В чем заключается сензитивность младшего школьного возраста
Сензитивность
категория, обозначающая, что каждый период жизни наиболее благоприятен (а возможно, уникален) для формирования совершенно определенных психологических образований.
В настоящее время в психологии можно встретить разные точки зрения о соответствии возраста формированию конкретных психологических структур. Бесспорным является только единое понимание сензитивного периода развития речи. Тем не менее можно говорить, что в младшем школьном возрасте предпосылками способностей является повышенная восприимчивость к усвоению новых знаний, вера в истинность того, чему учат (И. В. Дубровина, 1991, с. 240). У школьников средних классов отмечается возросшая самостоятельность, энергия, широта склонностей. У старших школьников проявляется глубина анализа, готовность к рассуждениям, особая эмоциональная впечатлительность.
В этом плане близкой к идее сензитивности является идея возрастных задач развития, суть которой состоит в том, что каждая стадия процесса формирования личности выдвигает свои задачи развития, требует формирования определенных способностей, продвижения в определенном направлении. Отсутствие такого продвижения, несформированность тех или иных образований ведет к деформации процесса личностного развития на следующем этапе, к невозможности или крайней затрудненности приобретения необходимых качеств в дальнейшем. Например, в своей концепции Э. Эриксон выделяет следующие возрастные этапы формирования личности, каждый из которых не только отражает переживание специфического психосоциального кризиса, но и раскрывает психологическое новообразование, формирующееся при его прохождении и обусловливающее возможный последующий расцвет личности:
1) доверие/недоверие к окружающему миру как базовое качество личности (первый год жизни);
2) автономия/стыд и сомнения как отражение специфики переживания чувства страха перед потерей контроля над ситуацией (от 1 года до 3 лет);
3) инициативность/чувство вины как характеристики направленности личности, мотивированности и первого опыта самоутверждения (от 3 до 6 лет);
4) работоспособность/чувство неполноценности как результат осознания собственных возможностей и способностей (от 7 до 10 лет);
5) идентичность/спутанность ролей как интеграция образа «Я», раскрывающая итог объединения прошлого опыта, потенциальных возможностей и совершенных выборов (11–15 лет);
6) близость/изоляция как результат социализации человека и особенность социального статуса, являющегося проекцией способности принимать других и быть принятым (20–25 лет);
7) генеративность/застой как базовая способность личности к дальнейшему развитию, раскрывающая степень продуктивности и перспективы личностного роста (кризис среднего возраста 40–45 лет);
8) цельность/отчаяние как итог развития личности, которая через самоотношение передает степень удовлетворенности собой и своей прожитой жизнью (60–70 лет).
Таким образом, решение возрастных задач развития обусловливает не только качественные сдвиги при переходе от одного возрастного этапа к другому, но и способствует/препятствует расцвету личностной характеристики, к формированию которой психическая система наиболее чувствительна в этот период.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему «Синтезивные возрастные возможности формирования универсальных учебных дейтвий»
Сензитивные возрастные возможности
формирования универсальных учебных действий
То, чему мы учились в школах и университетах,
— не образование, а только способ получить образование.
Ральф Эмерсон.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 11 лет.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
С физиологической точки зрения – это время физического роста, физическое развитие опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Поэтому проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Младший школьный возраст наряду со всеми другими периодами является сензитивным для развития определённых умений.
Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности;.
Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.
Из курса психологии мы помним, что младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Сензитивным младший школьный возраст является для развития следующих психических процессов.
РЕЧЬ
Увеличивается словарный зап ас до 7 тыс. слов. Ребёнок легко овладевает звуковым анализом слов. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи.
МЫШЛЕНИЕ
Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении ( 3 группы: теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формируются научные понятия.
ПАМЯТЬ
Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.
В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Активно формируется произвольное запоминание.
ВНИМАНИЕ
Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов возникает н а пике волевого усилия. Удержание внимания в младшем школьном возрасте возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произволь ного восприятия уже встречаются.
ВООБРАЖЕНИЕ
В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования.
По сути, происходит переход от преподнесения учителем системы знаний к активному решению проблем; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся.
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся. Для учителей нашей школы самым сложным является пока осознание личностных УУД. Поэтому я начну с этого блока.
Личностные УУД включают в себя самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание.
В младшем школьном возрасте ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе. Это и есть начало формирования личностных УУД. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства.
Идёт формирование картины мира и
— ознакомление с миром профессий.
Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области человек лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества. Иными словами, ребёнок самоопределяется. В начальной школе это умение только начинает формироваться. Полное самоопределение возможно только в более старшем возрасте.
Самоопределение включает самооценку.
Младший школьник должен научиться правильно оценивать себя и свои поступки.
Важную роль в развитии самооценки на ступени начального образования играет учебная деятельность. Результатом начального образования должно стать становление ребенка как субъекта учебной деятельности. Нам необходимо сформировать умение адекватно оценить свои возможности, определить границы своего незнания и обратиться ко взрослому или другу за помощью.
Необходимо сформировать умение младшего школьника фиксировать свои изменения. Это является необходимой составляющей способности ребенка управлять своей деятельностью. Ключевой в сознании ребёнка должна стать фраза «я – хозяин собственного поведения». Педагогу начальных классов необходимо работать над становлением рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия и в умении видеть себя со стороны.
Это развитие познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания.
Развитие учебно-познавательных мотивов в начальной школе очень сильно зависит от учителя и требует от педагога организации следующих условий:
— создания проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учеников к учению;
– осознания учащимися учебной цели и обеспечение средствами решения задач,
— педагог должен оценивать ответы учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями;
-а также организовывать формы совместной учебной деятельности.
Моральное развитие тесно связано с развитием как познавательной, так и личностной сферы человека.
Возрасту 7-11 лет соответствует признание равенства и взаимного уважения, где правила рассматриваются как моральное соглашение. На данном уровне морального развития появляется представление о справедливости, когда ребенок проявляет себя как активный сторонник требований равноправия, стремления относиться ко всем одинаково без учета обстоятельств. Ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь. Формировать это умение мы должны на всех уроках; во внеурочной деятельности и посредством личного примера.
В ажную роль в моральном становлении личности ребенка в младшем школьном возрасте играет фигура взрослого. Позиция взрослого как носителя образца морального действия и оценки правильности этого действия чрезвычайно важна. Эту роль может выполнять значимый для ребенка взрослый: родитель или близкий родственник, учитель в школе.
У младшего школьника должно сформироваться умение самому противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью.
Особое значение для нравственного развития приобретает процесс систематической воспитательной работы в начальной школе. В результате получаем сформированность личностных УУД :
«… Побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль, как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек – привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся «второй натурой» человека».
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
На ступени начальной школы можно выделить следующие регулятивные учебные действия, содержание которых отражает содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста.
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности, куда входят следующие универсальные учебные действия :
1)Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
2)Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
3)Составление плана и последовательности действий.
4)Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения.
5)Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
6)Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.
7)Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к преодолению препятствий.
Вы прекрасно понимаете, что через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Чтобы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть универсальными учебными действиями.
Иными словами, в начальной школе должно сформироваться умение учиться. Это залог будущей нормальной адаптации в средней школе, в обществе, а также залог профессионального роста.
Познавательные универсальные учебные действия включают такие составляющие: общеучебные, логические учебные действия, постановку и решение проблемы, Знаково-символические действия.
Младший школьный возраст является сензитивным для формирования следующих познавательных универсальных действий:
3.Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
4.Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.).
На ступени начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием.
В моделировании выделяется ряд этапов. Аналогичные этапы входят в состав учебного моделирования:
1) предварительный анализ текста задачи;
2) перевод текста на знаково-символический язык;
3) построение модели;
4) работа с моделью;
5) соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Работа с моделью может вестись в двух направлениях: а) достраивание схемы, исходя из логического выведения, расшифровки данных задачи; б) видоизменение схемы, ее переконструирование.
Умение строить учебные модели и работать с ними является одним из компонентов общего приема решения задач. Сензитивным периодом для приобретения данного умения является именно период начальной школы. Визуализация словесно заданного текста с помощью модели позволяет перевести сюжетный текст на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте. Использование одних и тех же знаково-символических средств при построении модели для задач с разными сюжетами и разных типов способствует формированию обобщенного способа анализа задачи, выделению составляющих ее компонентов и нахождению путей решения.
В начальной школе у ребёнка должно сформироваться умение познавать и исследовать окружающий мир. Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо т емы. Мы с Вами должны способствовать тому, чтобы ребёнок научился перевоплощаться в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, к сожалению, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика должна развиться способность объективно относиться к результатам своего труда.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Рассмотрим возрастные особенности развития коммуникативных УУД.
На предшкольной ступени от ребенка требуется хотя бы элементарное понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
В итоге к концу ступени начального обучения коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника, должны приобрести существенно более глубокий характер: дети должны научиться понимать возможность разных оснований у разных людей для оценки одного и того же предмета. Вместе с преодолением эгоцентризма, который характерен для младшего школьника, дети приобретут умения понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.
Вторую большую группу коммуникативных УУД образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.
На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. В этом возрасте интерес к сверстнику становится очень высоким. На переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т.д. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития в младшем школьном возрасте.
Главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативных УУД в начальной школе, можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссу); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Все 4 блока универсальных учебных действий представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется общей логикой возрастного развития.
Следующая часть моего выступления будет посвящена
Связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса.
Как видно на схеме, на которой представлены и предметы старшего звена, каждый учебный предмет раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Например, учебный предмет «Русский язык». Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической, словообразовательной
и синтаксической структуре языка обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), умения моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и умения преобразования модели (видоизменения слова).
Учебный предмет «Математика»
На ступени начального общего образования этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково- символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
На ступени начального общего образования учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
• смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
• самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений;
• основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа;
• нравственноэтического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
• умения понимать контекстную речь;
• умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию следующих общепознавательных универсальных учебных действий:
• овладение начальными формами исследовательской деятельности,
• моделирование (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);
• формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы;
Другие учебные предметы, также предоставляют огромные возможности для формирования УУД.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для ориентирования в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирования способности их грамотно применять, что является одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся. Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий.
В ИКТ- компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации, соответствующих возрастным потребностям и возможностям младшего школьника.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системнодеятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.
Несколько слов о проблеме преемственности и её связи с формированием УУД
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы. Как Вам известно, наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.
При этом, несмотря на огромные возрастнопсихологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, познавательные, логические и др.
Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образования, имеет следующие причины:
• недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;
• обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Исследования готовности детей к обучению в школе при переходе от предшкольного к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность. Как показывает современная практика, многие дети не готовы к школе.
Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на ступень основного общего образования. Трудности такого перехода —ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения — обусловлены следующими причинами:
• необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);
• совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);
• недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности, а точнее – несформированности, структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка);
Все эти компоненты как раз присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий и заданы в форме требований к планируемым результатам обучения.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может и должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — это формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.
В конце своего выступления мне бы хотелось установить обратную связь и проверить, насколько эта информация дошла до слушателей. Я предлагаю Вам коллективный мини-тест.
На данном слайде закрыты главные слова, касающиеся внедрения ФГОС и формирования УУД. Для того, чтобы их прочитать, нужно открыть эти 4 таблички. Вспомним ещё раз 4 блока УУД. Я предлагаю Вам попробовать определить, к какому блоку относятся данные УУД. (Читаю открывшиеся фразы):
1. ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни,
является конституцией общего образования.
2. Реализация программы формирования УУД в начальной школе –
ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Как формировать УУД в начальной школе – мы попробуем показать сегодня на наших открытых уроках.