлагаем 4 варианта очно-заочных графиков обучения, поэтому встроить образование в свой ритм жизни могут все. И мы уже видим результаты этих усилий: 67% выпускников колледжа смогли поднять уровень заработной платы после окончания «Новых знаний», а 23% из тех, кто окончил колледж, уже успели вырасти по карьерной лестнице.
Шаг 2. Устроиться на работу в крупную аптеку
От должности «первостольника» до руководителя аптеки еще далеко: необходимо получить необходимый практический опыт, а также приобрести навыки управления предприятием. Поэтому после нескольких лет работы за «первым столом» сначала необходимо вырасти до руководителя отдела. Находясь на этой позиции, можно отточить мастерство за счет расширения обязанностей и полномочий: взять на себя руководство сотрудниками, работающими во вверенном отделе, научиться контролировать ассортимент лекарственных средств своего подразделения и так далее. Следующая карьерная ступенька — должность заместителя директора аптеки: ответственности меньше, чем у главного руководителя, а обязанности почти такие же: контроль над работой всех отделов, работа с поставщиками, ведение хозяйственно-финансовой деятельности. И только после получения опыта работы на этой позиции сотрудник сможет почувствовать себя уверенно, претендуя на должность заведующего аптекой.
Чтобы пройти все ступени карьерной лестницы, каждая из которых имеет определенное значение, рекомендуется сразу устроиться на работу в крупную аптеку. Маленькие аптечные пункты могут показаться начинающему фармацевту тихой гаванью, однако возможностей приобрести необходимый опыт здесь значительно меньше.
Шаг 3: постоянно повышать квалификацию
На пути к заветной должности необходимо продолжать учиться. Конечно, с этого года непрерывное образование стало обязательным требованием для всех работников отрасли, однако многие проходят процедуру повышения квалификации исключительно ради получения бумаги с печатью. На самом же деле, постоянное профессиональное развитие — участие в лекциях, семинарах и конференциях, общение с коллегами из других городов и стран — помогает чувствовать себя увереннее, становиться грамотнее, совершать меньше ошибок и в конечном итоге быть более ответственным и надежным руководителем аптеки.
Цель оправдывает средства
Может показаться, что эта дорога слишком трудна и длинна и проще оставить все как есть, чем прилагать такие титанические усилия. Однако в данном случае цель оправдывает средства: если вы давно мечтаете когда-нибудь обнаружить себя в кресле заведующего аптекой, в которой все работает как часы, не пугайтесь сложностей, верьте в себя и не останавливайтесь.
Заведующий аптеки
Заведующий аптеки — должность, которая требует от соискателя наличия целого ряда компетенций и знаний. В статье мы раскроем основную информацию о том, что входит в обязанности заведующего, и какие требования предъявляются к его квалификации и опыту.
Кто может быть заведующим?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011г. «О лицензировании фармацевтической деятельности» к должности заведующего предъявляется ряд требований, в частности — наличие высшего или среднего специального фармацевтического образования.
Руководитель розничной или оптовой фармацевтической организации должен соответствовать одному из критериев:
Заведующий обязан иметь свидетельство о пройденной аккредитации или сертификации специалиста. Необходимо пройти интернатуру, ординатуру или профессиональную переподготовку в направлении «Управление и экономика фармации».
Профессиональный уровень и готовность к профстандартам напрямую зависят от опыта работы, поэтому для работы заведующим требуется иметь опыт работы от 3 лет для обладателей высшего образования и от 5 для специалистов со средним образованием.
Однако если аптека находится в отдалённом регионе, требования к квалификации заведующего могут быть снижены. Например, это должность смогут занимать фармацевты со средним специальным образованием без требований к опыту работы.
Особые условия допуска к работе
Помимо квалификационных требований, специалист должен проходить обязательные, периодические и внеочередные медицинские обследования. Ему необходимо пройти обучение по пожарной безопасности и охране труда, получить подготовку в направлении защиты аптеки от возникновения чрезвычайных ситуаций.
Профессиональные стандарты
Ключевой задачей заведующего аптекой является реализация потребностей покупателей в приобретении безопасных и качественных лекарств, БАДов, медицинских изделий и других товаров, доступных для приобретения в аптеках. Для наиболее эффективной реализации этой функции заведующий аптеки должен выполнять ряд трудовых функций.
Должностная инструкция заведующего аптекой включает:
Все сотрудники аптеки находятся в прямом подчинении заведующему. Только он может принимать на работу или увольнять персонал, назначать штрафы, определять графики отпуска и работы. Он формирует график работы сотрудников и отвечает за повышение их квалификации.
Заведующий сообщает обо всех изменениях в нормативно-правовых актах и документах, которые регулируют деятельность аптечной организации.
Soft skills — полезные навыки
Помимо квалификационных требований заведующему аптеки будет полезно обладать рядом «гибких навыков» — soft skills. Это неспециализированные навыки, которые помогают эффективно выполнять обязанности заведующей аптеки, успешно участвовать в рабочем процессе и обеспечивать высокую производительность, но при этом не имеют связи с конкретной предметной областью.
Коммуникативные навыки
В эту группу входит умение работать в команде и договариваться с людьми, грамотно аргументировать свою точку зрения. Заведующий является промежуточным звеном между владельцем аптеки или руководством сети и сотрудниками, поэтому он должен уметь решать конфликты и определять наиболее эффективные способы взаимодействия.
Эмоциональный интеллект и лидерские качества тоже входят в коммуникативные навыки. Они помогают лучше распознавать чужие чувства и эмоции, отслеживать и контролировать свои.
Навыки самоорганизации
Руководитель должен уметь эффективно построить свой рабочий процесс, правильно распоряжаться временем и расставлять приоритеты. Постоянно отвлекаясь на мелкие задачи, он не сможет уделить достаточное внимание более важным вопросам.
Так как заведующий отвечает за широкий спектр вопросов и является опорой для своих сотрудников и покупателей, он должен быть готов самостоятельно принимать решения и нести ответственность за все процессы, происходящие в аптеке. Иногда на время отсутствия заведующего аптекой, в качестве его заместителя, выбирается первостольник, обладающий высоким уровнем ответственности — это одно из ключевых требований. Таким способом сотрудник сможет приобрести опыт работы в качестве руководителя.
Умение работать с информацией
Руководство аптекой требует от соискателя быстроты ума и способности к обучению. Ему предстоит разбираться в огромном количестве моментов, постоянно пополнять и обновлять знания. Заведующий аптекой должен быть готов регулярно посещать отраслевые тренинги и семинары, применяя на практике полученную информацию.
Стрессоустойчивость
Фармацевтическая деятельность связана с постоянными изменениями и нововведениями, многие из которых способны выбить из колеи специалиста. Не стоит забывать про особенности работы с людьми. Все это требует от заведующего аптекой высокой стрессоустойчивости, которая позволит сохранять хорошую работоспособность долгое время.
Может ли заведующий работать провизором?
Часто соискатели интересуются, смогут ли они при необходимости совмещать должностные обязанности руководителя аптеки и провизора. Да, это возможно в том случае, когда заведующий соответствует квалификационным требованиям к руководителю аптеки и к провизору.
Для работы за первым столом заведующий должен пройти подготовку, которая соответствует квалификационным требованиям и профессиональному стандарту «Провизор» или «Провизор-аналитик», и иметь сертификат о пройденной аккредитации.
Номенклатура специальностей для специалистов с высшим фармацевтическим образованием, в соответствии с письмом Минздрава России от 7 декабря 2017 г. № 2128744/25-4, включает три направления:
Владельцы сертификата по специальности «82. Управление и экономика фармации» могут занимать только руководящие должности аптеки или его структурного подразделения. Для работы провизором и самостоятельного отпуска лекарственных препаратов ему потребуется дополнительный сертификат по специальности «Фармацевтическая технология».
Первый год заваптекой
Любава Новикова о том, что надо уметь и знать начинающему заведующему аптекой
ведущий консультант по подбору персонала кадрового агентства «КАУС-Медицина», Москва;
директор аптечной сети «Аптека 03», Кропоткин;
начальник отдела персонала сети аптек «Максавит», Нижний Новгород;
заведующая аптекой ООО «Эверест» (сеть аптек «Горные вершины»), Санкт-Петербург.
Хорошие солдаты, не мечтающие стать генералами, наверное, все‑таки есть. Равно как и хорошие провизоры, не мечтающие стать заведующими. Ведь руководство — это тяжелый труд: как подчиненный, ты отвечаешь только за себя и за свою работу, а как заведующий — за результат труда целого коллектива людей. Тем, кто решился взять на себя эту ответственность, особенно важно верно сделать первые шаги в начале пути.
Шаг 1. Вникнуть в суть
Если руководителем аптеки стал провизор, который ранее имел опыт заведования аптекой, обучить его куда легче. Но что делать, если заведующим стал специалист без опыта работы на руководящей должности? Это не критично, уверяет Наталья Лаптева, начальник отдела персонала сети аптек «Максавит», — главное, чтобы он был готов к этому: «Начинающему заведующему важно еще до вступления в должность оценить свои организаторские способности, в том числе способность к обучению».
Прислушайтесь к коллегам. Начинающим заведующим не стоит пренебрегать конференциями и семинарами для руководителей. А если в вашей сети действует система обмена опытом между заведующими, не пропускайте подобные мероприятия — это может значительно повысить вашу компетентность, комментирует директор аптечной сети «Аптека 03» Олеся Калиянц. «Как правило, на таких собраниях происходит «разбор полетов», — объясняет она. — Ставятся новые задачи, презентуются новые методы работы, в ходе чего руководители доносят до заведующих свое видение работы, а сами заведующие обмениваются опытом, делятся подходами к решению рабочих вопросов. Все это можно использовать в работе».
Получите допобразование. «Пункт 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности от 22.12.2011 г, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1081 (в редакции от 15.04.2013 г), разрешает руководство аптекой в городской черте провизору со стажем работы не менее 3‑х лет или фармацевту с опытом работы не менее 5‑ти лет и при наличии сертификата специалиста-провизора, — комментирует Наталья Смирнова, ведущий консультант по подбору персонала кадрового агентства «КАУС-Медицина». — Как видим, провизор с соответствующим опытом работы может стать заведующим «как есть», но в такой ситуации я все‑таки рекомендую пройти дополнительное обучение по профильной специальности — это станет существенным преимуществом при трудоустройстве и может сильно упростить жизнь и соискателю, и работодателю». Однако перед тем как получать дополнительное образование, трезво оцените свои силы, предупреждает заведующая аптекой сети ООО «Эверест» Мария Трухина: «Совмещать дополнительное образование с основной деятельностью начинающему заведующему нелегко, так что лучше приступать к этому спустя какое‑то время после того, как войдете в курс дела и разберетесь с текущими делами».
Будьте собой. Если вас назначили на должность заведующего, значит, руководство обратило внимание на определенные качества, которые у вас уже есть, отмечает Олеся Калиянц: «Как правило, в каждой аптеке есть первостольник, потенциал которого выше занимаемой должности. И, планируя открытие новой аптеки, руководитель уже знает, кого можно рассматривать в качестве кандидата на должность заведующего. Поэтому не старайтесь быть другим человеком — оставайтесь профессионалом, оттачивая свои навыки».
ИЗ ПОДЧИНЕННОГО В ЗАВЕДУЮЩИЕ: НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Шаг 2. Все успевать
Закономерный итог любого повышения по службе — появление новых обязанностей. Но первостольник, ставший заведующим, с большой вероятностью еще продолжит исполнять и прежние, предупреждает Наталья Смирнова. Чтобы научиться все успевать, потребуется время, однако можно ускорить этот процесс, воспользовавшись простыми советами.
Составляйте планы. Текущие — на неделю, на месяц, и перспективные — на квартал, год и больше: чем четче вы пропишете то, что надо сделать, тем проще вам будет ориентироваться в своих обязанностях. Часто заведующие получают те или иные задания на день от офисных сотрудников, но необходимости четко планировать свой день это не отменяет, комментирует Наталья Лаптева: «У нас в компании предусмотрен регламент работы заведующего, который создан в рабочей программе в виде событий в календаре. Но помимо этого, заведующему необходимо наметить задания для фармацевтов, и важно не только раздать поручения, но и контролировать их выполнение».
Делегируйте обязанности. Во-первых, это позволит вам выказать свое доверие подчиненным, во‑вторых, расчистит ваш рабочий график для более важных дел, комментирует Мария Трухина: «Делегировать полномочия следует компетентным сотрудникам, готовым выполнять данную работу. При этом у всего, что вы поручаете делать подчиненным, должен быть четкий, оговоренный заранее результат и четкие сроки выполнения, а сам подчиненный должен быть обеспечен необходимыми для выполнения задачи ресурсами». Однако не нужно забывать и о том, что некоторые полномочия заведующей делегировать не стоит по умолчанию, напоминает Наталья Смирнова: «Можно делегировать рутинные вещи — контроль чистоты и порядка в аптеке и на рабочем месте, контроль ценников, сроков годности и т. п. А вот учет перепоручать не стоит: ошибки в этой сфере караются сурово, вплоть до уголовной ответственности».
Шаг 3. Управлять коллективом
Управление коллективом начинается с момента вступления нового заведующего в должность: по первым словам и действиям нового руководителя подчиненные будут судить о том, какой он управленец. По мнению Натальи Смирновой, с линейным персоналом лучше всего работает не либеральный, а авторитарный стиль управления: «Аптека — это не офис, тут другой уровень ответственности, и, как следствие, необходимо четко контролировать подчиненных».
Насколько жестко будет контролироваться дисциплина в коллективе, каждый руководитель решает для себя сам. «Будет ли эффективен в вашем коллективе метод «кнута и пряника» — зависит не только от вас, но и от коллектива, — уверена Мария Трухина. — Наверное, стоит лишать части премии за постоянные опоздания на работу или за регулярные долгие разговоры по телефону в рабочее время. Но даже в этом случае начинать нужно с беседы с подчиненным и «бить рублем» только в том случае, если человек по‑другому не понимает».
Подайте пример. Идеальным руководителем быть трудно, гораздо проще и, пожалуй, важнее быть тем, кто является авторитетным примером для остальных, считает Наталья Лаптева: «Заведующий должен строго требовать соблюдения трудовой дисциплины от подчиненных, но в первую очередь — от себя самого. Так, он обязан вовремя приходить на работу и уходить с нее, докладывать об отлучках как вышестоящему руководству, так и коллегам, чтобы они всегда были в курсе, где их руководитель».
Будьте точны. Чем четче прописаны должностные инструкции, тем меньше вопросов к заведующей у подчиненных, комментирует Мария Трухина: «Убедитесь, что все работники с ними ознакомлены — это резко снизит число конфликтов по рабочим вопросам. Также имеет смысл четко формулировать рабочие задачи — это позволит получить предсказуемый результат». При этом даже наличие четких правил оставляет место для маневров, добавляет Наталья Лаптева: «Всегда есть исключения из правил, и если они редки и действительно оправданны, то стоит подойти более лояльно к некоторым моментам: идите навстречу подчиненному, если это уместно».
Соблюдайте субординацию. Наиболее сложным для новоиспеченного заведующего является руководство тем коллективом, из которого он сам только что вышел, комментирует Мария Трухина: «В такой ситуации есть свои плюсы — ты знаешь своих коллег, знаешь, чего от них ожидать, и всегда можешь воздействовать внушением там, где другому пришлось бы вводить наказания. Но есть и минусы: коллеги, с которыми заведующий ранее был «на короткой ноге», могут ожидать преференций, а обязанности приходится распределять в зависимости от квалификации работников».
В этом случае заведующей стоит четко разграничить дружбу и деловые отношения, советует Олеся Калиянц: «Даже если новоиспеченная заведующая является лучшей подругой подчиненной, не стоит это демонстрировать на работе: дружба дружбой, а обязанности и ответственность теперь разные. Важно обсудить этот вопрос в самом начале, тем самым задав тон будущей работе, и в дальнейшем просто придерживаться партнерских отношений, не выделяя любимчиков и аутсайдеров».
Не ломайте то, что работает. Это касается заведующих, которые получают для руководства сработавшийся коллектив, комментирует Мария Трухина: «Сформировавшийся коллектив — это в какой‑то степени лучше для начинающего руководителя. Потому что вносить коррективы — обсуждать графики работы, распределять обязанности и так далее — куда проще, если в коллективе есть взаимопонимание и поддерживается рабочая атмосфера. Имейте терпение выслушать предложения своих подчиненных — и не пропустите ценные идеи, которые смогут пригодиться в дальнейшем».
Шаг 4. Наладить контакт с руководством
Общение с вышестоящим руководством — еще одно «новшество» в работе бывшего первостольника, ставшего заведующим. Теперь он должен не просто общаться с руководством, но и воплощать его идеи в общении со своими подчиненными. И эта коммуникация будет тем проще, чем прочнее налаженный с руководством контакт, считает Наталья Смирнова: «Начинающему заведующему следует понять, насколько удобно ему будет работать с учредителем или непосредственным руководителем — когда взаимопонимание возникает сразу, работать потом легко, в противном случае его придется налаживать. Придерживайтесь в общении делового тона, старайтесь больше слушать, чем говорить, отвечайте на вопросы только по делу, если просят пояснить — поясняйте развернуто, оперируя фактами, а не эмоциями».
Проявляйте инициативу. Без нее — никуда, констатирует Олеся Калиянц: «Робость и нерешительность не украшают руководителя — скорее, наоборот. Заведующему аптекой важно не бояться высказывать свое мнение, даже если оно не является популярным: если предложение не было принято однажды, это не значит, что не нужно предлагать что‑то в следующий раз — инициатива важна и похвальна в любом проявлении».
Говорите об интересах компании. Донося до руководителя мысль о том, что необходимы определенные перемены, говорите в первую очередь о том, какова будет конкретная польза для компании, советует Мария Трухина: «Например, в совершенствовании нуждается программное обеспечение — «будет меньше ошибок», изменить график работы в час пик — «люди не будут уходить». Выбирая правильную форму подачи, вы увеличиваете шансы на то, что ваше предложение будет понято и принято».
Вовремя сообщайте о проблемах. По мнению Олеси Калиянц, заведующий должен не только уметь в доступной форме доносить до своего коллектива распоряжения, которые получает от руководства, но и поддерживать «обратную связь»: «Не нужно замалчивать проблемы: похвально, если вы можете самостоятельно справиться со сложными ситуациями, но иногда лучше сообщить об этом руководству, не откладывая решение проблем в долгий ящик». При этом, добавляет эксперт, если непонятно, как разрешить ту или иную проблему, не нужно отправлять к вышестоящему руководству подчиненного — лучше проконсультироваться самостоятельно: «Таким образом, первостольник получит от вас не только указания, но и помощь в решении текущих проблем, что укрепит ваш авторитет в коллективе».
начальник отдела персонала сети аптек «Максавит»:
«Важно распределить задачи так, чтобы у подчиненных не складывалось впечатления, что заведующая ничего не делает: руководитель должен работать лучше и больше всех»
Шаг 5. Справиться со стрессом
Работа заведующего аптекой — многообразна, резюмирует Олеся Калиянц: если провизору или фармацевту достаточно выполнять свои обязанности, то заведующей нужно еще уметь проконтролировать работу подчиненных. В том числе — вникнуть во внештатные ситуации, которые могут возникнуть в аптеке, комментирует эксперт: «Большая часть сложных ситуаций связана с возвратами: несмотря на то что по закону это запрещено, зачастую люди все равно приходят и просят обменять или принять к возврату лекарственное средство. Бывает, что это перерастает в конфликт, и к решению проблемы подключается заведующая: главный навык здесь — уметь, не переходя на крик, объяснить покупателю, почему невозможно вернуть деньги».
Как следствие, новоиспеченный заведующий может очень быстро «выгореть», если вовремя не научится отрешаться от рабочих проблем — хотя бы на какое‑то время, комментирует Мария Трухина: «Первое время будет нелегко — придется учиться всему и сразу, возможно, и задерживаться на работе. Главное в адаптационный период — сохранить спокойствие: грамотно распределять время, планировать свою работу и, конечно, отвлекаться в свободное время: старайтесь решать рабочие проблемы на работе, чтобы дома они вас не тревожили».
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.