В чем заключается семейный и социальный конфликт в драме гроза

Сочинение Семейный и социальный конфликт в драме Гроза Островского

Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов. Социальный и семейный конфликты одни из сюжетообразующих и наиболее важных проблем, которые задевает известный драматург в своем произведении.

В пьесе «Гроза» данные конфликты занимают лидирующее положение, на них выстроено всё повествование произведения, крайне неоднозначно можно ответить на вопрос, а разрешились ли эти конфликты. С одной стороны протест Катерины, от которого она не отказалась, показывает её как сильную личность, которая в силу убеждений просто неспособна жить при старых порядках и решает, что ей лучше не жить совсем. Тихон понимает весь диссонанс ситуации, однако он будет продолжать жить в старом мире, Варвара и Кудряш всё также будут вести двойную игру. Выходит, конфликт разрешился лишь у центрального персонажа пьесы.

2 вариант

А.Н. Островский вывел в центр своей пьесы «Гроза» несколько основных конфликтов. Первый из них – традиционное семейное противостояние «отцов и детей». Когда существующие веками законы и заветы предков оказываются неактуальными для молодого поколения.

Катерина, выйдя замуж, попадает в семью, где всем заправляет Кабаниха. Несмотря на то, что эта женщина сама является сильной и властной, она твердо уверена, что в семье женщине отведено низшее место, она обязана беспрекословно подчиняться мужу, а он иногда ее избивать. Такое положение вещей не устраивает Катерину. Она внутренне не может смириться с таким порядком вещей. Но, оказавшись вдали от семьи, без существенной поддержки, женщина не может ничего противопоставить бескомпромиссной свекрови. Причем, если Катерина, видит, что порядки уже устарели и их пора менять, то Тихон согласен просто жить как говорят, лишь бы избегать конфликтов с матерью.

Молодежь в пьесе «Гроза» имеет схожие взгляды, но по-разному борется за свою свободу. Борис выбирает путь пассивного ожидания. Он молча терпит капризы и самодурство Дикого, ожидая, что после его смерти обретет свободу. Варвара тайно от матери ходит гулять и встречается с молодыми людьми. Ей нет дела до того, что кто-то может узнать об этом. Катерине становится сложнее. С одной стороны, она мечтает о свободе, с другой – боится открыто выступить против общества. В конечном итоге, именно общество со своим лицемерным консерватизмом и доводит Катерину до самоубийства. Это ее личная форма протеста – отказ жить в несправедливом мире.

У драматурга прослеживается собственный ироничный взгляд на закостеневшее консервативное общество, в котором живут его герои. К примеру, характер Кабанихи доведен им практически до абсурда. Автор дает читателям возможность посмотреть, как излишняя приверженность к устаревшим традициям выглядит на самом деле. Когда Кабаниха, изо всех сил кричащая о том, что женщина должна быть покорной и смиренной, не стесняется поднимать руку на сына и невестку.

В маленьком городе, где все друг друга знают, социальный конфликт напрямую вытекает из семейного. Нельзя говорить о каком-либо прогрессе, то тех пор, пока семьи живут по «Домострою» и заветам предков, кичась на показ своей добродетелью. А внутри семьи в итоге процветает рукоприкладство, оскорбления и унижения.

Для того, чтобы в обществе были возможны какие-то перемены, их надо начинать внутри семьи. С просвещения людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Семейный и социальный конфликт в драме Гроза

Популярные сегодня темы

Кирила Петрович Троекуров – один из центральных персонажей романа А.С.Пушкина «Дубровский». В образе героя собраны и отражены пороки дворянского общества 19 века.

Среди произведений русского писателя Владимира Галактионовича Короленко повесть «Дети подземелья» – одно из наиболее известных.

Тема одиночества является центральной в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт жил в послереволюционное время, когда эхо декабристского восстания все еще гуляло по стране

Любое произведение раскрывает ту или иную проблему. И.А. Бунин в своем рассказе поднял проблему, которая будет актуальна в любое время. Рассказывая простую историю про мать и больного ребенка

Любовь к ближнему можно назвать признанной добродетелью. Она довольно часто поощряется как моралью, так и религией – и, безусловно, является правильным подходом.

Источник

Сочинение Семейный и социальный конфликт в драме Гроза Островского

Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов. Социальный и семейный конфликты одни из сюжетообразующих и наиболее важных проблем, которые задевает известный драматург в своем произведении.

Социальный и семейный конфликты в пьесе состоят в борьбе между «старым» и «новым» миром, людьми, которые видят жизнь абсолютно по-разному, которые, в большинстве своем, не готовы идти на компромисс. Вечное столкновение «отцов» и «детей» ярко показано на примерах отношений между Кабановой и Тихоном, а наиболее яркое противостояние старого и нового порядка — это отношения между Кабановой и Катериной. Сколь жестоко и непреклонно защищает Кабанова свой привычный мир, и это неудивительно, в её мире правит жестокость и ненависть, в ее мире мнение незнакомых людей куда важнее мнения собственного и мнения своих близких, Кабанова попросту не умеет жить иначе и со всей яростью накидывается на веяния нового мира. Однако именно последнее добавляет её образу некоторую трагичность — такой человек попросту не выживет при порядках, которые проповедуют Варвара с Кудряшом, хотя и скрывают это ото всех. Этим Кабанова отличается от Дикого, трагичности в котором мы не замечаем, он – типичный самодур, который не желает слышать других и абсолютно уверен, что его картина мира верна.

В пьесе «Гроза» данные конфликты занимают лидирующее положение, на них выстроено всё повествование произведения, крайне неоднозначно можно ответить на вопрос, а разрешились ли эти конфликты. С одной стороны протест Катерины, от которого она не отказалась, показывает её как сильную личность, которая в силу убеждений просто неспособна жить при старых порядках и решает, что ей лучше не жить совсем. Тихон понимает весь диссонанс ситуации, однако он будет продолжать жить в старом мире, Варвара и Кудряш всё также будут вести двойную игру. Выходит, конфликт разрешился лишь у центрального персонажа пьесы.

2 вариант

А.Н. Островский вывел в центр своей пьесы «Гроза» несколько основных конфликтов. Первый из них – традиционное семейное противостояние «отцов и детей». Когда существующие веками законы и заветы предков оказываются неактуальными для молодого поколения.

Катерина, выйдя замуж, попадает в семью, где всем заправляет Кабаниха. Несмотря на то, что эта женщина сама является сильной и властной, она твердо уверена, что в семье женщине отведено низшее место, она обязана беспрекословно подчиняться мужу, а он иногда ее избивать. Такое положение вещей не устраивает Катерину. Она внутренне не может смириться с таким порядком вещей. Но, оказавшись вдали от семьи, без существенной поддержки, женщина не может ничего противопоставить бескомпромиссной свекрови. Причем, если Катерина, видит, что порядки уже устарели и их пора менять, то Тихон согласен просто жить как говорят, лишь бы избегать конфликтов с матерью.

Молодежь в пьесе «Гроза» имеет схожие взгляды, но по-разному борется за свою свободу. Борис выбирает путь пассивного ожидания. Он молча терпит капризы и самодурство Дикого, ожидая, что после его смерти обретет свободу. Варвара тайно от матери ходит гулять и встречается с молодыми людьми. Ей нет дела до того, что кто-то может узнать об этом. Катерине становится сложнее. С одной стороны, она мечтает о свободе, с другой – боится открыто выступить против общества. В конечном итоге, именно общество со своим лицемерным консерватизмом и доводит Катерину до самоубийства. Это ее личная форма протеста – отказ жить в несправедливом мире.

У драматурга прослеживается собственный ироничный взгляд на закостеневшее консервативное общество, в котором живут его герои. К примеру, характер Кабанихи доведен им практически до абсурда. Автор дает читателям возможность посмотреть, как излишняя приверженность к устаревшим традициям выглядит на самом деле. Когда Кабаниха, изо всех сил кричащая о том, что женщина должна быть покорной и смиренной, не стесняется поднимать руку на сына и невестку.

В маленьком городе, где все друг друга знают, социальный конфликт напрямую вытекает из семейного. Нельзя говорить о каком-либо прогрессе, то тех пор, пока семьи живут по «Домострою» и заветам предков, кичась на показ своей добродетелью. А внутри семьи в итоге процветает рукоприкладство, оскорбления и унижения.

Для того, чтобы в обществе были возможны какие-то перемены, их надо начинать внутри семьи. С просвещения людей.

Источник

Семейный и социальный конфликт в драме Гроза 10 класс

Рассмотрев знаменитое произведение Николая Островского «Гроза», читатель может увидеть несколько масштабных и вечных проблем. Социальный и семейный конфликты являются основными проблемами в обществе, поэтому они выставлены на обозрение читателя в пьесе.

Однако такое качество добавляет в её характере определённую трагичность, поэтому человек подобных идей не сможет проживать с Варварой и Кудряшом, хотя они скрывают свои мысли и пожелания. Такими качествами Кабанова отличается от Дикого, но он является самодуром. Мужчина не желает прислушиваться к мнению окружающих людей, он поступает, исходя из своих представлений о жизни, и абсолютно убеждён, что у него правильное понимание жизни.

Ещё основные проблемы в произведении показаны между Кабановой и Тихоном, но ещё он прослеживается во взаимоотношениях между Тихоном и Катериной. Внутренние противоречия Тихона и Катерины чётко отражают то, что их представление о жизни находятся на границе между старым и новым укладом жизни. Тихон постоянно слушает мама, но он осознает, что она не права, но выступить против неё он не в силах. Катерина пытается жить «правильно», но любовь к Борису доставляет женщине сильную боль, поэтому читатель видит печальный итог.

В произведении «Гроза» эти конфликты ярко отмечены, на них основано всё произведение, но сложно ответить на вопрос: как разрешились эти противоречия? С одной стороны показаны идеалы Катерины, от которых она не отказалась. Такие обстоятельства показывают её сильной натурой. Она не желает мириться со старым укладом жизни, поэтому погибает. Тихон понимает трагизм положения, но он продолжит жить по старым правилам. Варвара и Кудряш будут постоянно подстраиваться под ситуацию, чтобы извлечь для себя выгоду. В итоге читатель видит, что конфликт разрешился у главной героини произведения.

Семейный и социальный конфликт в драме Гроза

В чем заключается семейный и социальный конфликт в драме гроза. semejnyj i socialnyj konflikt v drame groza 10 klass. В чем заключается семейный и социальный конфликт в драме гроза фото. В чем заключается семейный и социальный конфликт в драме гроза-semejnyj i socialnyj konflikt v drame groza 10 klass. картинка В чем заключается семейный и социальный конфликт в драме гроза. картинка semejnyj i socialnyj konflikt v drame groza 10 klass

Популярные сочинения

Мой родной город Пятигорск, он известен тем, что сюда приезжали такие знаменитые российские поэты, как Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Сохранился домик Лермонтова и квартира

Сегодня люди отдаляются друг от друга. Общение стало редкостью, а понимание – диковинкой. В процессе отстаивания своей точки зрения человек может нанести другому обиду. Это, в свою очередь, может привести

Дикий-Барин представляет собой второстепенный персонаж произведения, который изображается в образе простого сельского жителя.

Источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов. Социальный и семейный конфликты одни из сюжетообразующих и наиболее важных проблем, которые задевает известный драматург в своем произведении.

Социальный и семейный конфликты в пьесе состоят в борьбе между «старым» и «новым» миром, людьми, которые видят жизнь абсолютно по-разному, которые, в большинстве своем, не готовы идти на компромисс. Вечное столкновение «отцов» и «детей» ярко показано на примерах отношений между Кабановой и Тихоном, а наиболее яркое противостояние старого и нового порядка — это отношения между Кабановой и Катериной. Сколь жестоко и непреклонно защищает Кабанова свой привычный мир, и это неудивительно, в её мире правит жестокость и ненависть, в ее мире мнение незнакомых людей куда важнее мнения собственного и мнения своих близких, Кабанова попросту не умеет жить иначе и со всей яростью накидывается на веяния нового мира. Однако именно последнее добавляет её образу некоторую трагичность — такой человек попросту не выживет при порядках, которые проповедуют Варвара с Кудряшом, хотя и скрывают это ото всех. Этим Кабанова отличается от Дикого, трагичности в котором мы не замечаем, он – типичный самодур, который не желает слышать других и абсолютно уверен, что его картина мира верна.

В пьесе «Гроза» данные конфликты занимают лидирующее положение, на них выстроено всё повествование произведения, крайне неоднозначно можно ответить на вопрос, а разрешились ли эти конфликты. С одной стороны протест Катерины, от которого она не отказалась, показывает её как сильную личность, которая в силу убеждений просто неспособна жить при старых порядках и решает, что ей лучше не жить совсем. Тихон понимает весь диссонанс ситуации, однако он будет продолжать жить в старом мире, Варвара и Кудряш всё также будут вести двойную игру. Выходит, конфликт разрешился лишь у центрального персонажа пьесы.

Сочинение Семейный и социальный конфликт в драме Гроза Островского

Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов. Социальный и семейный конфликты одни из сюжетообразующих и наиболее важных проблем, которые задевает известный драматург в своем произведении.
Социальный и семейный конфликты в пьесе состоят в борьбе между «старым» и «новым» миром, людьми, которые видят жизнь абсолютно по-разному, которые, в большинстве своем, не готовы идти на компромисс. Вечное столкновение «отцов» и «детей» ярко показано на примерах отношений между Кабановой и Тихоном, а наиболее яркое противостояние старого и нового порядка — это отношения между Кабановой и Катериной. Сколь жестоко и непреклонно защищает Кабанова свой привычный мир, и это неудивительно, в её мире правит жестокость и ненависть, в ее мире мнение незнакомых людей куда важнее мнения собственного и мнения своих близких, Кабанова попросту не умеет жить иначе и со всей яростью накидывается на веяния нового мира. Однако именно последнее добавляет её образу некоторую трагичность — такой человек попросту не выживет при порядках, которые проповедуют Варвара с Кудряшом, хотя и скрывают это ото всех. Этим Кабанова отличается от Дикого, трагичности в котором мы не замечаем, он – типичный самодур, который не желает слышать других и абсолютно уверен, что его картина мира верна.

Конфликт в драме А.Н. Островского «Гроза»

Имена уч-ся) получили индивидуальное задание к сегодняшнему уроку, давайте дадим им слово.

Да, об этом свидетельствуют данные социологического опроса, которые мы провели неделю назад. В опросе участвовали 25 респондентов в возрасте от 25 до 35 лет и сотрудники ЗАГСа (слайды презентации, 2 диаграммы)

Ребята, о чем свидетельствуют данные социологического опроса?

О том, что проблема взаимоотношений в семье очень актуальна, как в 19 веке, так и в современном обществе. Семьи распадаются из-за различных конфликтов.

Как эта проблема находит отражение в драме А.Н. Островского «Гроза»?

это взаимоотношения в семье Кабановых.

Предположите, какую цель мы попробуем достичь при условии, что проблема, обозначенная вами, находит отражение как в жизни, так и в драме «Гроза»?

Выяснить, что такое конфликт, проанализировать пьесу, определив причины конфликтов между героями.

II
этап. Актуализация и углубление изученного
Учитель обществознания:

А что такое семья? И чем определяется семейный уклад?

Семья – основа жизни, муж и жена. Семейный уклад определяется традициями, обычаями, Семейным кодексом РФ.

А в 19 веке по какому «семейному закону» строились семейные отношения и в драме А.Н. Островского «Гроза» и в реальной жизни?

Выступление учащегося о Домострое (2-3 минуты)

Давайте заглянем в мир семьи Кабановых. Подойдем поближе к нашим героям, послушаем, о чем говорят.

Сцена отъезда Тихона

(Действие второе, явление третье, пятое) – инсценировка учащихся.

На основе просмотренной сцены и фрагментов текста Домостроя, который у вас лежит на столах, докажите, что семейные отношения строились в соответствии с этим законом?

Доказывают выдержками из текста документа.

Ребята, от чего зависели взаимоотношения в семье?

от обычаев, от общественного строя.

В каком положении оказываются главные герои пьесы относительно друг друга?

Главные герои находятся в позиции конфликта.

: А что такое конфликт?

спор, столкновение, противоречие

Давайте обратимся к карточке – информатору и выясним точное определение этого понятия.

– (от лат conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, мнений или сил;

конфликт в литературе

– специфически художественная форма, отражение противоречий в жизни людей.

Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»

В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Сочинение на тему семейный конфликт в драме гроза

Источник

Семейный и социальный конфликт в пьесе Островского «Гроза»

Конфликт – обязательная составляющая драматического произведения. Он реализуется через сюжет на различных уровнях и трансформируется вместе с изменением литературного направления.

Так, в пьесе Островского «Гроза», написанная всего за два года до отмены крепостного права, автор описывает людей, которые не хотят жить по-новому. Общество держится за патриархальный порядок, тем самым останавливает прогресс. Невежество и пресмыкательство считается нормой.

Конфликт проявляет себя через взаимоотношения персонажей. Ярким противостоянием в пьесе является пара Катерины и Кабанихи. Находиться под одной крышей женщинам пришлось в силу обстоятельств. Семья Кабановых влиятельная и зажиточная. У Марты Игнатьевны есть взрослые сын и дочь. Мать любит манипулировать детьми, в особенности сыном. Считает правильным лишь свое мнение, не скупится на унижения и оскорбления для всех членов семьи.

Катерина вступила в брак с Тихоном в юном возрасте, поэтому и надеялась, что после замужества будет жить так, как она хочет. В реальности девушка сталкивается с жестокостью со стороны свекрови. Катерина и Марфа разные, но обе имеют сильный характер. Молодая девушка всеми силам пытается противостоять Кабанихе.

Любовный конфликт наблюдается в паре Катерины и Бориса. Катя влюбляется в недавно приехавшего молодого человека. Ей нравится, что он не похож на жителей города, его взгляды близки ей. Между парой начинается роман. Катерина не боится ни осуждения, ни позора. Однако Борис не готов взять на себя ответственность. Для него это лишь развлечение, ведь основная цель его приезда в Калинов – это получение наследства от дяди.

Серьезный конфликт происходит между парой Дикого и изобретателя-самоучки Кулигина. Дикой держит весь город в страхе: ворует, оскорбляет, пьет и ко всем относится свысока. Кулигин наоборот пытается помочь людям, хочет изобрести что-то полезное для всех. Однако на свои задумки у него не хватает денег.

Таким образом, в произведении разворачиваются несколько конфликтных ситуаций: между человеком и обществом, поколениями, старым и новым, а также конфликт внутри самой личности.

Другие сочинения: ← Образ затерянного города в пьесе Гроза↑ ОстровскийПозиция Островского в Грозе (позиция автора) →

Основной конфликт в пьесе «Гроза»

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза». Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему «Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

Бедность не порок» и её скрытое обрядовое начало

Образец в этом отношении – славянофильская пьеса «Бедность не порок», в которой автор создал свою модель русского патриархального мира, вступающего в конфликт с миром современной цивилизации. Основа сюжета – воспроизведение ритуального святочного веселья в духе символичного народно-карнавального праздника. Пьеса насыщена фольклором, в ней звучат народные песни, как бы комментируя действие. Объясняя явление карнавализации, М.М. Бахтин указывает на то, что это мир, вывернутый наизнанку, в котором шут на время становится королём и наоборот. Автор, раздавая свои героям разные маски, опять использует приём говорящих имён и характеристик. Гордей Торцов – это гордец и тиран, втянутый в атмосферу святочного действа. Его брат Любим Торцов – пьяница, безобразник, позор семьи, но именно он становится скрытым хозяином положения, поскольку его кажущаяся глупость оборачивается мудростью, простота – проницательностью, болтливость – добрым балагурством. Островский защищает идею нравственного превосходства человека с независимыми взглядами над самодуром. Тема самодурства становится любимой темой Островского. В непомерной гордости богачей (Гордея Торцова и хищника Коршунова) и их презрении к бедным – залог их неизбежного поражения.

Комедийное и драматическое начала тесно переплетены в пьесе «Бедность не порок». Счастливый финал не противоречит тому, что уже здесь видны зачатки конфликта «Грозы».

Подобно Некрасову, Островский мечтал о том, чтобы создать драматургию о народе и для народа как залог развития национальной культуры. С этим связана относительная простота и прозрачность организации пьес славянофильского периода, ясное деление героев на добрых и злых, наказание порока в развязках. Народная культура проявляется в осмыслении обрядов ритуалов, фольклора и противопоставляется европейской моде. Тема народного просвещения противопоставляется Островским буржуазному и купеческому варварству. Островский вовсе не призывает механически возрождать старину; с исконными обычаями и представлениями он связывает исконную же народную нравственность. Своей целью Островский считает изображение быта. Перенос идей русской гуманистической демократической литературы в сферу драматургии.

В предреформенной ситуации 1856–1860 гг. взгляды Островского постепенно менялись. «Гроза» (1859) – в ней обнаружился не только полный отход от славянофильских идей, но полемика с той идеализацией устоев купеческого быта, которая также была характерна для славянофилов. В замкнутом царстве самодуров основной символ – город Калинов на старинной реке Волге (мифологема), закрытый во времени и пространстве мир, лишённый исторической памяти. В этом смысле символичен образ Феклуши, странницы, дорогой гостьи в доме Кабанихи, разносчицы мракобесия. ‑­

Враждебность города ко всему, мракобесие проявляются в сюжетной оппозиции: вокруг мир, где ходят люди с пёсьими головами, там по рельсам бежит огненный дракон. Но и эта мрачная жизнь в глубине таит светлые начала. В драме отсутствует понятие рока, возмездия, трагической вины, и ничего героического на самом деле в поведении Катерины Кабановой нет. Это естественный человек, поэтичная натура, которая в силу характера не может и не хочет жить во лжи. Трагедия незаурядной женщины в купеческом мире, а не революционный бунт – основная тема пьесы. Властная и умная Кабаниха, безвольный Тихон, самодур Дикой, лживая Варвара, бесправный Борис, поэтичная Катерина – таков ансамбль персонажей.

Образ Катерины стал объектом острой полемики в критике. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»: революционный протест, готовность Катерины к бунту, символ вольнолюбия русского народа. Писарев «Мотивы русской драмы»: малообразованная женщина в рамках узкосемейного конфликта, далеко не светлая личность. В пору спада общественного движения нужны герои типа «новых людей» Чернышевского. Эти две крайние позиции неудовлетворительны для понимания пьесы. Пафос в том, что горячее сердце Катерины не выдерживает мёртвой ритуальности и автоматизма жизни. Только любовь на время освобождает её от оков и ложных ограничений. Островскому интересна стихия любви, свободы, душевного здоровья и поэтичности. Психология Катерины раскрывается в процессе преодоления ею ощущения собственной вины, поэтому в сюжете есть ложная развязка – покаяние героини перед народом, которое может привести к торжеству самодуров. Но основная развязка – гибель Катерины – это и есть трагический жест отказа от той жизни, которой живут все. Самоубийство Катерины Кабановой символизирует поражение царства самодуров.

В ансамбле персонажей пьесы рядом с Катериной не случайно стоит Кулигин – просветитель, учёный, поклонник Ломоносова и Державина. Он, стремясь просветить самодуров, предлагает в городе соорудить громоотвод. Кулигин – исключение на фоне «тёмного царства», он утопист, но вместе с тем носитель идеи народного разума, которая ещё жива в косной среде. Его горькие слова сочувствия героине о судье милосердном – свидетельство того, что её протест замечен и оправдан.

Популярные сегодня темы

Молодая семья Уолт и Медж Ирвины живут на окраине села в горном коттедже. Медж очень трудолюбивая, нежная и прекрасная, она занимается домом, Уолт – натура творческая, мечтательная и талантливая

В жизни каждого человека есть свой учитель. Эта профессия очень нелегка, но педагоги — это люди, играющие большую роль в формировании личности

Дарья прожила непростую жизнь. События, выпавшие на ее долю, сильно измотали героиню: женщина знает, что такое война, трое детей уже в земле, а муж пропал в тайге

Полушкин Егор. Мужчина, проживающий в сельской местности. Егор всегда чувствовал особое единение с природой.

Каждому человеку свойственно чувствовать, каким бы черствым человек не был внешне, он тоже испытывает различные чувства и эмоции. Поэтому в какой-то степени мы живем в мире чувств и эмоций. Ведь люди регулярно чувствуют и обмениваются различными эмоциями.

Сочинение Семейный и социальный конфликт в драме Гроза Островского

Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов. Социальный и семейный конфликты одни из сюжетообразующих и наиболее важных проблем, которые задевает известный драматург в своем произведении.
Социальный и семейный конфликты в пьесе состоят в борьбе между «старым» и «новым» миром, людьми, которые видят жизнь абсолютно по-разному, которые, в большинстве своем, не готовы идти на компромисс. Вечное столкновение «отцов» и «детей» ярко показано на примерах отношений между Кабановой и Тихоном, а наиболее яркое противостояние старого и нового порядка — это отношения между Кабановой и Катериной. Сколь жестоко и непреклонно защищает Кабанова свой привычный мир, и это неудивительно, в её мире правит жестокость и ненависть, в ее мире мнение незнакомых людей куда важнее мнения собственного и мнения своих близких, Кабанова попросту не умеет жить иначе и со всей яростью накидывается на веяния нового мира. Однако именно последнее добавляет её образу некоторую трагичность — такой человек попросту не выживет при порядках, которые проповедуют Варвара с Кудряшом, хотя и скрывают это ото всех. Этим Кабанова отличается от Дикого, трагичности в котором мы не замечаем, он – типичный самодур, который не желает слышать других и абсолютно уверен, что его картина мира верна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *