В чем заключается сетевая этика и сетевая культура
Информатика
Сетевая этика и культура.
Виртуальное общение отличается от общения, которое происходит в реальной жизни. При общении в сети собеседникам вас не видно; они не знают ни ваших достоинств, ни ваших недостатков; никого не интересует ваше положение в обществе. Все собеседники изначально равны между собой.
Современный этикет не успевает за быстро развивающимся обществом, формируемым сегодня в значительной части Интернетом, однако потребность в разработке правил поведения в ситуациях сетевого общения растет вместе с развитием информационных технологий.
Попытки составления некого общего сетевого свода правил поведения в Интернете предпринимались не раз. Появление одного из первых подобных опытов можно отнести к началу 90-х гг. прошлого века. Именно тогда вышла книга «Netiquette» («Нетикет») (англ. Net — сеть, etiquette — этикет), где были разработаны первые правила, которым следовало большинство пользователей Интернета. В 1995 г. был выпущен документ RFC 1855 (англ. Request for Comments — рабочее предложение) в качестве информационного сообщения Интернета, содержащего стандарты, рекомендуемые для применения во Всемирной сети.
Общими и явными нарушениями нетикета во всех сетях считаются оскорбление, грубость, переход на личности, злонамеренный отход от темы, клевета, преднамеренная дезинформация, плагиат.
Правила этикета, содержащиеся в этом документе, не являются всеобщими и жестко установленными, в разных сообществах они могут значительно различаться, определяясь целями интернет-сообщества, принятым стилем общения, техническими ограничениями и т.д. Некоторые правила записаны и даже оформляются в виде формального устава или в виде списка правил, другие не вербализованы, но известны большинству членов сообщества и строго соблюдаются.
В настоящее время электронная переписка является самым популярным и доступным способом общения через Интернет. В зависимости от отношений между корреспондентами переписка может быть деловой или частной. Если письмо частное, то к нему не предъявляется жестких требований с точки зрения этики. Стиль письма и манера изложения в частной переписке зависят от степени знакомства с адресатом. В обычной деловой переписке есть общепринятые правила, которые необходимо знать и которыми следует руководствоваться при любой форме переписки.
Вот некоторые из них:
Электронная почта предназначена прежде всего для связи между знакомыми людьми и режим работы с ней приравнивается к обычному телефонному разговору, только «заочному». По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
Отправка незатребованной корреспонденции является нарушением правил сетевого этикета и называется электронным спамом. В зависимости от грубости нарушения спаммер может быть наказан. Сервер поставщика услуг Интернета, через которого в сеть поступило сообщение, устанавливается очень просто, а через него легко устанавливается и конкретный нарушитель.
Следует заполнять поле «Тема». Из-за опасения получить в письме вирус или спам, многие пользователи удаляют сообщения без темы или с подозрительной темой, даже не читая их.
Необходимо подписывать свои послания.
К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа. Как правило, обращения, относящиеся к сфере профессиональных или личных интересов корреспондента, вызывают доброжелательный отклик. Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять обращение не следует.
В тексте сообщения никогда не надо использовать прописные буквы. ТЕКСТ, ВЫДЕЛЕННЫЙ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, рассматривается как крик. В лучшем случае его относят к неграмотности в вопросах сетевого этикета.
Отвечать знакомым людям следует так, как обычно отвечают по телефону. Если в данный момент выполнить поступившую просьбу нельзя, следует прямо об этом сообщить, не затягивая с ответом более, чем на сутки.
Если обращение поступило от незнакомого лица, следует понять, обосновано оно или нет. Если обращение обосновано, следует ответить в течение трех дней. Если обращение необоснованно (например, это незатребованная реклама), на него нельзя отвечать ни в коем случае.
Любой ответ, даже резко негативный, является для спаммера подтверждением действительности почтового адреса и вызывает новый поток сообщений от него и от других спаммеров. Действительные электронные адреса являются предметом торговли среди дельцов от рекламы, особенно если о владельце адреса известны дополнительные сведения (пол, возраст, образование, личные интересы). По этим же причинам не следует заполнять анкеты, поступающие по электронной почте, даже если в них обещается огромный выигрыш в лотерее.
Не стоит пересылать большие файлы без предварительной архивации.
Если письмо с вложением получено от знакомого человека, значит, в тексте письма он обязательно должен был указать, что он приложил и зачем. Если письмо с вложением получено от незнакомого лица, файл вложения следует удалить, не читая и не просматривая, каким бы заманчивым ни было предложение им воспользоваться. Программные файлы, рассылаемые таким образом, часто содержат вирусы, а файлы документов — макровирусы.
Для выражения эмоций в электронной переписке используют схематические изображения человеческого лица, так называемые смайлики (англ. smiley, «улыбочка»).
Есть правила, которые подходят и для дружеской беседы, и для делового общения, и для научной полемики:
Уважайте чужое мнение, даже если оно не совпадает с вашим.
Умейте признавать свои ошибки.
Отстаивая свое мнение используйте доказательства, а не амбиции.
Умейте вовремя прекратить бессмысленный разговор.
Сообщения должны быть краткими. Высказывания должны делаться по существу обсуждаемой проблемы.
Сообщения должны быть адресованы всем собеседникам. Для частных писем есть электронная переписка.
Высказывания расистского характера, оскорбления и некорректные замечания запрещены.
У постоянных участников телеконференций существует словарь сокращений, который помогает отвечать кратко, не загромождая сообщения лишними фразами.
Используйте язык, на котором общается большинство присутствующих. Это касается как иностранных языков, так и сленга.
Не умничайте. Это может восстановить против вас собеседника. Посылайте простые и ясные сообщения.
Если собеседники по каким-либо причинам вас не устраивают, лучше покинуть чат.
Если вы находитесь на чат-сервере, который специализируется на определенной тематике, придерживайтесь темы разговора. Для желающих просто пообщаться существуют специальные серверы.
Не используйте ненормативную лексику. Во многих чатах следят за ходом общения и применяют к хулиганам и сквернословам наказание в виде ограничения досткпа на сервер.
Сетевой этикет: простые правила общения в сети
Сетевой этикет (сокращенно сетикет или нетикет), если кратко — это нормы общения, принятые среди людей, много контактирующих в сети интернет. Придуман для комфортного и безопасного общения пользователей друг с другом. Правила сетевого этикета касаются разговоров в киберпространстве: e-mail сообщений, обмена опытом, мнением на форумах, в различных чатах и соцсетях.
Особенности
Правила сетикета просты, совершенно не отличаются от норм поведения при коммуникации в обычной жизни. Вежливость, уважительное отношение к собеседнику, здравый смысл. Отстаивание своей точки зрения не запрещено, но оскорбление других людей недопустимо.
Качественное интернет-общение — это отсутствие флуда (потока нетематической, лишней информации, передаваемой в больших объемах), грамотные и тактичные ответы, правдивая информация. В цивилизованном обществе это является просто правилами хорошего тона, которых стоит придерживаться, если вы хотите, чтобы вас воспринимали всерьез.
Это тем более важно, потому что интернет-общение довольно обезличено: собеседника не видно и не слышно, потому многие не всегда осознают, что контактируют с живым человеком.
Знаете ли вы? Изначально сеть Интернет была предназначена для научной элиты. Именно для общения в этой среде были разработаны нормы сетевого этикета.
Сейчас в большинстве сообществ устанавливаются свои нормы и правила общения. В качестве нарушений на некоторых порталах воспринимают клевету, рекламу сторонней информации, плагиат, дезинформацию с целью навредить и тому подобное.
Основные понятия
Изучая, что такое сетевой этикет, вначале необходимо разобраться в понятиях, с которыми сталкивается каждый пользователь, заходя во всемирную сеть. И только потом применять правила общения в сети.
Места, где можно общаться
В качестве площадок для общения и обмена информацией существуют чаты, сайты, форумы. Там можно задавать вопросы, делиться своим опытом и просто общаться с теми людьми, которые интересны. При этом не важно, на каком расстоянии они находятся от вас.
Естественно, прежде чем начинать общение в чате или на форуме, стоит изучить правила. Нарушителей нередко «банят» — временно приостанавливают возможность писать в комментариях или вообще исключают из сообщества.
Нарушения и ошибки
За что можно получить бан, что обычно не приветствуется на форумах:
Контактируя с пользователями на форумах либо в личных сообщениях, не совершайте эти нарушения этики общения.
Правила
Правила сетикета в общении между пользователями можно условно распределить на три группы:
Согласно сетевому этикету, если в обычной жизни человеку привычно использовать сленговые выражения, не стоит ими пользоваться в интернете. Не всеми юзерами это приветствуется. Дополнительно стоит просмотреть сообщение на грамматические и лексические ошибки, прежде чем его отправить.
Электронная почта
Для осуществления деловой переписки, получения сообщений от других пользователей, а также для возможности зарегистрироваться на форумах нужно научиться пользоваться электронной почтой.
Вначале оформляется профиль — потому важно заполнять его внимательно, ведь ваши имя и подпись будут видеть все пользователи, кому вы отправляете сообщения. Рекомендуется указывать свое настоящее имя.
Дальше укажите тему сообщения — это даст понять вашему собеседнику, что вы от него хотите. К тому же, если у получателя возникнет желание снова перечитать его, он с легкостью найдет ваше сообщение среди писем безымянных отправителей по названию.
Пишите лаконично, по существу. Не нужно углубляться в пространные объяснения. Большинство пользователей сети глазами пробегают послание «по вертикали», не вчитываясь в простыни текста. Потому важно придерживаться темы письма.
Еще несколько простых правил сетевого этикета при переписке:
Если вы получаете сообщения по электронной почте, постарайтесь отвечать на них как можно быстрее. Во-первых, так вы продемонстрируете собеседнику свое уважение, а во-вторых, не затеряете письмо в потоке других сообщений и уведомлений.
Форумы, чаты, соцсети
В чатах и на форумах пользователи общаются менее формально, но и здесь не должно быть оскорблений собеседников. Здесь имеются ввиду не только оскорбления личности, но и родственников оппонента, различная дискриминация, насмешки по поводу привычек и увлечений кого-либо.
В своде правил форумов нередко можно встретить запрет на чрезмерное цитирование («оверквоттинг»). Выбирайте ту фразу, которую хотите комментировать, а не весь текст целиком.
Форумчане часто оформляют подпись, как в электронных сообщениях. Они краткие, но емкие, нередко шутливого характера. Вот только не стоит писать в подписи негативные или провокационные высказывания.
В социальных сетях также действует сетевой этикет:
Независимо в каком сообществе вы общаетесь, нельзя инструктировать по поводу совершения незаконных действий и, конечно, не стоит интересоваться способами их совершения.
Сетевой этикет
Кроме уже описанных правил нетикета, имеются и другие, которые отражают личностные качества, и при их соблюдении дают возможность создать хорошую репутацию в сети.
Человечность
В любой ситуации, даже под давлением и троллингом, сохраняйте уважительное отношение к людям. По отношению к тому, кто вас «прессует», это поможет нейтрализовать негатив. По отношению ко всем остальным пользователям уважительное отношение не даст повода для обид и недопонимания. Контролируйте свои высказывания в сети. Помните: хотя вы не видите собеседника, он находится по другую сторону экрана.
Самоконтроль
Резкие и агрессивные высказывания не только могут задеть кого-то, но впоследствии могут сыграть плохую службу. В сети все фиксируется. Устно высказанные оскорбления улетучиваются и стираются из памяти со временем. А напечатанное сообщение остается. Даже если вы его удалите, оно не будет полностью стерто. Опытные хакеры без труда смогут его восстановить и использовать против вас.
Терпеливость
Многие пользователи, заходя в Интернет, не задумываются о сетевом этикете. Это можно заметить по сообщениям, которые они отправляют. Останавливайте себя, когда вам захочется исправить или осадить «грубияна», проставить оценку его манере общения. Будьте терпеливыми и терпимыми ко всем. Так вы не дадите почву для споров и провокаций тем, кто специально за этим заходит в сеть. А еще это сэкономит вам время, силы и нервы.
Уважайте собеседника
Не стоит навязываться кому-либо, уважайте право других на личную жизнь. В реальности, вне интернета, многие люди ведут активный образ жизни и не в состоянии сутками присутствовать онлайн, чтобы общаться и делиться опытом.
Даже если вам пообещали ответить в ближайшее время, всегда могут случиться форс-мажорные ситуации, когда человеку не удается сдержать обещание: заблокировали доступ в интернет, нет электричества, сломался компьютер и еще 1001 жизненное обстоятельство.
Безопасность
Преимуществом общения онлайн является анонимность. Вы сами решаете, кем позиционировать себя в сети, как представлять. Плюсом анонимности является безопасность, но минусом — возможность мошенничества. Нельзя в открытом доступе оставлять личные данные, передавать их незнакомым юзерам. Это касается всего: логинов и паролей, личных фото и видео. Если вы не хотите, чтобы они стали достоянием мошенников, не размещайте там, где их можно найти.
Будьте вежливыми
Сетевой этикет и необходимая безопасность общения предполагает вежливое обращение с собеседником. Не пишите лишнего, держите свои эмоции при себе — это убережет вас от негативных и агрессивных высказываний в свой адрес и угроз.
Не все пользователи придерживаются нетикета, позволяя себе резкие и нецензурные высказывания в адрес других. Подобное общение не приведет к конструктивному диалогу. Закрывайте глаза на ошибки других, не ввязывайтесь в конфликтные ситуации и не допускайте их возникновения.
Готовность помогать
Если вы заметили, что кто-то находится в трудной ситуации, вспомните себя, когда вы были новичком в сети интернет, и помогите тому, кому сейчас трудно. Даже если проблема кажется ерундовой, а вопросы глупыми, не будьте резкими с новичками. Насмехаясь над их трудностями, вы самоутверждаетесь за счет более слабых пользователей. А это неэтично и недостойно такого умного и всесторонне развитого человека, каким вы наверняка являетесь.
Заключение
Сетевой этикет выступает как социальный регулятор, он помогает посетителям оставаться людьми в условиях анонимности. Моральные и этические нормы необходимы для того, чтобы люди всегда оставались людьми, даже при кажущейся безнаказанности киберпространства. Репутация портится быстро, а вот сформировать ее — трудоемкое занятие. Лучше сразу создавать нужный образ своей личности, придерживаясь правил сетевого этикета, в каком бы сообществе вы ни вращались.
В чем заключается сетевая этика и сетевая культура
Инструкция для детей и взрослых.
1. Будьте осторожны с лайками и репостами
Правовое регулирование в Рунете становится всё строже. Репост или лайк смешной картинки может обернуться уголовным разбирательством.
Не стоит публиковать в социальных сетях:
Во-первых, это небезопасно. Во-вторых, некоторых пользователей безобидный с виду мем может действительно задеть.
Включите самоцензуру. Не размещайте и не лайкайте посты, которые могут вас скомпрометировать.
2. Представляйтесь и обращайтесь к незнакомым людям на «вы»
Если «стучитесь» к кому-то в друзья в социальной сети или мессенджере, напишите, кто вы и почему хотите добавиться. Причём переходите сразу к делу, не стоит отправлять таинственное «привет» и ждать ответа.
На виртуальное пространство распространяются и обычные правила вежливости. Например, говорить незнакомцам и старшим — «вы».
3. Пишите грамотно
Не полагайтесь на автокорректор и не пренебрегайте знаками препинания. Опечатки, ошибки, отсутствие запятых и точек затрудняет восприятие текста и может сильно исказить смысл сообщения. Невежливо заставлять собеседника ломать голову над тем, что вы хотели сказать.
Ваши сообщения и посты — индикатор вашей образованности.
4. Не злоупотребляйте эмодзи
В интернет-переписке сложно понять интонацию собеседника, на выручку приходят стикеры и смайлы. Но нагромождение эмодзи затрудняет чтение и понимание того, что вы хотите сказать.
То же самое относится к #хэштегам.
5. Не дробите сообщения
Отправка сообщения по слову или предложению, нередко приводит к путанице. Вы ещё не закончили мысль, а собеседник уже начал отвечать, вы реагируете на его замечание, он на ваше — получается хаос.
Не злоупотребляйте кнопкой «Отправить». Некрасиво заставлять собеседника составлять ваше послание из вороха разрозненных фраз. Цельный текст воспринимается намного лучше. Кроме того, постоянно всплывающие оповещения действуют на нервы.
6. Не используйте CapsLock
Писать БОЛЬШИМИ БУКВАМИ в интернете означает кричать.
Если вы хотите подчеркнуть свою мысль или обратить внимание собеседника на что-то, используйте другие инструменты форматирования текста, а также средства выразительности. Русский язык богат ими.
7. Уважайте чужое время
Общение в мессенджере или чате социальной сети может быть синхронным и асинхронным. Чаще всего обмен сообщениями происходит мгновенно. Но не стоит обижаться, если собеседник не ответил сиюминутно (даже если его статус онлайн).
Ночь — не лучшее время для сообщений. Особенно с пометкой «СРОЧНО». Если вопрос не связан с угрозой жизни или здоровью, можно отложить его до утра.
Человек, требующий незамедлительной реакции, обычно хочет решить всё «здесь и сейчас» из эгоистических побуждений, чтобы не возвращаться к этому вопросу позже. Но никто не обязан бросать свои дела ради ваших и тем более просыпаться среди ночи.
Справедливо и обратное. Вы тоже вправе реагировать на сообщения и комментарии в удобное для вас время. Вполне нормально ответить: «Я занят — смотрю урок, напишу позже».
Уважайте время наставников. Рабочий день наставника «Домашней школы Фоксфорда» с 9:00 до 21:00 по московскому времени. На ответ в социальных сетях и мессенджерах отводится 4 часа.
Исключение: вы договорились с наставником общаться в режиме 24/7.
8. Не выкладывайте фотографии с друзьями без разрешения
Во-первых, фото может не нравиться вашему приятелю. Во-вторых, не все горят желанием выставлять на обозрение свою личную жизнь. Самовольная публикация фотографий может привести к ссоре.
Исключение: групповые снимки (например, класса или кружка). Здесь заранее предполагается, что фото увидят все фотографирующиеся.
9. Не спамьте
Возьмите под контроль приглашения и уведомления, рассылаемые от вашего имени в социальных сетях. Это могут быть приглашения в игры и приложения, акции и мероприятия групп, на которые вы подписаны.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Сетевая культура и шестая коммуникативная революция
Мы с вами, как биологический вид, стали свидетелями и участниками уже четырёх (по крайней мере, описанных в литературе) коммуникативных революций.
В процессе долгого “мычания”, использования мимики и жестов мы всё-таки выработали устную речь, договорились о привязке звуков к смыслам — объектам реального мира. Родилась устная культура.
Потом мы долго изобретали способ и формы фиксации устной речи, появилась писменность. Естественный язык стал основным средством общения и передачи информации. Родилась письменная культура. Это два.
Буквально не так давно один из лучших представителей нашего вида изобрёл печатный станок, и не единицы, но уже огромные человеческие массы совершили переход к писменной культуре.
А совсем недавно изобрели телефон, телеграф, телевидение, компьютер, сеть Интернет, что стало началом эпохи цифровой культуры. Четыре.
Удивительно, но факт, что последние две революции произошли благодаря совершенствованию технологии передачи сигнала от отправителя получателю.
Позволю себе продолжить список революций и скажу, что пятой стал переход от web 1.0 к web 2.0 и 3.0, ознаменовав собой рождение «сетевой культуры». При этом сам термин (статус?) этого перехода не столь важен, важнее те действительно глобальные изменения в обществе, которые обозначились и начали нарастать с удивительной скоростью.
Если коротко, то первые социальные сети, в привычном для нас понимании, появились в самом конце 90-х годов в Северной Америке. Это англоязычный ЖЖ и Classmates, который, кстати, ещё жив и посещаем. Аналогом последнего сервиса начавшейся эпохи web 2.0, перетёкшей в web 3.0, в рунете стала социальная сеть Одноклассники.
Сами термины web 2.0 и web 3.0 появились несколько позже, обозначая тенденцию развития Интернета — появление сообществ и большого числа сервисов, предлагающих объединяться в сообщества, группы по интересам, географическим принципам, общей биографии и так далее; создавать контент, а не быть пассивным его потребителем, создавать качественный контент. Настала эра user generated content.
Только за первые шесть нулевых лет появились такие сегодняшние гиганты как Facebook, LinkedIn, My Space, а также кириллический ЖЖ, Одноклассники и ВКонтакте в русском сегменте сети.
И разрослись «этисети» настолько быстро, что сейчас пойман и состоит каждый третий житель Земли (по крайней мере, является пользователем фейсбука). И будет правдой (или в скором времени ей станет), что каждый пользователь Интернета является пользователем какой-либо социальной сети как минимум. Чем не коммуникативная революция?
Но это только количественная сторона вопроса. Если смотреть на этот феномен с позиции качественных изменений, то можно сказать, что произошли очень серьезные сдвиги в общественном сознании, структуре массовых коммуникаций, особенностях межличностных и групповых коммуникации, психологии Интернет-человека. Обозначу коротко и лишь некоторые аспекты, обсуждение же их – тема для целой серии статей.
• Поменялось сознание, а именно восприятие человека.
Еще Макклюэн в прошлом веке заметил, что если печатные средства создают линейный принцип кодификации и восприятия мира, то электронные медиа обусловливают мозаичный принцип восприятия мира.
Для нас нынешних это очевидно. Разные медиа создают разный “образ” мира, приследуя интересы разных групп (государства, бизнеса, политических партий и тд). Но в отличие от наших мама и пап с их подписками на печатные издания, а также эры «телесмотрения», мы можем переключаться между вкладками браузера и видеть разницу формируемых “картинок”, можем получать объективную информацию о событиях, находя материалы незаинтересованных очевидцев. Да что там – сами можем стать источником новостного контента.
• Вертикальная система коммуникаций уходит в прошлое, уступая место горизонтальным связям
До 20 века революционеры пользовались одним единственным но верным средством – они разрушали сложившиеся в обществе вертикальные связи, заменяя их новыми. Сегодня даже на баррикады лезть не надо. Человечество уже фрагментировано до отдельно взятого человека, подключенного к сети Интернет, социальной сети, и теперь нужно только уметь наблюдать поведение этого фрагмента, собирать данные. «Умные машины» на основе наблюдений создадут вероятностные сценарии поведения, смогут смоделировать, запрограммировать поведение этого фрагмента, давая то, что ему нужно и направляя его внимание.
• Появился специальный язык сетевого общения.
Помните старые “преведы-медведы”, “афтор жжот”? И он постоянно развивается. Нынешние «стопицот», «хайпить», «шерить»,«азаза», «хейтер» понятны уже только активным пользователям Интернета, соц.сетей. В английском есть свои примеры, равно как и в других языках. С точки зрения лингвистики это сленг. И появление сленга свидетельствует о возникновении культурного феномена в обществе. В сетевом обществе.
Сенсорная недостаточночность сетевого общения приводит к ошибкам атрибуции: мы не всегда правильно можем интерпертировать текстовое сообщение, так как не хватает невербальной информации: мимики, тона голоса, взгляда, жестов. И уже взависимости от нашего собственного состояния наделяем контент автора смыслами и намерениями. И пресловутые “эмоджи” нас не выручают, ведь смайлик может означать иронию, сарказм, сочувственную или дружественную улыбку.
• Человек стал контентом
Одно дело, когда вы общаетесь в соцсетях со своими друзьями и встречаетесь с ними лицом к лицу в реальной жизни. А если бОльшая часть общения происходит онлайн? Если вы никогда не видели человека, но подписались на его новости? Тут возникает интересный феномен: любой текст (и этой статьи в том числе) оспорить лекго, ум хитёр и изворотлив, и доказать, равно как и опровергнуть, можно всё что угодно (вспомним Канта). С человеком-текстом, человеком-контентом общаться можно как угодно — сотрадание и сопереживание стремятся к нулю, отсюда – в том числе — явление подстрекательств подростков к самоубийствам через соц.сети, троллинг. Да и простая “виртуализация” живого человека. Он больше не из плоти и крови, он – герой рассказа, а значит – ненастоящий.
Теперь каждый с легкостью спецагента из голивудского фильма может обзавестись новой личностью. Создайте хоть 100 акаунтов с разными фотографиями, именами, данными и делайте, что хотите. Хорошо, когда это отражает многогранность интересов пользователя и его внутреннего мира. Или в терапевтических целях: вы взяли имя любимого с детства героя кино или романа. А если нет? Это очень показательно для дейтинг-сервисов. Процветает фейковая индустрия и в фейсбуке.
Полагаю, приведенных количественных и качественных показателей для обозначения перехода от web 1.0 к 2.0 и 3.0 «Пятой коммуникативной революцией” достаточно. Хотя вопрос, конечно, открыт для осмысления, наблюдения Интернет-практиками, социологами, психологами, лингвистами, философами.
Но дальше ещё интереснее.
Искуственный интеллект уже стал частью нашей жизни, пока не в планетарном масштабе, но всё к этому идет по аналогии с развитием социальных сетей. И разработки на базе ИИ для Интернет-среды создают совершенно новые виды и типы коммуникаций.
Сейчас помимо так назваемых “cutting edge technology” (big data, блокчейна, нейронных сетей, крипты, предикативной аналитики) активно развивается прикладное направление кибернетики – искуственный интеллект и машинное обучение, применяемое именно в Интернет-среде, в онлайн-сервисах.
Хотя часто между терминами ИИ и машинное обучение ставят знак равенства, но это не синонимы. Разработки ИИ могут обладать способностью к самообучению на основе обработки большого массива данных (машинное обучение), но могут быть созданы по четко заданным алгоритмам для выполнения узкой задачи и не иметь такой способности.
Яркий пример такого рода разработок — Watson от компании IBM. И текст, и речь, и голос и картинки распознает, и чатится, и учится, и обучает, только что утром кофе не варит.
Социальная сеть Фейсбук встроила технологию обработки естественного языка и выделение «объектов» в речи (чуть больше 20 языков уже, но русского пока нет) в свой мессенджер.
Также для сети Фейсбук создан специальный сервис, помогающий издательствам (а вскоре и компаниям) размещать свой контент с невиданной до нынешнего момента эффективностью. Разработка ИИ, обладающая способностью к самообучению, создает уникальный для конкретного издания портрет целевой аудитории и адаптируется к алгоритму Facebook в режиме реального времени. Ждём версии для компаний!
Совсем недавно в России появилась первая умная социальная сеть для бизнеса, использующая разработки ИИ. Сочетает в себе все возможности профессиональной социальной сети и инструмента для проектной работы. Очень своевременно, я бы сказала, блокировка LinkedIn в России не закрыла, но усложнила пользователям путь к международному профессиональному коммьюнити.
А вариаций на тему олдскульной собеседницы «Элизы» Джозефа Вейзенбаума уже уйма! В медицине, образовании, страховании, рекламе, HR. Японцы уже выпустили «виртуальную жену». Контекст «философского общения» изменили на контекст «рекомендаций» и заработало. Нынешний чат-бот — не просто программа, имитирующая разговор, а система, пытающаяся предсказать наилучший ответ для своего собеседника. Лучшие из них пытаются использовать “эмоциональный интеллект” и подбирать тон ответа клиенту, чтобы вызвать его расположение. В общем, чат-бот вам в слот.
В список проектов, прошедших акселератор ФРИИ в 2018, вошёл Elpis.Global. На основе алгоритмов машинного обучения и обезличенной базы данных медицинских анализов от лабораторий-партнеров помогает врачам быстрее и точнее ставить диагноз.
Теперь не только человек взаимодействует с человеком в Интернете, но и «машина» взаимодействует с человеком. Напрямую, как в случае с чат-ботами, и косвенно – как в случае с другими примерами, «искусственный интеллект» берет на себя функции человека, «невидимо» действуя и сильно расширяя возможности последнего. Зарождается культура абсолютно нового типа общения. Сетевая культура теперь содержит 2 типа коммуникативных горизонтальных связей: HI+HI и AI+HI. (HI — human intelligence)
И конкуренцию user generated content (ugc) теперь составляет «artificial intelligence generated content» (AIgc). Гугловская Magenta пишет музыку, японский AI написал новеллу и прошел первый отборочный тур в национальной литературной премии в 2016 году.
Шестая коммуникативная революция?
Да уже бог бы с ними, с названиями. Что дальше то? Человек-автор умер? Умрёт? Когда? Кто теперь общается с вами в skype/telegrame/viber? Как поменяется и уже меняется наше восприятие, чувства? Не станет ли AI-жена альтернативой полноценных отношений? К чему это приведёт? Существует ли, нужна ли специальная этика в отношении artificial intelligence? Этично ли послать чат-бота на ***? Будем ли одушевлять машину-собеседника, как одушевляем плюшевые игрушки в детском возрасте? А наши дети через 10-15 лет будут? Не будут ли наши внуки воспринимать нас “простейшими версиями чат-ботов”?
Какие современные профессии исчезнут по мере передачи функций «умной машине»? Бухгалтер, личный помощник, hr, преподаватель, консультант? Какие новые навыки нужны для освоения AI и внедрения в повседневную жизнь?…
Спасибо за время и внимание.
Это интересно. Будем думать.
Лана Минина
консультант по digital-коммуникациям
исследователь виртуальной реальности и массовых коммуникаций