В чем заключается самоценность дошкольного детства
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?
Яна Васильева
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?
Что такое детство, какое оно?У каждого из нас оно было разное: счастливое и легкое, светлое и радостное, наполненное смехом и любовью. Но осмелюсь сказать, почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в «Дочки-матери», классики, прятки, казаки-разбойники. А этот незабываемый вкус леденцов «Монпасье» и конфет «Петушок»? Казалось, нет ничего вкуснее!
Наступила «взрослая жизнь», завертевшись в ней с многочисленными проблемами, мы становимся серьезными и забываем о том, что было мило нашему сердцу в далеком детстве.
Изучая детство, исследователи всёчаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.
Самоценность детства – период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас.
Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги,такие как: Ж. Ж Руссо, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и другие.
На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
Самоценность дошкольного детствапрослеживается в основных принципах ФГОС:
1. поддержка разнообразия детства;
2. сохранение его уникальности и самоценности,
3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;
4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Работая в детском саду, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя, возят к педагогам на подготовку к школе. На мой взгляд, они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т. е. всего того, что происходит «здесь и сейчас». Широко известный, небезразличный к судьбам детей психолог А. В. Запорожец также выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития.
«Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.
Сегодня образование в ДОУ мы рассматриваем не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку».
Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка. Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры,прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.
Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.
Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.
Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:
1. Создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства,
2. Развитие ребёнка проходит в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать,
3. Личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка
4. Сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают
В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака,с которым трудно не согласиться:
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.
Эссе «Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека»
Ольга Петрова
Эссе «Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека»
За что можно ценить детство? За то, что в семье и в детском саду в этот период дарят любовь, доброту, заботу и понимание находящиеся рядом с ребенком взрослые и значимые люди? А может за то, что этот период беззаботный, игривый, чистый в эмоциях, переживаниях, искренний, полный впечатлений, где дети любят нас, взрослых и весь мир вокруг ни за что-то, а просто так? Но нужно быть уверенным, что все поступки взрослых, их мнения, высказывания в детстве вольно или невольно влияют на развитие ребенка, становление его как личности.
Историческая и современная наука предпринимают многочисленные попытки изучить и объяснить детство с различных точек зрения. М. С. Каган, Я. Корчак, Ш. А. Амонашвили, В. В. Зеньковский, и др. рассматривали детство с философской, культурологической и педагогической, З. Фрейд Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Т. Кудрявцев, Д. Б. Эльконин, и др. с психологической. Все эти точки зрения имеют свой уникальный опыт знаний о детстве, который обязательно будет обобщен, и позволит приблизиться к пониманию данного феномена в развитии человечества.
Глубоко уважая труды этих ученых, в чем-то соглашаюсь с ними, с чем-то могу поспорить. Но я имею собственное убеждение, основанное на моей многолетней воспитательской практике. От того, как и чем будет наполнено детство ребенка, кто окажется рядом с ним и будет заполнять его сердце, душу и ум, будет его любить, играть с ним, развивать его, уважать, научит выстраивать взаимоотношения, будет создавать для него ситуации, позволяющие делать выбор между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и ложью, кто научит отличать это друг от друга, и наконец, какие создадут психолого-педагогические, средовые, образовательные и иные условия для его развития, зависит дальнейшая – успешная или не очень, жизнь человека.
Роль артикуляционной гимнастики в общем развитии речи ребенка. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития.
Игра-важный инструмент детства ГБДОУ №15 Кировского района Санкт-Петербурга Игра – важный инструмент детства Толковый словарь русского языка так объясняет значение слова.
Выступление на общем родит собрании Роль игры и игрушек в развитии детей дошкольного возраста Слайд № 1. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их.
Эссе «Как воспитать доброго человека» Эссе «Как воспитать доброго человека» Доброта – это стремление помочь людям, не требуя благодарности. Я, считаю, что доброта есть в каждом.
Эссе «Как воспитать доброго человека» Прежде, чем воспитать доброго человека, мы сами должны исцелиться от некогда полученных травм. Все мы хотим, чтобы наши дети стали счастливы,.
Эссе «Как воспитать доброго человека» Хотелось бы начать с того, что же такое добро? Ведь люди часто задаются этим вопросом. Вот пришло время и мне задуматься над этим вопросом.
Эссе на тему: «Как построить работу в дошкольной организации с опорой на самоценность дошкольного детства?» Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми цветами радуги.
Эссе «Как воспитать доброго человека?» Я родилась в Сибири, В тихом городке. В красивом месте На реке Уде. Еще никто не знал В тот день В тот час, Кем вырасту, Кем буду я сейчас.
Эссе на тему: «Как воспитать доброго человека?» Как воспитать доброго человека? Хороший вопрос. А возможно ли это? Ведь каждый из нас рождается уже с определенными генетически заложенными.
«Самоценность дошкольного детства: как это сохранить? Советы опытного воспитателя»
«Самоценность дошкольного детства: как это сохранить? Советы опытного воспитателя»
автор: Олейник Светлана Валерьевна, воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 12 г. Слюдянки».
В статье говорится о том, что Самоценность детства – понимание детства, как важного периода жизни, значимого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем,что на этом периоде есть подготовка к следующему этапу.
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.
В одной из первых книг, посвящённых детству («Введение в дошкольное воспитание»), талантливый педагог и психолог П.П. Блонский утверждал: «Единственно правильное воспитание — естественный рост душевных сил ребёнка, которые сообразуются с природными задатками ребёнка». Он настаивал на том, что ребёнок должен быть воспитываем как ребёнок, считал необходимым дать возможность его детству проявиться во всём своём объёме. «Мы должны, — убеждал прозорливый и мудрый учёный, — в каждом периоде обращать преимущественно внимание на то, что соответствует специфической восприимчивости данного периода, иначе мы рискуем навсегда упустить благоприятный момент».
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Вы, наверное, не задумывались об этом, но он составляет, примерно 1/10 всей жизни человека.
Ребёнок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. Поэтому основная задача педагога заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать детскую любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании, социализации личности.
Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее в ней находиться ребенку.
Поэтому дошкольными учреждениями должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая развивающую предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, мы, педагоги, постоянно учитываем особенности его развития, определяем свою роль в ней относительно каждого воспитанника.
Психоэмоциональное благополучие ребенка. Только в условиях комфортной обстановки в детском саду возможно развитие личности. Педагоги нашего ДОУ направляют все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Для того чтобы видеть каждого ребенка идущего в детский сад счастливым и не обремененным непосильными для его возраста заботами, мы создаём условия, при которых ребенок развивается гармонично, т.е. когда он чувствует себя эмоционально благополучно, взрослые и сверстники принимают ребенка таким какой он есть. Важно помнить, что плохих дошкольников нет, есть некомпетентные педагоги и родители. А благополучное психoэмоциональное состояние детей в группе возникает только тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Личностно-ориентированный подход. Основная и очень ответственная задача ДОУ – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированного образования современной образовательной организации.
Используемые нами формы работы по реализации этих трёх условий эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В ходе такой деятельности возможно вовлечение каждого ребенка в активную работу в соответствии с его выбором, наполнить пребывание в детском саду радостью.
Создавая такие стенды как: «Здравствуйте, это я!», «Я сегодня именинник!», «Мои друзья», где дети размещают свои фотографии, свои имена, педагоги создают условия, обеспечивающие уважение к личности каждого ребенка, развивают его уверенность в себе, позволяющие чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых.
Открытость обществу и открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Каждая группа имеет своё название, которое обыгрывается в предметной среде группы, свои стили цветового оформления. Главная идея по оформлению группы состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит необходимо отразить их интересы.
В группе вместе с детьми выращиваем «Цветок желаний», на лепестках которого каждый ребенок может написать или нарисовать свои желания, о каком подарке, сюрпризе он мечтает на день рождения, праздник или просто так, а также поздравить именинника.
«Звездочка дня». У нас есть хорошая традиция – в конце каждого дня отмечать наиболее яркие достижения детей. Ни один ребенок не остается без внимания и занимает место «звездочки». Это может быть плакат с фотографией, фото на стенде и т.д. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я – концепции», развитие самосознания и самооценки.
«Город мастеров», созданный в группе, где каждый ребенок найдет себе занятие по интересам, станет мастером своего дела, исследователем и творцом, поможет раскрыть интересы, увлечения и возможности каждого ребенка. В младших группах воспитатель вместе с ребенком фиксирует его достижения, а в старшем дошкольном возрасте дети могут это сделать самостоятельно. Полученные результаты в виде поделок, построек, рисунков и т.д. используются в организации творческих, персональных выставок, игровой, театрализованной деятельности и т.д.
Постичь новое и неизведанное поможет «Сундучок находок и открытий».
Лэпбук – это, папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки – раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме; от интересных игр до лексики и большого количества интересной информации. Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, развивает творческие способности и коммуникативные навыки каждого ребенка.
Помимо создания коллекций дети совместно с родителями оформляют и представляют мини – музеи по интересам: «Музей кукол», «Музей часов», «Музей фарфоровых статуэток» и др.
«Книга рекордов», которую очень любят перелистывать дети, вносить туда свои новые рекорды и достижения отображает спортивные достижения детей (самый длинный прыжок, лучший в беге, самый меткий и т.д.).
«Уголок успехов и побед» используется для демонстрации личных достижений ребенка в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, выставках.
Организованная таким образом деятельность педагога стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, подчёркивает и развивает их индивидуальность, помогает эмоционально окрашивать жизнь ребёнка, сохраняет самоценность и уникальность дошкольного детства.
Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека
Луценко Светлана Александровна
Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека
Часто в одной и той же семье к детям относятся по-разному. В результате у них формируются радикально разные самоимиджи, что приводит к радикальным отличиям в их жизни и создаваемым во взрослом возрасте человеческим связям….
Ни для кого не секрет, что детство играет огромную роль на протяжении всей дальнейшей жизни человека. Именно в детстве, слушая маму и папу маленький ребенок начинает понимать разницу между плохим и хорошим, красивым и некрасивым, правильным и неправильным и этот выбор, зачастую, определяет качество всей дальнейшей жизни человека.
Но, несмотря на обоснованность важности детства практически всеми специалистами, многие родители считают детство своего ребенка, чем-то неважным, самим само разумеющимся этапом развития, который «к счастью» (так как детям необходимо уделять внимание, а потоке современной жизни на это не остается сил) быстро проходит. Многие родители искренне считают, что самоценность детства сильно преувеличенна психологами,
Дефектологами и прочими специалистами, обосновывая свое мнение аргументом, что-де сами-то они выросли и никто ими не занимался. и вообще, все это современные веяния науки, да и не науки даже, а так. какая же психология наука? Очень часто в своей деятельности мне приходится сталкиваться с подобной точкой зрения.
Вы можете задать вопрос: а нужно ли это? Не только нужно, но и необходимо, так как каждому родителю необходимо понять, принять и всегда иметь в виду, что ребенок – это не маленький взрослый, что он обладает своей неповторимой психологической спецификой, которая имеет право на существование и с которой необходимо считаться.
По данным современной психологии 80-90% программ нашего дальнейшего поведения закладывается в нас в детстве. В этот счастливый или не очень период своей жизни мы получаем систему предписаний и жизненных сценариев от значимых взрослых. Все полученное в этот важнейший период будет окрашивать нашу судьбу в тона оптимизма и творчества или уныния и рутины.Именно от родителей зависит: будет ли жизнь ребенка счастливой или нет.
Возьму на себя смелость напомнить основные этапы детства в психосоциальной концепции личности Э. Эриксона, для наиболее полного освещения выбранной темы, расширенные и подтвержденные современной психологией.
На стадии младенчества (от рождения до 1,5-2 лет) важнейшую роль играет мама, от которой полностью зависит будет ли ребенок на протяжении всей своей жизни доверять миру, считая его приятным, полным добра и радости местом, или, наоборот, страшным местом, полным врагов (плохих специалистов, глупцов и лентяев) в котором нельзя доверять никому. Это одно из самых важных убеждений формируется мамой, и главное здесь не кормление, а комфортная для ребенка обстановка в доме, внимание к ребенку, уверенность в себе мамы, а так же просто ее «счастливость».
На стадии раннего (с 2 до 4 лет) детства главным для ребенка является роль папы. Ребенок уже сам, при поддержке папы, решает задачу формирования своей независимости. В этот период родители могут нанести непоправимый вред стыдя и наказывая ребенка за его провинности. Результат этого периода – либо независимое ощущение «я» на всю жизнь, развитие самоконтроля, языковых способностей, воображения, либо неуверенность, вечные сомнения в себе, стыд и зависимость от других.
На дошкольной стадии (до 6-7 лет) игра занимает центральное место в жизни ребенка. Предметная игра развивает психические возможности человека, а ролевая помогает освоить отношения между людьми. В этот период формируется инициативность или пассивность, активность и предприимчивость, или вялость и чувство вины.
На этом позвольте остановиться. Надеюсь, что представленное эссе вызовет интерес к самоценности детства и, возможно, убедит сомневающихся родителей в том, что их любовь или равнодушие определит дальнейшую жизнь собственного ребенка.
Удачи всем и успехов в самостоятельном изучении этой крайне интересной и важной темы!
1. С. В. Ковалев «Нейропрограммирование успешной судьбы». –М. : Твои книги,2015. –592.
2. С. В. Ковалев «Мы родом из Страшного детства или как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего», книга вторая цикла «Коды вашей судьбы». Ростов-на-Дону,Феникс, 2006.
3. О. А. Шаграева «Детская психология:Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 –368с.
Фотоотчёт об общем детсадовском концерте «Наша дружная семья» Этот концерт был подготовлен и проведён к Международному Дню семьи» 15 мая. На этот концерт были приглашены многодетные семьи, чьи дети.
Уникальность и простота игр с песком в развитии детей раннего возраста Статья «Уникальность и простота игр с песком в развитии детей раннего возраста» Песочница, песочница! А в ней песок, песок. Песочница,.
Значение физической культуры и спорта в развитии человека «Значение физической культуры и спорта в развитии человека» Физическая культура – это область социальной деятельности, направленная на.
Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии ребенка 1. Каково значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников Основное назначение музыкально-дидактических.
Значение пения как вида музыкальной деятельности в общем развитии детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ.
Консультация «Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка» Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка. ДОУ, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций.
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе. Начало школьной жизни — важный период на пути каждого человека» Начало школьной жизни – важный период на пути каждого человека. Он неизменно сопряжен со стрессом. Чтобы помочь малышу адаптироваться к.
Консультация для родителей «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей» Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.
Уникальность и значимость живой музыки в детском театре Уникальность и значимость живой музыки в детском театре Дубинина Анна Игоревна, Не секрет, что музыка оказывает огромное воздействие на.